Глава 1 2 3 4 5     Введение Предварительные замечания Литература о нашей священной книге на русском языке весьма не богата. Кроме толкований на 12 пророков архиепископа псковского Иринея, одного из обильнейших русских библеистов, жившего в начале нашего XIX века, и более слабых толкований епископа Палладия Олонецкого, мы имеем лишь разбросанных по духовным журналам менее 10 числом заметок, касающихся то личности пророка Михея, то толкования, но вовсе не научного, каких-либо выдающихся мест его пророчеств. Ректор рязанской семинарии прот. Смирнов помещал по нашему предмету статьи в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», в которых предлагал популярные толкования на всех пророков; там отведено до 50 страниц и пророку Михею. Между краткими журнальными заметками о нем обращают на себя внимание статьи митрополита Филарета конспективного характера, касающиеся личности и самой общей характеристики творений нашего пророка. С прошлого года началось печатание толкования проф. П. Юнгерова в «Православном собеседнике». Из отцов Церкви на нашу речь переведены только изъяснения на малых пророков прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита да две коротеньких заметки о Михее свт. Афанасия и свт. Иоанна Златоуста , в его кратком обозрении содержания книг Священного Писания Ветхого Завета. Полезнейшие толкования блж. Иеронима остаются непереведенными. Толкователей прежде всего занимает вопрос о времени написания нашей книги. Правда, она сама в себе заключает весьма точные на то указания: «во время Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских», но ученые не находят этого указания достаточно точным и ухищряются в предположениях о более обстоятельных датах. Так некоторые, как например, Гартман, склонны думать, что царствование Езекии едва ли имелось в виду при изобличениях Михея, потому что это царствование было весьма благочестивое, и, следовательно перечисляемые в них пороки указывают скорее на беззаконные деяния его сына Манассии. Но разве добродетель царя обусловливает жизнь загрубелого в грехах идолослужения народа?! Разве может один человек исправить то, что портили многие, кончая предшественником Езекии Ахазом? Разве не во дни Езекии обличали Исайя, Осия и Амос? а Софония не во дни ли благочестивого Иосии? и Малахия не во дни ли Ездры? Наконец, неужели недостаточным подтверждением хронологической даты пророчества служит упоминание о продолжающемся еще существовании царства израильского? и слова Иеремии ( Иер. 26:18 ), буквально воспроизводящие Михея ( Мих. 3:12 ) и относящие их ко времени Езекии?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 1 2     Введение. Краткое сведение о Св. пророке Аггее, время его пророческого служения, содержание книги Св. пророк Аггей 1 – десятый в ряду так называемых «малых пророков» и первый с Св. пророком Захариею явившийся с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена. О происхождении и жизни пророка Аггея ничего неизвестно. Епифаний, Епископ Кипрский 2 , и Св. Дорофей 3 уверяют, что Св. Аггей в молодости возвратился из Вавилона в Иерусалим, где побуждал строить св. храм, видел окончание его постройки, и тогда первый воспел: «аллилуиа», с честью был погребен вблизи гробниц священнических. Бл. Иероним удивляется мужеству Св. Аггея, с каким он, не смотря на козни врагов Иудейского народа, мешавших строить храм, произносил свои речи и побуждал Иудеев закончить постройку сего храма, а книга Ездры говорит, что, благодаря только убеждениям Св. пророков Аггея и Захарии, народ принялся за работы по постройке храма. 1Ездр.5:1 . Память Св. прор. Аггея 16-го декабря. Св. пророк Аггей жил и пророчествовал, когда кончился плен Вавилонский, а народ Иудейский, освобожденный от плена еще Киром, знаменитым Персидским царем (ок. 573г. до Р. X.), возвращался в свое отечество. К освобождению Иудеев Кир, в первый же год своего царствования, когда сделался единовластителем Азии, по свидетельству Иосифа Флавия, был расположен следующим пророчеством Исаии: так говорит Бог о Кире: пастырь Мой! И всю волю Мою он исполнит, и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен», и храму: «ты будешь основан» Ис.44 . «Так говорит Господь помазаннику Своему, Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись... дабы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранника Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» 4 . К освобождению Иудеев из плена, конечно, располагал Кира и славный пророк Св. Даниил своими личными беседами с царем Киром ( Дан. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Содержание I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II. 12–26) II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. II, 23–32) III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III, 12–21)     Иоиль принадлежит к числу так называемых малых пророков, т. е. таких, писания которых по размеру гораздо короче писаний четырех пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. – Иоиль проходил свое служение в Иудейском царстве. Время его жизни и служения трудно определить с точностью. Не без основания, впрочем, лучшие толковники полагают, что он был современником пророка Амоса, жившего, как видно из надписания его пророческой книги (I, 1), в царствование Озии прокаженного (809–758). Ибо врагами Иудеев Иоиль называет еще не Сирийцев и Ассириян, а только Филистимлян, Финикийцев и Идумеев, как и Амос ( Uouль III, 2–6 . Aмoc I, 6–9 ). Сверх того Иоиль упоминает о тех же физических бедствиях, постигших Иудею, какие упоминаются у Амоса ( Uouль I:1–20, II:10–11 ; Aмoc I:1, IV:6–7 ), именно о землетрясении, саранче, засухе и голоде (см. Христ. Чтение 1876, январь и февраль, статья: «Время деятельности пр. Иоиля»). Свидетельство Иоиля о совершении в его время Богослужения по чину (II, 15) служит подтверждением того, что он жил при благочестивом Иудейском царе Озии, покровительствовавшем истинному Богопочтению в своем царстве. В книге Иоиля содержится обличение Иудеям по случаю голода, постигшего их за грехи, угрозы новыми бедствиями за нераскаянность, и обетования о наступлении лучших времен, особенно времени новозаветного, имеющего ознаменоваться обилием даров Св. Духа, и наконец предсказания грозного суда Божия над врагами Церкви. Из книги Иоиля заимствованы для чтения при Богослужении три паримии. I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II:12–26) В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Иоил.2:12–13 . Тако глаголет Господь: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

2.3. Книга пророка Иоиля Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета О времени написания книги. В данном случае полезно отступить от принятого порядка и проанализировать варианты датировки. Дело в том, что в книге нет указаний на то, когда она была написана. Приведу пример того, как решается этот вопрос у разных авторов. Некоторые говорят, что Иоиль – это один из самых ранних пророков, по крайне мере, современник Амоса и Осии, о чем говорит и то, что его книга в каноне поставлена между книгами этих двух пророков. Другие же говорят, что это, наоборот, самый поздний из пророков, который пророчествовал уже позже всех, возможно, только чуть раньше, чем Малахия. Аргументы в пользу первого мнения возьмем в учебнике А.Хергоезерского с. 148–149], с которым согласна, кстати, и статья в Библейской энциклопедии Брокгауза второго – в учебном пособии епископа Сергия (Соколова) с.161–162]. Упомянутые авторы опираются на следующие указания текста. Начнем с того, что в каноне эта книга стоит в самом начале книг малых пророков. Владыка Сергий об этом ничего не говорит. Хергоезерский говорит, что очевидно, и древние считали, что он был одним из первых пророков-писателей. Из врагов Иуды называются Тир, Сидон, филистимляне, Египет и Едом, а Ассирия, Вавилон и Персия не упоминаются. Владыка Сергий делает вывод, что это писалось после плена, когда уже Ассирийское и Вавилонское пленения миновали (как же быть с Персией?). Энциклопедия говорит, что книга писалась не позднее первой половины VIII века, то есть, когда только возникла ассирийская угроза, а впоследствии вавилонская, скорее всего даже прежде победы Амасии Иудейского (начало VIII века) над Едомом, потому что Едом тоже упоминается в числе врагов. В книге говорится о священниках, как о вождях народа, но ничего не говорится о царе. Владыка Сергий считает, что это соответствует обстановке после плена. Энциклопедия и Хергоезерский говорят, что, скорее всего, это было сказано во времена царя Иоаса, который вступил еще отроком на царствование и до прихода в зрелый возраст находился под опекой первосвященника Иодая, то есть в 40-е годы IX века.

