«О мистическом богословии», I, 3. — PG3, col.1001. 211 «О божественных именах», I, I, col. 588. 212 Как говорит Плотин, «Единое держит Само Себя» и есть «тождественное Сущее», «Благо, Которое Само Себя творит», «трансцендентное Себя Самого». — Прим. перев. 213 «О божественных именах», XII, 3, col. 981 А. 214 Там же, II, 5, col. 641. 215 Там же, II, 11, col. 649 D (автором здесь неточно указана col. 652. — Прим. перев.) 216 Там же, col. 649. 217 Там же, II, 4, col. 641; II, 5, col. 644. 218 Псевдо–Дионисий Ареопагит. Письмо HI. PG 3, col. 1069 В. 219 «О божественных именах», I, 4, col. 592. 220 «Сотницы гностические» («Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия»), I, 66. PG90, col. 1108 АВ. 221 Св. Максим Исповедник «Амбигва» («О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория»), PG91, col. 1392. 222 Здесь — как теория совершенствования; по Аристотелю, знания и науки, направленные на совершенствование человеческой личности: «политика», «этика» и др. (не смешивать с πραξις — делание, действие). — Прим. перев. 223 M.Viller. Aux sources de la spirituahte de S.Maxime. Les oeuvres d " Evagre le Pontique. — «Revue d " Ascetique et Mystique», 1930, L 11, p.153–184, 239–268, 331–336. 224 «Сотницы (главы) о любви», III, 99. — [по изданию: Maxime le Confesseur. Centuries sur la charite. Introduction et traduction de J. Pegon. — «Sources chretiennes», 9. Paris, 1845, p.151]. 225 Там же, II, 26, p. 101. 226 Там же, II, 27, p.101–102. 227 Там же, IV, 7, p.153. 228 Там же, I, 96, р.91. 229 Там же, I, 97, р.91. 230 Там же, I, 100, р.91–92. 231 Там же, III, 24, р.130. 232 Там же, III, 25. 233 Там же, III, 46, р.137. 234 J. Pegon. Указ.соч., р.55. 235 Там же, col.1364A. 236 Там же, col.1308B. 237 Там же, col.1273C. 238 Там же, col.1088C. 239 Св. Максим Исповедник, Толкования (схолии) к книге «О божественных именах», IV, 3. PG4, col.55. 240 Там же, I,4, col.197. 241 Там же. 242 Это последний раздел курса, прочитанного Вл. Лосским в 1945/46 учебном году в Ecole des Hautes Etudes под общим заглавием «Видение Бога». Вошло в виде предпоследней, VIII главы (под названием Saint Jean Damascene et la spiritualite byzantine) в книгу Vision de Dieu. Neuchatel, 1962, pp.113–125. — Прим. перев. 243

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

P. 201–213. 253 Этот спаситель императора, который, согласно Феофану (р. 346.9 sq.), поменялся с императором облачением и тем самым помог ему бежать, а сам пал в схватке с арабами, был одним из двух сыновей некоего Вукинатора (buccinator – трубач; ср.: Кулаковский . История. Т. 3. С. 207, прим. 1), чьи авантюрные приключения Феофан описывал ранее (р. 345.10 sq.). Как кажется, Феофан вплетает здесь в свое повествование элементы народного героического эпоса. 255 Theophanes . P. 347.6: πεστρτευσεν βασιλες κατ Σκλαυινας κα χμαλτευσε πολλος κα πταξεν. Нет повода подвергать сомнению правильность датировки Феофана и переносить этот поход либо на более ранее (как Cmahojebu. Buзahmuja и Срби. Т. И. С. 40–41,215–216), либо на более позднее время (как Kaestner . De imperio Constantini III. P. 7). С одной стороны, ясно, что этот поход мог состояться только после начала смуты в халифате, и отсюда следует неприемлемость предложенной Станоевичем, вслед за рассуждениями Панченко, датировки свинцовой буллы из Вифинии (см. ниже с. 184, прим. 1) 649 г. С другой стороны, не обязательно предполагать вслед за Кестнером, что поход начался после формального заключения мира с Муавией (осенью 659 г.), поскольку уже начало арабской смуты принесло с собой разрядку ситуации на восточной границе. Впрочем, Илия Нисибинский (CSCO. Scr. Syri. VII. P. 64) этот поход датирует 39 годом хиджры (29 мая 659 – 16 мая 660); но и он помещает его, как и Феофан, перед заключением мира с арабами, который он ошибочно упоминает под 42 г. хиджры (с 26 апреля 662 г.). 257 Caspar E. Die Lateransynode von 649//Zeitschrift für Kirchengeschichte 51 (1932). S. 75–137. 262 Ср.: Hartmann . Geschichte Italiens im Mittelalter. Bd. II/l. 1900. S. 248 ff.; Brooks в: CMH. Vol. II. 1911. P. 394 ff.; Кулаковский . История. Т. 3. С. 221 сл. 264 То, что часто приводимое в современной литературе сообщение Феофана (р. 352) о том, что Константин IV после смерти своего отца отправился с войсками на Сицилию, является ошибочным, показал уже Брукс ( Brooks E.W.