И ясно закон Божий помянутые вины ради запрещевает Израильтянам творити браки с Хананеями. Совратяся, рече, дщери твоя в след богов их ( Исх. 34 ; Втор. 7 ; Нав. 23 ). Если же не просто запрещается брак верных с неверными и не того ради, аки бы таковые браки сами собою скверные были, но ради вышереченного опасства; то когда будет сильное и довольное оберегательство, дабы верное лицо не совратилося к неверию или иноверию своего подружия, тогда без всякого сумнительства может верное лицо с неверным или иноверным сочетатися. Когда бо отлагается вина бедства, тогда бедства не боимся. Видим сего образы в Священных Писаниях. Ибо на томжде месте, где брак Израилю с Хананеем запрещён есть вины ради вышеименованной, запрещён есть и всякий завет или мирный союз тоея же ради вины. Исхода глава 34 и Исхода глава 23 ( Исх. 23; 34 ). Однако ж когда совращения себе от союзничества с неверными Иудеи не опасалися, делали мирные союзы с неверными безгрешно, яков союз был Давида царя с Хирамом, царём Тирским ( 2Цар. 5 ), и с тымжде Хирамом Соломона царя ( 3Цар. 5 ), и благочестивого царя Асы с царём Сирским ( 3Цар. 51 ), и Иуды Маккавея с Римляны ( 1Мак. 8 ), и Ионафана архиерея с Римляны же и с Спартиаты ( 1Мак. 12 ). Подобный образ показует нам Апостол в запрещении идоложертвенных брашен, ибо запрещает ясти идоложертвенная, где есть опасение, да не соблазнятся немощные братия, а где такового опасения нет, не запрещает, ведая и сказуя, что брашна таковые не суть скверна ( 1Кор. 8; 10 ). Таковое рассуждение имеет Церковь Божия и в деле бракотворения с иноверными или и неверными. Запрещает браки таковые, опасаяся совращения лица верного; но когда нет опасения, не запрещает, якоже известно от прикладов Иосифа патриарха, Моисея, Есфири и прочих. Таковое ж рассуждение о помянутых браках предлагая правоверным, Правительствующий Духовный Синод, и, видя великую на некиих в России местах брачного иноверных с верными сочетания нужду, яковая является в доношении из Берг-Коллегии, не попускает просто православным с инославными сочетаватися, но такое уставляет оберегательство, при котором отнюдь не опасатися совращения лица верного; а именно: прежде сочетания брака у тех пленников, который с согласия изберёт себе из Русских в жену, или и свободных иноверцев, которые Царскому Величеству записалися на вечную службу, взять сказку за рукою под штрафом жестокого истязания, что ему по сочетании брака жену свою во всю свою жизнь ни прельщением, ни угрозами и никакими виды в веру своего исповедания не приводить и за содержание веры её православной поношения и укоризны не чинить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее следует сказание о Сальвии: в это время (κατ κενω καιρο) случилось нам путешествовать из Элии (Иерусалима) в Египет, чтобы проводить блаженную деву Сальвию, сестру Руфина из епархов. С нами был Ювин тогда еще диакон, а теперь уже епископ церкви Аскалонский. Если понимать: в это время, буквально, то это было после смерти Мелании, (о коей говорилось выше) или около 411 года. Палладий в 405 или 406 году сосланный и проживши в Египте около четырех лет, после того поселился в Иерусалиме. Очень могло быть, что ему требовалось опять путешествовать в Египет. Впрочем, выражение в это время можно понимать неопределенно: во время оно – в одно время. Но вероятно это было после того, как Палладий уже жил в ссылке в Египте. А что рассказ о Сальвии принадлежит Палладию, то это видно из начала последующей главы: «по стопам ее шла и всем добродетелям духовной жизни ее подражала достохвальная Олимпиада (гл. 126).» Олимпиада, диаконисса константинопольской церкви, была известна Палладию, принимавшему участие в делах Златоуста и не мало времени проводившему в Царь-граде. Он называет себя даже духовным ее другом и более близким, чем родственники. Она поручала ему раздавать ее богатство. По следам Олимпиады проводила жизнь блаженная Кандида, а подобно сей добродетельной жене проходила путь бессмертия славная Геласия. Итак, эта группа: Мелания, Сальвия, Олимпиада, Кандида, Геласия, принадлежит по непрерывной связи сказаний Палладию. Затем в первой редакции идет группа фиваидских подвижников: Соломон, Дорофей, Диокл, Капитон и тщеславный отшельник (гл. 81–85). «Четыре года прожил я в фиваидском городе Антиное», начинает Палладий сказание о Соломоне. Это было по ссылке его в Сиену. О Дорофее пишет: «однажды Мелания младшая, внука Мелании старшей (о которой скажу после), прислала этому бессребренику пять сот златниц». Из этого видно, что писатель этих сказаний есть Палладий, ибо он действительно ниже говорит о Мелании младшей, ему известною сделавшейся в Риме, а так как Мелания младшая разлучалась с мужем для провождения добродетельной жизни и стала раздавать имущество около 402 года, то Палладий жил в Фиваиде после этого года (см. о Мелании младшей гл. 105) и следовательно он видел Фиваидских подвижников уже будучи епископом, на это указывает и безразлично употребляемое в этих сказаниях то я, то мы. Что Палладий жил в начале 5 века в другой раз в Египте, это видно и из первой части Лавсаика. Он пишет, что ученик Макария Египетского Иоанн (гл. 18) спустя 15 или 20 лет по смерти Макария поражен был проказою, по его предсказанию, а как Макарий умер в 390 году, то пророчество исполнилось в 405–410 году. В главе 35 авву Афония в Пахомиевом монастыре называет искренним своим другом и притом живущим, когда писал Лавсаик. Эта дружба не могла завязаться, когда Палладий жил в Нитрийской отдаленной пустыне, а завязалась она во время ссылки и пребывания его в Антиное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В одно утро монахиня Фотиния, быв еще в то время послушницей, подошла к окну затворницы Мелании и, сотворив молитву, спрашивала ее: не нужно ли ей принести воды? Но затворница поручила ей другое дело: дойти к знакомой женщине в Черную слободу и взять у нее ветхих льняных тряпочек и ниточек. «На что это тебе, Меланьюшка?» спросила монахиня. Затворница подняла окно и спросила: «никого тут нет?» Удостоверившись, она показала ей руку свою. Рука ее была удивительной белизны, но кожица на ней вся истрескалась, и кровь струилась из одной язвы в другую. – «Мне нужно прикрыть эти язвы», сказала она: «сходи же поскорее к такой-то убогенькой и принеси мне тряпок». Монахиня пошла, но, вместо назначенной бедной женщины, была зазвана в один богатый дом и взяла у доброй хозяйки не только тряпочек и ниточек, но и много кой-чего другого. И, по возвращении, она ожидала от затворницы получить благодарность; но Мелания рассудила иначе. «Какая ты послушница», сказала она с укором: «ты вовсе не исполнила послушания. Послушнику должно свято хранить данную ему заповедь: и тебе надо идти, куда ты была послана. А ты исполнила свою волю. Я не возьму твоих гостинцев». С этими словами она поспешно опустила свое подъемное окошечко, и более ожидать было нечего. Девичий Знаменский монастырь на Каменной горе был открыт в 1823 году. Для необходимого же обеспечения монастыря, по назначенному третьеклассному его штату, г. Шапошников предоставил для священнослужителей и 17-ти монахинь с игуменьей 12 тысяч рублей сер. С открытием штатного монастыря на Каменной горе увеличилось число монашествующих, и начали воздвигаться новые постройки. Блаженная Мелания радовалась духом, что предречение святителя Тихона вполне сбылось. Но коварный враг и ненавистник нашего спасения терзался завистью, и, если не мог успеть повредить в другом чем, то всеми мерами начал усиливаться обесславить высокий подвиг затворницы. Особенно при том внимании, которое теперь было обращено на юную обитель, и при многих разговорах о ней, некоторые колебались неверием и посмеивались доброму делу ее, и осуждали. Часто и до самой затворницы доходили слухи, что она по лености уклоняется от церковных служб и избегает по той же причине общественных послушаний, и ради похвалы человеческой притворно показывает себя возлюбившей уединение. Трудно было 64-летней старице нести такую явную клевету.