http://sedmitza.ru/lib/text/431396/

IX. Сооружение новой обширной паперти и нового большого колокола Храм был распространен, – устроены внов боковые входы – паперти, – а между тем главная входная паперть оставалась прежняя, – и по своему внешнему виду, по неудобству для входа и малопоместительности не соответствовала уже ново-распространенному храму. В 1893 г. при старост церковном Аврамии Васильевиче Пыхове 84 и эта нужда храма была устранена: устроена была новая обширная (5 X 3 саж.) паперть с тремя наружными входами: над ними по трем сторонам кровли поставлены были три бронзово-позлащенных креста, а на наружных боковых сторонах паперти помещены иконы, писанные на цинке: вверху дв малых круглых иконы Божией Матери („Знамения“ и „Млекопитательницы“), а внизу их св. Иоанна Предтечи, Илии пророка (поясные), и св. Василия Великого и Николая Чудотворца (в рост). Над главным входом помещена (круглая) икона Спасителя благословляющего. Кром большого удобства для входя в храм и выхода из него, новая паперть 85 придала благолепие и всему храму, открывающееся теперь уже при самом вхождении в него, и наружному его виду с западной стороны. Но важное значение сей паперти мы видим особенно в первый день св. Пасхи, когда после крестного хождения вокруг храма (совершаемого в воспоминание св, жен Мироносиц, зело рано шедших ко гробу Спасителя и сретивших Его Воскресшего вне Иерусалима), мы, войдя в паперть и остановившись перед заключенными церковными вратами (в знаменование того, что св. апостолы и мироносицы получили первую весть о воскресении Господа перед дверьми Его гроба), полагаем начало торжественного пасхального богослужения: сколь велегласно и торжественно звучитъ тогда в нашей обширной паперти эта всерадостная пасхальная песнь: „Христос Воскресе“! Храм наш, после всех указанных изменений, стал обширным и величественным. Но звук его праздничного большого колокола (в 630 пудов), был недостаточно силен и не проникал во все отдалонные места нашего обширного прихода. Эту нужду церкви в новом наибольшем по весу колоколе, который бы соответствовал храму нашему, – хорошо понял почтенный прихожанин наш, Петр Васильевич Аристов 86 . Исключительно на его собственное иждивение летом 1901 года на заводе бр. Самгиных был отлит для нашего храма колокол весом в 1023 пуда и 10 фун., ценностию в 25 тыс. рублей. На нем помещены св. иконы: 1) 4 евангелистов, 2) Спасителя, 3) „Иверской“ ик. Божией Матери, 4) св. Иоанна Крестителя, 5) Василия Великого , 6) Илии пророка, 7) Николая Чудотворца, 8) Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 9) преп. Сергия, 10) Михаила архангела, 11) муч. Александры, 12) Димитрия Солунского, 13) Андрея Стратилата, 14) муч. Марии и в орнаментах 15) 4 херувимов, и соответствующая надпись: вверху: „Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу“, – а внизу, что 1901 года, мая 20 дня отлит сей колокол „в благодарение Господу Богу за исцеление от тяжкой болезни Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Александровича, постигшей Его в 1900 году“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Бояркино. Церковь Спаса Преображения (утраченная). /// Объект утрачен Первое упоминание о Преображенском храме в селе Бояркино относится к 1578 году. В Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-1578 годы, в описи Большого Микулинского стана есть следующая запись: " ... с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп... " . В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии. 4 апреля 1762 года тщанием премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова храм был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине неготовности в них иконостасов оставались неосвященными. В 1774 году тщанием и рачением местных прихожан в селе был построен новый деревянный трехпрестольный храм: центральный - в честь Преображения Господня, правый - во имя пророка Илии, левый - во имя великомученика Георгия Победоносца. Новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина - 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота " до верха карниза " - 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой " до верха карниза " 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы - одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный - высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров), и два боковых (придельных) иконостаса высотой 11/2 сажени (3,2004 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров). В 1825-1828 годах храм был перекрашен и перекрыт, старая колокольня разобрана, а колокола подвешены на столбах возле храма. В 1836 году была построена новая деревянная колокольня. В ноябре 1881 года началось строительство каменного храма с колокольней, в память императора Александра II. Храм был построен 8 ноября 1886 году усердием прихожан - крестьян деревни Холмы: Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Илариона Алексеевича Сумарокова. В том же году нововозведенный храм с приделами того же наименования был освящен викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым).