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан 291 Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. – Berlin, 1958. – Bd. 1. – P. 531; Hunger H. Die hoch­sprachliche profane Literatur der Byzantiner. – München, 1978. – Bd.l. – S. 336; Mango C. Who Wrote the Chronicle of Theophanes?//Зборник Радова Византолошког института. – Београд, 1978. – Кн. 18. – Р. 10–11. Полемику по поводу биографии и проблемы авторства cm.: Mango С. Op. cit. – Р. 9–17; Чичуров И. С. Феофан Исповедник – публикатор, редактор, автор? (В связи со статьей К. Манго)//ВВ. – 1981. – Т. 42. – С. 78–87; Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в византийской исторической тради- ции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР. – M., 1983. – С. 15–18; Duket Т.А. A Stady in Byzantine Historiography. An Analyses of Theophanes’ «Chronographia» and Its Relationship to Theophylact’s «History». The Reigns of Maurice and the 7th Century to 711. – Boston, 1980. – P. 286–337; Продолжателъ Феофана. Жизнеописания византийских царей. Изд. подгот. Я. Н. Любарский. – СПб., 1992. – С. 214– 215; Каждан А. П. в сотрудничестве с Шерри Ли Ф., Ангелиди X. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб., 2002. – С. 279–283. 292 Папа Мартин I занял престол 5 июля 649 г. и уже в октябре этого же года в Риме состоялся Латеранский собор, в своих канонах зафиксировавший официально признанное государством монофелитство как ересь (Le Liber Pontificalis. Texte, introduc. et comment, par L.Duchesne. – Paris, 1955. – P. 336, 339). 293 Император Констант II (641–668). У Феофана A. M. 6121 (no александрийской эре), То есть 629/630 г. н.э. Под этим годом Феофан, нарушая хронологическую последовательность изложения, рассказывает о событиях почти четырех десятилетий: от возникновения ереси монофелитов, принятия ею статуса официальной религии до ее осуждения и смерти Константа II. 294 To есть о созыве собора в Латеране (папский дворец в Риме), осудившем монофе- литство. Ересью также был объявлен указ Константа II (typos tes topos) и провозглашена анафема основателям монофелитства Киру Александрийскому, Феодору Ферранскому и константинопольским патриархам Сергию (610–638), Пирру (638–641, 655), Павлу (641–654). Заседания собора состоялись 5, 8, 17, 19, 31 октября 649 г. и на них присутствовало 105 ортодоксальных епископов, а также один из самых авторитетных антимонофелитов, бежавший с Востока Максим Исповедник . Императору Константу, по-видимому, заранее стало известно о подготовке собора с целью осудить действия правительства, отчего осенью того же года в Италию был послан вновь назначенный экзарх Равенны Олимпий, однако его вмешательство запоздало (см.: Бородин О. Р. Равеннский экзархат. Византийцы в Италии. – M., 2001. – С. 144–147).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 За год количество православных в Латвии выросло на 20 тысяч человек, число лютеран стало на 15 тысяч меньше 26.09.2008 Согласно данным Управления по делам религии (УДР) Латвии , в прошлом году число членов латвийских православных приходов и общин увеличилось на 20 000 человек. В общей сложности в 2007 году на территории Латвии проживало 370 000 человек, исповедующих Православие. Как гласят данные отчетов, поданных религиозными общинами и организациями за прошлый год, в 2007 году на 15 000 уменьшилось число прихожан Латвийской Евангелическо-лютеранской церкви. Если в 2006 году их насчитывалось 450 506 человек, то в прошлом уже 435 459. Меньше стало и староверов: в 2006 году — 2 693 чел., в 2007 году — 2 479 чел.Такая же тенденция прослеживается у мусульман (в 2006 году — 400 чел., в 2007 году — 380 чел.), адвентистов Седьмого дня (в 2006 году — 3 955 чел., в 2007 году — 3 928 чел.), иудаистов (в 2006 году — 818 чел., в 2007 году — 638 чел.), методистов ( в 2006 году — 876 чел., в 2007 году — 649 чел.), пятидесятников (в 2006 году — 4 773 чел., в 2007 году — 3 291 чел.), буддистов ( в 2006 году — 137 чел., в 2007 году — 120 чел.). Кроме того, согласно официальным данным, предоставленных УДР на основе поданных отчетов, в 2007 году в Латвии было зарегистрировано 689 членов Евангелической церкви Аугсбургского исповедания, 294 члена немецкой лютеранской церкви, 7089 баптистов, 122 кришнаита, 1 150 членов Новоапостольской церкви, 2 626 евангелистов, 5075 членов церкви «Новое поколение», 649 диевтуров (язычников), 176 «Свидетелей Иеговы», 858 мормонов, 197 членов Древневосточных Апостольских церквей, 157 членов Реформаторской церкви, 300 «виссарионовцев», 560 евангельских христиан, 99 англикан, 300 членов «Армии спасения» и др. В отчете за прошлый год нет сведений о Римско-католической Церкви Латвии, поскольку на нее не распространяется правило Кабинета министров о ежегодной подаче данных. DELFI, Седмица.Ru Редакция текста от: 26.09.