Августина; беседы с добрым пастырем были приятны для Мелании и Пиниана. Здесь же надеялись они видеться с великим учителем Августином; но из письма его узнали, что, при всём желании, никак не мог он быть в Тагасте 387 . Пиниан и Мелания отправились в Гиппон, оставив Албину в Тагасте. Духовная радость свидания всех 5 друзей была возмущена особенным случаем. Народ Гиппонский, давно знавший Пиниана, объявил, что избирает Пиниана в пресвитеры и притом с тем, чтобы он обязался не разлучаться с ними. Сколько Августин, Алипий и Пиниан ни хлопотали о том, чтобы народ не связывал свободы Пиниана, пришлось уступить его настоянию, впрочем, впоследствии, народ, признательный к Пиниану, освободил его от данного слова 388 . Благотворительные Пиниан и Мелания и в Африке расточали благотворения свои. В Тагасте они пожертвовали для кафедры Алипия земли и для храма его металлы и дорогие каменья; в пользу бедных дали большую сумму денег; недовольные тем, они построили два монастыря, мужской для 24 иноков и женский для 130 инокинь, обеспечив существование их капиталами. Семь лет прожили они в Африке, пока проданы были здешние имения их. Мелания жила в своём новом монастыре, под управлением игуменьи. В Риме принимала она пищу через день; в Тагасте, подвигаясь вперёд в жизни духовной, она сперва кушала через три дня один раз, потом один раз через 5 дней, а наконец, только раз в неделю. Келья её была так мала, что она едва могла встать и поворотиться; спала она на рогоже – и только 2 часа в сутки, большую же часть времени посвящала молитве и чтению Писания. Так жила теперь богатейшая аристократка Рима. Многих молодых людей обратила она на путь добра и привлекла к вере Христовой нескольких язычников и Евреев. В 419 году Мелания с матерью отправилась на Восток. Она виделась в Александрии со св. Кириллом и, по прибытии в Иерусалим, занемогла. Выздоровев, поспешила поклониться св. местам. Получив в Иерусалиме деньги за проданные имения, раздала их бедным, и сама осталась бедной по любви к нищете Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы видели, что Публикола, сын Мелании старшей, женился на Албине, дочери Албина и сестре Волузиана, Римского префекта, принадлежавшего к одной из древнейших фамилий в империи. Плодом этого брака была Мелания младшая, родившаяся не позже 382 года. С первого детства она была воспитываема в строгой и чистой набожности; ей постоянно представляли в достойный подражания пример жизнь, действия и добродетели ее бабки; она до того была проникнута ими, что в детском же возрасте объявила о намерении своем подражать ей, посвятив всю свою жизнь Христу. Благословенное желание это возрастало с нею и, ко времени приближения ее к пятнадцати годам, приняло такую живость и глубину в ее душе, что потребовалось значительное насилие, чтобы соединить ее, против воли, брачными узами с Пинианом, сыном префекта Итальянского и Африканского, происходившего от Консульского семейства. Пиниану было тогда семнадцать лет, Мелании едва минуло четырнадцать. Любовь к чистоте не только духовной, но и к целомудрию телесному, до того была, так сказать, внедрена в самую природу сердца молоденькой женщины, что она, с первых же дней брака, умоляла мужа дозволить ей жить в совершенном целомудрии; он обещал ей согласиться на это желание не прежде, как когда она родит сына. Но первым плодом их брака была дочь 20 . Мелания, при самом рождении дочери, дала обет посвятить ее Богу, и, снова обращаясь к мужу с прежнею просьбой, за исполнение ее предлагала передать ему все свое состояние, которое было огромно; но он не согласился. Тогда, со свойственною ей кротостью и верой, она решилась терпеливо ожидать воли о ней Самого Бога, Единого властителя нашей судьбы; но вместе с сим утвердила в сердце своем завет – вести жизнь столько уединенную, воздержную, строгую, сколько то, при крайних усилиях ее, будет возможно в ее высоком положении. Она часто молилась, и, с особенною горячностью, в день памяти св. муч. Лаврентия, просила Господа о совершении ее желания, а мученика о предстательстве о ней. Молитва ее была услышана. Провидение, говорит Палладий, сжалясь над Пинианом, угрозило Мелании смертною опасностью при вторых ее