Поколение puzzle и новый творческий метод Каждому Великому посту положен свой «Тангейзер», панк-молебен или еще какое шоу 26 марта, 2015 Каждому Великому посту положен свой «Тангейзер», панк-молебен или еще какое шоу Елена Фетисова – о разнице между творчеством и «креативностью» Должны же христиане от молитвы на что-то отвлекаться «под благовидным предлогом». Просто так в пост висеть в сети – вроде бы стыдно, а тут, выходит, «висишь» не просто, а с радением о Церкви, и с ревностью сердечной о вере читаешь вопиющие новости… Честно сказать, в этот раз я сознательно даже не открывала скандальные вкладки. Потому как – ну что изменится от того, что я лишний раз прочту про «Тангейзера» Вагнера. С меня за него не спросят, да и не Вагнера вовсе тот Тангейзер (если учесть, что Вагнеру принадлежит не только музыка, но и, собственно, сюжет). Но информация – штука хитрая, влез в интернет – попробуй, не получи ее. Так что да: я тоже в курсе, что в далеком Новосибирске кому-то удалось перетряхнуть очередной классический сюжет, в котором рыцарь Тангейзер вырывается из грота Венеры с помощью молитвы к Матери Христа… А новый сюжет построен так, словно на уроке истории искусств кто-то проснулся на этих словах на задней парте и захлопал глазами: – А? Чё? Христа? Венеры? У Венеры? А… так и запишем, – и снова носом в парту. Пускай отоспится, бедненький… А если серьезно, то даже мы, молодые жены и матери, все-таки можем и из «Тангейзера» на новый лад извлечь для себя урок, вполне полезный в нашей повседневной практической жизни. Это урок педагогический. Урок о том, как именно нам стоит развивать в своих детях дар творчества – и как не стоит. Современные тенденции «перетолковывания» чужих сюжетов – они не совсем современны, хотя сам метод «толкования» по-своему нов. В общем-то, и Вагнер работал с несколькими легендарными и историческими сюжетами, синтезируя их в опере «Тангейзер»; и Пушкин любил стихотворные переводы-переложения, и всякое вообще искусство не чуждо частичному переложению и подражанию.

http://pravmir.ru/pokolenie-puzzle-i-nov...

Новости Игумен Петр (Мещеринов): Уважение к человеческой личности – пастырский урок митрополита Антония Сурожского 29.09.2007 21:45 Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Уважительное, бережное отношение к каждой человеческой личности, основанное на Евангелии,  свобода от церковной «идеологизации», нравственная ответственность христианина – на эти черты духовного наследия митрополита Антония Сурожского обратил внимание игумен Петр (Мещеринов), выступая 28 сентября на открытии первой международной конференции, посвященной осмыслению наследия одного из самых известных русских пастырей ХХ в. Форум,  организованныйй Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Библиотекой-Фондом «Русское Зарубежье», проходит в Москве 28-30 сентября. В своем докладе игумен Петр выделил несколько главных признаков духовного делания митр. Антония, рассматривая их в контексте современной церковной жизни в России. Во-первых, по утверждению докладчика, пастырский опыт митрополита Антония «очень отличался от той системы духовничества, которая сложилась в нашей сегодняшней церковной жизни: владыка был подлинным делателем Жатвы Христовой, но отнюдь не духовником в нашем традиционном, идеологическом понимании», когда духовник зачастую «подменяет собой Христа», лишая своих чад самостоятельности и личной ответственности. Докладчик отметил, и это многократно подтверждали другие участники конференции, что  митрополит Антоний совершенно не занимался «прямым устроением чьих бы то ни было судеб». Главная его задача как духовника – «свидетельствовать,  показать, обнаруживать перед всеми, что значит Христос в его жизни, и предлагать своим духовным чадам: если хотите – идите к Нему, только сами». «Вот в этом «сами» и коренится пастырский метод владыки, который базируется на глубоком, подлинно евангельском уважении к личности человека, к свободе его нравственного выбора», -- отметил о.Петр. Второй краеугольный камень жизни и проповеди митрополита Антония – это Евангелие. По наблюдениям докладчика, в нашей православной действительности Евангелие «не популярно, не оно определяет наше существование». Нынешняя церковная идеология предлагает православным христианам принцип, чётче всего сформулированный святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Евангелие – через Отцов». О.