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5598.html

17 Мы благодарим А. М. Шуфрина и Д. А. Поспелова за ценные указания и помощь при подготовке настоящего издания. 18 Перевод Е. Начинкина, м. Кассии (Сениной) по изд.: Larchet J.-C. Introduction/Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Paris: Cerf, 1998. P. 1–62. В настоящем издании, по возможности, исправлены опечатки в нумерации писем, встречающиеся в оригинальном издании Предисловия Ж.-К. Ларше. – Прим. отв. ред. 19 Речь идет о письмах, которые были собраны и изданы под таким заглавием Ф. Комбефисом (F. Combefis) и входят в Греческую патрологию Миня (Patrologia Graeca 91 364–649). Другие письма Максима находятся в том же томе PG среди Богословско-полемических трактатов. Наконец, некоторые другие письма были изданы отдельно: Письмо А, опубликованное в изд.: Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio. T. X. Florence, 1764. Col. 677–678; Письмо В, изданное в работе: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника . Киев, 1917. С. 84–85; Письмо к монаху Анастасию, изданное Ф. Комбефисом в PG 90 132А-133А; Второе письмо к Фоме, изданное в: Canart R. Fa «Deuxième lettre à Thomas» de saint Maxime le Confesseur/Byzantion. 34, 1964. C. 427–447. 20 Напомним в качестве ориентира основные периоды и значимые события жизни Максима: 580 г. – рождение; 613614–624625 гг. – пребывание в Хрисополе; 624625–626 гг. – жизнь в Кизике; между 626 и 628 (?) гг. – пребывание на Крите (и на Кипре?); 628 (?) г. – приезд в Карфаген; июнь 633 г. – Пакт объединения (начало моноэнергизма); конец 633 г. – Псифос; октябрь 638 г. – Экфесис (начало монофелитства); 646 г. – переселение в Рим; октябрь 649 г. – Латеранский собор; 653 г. – арест Максима; 655 г. – 1-й процесс; 662 г. – 2-й процесс; 13 августа 662 г. – смерть Максима. Подробную биографию см. в нашем исследовании: Larchet J.-C. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 7–20. 21 Thunberg L. Microcosm and Mediator. The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 9–10; и 2-е издание: Chicago–La Salle, 1995. P. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

To же самое должно сказать и о церквях и церковных учреждениях других христианских исповеданий, признанных государством» (ст.716). «Правило предыдущей статьи действует и для нехристианских храмов и других постоянных религиозных учреждений (напр. магометанские джамии и т.п.), насколько государство признает само вероисповедание» (ст.717). См. стр.168. 15 В «Общем Имущественном Законнике для княжества Черногорского» общее законоположение об управлении имуществом церквей и монастырей выражено в следующих двух статьях, которые послужили основанием для подробного развития их в консисторском «Уставе»: «Управление имуществом церквей и других юридических лиц религиозного значения, а равно представительство их перед посторонними лицами происходят по их уставам и другим правилам и распоряжениям законной над ними власти, насколько они не противоречат государственным законам» (ст.718). «Недвижимые имения православных церквей и монастырей ни в каком случае не могут быть продаваемы или иначе уступаемы без особого разрешения государственной власти» (ст.719). См. там же, стр.168–169. 16 Статья эта содержит в себе следующее: «Когда при самом основании не было определено, как управлять и надзирать за учреждением, то следует руководствоваться, по аналогии, правилами и постановлениями об опеках (ст.646–649), подходящими к учреждением, то следует руководствоваться, по аналогии, правилами и постановлениями об опеках (ст.646–649), подходящими к делу. Если учреждение имеет вполне церковный или преимущественно церковный характер, то государственная власть, как то потребуется, вступает в совещание с церковной властью». См. стр.178–179. 