14 июня 1919 года товарный вагон с останками алапаевских мучеников в составе поезда, на котором эвакуировались части отступающей Белой армии, по Восточно-Сибирской дороге отправился в Читу. Останки сопровождал игумен Серафим (Кузнецов), принявший деятельное участие в их дальнейшей судьбе. 19 августа они прибыли в Читу и в течение полугода находились в Покровском женском монастыре. 10 марта 1920 года все гробы с телами были доставлены в Пекин. Как свидетельствовал игумен Серафим, по дороге в Китай из гроба великой княгини истекала благоуханная влага, которую присутствующие бережно собирали в бутылочки. Во время остановки в Харбине останки мучеников были еще раз подвергнуты освидетельствованию, в ходе которого оказалось, что тело великой княгини Елизаветы по прошествии года осталось нетленным, а только высохло. 3 апреля 1920 года останки жертв алапаевской трагедии были приняты главой Русской духовной миссии в Китае архиепископом Иннокентием и с почестями погребены на русском кладбище, в новом склепе, у храма преподобного Серафима Саровского. 17 ноября того же года при содействии сестры великой княгини, принцессы Виктории Баттенбергской (маркизы Мильфорд-Хевен), гробы с телами Елизаветы Федоровны и инокини Варвары доставили пароходом в Шанхай, а оттуда – в Порт-Саид. До 9 февраля 1921 года тела великой княгини и инокини Варвары оставались в греческой часовне Порт-Саида, а затем поездом были доставлены в Иерусалим. 15 февраля тела поместили в крипте русского храма равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Шесть дней спустя чин погребения великой княгини и ее спутницы совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан. 60 лет останки великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары почивали в склепе-усыпальнице храма Марии Магдалины. В 1981 году Русская Православная Церковь за границей прославила их в лике преподобномучениц. 1 мая 1982 года, в неделю жен-мироносиц и в день празднования 100-летия Императорского Православного палестинского общества, святые мощи преподобномучениц с подобающими почестями перенесли из склепа в верхний храм, где поместили в беломраморных раках по обе стороны от алтаря – справа великая княгиня, слева – инокиня Варвара.

http://pravoslavie.ru/31831.html

По распоряжению адмирала Колчака тела великой княгини и всех других убиенных с нею 1 ноября 1918 г. были торжественно похоронены в Алопаевском соборе. При приближении красных (в июле 1919 г.) они были перевезены сначала в Иркутск, а отсюда 28 февраля 1920 г. были направлены в Китай. По дороге, на пограничном пункте, на тела убиенных напали большевики и успели сбросить на железнодорожный путь гроб князя Иоанна Константиновича. Подоспевшие китайские солдаты прекратили возмутительное кощунство. 3 апреля в Пекине, после заупокойного богослужения, гробы были опущены в склеп храма преподобного Серафима Саровского , на кладбище нашей Духовной Миссии. Отсюда уже заботами сестры великой княгини, маркизы Мильфорд-Хевен, принцессы Виктории, с которой они были связаны при жизни особенно тесными узами, ее гроб вместе с гробом сестры Варвары был доставлен через Шанхай и Суэц в Палестину. 15 декабря 1920 г. тела обеих неразлучных до конца страдалиц были торжественно встречены в Иерусалиме английскими властями, греческим и русским духовенством, многочисленною русскою колониею и местными жителями. Через день состоялось их погребение, совершенное маститым главою Сионской Церкви, Блаженнейшим патриархом Дамианом, в сослужении большого сонма духовенства. Такую дал ей Бог славу церковную. Усыпальницей для великой княгини избрана как бы нарочито для этого приспособленная крипта под нижними сводами русской церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Сама эта церковь , построенная в память государыни Марии Александровны, супруги императора Александра II, ее августейшими детьми, не чужда почившей: последняя присутствовала вместе с великим князем Сергеем Александровичем на ее освящении в 1888 г. и, говорят, выразила желание закончить дни своей жизни при этом храме. Так ей понравилось это место. «Как чудное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след, – пишет составитель очерка ее жизни, высокопреосвященный митрополит Анастасий. – Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников. Такие образы имеют непреходящее значение: их удел вечная память и на земле и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой. Как бы в награду за ее земной подвиг и особенно за ее любовь к еврейской земле, ее мученическим останкам (найденным в шахте, по словам очевидцев, совершенно нетронутыми тлением) суждено почивать у самого места страданий и воскресения Спасителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