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желая посвятить себя Богу, Евгения в возрасте 16-ти лет переоделась мужчиной и тайно покинула родительский дом, сопровождаемая двумя своими рабами-евнухами Протом и Иакинфом. Выдавая себя за юношу, она обратилась к святителю Еллию с просьбой крестить ее и благословить на монашеский образ жизни. Святитель понял ее тайну, однако крестил ее с мужским именем Евгений. Вместе с нею приняли крещение и ее рабы. После этого святитель всех троих постриг в монашество. Блаженная дева, скрываясь под монашеским одеянием, преуспевала в обители в строгих монашеских подвигах поста и молитвы. Столь угодны оказались Господу ее подвиги, что Он удостоил ее дара исцеления. Когда через несколько лет преставился игумен монастыря, братия просила Евгению стать их игуменом. Открыв Евангелие, Евгения прочитала: “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” ( Мф.20:26–27 ). Однако вынуждена была согласиться на игуменство и, приняв эту должность, удвоила свои подвиги. Все, кроме ее бывших рабов, принимали ее за монаха. Однажды к Евгении обратилась за помощью болящая вдова Мелания, и Евгения исцелила ее крестным знамением. По внушению дьявола Мелания озлобилась на Евгению и оклеветала ее в насилии. Евгения должна была предстать на суд к правителю Филиппу, ее родному отцу. Во время судебного разбирательства правитель узнал в обвиненном игумене свою пропавшую дочь Евгению, и Мелания была осуждена за клевету. Найдя ту, которую они так долго оплакивали, родители Евгении прониклись ее духовной красотой, уверовали в Христа и крестились. В скором времени александрийские христиане избрали Филиппа своим епископом. Но недолго епископствовал Филипп. Новый правитель подослал убийц, которые его смертельно ранили, и он скончался в 262-ом году. После смерти отца Евгения вместе со своей матерью Клавдией вернулась в свое родовое поместье около Рима. В нем Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. Впоследствии, при императоре Галиане (260–268 гг.) она стала мученицей. Осиротевшая римлянка из царского рода, Василла, приняла крещение от Евгении. Ее озлобленный жених пожаловался императору Галлиену на христиан, проповедующих безбрачие. Василла отказалась исполнить приказ императора и вступить в брак. За это ее казнили. Монахи Прот и Иакинф, сподвижники Евгении, были обезглавлены. Когда Евгению повели в храм Дианы для жертвоприношения, храм разрушился. Обвинив Евгению в волшебстве, ее бросили в реку Тибр с камнем на шее. Но веревка развязалась, и Евгения выплыла невредимой. Наконец ее обезглавили 25-го декабря 262-го года. Так как позже в этот день стали праздновать Рождество Христово, то день памяти святой Евгении перенесли накануне – в Сочельник. Ее мощи хранились в Риме в храме святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Августину горько жаловалась на жителей Иппоны, упрекала их в сребролюбии, в желании иметь в Пиниане не священника, а просто человека, очень богатого и настолько презирающего золото, что он считает счастьем всякий повод отдавать другим принадлежащее ему. Она упрекала и самого епископа, что он не воспротивился клятве Пиниана, которую называла насилием, изгнанием, заточением, неволею и т. п. Албине были представлены все обстоятельства дела в усиленном виде; Августин успокоил ее и открыл ей истину всего, что происходило; доказывая, что ее мнение несправедливо, он подтверждал фактами, что народ хотел иметь Пиниана пресвитером точно по высокому уважению к его добродетелям и христианской жизни, для духовной пользы церкви. Впоследствии Пиниан был освобожден от этой клятвы; прожив в Африке семь лет, он с Меланьею и Албиной переехал в Палестину. Бл. Иероним в одном из своих писем к Августину, из Вифлеемского своего монастыря, кланяется им и Алипию; следовательно, они все были в дружественных отношениях; Пиниан выехал из Иппоны не против воли Августина, стало быть и не против воли народа, и не вопреки данной им клятвы. Келья была так тесна, что она могла в ней едва вставать на ноги и поворачиваться; вместо постели Мелания растягивала на