17 Статья эта гласит: «Что условлено перед общественной властью, то крепче и бесспорнее». См. русский перевод «Законника» М.П. Кусакова, под редакцией В.Д. Спасовича (Спб. 1901), стр.238. 18 Еп. Никодим (Милаш) , Православное церковное право, рус. перевод М. Петровича (Спб. 1897), стр.644–645; ср. сербский подлинник, 1-е изд., Задар.1890, стр.598–599. Специально по тому же вопросу автор напечатал брошюры: по-сербски – «Неодолива мржня као бракоразводни узрок по Aycmpujckoм градьянском законнику» (у Задру 1902). IV+81 стр.; и по-немецки: «Die unüberwindliche Abneigung als Ehetrennungsgrund nach dem österreichischem bürgerlichen Gesetzbuche“ (Wien. 1905). IV–VШ+114 стр. Читать далее Источник: Пальмов И.С. Новейшее устройство православной черногорской церкви//Христианское чтение. 1905. 5. С. 679-698; 6. С. 811-832; 7. С. 3-19. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

- См.: Бёрк Э. (Edmund Burke) Размышления о революции во Франции. London: Overseas Publications Interchange, 1992. С.84-85, 91. 17 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 648-649 (курсив Флоренского). 18 - Софонов В., Просаднева Н. Поминки по демократии: Западные политические образцы из символов веры превращаются в музейные экспонаты//Политический журнал. 2004. N 15(18). С. 63. 19 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 649. 20 - См. Шафаревич И.Р. Две дороги к одному обрыву. М.: Айрис пресс, 2003. С.234-274. Совсем не случайно поэтому, что на всех стадиях развития социалистической и коммунистической идеи и практики часть революционеров постоянно правела и склонялась к чистому либерализму. Отсюда становится понятной постоянные столкновения «чистых» коммунистов с «уклонистами»: борьба Маркса с Бакуниным, Прудоном и Лассалем; Ленина - с Плехановым, Бернштейном и Каутским; Сталина - с Бухариным. 21 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 650. 22 - Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. С. 98. 23 - Флоренский П.А. Указ. соч. С.651 (курсив Флоренского; выделено мною - В.Ш.). 24 - Флоренский П.А. Указ. соч. С. 652. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2007/11/01/...

München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1939. Joint Commission of the Theological Dialogue Between the Orthodox Church and the Oriental Orthodox Churches. Second Agreed Statement. Orthodox Center of the Ecumenical Patriarchate Chambesy, Geneva, Switzerland. September 23–28, 1990. [Электронный ресурс]. URL:  (дата обращения 23.03.21). Justinianus. Contra Monophysitas (CPG 6878)//Drei dogmatische Schriften Iustinians/hrsg. E. Schwartz [ABAW NF. Heft 18]. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1939. S. 7–43. Maximus Confessor . Epistula 12 (CPG 7699)//PG. T. 91. Col. 460 A–509 B. Paulus II CPolitanus . Typus (CPG 7621)//ACO. II 1. P. 208–210. Photius . Bibliothèque. T. 4 («Codices» 223–229)/éd. R. Henry. Paris: Les belles lettres, 1965. Photius . Bibliothèque. T. 5 («Codices» 230–241)/éd. R. Henry. Paris: Les belles lettres, 1967. Sergius CPolitanus . Ecthesis Heraclii imperatoris (CPG 7607)//ACO. II 1. P. 156–162. Synodus Lateranensis (649). Secretariatus IV (CPG 9401) Symbolum apud Ephesum//ACO. II 1. P. 218–223. Synodus Lateranensis (649). Secretariatus V (CPG 9402). Symbolum. Canones//ACO. II 1. P. 364–389. The Nature of Christ by His Holiness Pope Shenouda III. Cairo, 21991. Θεολογικς Διλογος ρθοδξων κα ντιχαλκιδονων (παρελθν — παρν — μλλον): μα γιορειτικ συμβολ. γιον ρος: ερ Μον σου Γρηγορου, 2018. Богословский диалог между Православной церковью и Восточными православными церквами/сост. и ред. К. Шайо, пер. с англ. К. Бурмистров. М.: ББИ, 2001. Литература Jugie M . Monophysisme//DTC. 1929. Vol. 10. Col. 2216–2251. Lebon J . Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcedoine jusqu’à la constitution de l’Église Jacobite. [Louvain: Universitas Catholica Lovanensis, 1909] New-York: AMS Press, r1978. Loon H . The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Leiden; Boston: Brill, 2009. Вселенские Соборы. М.: ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия», 2005.

