IV. Архив и библиотека Архив и библиотека монастыря помещались раньше в деревянном трёхстенном пристрое к приделу Казанской Божией Матери. В 1906 году было приспособлено для архива помещение под сводами внизу настоятельских покоев, и архивные дела, перенесённые в это помещение незадолго до пожара 4 июля 1906 г., сохранились, библиотека же сгорела. Вообще же в архиве монастыря старинных книг и документов нет, так как он много раз истреблялся огнем. В последний раз в пожар 28 сентября 1775 г, «архива монастырская вся с письменными прежних лет древними делами сгорела». Поэтому в архиве монастыря имеются указы и другие документы только с 1776 года. Но, несмотря на это, монастырский архив содержит много сведений, касающихся открытия вновь приходов, основания и устройства вновь церквей на месте старых, пришедших в ветхость. Эти сведения относятся до двух уездов: Курмышского и Алатырского и представляют богатый материал для исправления наших сельских церковных летописей, в которые очень часто заносится год основания храма со слов местных крестьян, за неимением более достоверных источников. Что же касается монастырской библиотеки, помещающейся вместе с архивом, то она небогата численностью книг и рукописей, но зато довольно интересна по их содержанию и древности. В числе старопечатных книг её имеются: «Требник Петра Могилы » 1646 г., печ. в Киево-Печерской лавре. «Служебник» 1667 г., печ. в Москве. «Служебник» 1675 г. печ. в Москве. «Месячная минея», месяц декабрь, 1692 г., печ. в Москве. «Месячная минея», месяц май, 1693 г., печ. в Москве. «Месячная минея», 1704 г., печ. в Москве. «Св. Евангелие, ежедневное по зачалам с толкованием св. Феофилакта», 1698 г., печ. в Москве. «Поучение святого Ефрема Сирина », 1701 г., печ. в Москве. «Требник Петра Могилы », 1804 г., печ. в Киево-Печерской лавре и др. Собрание рукописных книг Алатырского Свято-Троицкого монастыря составилось отчасти через списывание с рукописных книг, хранящихся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и писанных митрополитом Иоасафом, архиепископом Новгородским, Сергием Курцовым, архимандритом преподобным Дионисием, келарем Авраамием, Палицыным и старцем Германом Тулуповым. Свято-Троицкая лавра раздавала рукописные книги, списанные с хранящихся в лавре рукописных подлинников, приписанным к лавре монастырям и селам. Из описи лаврской библиотеки 1642 г., заключающей в себе 623 книги, видно, что лавра раздала приписным к ней монастырям до 100 рукописных книг 6 . Из рукописных книг Алатырского Свято-Троицкого монастыря укажем на следующие: «Общая минея, ХУД в., 146 л.; «Месячная минея», XVII в., месяц апрель, 255 л.; «Трефологий» XVII в., с мая по август, 363 л., «Шестодневец» XVII в., 238 л. «Требник» XVII в., 187 л., (на нем написан год 7169); «Лествица» – игумена синайского Иоанна, XVI в., 231 л.; «Лютеранский пасквиль на книгу «Камень веры». (Рассуждение о книге «Камень веры»), 1728 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XII. Минеи служебные а. Харатейные. 38. Минеи служебной месяц Март, писанный уставом на пергамене в одну грант, в пол-листа, на 142 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет ни одного. По письму относится к 15 веку. Оканчивается 27 числом Марта, Службой Св. Матроне Солунской. 39. Минеи служебной месяц Апрель, писанный уставом в одну грань на пергамене, в пол-листа, на 174 листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет ни одного. По письму относится к 15 веку. 40. Минеи служебной месяц Май, писанный на пергамене, уставом в одну грань в пол-листа, на 112-ти листах, скреплен рукою Патриарха Никона . Русских Святых нет. По письму относится к 15 веку. 41. Минеи служебной месяц Июнь, писанный в лист четким уставом на пергамене, во 142 листа, скреплен рукою Патриарха Никона . На последнем 142 листе надпись: « В лето 6873 (1365) написана бысть минея с повелением боголюбивого Преосвященного Архиепископа Алексея, а писал много грешный владычей писец Филица. Слава Богу благоволившему о всем.» Под 24-м числом Июля Служба Св. Князьям Борису и Глебу. 