Вот что пишет по этому поводу Ж.-М. Гарриг, с которым по вопросу отношения прп. Максима к римскому примату полемизирует Ларше: «Латеранский собор 649 г. в глазах Максима обладал той же ценностью, что и первые пять Вселенских соборов. Это показывает, что, по его мнению, в исключительных обстоятельствах Собор, проходящий на вселенском уровне… и собирающийся вокруг Римского папы – хранителя исповедания апостола Петра, при необходимости может обладать статусом Вселенского собора, даже если Восточные патриархи отказались принять в нем участие и не признали его» 693 . Вероятно, для Гаррига подобное утверждение со ссылкой на прп. Максима Исповедника имеет далеко идущую апологетическую цель – не только утверждения теории римского примата, но и оправдания практики Рима, сложившейся после прекращения литургического общения между ним и кафедрами Востока, созывать «Вселенские соборы» (без участия Восточных патриархов) исключительно по инициативе Римского папы. Нас, впрочем, интересует не поздняя практика Рима, а факт перечисления прп. Максимом Латеранского собора в ряду пяти Вселенских. Контекст opusc. 11 не позволяет сомневаться, что для прп. Максима Латеранский собор обладал таким же авторитетом, как пять Вселенских соборов. На первый взгляд утверждение Гаррига безупречно, однако есть в нем один спорный нюанс. Как мы отметили выше, на Соборе не проводилось никакой дискуссии, его постановления были приготовлены заранее; касательно же стоящей за утверждением Гаррига (хотя и не высказанной им) посылки, будто на Собор были приглашены Восточные патриархи, возникает вопрос: откуда известно об их приглашении (Гарриг свой источник не указывает)? Участвовали в Соборе только западные епископы (причем главным образом из Италии и окрестных островов) 694 – за исключением Стефана Дорского, посланного в свое время в Рим свт. Софронием Иерусалимским в качестве своего личного представителя 695 , но давно уже не имевшего этого статуса. Мы обращаем внимание на эти факты потому, что, если верить тексту Диспута, отвечая за четыре года до Собора Пирру, утверждавшему, что Экфесис был подтвержден на соборе, собранном в Константинополе и претендовавшем на то, чтобы его решения были обязательны для всех христиан империи, прп. Максим возражал: «Удивляюсь я, как ты именуешь Собором то, что состоялось не по законам и соборным канонам или правилам, ведь не было ни окружного послания с согласия патриархов, ни определенного места или дня встречи. Не было ни обвиняемого, ни обвинителя. У собравшихся не было сопроводительных писем – ни у епископов от митрополитов, ни у митрополитов от патриархов. Ни посланий, ни местоблюстителей не было послано от других патриархатов. Так кто же, кто еще в своем уме, позволит называть Собором то, что наполнило всю землю соблазнами и раздорами? 696 » 697

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Октагон (II в.), включенный в структуру церкви (VI в.) в Гадаре Октагон (II в.), включенный в структуру церкви (VI в.) в Гадаре Данные археологии об относительно благополучном положении христиан подтверждают свидетельства паломников из Зап. Европы, посещавших Св. землю: еп. Аркульфа (ок. 670), св. Виллибальда (20-е гг. VIII в.), Бернарда (60-е гг. IX в.). Паломники описывают богатые украшения храма Гроба Господня, золотые лампады над Св. Гробом и золотой крест, венчавший Кувуклию, церкви и монастыри в священных местах Палестины, включая Вифанию, Мамре, Елеонскую гору, место Крещения на Иордане, и там, где более поздние паломники уже не отмечали христ. присутствия. Данные паломников вместе с агиографической лит-рой ближневост. христиан свидетельствуют о продолжении традиций пустынножительства, сохранении в Св. земле мн. обителей. Наряду с этим уже в VII - нач. VIII в. заметны черты упадка христ. общин. Мн. храмы, мон-ри, селения, включая епархиальные центры, прекратили существование