О двоюродной же ее сестре известно лишь, что она чрезвычайно любила свет, и что Мелания увещаниями, поучениями и особенно примером своей жизни, при благословении Божием, успела возвести ее от нищеты этой страстной любви к суете, шуму, роскоши и дурачествам Рима, к высшей степени христианского умиления. Мелания провела в своей келье четырнадцать лет и вышла из нее только для отдания последнего долга блаженной матери своей Албине, умершей в 432 или 433 году. После сего она перешла в другую келью, которую через год должна была оставить по желанию и неотступным просьбам некоторых дев, хотевших начать под ее руководством дело своего спасения. Она построила им монастырь и испросила назначения настоятельницы; сама же, по смирению, согласилась остаться в нем не иначе как послушницею. Вскоре засим скончался Пиниан; питая глубокую уверенность недолго пережить мужа, Мелания тщательнее, нежели когда-либо, предалась посту, молитве и духовному трезвлению. Она выстроила еще мужской монастырь, чтобы умножить число Божиих домов, где бы воздавалась Всемилостивому неленостно чистая хвала и приносились достойные жертвы. Так как у Мелании, раздавшей огромнейшее состояние свое, не оставалось более денег, то Бог расположил к ее предприятию одну чрезвычайно богатую особу, которая щедрыми приношениями дала средства окончить и устроить начатое. С этой минуты Мелания имела пред внутренними очами своими только последний свой час; приготовлялась только к нему, занималась только им, жила лишь для него, в уповании милосердия Творца и блаженного соединения в небе с мужем и матерью. В таком настроении ничто, казалось, не могло уже более побудить ее оставить хоть на один день свое уединение, однако же Богу было угодно устроить иначе. Ее вызвал в Константинополь высокий христианский подвиг, который без прямого участия Провидения не мог бы быть совершен никакими средствами. Дядя ее (брат матери) Волузиан, несмотря на многолетние убеждения и сильные представления бл. Августина, увещания Трибуна Маркелина, многих членов двора, просьбы сестры Албины и ее детей, все еще оставался в грязи и безумии язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каждый раз с наступлением Великого поста, от Богоявления до Пасхи, святая затворялась в этой келье, облаченная во вретище и возлежа на пепле. Она не допускала к себе никого, кроме матери, супруга и брата во Христе Пиниана и молодой родственницы по имени Павла, дочери святой Павлы. Столь строгое затворничество не препятствовало, однако же, святой Мелании принимать живое участие в жизни Церкви. Пылая ревностью о чистоте Православия, она решительно выступила против последователей Пелагия, придававших слишком большое значение свободе человеческой воли. В этом она следовала учению святого Иеронима, с которым познакомилась во время его пребывания в Вифлееме, и святого Августина, относившегося к святой с большим восхищением и посвятившего ей свой труд «О благодати Христовой и первородном грехе». По смерти матери в 431 году святая Мелания покинула затвор и основала на Масличной горе монастырь, в котором был принят римский богослужебный обряд и который вскоре собрал в своих стенах 90 дев, благодаря усердию Пиниана, в свою очередь вставшего во главе мужской обители из 30 монахов. Сама же святая Мелания по глубочайшему смирению отказалась руководить новой обителью, но назначила другую настоятельницу, взяв на себя лишь духовное окормление сестер как поучительным словом, так и живым примером своей богоугодной жизни. Подражая Господу Иисусу Христу, святая добровольно сделалась слугой для всех, незаметно для других навещая и утешая больных сестер и выполняя своими руками самую черную работу. Она учила сестер освящать душу и тело хранением святого девства и неустанно принуждать себя, по слову Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12), дабы отречься от своей воли и на камне послушания строить духовный храм добродетели. Приводя примеры из жизнеописаний святых отцов, Мелания призывала послушниц к усердию в духовной брани, к трезвению перед кознями лукавого, к ревности о Боге и стяжанию сосредоточенности ума в ночной молитве, но прежде всего – к любви Христовой.