родах, чтобы тронуть сердце ее мужа и внушить ему самому хоть долю прекрасного ее намерения служить Богу. В самое время разрешения, когда она обратилась с молитвою к тому же святому, наступили страдания до того жестокие и опасные, что она немедленно была приведена ими в отчаянное положение. Муж ее, полумертвый от страха, кинулся в церковь , чтобы молить Бога о сохранении жизни жены; пользуясь этим, Мелания послала сказать ему, что если он произнесёт в храме Божием обет исполнить просьбу, с которою она столько раз к нему обращалась, то сердце извещает ее, что и Бог исполнит его прошение, ниспошлёт ей облегчение и сохранит ее жизнь. Муж, не обинуясь, произнес этот обет, и с той же минуты Мелания почувствовала облегчение; опасность миновала, последовало счастливое разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько ночей сряду блаженная Мелании провела у Гроба Господня в пламенной молитве: проливая радостные слезы, она со священным трепетом поклонялась Живоносному Гробу и с благоговением лобызала его и затем удалилась в киновию, основанную ее бабкою на Елеонской горе. Поселившись на Елеонской горе, преподобная Мелания заключилась в тесную храмину, положив себе завет никого к себе не принимать, ни с кем не беседовать, и завет этот свято исполнила: целых четырнадцать лет она провела в затворе в полном уединении и безмолвии, в духовных подвигах, беседуя только с Богом и со своею душой. Посещали ее однажды в неделю, и то на короткое время, только мать ее и Пиниан, теперь уже духовный ее брат, живший и подвизавшийся в Иерусалимской мужской обители. Один раз блаженная затворница отворяла двери своей кельи и выходила из нее: это когда скончалась мать ее, блаженная Альбина. Похоронив мать, Мелания усилила строгость жизни в келье, еще более тесной и темной, и провела в ней год. Но не может укрыться город, стоящий на верху горы ( Мф. 5:14 ). Не скрылась от людей раба Христова, затворившись в тесной храмине. Повсюду прошла слава о Мелании как о великой подвижнице, и вот стали стекаться к ней люди – и мужи, и жены, желая видеть угодницу Божию, получить назидание от ее беседы. Она вышла из затвора и всех с любовию принимала, подавая каждому потребное – совет, утешение, вразумление, наставление в благочестивой, богоугодной жизни. Многие жены и девы обращались к ней с просьбой дозволить жить с ней и подвизаться под ее руководством; она уступила их просьбам, движимая любовью к ближним, ревнуя о спасении сестер, и вот на том месте, где она жила, явилась женская обитель, в которой с первого же раза собралось значительное число подвижниц. Построила в обители Мелания и храм, величественный и благолепный, в который положила часть мощей пророка Захарии, первомученика архидиакона Стефана и Сорока мучеников. Поручив управление обителью благонадежной настоятельнице, Мелания продолжала жить в своей келье, но сама служила сестрам, как раба, и заботилась обо всех, как мать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она первая из знатных римлянок с юных лет стремилась ко Христу 13 января. ПРАВМИР. Сегодня, 13 января, Русская Церковь отмечает память преподобной Мелании Римляныни, которая первая из знатных римлянок с юных лет стремилась ко Христу. Жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью Мелания родилась в христианской семье. Родители ее – люди именитые и богатые – видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: «Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира». Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Меланин были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу. Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу. Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться. Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании – 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

