Паровая мельница, лесопильня и кузница содержатся в отличном порядке. Люди работают весело потому, вероятно, что сознают производительность труда. Но и здесь работают главным образом специалисты, которые уже на родине были мельниками, кузнецами и проч., а не те, которые, живя на родине, не умели работать, ничего не знали и теперь больше чем кто-либо нуждаются в мельницах и кузницах, где бы их обучили и поставили на ноги. Лучшая характеристика русских тюрем вообще сделана Н. В. Муравьевым в его статье «Наши тюрьмы и тюремный вопрос» («Русский вестник», 1878 г., кн. IV). О сибирских тюрьмах, послуживших прототипом для сахалинских, см. исследование С. В. Максимова «Сибирь и каторга». Пачка из 9-10 папирос стоит 1 коп., белая булочка 2 коп., бутылка молока 8-10, кусочек сахару 2 коп. Продажа производится на наличные, в долг и в обмен на вещи. Майдан продает также водку, карты, свечные огарки для игры в ночное время – это негласно. Карты дает и напрокат. «Урочное положение для строительных работ, высочайше утвержденное 17 апреля 1869 г.», Петербург, 1887 г. По этому положению при определении на разного рода работы принимаются в основание: физические силы рабочего и степень навыка к работе. Положение определяет также число рабочих часов в день, сообразно временам года и полосам России. Сахалин отнесен к средней полосе России. Максимум рабочих часов – 12 1/2 в сутки – приходится на май, июнь и июль, а минимум – 7 час. – на декабрь и январь. Власов в своем отчете пишет: «Такое странное отношение лиц: офицера, каторжной в качестве его любовницы и солдата в роли ее кучера, – не может не вызвать удивления и сожаления». Говорят, что это зло допускается только ввиду невозможности иметь прислугу из лиц свободного состояния. Но это неправда. Во-первых, возможно ограничить количество прислуги; ведь находят же возможным офицеры иметь только по одному денщику. Во-вторых, чиновники здесь, на Сахалине, получают хорошее жалованье и могут нанимать себе прислугу из среды поселенцев, крестьян из ссыльных и женщин свободного состояния, которые в большинстве случаев нуждаются и потому не отказались бы от заработка. Мысль эта приходила, вероятно, и начальству, так как есть приказ, в котором одной поселке, как неспособной к земледельческому труду, разрешалось «приобретать средства к существованию наймом в прислуги у гг. чиновников» (приказ 1889 г.).

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

А вот еще два примера из весьма близкого к нам времени. Один из афонских схимников открыл Святогорцу, известному отцу Серафиму, следующее: «Причиною моего поступления в монашество было – видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни, я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне. Они взяли меня за руки и сказали: следуй за нами! Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели. Тогда-то я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В лице юношей я узнал ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место, прибавили ежели и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место наказания! Вслед затем один из ангелов восхитил из пламени одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы окован. Тогда оба ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы, – и вместе с ними мгновенно исчезла вся его чернота, он стал чист и светел, как ангел; потом ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету. – «Что значит это изменение человека?» решили спросить ангелов. – Эта грешная душа, – отвечали ангелы, – быв отлучена от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители сей души много подавали милостыни, много делали поминовений при литургиях, отправляли панихиды, – и вот, ради родительского ходатайства и молитв церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена вечного мучения и теперь предстанет пред лицо своего Господа и будет радоваться со всеми Его Святыми. – Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? – вокруг меня стояли и плакали и готовили тело мое к погребению» (Странник, 1862 г., май). В одном селе скоропостижно умер дьячок старик. У него был сын – чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем, Тебе благословим» печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой» (Странник, 1864 г., декабрь). з) Решение некоторых вопросов и недоумений 229