http://sobory.ru/article/?object=56276

Введение. Краткое сведение о святом пророке Авдие и содержание его книги. О лице и жизни св. пророка Авдия 1 древность не оставила нам достоверных известий. Большая часть писателей, основываясь на свидетельствах Епифания епископа Кипрского и блажен. Иеронима, в св. пророке Авдие видят того благочестивого Авдия, который был начальником в царском дворце Израильского царя Ахава (924–903 до P. X.), отличался Богобоязненностью, защищал и спасал пророков Господних от гонений Иезавели, жены Ахава ( 3Цар. 18:3, 4 ). «Авдий, – говорит Епифаний, или кто другой под его именем, – урожденец Сихемский 2 из селения Вифахамар, сначала был правителем дома Ахавова, но когда Илия Фесвитянин по зову его пришел к царю (Ахаву); то, оставив службу царскую, прилепился к Илие и сделался его учеником. Он много терпел искушений, но Илия спасал его. По смерти погребен в своем селении с предками 3 ». Блаж. Иероним 4 в св. Авдие также видит Богобоязненного домоправителя Ахавова, скрывшего сто пророков Божиих от Иезавели, но полагает, что пророк этот погребен в Самарии 5 (иначе Севаста). Так думают и другие 6 . Дорофей, епископ Тирский, св. пр. Авдия считает учеником пр. Илии и тем пятидесятником, которого Израильский царь Охозия посылал взять Илию, и который был помилован последним ( 4Цар. 1:1–13 Ок. 905 до P. X.). Все сии сказания о св. Авдие основаны на Еврейском предании и, по неимению исторических данных, трудно решить, насколько они достоверны. Бл. Феодорит, тщательно собиравший сведения о св. пророках, ничего не говорит о лице Авдии; значит, уже в его время не было о сем пророке достоверных известий, а Св. Ефрем Сирин , также оставивший нам толкования на «малых» пророков, говорит только, что пророк Авдий был родом из Сихема в колене Ефремовом. Но во всяком случае оба сии толкователи не признают Авдия домоправителем царя Ахава; потому что пророческое служение первого относят к позднейшему времени. О сем времени также нет определенных известий, а только одни предположения. По мнению Св. Ефрема Сирина , св. Авдий был современником Осии, Иоилю, Амосу 7 и Исаии; следовательно жил при Иудейских царях Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекие (809–23 до P. X.), а бл. Феодорит полагает, что св. Авдий пророчествовал после Осии, Амоса, Иоиля, Михея, Ионы и Наума, но определенного времени не показывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

ВИЗАНТИЙСКИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА X-XV СТОЛЕТИЙ После св. Фотия в Византии на протяжении некоторого времени мы не встречаем ни одной сколько-нибудь значительной личности, которая в богословие вообще и в экзегезу в особенности внесла бы что-нибудь новое и оригинальное, что нам не было бы уже известно из истории экзегезы до этого периода. Выше мы уже помянули имя Арефы Кесарийского († около 944 года) 163 , который в своем знаменитом «Толковании на Откровение Иоанна» находит аналогии между Вавилоном, описанным в нем, и современным ему Константинополем. Он очень интересуется святоотеческими источниками и толкованием святых отцов Священного Писания. Он истолковывает псалмы Давида и как будто имеет намерение дополнить толкование св. Василия Великого . Тексты из Ветхого Завета он истолковывает в виде вопросов и ответов таким образом, который встречается в схолиях и катенах. Как мы уже сказали, он по своей богословской и экзегетической методике следует св. Фотию. Значительным экзегетом в Византии XI века был Феофилакт Охридский († 1108) 164 , ученик Михаила Пселла . Феофилакт занимался толкованием и Ветхого, и Нового Заветов. Он не составлял