После мученической кончины Елизаветы Федоровны мощи ее были перевезены архимандритом Серафимом (Кузнецовым) вслед за отступавшими белыми войсками последовательно в Хабаровск и в Пекин, куда они прибыли 3 апреля 1920 г. Через несколько месяцев по желанию сестры Елизаветы Федоровны, принцессы Виктории, маркизы Мильфорд-Хевен, останки великой княгини и добровольно принявшей с ней мученическую смерть инокини Варвары (Яковлевой) были отправлены в Шанхай, а оттуда – морем, через Суэцкий канал, в Порт-Саид и, наконец, в Иерусалим. Здесь они были торжественно встречены греческим и русским духовенством, многочисленной русской колонией и местными жителями. 30 января 1921 г. Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении большого сонма духовенства совершил их погребение в крипте церкви Марии Магдалины, построенной Палестинским Обществом. После канонизации Елизаветы Федоровны и инокини Варвары их мощи были перенесены непосредственно в храм. Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы История Общества знает три больших периода: дореволюционный (1882–1917), советский (1917–1992) и постсоветский (до настоящего времени). Палестинское Общество в дореволюционный период пользовалось августейшим, а значит, и непосредственным, государственным вниманием и поддержкой. При более внимательном рассмотрении деятельность ИППО дореволюционного времени явственно распадается, в свою очередь, на три этапа. Первый открывается созданием Общества и заканчивается его преобразованием и слиянием с Палестинской Комиссией 24 марта 1889 г. Второй обнимает отрезок времени до первой русской революции 1905–1907 гг. и завершается для Общества рядом трагических утрат: в 1903 г. умер основатель и главный идеолог Общества В.Н. Хитрово , в феврале 1905 г. бомбой террориста убит первый председатель Общества великий князь Сергий Александрович, в августе 1906 г. скончался секретарь ИППО А.П. Беляев. С уходом «отцов-основателей» завершился «восходящий», героический этап в жизни Палестинского Общества. Последний, третий период, помещающийся «между двух революций», связан с приходом к руководству великой княгини Елизаветы Федоровны в качестве председателя и профессора А.А. Дмитриевского в качестве секретаря 179 . Завершается он началом Первой мировой войны, когда реально прекратилась работа российских учреждений на Ближнем Востоке и оборвалась связь с ними, или, формально, Февральской революцией и отставкой великой княгини Елизаветы Федоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Конечно, не всякий может похвалиться, что он имел в жизни такого друга, каким была для маркизы Рогнеда Романовна, но маркиза была еще счастливее. Ей казалось, что у нее очень много людей, которые ее нежно любят и готовы за нею на край света. Положим, что маркиза в этом случае очень сильно ошибалась, но тем не менее она все-таки была очень счастлива, заблуждаясь таким приятным образом. Это сильно поддерживало ее духовные силы и давало ей то, что в Москве называется «форсом». У маркизы был сын Орест, который долго назывался «Оничкой», дочь Антонина, девица взрослая, дочь Сусанна, девица на возрасте, и сын Вениамин, молодой человек еще в самой зеленой поре. Маркиза относилась к своему Вениамину совсем не так, как относился к своему Вениамину патриарх Иаков . Она боготворила Оничку. Одни уверяли, что это идолослужение Оничке основано на том якобы, что известная Ленорман , посмотрев на этого мальчика, закричала: «Vicomte! — Marquis! — Ministre! — Poète! — Homme célèbre»; другие же просто говорили, что маркиза любила Оничку более всех потому, что он был ее первенец, и этому можно верить, потому что родительская нежность маркизы к Оничке нимало не пострадала даже после того, когда московский пророк Иван Яковлевич назвал его «ослицей вааловой» . Дочерей маркиза тоже любила не ровно. Антонина пользовалась у нее несравненно большим фавором, чем Сусанна, и зато Антонина любила свою мать на маковое зерно более, чем Сусанна, которая не любила ее вовсе. Сусанна росла недовольною Коринной у одной своей тетки, а Вениамин, обличавший в своем характере некоторую весьма раннюю нетерпимость, получал от родительницы каждое первое число по двадцати рублей и жил с некоторыми военными людьми в одном казенном заведении. Он оттуда каким-то образом умел приходить на университетские лекции, но к матери являлся только раз в месяц. Да, впрочем, и сама мать стеснялась его посещениями. — Он как-то огрубел и опустился, — говорила Рогнеда Романовна болтливым людям, удивлявшимся, что у маркизы никогда не видно ее Вениамина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Когда я вернулся домой, работал на фабрике-кухне авиационного завода. Я и поваром был, и музыкантом — на барабане играл с детства, хотя ни пионером, ни комсомольцем никогда не был. Наверное, меня не приняли потому, что отец сидел в тюрьме. Я всегда сам себя обеспечивал: у меня 14 профессий, которыми я свободно владею. Я и сапожник, и столяр, и чеканщик, и музыкант, и много чего еще умею. В 27 лет женился, привез жену из Твери. В 1982 и 1984 годах родились дети: сын Родион и дочь Анастасия. Одна из профессий, которую я очень люблю и к которой хотел бы «вернуться»,— переплетчик. Я начинал работать в 80-е годы, переплетал документацию, различные журналы, тогда книг в продаже почти не было, и я из журналов делал такие подборки-многотомники. Делал их, делал, и тут мне надоело переплетать эти «Маркизы ангелов» и «Анжелики». Я пошел в Свято-Троицкий собор к настоятелю, отцу Евгению (протоиерей Евгений Зубович.— Прим. авт. ). В то время про Церковь я ничего еще не знал. Отец Евгений сразу дал мне три книги, как сейчас помню, святителя Иоанна Златоуста, и я занялся их реставрацией. Сделал их за один месяц, а когда переплетаешь, обязательно переворачиваешь страницы, читаешь, и я стал вникать в то, что там написано. Потом познакомился с отцом Лазарем (протоиерей Лазарь Новокрещеных.— Прим. авт. ), стал и для него книги переплетать. Пришло время — принял Крещение. Крестились мы всей семьей 1 августа 1990 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. С этого все и началось. В то время возрождалась семинария, и всю литературу, которой пользовались семинаристы, мы делали сами. Вместе сидели, катали рулоны бумаги. В общей сложности сделали около 300 экземпляров. Здорово было, интересно. И неожиданно отец Лазарь предложил мне стать священником. Я никогда об этом не думал, и меня это очень удивило: «С какой стати, я — и священник?». На что отец Лазарь мне сказал: «Нам нужны хорошие люди!». Так я понял ( отец Владимир улыбается) , что я — неплохой человек. И вот что мне больше всего понравилось — он мне сказал: посоветуйтесь с женой. Мне этого нигде никогда не говорили.