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

А его переводчик и, вероятно, авторское альтер эго Александр Каур – деталь очень точная и символичная, Грин тоже осознавал себя переводчиком между этими двумя мирами, да и в литературном сообществе не зря имел репутацию толмача убитого им же английского капитана, у которого он похитил манускрипты, – так вот полиглот Александр Каур, как некогда Ассоль, как некогда Тави Тум, получает приглашение посетить волшебную страну, из которой прибыл в революционный город маэстро Бам-Гран. Грин пишет не просто феерию. Он обнажает и эстетизирует свой метод. Окном в страну Бам-Грана оказывается картина, которая фигурировала в начале рассказа, через нее герой попадает в весенний Зурбаган, когда в нем цветут апельсины. «Я дышал веселым воздухом юга. Было тепло, как в полдень в июне. Молчание прекратилось. Я слышал звуки, городской шум. За уступами крыш, разбросанных ниже этого дома, до судовых мачт и моря, блестящего чеканной синевой волн, стучали колеса, пели петухи, нестройно голосили прохожие. Ниже галереи, выступая из-под нее, лежала терраса, окруженная садом, вершины которого зеленели наравне с окнами. Я был в подлинно живом, но неизвестном месте и в такое время года или под такой широтой, где в январе палит зной. Стая голубей перелетела с крыши на крышу. Пальнула пушка, и медленный удар колокола возвестил двенадцать часов. Тогда я все понял. Мое понимание не было ни расчетом, ни доказательством, и мозг в нем не участвовал. Оно явилось подобно горячему рукопожатию и потрясло меня не меньше, чем прежнее изумление. Это понимание охватывало такую сложную сущность, что могло быть ясным только одно мгновение, как чувство гармонии, предшествующее эпилептическому припадку. В то время я мог бы рассказать о своем состоянии лишь сбитые и косноязычные вещи. Но само по себе, внутри, понимание возникло без недочетов, в резких и ярких линиях, характером невиданного узора». Это тоже пейзаж, но психологический, отражающий состояние человеческой души, отблеск того мира, в котором спасался и Грин, и его герои. Этот мир противопоставлен миру реальному, как «да» и «нет». В Питере декабрь, темно и холодно, в Зурбагане май, тепло и солнечный свет. Там играет музыка барселонского оркестра Ван-Герда и цветут апельсиновые деревья – ни в одном из посвященных описанию Гринландии произведений страна Александра Грина не показана в таком щемящем, волшебном, ирреальном свете.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

10. Что же тогда можно сказать о високосных годах? Если год начинался, например, 1 марта, на два месяца позже чем сейчас, то когда вставлялся високосный день? [Истинность последующей информации основана на лучших сведениях, доступных мне. Если кто–нибудь может подтвердить или опровергнуть ее, пожалуйста сообщите мне.] Когда необходимо выбрать високосный год, всегда использовался год, начинающийся 1 января. Таким образом, в стране, где год начинался 1 марта, 1439 г. был високосным, так как их февраль 1439 г. соответствует февралю 1440 г. в счислении, основанном на начале года 1 января, а 1440 кратно 4–м. 11. Каково происхождение названий месяцев? Во многих языках, включая английский и русский, названия месяцев имеют латинскую основу. Их значение приведено ниже. Однако в некоторых языках (например, в польском и чешском) используются совершенно отличные названия. Январь Латинское: Januarius. Назван в честь бога Януса. Февраль Латинское: Februarius. Назван в честь праздника очищения Фебруа. Март Латинское: Martius. Назван в честь бога Марса. Апрель Латинское: Aprilis. Назван в честь богини Афродиты или от латинского слова aperire — открывать. Май Латинское: Maius. Возможно, назван в честь богини Майи. Июнь Латинское: Junius. Возможно, назван в честь богини Юны. Июль Латинское: Julius. Назван в честь Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. Ранее назывался квинтилий от слова quintus — пятый, потому что это был 5–й месяц старого римского календаря. Август Латинское: Augustus. Назван в честь императора Августа в 8 г. до н.э. Ранее назывался секстилий от слова sextus — шестой, потому что это был 6–й месяц старого римского календаря. Сентябрь Латинское: September. От слова septem — семь, потому что это был 7–й месяц старого римского календаря. Октябрь Латинское: October. От слова octo — восемь, потому что это был 8–й месяц старого римского календаря. Ноябрь Латинское: November. От слова novem — девять, потому что это был 9–й месяц старого римского календаря. Декабрь Латинское: December. От слова decem — десять, потому что это был 10–й месяц старого римского календаря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2309...

