Кто хочет быть первым, тому Господь повелел быть всем рабом ( Мк.10:44 ). Кратко сказать: полюби смиренномудрие, и оно прославит тебя. Будешь восходить к истинной славе, к славе у Ангелов, к славе пред Богом. Христос признает тебя пред Ангелами учеником Своим и прославит тебя, если будешь подражать Его смиренномудрию. Ибо Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:29 ). Ему слава и держава во веки веков 644 . Страх Божий Страх Божий преодолевает всякого рода душевные недостатки. Правила пространные, 10 645 Страх Господень есть очищение души. Беседа на начало Книги Притчей 646 Если страх не управляет нашей жизнью, то не произойдет освящения тела. Беседа на псалом тридцать третий 647 Кто имеет совершенный страх и всего боится от богобоязненности, тот ни в чем не согрешит, потому что ничего не оставляет без внимания. Беседа на псалом тридцать третий 648 Не всякий страх благ и спасителен. Есть и страх вражий, о котором молится пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: «Сохрани жизнь мою от страха врага» ( Пс.63:2 ). Тот страх – вражий, который вселяет в нас боязнь смерти и сильных мира сего. Беседа на псалом тридцать третий 649 Должно помнить слова Господни: «Не наполняю ли Я небо и землю?» ( Иер.23:24 ), и: «Разве Я только Бог вблизи, а не Бог вдали?» ( Иер.23:23 ), и: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). И, помня эти слова, надобно всякое делание исполнять и всякую мысль слагать как бы пред очами Господа. Тогда у нас и будет всегда страх Божий, который, как сказано в Писании, ненавидит «зло, гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста» ( Притч.8:13 ). Будет тогда у нас и любовь совершенная, исполняющая сказанное Господом: «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). C этим вместе достигнуто будет и то, что заповеди Господни будут исполняться не из человекоугодия. Ведь никто не отдает всего своего внимания низшему, когда присутствует высший. И если бы случилось, что сделанное приятно и угодно лицу знатному, но неприятно и неугодно низшему, то ведь каждый, признавая одобрение от высшего заслуживающим предпочтительного внимания, пренебрегает в этом случае порицанием от низшего. Если же так бывает у людей, то какая душа, истинно трезвенная и здравая, при уверенности в присутствии Божием оставит совершать что-либо благоугодное Богу и обратится к людским мнениям или, пренебрегши заповеди Божии, поработится человеческому обычаю, покорится общественному предрассудку, придет в смущение пред облеченными высоким саном? Таково было настроение у Псалмопевца, когда он говорил: «Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему» ( Пс.118:85 ); и еще: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

«Мытари и блудницы вперёд вас идут в царство Божие», – говорил Иисус Христос евреям, разными примерами убеждая их воспользоваться Его благовестием 645 . Так же и ап. Павел убеждает евреев быть верными Христу многоразличием образов и форм древней веры. Как в одном из предшествующих отделов он всю силу высокого убеждения приберёг к концу, так здесь, напротив, он довёл дело до такой тонкости, что представляет возможным вход в христианское общество вне зависимости от праведности по закону, выставляя особый закон веры и праведность по вере, о чём весьма определённо сказал и ап. Иаков, указывая на тот же пример Раави 646 . Хотя оправдание Раави имеет во всех отношениях ограниченное значение, однако и оно многознаменательно по отношению к призываемым к вере и к твёрдому пребыванию в ней. Если бы Апостол не был так осторожен, то он мог бы здесь сказать нечто подобное словам Христа: «отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» 647 , если вы не будете веровать в Бога и Христа (Мессию) Его. Но Апостол не сказал ничего подобного, чтобы ничем не отклонить от веры своих читателей. И потом, он не имел времени, чтобы исторические примеры веры прерывать нравоучениями, которые он оставляет к концу послания, а пока стремится «быстро» 648 , хотя и обобщённо, докончить свою краткую историю примеров веры, что он и делает в последних стихах главы, посвящая на всё остальное время (от времени судей и до Христа) только 9 стихов. Но какая здесь могучая во всём концепция, какие огненные слова, сила вдохновенной убеждённости и настойчивой внушительности! И теперь производят очень сильное впечатление богодухновенные слова о силе веры древних праведников, которые верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки в войне, прогоняли полки чужие 649 . А тогда первые читатели послания, несомненно, прочли это классическое по одушевлению сказание с восторгом упоения и живой готовностью уподобиться этим образцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