http://bogoslov.ru/article/6193317

Ты – Единица, будучи Троицей, Единица, которая вместе с тем пребывает Троицей. Умное сечение оставляет [умно] делимое [в действительности] не расколотым. Прянув вперед, пребывает в Рождающем Рожденный. И, опять же, будучи вне [Отца], [Сын] управляет тем, что принадлежит Отцу, низводя в космосы богатство 646 жизни оттуда, откуда и Сам имеет его. Вместе с великим Отцом гимнословлю Логос! Тебя рождает Ум неизреченного Отца. Будучи выношен 647 , Ты есть Логос Родителя; Ты первым прянул вперед от Первого Корня, Твое славное рождение стало корнем для всего, что после Тебя. Неизреченная Еди, ница, будучи семенем всего, [породила Тебя] семенем, осеменяющим все вещи. Ибо Ты во всем, через Тебя природа низшая, средняя и высшая наслаждается 648 благими дарами Отца, порождающей жизнью. Благодаря Тебе нетленно и безтрудно обращаясь, проходит свой путь сфера [вселенной]. По Твоему определению в мощном водовороте великой полости 649 вращается в обратном направлении седмерица [подвижных] звезд – столь многие светочи украшают одну впадину 650 космоса по Твоей воле, славнейший Сын. Ибо, пробегая вокруг 651 небесной полости, Ты сохраняешь неразрывным ход веков, под Тобой же, Блаженный, по священным [Твоим] законам в бесконечных безднах обрывов неба пасется стадо лучезарных звезд. Ты в небесах, Ты в воздухе, Ты на земле, Ты под землей распределяешь труд и уделяешь жизнь. Ты глава Ума, Ты наделяешь им богов и тех из смертных, кто с любовью принял ливень умной участи 652 . Ты даешь душу тем, кто однажды принял из Души жизнь и природу и совершает это неутомимо. Слепой зародыш 653 души связан с Тобой пуповиной 654 , а то, что полностью лишено дыхания, вкушает из Твоих недр сплоченность [своих составов]. [Эта внутренняя взаимосвязанность дольних существ] передается благодаря Твоей силе из неизреченного отчего лона, из скрытой Еди, ницы, от которой проистекает канал 655 жизни, и вплоть до земли посредством Твоей силы через безграничность 656 умных космосов, откуда видимый космос принимает ниспадающий родник благ, ниспадающую форму умного [мира]. Этот второй мир имеет второе Солнце, дающее свет, светящий позднее [света истинного] глазам. Это оно [- видимое Солнце -] распоряжается возникающей и гибнущей материей, оно – сын Умного Солнца, форматирующий оттиск 657 для вещей чувственных, оно доставляет блага, предназначенные Твоей волей, славнейший Сын, рожденным в космосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Возвращаясь к ветхозаветным образам, Исаак спрашивает, почему деревянному сооружению, построенному руками плотников, воздавалось «поклонение полное ужаса», несмотря на то, что первая заповедь закона Моисеева гласит: «Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию»? 646 Потому, – отвечает Исаак, – что в ковчеге завета, в отличие от языческих идолов, сила Божия была явлена очевидным образом и потому, что имя Божие было начертано на нем 647 . Говоря о поклонении Кресту, Исаак отводит обвинение в идолопоклонстве – то самое, которое выдвигалось против защитников иконопочитания в Византии VIII-IX веков. Хотя контекст византийской полемики с иконоборчеством был несколько иным, мысли Исаака о присутствии Божества в материальных предметах перекликаются с тем, что писали византийские полемисты его времени относительно присутствия Бога в иконах. В частности, Исаак говорит о том, что, если бы Крест изготовлялся не во имя «Человека, в котором живет Божество», то есть воплотившегося Сына Божия, обвинение в идолопоклонстве было бы справедливым 648 . Он также ссылается на толкования «православных Отцов», согласно которым золотая крышка, помещенная наверху ветхозаветного ковчега 649 , прообразовала человеческое естество Христа 650 . Исаак подчеркивает, что божественное Присутствие-Шехина сопутствует Кресту всегда – с самого момента его изготовления: «Ибо сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая обитала там 651 и наполняется ею и становится местом божественной Шехины» 652 . Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом божественного присутствия. Поэтому, «когда мы смотрим на Крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть образ того Человека, что был распят на нем, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через Крест» 653 . Исаак настойчиво подчеркивает превосходство Креста над ветхозаветными символами присутствия Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010