землю рогожу, на которой отдыхала в течении ночи только два часа, все же остальное время, как и большую часть дня, она посвящала молитве и какой-нибудь ручной работе по послушанию. Когда к ней входила ее мать, Мелания не прерывала ни молитвы, ни чтения; Албина не только не оскорблялась, но благодарила Бога за дарование Мелании такой жизни; иногда посвящался час, другой, утром или вечером, духовной беседе. Три раза в год Мелания перечитывала все св. Писание, выучивая наизусть все места его, особенно поражавшие ее мысль и останавливавшие на себе внимание ее души; она читала тоже известнейшие духовные сочинения на языках греческом и латинском, писала и переписывала очень хорошо; этого рода «ручное делание» она продавала для вспомоществования бедным, которым дочинивала старую и шила новую одежду своими руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между ними и Иеронимом возник впоследствии спор по поводу Оригена , и Мелания действовала между ними примирительницей. В старости, приезжая в Рим на родину, она многих расположила здесь последовать ее примеру и одной из лучших своих последовательниц и преем ниц в трудах на Востоке имела внучку свою Меланию младшую. Кроме подвигов обширной христианской благотворительности и самоотвержения, Мелания младшая известна своим благотворительным влиянием на неверных, так же как и на христиан. Император Феодосии и императрица Евдокия с пользой слушали ее советы. Многие из увлекавшихся ересью Нестория были удержаны на стороне Православия советами Мелании. С Меланией находились в самых дружественных отношениях известные в начале века епископы Палладий Бленопольский, бывший в Риме, по делу святого Иоанна Златоуста , Павлин Компанский, Алипий Тагастский, друг Августина Блаженного и сам Августин. Известный Пелагий, основатель пелагианской ереси, сблизился с Меланией. Она настойчиво требовала от него отказаться от заблуждений; хитрый Пелагий отказался на словах от явных ошибок, но тонкими логическими выводами хотел прикрыть свои ложные идеи. Мелания передала свои разговоры с ним Августину, и тот прислал ей две свои книги: «О благодати Иисуса Христа» и «О первородном грехе». Большую известность получила в конце IV века богатая Павла, наследница Гракхов и Сципионов, с дочерьми своими: Павлиной, Блезиллой и Евстохией и сестрой Азеллой. Под влиянием наставлений вдовы Маркеллы, оставив пышную, светскую жизнь, которую доселе проводила в Риме, Павла посетила все достопамятные святыни Востока и поселилась в Вифлееме, где основала монастырь. Она много потрудилась на пользу христианского общества, вместе с младшей дочерью своей Евстохией, которая в письме своем в Риме к Маркелле представила прекрасное описание величия древних святынь Востока. По дороге из Вифлеема в Иерусалим Павла построила странноприимные дома для богомольцев, ходила за больными. Эта женщина знала наизусть почти все Священное Писание и, дабы лучше понимать слово Божие, выучилась читать по-еврейски. Из Палестины она часто переписывалась с Римом, где оставила много друзей и трех замужних дочерей; к ним писал и Иероним, давая им советы о воспитании детей и другие наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Это был один из турецких стражников, ставших очевидцами чуда «Благодатного Огня», сошедшего на колонну перед запертым входом в храм Гроба Господня, когда армяне на Пасху 1569 г. не пустили в храм православных. Омар при виде явного чуда Божия исповедал себя православным – и тотчас был убит фанатиками-мусульманами. Образно говоря, он стал мучеником и исповедником, не успев еще сделаться христианином. Св. отцы называют такое обращение «крещением кровью». По-другому обитель называют еще «монастырем Мелании». Преп. Мелания Римляныня родилась в знатной семье и против воли была выдана замуж. С самого начала она предлагала супругу жить в непорочности. Но муж отвечал: «Когда по воле Божией у нас будет двое детей, тогда вместе отречемся от мира». Мелания родила мужу двоих детей, которые вскоре умерли. Для супругов началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Святой было 20 лет, муж ее был всего на 4 года старше. Прибыв в Иерусалим, святые раздали бедным оставшиеся у них богатства, и вскоре Мелания затворилась в одинокой келье. Вокруг нее и возник со временем монастырь. Преподобная умерла в 439 г., муж ее Апиниан умер раньше. Из церкви Великой Панагии есть подземный ход в келью-пещеру, где св. затворница проводила свою подвижническую жизнь. Пещера небольшая, продолговатой формы, единственное место отдыха в ней – каменное ложе. В храме указывают также место погребения преподобной, но мощи ее еще в Средние века были увезены крестоносцами. В Иерусалиме существует еще и «Малая Панагия» – Сретенский монастырь, расположенный неподалеку от Патриархии и Архангельского мужского монастыря. Главный престол храма освящен во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Иконы местного ряда в иконостасе – русского письма XIX в. Почитаемой святыней является чудотворная икона Седнайской Божией Матери – из известной сирийской обители Седнай под Дамаском. По форме это складень: на средней доске изображена Богородица с Младенцем, на правой – вверху: пророк Исаия с Ангелом, внизу свв. Василий Великий с Антонием Великим . На левой створке: вверху – пророк Давид и «Благовещение Пресвятой Богородицы», внизу – свв. Иоанн Златоуст и Иоанникий Великий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Чрез несколько дней, проведённых страдающим, конечно, не без глубокого обсуждения, сделался припадок, угрожавший немедленной кончиной. Волузиан пожелал тотчас принять крещение и был окрещен самим Проклом, тогдашним Архиепископом Константинопольским 24 . Он чрезвычайно хотел иметь восприемницею Меланию, но она страдала в то время сильною болью в ноге, не позволявшею ей выходить из дома уже около недели. Узнав о крайнем положении дяди, она, несмотря на страдание, велела нести себя к нему; на пути ей известили, что он уже удостоился принять св. крещение; радость ее была так сильна, что боль внезапно прекратилась; Мелания в ту же минуту сошла с носилок и всю остальную часть пути прошла пешком. При ней Волузиан был удостоен приобщения Св. Даров Тела и Крови Христовой. Душа Мелании вполне успокоилась на счет души дяди, которая могла теперь, очищенною и полною надежды на Искупителя, предстать пред престолом вечной милости и любви, не хотящей смерти грешника, но ждущей его спасения. Это, удивившее всех обращение было не единственным плодом ее присутствия в Константинополе, оно оказалось полезным для всех, в особенности же для Императора Феодосия и Императрицы Евдокии, которую Мелания сильно склоняла посетить Иерусалим и святые места. Она привела также к православию многих заразившихся боровшимися в то время ересями, и одержала бы множество побед этого рода, как по всеобщему к ней истинному уважению, так по видимо присущей ей благодати Св. Духа, если бы неудержимое желание возвратиться в любимое святое уединение свое, не побудило ее прекратить дальнейшие прекрасные подвиги эти; чтобы скорее водвориться в свою обитель, она не дождалась даже хорошего времени года. Она отправилась зимой, хотя холод был необычайный, чтобы прибыть в Иерусалим ко времени воспоминания страданий Спасителя. По приезде она выстроила часовню, при которой основала второй мужской монастырь, соединенный с первым под начальством общего настоятеля. Императрица Евдокия прибыла в Иерусалим во время строения этой обители (438 г), и на себе самой испытала силу молитв Мелании; она вывихнула ногу, и Мелания, так сказать, одним прикосновением исцелила ее, не причинив ни малейшей боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Не нужно мне этого: не знаю, на что его употребить; возьмите свое добро назад. Те отвечали: — Если оно не нужно тебе, отдай другим. Но старец возразил: — Кому здесь нужно это, и на что? Вы видите, что место здесь пустое. Те всё не хотели взять от старца назад своего золота, и тогда он бросил его в реку и возвратился в келлию. После того путники прибыли снова в Александрию, затем