– «Образумьтесь, глупейшие люди», отвечает таким людям Псалмопевец; «невежды! когда вы будете умнее? Создавший ухо ужели не слышит и Устроивший глаз ужели не смотрит? Ужели не обличит Вразумляющий народы, Научающий человека видению? Господь знает мысли человеческие, сколько они суетны» 646 . Молодая вдова, оставшаяся без детей, была обязана продолжить имя своего мужа, как это было и во времена патриархов. Брат покойного должен был жениться на его вдове, впрочем только в таком случае, когда он жил в том же самом городе или месте 647 . Если он не хотел исполнить этого предписания то подвергался унизительной церемонии, описании которой сохранила нам книга Второзакония. «Если он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: деверь мой отказывается восстановить имя брата своего во Израиле, не хочет поступить со мною по правам деверя. Тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать, и если он стоит на своем и скажет: не хочу взять ее, то невестка его пусть подойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог с ноги его, и плюнет ему в лице его, и потом скажет: так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему. И нарекут ему имя во Израиле: дом разутого» 648 . Если покойный не имел брата, обычай продолжить его имя приписывает это право его ближайшему родственнику. Но если этот родственник не хотел воспользоваться этим правом, он тоже должен был отказаться от него пред старейшинами и с такой же церемонией разувания сапога. Впрочем, здесь эта церемония не имела унизительного характера, а значила просто отречение от принадлежащего ему права 649 . Если вдова, оставшаяся без детей, была вдовою первосвященника или разводною женою, брат ее покойного мужа не был обязан соединяться с нею браком 650 . 16 Быm. IV. 23 . Пер. с Евр. De Cahen. Эти слова иногда переводятся в будущем времени, и тогда ими выражается только намерение Ламеха. Но между будущим и прошедшим по-еврейски различия почти нет и нужно при переводе доискиваться до мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Откр.1:20 ), – с его места. Здесь, следовательно, ясно различаются церковь и ее ангел, призываемый к покаянию. Кроме того, нужно еще обратить внимание на следующие указания, которые сделал Prof. Rohr. В послании ангелу Сардийской церкви стоит: „знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв“ ( Откр.3:1 ). Далее же читаем: „Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти“ ( Откр.3:2 ). Еще: „Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя“ ( Откр.3:3 ). А далее: „Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны“ ( Откр.3:4 ). Эти два ряда изречений не могут относиться к одному и тому же субъекту: ясно, что для выражения „ты мертв“ должен быть принят один субъект, а для стихов, где говорится о тех, кому угрожает опасность смерти, – другой. Призыв к покаянию и бодрствованию в Откр.3:3 , обращен к одному, а замечание о тех, которые не осквернили своих одежд, имеет в виду уже совсем других лиц. Если в послании ангелу Филадельфийской церкви говорится об открытой перед ним двери ( Откр.3:8 ), то это нужно понимать по аналогии с 1Кор.16:9 ; 2Кор.2:12 ; Кол.4:3 о двери для благовествования. Между тем проповедь Евангелия была делом по преимуществу предстоятелей церквей, а не самих церквей. Вот главное, что склоняет к тезису: ангелы в апокалипсических посланиях – епископы 649 . Наконец, нужно еще упомянуть, что в Откр.2:20 Zahn признает на весьма веских основаниях подлинным чтение τν γυνακ σου εζβελ. Если согласиться с этим, то, конечно, здесь разумеется жена предстоятеля 650 . Что касается положения малоазийских церквей в обществе и государстве, то для суждения об этом в апокалипсических посланиях мы находим достаточные данные. Прежде всего несомненны враждебные отношения к христианам со стороны иудеев, которых Апокалиптик ввиду этого дважды называет συν­αγωγ το Σαταν ( Откр.2:9; 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