http://pravoslavie.ru/58737.html

«Мелания, – говорит Палладий, – сперва все свои шелковые покрывала раздала по церквам; другие же шелковые одежды разрезала по частям и сделала из них различные церковные утвари. Пищу стала было принимать через четыре дня, но потом, умерив ревность, принимала через день. Вместе с мужем она посещает больницы, выкупает содержавшихся за долги, принимает странников, открывает дом свой всем нуждающимся. В то же время рассылает дары и приношения на восток и запад в монастыри, церкви, в темницы, на выкуп пленных». Так, блаженная Мелания поручила, по словам Палладия, далматскому иеромонаху Павлу большие суммы золота и серебра раздать на востоке: 10 000 златниц для обителей Египта и Фиваиды; 10 000 – в Антиохию и ее округи; 10 000 – для церквей на островах и в пользу изгнанных; 15 000 – в Палестину; а церквам западным, монастырям, странноприимницам и всем нуждающимся своими руками раздала вчетверо более. Всем рабам дарована была свобода. В 407 году Мелания по смерти отца своего удалилась с мужем из столицы; они стали жить в своем поместье в полном уединении, проводя время в посте и молитве. По временам благочестивые супруги оставляли свое уединение и путешествовали в Нолу для свидания с тамошним епископом св. Павлином 120 . Свидание с великим святителем доставляло им духовную радость; беседы с ним укрепляли их в трудном подвиге, на который они вступили. Нашествие готов, три года опустошавших Италию (408–410 годы), заставило Меланию и Пиниана удалиться сначала в Сицилию, где оставались еще непроданные имения, а потом в Африку. С ними была и мать Мелании, благочестивая Альбина. В Африке Мелания и Пиниан провели семь лет и жили большею частию в городе Тагаст 121 . И здесь они щедро расточали свои благотворения. В Тагасте пожертвовали для кафедры епископа Алипия земли, а для храма его металлы и дорогие каменья; построили два монастыря: мужской для 24 иноков и женский для 130 инокинь – и содержание их обеспечили вкладом значительной суммы денег; помогали сиротам, вдовицам, больным, бедным и нуждающимся всякого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие из пустынников были сосланы в Диокесарию, куда отправили также многих Египетских епископов, так что там собралось более 125 этих изгнанных святых мужей. Мелания последовала за ними и снабжала их всем. Стража, сопровождавшая повсюду изгнанников, не допускала к ним ни одного хоть несколько значительного лица, а потому Мелания приняла одежду простой служанки и каждый вечер сама приносила им все необходимое. Правитель Палестинский, узнав об этом, и надеясь устрашить ее, а может быть и получить от неё значительную сумму денег, приказал схватить Меланию и заключить в темницу, не зная, впрочем, знатности ее происхождения. Перенесшая в Египте с такою радостью за Христа самые тяжкие, всенародные оскорбления, Мелания признала необходимым, во славу и возвеличение Господа, внезапно изменить характер своих действий, и в этом случае смирить дерзость Палестинского правителя. Она объявила о своем звании и поставила на вид свои права, как св. Апост. Павел некогда объявил себя Римским гражданином, чтобы остановить насилия судий язычников. Она написала правителю: я дочь такого-то, жена такого-то; вы знаете, как они оба стояли высоко? Теперь я смиренная раба Иисуса Христа, но не пренебрегайте мною за мою простую и дурную одежду; от меня зависело бы иметь самую драгоценную. Не думайте тоже удивить меня угрозами или воспользоваться чем-либо из моего состояния; я ограждена достаточною силой и покровительством, чтобы воспретить вам это. Я решилась предварить вас, собственно для того лишь, чтобы вы не впали в весьма неприятную для вас ошибку». Правитель смирился, извинился пред Меланьею, отдал ей все подобающие ее званию почести, и приказал допускать ее во всякое время к святым мужам. Когда их возвратили из ссылки, Мелания основала в Иерусалиме монастырь, где собралось пятьдесят отшельниц, и провела в этой обители двадцать семь лет. Во все это время духовным руководителем ее был Руфин; она не прекращала своих благотворительных действий, которые были так многочисленны, что Палладий писал: «мне не достало бы времени пересказать все доброе о ней, что я знаю; я думаю большой пожар едва ли скоро потребит столько богатств, сколько потребило их пламя ее милосердия на вспоможение бедным и страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8: 9), Мелания принялась избавляться от своего несметного состояния, ибо супруги видели во сне высокую стену, которую им надлежало преодолеть, прежде чем по узкому мостику войти в Небесное Царство. Однако задуманное ими дело оказалось отнюдь не простым, ибо их владения были разбросаны по всей империи, от Британии до Африки и от Испании до Италии, а их роскошные имения мог позволить себе приобрести один император. Перераспределение столь огромных богатств могло пагубно сказаться на всем государственном хозяйстве, и некоторые их родственники из числа влиятельных сенаторов прилагали все усилия, дабы воспрепятствовать этому намерению. Все же, благодаря содействию императрицы, Мелания сумела отпустить на волю 8 тысяч своих рабов, дав каждому из них по три золотых. Затем при посредстве доверенных людей святая принялась без счета расходовать свои несметные богатства на богоугодные дела: по всей империи она основывала церкви и монастыри, жертвовала золото, драгоценности, дорогие сосуды и ткани для богослужения, передавала целые имения Церкви или же продавала их, расходуя вырученные средства на милостыню. В 410 году Рим был разграблен готами под предводительством Алариха. Тогда добродетельные супруги, а с ними 60 монахинь и 30 монахов, перебрались на Сицилию, а оттуда в Тагасту, в Северной Африке. Там они потратили остатки своего имущества на учреждение монастырей и помощь людям, пострадавшим от нашествия варваров. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Не в пример богатому юноше из евангельского рассказа, святая Мелания с радостью рассталась со всем, что имела, чтобы последовать за Господом. Освободившись от всех земных уз, она ступила на поприще подвижничества. Святая, которой не было еще и 30 лет, ради любви Божией, неудержимо пылавшей в ее сердце, возложила на себя самые суровые подвиги, достойные старцев-пустынножителей. Она не позволяла себе никаких послаблений под предлогом избавления от привычки к изнеженности, усвоенной ею с юных лет.

http://pravoslavie.ru/58737.html

Он желал, чтобы Мелания была восприемной матерью его от купели крещения, но сильная боль ноги уже около 7 дней не дозволяла ей выходить из дома. Узнав о крайнем положении дяди, она, не смотря на страдания, просила нести её к Волузиану. На дороге извещают её, что над Волузианом совершает крещение св. Прокл, архиепископ. Радость Мелании об этом событии была так велика, что боль её внезапно прекратилась, и она сама пешком прошла остальную часть дороги; при ней дядя приобщился тела и крови Христовой. Пребывание Мелании в Константинополе было полезным для многих. Императрицу Евдокию убедила она посетить св. места. Император Феодосий также с пользой для себя слушал беседу её. Многие из увлекавшихся ересью Нестория удержаны были на стороне православия советами Мелании. По возвращении в Иерусалим, Мелания выстроила часовню и при ней основала другой мужской монастырь, соединённый с первым под начальством одного настоятеля. Императрица Евдокия прибыла в Иерусалим (438 г.) и на себе испытала, что в Мелании обитает благодать. Императрица вывихнула ногу и сильно страдала, но едва Мелания коснулась ноги, вся боль прекратилась. Чувствуя близость кончины своей, святая ещё раз обошла святые места святой земли; день Рождества Христова провела в Вифлееме; по возвращении в Иерусалим почувствовала озноб, приобщилась св. Таин и 31 декабря (439 г.) мирно предала дух свой Богу, на 57 году жизни своей 391 . «Возлюбив чистоту девства, ты склонила к добру и сожителя, расточила множество богатства, построила обители для иночествующих. Потому и вселилась в обитель небесную. Поминай нас, Мелания всечестная». Конд. Св. преп. Зотика Сиротопитателя Сиротопитание есть священнейшая добродетель. Господь говорит через Моисея: всякия вдовы и сироты не озлобите: аще же злобою озлобите я, и возстенавше возопиют ко Мне, слухом услышу глас их ( Исх.22:22 ). Буди сирым, яко отец, и будеши яко сын Вышняго ( Сир.4:10–11 ). Вера бо чиста и непорочна пред Богом и отцом сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира ( Иак.1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Другая старица пришла вопросить его: как ей поступить с племянницей, совершеннолетней девицей, осиротевшей в доме своем! Не поискать ли ей жениха? О. Иоанн сурово посмотрел на старицу