в Нитрию [ 10 ], всюду обходя жилища пустынников, подобно пчёлам, летающим по различным цветам и собирающим с них. Затем они вернулись в Иерусалим, обогатившись многополезными назиданиями, полученными от святых пустынников. И, как надеялись, нашли уже готовым дом для себя у Елеонской горы. Там они и поселились. Мелания затворилась в тесной келлии, положив такой завет, чтобы ни ей никого не видать, ни ее чтоб никто не видел. Только раз в неделю ее посещали мать ее и духовный брат Апиниан. В таком затворе она провела четырнадцать лет. В это время преставилась мать Мелании, исполненная добрых дел и благого упования. Святая, сотворив должное поминовение по почившей матери, снова затворилась в еще более тесной и очень тёмной комнате, и провела в ней один год. Повсюду прошла о ней слава, многие стали приходить к ней ради духовной пользы. Тогда Мелания вышла из затвора, чтобы послужить спасению других. Она устроила монастырь, собрав свыше девяноста девиц. К ней собралось много и явных грешниц, и, наставляемые ею на путь покаяния, они начали вести богоугодную жизнь. Для своего монастыря Мелания избрала игумению, сама же стала служить всем, как раба, и заботилась о всех, как мать. Она поучала сестер разным добродетелям, во-первых — чистоте, потом — любви, без которой не может быть совершенною ни одна добродетель, затем смирению, послушанию, терпению и незлобию. В назидание она рассказала им следующую повесть. «К одному великому старцу как-то пришел некий юноша, желая быть его учеником. А старец, показывая с самого начала, каким должен быть ученик, велел ему взять жезл и накрепко бить столп, стоящий у ворот, наскакивая на него и ударяя его ногами. Ученик, повинуясь старцу, ударял бездушный столп, сколько было у него сил. Старец спросил юношу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Любые добродетели и любые подвиги тщетны без любви, – говорила святая. – Диавол способен изображать любую из наших добродетелей, но побеждаем бывает единственно смирением и любовью». Когда в 432 году скончался духовный брат Мелании Пиниан, она погребла его рядом с матерью Альбиной, возле той самой пещеры, где Господь предсказал апостолам падение Иерусалима. Там же она соорудила для себя новую келью, совершенно лишенную окон и какого-либо сообщения с внешним миром, и провела в ней четыре года. После этого святая поручила ученику и своему будущему биографу, священнику Геронтию, основать на месте Вознесения Спасителя мужской монастырь, в котором сама исполняла обязанности духовника, что явилось исключительным примером в истории Церкви. В конце 436 года святая Мелания отправилась в Константинополь по просьбе своего дяди, могущественного вельможи Волузиана, закосневшего в язычестве. Прибыв в город, святая обнаружила дядю тяжело больным и с помощью святого патриарха Прокла сумела убедить Волузиана перед смертью принять крещение. В то время столица Восточной Римской империи была охвачена смутами, вызванными еретическим учением Нестория, и святая решительно выступила в защиту православного догмата. Затем она спешно возвратилась в свой монастырь на Масличной горе. В следующем году в Святую Землю прибыла сама императрица Евдокия для паломничества, которое советовала ей совершить святая Мелания, еще будучи в Константинополе. Евдокия приняла наставления от святой, которую почитала как духовную мать, посмотрела на благообразие ее обители, а также получила от Мелании прозорливые советы по поводу многочисленных и богатых вкладов, которые императрица намеревалась сделать в уже существующие и вновь основанные ею церкви и монастыри. Хотя Господь незамедлительно даровал исцеления по молитвам святой, она, опасаясь быть уловленной через тщеславие, неизменно давала просившим о помощи либо немного елея от лампад над гробницами мучеников, либо какую-то вещь, принадлежавшую ранее святому человеку, дабы приходивший не подумал, что своим исцелением он обязан ее собственной добродетели.

http://pravoslavie.ru/58737.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010