42. Служебной Минеи месяц Июль, писанный уставом на пергамене в одну грань, в пол-листа, на 122-х листах, скреплена рукою Патриарха Никона . На 123-м листе подпись писца: « Грешный Федор писа.» По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. 43. Минеи служебной месяц Ноябрь, писана на пергамене в пол-листа в одну грань уставом, на 194 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. 44. Минеи служебной месяц Декабрь, писана уставом на пергамене в пол-листа в одну грань, на 198 листах, скреплена рукою Патриарха Никона . По письму относится к 15 веку. Русских Святых нет. Все сии Минеи по Описи 1846 года значатся под 12. б. Бумажные. 45. Минея праздничная, в ¼ д. листа на бумаге, скреплена по листам Патриархом Никоном . Из Русских Святых: а. Июня 15 Служба равноапостольному Князю Владимиру; б. Марта 30 Ионе Митрополиту Московскому и всея России; в. Мая 3 прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

3) Из напрестольных Евангелий, самыми драгоценными, по богатству украшений, почитаются: Евангелие, писанное по преданию, святителем Алексием митрополитом, и Евангелием сделанное усердием боярина Морозова; 4) Здесь хранятся две замечательные по драгоценности панагия митрополита Платона: одна панагия с изображением Спасителя, несущего на раме заблудшееся овча. Назади её вырезан герб митрополита Платона со словами «Слава Богу о всем», 1793 года. Другая с изображением Божией Матери всех Скорбящих Радость – осыпанная бриллиантами, пожалованная ему императрицею Марией Феодоровной; на задней стороне этой панагии изображён её портрет; 5) Достойны особенного внимания, хранящиеся здесь митры; из них замечательнейшая митра, так называемая Потёмкинская. Она украшена жемчугом и крупными алмазами, сапфирами и другими драгоценными каменьями; 6) Три посоха митрополита Платона: один посох костяной, пожалованный ему императрицей Екатериной II; другой императором Павлом I, – из трости его и с его портретом; третий посох серебряный с самоцветными каменьями, – дар Потемкина митрополиту Платону в 1778 году; 7) Ризница Чудова монастыря замечательна также и священными облачениями, из коих драгоценнейшими почитаются облачения митрополита Платона. Библиотека Чудова монастыря Она заключает в себе более 400 рукописей и старопечатных книг. Они содержания, большей частью, богословского, церковно-служебного, исторического и канонического. Древнейшие из рукописей: а) Три псалтири. Одна писанная на пергамене в XIII столетии, а другие две на бумаге, в XV-XVI столетиях; б) Два Евангелия, XVI века; в) Кормчая книга, или Номоканон, харатейная, писанная в конце XIV или в начале XV столетия; г) Преподобного Никона Черногорца толкование заповедей Господних. Писана на пергамене, в XIV веке; д) Минеи–Четьи за месяцы: сентябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май и июнь, писанные в XVI веке, при царе Борисе Годунове и патриархе Иове. Эти Четьи–Минеи, по содержанию своему, сходны с Великими Четьи–Минеями митрополита Макария;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Труд предстоял необъятный. Четьи-Минеи свт. Димитрия – самое большое по объему небогослужебное издание в старопечатной славянской книжности. Свод житий был опубликован в четырех томах, каждый из которых содержит материал, относящийся к трем месяцам: сентябрь – ноябрь (К., 1689. Т. 1), декабрь – февраль (К., 1695. Т. 2), март – май (К., 1700. Т. 3), июнь – август (К., 1705. Т. 4). Кроме житий и других крупных статей Четьи-Минеи свт. Димитрия содержат «памяти» (по терминологии прот. А. Державина, «месяцеслов»), т. е. краткие, часто в одну фразу, заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи. Обыкновенно «памяти» помещаются в конце дня и печатаются петитом. В основном тексте четырех томов – 765 статей, не считая «памятей», в т.