Петр подчеркивает, что этот принцип совершенно необходим для понимания догматического, вероучительного смысла Священного Писания, однако его нельзя распространять «на весь объём христианской жизни -- на практике, в личной духовно-нравственной сфере, он не реализуется, ибо, коль скоро нет фундамента Писания, этот принцип «повисает в воздухе». Все проповеди митрополита Антония свидетельствуют о том, что он «положил в основу своей жизни именно Евангелие», и этот его «чистый и подлинно церковный «евангелизм» многих обратил к вере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Виктор Шаталов: «Знания – первичны» 16.12.2020 724 Время на чтение 7 минут Недавно Донецк прощался с человеком-эпохой, известным учителем-новатором Виктором Шаталовым. Он скончался на 94-м году жизни, посвятив свою жизнь обучению подрастающего поколения совершенно уникальными методами. Печальную новость сообщил 20 ноября депутат Народного Совета ДНР Владислав Русанов. «Этой ночью на 94-м году жизни ушёл из жизни Виктор Фёдорович Шаталов – советский, российский и украинс кий педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990). Заслуженный учитель Украинской ССР (1987). Почётный доктор Академии педагогических наук Украины. Ветеран Великой Отечественной Войны. Член Союза писателей Донецкой Народной Республики». Сообщение об уходе из жизни В.Ф. Шаталова Родился Виктор Шаталов в Сталино (Донецк) накануне первомайских праздников – 30 апреля 1927 года. Он ушёл в армию добровольцем, не дожидаясь 18 лет. Красноармейцы к тому моменту добивали гитлеровцев. А новобранца Шаталова отправили на Дальний Восток, где он участвовал в боях против Японии вплоть до полного окончания Второй мировой войны. Служба продолжалась до 1951 года, демобилизовался Шаталов в звании старшего матроса береговой охраны. После возвращения домой поступил в местный педагогический институт и стал учителем математики. С начала своей практики он начал вводить необычные методы обучения. Они настолько отличались от привычных приёмов, что многие коллеги Шаталова и чиновники от образования предпочитали считать идеи новатора «шарлатанством», не вникая в их суть. Но всё же в 1970-1980-е имя Виктора Шаталова зазвучало по всему СССР и за рубежом. Известность пришла к нему в одночасье – после статьи в «Комсомольской правде» о его методе, позволявшем постигать науки комплексно, без дробления (как это предусмотрено обычной школьной программой). «Метод Шаталова» сокращал время обучения в школе на два-три года, он буквально творил чудеса: за один урок можно было пройти пятнадцать (!), а вчерашние троечники наперебой рвались отвечать по геометрии, алгебре, физике. «Середнячки» становились отличниками, а классы, где преподавание велось по методике В.Ф. Шаталова, настолько успешно сдавали экзамены, что и руководство школ, и всевозможные проверяющие лишь разводили руками от удивления. Последние при этом пытались понять, в чём же подвох. А не было никакого подвоха. Был великий педагог и его великолепная методика, а ещё были влюблённые в профессию учителя. Лучше всего получалось у тех, кого поддерживали – и школьный коллектив, и директор. Шаталов считал, что так и должно быть, такая поддержка – залог успеха.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/16/viktor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маски фанатизма Этиология политического популизма 27.01.2021 3637 Время на чтение 7 минут Волны протестов, прокатившиеся 23 января в России, преподнесли удручающий урок: «оппозиция», перейдя к открытым экстремистским акциям – погромам и провокациям, при поддержке целого ряда СМИ, перешла красную черту. Какова этиология столь опасного социального явления, воплощающегося в различных формах экстремизма? Что заставляет эмоциональных подростков разорвать нормальное течение жизни и вести диалог с властью посредством погромов и провокаций? Гнездом этих явлений является радикализм, доведенный до фанатизма, откуда, словно коршуны, в поисках жертвы вылетают ожесточенные хищники. Очевидно психоаналитический метод, ориентированный на отображение