и погрозил ей своей тростью: «Тебе хорошо жить в монастыре? Ну! если придет к тебе племянница твоя, прими ее и научай страху Божию. А туда не ходи. Ее не пристроишь, а себя с пути собьешь. Это не монашеское дело. Сиди в келлии и не мешайся». Таковы бывали ответы его и другим старицам. А юным он говорил, большей частью, иносказательно. Прошло несколько лет. Блаженная Мелания продолжала часто затворяться в своей келлии на долгое время, и все более и более углублялась в созерцательную жизнь. Наконец, прошел слух о новом Задонском подвижнике, затворнике Георгии. Мелания пожелала видеть его и отправилась в Задонск. Здесь она открыла Георгию свое недоумение. Убедившись в пользе уединенной жизни не только спасительными советами, но и самым добрым примером его, она обрела в сердце своем полную решимость последовать его образу жизни. Наступил пост Успения Пресвятой Богородицы, и в день Преображения Господня блаженная Мелания приобщилась св. Божественных Таин, и, помолившись довольно пред чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы, закрыла глаза платком и просила одну послушницу довести ее до келлии, объясняя ей, что у нее уже несколько времени болят глаза, и она не может дойти до келлии без посторонней помощи. Это было 6 августа 1819 года; с тех пор она неисходно, до кончины своей, пребывала в своей полутемной затворнической келлии. Старица же Василиса Ивановна, родственница купца Кожухова, который считался другом святителя Тихона и первым благодетелем Каменной горы, имела в своей келлии, как великое сокровище, портрет святителя Тихона и всю жизнь свою располагала по его святым наставлениям. Часто, для избежания похвалы человеческой, покрывала себя юродством. Любила монашескую простоту и нестяжание, от мирских знакомств и даже от родных удалялась. Почему некоторые, не понимая высоты ее смиренномудрия, считали ее с природным недостатком ума и часто обращались с нею очень нецеремонно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я бы дорого дал за сон, Что я снова иду в Ивирон, Вновь икону целую и плачу, Агиасму ищу наудачу И от Лавры, сквозь купы олив, Пробираюсь на Кавсокалив! Как мне встретить афонский рассвет В том лесу, где меня еще нет? Я бы дорого дал за совет! Июль 1998 г. (Симеон Афонский. Дневник Инока) Комментарии Всего комментариев: 1444 2020/11/05, 13:46:58 Матушка Божия Вратарница Афона! Молю тебя, со слезами и трепетом в душе, перед ликом Твоим Святым, прости меня р.б.Елену и мой род за согрешения вольные и невольные, нераскаянные и неисповеданные, богоотречения и богоборничества. Избави от родового проклятия, от завести, злопамятства, обид. Защити от всякого зла, колдовства, лукавых людей которые не дают выйти замуж р.б.Анне (моей дочери) за хорошего человека. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2020/11/01, 16:11:30 Богородица! прости меня что я с мамой ругалась била ее по плечу прости что злилась каюсь, также прости если чем обидела Инну в этой жизни прости меня за все грехи ведомые и неведомые видимые и невидимые каюсь во имя ИИсуса Христа ОТца и сына и Святого Духа аминь Милена Мелания 2020/09/09, 20:27:54 Божья Матерь Иверская! Помоги мне, чтобы у меня перестала потеть голова, лицо и шея. Утром просыпаюсь вся потная. Аминь. надежда 2020/04/30, 23:36:46 Богородица! дай здоровье Валентине Владимиру Михайло Николай Алексей Елена Лидия Инна Ангелина Евгения Татьяна Мелания ИРина Светлана Александра во имя Иисуса Христа оТца и Сына и Святого Духа Аминь! Милена Мелания 2020/04/30, 23:33:35 Богородица! пости если чем обидела двух женщин сегодня и в магазине двух если чем обидела их в этой жизни я и мама прости каюсь во имя Иисуса Христа Отца и Сына и Святого Духа Аминь! Милена Мелания 2020/04/13, 20:09:27 Божья матерь Вратарница! Будь игуменьей моему земному женскому счастью, чтобы нашёлся для меня человек, чтобы любил меня больше жизни и я его любила, создали с ним крепкую семью. Аминь. надежда 2020/04/13, 19:57:03 Божья матерь Вратарница! Помоги мне, будь вратарницей моей взаимной любви, пусть у меня появится симпатичный человек, чтобы я любила и была любима. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=363&c_pid=1