ч. 91 русских и славянских статей. Подавляющее большинство статей – жития. Кроме житий Четьи-Минеи содержат также 22 Слова на большие праздники (6 Слов принадлежат свт. Иоанну Златоусту , по одному – свт. Василию Великому и прп. Иоанну Дамаскину ). Две статьи (обе в 3-й книге) посвящены вопросам календаря 37 . Писание житий так увлекало игумена Димитрия, что он, работая по ночам, ложился иногда спать не раздеваясь, только за час до заутрени, которую посещал весьма исправно. В это время в его жизни происходят события, свидетельствующие, с одной стороны, о несомненной близости писателя к духовному миру, с другой, о явном покровительстве Божием начатому труду. Сам Святитель свидетельствует: «Августа десятаго 1685 года, в понедельник, услышал я благовест к заутрени, но по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не доспел к началу, но проспал даже до чтения Псалтири. В сие время видел следующее видение: казалось, будто поручена была мне в смотрение некоторая пещера, в коей почивали святыя мощи. Осматривая со свещею гробы святых, увидел тамже якобы почивающую св. великомученицу Варвару. Приступив к ея гробу, узрел ее лежащую боком, и гроб ея являющий некоторую гнилость. Желая оную очистить, вынял мощи ея из раки, и положил на другом месте. Очистив раку, приступил к мощам ея, и взял оныя руками для вложения в раку, но вдруг, узрел в живых Варвару святую. Вещающему мне к ней: «Святая дево Варваро, благодетельнице моя! умоли Бога о гресех моих»,– ответствовала святая, будто бы имея сомнение некое: «не ведаю, – рекла, – умолю ли, ибо молишися по-римски».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В середине XVII в. на основе труда владыки Макария было составлено еще две Четьи-Минеи 469 . Между тем, созданные в Московской Руси Четьи-Минеи имели ряд недостатков: они были написаны на основании только доступных на Северо-Западе источников, многочисленные риторические украшения затрудняли уразумение содержания. А главное – Минеи существовали исключительно в незначительном числе списков. Таким образом, потребность в православных Четьях-Минеях в последней четверти XVII столетия существовала как в Великороссии, так и в Малороссии. В 1684 году Варлаам Ясинский, занимавший в 1669–1673 г. пост ректора Киево-Могилянской коллегии 470 , был избран настоятелем Киево-Печерской лавры. Он немедленно возобновил работу по подготовке издания Четий-Миней. Наиболее подходящим человеком для осуществления этого колоссального труда Варлаам счел Димитрия Савича, известного ему еще с 1660-х годов. После настоятельных уговоров Димитрий дал свое согласие и 6 мая 1684 года особый собор старцев и братии Лавры под председательством Варлаама Ясинского торжественно возложил на молодого игумена послушание составить Книгу Житий Святых 471 . Работа Димитрия Савича заняла двадцать лет, с 1684 по 1705 гг. Первый том (сентябрь-ноябрь) был издан в 1689 г., второй (декабрь-февраль) – в 1695 г., третий – (март-май) в 1700 и четвертый (июнь-сентябрь) в 1705 г. Книги печатались в типографии Киево-Печерской лавры. Важнейшей чертой труда владыки Димитрия была ориентация на изложение конкретных исторических фактов жизни святых, обработанных литературно. Димитрий Савич обращался непосредственно к греческим, латинским и славянским источникам. При этом греческая агиография использовалась по латинским переводам из западных агиографических сборниках. Среди основных: труд аббата Лаврентия Сурия «Vita sanctorum orientis et occidentis» , 18-ти томное издание болландистов «Acta Sanctorum», труды кардинала Барония по истории церкви, различные рукописные славянские Четьи, «Великие Четьи-Минеи» митр. Макария, славянский Печатный Пролог, Киево-Печерский Патерик, толкования Библии Корнелия а Ляпиде, славянские богослужебные книги (Постная и Цветная триодь) и многие другие 472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ничем не обижая и не смущая своих традиционных прихожан, нисколько не меняя их уклад жизни и веры, через этот день можно привести в Церковь несколько молодых людей. Даже если таких новичков «валентинова призыва» окажется всего пять человек – неужели этого мало? Ссылки: См. Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек., сс. 538-542. Цит. по: Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 15. Архим. Антонин (Капустин). Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь, с. 445. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, сс. 15 и 8. См. Бугаевский А. В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, с. 7. А вот история о пощечине, данной Николаем Арию, отсутствует в древних версиях Жития и встречается лишь начиная с XVI века – с новогреческого Жития, составленного студийским иноком Дамаскиным (там же, с. 28) Архим. Антонин (Капустин). Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Труды Киевской Духовной Академии. 1869, июнь, с. 449; см. также другие его работы: Еще о свят. Нико-лае Мирликийском//Труды Киевской духовной академии, 1873, декабрь, сс. 241-288; Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию//Труды КДА, 1870, май. В ту пору спор шел совсем не о тех предметах, которые через полтысячелетия разделят Грецию и Рим. Хотя уже 13 мая 495 года впервые в истории римский папа был приветствован как «наместник Христа на земле» (Задворный В. История Римских пап. Т.2. от св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997, с. 21). И это был тот самый папа Геласий, при котором произошло прославление св. Валентина. Так был сделан еще один шаг на пути к догмату о папской непогрешимости, который будет возглашен в Ватикане в 1870 году. Суть этого догмата лучше всего передать словами сподвижников Винни-Пуха: «Поверишь ли, — прошептал Тигер Крошке Ру, — но Тигеры не могут заблудиться. – Почему не могут, Тигер? – Не могут, и все, — объяснил Тигер. – Такие уж мы, Тигеры”.

http://pravmir.ru/o-dne-svyatogo-valenti...

Структура журнала была достаточно сложной также в связи с тем, что некоторые отделы и материалы публиковались со своей собственной пагинацией. В одном номере «Богословского вестника», как правило, использовалось несколько различных пагинаций. Такое многообразие было обусловлено представлением о журнале как о сборнике разнородных продолжающихся публикаций, из которых некоторые со временем могли быть извлечены и переплетены в однородные тома или книги либо переизданы отдельными оттисками. На первых порах существования журнала его редакция обещала разослать подписчикам «печатные обложки» 157 . Вскоре после выхода журнала святоотеческие творения, входящие в 1-й отдел, публиковались отдельными томами. Воспоминания архиепископа Саввы (Тихомирова) выходили в «Богословском вестнике» с 1897 по 1911 год всегда с особой пагинацией, впоследствии они были переизданы в едином девятитомном собрании 158 . Предполагалось, что журналы Совета МДА, отчеты МДА и братства прп. Сергия при МДА, некоторые некрологи будут изданы впоследствии отдельно малым тиражом. В библиотеке Московской духовной академии хранится серия журналов собраний Совета, в последнем томе которой были опубликованы журналы 1916 года. Объявления, размещавшиеся иногда на нескольких десятках страниц и имевшие чисто рекламную функцию, имели, как правило, особую пагинацию с латинскими цифрами. В отличие от объявлений о других печатных органах объявления о собственных изданиях академии публиковались, как правило, без указания номеров страниц. Редакторы Ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий) , при котором был учрежден «Богословский вестник», и все последующие ректоры стали исполнять обязанности цензоров «Богословского вестника». Но основную тяжесть редакционных трудов понесли на себе его непосредственные редакторы. Среди редакторов «Богословского вестника» были известные представители богословско-академической науки. Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологии П.И. Горский-Платонов . Через год его сменил экстраординарный проф. В.А. Соколов (июнь 1893 года–октябрь 1898 года), специалист по истории инославных христианских конфессий. Затем журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А.А. Спасский (ноябрь 1899 года–февраль 1903 года), экстраординарный профессор патрологии И.