Родилось это ощущение несколькими годами раньше. Двадцать восьмой – начало двадцать девятого года были последним рубежом, когда Пришвин испытывал если не иллюзии, то надежды на преобразование государства в желанном русле. Весной 1929-го – в год великого перелома – в стране резко захолодало, и это похолодание коснулось всех, как когда-то коснулась всех революция. Вот несколько хронологически последовательных записей, сделанных волшебником Берендеем на рубеже 20-х– 30-х годов, и по ним можно проследить, что происходило за пределами его царства и как «аполитичный» писатель к этим событиям относился: Апрель 1929-го: «Политическая атмосфера сгущается до крайности»; «В общественной жизни готовимся к серьезному посту (…) Кончилась „передышка“ Ленина. Начинается сталинское наступление». Май: «Лева рассказывал, что в Университете висит ящик, в который каждый студент приглашается опустить на другого донос». Октябрь: «Время быстрыми шагами приближается к положению 18–19 гг., и не потому что недород, а потому что граждане нынешние обираются в пользу будущих»; «Не остается никакого сомнения в том, что мы быстро идем к состоянию 18–19 гг., что очень скоро придется совершенно прекратить писание, рассчитывать только на свою корову и паек». Ноябрь: «Мир в своей истории видел всякого рода грабежи, но таких, чтобы всякий трудящийся человек был ограблен в пользу бездельнической „бедности“ и бюрократии под словами „кто не работает…“, противно думать об этом…» Декабрь: «Глазами Москвы – „нет и не было в мире переворота грандиозней нашего“, а глазами „Сергиева“ – „нет и не было в мире большего унижения человека“»; «Нынешний русский мужик кончает свое бытие…» Январь 1930-го: «Одолел враг, и все полетело: по всей стране идет теперь уничтожение культурных ценностей, памятников и живых организованных личностей»; «Правда, страшно до жути». Февраль: «Алеша Толстой, предвидя события, устраивается: собирается ехать в колхозы, берет квартиру в коллективе и т. п. Вслед за ним и Шишков. Замятин дергается… Петров-Водкин болеет…»; «Классовый подход к умирающим (в больнице выбрасывают трех больных, разъясненных лишенцами). Каждый день нарастает народный стон».

