Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  5.0 из  5) Дети не всегда хотят учиться, дети не всегда хотят ходить в школу. Даже в воскресную. Хороший учитель старается не только интересно преподать урок, но и поощрять детей. Поощрять их приходить в воскресную школу вовремя, поощрять их слушать и запоминать Библейские события. Гусеница (поощрение малышей) Этот метод поощрения посещаемости — для самых маленьких. Если в вашей воскресной школе дети пользуются тетрадками, то этот метод вы сможете использовать. В начале учебного года или же при заведении новой тетрадки раздайте всем детям небольшой кружочек из цветной бумаги с глазками и ротиком. Это будет голова гусеницы. Если ваши дети уже умеют рисовать, то глазки и ротик они могут нарисовать сами. Пускай каждый ребенок приклеит этот кружочек себе в тетрадку на первую страницу. Когда дети придут на следующий урок, то опять раздайте им по одному цветному кружочку. И пусть они опять вклеят его в свою тетрадочку рядом с первым. И так делайте на каждом уроке. За одно посещение ребенок получает один кружочек. В его тетрадочке должна получится гусеница. Совет: Когда выдаете кружочки, то за одно занятие выдавайте кружочки одинакового цвета, иначе дети могут не поделить их между собой. Паровозик (поощрение малышей) Как поощрять детей посещать воскресную школу? Вот один из советов. Вам понадобится большая доска или лист ватмана. Для каждого ребенка в левой части доски наклейте паровозик. Когда мальчик или девочка приходят на занятия, то к их паровозику добавляется один вагончик. Таким образом, через несколько занятий это будет целый поезд. Соревнование состоит в том, чей поезд длиннее (то есть у кого больше вагонов). Особенность этого метода состоит в том, что детям не надо считать (особенно, если они еще не умеют). Они могут сравнивать свои поезда по длине, ведь они расположены на доске друг под другом. А чтобы различать поезда, можно приклеить маленькие фотографии детей в окошко паровоза (то есть на каждом поезде — фотография ребенка-владельца).

http://azbyka.ru/deti/metody-pooshhreniy...

И это оказывается еще более сложной задачей. Даже если ваша память многое удерживает, переложить знания из своей головы в другую практически невозможно. Оказывается, что знания вообще без искажения не передаются, хотя у многих педагогов, учителей и воспитателей часто возникает такая иллюзия. Вот проводишь урок, рассказываешь, дети тебя слушают открыв рот. Думаешь: «Как хорошо сегодня получается»,– удовлетворение испытываешь от того, что ребята внимательны. Закончился урок, проходит неделя, ты в следующий раз с ними встречаешься, начинаешь спрашивать: оказывается, они почти ничего не помнят, как будто вы вообще ничего не проходили, – хоть под дулом автомата допрашивай! На прошлом уроке вы им те же вопросы задавали, и они на них легко отвечали. А теперь могут сказать: «А вы нам этого не рассказывали». Это педагога вводит в транс. Здесь следует вспомнить один очень эффективный метод, изобретенный известным нашим педагогом Виктором Федоровичем Шаталовым, – использование опорных сигналов. Рассказывая что-то, Шаталов рисует на доске некую схему, опорные сигналы – какой-то образ, значок, квадратик. И оказывается, что с их помощью человек усваивает примерно в 10 раз больше. Когда ему снова дают такой опорный сигнал, он вспоминает, у него в голове вспыхивает, что за этим стоит, какие знания ему передавались. Слово и зрительный образ составляют устойчивую связь, которая является золотым правилом дидактики. Существует более 400 зафиксированных методов обучения. В нынешний век технологий придумано также множество всяких изощренных психологических способов навязать человеку то, что ему не нужно, но врезается надолго в память помимо его воли. На какой вопрос отвечает следующий элемент нашей системы? – «Зачем?» – Есть такой вопрос, он стоит в центре, с него все начинается. А зачем это надо? Какой смысл? Что является целью? Вопросы очень близкие, но не совсем совпадающие. Цель, как правило, объективная, ее ставит сам педагог. Цель нашего урока – чтобы вы что-то усвоили, расположились к чему-то. А «зачем?» – это уже психологический, внутренний мотив.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Письмо псковского старца Филофея к Великому князю Василию, обращение митрополита Московского и всея Руси Макария к молодому Ивану Грозному, патриаршие послания Никона к царю Алексею Михаиловичу — все они содержали в себе некий знаменательный и важный " византийский урок " . Вообще, мысль о том, что история может кого-то чему-то научить, яростно отрицается гуманистической культурой. История отдана на откуп историкам, которые, используя так называемый критический метод, заняты " глубинным бурением " прошлого. И каждый сидит на своем маленьком прииске, процеживает мертвую породу разнородных — подтвержденных и не очень — фактов. Прозрачный художественный символизм, явленный в работе отца Тихона, отсылает к " Слову о полку Игореве " , в котором история предстает не как пыльный склад, кладбище навсегда ушедших событий, но как незаменимое орудие жизни, как бесценный опыт, как инструмент знания о человеке и о Боге. Именно эту, еще одну вполне забытую традицию, воскрешает премьера фильма " Гибель империи. Византийский урок " … Но теперь по существу. Причин, по которым фильм Тихона так значим и так уже известен несколько. Первая заключена в том, что прямая и очевидная апелляция к Византии, подчеркивание особой ценности для России ее истории и опыта, возвращает нас в " правильную " систему координат, в которой только и может существовать наша великая континентальная держава. Именно византийский контекст возвращает нас в режим " Москва — Третий Рим " . А понимание Западной Европы как извращенной периферии, как царства заката, как территории великого отпадения — основа, квинтэссенция русской сакральной географии. Эти знания — как и другие Великие реликвии — были тайно увезены нашими предками из захваченного крестоносцами Константинополя. " Греческая вера " и ромейское имперское сознание стали нашим достоянием, главным нашим сокровищем. Сегодня — да и не только — гигантская махина мировой пропаганды пытается сделать из русских периферийное общество, выбить у нас из лап державу и скипетр, заразить сознание людей комплексами неполноценности и преклонения перед Западом. Западники всех времен и мастей склонны видеть в России неполноценную " недоцивилизованную " Европу. Рассказ о Византии создает иное видение проблемы Восток—Запад.