после персид. или араб. завоеваний. В некоторых городах церкви были заброшены или переделаны в мечети и хозяйственные объекты. Так, в Фихле, столице араб. пров. Урдун, запущенность церквей контрастирует с данными о процветании города в целом. Наиболее отчетливо черты деградации проявились в районах у границ пустыни. При Омейядах резко падает плотность населения в Центр. Иордании. К кон. VII в. были заброшены селения в Негеве - Бир-эс-Саба (Беэр-Шева), Элуса, Нессана, знаменитая своим папирусным архивом, где сохранились греч. и араб. документы, последние из к-рых датируются 80-ми гг. VII в. ( MacAdam. 1994; NEAEHL. T. 1. P. 380; T. 3. P. 1145-1148). После араб. завоевания ИПЦ пережила неск. сложных десятилетий. Патриарх Софроний умер вскоре после сдачи Иерусалима, и Патриарший престол, по свидетельству хрониста патриарха Евтихия Александрийского, 29 лет оставался вакантным ( Eutych. Annales. Pars. 2. P. 19). На пост местоблюстителя претендовал еп. Иоппии (Яффы) Сергий, к-рый для укрепления своих позиций вступил в церковное общение с К-полем (где господствовало монофелитство). Это вызвало смущение среди палестинских христиан, в большинстве придерживавшихся православия. Ученик патриарха Софрония Стефан, еп. Доры, от имени палестинских епископов обратился за поддержкой в Рим и получил сан папского викария Палестины с правом низлагать епископов, поставленных еп. Сергием, если они не присоединятся к православию, и т. о. на некоторое время стал фактическим местоблюстителем Иерусалимского престола. Делегация палестинских епископов и монахов во главе со Стефаном участвовала в Латеранском Соборе 649 г. в Риме, где было осуждено монофелитство. Соборным решением на пост местоблюстителя Иерусалимского престола был поставлен Иоанн, еп. Филадельфии (Аммана), в помощь которому были назначены епископы заиорданских городов Бакаты и Есевона и Георгий, игум. лавры св. Феодосия ( Муравьев. 1844. Ч. 1. С. 302-305; Потулава. 1910. С. 40).

http://pravenc.ru/text/293788.html

На Востоке влияние Л.С. и его поддержка православию определялись, прежде всего, стойкостью прп. Максима Исповедника и его учеников. Прп. Максим в ссылке имел копию актов Л.С. Он не только пользовался ими для опровержения монофелитства, но и защищал перед своими оппонентами авторитет Л.С., ставил его в один ряд с 5 Вселенскими Соборами 112 и продолжал именовать «святым апостольским» 113 . На возражение оппонентов, что без императорской санкции «Римский Собор» не имел силы, прп. Максим отвечал: значение Соборов определяется не фактом созыва их императорами, но тем, была ли исповедана на них правая вера, и отсылал к каноническому требованию регулярного созыва поместных Соборов, которое не предполагало специального императорского указа 114 . T. о., по мнению прп. Максима и его сподвижников, Л.С. был созван в соответствии с канонами поместного Собора и имел авторитет Вселенского Собора, так что его постановления являются нормативными для всего христианского мира 115 . Источники CPG, 9398–9415; Mansi. Т. 10. Col. 789–1188; ACO II. Vol. 1; LP. T. 1. Р. 331–340; Jaffe. RPR. 1885. T. 1. Р. 228–234. Литература – Hefele C.J., von. Conciliengeschichte. Freiburg i. Br., 1856. Bd. 3. S. 189–206; 1877 2 S. 212–229 (=Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 3/1. P. 434–451); – Caspar E. Die Lateransynode von 649//ZKG. 1932. Bd. 51. S. 75–137; – idem. Geschichte des Papsttums: Von den Anfangen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 553–586; – Pierres J. Sanctus Maximus Confessor: Princeps Apologetarum Synodi Lateranensis Anni 649. R., 1940; – Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 337–353; – Murphy F.X., Scherwood P. Constantinople II et III. P., 1974. P. 174–188; – Riedinger R. Aus den Akten der Lateran-Synode von 649//BZ. 1976. Bd. 69. S. 17–38; – idem. Grammatiker-Gelehrsamkeit in den Akten der Lateran-Synode von 649//JÖB. 1976. Bd. 25. S. 57–61; – idem. Zwei Briefe aus den Akten der Lateransynode von 649//Ibid. 1980. Bd. 29. S. 37–59; – idem.