скрытых, бессознательных и подсознательных оснований человеческой жизни, является весьма эффективным для отображения феномена политического фанатизма, его природы и структуры. В свете психоанализа природа деструктивного фанатизма выступает как проблема шизоидного расстройства личности. Дело здесь в том, что проблема идентичности на индивидуальном уровне выступает как проблема отождествления, идентификации двух сторон личности: «я» и «самости», взаимодействие между которыми складывается отнюдь не просто. Однако здоровый человек все же не утрачивает связь со своей самостью, субъективностью и телом. Патология же связана с рассогласованием между индивидуумом и его самостью. Тело шизофреника есть тело-чемодан, его содержание определяется внешней средой, с которой он взаимодействует. Это связано с тем, что шизофреник обладает зеркально интервентируемой структурой обладания: не он обладает миром, но некто и нечто обладает им. Поэтому жизнь психически больного человека героическая. Отсюда характерные имена, с которыми он себя идентифицирует: «Наполеон», «Маршал», «Фараон» и т.п. Все это симптомы тяжелейшего душевно-духовного кризиса индивидуальной идентификации. Однако шизоидные процессы рассогласования между «я» и «самостью» могут обретать и параноидальные инвестиции, охватывая как отдельных индивидуумов, так большие группы людей, включая целые нации.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/27/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Невыученные уроки: Размышления о фильме отца Тихона (Шевкунова) 05.03.2008 424 Время на чтение 6 минут 3 марта 2008 года в большом актовом зале Московской Духовной Академии состоялся показ фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Гибель империи: Византийский урок " . Портал Богослов.Ru публикует критические размышления о фильме преподавателя Академии В. В. Буреги. Редакция портала надеется, что эта публикация станет началом плодотворной дискуссии. Когда я смотрел фильм отца Тихона, то не мог отделаться от ощущения, что нечто подобное уже видел. Довольно быстро я понял, что мне напоминает эта лента. Напоминает она голливудское историческое кино. Очень похоже. Похожим было, увы, и чувство внутреннего неприятия, возникшее при просмотре. История как пропаганда В голливудских фильмах на исторические темы прошлое используется лишь как метод пропаганды правильного понимания современности. Поэтому исторические события здесь преподносятся особым образом. За примерами далеко ходить не надо. Вспомним хотя бы " Гладиатор " Ридли Скотта (Великобритания - США, 2000). Главный герой фильма (актер Рассел Кроу) мало похож на жителя Древнего Рима. Это идеал современного западного человека. Он - борец за демократические ценности (в их современной западной трактовке), противник монархического деспотизма. Другой показательный пример - нашумевший фильм Вольфганга Петерсена " Троя " (Великобритания - Мальта - США, 2004). Он вышел в свет в разгар Иракской кампании. И потому сюжет скорее рождал у зрителей весьма неслучайные ассоциации с современностью, нежели оживлял в памяти Гомеровские тексты. Так что американское (и не только) историческое кино почти всегда представляет зрителю лишь отчасти связанные с историей идеологические конструкции. При этом пропагандистский эффект таких картин, как правило, весьма значителен. Ведь немалая часть обывателей (и в России, и на Западе) формирует сегодня свои представления об историческом прошлом, главным образом, на основании художественных фильмов. В сравнении с этим " самым важным из искусств " меркнут не только школьные учебники, но и исторические романы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  5.0 из  5) Дети не всегда хотят учиться, дети не всегда хотят ходить в школу. Даже в воскресную. Хороший учитель старается не только интересно преподать урок, но и поощрять детей. Поощрять их приходить в воскресную школу вовремя, поощрять их слушать и запоминать Библейские события. Гусеница (поощрение малышей) Этот метод поощрения посещаемости — для самых маленьких. Если в вашей воскресной школе дети пользуются тетрадками, то этот метод вы сможете использовать. В начале учебного года или же при заведении новой тетрадки раздайте всем детям небольшой кружочек