В. Попов (март 1903 года–ноябрь 1906 года), экстраординарный профессор византинист И.Д. Андреев (декабрь 1906 года–октябрь 1907 года), экстраординарный профессор библейской и общецерковной истории А. И. Покровский (ноябрь1907 года–август 1909 года), доцент-патролог А.П. Орлов (сентябрь–октябрь 1909 года), ординарный профессор канонист Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 года–1912 год), профессор священник П.А. Флоренский (1912 год–май 1917 года), профессор М.М. Тареев (июнь 1917 года–вплоть до закрытия в сентябре 1918 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

5. Служебник 1723 года. В конце на пустом листе написано: Сей служебник Новоиерусалимского подворья церкви Хрстова Воскресение еже в Панех против двора посольского на Ильинке. 6. Апостол 1748 года печати Московской. С 1-го по 3-й лист имеет следующую внизу подпись: Двора Ея Императорского Величества Гдрни Императрицы Елисавет Петровны Статс Дама Графиня Мавра Шувалова дала сию книгу аплъ въ стую обитель в новой Иерусалим Воскресенский». 7. Довольно редкий экз. минеи месячной в осмушку Московской печати. Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Генварь, Февраль, Март Апрель 1710 года Май 1716 Июнь, Июль и Август 1711, Октоих в двух книгах 1712 года. В 1858 году 2 сентября Государыня Императрица Мария Александровна с ее высочеством великою княжною Марию Александровною изволили в первый раз из царственных женских особ посетить Библиотеку, при входе огражденную от престола перегородкою, сделанною в 1857 году, по совету митрополита Филарета, и записать в особо приготовленной золотообрезной книге свои имена 1 Из пандекта Антиоха XI в. было сделано 10 страниц фотографических снимков и из Евангелия Юрьевского 1118–28 г. не одна страница. 3 До открытия сей надписи мною было разобрано только Феодор напса.... в монастырь. Буква з сначала мною сочтена была за означение года, а пред нею мне казались буквы хч, и по ошибочной сей догадке букв я относил сию рукопись к 1189 году. Монастырь я полагал какой-нибудь Новогородский на том основании, что сия рукопись приобретена, как я догадывался, патриархом Никоном в Новгороде, где он был митрополитом и знал все древние рукописи, где они хранились. Эта догадка оправдалась чрез открытие чтение и объяснение надписи Академиком Срезневским, кроме года. 4 Подробное внимание на этот драгоценный памятник нашей древности обращено о. Архимандритом Амфилохием еще до моей поездки в Новый Иерусалим. Выписки его будут представлены вместе с другими в особом описании Евангелия. Ред. 6 Эта же молитва положена и в службе св. Иоанна Златоустог о, писанной на пергамине с означением года 1380-го. Только там она не имеет такого оглавления, как здесь; Мо, архирею за ∼ без оглавления прямо начинается молитва: влко ги Вседержителю..

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

30) Минея в 12-ти книгах. Московской печати 1693 года в лист. Внесена 7202/1694 года при Архимандрите Моисее II от разных лиц, а именно: за март месяц от Стольника Князя Савина Горчакова; за апрель от Стольника Василия Ивановича Хитрово; за май от Стольника Софрония Алферьевича Хитрово; за июнь от жены Стольника Ивана Ивановича Бутурлина Акилины Петровны; за июль и октябрь от Гостя Гаврила Романовича; за август от Думного (Дворянина) Аврама Ивановича Хитрово; за сентябрь от Окольничего Ивана Савостьяновича Хитрово; за ноябрь от Стольника Ивана Васильевича Золоторева; за декабрь и январь от Стольника Ивана Михайловича Кашаева; за февраль от Стольника Ивана Ивановича Бутурлина. 31) Евхологион Московской печати 1698 г. в лист. 32) Евангелие толковое Феофилакта Архиепископа Болгарского. Московской печати 1698 года в лист. 33) Книга Преподобного Ефрема Сирина . Московское издание 1701 года в лист. 34) Псалтырь следованная Московской печати в лист, без выходного листа. По листам надпись: «1704 года мая в 30 день дал вкладу в Перемышльский уезд в дом святыя Живоначальныя Троицы того же монастыря Архимандрит Моисей , Псалтирь со возследованием по родителе своём в вечное поминовение.» 