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут Максима с Пирром 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами Конец 647 – нач. 648 издание ТипосаКонстантом II и отмена Экфесиса 648–649 собор в Двине, выход армян из унии 649 Латеранский собор 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия 651–660 9.1.654 – 1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой 8(15).6.б54–12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 656 убийство Османа в Медине; натиск арабов ослабевает 656 диспут в Визии 660 Констант II убивает своего брата Феодосия 661–670 668–685 Константин IV Погонат (при воцарении 16 лет), сын Константа II 17.4.667–15.11.669 Фома II, патр. Константинопольский Ноябрь 669–18.8.675 Иоанн V, патр. Константинопольский 24.7.662 кончина Анастасия-монаха 669–681 Макарий I, патр. Антиохийский 662/63 Констант с войском покидает Константинополь и, разграбив по пути Рим, поселяется в Сицилии 11.10.666 кончина Анастасия-апокрисиария 668 убийство в Сиракузах Константа 669 подавление восстания самозванца Мизизия, папа Виталиан поддерживает Константина IV 671–680 11.4.672–17.6.676 Адеодат, папа Римский 674–678 осада арабами Константинополя 2.9.675–9.8.677 Константин I, патр. Константинопольский 678 в морском сраже­нии «греческим огнем» сожжен арабский флот 2.11.676 –11.4.678 Домн,папа Римский 10 сент. 678 – импер. Константин IV направляет послание папе Домну с призывом всту­пить в богословский диалог и обещанием «заморозить» на время Типос Авг./сент. 677 – нояб./дек. 679 Феодор I, патр. Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

27.10.625–12.10.638 Гонорий, папа Римский 630 или 631 Иерусалим отвоеван у персов. 630–641 Эзра I, католикос Армении 631 собор в Феодосиполисе (Карине, Эрзруме). 3 июня 633 уния с монофизитами-феодосианами в Александрии. 631–644 Кир, патр. Александрийский 633 издание патриаршего указа Псифоса. 634–638 (или 639) свт. Софроний, патр. Иерусалимский 634 арабское вторжение в Палестину. 639–662 Македоний, патр. Антиохийский 636 арабское завоевание Сирии. 637–651 арабское завоевание Персии. 28.5.640–2.8.640 Северин, папа Римский Февр. 638 арабы захватывают Иерусалим. 20.12.638–29.9.641 Пирр, патр. Константинополь-ский 638 издание Экфесиса имп. Ираклием. 24.12.640–12.10.642 Иоанн IV, папа Римский 639–640 арабское завоевание Междуречья. ок. 640 арабское завоевание Армении. 641–650 Февр.–25.5.641 Константин III 641–661 Нерсес III, католикос Армении 642 арабское завоевание Александрии и Египта. Май 641–сент. 641 Ираклон (15-ти лет) с матерью Мартиной 1.10.641–27.12.653 Павел, патр. Константинопольский 645 диспут прп. Максима с Пирром. 641–668 Констант II (при воцарении 11 лет), сын Константина III, первые годы правления реальная власть принадлежит сенату. 24.11.642–14.5.649 Феодор, папа Римский 646 антимонофелитские соборы в северной Африке. Июль 649–16.9.655 Мартин I, папа Римский 647 экзарх Африки Григорий провозглашает себя императором и погибает в бою с арабами. Конец 647/нач. 648 издание Типоса Константом II и отмена Экфесиса. 648–649 собор в Двине, выход армян из унии. 649 Латеранский собор. 649–652 мятеж экзарха Равенны Олимпия. 651–660 9.1.654–1.6.654 Пирр, патр. Константинопольский 15.6.653 захват в Риме папы Мартина I экзархом Равенны Феодором Каллиопой. 8(15).6.654– 12.10.666 Петр, патр. Константинопольский 653 (предположительно) собор в Константинополе, Константин из Перги выступает против прп. Максима. 16.9.655–2.6.657 Евгений, папа Римский 653–654 суд над папой Мартином, высылка его в Херсон и кончина 16.9.655. 30.7.657–27.1.672 Виталиан, папа Римский 655 первый процесс против прп. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Резюме докладов суперинтенданта д-ра Кристофа ВЕТЦЕ- ЛЯ и проф. д-ра К.