428 Сам Арсений, келья которого, как говорят, находилась в тридцати двух милях от этого места, вероятно, оставался в ней несколько дольше, если только мы правильно понимаем послание Августина, датируя разорение пустыни 407–8 гг. 429 Приписываемые ему слова, сказанные будто бы уже после бегства, ясно свидетельствуют о событиях августа 410 года: «Мир потерял Рим, а монахи Скит». 430 IV. Через три поколения В404 году Иероним похоронил в Вифлееме Павлу, 431 нашествие же Алариха в 410 году заставило старшую Меланию вновь отправиться в Иерусалим, где (через сорок дней после своего прибытия в Святой Город) она и умерла. 432 В 417 году внучка Мелании Старшей младшая Мелания и ее супруг Пиниан приняли монашество и поселились в двух Елеонских обителях. В эту пору Мелании Младшей было тридцать четыре года. За много лет до этого она убедила своего мужа в том, что они должны жить как брат и сестра, 433 и еще до разорения Рима успела раздать почти все свое богатое имение. 434 Эта пара провела на севере Африки семь лет, а затем через Александрию перебралась в Иерусалим. 435 Пиниан и Мелания хотели стать рядовыми членами здешней Церкви. Тем не менее, в течение длительного времени Мелания продолжала заниматься строительством храмов и раздачей средств на иные церковные нужды. В 418 году она смогла побывать и в египетс ких пустынях. 436 В 437 году Мелания, воспользовавшись cursus publicus (государственной почтой), отправилась в Константинополь, где в роли западного посла появился все еще остававшийся язычником ее родной дядя Волусиан, которого незадолго до его кончины она успела обратить в христианскую веру. 437 Ко времени ее первого появления в Палестине умерли уже и Иоанн, епископ Иерусалимский, и Евстохия. 438 Однако Иероним все еще жил в Вифлееме. Его неприятие Оригена нисколько не уменьшилось, а отношения с окружающими ничуть не улучшились. За год до этого монастыри подверглись нападению, во время которого был убит диакон. 439 Иероним считал повинными в этом пелагиан, искавших случая отомстить за изгнание Пелагия из Палестины после того, как синод в Диосполе осудил его ересь, не признав виновным его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Блаженная Мелания, Елецкая затворница, и ее сподвижницы (Память 11 июня). Девица Мелания родилась в 1759 году от бедных, но благочестивых и православных родителей. Это были – Елецкого уезда, подгородней Ланской слободы однодворцы – Памфил и Феодосия Пахомовы, которые, пожив добродетельно немного лет в честном супружестве, отошли ко Господу, оставив по себе наследника дому своего старшего сына. Перед кончиной своей вручили ему весь дом и своих малолетних дочерей – Меланию и Екатерину, завещав ему воспитывать их в страхе Божием, и самому, паче всего, стараться быть благочестивым христианином. Девица Мелания, еще прежде совершенных лет, почувствовала в себе влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою, она часто ходила в храм Божий и чаще всего на Каменную гору; там она слушала душеполезные беседы стариц, и, возвращаясь в дом, уговаривала брата отпустить ее на жительство в монастырь. Каменная гора находится при городе Ельце, в Орловской епархии. Предание говорит, что сначала здесь жили монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь Курской иконы Божией Матери с малыми кельями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц и монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, – между которыми в то время Иулита была уже игуменией, – обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, святителя и чудотворца Митрофана. Проникнутый отеческой заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрой их Софией; а в 1683 году – монахинь с игуменией Иулитой, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь Курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посетив египетских пустынников, Мелания заключилась в елеонской келье на подвиги молитвы; сюда допускала она к себе лишь мать и двоюродную сестру. Последняя любила рассеянную светскую жизнь, но увещания Мелании довели ее до того, что полюбила она уединенную жизнь. В келье своей провела Мелания 14 лет. По настоятельной просьбе некоторых дев и жен устроила она им монастырь. За смертью матери следовала (в 435 г.) смерть супруга, или точнее — брата, благочестивого Пиниана, жившего последние годы в Иерусалимском монастыре. Мелания, по убеждению, что недолго переживет дорогих ей людей, усилила строгость жизни своей. Но ей еще предстоял подвиг. Дядя ее, Волузиан, несмотря на просьбы сестры и увещания Августина, все еще оставался