Во время распятия Иисус Христос молился за своих мучителей: «Отче! прости им, они не знают, что делают». Над головою Господа была прибита надпись, сделанная Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». После распятия воины взяли одежды Иисуса Христа и разделили между собою; хитон же (верхняя одежда) был не сшитый, а тканый сверху донизу. «Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется», сказали воины и так поступили. Вопросы: Как называлось место, где евреи распинали осужденных? Где оно находилось? Кого повели вместе с Иисусом Христом на распятие? Кто нес крест осужденных? Где распяли Иисуса Христа и двух разбойников? Как молился Иисус Христос за Своих мучителей? Какая надпись была над головою Иисуса Христа? Что сделали воины с одеждами Иисуса Христа? Иисус Христос, распятый на кресте, переносил тяжкие мучения. Гвозди раздирали Его тело, кровь приливала к голове, от жара у Него была сильнейшая жажда; но к этим телесным мучениям присоединились еще и душевные муки: Иисус Христос пришел на землю, стал человеком для того, чтобы Своими страданиями спасти весь мир – всех нас людей; Он добровольно взял на Себя все грехи мира и, распятый на кресте, скорбел о них. Враги Господа не оставили Его в покое и на кресте, они говорили с насмешкою: «Других спасал, а Себя спасти не может; если Ты Сын Божий, сойди со креста и мы уверуем». Даже один из разбойников насмехался над Господом: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник, уверовав, что распятый Христос есть Сын Божий, останавливал своего товарища: «Ужели ты не боишься Бога? Мы осуждены достойно за наши дела, а Он ничего худого не сделал». Потом этот разбойник обратился к Иисусу Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое»; на что Иисус Христос ему ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». При кресте Иисуса Христа стояли Матерь Его, некоторые благочестивые женщины и любимый ученик Его, Иоанн. Спаситель в утешение Матери Своей, указав на Иоанна, сказал: «Вот сын Твой», а потом, обратившись к ученику своему, сказал: «Вот Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Богоматерь к себе в дом и до самой её смерти заботился о Ней, как родной сын. Вопросы: Какие мучения пореносил Иисус Христос, распятый на кресте? Почему Иисус Христос переносил душевные муки? Как относились враги к распятому Иисусу Христу? Что сказал один из разбойников Иисусу Христу? Что ответил другой разбойник? Что сказал Господь второму разбойнику?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Восстань Пророк! Весь мир в пустыне… Пора тяжелая пришла. СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял. ( Иов. 1:21 ). На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние – вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком. Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия. Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги. В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили. Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21 ). Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие – нравственные, душевные. Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова – самый близкий человек – стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему: – Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Всегда вы увидите, что благословение Божие почивает над такой семьей, и радость, тихая, спокойная радость, наполнит сердце ваше, когда вы такую семью посетите. И отчего же бы, братие, и всем нам не жить в такой любви? Ведь тогда бы и на нас благословение Божие почивало, и с нами счастье всегда пребывало бы. Но вы, пожалуй, скажете: " мы не знаем, как стяжать такую любовь? " Если не знаете, так учитесь сему. У кого? Конечно, прежде всего у Господа, Который имел такую любовь ко всем нам, что из-за нее Сам Себя на смерть предал; а затем у живущих со всеми в любви, и наконец, у св. отцов, которые также нередко и словом, и делом подают нам в любви уроки спасительные. Сегодня, для примера, у последних и возьмем урок любви. " ...Любите, братье, друг друга, говорят они, и Бог мира и любви будет с вами. Ничего нет лучше мира и любви: ими всякая вражда и злоба разрушается. Будьте друг к другу милосерды и добры, как и сказал о сем Христос: " Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). И где Я, там и вы со Мною будете. И еще сказал: блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божьими (Мф. 5, 9). И что сего блаженнее, как быть с Богом в Небесном Царствии, в которое всегда Христос зовет нас? Поэтому не отлучайтесь, братие, злобою от Бога, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас и искупившего нас Своею кровью, - и от злоб ваших престаньте. И во всем имейте любовь, которая есть союз совершенства, ибо покрывает множество грехов и смрадные члены душевные исцеляет. Любящий брата своего во свете пребывает; и Бог любовь есть, и страха нет в любви, но совершенная любовь вон изгоняет его. Поэтому, если кто хочет без труда спастись, пусть имеет ко всем любовь, к малым и великим. Любящие мир, возвеселятся в любви. Лучше есть хлеб сухой с любовью, нежели тельца откормленного со враждою " . Видите ли же, братие, сколько благ, по учению св. отцов, дает нам любовь? С имеющими ее Сам Бог пребывает, любовь всякую злобу разрушает, она покрывает множество грехов, исцеляет недуги душевные, имеющий ее во свете пребывает, и она вон изгоняет страх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Всюду в мире человеческом и в природе наблюдается парность. Парность известна и в религии, и в философии, и в антропологии, и в анатомии, и в физике. «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). Интересно отметить, что «сотворил ...