из цветной бумаги с глазками и ротиком. Это будет голова гусеницы. Если ваши дети уже умеют рисовать, то глазки и ротик они могут нарисовать сами. Пускай каждый ребенок приклеит этот кружочек себе в тетрадку на первую страницу. Когда дети придут на следующий урок, то опять раздайте им по одному цветному кружочку. И пусть они опять вклеят его в свою тетрадочку рядом с первым. И так делайте на каждом уроке. За одно посещение ребенок получает один кружочек. В его тетрадочке должна получится гусеница. Совет: Когда выдаете кружочки, то за одно занятие выдавайте кружочки одинакового цвета, иначе дети могут не поделить их между собой. Паровозик (поощрение малышей) Как поощрять детей посещать воскресную школу? Вот один из советов. Вам понадобится большая доска или лист ватмана. Для каждого ребенка в левой части доски наклейте паровозик. Когда мальчик или девочка приходят на занятия, то к их паровозику добавляется один вагончик. Таким образом, через несколько занятий это будет целый поезд. Соревнование состоит в том, чей поезд длиннее (то есть у кого больше вагонов). Особенность этого метода состоит в том, что детям не надо считать (особенно, если они еще не умеют). Они могут сравнивать свои поезда по длине, ведь они расположены на доске друг под другом. А чтобы различать поезда, можно приклеить маленькие фотографии детей в окошко паровоза (то есть на каждом поезде — фотография ребенка-владельца).

http://azbyka.ru/deti/metody-pooshhreniy...

В.Расторгуев " Понятно, почему либеральные средства массовой информации так ожесточенно ополчились на вышедший на прошлой неделе фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) " Гибель Империи. Уроки Византии " , называя его " образцом нового российского агитпропа " . На все, что противоречит их собственным представлениям, они привыкли навешивать разного рода ярлыки. На мой же взгляд, этот фильм очень актуален. И хотя я бы сказал, что он достаточно прямолинеен, но, тем не менее, наверное, в условиях нынешней ситуации так и надо поступать. Ведь телеаудитория – это люди, так сказать, с причудливым, сложным мировоззрением, их головы подчас засалены и загрязнены нечистой информацией. Поэтому, на мой взгляд, именно так, прямолинейно, наверное, и надо людям объяснять, чтобы они осознали: Россия сейчас находится в сложнейшей ситуации, когда всем и каждому надо сделать выбор. И от этого выбора будет зависеть само существование России как государства, как цивилизации " , – заявил " Русской линии " , заместитель главного редактора журнала " Трибуна русской мысли " , заведующий кафедрой теоретической политологии философского факультета МГУ, д.филос.н., профессор Валерий Расторгуев, комментируя полемику, развернувшуюся вокруг показанного на прошлой неделе на канале " Россия " фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Гибель Империи. Уроки Византии " , трактующего историю падения Византийской Империи в русле вызовов, которые стоят перед современной Россией. Представители либеральной интеллигенции немедленно поспешили окрестить фильм " творением, которое смело можно занести в коллекцию нового российского агитпропа " , " историческим детективом " и т. д. Константинополь. Храм Святой Софии, превращённый в мечеть. Литография 1852 г. " Я бы со своей стороны сказал, что это даже не фильм, а, положительно, притча. Эта картина в определенной мере является рассказом, в иносказательной форме содержащим в себе нравоучение " , – отметил В.Расторгуев. " Что же касается вопроса о строгости исторических аналогий, о том, как они проводятся в фильме, то, я полагаю, автор имеет право на свои собственные умозаключения. Даже самый искушенный историк может использовать в своей практике этот метод. В науке он имеет даже специальное название – метод нарративации. При использовании этого метода история уподобляется поучительному рассказу. Но в данном случае, повторяю, это не просто рассказ, а притча. Можно, конечно, до бесконечности заниматься выявлением разного рода спорных моментов в трактовке исторических событий. Но ведь никто не будет спорить с тем, что в исторической науке существуют разнообразные точки зрения, трактовки тех или иных событий, и это вполне нормально и ни кого не шокирует " , – добавил ученый.