Е. СКУРАТА на тему: « Церковь как место освящения ( Ин. 17, 17–19 ) 99 ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАТЬИ К курсу «Поместные Православные Церкви» 101 Возникновение Автокефальных Церквей и способы их про- возглашения 111 О русско-болгарском церковно-народном братстве и друж- бе (К столетаю Освободительной войны 1877–1878 гг.) .... 115 Знакомство с жизнью Римско-Католической Церкви 153 К истории «Русской Православной Зарубежной Церкви» («Карловацкий раскол») 170 Приложение (оглавление) 202 Постановление Святейшего Патриарха, Священного Си- нода и Высшего Церковного Совета Православной Россий- ской Церкви (20 ноября 1920 г. 362) 203 Послание пастырям и пастве (29 июля 1927 г.) 207 Постановпение Заместителя Патриаршего Местоблюстите- ля и (Временного) при нем Патриаршего Священного Си- нода. О карловацкой группе. 22 июня 1934 г. 50 214 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия [I] к архипастырям и клиру так называемой карловацкой ори- ентации (10 августа 1945 года) 217 Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви к на- ходящимся в церковном расколе, именующим себя «Рус- ская Зарубежная Церковь », из недр Русской Православной Церкви происшедшим (5 августа 1974 г.) 226 НА ТЕМЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ Совершение Богослужения Святейшим Патриархом Мос- ковским и всея Руси Алексием [Первым]. (К столетию со дня рождения Его Святейшества) 232 К вопросу о рукоположении женщин 245 ИЗ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНЫХ школ Второй Конгресс православных богословских школ 256 Декану Богословского факультета Афинского университета профессору Евангелосу ТЕОДОРУ (письмо) 299 К докладу профессора и декана Богословского факультета Афинского университета Константина Д. МУРАТИДИСА на тему: «Богословие как выражение общинного духа и со- борности» 300 «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» Слова, которые не были сказаны (написаны по пути в За- горск) января 1975 г. К погребению проф. – прот. Алек- сияОстапова] 313

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

539-541 541-543 544-552 НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни 552-555 НОВИЦКИЙ Орест Маркович (1806-1884), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в 555-560 560-560 560-561 НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви 561-563 563-565 565-571 НОВОВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) К-польского Патриархата (в 1945-1957 находился в юрисдикции Московского Патриархата с адм. подчинением ФПЦ) 571-579 579-579 НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) 579-580 НОВОГРАЧАНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ церковная структура, с 1963 по 1991 г. пребывавшая вне юрисдикции Сербской Православной Церкви (СПЦ) 580-580 580-585 585-585 НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери 585-588 588-606 НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Новое направление, идейное и художественное движение в русской церковнопевч. культуре кон. XIX - первых десятилетий XX в. 606-610 611-631 631-632 632-641 641-643 643-648 648-649 649-649 649-651 НОВОМУЧЕНИКИ принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи 651-660 660-661 НОВОНИКОЛАЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новониколаевское Викариатство Томской и Алтайской епархии - см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия 661-670 670-670 670-670 НОВОРОССИЙСКАЯ И ДНЕПРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ существовала с 21 дек. 1797 по 4 дек. 1803 г. с центром в Новомиргороде (ныне город Кировоградской обл., Украина) 671-672 НОВОРОССИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кубанской и Краснодарской епархии (см. ст. Екатеринодарская и Кубанская епархия), существовало в 1955-1956 гг.