http://pravoslavie.ru/36423.html

Но для детей такой путь невозможен. Если ты просто приходишь и рассказываешь детям, пусть даже ярко и красиво, но так, как взрослым, какие-то богословские истины, то урок Закона Божьего превращается, действительно, просто в урок, в лекцию. У ребёнка нет понимания, что что-то нужно отложить на потом, что-то может пригодиться впоследствии. Если эти данные не востребованы в его детской жизни, они быстро выветриваются из его головы. Отец Константин : Я договорю про дореволюционное время. Были, конечно, какие-то кружки при храмах. Но чаще всего так называемый Закон Божий, или предмет законоучительства, входил в сетку классных часов. Это и был самый большой изъян. Учение о Боге преподавалось как лекция, как некая сумма информации. Дети и воспринимали этот предмет наряду с другими, в той или иной мере нужными им или не нужными. Если была возможность избежать такого урока, то и слава Богу, думали дети, и с криком и гиканьем срывались и бежали играть на улицу… Елизавета : Получалось так, что дети знали целый ряд каких-то догматических, богословских положений, но совершенно никакого отношения к их личной жизни это не имело. И когда в России после 70 лет безбожия началось возрождение воскресных школ, именно такой метод преподавания стали возрождать. Отец Константин : Есть еще один момент, который был перенят нашими возрождавшимися после перестройки воскресными школами. Это самый серьезный и сильный изъян и в дореволюционной практике, и в той, которая чаще всего и существует у нас сейчас. Это неумение преподать детям правильно Священную Библейскую историю. О богослужении еще можно рассказать ярко, если человек чувствует богослужение как красоту, как пир Царства, совершающийся на земле. Церковную историю можно рассказать как серию захватывающих рассказов о каких-то героях, подвижниках духа. Но мы знаем, что краеугольным камнем нашей веры является Священное Писание . Так вот, существует страшная, грустная, не преодоленная и поныне в некоторых местах тенденция: преподавать Ветхий Завет как цикл сказок, цикл интересных и ярких легенд, абсолютно никаким образом не имеющих отношения к жизни человека.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Некоторые настолько привыкли, что на них учителя голос повышают, что мне напрямую говорили: «Вам надо на нас покричать». Я сказал, что кричать не буду, а работать нам как-то надо. Хорошо помогают шутки. Бывает, ведешь урок, а два восьмиклассника начинают драться за партой. Говорю обычно на это: «Парни, хватит обниматься. Давайте не здесь». Посмеялись — успокоились. Для тех учеников, кто заявляет, что не будет делать то же самое, что и все, тоже есть метод. Иногда ребенку необходимо внимание, с ним нужно поговорить. Помогает, когда немного ему поменяешь задание. И тогда он чувствует себя особенным. Когда дети галдят, могу попросить выйти ненадолго или ставлю в угол, как малышей. Недавно стояли семиклассники по всем четырем углам кабинета. Отдышались, успокоились, продолжили заниматься. Кричать не буду, могу изменить тональность голоса. Хорошо помогает поменять план урока. Вместо того, чтобы посмотреть обещанный фильм, дать задание переписать что-то из учебника. Это успокаивает, в классе налаживается тишина, ну и от переписывания реальная польза для «грамотеев», которые пишут с ошибками. Зато в следующий раз урок проходит идеально, интерес учителя и учеников взаимный, успеваем много. — Школа — комфортное место без стресса. Слушаю вас, и не верится. Это не утопия? Такое возможно? — Возможно. В финских школах детям нравится учиться. Еще пример — сингапурские школы. Там ученики знают, зачем они учатся.  Есть прекрасные частные школы в России. «Апельсин» в Питере. Дети там хотят учиться, а учителям нравится учить. Все подчиняется именно этой идее. В Подмосковье есть школа «Ласточкино гнездо»… — Почему тогда вы для себя не выбрали формат частной школы? — Хочется из обычной сделать классную школу. Но по щелчку ничего не бывает, конечно. У нас уже все должно быть как в лучших школах мира. Первый ФГОС (Федеральный государственный стандарт. — Прим. ред.) появился еще в 2014 году. Уже тогда, шесть лет назад, там было прописано все, что мы сейчас делаем в нашем 5-м классе. Это и развитие мягких навыков, и атмосфера в школе, и многое другое.