http://pravoslavie.ru/36383.html

Фото: freepik.com Бьет по рукам, ноты летят в окно, весь урок стоит крик. Правда ли, что стать музыкантом можно только у педагога-тирана Профессор консерватории – о насилии в музыкальной школе 23 июля, 2023 Профессор консерватории – о насилии в музыкальной школе Фото: freepik.com Многие преподаватели музыки по-прежнему используют в обучении прямое насилие, выкидывая ноты в окно, тыкая детей в спину и унижая психологически. Сейчас под домашним арестом находится выпускник Московской консерватории Мгер Махсудян, который издевался над ученицей. На следствии он заявил , что это обычные педагогические методы и что его самого учитель бил по рукам и ногам. Профессор Ольга Мартынова рассказала «Правмиру», что с ней поступали в музыкальной школе не лучше, но она избрала другой метод убеждения. Можно ли вообще сделать из ребенка профессионального музыканта путем насилия? – отвечает Ольга Мартынова, преподаватель школы имени Гнесиных и Московской консерватории, одна из основательниц российской клавесинной школы. Принуждение – это не значит, что ребенок коленками на горохе стоит  – Весной года] в интернете появилось видео с выпускником консерватории Мгером Махсудяном, где он обзывает свою ученицу тупицей и бьет ее. Какие мысли у вас были, когда вы это видео смотрели?  – Я это видео очень не хотела смотреть. Когда этот скандал всплыл, было понятно, что там ничего хорошего нет. Конечно, все, что там происходило – абсолютно за гранью реальности для меня. Это дичь. Но я знаю, что для многих тысяч людей это совершенно в порядке вещей: рукоприкладство, оскорбления во время урока. Единицы психически устойчивых детей могут выйти из этой ситуации неповрежденными. Обычно это для всех травма, сразу, с первого раза. Ольга Мартынова с учениками. Фото: Анна Лапухина/olgamartynova.com Я в этой системе с самого детства. Я училась музыке по полной программе с 6 лет, включая аспирантуру, и теперь преподаю. Многие коллеги со мной не согласятся, но никакого вида насилия вообще не должно быть. Образование без этого возможно. Но между принуждением и насилием есть разница. И когда мы говорим «принуждение» — это разве означает, что ребенок коленками на горохе стоит? Конечно, нет.

http://pravmir.ru/bet-po-rukam-noty-lety...

– Приведите пример, когда и о вас со стороны кто-то сказал что-то эдакое. – У меня был такой случай недавно. Прихожу на урок к первоклашкам и обнаруживаю, что нет мела. Говорю: «Ребята, простите, забыла цветной мел». А с последней парты (именно оттуда изрекаются перлы), звучит почти как приговор: «Ну, в вашем преклонном возрасте это и не удивительно». И теперь при каждом удобном случае, если забыла цитату или какую-то фразу, я добавляю: «В моем преклонном возрасте…». – Кстати, как коммуникативный метод преподавания соотносится с цитацией и наличием учительского конспекта на уроке? – Они, безусловно, нужны: если первые предполагают обязательное присутствие на уроке, то от наличия последних перед свои носом на уроке лучше отказаться. Даже самый исключительно подготовленный урок пойдет прахом, если вы не увидите реакции ребят на ваши слова, выражения их глаз, их эмоции. Конспекту, конечно, будет приятно ваше пристальное внимание к нему, но учащиеся вряд ли оценят глубину вашей мысли и широту размаха затронутой темы. А последняя, при всех своих габаритах, обязательно должна быть живой и интересной, а не искусственно выдуманной. – А какая, по-вашему, тема может заинтересовать подростковую аудиторию? – Хотя бы такая: выворачивание наизнанку, осквернение и обессмысливание христианских истин. Проблема не нова, но актуальна, и ее очень точно, шаг за шагом, не нарушая причинно-следственных связей описал Салтыков-Щедрин в своей