язычником. Теперь он по особым поручениям западного императора был в Константинополе и сильно желал видеть племянницу. Светлая надежда вывести его из мрака на свет Христов одна могла заставить Меланию, уже слабую, пуститься в путь. Она оставила Иерусалим. В Халкидоне утешена она была чудом. Когда стояла она здесь близ раки св. Евфимии, погруженная в молитву, небесный аромат осенил ее — и в ней исчезло всякое сомнение в успехе доброго намерения ее. В Константинополе остановилась во дворце Лавза, знаменитого префекта, для которого писан Палладием Лавсаик. Дядя ее лежал сильно больным. Бедная и смиренная наружность бывшей аристократки римской изумила Волузиана. Христианка объяснила язычнику, что христиане стремятся к благам более высоким, чем земные, к благам вечным, пред которыми все земное — прах и ничтожество. Это объяснение, оправдывавшееся живым примером, подействовало на Волузиана. Скоро Волузиан почувствовал припадок, грозивший смертью, и он сам потребовал освятить его крещением. Он желал, чтобы Мелания была восприемною матерью его от купели крещения, но сильная боль ноги уже около семи дней не позволяла ей выходить из дома. Узнав о крайнем положении дяди, она, несмотря на страдания, просила нести ее к Волузиану. На дороге извещают ее, что над Волузианом совершает крещение св. Прокл, архиепископ. Радость Мелании об этом событии была так велика, что боль ее внезапно прекратилась и она сама пешком прошла остальную часть дороги. При ней дядя приобщился Тела и Крови Христовой. Пребывание Мелании в Константинополе было полезным для многих. Императрицу Евдокию убедила она посетить св. места. Император Феодосий также с пользой для себя слушал беседу ее. Многие из увлекавшихся ересью Нестория удержаны были на стороне Православия советами Мелании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Известный Пелагий сблизился с Меланией. Она настойчиво требовала от него отказаться от заблуждений; хитрый Пелагий отказывался на словах от явных ошибок, но тонкими умствованиями хотел закрыть себя от позора. Мелания передала разговоры свои с ним Августину, и тот прислал Мелании и Албине две книги свои: «О благодати Иисуса Христа» и «О первородном грехе». Посетив Египетских пустынников, Мелания заключилась в Елеонской келье на подвиги молитвы; сюда допускала она к себе лишь мать и двоюродную сестру. Последняя любила рассеянную светскую жизнь, но увещания Мелании довели её до того, что полюбила она уединённую жизнь. В келье своей провела Мелания 14 лет. По настоятельной просьбе некоторых дев и жён устроила она им монастырь. За смертью матери следовала (в 435 г.) смерть супруга или, точнее, брата, благочестивого Пиниана, жившего последние годы в Иерусалимском монастыре 389 . Мелания, по убеждению, что не долго переживёт дорогих ей людей, усилила строгость жизни своей. Но ей ещё предстоял подвиг. Дядя её Волузиан, не смотря на просьбы сестры и увещания Августина, всё ещё оставался язычником. Теперь он по особым поручениям западного императора был в Константинополе и сильно желал видеть племянницу. Светлая надежда вывести его из мрака в свет Христов одна могла заставить Меланию, уже слабую, пуститься в путь. Она оставила Иерусалим. В Халкидоне утешена она была чудом. Когда стояла она здесь близ раки св. Евфимии, погружённая в молитву, небесный аромат осенил её и в ней исчезло всякое сомнение в успехе доброго намерения её. В Константинополе остановилась она во дворце Лавза, знаменитого префекта, для которого писан Паладием «Лавсаик» 390 . Дядя её лежал сильно больным. Бедная и смиренная наружность бывшей аристократки Римской изумила Волузиана. Христианка объяснила язычнику, что христиане стремятся к благам более высоким, чем земные, к благам вечным, перед которыми всё земное – прах и ничтожество. Это объяснение, оправдывавшееся живым примером, подействовало на Волузиана. Скоро Волузиан почувствовал припадок, грозивший смертью, и он сам потребовал освятить его крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для себя Мелания построила новую обитель, которую поручила в управление настоятельнице, а сама жила в убогой келье и вела самый строгий образ жизни. Келья, в которой она подвизалась, была так мала