катен, как некоторые из его предшественников, но только толкования, в которых следует, прежде всего, методу Иоанна Златоуста . Из толкований ветхозаветных книг сохранились его неопубликованные толкования малых пророков (Осии, Аввакума, Ионы, Наума и Михея). Следует напомнить, что его толкованиями много пользовались балканские славяне, сербы и болгары, о чем свидетельствуют рукописи перевода на старославянский его экзегетических работ. Одним из последних составителей катен ( σειρα) считается Никита Гераклийский (Серский, † около 1100 года) 165 , который был профессором в Патриаршей школе. Свои экзегетические катены, или сиры, он основывает, главным образом, на свв. Иоанне Златоусте и Кирилле Александрийском . (В качестве последователя в составлении схолий у него появляется только в XVI веке Макарий Хрисокефал 166 .) Известны его схолии на псалмы (опубликован только пролог к ним). В одном стихотворении, написанном в его честь, сказано, что он писал катены на великих пророков, но в настоящее время в науке признается, что эти катены принадлежат не ему, а другому автору – Иоанну Друнгарию 167 . Его интерес к Григорию Богослову и [способ] толкования [в] его работах показывают, что в экзегезе он следовал методике каппадокийских святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

игумен Арсений (Соколов) Предисловие Библейский журнал «Скрижали» продолжает издание приложения «Монографии по библеистике» и представляет Комментарий на Книгу пророка Михея, написанный членом редколлегии журнала игуменом Арсением (Соколовым) – доктором богословия, почётным доктором Минской духовной академии, Представителем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, научным сотрудником Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Издательский дом «Познание» уже опубликовал комментарии на Книгу пророка Амоса (2017 г.) и Книгу пророка Осии (2019 г.), составленные игуменом Арсением. Фрагмент данного Комментария на Книгу пророка Михея был ранее представлен читателям в 20-м выпуске журнала «Скрижали» в 2020 г. Пророк Михей, книга которого относится к числу книг малых пророков, принадлежит к плеяде первых пророков-писателей, среди которых Амос, Осия, Исайя, чья жизнь и проповедь пришлась на VIII в. до Р. Х. Дошедший до нас текст книги представляет его автора как человека, озабоченного в первую очередь проблемами нравственного порядка и усматривавшего причины современных ему явлений социальной несправедливости в забвении Бога и Его заповедей. Михей выступает как пророк суда Божия, суда, от которого не защитят и перед которым не устоят даже великие святыни Иерусалима, но, как и другие библейские пророки, он возвещает о великой надежде на Бога и верность Бога своим обетованиям. Христианскому читателю Книга пророка Михея знакома преимущественно по его пророчеству о рождении Мессии в Вифлееме. Текст публикуемого ныне комментария предваряет авторский перевод Книги пророка Михея, сделанный с древнееврейского масоретского текста. Именно данный вариант текста становится опорным для всего комментария, так что имена собственные передаются в комментарии в соответствии с еврейской традицией, а не по привычной русскому читателю традиции греческой Септуагинты и славянской Библии . Однако данное обстоятельство не означает, что автор книги игнорирует иные варианты текста Книги пророка Михея. В комментарии обращается внимание на все важнейшие отличия, имеющиеся между масоретской традицией и такими авторитетными древними текстами, как греческий перевод Семидесяти, латинская Вульгата и арамейский Таргум.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010