35) Триодион и Пентикостарион в лист, Московской печати без выходного листа, присланы обе из Москвы при Архимандрите Антонии Горском в 1750-х годах, первая от Московского купца Семена Васильевича Прокофьева, а вторая от Московского жителя Василия Иванова сына Нечаева. 36) Библия (Елисаветинская) Московской печати 1751 года в лист большого формата, присланная при Указе из Крутицкой Духовной Консистории в 1755 году. 37) Служебник в лист Киевской печати 1755 года. На заглавном листе надпись: «Из числа книг от армии Протоирея Федора Баженова, куплена в Киевопечерской Лавре в 1783 году июня 3 дня идучи в Польшу в третий раз. Данъ 3 р. 40 коп.» 59 Разделение Российской Иерархии на Митрополии Московскую и Киевскую совершилось в 1415 году. 79 Пересмотревши довольно монастырских и церковных библиотек, считаю не излишним заметить, что к сохранению большинства древних книг Археологии должны считать себя обязанными подобным сему прещениям благочестивых вкладчиков. Мне случилось в бытность на Афоне получить в подарок от Настоятеля одной из Святогорских обителей нужную мне печатную книгу. Приехав в Россию и рассматривая эту книгу я нашел в ней надпись по листам, что тот, кто изнесет эту книгу из обители, будет судиться за отчуждение её из оной с Великомучеником Георгием, и это понудило меня отослать подаренную мне книгу обратно, туда, куда она была первоначально пожертвована.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Возвратясь в свою обитель, он устроил себе уединенную келью при церкви Святителя Николая (которую в своих дневных записках называет скитом) и, поселившись в ней, приступил к составлению второй книги Житий Святых (декабрь, январь и февраль). В то время, как трудился над ними Св. Димитрий, преемник патриарха Иоакима, Кир Адриан, прочитав первые три месяца Житий Святых, прислал ему благословенную грамоту продолжать его многополезные труды. Между тем Игумен Димитрий был переведен в 1694 году в Петро-Павловский монастырь, в 20 верстах от гор. Глухова, и во время своего там нахождения докончил всю вторую трехмесячную книгу Четьи-Минеи, которая была окончена печатанием в 1695 году, при Архимандрите Мелетии Вуяхевиче (1690†1697 г.), преемнике Варлаама, в 1690 г. хиротонисанного в Митрополита Киевского. После сего Игумен Димитрий приступил к сочинению Житий Святых следующих трех месяцев марта, апреля и мая. В январе месяце 1697 года он был переведен из Глуховского Петро-Павловского монастыря в Киевский Троице-Кирилловский, в котором он принял иноческий чин, но пробыл в нем непродолжительное время, ибо июня 20 того же 1697 года был переведен в Елецкий Успенский монастырь Черниговской епархии и находился в оном до 1699 года. При переходе в Успенский монастырь, он был посвящен во Архимандрита июня 20, по согласию Митрополита Киевского с Архиепископом Черниговским Иоанном. Через два года после того Архимандрит Димитрий был переведен в Черниговский Спасо-Преображенский монастырь, находящийся в Новгороде-Северске, где и находился до 23 марта 1701 года. Во время своего здесь пребывания он докончил третью часть Четьи-Миней – месяцы март, апрель и май, которые были напечатаны в Киеве в 1700 году, при Архимандрите Иосафе Краковском (1697–1708), вскоре после того приславшем Архимандриту Димитрию в благословение Царский образ, полученный Митрополитом Петром Могилою от Царя Алексея Михайловича после его венчания на Царство. В начале 1701 года Архимандрит Димитрий был вызван в Москву, по имянному указу Императора Петра, который лично знал его самого и его труды по составлению Четьих-Миней и возымел намерение почтит великого труженика высоким саном Святительства. В то время Тобольская епархия (по отбытии оттуда Митрополита Игнатия Римского-Корсакова (1692–1699), бывшего еще в живых, но уже на покое жительствовавшего в Симонове монастыре, в Москве), – была праздною; туда то и положено было отправит Димитрия Митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010