Т. Л. Александрова Почитание в Грузии На груз. языке сохранились (все под 31 дек.) кименная (оригинальная) и метафрастическая (расширенная) редакции Жития М. Р., а также переводы текстов о М. Р. из сб. «Лавсаик» и из неизвестного сборника. Кименная версия (нач.: «Была среди чудных и славных жен святая Мелания из города Рима...») представлена рукописями XIII-XIX вв. из коллекций Иерусалимской Патриархии и Национального центра рукописей Грузии (см. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе ) (Hieros. Patr. iver. 36. Fol. 158v - 169, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. iver. 120. Fol. 133v - 144v, XIV-XV вв.; НЦРГ. А 382. Л. 288-292 об., XV в.; НЦРГ. А 511. Л. 292-312, XVII в.; НЦРГ. А 643. Л. 177-184 об., XIX в.). Метафрастическое «Житие и деяния св. Мелании Римлянки» (нач.: «Во время оно приходит человек некий по своему делу в первый среди городов, великий и успешный Рим...»), возможно, было переведено на груз. язык в XI в. прп. Ефремом Мцире и сохранилось в рукописях XI-XVI вв. в б-ке афонского Иверского монастыря , а также в собрании Кутаисского государственного историко-этнографического музея и Национального центра Грузии (Ath. Iver. georg. 2. Fol. 240v - 253v, XI в.; НЦРГ. А 199. Л. 99-103 об., XII-XIII вв.; Кут. 6. Л. 83-94 об., XIII в.; НЦРГ. А 90. Л. 142 об.- 159, XIII в.; Кут. 5. Л. 558-576 об., XVI в.). Перевод из «Лавсаика» (нач.: «И вот, блаженная Мелания заставила дать мужу...») дошел в рукописи XI в. из собрания Бодлеанской б-ки (Bodl. 1. Fol. 494v - 495v) и в поздних рукописях Национального центра Грузии (НЦРГ. Н 972. Л. 328 об., XVI в., 1639 г., 1741 г.; НЦРГ. S 300. Л. 110-110 об., 1779 г.). Сохранился также текст о М. Р. (нач.: «Блаженная Мелания была рождена в стране Испании...») в поздней рукописи Кутаисского музея (Кут. 170. Л. 3-12 об., XV-XVI вв.), представляющий собой, возможно, перевод из «Патерика». На груз. языке в переводе прп. Георгия Святогорца (XI в.) дошла служба М. Р., написанная Иосифом Песнописцем (НЦРГ. S 4999. Л. 645, XI в.), с ирмосами 1 плагального (5-го) гласа.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Тем же и откры ему Бог видение видети страшно и ужаса исполнено. Сему же поручена бе стража морская. Стрегущу же ему нощью обою пути и виде силу ратных и шед, хотя поведати великому князю Александру, идеже стояше блаженыи. И прииде близ моря, уже въсходящу солнцу, и слыша шум страшен по морю и виде насад един гребущъся, и посреди насада стояща Христова мученика Бориса и Глеба во одежах черъвленых, и беста руки держаще на раме. Гребци же седяху, аки мглою одеяни. И рече Борис: «Брате Глебе, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему великому князю Александру на безбожныя Римляны». Страж же тои Филип, видев же таковое видение и слышав таковый глас от мученику, стояше трепетен, дóндеже насад отиде от очию его, и шед поведа великому князю Александру, еже слыша. Александр и рад бысть и прослави Бога и пречистую Богородицю и святую мученику Бориса и Глеба, и не повеле блаженныи стражу тому поведати никому, еже виде и слыша при мори в насаде глас. И тако пришедшу святому князю на безбожныя Немцы в 6 час дни и Бога в помощ призвав, рече: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, да постыдятся и посрамятся сии безбожнии Латынове, творящеи рабом Твоим злая и хотящеи достояние Твое разорити и под смех подложити». И абие в том часе соступишася обои полки и бысть сеча велия над безбожными Римляны, помощью Божиею и пречистыя Богородици и пособием святых великомученик Бориса и Глеба и избиено бысть их много множество, и самого безбожнаго краля блаженыи сам уязви в лице мечем своим, якоже рече божественый пророк: «Приидоша сии погании без Бога, овы на колесницех и инии на конех, а овы в кораблех многих и хотящеи достояние Христово разорити, но сами ти спяти быша и падоша, а ми же въстахом и исправихомся; Господи, спаси царя и услыши ны вонже день, аще призовем Тя». И се явишася в полце святаго шесть муж храбрых и силных зело и сии многу победу показанше на поганых с блаженным князем Александром за православную веру Христову. И избиено бысть много множество безсчислено безбожных Римлян в том месте, а оставшии же побегоша восвояси, гоними гневом Божиим, посрамлени от блаженнаго князя Александра; трупия же мертвых своих воевод складше во многи корабля и потопиша в море, и инех же вь ямы иззасыпаша, а иже язвеных, без числа бяше, и тое нощи и останок безбожных побегоша, страхом одержими бяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010