и тесна, что Мелания едва могла встать и поворотиться. Удивителен был ее пост, необычаен сон. Пищу принимала она сначала один раз через три дня, потом один раз через пять дней и, наконец, всю неделю пребывала без пищи. Сну предавалась только два часа в сутки, и то не на постели, а на земле, подостлавши рогожу или вретище. Она говорила: «Должно постоянно бодрствовать, ибо мы не знаем, в какой час придет тать». Молитва , богомыслие и чтение слова Божия были ее главными занятиями. У нее был обычай – три раза в год прочитывать весь Ветхий и Новый Заветы. В то же время она совершала и телесные труды: владея прекрасным почерком, переписывала книги, шила для бедных и сирот одежду; деньги, вырученные за продажу книг, раздавала нищим. Когда руки ее уставали от физического труда, она садилась читать слово Божие; ослабевали глаза от чтения – поручала другим читать, сама же со всем вниманием слушала. Такому же образу жизни она научила дев и рабынь, с ней бывших. Своею подвижническою жизнью, своею ревностию о спасении души и угождении Богу Мелания так действовала на современников, что многие молодые люди обратились на путь добра; евреи и язычники принимали христианскую веру. Не остались в Африке Мелания и Пиниан навсегда: их сердца давно стремились в Святую Землю, к местам, освященным учением и делами Спасителя. В 419 году они простились с Алипием, иноками и инокинями тагастских обителей и отплыли в Палестину. В Александрии, где остановился в гавани на несколько дней корабль, они посетили св. Кирилла, архиепископа Александрийского; беседы с ним доставили им великое утешение. Необычайная радость и умиление объяли душу Мелании, когда она прибыла в Святой город, где совершилось таинство искупления нашего, где Сын Божий пострадал и умер на Кресте. С чувством глубокого смирения и благоговения обошла она с матерью и Пинианом все святые места, с коими соединялось воспоминание о том или другом событии из жизни Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время пристал к острову корабль, на котором плыли Мелания и Апиниан. Епископ того острова, услыхав, что к ним пристал корабль из Рима, пришел просить помощи на выкуп пленных и получил больше, чем ожидал. Сжалившись над ними, Мелания и Апиниан дали столько золота, сколько требовалось на выкуп всех пленных. Когда они отчалили от этого острова, подул ветер тихий и благоприятный, и вскоре они достигли Карфагена. Выйдя там из корабля, они творили свои обильные дела милосердия, благотворя церквам и монастырям, облегчая положение нищих и больных. Творя такие добрые дела, они поселились в одном городе, находящемся недалеко от Карфагена, который назывался Тагаста. Епископом Тагасты был Алипий, друг блаженного Августина [ 9 ], муж искусный в слове и учении, мудро наставлявший всех приходивших к нему. Полюбив этого доброго пастыря, Апиниан и святая Мелания богато украсили его церковь, и купили для нее много угодий; кроме того, они создали там два монастыря, один мужской — на восемьдесят иноков, другой женский — на сто тридцать инокинь, и обеспечили эти монастыри землею и всем нужным. Святая Мелания стала приучать себя постепенно к посту всё более и более строгому, сначала вкушала через день, потом через два, наконец, оставалась без пищи всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Иногда она занималась переписыванием книг, так как она писала очень красиво и без ошибок, иногда изготовляла одежды для нищих. Переписанные книги она посылала на продажу, а вырученные этим трудом деньги раздавала нищим. Усердно занималась она и чтением Священного Писания. Когда руки ее уставали от работы или от письма, то она упражнялась в чтении, и как бы задавала работу очам своим. Если же и глаза ее уставали от долгого чтения, ей помогал слух, потому что она приказывала другим читать, а сама слушала. У нее был обычай ежегодно трижды прочитывать Ветхий и Новый Завет; а наиболее важные места она удерживала у себя в памяти и постоянно имела на устах. Спала она ночью едва два часа, и то не на постели, а на земле, на худой рогоже. Она говорила, что всегда нужно бодрствовать, потому что не знаем, в какой час придет вор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010