http://pravoslavie.ru/36742.html

Так вожделенный для нея мученический венец увенчал ея главу и приобщил ее к сонму тех, о которых повествует тайнозритель Иоанн: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровю Агнца ( Апок. 7, 9. 14 ). Как чудное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за Русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников. Такие образы имеют непреходящее значение: их уделъ – вечная память и на земле, и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой 8 . Как бы в награду за ея земной подвиг и особенно за ея любовь к Св. Земле ея мученическим останкам (найденным в шахте, по словам очевидцев, совершенно нетронутыми тлением) суждено почивать у самого места страданий и воскресения Спасителя. Извлеченныя по распоряжению адмирала Колчака из земли, последния вместе с телами других умерщвленных одновременно с Великой Княгиней членов Царского Дома (Великого Князя Сергея Михайловича, Князей Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей и сына Вел. Кн. Павла Александровича Князя Палей) и сестры Варвары были перевезены сначала в Иркутск, а затем в Пекин, где довольно долго оставались в кладбищенском храме нашей духовной Миссии. Отсюда уже заботами сестры почившей – маркизы Мильфордъ-Хавен Принцессы Виктории, с которой оне были связаны при жизни особенно тесными узами, ея гроб вместе с гробом сестры Варвары был доставлен через Шанхай и Суэц в Палестину. 15 января 1920 года тела обеих неразлучных до конца страдалиц были торжественно встречены в Иерусалиме английскими властями, греческим и русским духовенством, многочисленной русскою колониею и местными жителями. Через день состоялось их погребение, совершенное маститым главой Сионской Церкви Блаженнейшим Патриархом Дамианом в сослужении большого сонма духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Поверьте, у меня на них столько же прав, сколько у вашего дворецкого, и я не сомневаюсь, что, когда мисс Вирджиния подрастет, она с удовольствием наденет эти украшения. К тому же вы забыли, мистер Отис, что купили замок с мебелью и привидением, а тем самым к вам отошло все, что принадлежало привидению. И хотя сэр Симон проявлял по ночам большую активность, юридически он оставался мертв, и вы законно унаследовали все его состояние. Мистер Отис был весьма огорчен отказом лорда Кентервиля и просил его еще раз хорошенько все обдумать, но добродушный пэр остался непоколебим и в конце концов уговорил посла оставить дочери драгоценности; когда же весной 1890 года молодая герцогиня Чеширская представлялась королеве по случаю своего бракосочетания, ее драгоценности оказались предметом всеобщего внимания. Ибо Вирджиния получила герцогскую корону, которую получают в награду все благонравные американские девочки. Она вышла замуж за своего юного поклонника, едва он достиг совершеннолетия, и они оба были так милы и так влюблены друг в друга, что все радовались их счастью, кроме старой маркизы Дамблтон, которая пыталась пристроить за герцога одну из своих семи незамужних дочек, для чего дала не менее трех обедов, очень дорого ей стоивших. Как ни странно, но к недовольным поначалу примкнул и мистер Отис. При всей своей любви к молодому герцогу, он, по теоретическим соображениям, оставался Врагом любых титулов и, как он заявлял, «опасался, что расслабляющее влияние приверженной наслаждениям аристократии может поколебать незыблемые принципы республиканской простоты». Но его скоро удалось уговорить, и когда он вел свою дочь под руку к алтарю церкви святого Георгия, что на Ганновер-сквер, то во всей Англии, мне кажется, не нашлось бы человека более гордого собой. По окончании медового месяца герцог и герцогиня отправились в Кентервильский замок и на второй день пошли на заброшенное кладбище близ сосновой рощи. Долго не могли они придумать эпитафию для надгробия сэра Симона и под конец решили просто вытесать там его инициалы и стихи, начертанные на окне библиотеки.

http://pravmir.ru/kentervilskoe-prividen...