http://pravmir.ru/brosil-shkolu-zhil-na-...

Просто и немногосложно было первоначальное домашнее обучение в 1-ой четверти 19 века; тогда не знали нынешних разных новейших метод обучения с целью развития главным образом рассудка, а просто учили читать и писать по гражданской и в то же время церковной печати, – учили по буквосослогательному способу, начиная от исчисления букв, слогов, слов и переходя наконец к чтению часовника и Псалтири. Способ ведения обучения простой и безыскусственный: мальчик имел пред собою азбуку или часовник, в руках у него нередко была указка, которою указывал произносимыя им буквы или слоги или целыя слова. Учитель следил лишь за правильностью произношения, ошибки поправлял, более же внимательный из учителей нередко и сам наперед прочитывал урок. Письму тоже учили просто: учитель разлинует тетрадь, очинит гусиное перо, которым тогда только и писали, пропишет сам строчку или две палочек, крючков, букв, складов или целых слов и цифр; ученик в остальных линейках списывает, стараясь с точностью копировать. Когда писание оканчивается, урок считается оконченным, и мальчик получал свободу. Так шло домашнее обучение и воспитание изо дня в день. Обучали и молитвам, и священной истории, в редких случаях – начальным правилам грамматики и первым действиям арифметики; но это последнее не составляло необходимых предметов, без знания которых невозможно поступить в духовное училище; можно было ограничиться только чтением и письмом, как это в большинстве случаях и бывало с детьми духовного звания. Правда, такое домашнее обучение было механично и не слишком развивало рассудка, но оно было церковно и весьма добро по направлению: с другой стороны – без нужды не насиловало умственных способностей, не возбуждало их к ранней деятельности, что нередко замечается в настоящее время. Наконец, указанная метода давала возможность самим родителям и близким родным начинать обучение, а это – ничем незаменимое благо. Когда отец или мать обучают, способности ребенка более правильно и постепенно раскрываются: сначала развивается память, потом рассудок, тут же и сердце раскрывается и нередко под руководством благочестивой матери или доброй родственницы уязвляется любовью к матери-Церкви. Это счастье выпало и на долю Егора Васильевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Когда-то был чисто народный обычай – выставлять преступников «у позорного столба». Разве это был плохой метод воздействия и наказания и разве он был менее действителен с воспитательной и с профилактической, так сказать, точки зрения для лиц, совершивших то или иное мелкое преступление впервые, чем отбывание срока наказания в местах заключения? Нет и нет! Я глубоко убежден в том, что подобный метод и в настоящее время во многих случаях был бы более действенным для самого преступника, менее вредным для его семьи и весьма полезным для вовлечения самых широких кругов общественности в борьбу с подобного рода преступлениями. Взять хотя бы приведенный мною пример с преступлением девушки, комсомолки, укравшей две бутылки вина и получившей за это 10 лет заключения. Каково было отношение людей, присутствовавших на суде над нею и лично знавших ее в работе и в быту? Ее преступление все осуждали безусловно, но в то же время ей... сочувствовали! Люди говорили: погубит это заключение девушку окончательно. Если уж живя в семье, среди честных людей, воспитываясь в комсомоле, она проявила такую моральную неустойчивость и преступность, то что же с ней будет после 10 лет пребывания в обществе преступного мира? Выйдет она из лагеря окончательно нравственно искалеченной. Всыпать бы ей «двадцать горячих» при всем честном народе, выгнать из комсомола и был бы ей достаточно хороший и вполне надежный урок на всю жизнь: сама бы больше воровать не стала и детям своим заказала! Может быть, «двадцать горячих» и ни к чему, хотя иногда это приносит несомненную и большую пользу, за которую бывает благодарен и сам наказанный, но посадить бы эту девушку на общем собрании работников ее учреждения с дощечкой на груди с надписью: «воровка – украла 2 бутылки вина» и проработать бы ее хорошенько всем коллективом да в стенгазете обрисовать всю мерзость ее поступка, и для нее было бы, пожалуй, достаточно и для присутствующих полезно. Мало этого, в подобных случаях мог бы судить и народный суд, но присудить, примерно, следующее: «взыскать с преступника стоимость похищенного в 3–5-кратном размере, поставить в паспорте штамп короткий, но внушительный, вроде – «воровка», «хулиган», «мошенник», «взяточник», соответственно составу преступления с тем, чтобы «красовался» там этот штамп на странице особых отметок на определенный испытательный срок и, кроме того, не подвергая преступника заключению, суд мог бы дополнительно передать дело на общественное осуждение общим собранием или товарищеским судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если семья планирует дальнейшее деторождение, то  мы разрабатываем профилактические мероприятия, направленные  на предотвращение повторного рождения больного ребенка в семье.  Основной метод профилактики — дородовая диагностика. Существуют как инвазивные, так и неинвазивные  методы дородовой диагностики.  При использовании инвазивных методов врач делал прокол через брюшную стенку и осуществляет забор  материала плода: ворсины хориона, пуповинную кровь или  амниотическую жидкость. Затем в этом материале проводится анализ мутации в гене, ответственном за возникновение заболевания.  Если мы выявляем мутацию, значит, ребенок будет болеть. Существует и неинвазивный метод дородовой диагностики, при этом осуществляется экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), то есть оплодотворение яйцеклетки женщины сперматозоидом ее мужа осуществляется в пробирке, а когда оплодотворенная яйцеклетка начинает делиться то проводится забор нескольких клеток, из которых выделяется ДНК для дальнейшего анализа. Те оплодотворенные яйцеклетки, которые не несут патогенных мутаций, имплантируются в матку. Но ведь любая религия считает, что ребенок с тяжелым заболеванием рождается не просто так. Через болезнь свою или ребенка человек получает урок, который он должен выучить и стать лучше. Я много об этом думала и для себя решила так мы не  можем вылечить всех больных с наследственной патологией, но мы можем предупредить о риске возникновения заболевания. Нам каждый день звонят из разных регионов России. Люди едут со всей страны. Однако к нам доезжают далеко не все семьи, имеющие больных с наследственными заболеваниями. Кроме того, мы не всем можем поставить диагноз, потому что генов, которые кодируют  белки более 20 000, а наследственных заболеваний немногим более 6 000. Для остальных генов связь с заболеваниями  пока не установлена. — Почему доезжают не все, кому нужна помощь? — У нас в стране очень плохая информированность врачей различных специальностей о генетике в целом и наследственных заболеваниях в частности. Больным, которые к нам приходят, не так часто диагностируют наследственную патологию.  Обычно они наблюдаются с диагнозами «ДЦП»,  «перинатальное поражение мозга», «мышечная гипотония» и т.д.  Кроме того, в нашей стране достаточно мало генетических консультаций.

http://pravmir.ru/elena-dadali-kogda-rod...