питал его (народ) мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы». «Таинственно же означало сие Христа. Он истиный краеугольный Камень; для целого мира источник жизни; для всякого приходящего к Нему Он есть, чего желает каждый: для одного – свет, для другого – дверь, для иного – путь, для иного же – премудрость. Он есть для всякого всё и всякому на пользу» 649 . Втор., XXXII, 21: «Они (Евреи), говорит Моисей от Лица Господа, раздражили Меня не богом, суетными своими огорчили Меня: и Я раздражу их не народом, народом бессмысленным огорчу их»: «Как вы, оставив Единого Бога, предпочли многих лжеименных богов, говорит Господь Евреям, так Я, отвергнув один народ, дарую спасение всем народам» 650 .– Bmop. XXXIII, 13 : Благословляя, перед смертью, различные колена, Моисей «об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу». «В Иосифе, как в образе, видим Еммануила. «Земля» есть человеческое Его естество.... Росою небесною изображается в Нём ведение небесного, землёю же ведение земного и того, что над землёю» 651 . – Втор., XXXIII, 17: «крепость его, как первородного тельца; и роги его, как роги буйвола, Ими избодет он народы, все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины». Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и уможилась паче веры народа Еврейского, представляемого здесь в образе Манассии» 652 . – Bmop. XXXIII, 19 : «Созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке». Так прорёк Моисей о Завулоне и Иссахаре. ««Созывают они народ на гору». (В таинственном смысле это означает, что) Трубами Апостолов и Пророков призванные народы из пропасти греха вошли на духовную гору. «Они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке». Сим изображается обращение Апостолами всех народов. Обременённые тяжестью греха и погрязшие в нечистоте, не могли они войти в духовное море; но Апостолами проложен им путь, и они вступили в умную пристань» 653 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Подвиги Апостолов Петра и Павла Смертью за Иисуса Христа увенчал Павел апостольскую и мученическую жизнь свою. Совершив едва половину подвигов своих, он имел уже право писать: 645 «я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменных, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями; в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Такова была жизнь подвижника, которого Иисус Христос избрал особенным образом для возвещения учета Своего язычникам и который, по благодати Божией, возродил мир идолопоклоннический к новой жизни. Движение, сообщенное этим великим Апостолом, уже не прекращалось. Увидим, как оно возрастало и охватило современное общество, не взирая на все препятствия. Невозможно читать посланий св. Павла не поражаясь двумя отличительными чертами его гениальности и апостольства. Во-первых, что он постоянно одушевлен был только одной мыслью: проповедовать об Иисусе Христе при полнейшем самоотвержении; во-вторых, что проповедовал только то, что сам узнал от Господа из дивных откровений, которых был удостоен, а потому в творениях верного ученика этого невозможно отыскать ничего, чего не находилось бы в Евангелиях: 646 а в жизни его ни одного поступка, который бы не был полнейшим самопожертвованием Тому Кого возвещал Павел, как спасение и воскрешение мира. Труды Ап. Петра менее известны, нежели подвиги Павла, однако нельзя сомневаться, что он также претерпел; многое во время странствовании своих по Азии. Оба Апостола, соединившись для трудов благовестия, принесли одновременно жизнь свою в жертву за веру, которую проповедовали. Осудивший же их Нерон вполне заслуживал постыдную славу первого гонителя христианства. «Апостолы, говорит Лактанций , 647 разорялись по всей вселенной и в течении двадцатипяти лет, до царствования Нерона, положили основания Церкви во всех странах и во всех городах. В царствование Нерона 648 Петр прибыл в Рим и, сотворивши несколько чудес, по дарованной ему от Бога власти, 649 обратил к истине великое множество людей и тем воздвигнул духовный, твердый храм Господу. Это дошло до сведения Нерона. Государь сей, видя, что множество людей, не только в Риме, но повсюду оставляют поклонение идолам, осуждают древнее богопочитание и переходят в новую религию, решился, как гнусный и жестокий тиран, разрушить храм небесный и уничтожить истину; он первый стал гнать служителей Божиих, пригвоздил Петра к кресту и казнил Павла».