…авантажна (франц. avantageuse) — видная собой, красивая. Лампи, Иоганн Баптист Старший (1751 — 1830) — австрийский портретист. Работал в Италии и России (1792 — 1797). Майорат (от лат. major) — старший; право старшего в роду наследовать его родовую недвижимость, земельные владения. Поликрат… возвращенный морем перстень. — Баловень судьбы, правитель острова Самос Поликрат (VI в. до н. э.) пожертвовал морю смарагдовый перстень, чтобы предотвратить предсказанные несчастья. Однако перстень, проглоченный рыбой, был возвращен рыбаком. Вскоре Поликрата предательски заманил к себе и убил персидский сатрап. Стень (древнерусск.) — тень, призрак. Помпадур — кушетка в стиле, названном по имени фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур (1721 — 1764). Ктитор — церковный староста. “Дар напрасный, дар случайный…” — начало стихотворения А. С. Пушкина (1828). Талагай — нелепый мужик. …за сиротство и в солдаты отдан… — Сдача в солдаты сирот практиковалась в сельских общинах. Фавна (Фавн) — бог плодородия, лесов, полей, стад а римской мифологии. …сладости слез Петрова покаяния… — Апостол Петр раскаялся в своем отречении от Христа. Таранта — тараторка. Задорная корочка — задравшаяся корка хлеба. Поповка — церковная слободка. Аттенция (франц. attention) — внимание. Савонарола, Джироламо (1452 — 1498) — монах-доминиканец, обличитель тирании Медичи, папства, способствовавший установлению республики во Флоренции, осуждал гуманистическую культуру, сожжен на костре по приговору флорентийских властей. Обыденкой — в течение дня. Сперанский, Михаил Михайлович (1772 — 1839), граф, — с 1808 года ближайший советник Александра I, был сыном священника, семинаристом. …притравила, как Диана Актеона… — эпизод римского мифа: богиня Диана, желая отомстить охотнику Актеону, увидевшему ее наготу во время купания, превратила его в оленя, которого растерзали его же собаки. Весталки — жрицы богини Весты в Древнем Риме, дававшие обет безбрачия. Нарушительниц обета закапывали в землю. Ты проходишь, дорогой друг, мимо кельи… — популярная песня второй половины XVIII в., возможно сочиненная Ф. Г. Волковым.

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты. Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти. В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара. Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей. Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине. В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница. В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни. Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта. Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

http://pravoslavie.ru/24031.html

После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание. В 1924 году приход перешёл под юрисдикцию Константинопольского патриархата. С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии. В настоящее время храм действует в составе Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе. http://ru.esosedi.org/ Флорентийский храм — один из выдающихся памятников русского церковного искусства за рубежом. Митрополит Евлогий (Георгиевский), основатель Западноевропейской архиепископии, называл его «самым красивым храмом» своей епархии. Возникновение православного храма на берегах Арно связано как с русской колонией во Флоренции, поначалу состоявшей из состоятельных аристократов-любителей Италии, так и с деятельностью российской дипломатической миссии. В 1818 во Флоренции возникла домовая церковь гр. Бутурлиных, которую обслуживал греческий священник из Ливорно. Другие русские богачи — Демидовы, приехавшие на берега Арно, устроили в 1823 (близ арендуемого палаццо) во имя свт. Николая Чудотворца, куда служить приглашали священников из России. В 1840 эту церковь Демидовы перенесли в имение Сан-Донато в предместье Новоли. Какое-то время она оставалась единственной для русских во Флоренции. В 1845 ее посетил император Николай I с супругой и подарил образ св. цар. Александры. В 1856 убранство этой церкви было обновлено. После окончания наполеоновских войн, в 1815, во Флоренции была вновь открыта российская миссия, при которой девять лет спустя в палаццо Гвиччардини была освящена домовая церковь Рождества Христова. Походный иконостас, созданный в 1790-е и служивший Императору Александру I, и утварь прислали из Петербурга. Иконы написал акад. В. К. Шебуев. Священником назначили иером. Иринарха (Попова), который ранее служил у маркизы Терции, урожд. Голицыной.

http://sobory.ru/article/?object=09348

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010