То напряжение душевных сил, с которым ученик стремится усвоить и представить себе содержание урока, дают силу и отчетливость представлениям и делают связь между ними более сознательной и тесной, так что урок, можно сказать, врезывается в памяти. Эта же активная работа в высшей степени полезна и для религиозного воспитания ребенка. Работая над созданием картины, ребенок живет в кругу религиозных представлений, проникается ими, любит их, как предмет собственного творчества. Эти религиозные переживания оставляют глубокий след в душе ученика и создают настроение, могущее стать основой его дальнейшего нравственного развития. Метод иллюстрирования уроков самими учениками, несмотря на недавнее появление, хорошо известен в начальной школе под именем американского метода и с успехом применяется на уроках русского языка. При преподавании Закона Божия, он мог бы иметь еще более широкое применение. Тем не менее, мы не решаемся рекомендовать его каждому законоучителю. Как уже замечено, иллюстрирование учениками уроков является естественным завершением всей системы наглядного преподавания, и вне этой системы может принести не пользу, а вред учебному делу. Если законоучитель действительно преподает живо и наглядно; если он может нарисовать картину и словами, и жестами, и мелом, его ученики найдут в иллюстративном рисовании новый толчок к продуктивной умственной работе и обильный материал для религиозных переживаний. И наоборот, если законоучитель, по свойству своей натуры или под влиянием рутины, ведет свое дело без жизни и воодушевления, рисование будет на его уроках новым обременением детей. Пусть такой законоучитель, видя, как много можно сделать для оживления уроков Закона Божия, каким легким, увлекательным и действенным может быть этот предмет, поскорее озаботится выработать выразительную речь, приучить себя к соответствующей жестикуляции и испробует свои силы в эскизном рисовании. Тогда он увидит, могут ли дети последовать его примеру и сами иллюстрировать урок, или они еще не подготовлены к творческой работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

§ 37. В полном курсе миссионерской школы должно быть не более 15 учеников, и прием в школу сверх означенного штатного числа или в пополнение оного на открывшиеся в течение курса вакансии не допускается (ср. § 29). § 38. В миссионерской школе, согласно с целью обучения в оной (§ 1), преподаются следующие предметы 1) Священная история ветхого и нового заветов с краткими сведениями о книгах священного писания (1 урок в неделю) 77 . 2) Пространный христианский катехизис (2 урока в неделю) 78 . 3) Изъяснение богослужения с церковным уставом (2 урока в неделю) 79 . 4) Краткая история христианской православной Церкви (2 урока в неделю) 80 . 5) История и обличение русского раскола и ересей (9 уроков в неделю) 81 . 6) Русский язык с церковно-славянским (2 урока в неделю) 82 . § 39. На каждый учебный день назначается по три урока, а всего 18 уроков в неделю. Урок должен продолжаться непременно час, с промежутками в четверть часа для отдыха после первого и второго уроков. § 40. Метод преподавания предметов учебного курса в миссионерской школе должен быть по преимуществу практический, способствующий развитию памяти, сообразительности и находчивости в собеседованиях, а также вырабатывающий уменье выражаться точно, ясно и кратко. § 41. С классным обучением должны быть соединяемы практические упражнения учеников в собеседованиях с раскольниками, для чего все вообще ученики под наблюдением учителя неопустительно присутствуют при публичных собеседованиях миссионеров с раскольниками в г. Новочеркасске, а более способные из них, по надлежащей подготовке, по временам и сами принимают в таких собеседованиях деятельное участие под руководством учителя сначала в качестве только помощников миссионерам, а затем в большей или меньшей мере и самостоятельно. § 42. С классным же обучением должно быть соединяемо и упражнение учеников в сочинениях по русскому языку, причем дело это ведется, по возможности, применительно к порядку, установленному в отношении таких сочинений для духовных училищ. § 43. Значительную часть внеклассного времени, свободного от учебных занятий, ученики должны посвящать на чтение полезных книг, в особенности по истории и обличению раскола, под руководством учителя и наблюдением его помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010