человека» сказано в единственном числе и тут же: «сотворил их» (мужчину и женщину) во множественном числе. Разделение на мужской и женский пол проходит через всю душевно-телесную (психо-физическую) природу человека. То есть мужчина и женщина вместе, вдвоем (а не втроем, вчетвером и т. д.) составляют единого человека. Это воссоединение совершается через брак. Соединение это не только телесное (двое в плоть едину), но и душевно-телесное. Брак соединяет мужское и женское и в душе, в характере, в темпераменте, в способностях... Великая ложь и грех полигамии – в нарушении Богом вложенного в человека принципа парности. Моногамия обосновывается и тем, что количество мужчин и женщин одинаково. Если бы истинна была полигамия, то женщин должно было быть гораздо больше. Разделение на два пола, мужской и женский, пронизывает и весь животный мир. «Из всех птиц по роду их, и из всех скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе... мужеского пола и женского» ( Быт. 6:20 ). Но люди образуют пару не только в браке, но и в дружбе. Дружба – это единодушие двух людей. Друг – это второе «я», принимаемое в себя. О друге сказал Давид: «Ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой» ( Пс. 54:14 ). О дружбе говорит Священное Писание. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся» ( Еккл. 4:9–12 ). Эти слова Екклезиаста должно разуметь не только в житейском смысле, но и религиозном. О глубоком религиозном значении дружбы говорит Сам Господь: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Особая сила Духа Святого бывает на двух, собранных во имя Господа, во имя Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий грех коренится в самолюбии, то есть в эгоистической любви человека к самому себе. Подверженный греху человек полагает главную и последнюю надежду в способности использовать свои природные качества, а также возможности, предоставляемые внешним миром, для самоутверждения и самоуслаждения. Таким образом, грех ограничивает жизнь человека стремлением удовлетворять свои индивидуальные потребности и желания, пренебрегая благой волей Божией и благом других людей. Поэтому грех отчуждает человека от Бога как общего небесного Отца, а также от ближних. Грех имеет духовную природу. Разделение грехов на телесные и душевные — условно, так как «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела», и даже грех блуда является «телесным» лишь в том смысле, что «блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор 6:18 ). Человек есть целостное существо, состоящее из души и тела. Все грехи, как телесные, так и душевные, коренятся в единой человеческой воле, и человек несет ответственность за свои греховные деяния. Человек обладает благой природой, но после грехопадения Адама она оказалась зараженной склонностью ко греху. У всех людей как потомков Адама сохраняется свобода воли и потому ответственность за совершенные деяния, но в то же время присутствует склонность к греху, подобная наследственной болезни. От самого рождения человек заражен грехом. Псалмопевец говорит о себе: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс 50:7 ). Грех поразил человеческий род в целом, и окружающий человека мир наполнился различными проявлениями греха. Апостол Иоанн говорит: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин 2:16 ). Даже если человек стремится исполнять волю Божию и не согрешать, он своими силами не может справиться со склонностью ко греху. Апостол Павел пишет: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим 7:2223 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Да, мы больше всех получили, но, может быть, меньше всех исполнили. Об этом тоже надо помнить. В Евангелии сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская... (Иак. 3, 14–15). Здесь апостол Иаков продолжает тему, которую мы затронули в предыдущих беседах. Если мы имеем знания о Божественных законах, если мы обладаем знаниями о воле Творца, о Его власти над нами, то мы должны бесспорно подчиняться этим законам, этой власти. Но если мы только копим в себе эти знания, но ничего из этого не реализуем в своей жизни, — это не мудрость. Это то, что послужит для нас бОльшим осуждением, это мудрость земная, душевная, бесовская. Помните, что мы говорили о бесах: они веруют и трепещут, но эта вера их — вера мертвая, потому что добрых дел они не имеют! И апостол Иаков переживает за тех, кто вроде бы разобрался, что превыше всего — Господь, но при этом все равно не живет по заповедям Божиим. ...ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое (Иак. 3, 16). Надо всячески избегать зависти. Что такое зависть? Если один человек завидует другому, — значит, в своем сердце он уже что-то украл, он уже как бы присвоил то, чего не заслужил; то, что ему не принадлежит. Сварливость... Сварливостью очень часто страдают пожилые люди. Часто, не имея возможности воздействовать на собеседника личным авторитетом, они начинают воздействовать словами: говорят, говорят... День и ночь говорят одно и то же! Этого надо избегать, это не от Господа. Это раздражение своих близких. Некоторые люди уже настолько стали опытными в этой сварливости, что точно знают: " Сейчас этому это скажу — и он взорвется! Другому это скажу — он тоже выйдет из себя! " . И таким образом играют на нервах своих ближних. Так поступать недопустимо! Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3, 17–18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Знают и признают эту истину все, находящиеся в болезнях, а тем более безбрачно живущие. Евангельский богач здоров был, и облачался в порфиру и виссон, веселился во все дни светло, но после кончины своей пошел в пламя огненное и после увеселений временных в муку вечную. Лазарь был нищ и в гное, и лежал перед воротами его, но после кончины своей отнесен был Ангелами в лоно Авраамово (См. Лк. 16:19–25 ). Так один после временного страдания перешел в покой вечный, а другой после временных увеселений в вечное отошел мучение. То же и ныне делается: многие и ныне воспринимают блага свои в жизни своей, но там страдают; и многие здесь страдают, но там утешаются. Что пользы тело здоровое иметь, а душу – расслабленную и немощную? Велико здоровье души иметь, души бессмертной и по образу Божию сотворенной, хотя бы тело немощное и гнилое было. Подлинно все мы желаем здоровое тело иметь, но не умеем им обладать. Лучше телом тлеть и гнить, когда это Богу угодно и нам полезно и нужно, только бы душа свое здоровье получила. Слово Божие и вера святая учит нас, что со здоровой душой некогда и тело соединится, будет здоровое, сильное, красивое, духовное, нетленное, бессмертное и благоцветущее вовеки. Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 1Кор. 15:42–44 и 53; Флп. 3:21 ; 2Кор. 4:16 ). Великим люди считают иметь богатство мира сего. Но для христиан велико иметь богатство душевное, внутри себя, то есть веру живую, благодать Божию и плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5:22–23 ). Это сокровище души христиане великим считают. Богатство мира только служит человеку, а при смерти отступает от него, и отходит он в тот век, как один из нищих и убогих. Не бойся, когда разбогатеет человек или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его ( Пс. 48:17–18 ). Сокровище душевное и здесь внутри себя носит человек, и в тот век с ним отходит, и с ним он является Небесному Отцу, и показывает свидетельство о себе, что он по имени и по существу своему христианин. А богач, который много вещественного богатства имеет, но душевного не имеет, с чем в тот век отойдет и какое о себе свидетельство покажет, что он в мире этом был христианин? Разве то, что много имел? Много имеют и турки, и идолопоклонники. Или то, что имя Божие исповедовал? И бесы веруют, и трепещут ( Иак. 2:19 ). Что пользы иметь сундуки, веществом наполненные, а душу пустую? Нищ тот богач, который внутри сокровища душевного не имеет, хотя и все вне себя имеет. Ублажают люди его, так как много всего видят у него, но перед Богом он окаянен, ибо Бог ничего не видит в нем, кроме нищеты ( Откр. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«И избавит тех, которые, от страха смерти, чрез всю жизнь, подвержены были рабству». До пришествия в мир Иисуса Христа, или до того времени, как Иисус Христос умер за грехи мира и своим воскресением возвестил ученикам своим о победе над смертию и адом, – все люди, сознавая свою виновность пред Богом, находились в страхе, потому что не имели средства к примирению с Богом, и к приобретению душевного мира и успокоения. Поэтому телесная смерть была для них предметом страха, трепета и ужаса: люди сознавали свою виновность, и не знали средства к освобождению себя от этой виновности и страха. Такой страх всех держал в тяжком рабстве, не давая людям свободы и душевного спокойствия. Иисус Христос верующих в Него освобождает от этого страха, как учит Апостол: ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по Духу. Закон бо Духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного и смерти ( Рим.8:1–2 ). «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, и осудил грех во плоти» ( Рим.8:1–3 ). «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» ( Рим.8:33–34 ). Так апостол Павел изображает свободу от страха и рабства, какою ныне владеют верующие в Иисуса Христа. Ныне истинные христиане в смерти видят конец земных скорбей и болезней и переход к лучшей жизни, и с радостною надеждою оставляют эту жизнь. Мученики Христовы не только не боялись смерти, но, среди смертных болезней и страданий, радовались и торжествовали, несомненно уповая, путем смерти, переселиться в обители небесные и там лицем к лицу созерцать и прославлять Господа Спасителя, и вечно блаженствовать во свете славы Его. 16. Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет. «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово». В этих словах Апостол показывает причину, почему Сын Божий благоволил воспринять плоть и кровь, – воспринять естество человеческое со всеми его немощами, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Исходя именно из таких позиций и основываясь на богооткровенном учении о человеке, Православная Церковь и формулирует своё отношение к проблеме трансплантологии в целом, конкретизируя оценку тех или иных частных её аспектов и нюансов, связанных главным образом с их осмыслением в телеологии учения о христианском спасении: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей), — отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », — позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжёлую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определённые нравственные проблемы и может представлять опасность для общества» (XII.7) . Донорство органов как бескорыстное и жертвенное участие в судьбе больного человека (родственника или нет, неважно; важно, что это — твой ближний), конечно, является благородным делом, христианским подвигом, заслуживающим уважения. С другой стороны, посмертное донорство, поставленное, например, на коммерческую основу, или же воспринимаемое (с трагической неизбежностью общественного менталитета нынешних дней) в русле потребительской психологии массового общества, не имеет никаких оправданий; такое восприятие донорства — безнравственно. Действительно, в свете христианского учения о человеческом теле донорство органов имеет неоднозначную оценку. Человек несёт ответственность не только за свою душу, её нравственную чистоту и беспорочность, но и за тело, которое, являясь Храмом Духа Святого, также должно быть чисто и непорочно. Единство души и тела нарушается смертью, но смерть — не то, что изначально естественно для человека, это то, что вошло в мир с грехопадением прародителей и побеждается в Воскресении Христовом. В отличие от многих других религий христианство не воспринимает тело как темницу души, но как храм, что говорит о возможности обожения человека при жизни и о соединении души с телом во время всеобщего Воскресения мертвых: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1 Кор.15:42-44, 52-54).

http://bogoslov.ru/article/5706523

Как полезны животные в быту человека! Они доставляют пищу и одежду, и притом часто самые изысканные. Без шкуры кожи животного никто никуда и выйти не может, особенно зимою: у поселян есть поговорка, что зимою поселянин весь в овце, то есть в овечьей коже и шерсти. В учении о человеке развить мысль о совершенной зависимости его от Бога и по душе и по телу, и привести в подтверждение сего текст: не можешь ни одного волоса сделать белым или черным [ Мф. 5,36 ], или: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? [ Мф. 6,27 ]. В творении четвертого дня раскрыть: что такое наши дни и годы? Дни и годы растений, животных? Как все скоро проходит, изменяется! Проходит образ мира сего [ 1Кор. 7,31 ]. По причине скоротечности мира меньше нужно привязываться к благам мира: пользующиеся миром сим (живущие по-светски, по-мирскому) должны быть как не пользующиеся… и покупающие, как не приобретающие… имеющие жен должны быть, как не имеющие [ 1Кор. 7,29–31 ]. В достижении душевного мира и радости состоит главная цель жизни человека на земле и по достижении его – истинное счастие его, которого ищут все, но не теми средствами, какими должно; но молитва, с верою и с сердечным сокрушением произносимая, и причащение пречистых Таин доставляют человеку этот мир и эту радость; значит, молитва и причащение (разумеется, более или менее достойное) ведут человека к истинному счастию, и значит, когда ты достиг этого, ты достиг цели своей жизни. А научившись из опытов, не только из Писаний, что молитва и причащение животворящих Таин ведут тебя к истинному счастию, полюби от всей души и ту, и другое. Достойно удивления: Бога мы не видим, но ощущаем; живо ощущаем Его в Его действиях на нашу душу, например, во время молитвы, по принятии Святых Даров, так что свидетельства внешних чувств ниже по своей достоверности этого душевного ощущения. Какая надобность до того, что я не вижу или не слышу того, что по своей природе не подлежит грубым чувствам? Кристалловидный зрачок или слуховые органы, как вещество немощное и само по себе мертвое, конечно, весьма ограничено в своих действиях и служит только для зрения вещества или слуха, и то не всякого: есть вещи, которые по ничтожному своему объему или по отдаленности незримы, или некоторые малые сотрясения неслышимы. Достовернее гораздо ощущение души, которая имеет у себя в услужении и все чувства внешние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010