http://pravenc.ru/vol/LI.html

24 П. Шервуд указывает, что Максим Исповедник , покинув монастырь св. Георгия, предпринял путешествие в Северную Африку (с длительными остановками на Кипре и Крите), где он оказался в 628–630 гг. Из Африки в 646 г. Максим1 отбыл в Рим (см.: Scherwood P. An Annotated Date-List, е. 5–18). Ho возможно, до Африки Максим побывал еще и в Палестяне, где сблизился с Софронием. Во всяком случае, очень вероятно, что в Риме он был дважды: при папе Иоанне IV (640–642), а затем при папе Мартине (см. дальнейшее повествование). 27 Мартин, бывший римский апокрисиарий в Константинополе, был из бран и рукоположен в 649 г., без утверждения императора Константа II (см.: Handbuch der Kirchengeschichte. Bd. II, 1. Freiburg, 1976, c. 212). 28 Речь идет о Латеранском соборе 649 r.; на нем присутствовало 105 епископов (почти все западные) и 37 греческих монахов (см.: Sieben H. I. Die Konzilidee der alten Kirche. Paderborn, 1979, c. 492–501). Именно эти греческие монахи, среди которых находился и Максим Исповедник , определили догматические решения собора, хотя они, конечно, были подготовлены и предшествующим собором при папе Иоанне IV, и антимонофелитской позицией папы Феодора и самого Мартина (см.: Caspar E. Die Lateransynode von 649.– Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1931, Bd. 51, c. 114–118). Акты собора сохранилнсь и на греческом и на латинском языках; критическое издание их недавно осуществил австрийский ученый Р. Ридингер. По мнению этого исследователя, сами деяния Латеранского собора можно назвать «богословским произведением Максима Исповедника » (см.: Riedinger R. Die Lateransynode von 649 und Maximos der Bekenner. – Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 1982, c. 111–101). 29 Папа Мартин (в то время тяжело больной) был арестован в июне 653 г. и привезен в Константинополь. В декабре того же года состоялся процесс над ним, которому византийское правительство придало чисто политическнй характер, обвиняя папу в измене. В марте 654 г. папа Мартин был сослан в Крым, где и скончался 26.9.655 г. Сохранилось свидетельство современника, описывающего судебный процесс над Мартином (на немецкий язык оно пере ведено X. Ранером; см.: Abendländische Kirchenfreiheit. Dokumente über Kirche und Staat im frühen Christentum. Übertragen und eingeleiten von H. Rahner. Einsiedeln, 1943, c. 293–294, 306–320).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

После смерти папы Гонория I Римская Церковь заняла отрицательную позицию по отношению к «Эктесису»: документ был осужден папой Иоанном IV (640-642). Преемник имп. Ираклия его внук Констант II Погонат (641-668) сначала активно поддерживал монофизитство, что привело к фактическому разрыву отношений Константинопольской Православной Церкви с Римской Церковью при папе Теодоре I, греке по происхождению, хорошо разбиравшемся в особенностях вост. богословия. Значительное влияние на богословскую аргументацию понтифика оказал прп. Максим Исповедник († 662), убежденный защитник диэнергизма и дифелитства, прибывший в Рим в 646 или 647 г. В качестве уступки Римской Церкви имп. Констант II подписал «Типос» (Τπος τς πστεως - «Образец веры»), в к-ром запретил споры об одной и двух волях (648). Тем не менее такая постановка вопроса не могла удовлетворить правосл. партию, представители к-рой испытывали потребность в четком определении учения о двух волях и двух действиях во Христе. Папа Теодор I, побуждаемый находившимися в Риме вост. клириками и монахами, в т. ч. прп. Максимом Исповедником, инициировал созыв Собора против монофелитов, однако скончался во время его подготовки (14 мая 649). М., известный своей образованностью и отличавшийся преданностью Православию, был избран преемником Теодора I (по-видимому, на