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Потому что Я, говорит теперь Моисей от лица Иеговы, вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить все то, что Я повелю Ему. А кто не послушает слов Моих, который (Пророк тот) будет говорить Моим Именем, с того Я взыщу ( Втор. 18:15,18–19 сн. Деян. 3:22–23; 7:37 ) 647 . Не только Сам новозаветный Пророк – Христос явил Себя подобным Моисею в законодательстве (– откровении воли Божией миру и пр. срав. Ин. 1:18  и др.), чудесах и пр., но и «не исполнилась ли страшная угроза Иеговы за непослушание Этому Пророку на Иудеях?» 648 . Она тяготеет над ними и будет тяготеть пока не обратятся они от своего ослепления, чтобы грядущий от Сиона Спаситель исцелил их (сн. Исаии 6:10; Мф. 13:15  и Рим. 11:26  из Исаии 59:20 и др.) 649 . И тогда-то, в полноте язычников и в совокупности с ними ( Рим. 11:15–26 ), они составят единое стадо с Единым Пастырем ( Ин. 10:16 ) во главе (срав. Иезек. 34:23). Это приводит нашу мысль к другому образу, под которым благоволит предуказать Себя Христос в В. Завете – к образу Пастыря. Я спасу овец Моих, говорит Господь устами пророка Иезекииля, и они уже не будут расхищаемы, и рассужу между овцой и овцой (срав. – тучной и тощей, 34:20), и поставлю над ними одного Пастыря, Который будет пасти их, – Отрока Моего Давида; Он будет пасти их, и Он будет у них Пастырем. И они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их (– 34:23; – 37:24. Срав. Исаии 40:11). Господь Спаситель, Сам Истинный и добрый Пастырь, сравнивая Церковь с двором овчим ( Ин. 10:1 ) и плохих руководителей ее с наемниками, нерадящими о расхищении овец волками 650 , противополагает Себя им, говоря: Я есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец. А наемник – не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит: и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах. Я есмь Пастырь добрый; и знаю Моих и Мои знают Меня. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне призвать: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и Один Пастырь ( Ин. 10:11–14,16 ) 651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Прошла зима ветхого завета, полная надежд и ожиданий для верных Господу сердец, но в продолжение которой солнце правды было еще закрыто облаками 648 . Предвечна была любовь Бога к человеку, но весна сей любви, полное проявление ее совершилось в пришествии Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Возвращаясь к образам Песни Песней и к появлению весны, мы видим дальнейшее описание ее в стихах 14 и 15 главы второй: Солнце возлюбленный обращается к невесте земле: «Голубица моя... ...покажи мне лице твое; дай мне услышать голос твой... ...Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники наши в цвете». В прямом смысле природных образов, относящихся к земле – Палестине, мы предполагаем что лисьи норы приносили существенный вред виноградным насаждениям 649 . В высшем таинственном смысле, разумея под виноградником народ Божий (Ср. Исаии V, 1–7 и Иоан. XV, 1–6), мы уразумеваем и значение лисиц, портящих виноградники 650 . Это люди, которые «приближаются ко Мне (глаголет Господь) устами своими, и языком своим чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Исаии XXIX, 13 и Матф. XV, 8–9). Глава вторая заканчивается словами невесты: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между лилиями. Доколе день дышит (прохладою) и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор» (ст. 17). Последнее уподобление употреблено уже в стихах 8 и 9, когда невеста – земля, видя мелькание солнца по вершинам и ущельям гор, уподобляет его оленю и серне. Эти стихи 8 и 9 с 17 по-видимому относятся к восходу и к закату солнца, т.е. к тем моментам, когда солнце особенно ярко золотит и окрашивает горы Палестины. «Он пасет между лилиями», говорит еще невеста. В этом намек на чистоту этого цветка, который и Господь наш Иисус Христос 651 приводит как образец изящной простоты и вместе с тем великолепия. В высшем духовном смысле этот намек еще яснее: среди чистых сердец на земле обитает Господь. Из общества чистых сердец, отданных Господу, создалась церковь : из этого общества вышла в мир та проповедь, которая овладела им. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разумному человеку подобает избегать поступков, влекущих за собой раскаяние, но не раскаиваться никогда свойственно одному Богу. Так каков же плод праведности, если не безмятежность ума? И какой бывает праведная жизнь, если не мирной? Каков господин, таков и весь дом. Если это справедливо в семейной жизни, то тем более в Церкви, где богатый и бедный, раб и свободный, грек и скиф 648 , благородный и плебей, все мы во Христе одно. 86 . Пусть богатый не думает, что у него есть преимущества. В Церкви богат изобилующий верой, достояние же верующего – весь мир. Надо ли удивляться, что верному принадлежит мир, если ему принадлежит наследие Христово, которое ценнее мира. Драгоценною Кровию искуплены вы ( 1Петр. 1:19 ), – это сказано всем, не только богачам. Если вы хотите разбогатеть, то повинуйтесь Сказавшему: Будьте святы во всех поступках ( 1Петр. 1:15 ). Это Он тоже говорит не богатым, но всем. Он судит, не взирая на лица 649 . По верному свидетельству Его апостола, не в расслабленности, не в тщеславии, не в превозношении сердца, но со страхом проводите время странствования вашего ( 1Петр. 1:17 ). На этой земле вы получили время, а не вечность. Пользуйтись же им как временем, зная, что уйдете отсюда! 87 . Не доверяйтесь богатству, оно остается здесь, и только ваша вера последует вместе с вами. Конечно, вашей спутницей станет и праведность, если вера была путеводительницей. Почему вас прельщает богатство? Не золотом и серебром, не имениями, не шелковыми одеяниями искуплены вы от вашей суетной жизни т но драгоценною Кровию Христа Иисуса ( 1Петр. 1:18–19 ). Следовательно, богат наследник Божий и сонаследник Христа. Не презирай нищего, он сделает тебя богатым! Не гнушайся просящим: Сей нищий воззвал, и Господь услышал его ( Пс. 33:7 )! Не отвергай нуждающегося! Нищету терпел Христос, будучи Сам богат, но ради тебя Он соделался нищим, чтобы Своей нищетой сделать тебя богатым. Не превозносись богатством! Не ради денег послал на проповедь Своих апостолов Господь. 88 . Первенствующий среди них сказал: Серебра и золота нет у меня ( 1Петр. 3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Святитель Григорий Нисский (17, 421). Если бы и не было обещано никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе является славою (43, 577). Слава Богу воздается и тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, терпим того, кто немощнее нас, и не презираем отпадающего брата (43, 820). В теле прославляет Бога тот, кто не предается блуду, не пресыщается, не печется о внешнем украшении, кто заботится о себе лишь поскольку это нужно для здоровья: кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет искусственного (45, 649). Мы тогда прославляем Бога, когда во всех отношениях бываем праведны. За это и сами будем прославлены Им гораздо больше. Святитель Иоанн Златоуст (45, 652). Слава Богу в любви к заповедям Его и хранении их. Всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей, хуже неверного. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 254). Многие говорят, что ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают Бога и благодарят, но это им не приносит пользы. Это значит, что они устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него как говорит о них Бог: " Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня " (Мф. 15, 8) и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие... Разве они веруют в Бога? Нет. Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел. А они " говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит. 1, 16), как учит апостол. Святитель Тихон Задонский (104, 55). " Хвалите Его со звуком трубным " , то есть в памятовании о Воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному (1 Кор. 15, 52). " Хвалите Его на псалтири и гуслях " , то есть языком и делом, когда будто по струнам ударяет в нас дух. " Хвалите Его с тимпаном и ликами " , то есть во плоти и душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010