повести «Господа Головлевы». Вообще – удивительный писатель, мудрый христианин, тонкий психолог, духовно ориентированный в своем бурном веке. Он всегда обращался к нравственным переменам, происходящим в душах людей. И нравственность для него всегда зиждилась на религиозных основах. И таких писателей в отечественной литературе – великое множество. Их опыт, изложенный на бумаге, – это кладезь мудрости. Если вас однажды спросит юноша, пришедший в воскресную школу не по своей воле, а лишь бы родители не досаждали ему: «А зачем все это нужно – Церковь, религия?.. И сидя дома можно верить в Бога. Зачем еще куда-то ходить?» – приведите ему слова Достоевского: «Вера – это содержимое, важное, нужное, всякому полезное, а Церковь – это сосуд для хранения, сберегания и, если хочешь, оберегания драгоценного содержимого. Если этот сосуд разобьется, исчезнет, в нем появиться брешь, то что же произойдет с его содержимым?» Пусть пытливый молодой человек сам закончит мысль, ответив на вопрос.

http://pravoslavie.ru/4728.html

Феодор Мопсуэстийский (родился в 350 г. в Антиохии) – один из главных протагонистов несторианства, чьи сочинения заменили в каноне Низибисской школы труды самого Ефрема Сирина . Феодор довел до логического предела метод Диодора. Во главу угла он поставил филологию и историю 61 ; он охотнее признавал в библейском тексте ошибки переписчиков, чем смысловые разломы, за которыми александрийский ум обычно видел иносказание. Типологию Феодор признавал только провиденциальную и только на основе реального сходства событий. Прообраз имеет место тогда, когда очевидна гипербола в рассказе об исторической реальности. Иоанн Златоуст (344–407), святитель, архиепископ Константинопольский. Учился вместе с Феодором Мопсуэстийским, состоялся как незаурядный пастырь в Антиохии, почему может рассматриваться как представитель этой школы. Вопреки распространенному мнению, что св. Иоанн Златоуст был не столько мыслителем, сколько проповедником 62 , его герменевтическая рефлексия отличалась большой самостоятельностью на фоне школьной полемики того времени. С одной стороны, св. Иоанн Златоуст подчеркивал событийность библейского текста, цель которого – «не опускать ни одного события … но сообщать нам истинное понятие обо всем». При этом отрицаются попытки (свойственные Филону и Оригену ) все неблаговидные поступки героев библейского повествования обратить в аллегории: «Оно не умалчивает и о добродетелях праведников по зависти и не прикрывает их прегрешений по пристрастию, но все представляет нам на вид, чтобы мы имели пред собой образец и урок» (Беседы на книгу Бытия) 63 . С другой – он призывал «напрячь внимание и разыскать, что скрывается во глубине слов» (Там же) 64 . В толковании на книгу Деяний апостольских св. Иоанн Златоуст выделяет семь различных смысловых фигур в библейском тексте: 1) пророчество; 2) повествование; 3) притчу; 4) иносказание; 5) образ; 6) прообраз; 7) благовестие. В Ветхом Завете «сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено, но, как сокровище некое, положено в великой глубине». Сделано это, объясняет св. Златоуст, не случайно, а «для пользы людей того времени». Таким образом, он разделял александрийскую идею о том, что Истина поступательно разворачивалась в истории до первого пришествия Христова. Принимал он также мысль о педагогическом значении такого развития: знание «положено в глубине» для того, чтобы человек искал его «с усердием и трудом» (Беседы на Евангелие от Иоанна) 65 . «Обыкновенно, – пояснял св. Иоанн, – что обретается с трудом и изысканием, то глубже внедряется в нашем уме, а что – легко, то скорее и улетает из нашего сердца» (Беседы на книгу Бытия) 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010