кандидатуре М. настоял прп. Максим Исповедник). Интронизация нового папы Римского состоялась без одобрения имп. Константа II Погоната, получить к-рое М. не мог, не признав предварительно «Типос». Позднее в распоряжении об аресте М. император именовал его лишь «бывшим апокрисиарием» (LP. T. 1. P. 337). М. открыл заседания Латеранского Собора 649 г. , во многом подготовленного его предшественником. Созыв Латеранского Собора 649 г. На Латеранском Соборе присутствовали 106 епископов, представлявших гл. обр. Италию и Сев. Африку. Особое значение придавалось участию в Соборе представителей Восточных Церквей, в т. ч. Стефана, еп. Дорского, принадлежавшего к Иерусалимской Православной Церкви , а также делегации греч. монахов. Это свидетельствует о стремлении наделить Латеранский Собор чертами Вселенского; его акты помещены среди деяний Вселенских Соборов (CPG, N 9398-9402; Mansi. T. 10. Col. 863-1184; ACO II. Vol. 1. P. 2-403). К актам примыкают дифелитский флорилегий (ACO II. Vol. 1. P. 425-436), а также 11 посланий М., составленных уже после окончания Собора (CPG, N 9405-9415; Mansi. T. 10. Col. 789-849; ACO II. Vol. 1. P. 2-424). В Liber diurnus содержится формула исповедания веры епископа перед папой Римским, в которой говорится о догматических определениях первых 6 Вселенских Соборов, а также о постановлениях Латеранского Собора 649 г. (Liber diurnus Romanorum pontificum/Ed. Th. E. ab Sickel. Vindobonae, 1889. P. 69-74).

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Епископ, избранный на римский престол, должен был получать официальное утверждение со стороны императора (или его представителя в лице равеннского экзарха), однако в церковных вопросах папы старались вести самостоятельную политику, даже если она расходилась с официальной имперской линией. Папа Гонорий I (625–638), втянутый в инициированный императором Ираклием процесс сближения с восточными монофизитами, отверг сомнительное учение о едином действии во Христе, но имел неосторожность высказаться в смысле единства воли и тем самым оказался в числе ересиархов монофелитства. Впрочем, в Риме довольно быстро осознали богословскую ошибочность данного учения, и уже папа Иоанн IV (640–642) в 640 г. осудил монофелитский «Эктесис», а его преемник Теодор I (642–649) разорвал церковное общение с Константинополем. Следующий папа, Мартин I Исповедник (649–655), не дожидаясь своего утверждения властями, в 649 г. провел в Риме большой Латеранский собор, который осудил «Эктесис» и анафематствовал поддерживавших его константинопольских патриархов – Сергия, Павла и Пирра. Присланный для ареста Мартина сановник Олимпий, прибыв на место и убедившись в невозможности силового решения вопроса, счел за благо отложиться от Константинополя и стал императором на Сицилии (649–652). Лишь после его кончины и возвращения Запада под власть императора Константа папа Мартин был арестован и осужден на ссылку в Херсонес (по формальному обвинению в поддержке узурпатора), где и скончался в 656 г. На место Мартина еще при его жизни был поставлен папа Евгений I (654–657). В 663 г. в Италию лично прибыл император Констант II. Он посетил Тарент, Неаполь и Рим, но не смог добиться никаких успехов в борьбе с лангобардами, а его план возродить имперский центр на Западе потерпел крах с его убийством в Сиракузах в 668 г. Церковная политика Константа, известного своей расправой с Мартином и Максимом Исповедникам и, также потерпела неудачу. Его сын и наследник Константин IV (668–682) при активной роли римских пап провел в Константинополе VI Вселенский собор, осудивший монофелитство (680–681). Упорствовавший в ереси антиохийский патриарх Макарий I (655–681) был низложен и отослан «на исправление» в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010