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

За время этой болтовни я выложил перед собою на стол два-три старых моих письма - Брежневу и в " Правду " . Белые листы с неизвестным машинописным текстом невинно легли на коричневый стол, но ужасно взволновали Маркова, сидящего по другую сторону. Он так, наверно, понял, что какую-то ещё новую бомбу я положил, сейчас оглашу, и нетерпение не давало ему сил дождаться удара: он должен был прочесть! Нарушая весь приличный тон беседы, он выкручивал шею и выворачивал глаза. Пришел Соболев - и Марков начал так: на съезде нельзя было разобрать моего письма, у съезда была " своя напряжённая программа " . К сожалению письмо стало фактом не внутреннего, а международного значения и задевает интересы нашего государства. Надо разобраться и найти выход. (Чем дальше, тем больше это станет главной мелодией: как нам выйти из положения? помогите найти выход!) Коротко сказал и беспокойно смотрел на меня. Тем же гостиным тоном, как мы говорили об особняке Ростовых, я осведомился, не будет ли им интересно " узнать историю этого письма " . Оказывается - да, очень интересно. Тогда я длинно стал рассказывать историю всех клевет на меня, и как я возражал, и как вот письма посылал (трясу ими, Маркову отлегло). Потом был - налёт, стоивший мне романа и архива... Полканистый Соболев: - Какой налёт? Я (любезно): - ...госбезопасности. Затем - мои несколько жалоб в ЦК, и все оставлены без ответа. Затем начало " тайного издания " моих вещей, все условия для плагиата. А клевета всё расширяется. (Патетически): К кому же обращаться? Да к высшему органу нашего Союза - к съезду! Разве это незаконно? (Марков и Воронков вместе: вполне законно. Сартаков и Соболев дуются.) Съезд был назначен на июнь 1966 года, я готовил письмо (вру, ещё идеи не было). Но съезд, как известно присутствующим, был перенесен на декабрь (кивают). Что же делать? Тогда я решил обратиться непосредственно к Леониду Ильичу Брежневу. Там я уже говорил и о положении писателя в нашем обществе и как вовремя можно было остановить культ Сталина. И что ж? На это письмо не было никакого ответа. (Они между собой быстро, как сговорясь, как актеры в хорошо отрепетированной массовке: " Леонид Ильич не получил... не получил Леонид Ильич!.. Леонид Ильич конечно не получил!.. " ) Я стал ждать декабря, чтобы писать съезду. (Вру, уезжал в Укрывище, дописывать " Архипелаг " .) Но съезд опять перенесли - на май. (Кивки.) Хорошо! Я стал ждать мая. Если б его ещё перенесли - я ждал бы ещё. (Небось пожалели внутренне - отчего ещё дальше не перенесли?)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Совместный проект журнала «Фома»,  рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал) и Департамента образования Кировской области. Найти малыша по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - –декабрь 2010. – С.44-45. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Руслан. Видеопаспорт y 4 ei (Мои документы; Обо мне; Мое здоровье; Я люблю; Мои достижения). – С.44; Коля. Видеопаспорт v 4 y 4 (Обо мне; Мои документы; Мои достижения; Я люблю; Мое здоровье). – С.45; Куда обращаться будущим родителям Руслана и Коли. – С.47; В помощь усыновителям . Информация о юридических аспектах существующих форм семейного устройства (усыновление, приемная семья, опека и попечительство, патронатное воспитание, гостевой режим/наставничество/), дополненная сведениями, появившимися за последнее время. – С. 44-45. «… Чтобы дорога человеческой жизни не оборвалась ». Беседа с главным автоинспектором России о водителях, пешеходах и нравственности . Накануне 21 ноября,  когда отмечается День памяти жертв ДТП, на вопросы корреспондента «Фомы» отвечает начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Николаевич Кирьянов . Беседовал Владимир Романов . Фото Владимира Ештокина и фото, предоставленное пресс-центром ГИБДД//Фома. - – декабрь 2010. – С.46-49. – (раздел « Люди »). Имеются: биографическая справка « Виктор Николаевич Кирьянов » (С.47) и информационная справка « День памяти жертв ДТП » (С.48). Алексей Соколов . Нет у революции конца? Репортаж о том, как 4 ноября, в День народного единства, и 7 ноября, в годовщину революции, прошли панихиды в память о всех жертвах междоусобиц ХХ века. Фото Михаила Моисеева//Фома. - – декабрь 2010. – С.50-51. – (раздел « Люди »). Кадры: Люди в кадре . публикаций фотоисторий  о буднях, трудах, увлечениях самых разных верующих людей, представленных выпускниками курса «Мастер документальной фотографии» фотошколы «Позитив» на выставке в притворе храма св. мц. Татианы при МГУ (май 2010 года)//Фома. - – декабрь 2010. – С.52-57. – (раздел « Люди », рубрика « Кадры »). В подборку вошли три документальных фотоистории:

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

Традиционно в год выпускалось в свет три тома «Трудов». Каждый том объединял книги за четыре календарных месяца (первый том — с января по апрель, второй — с мая по август, третий — с сентября по декабрь) . Нумерация страниц была сплошной в рамках каждого тома. Кроме основного содержания журнала в нем давались материалы с отдельной пагинацией. В начале месячных книг, как правило, давались русские переводы Книг Священного Писания или святоотеческих творений. А в конце каждой книги «Трудов» имелись приложения, включавшие официальные документы Академии. Нумерация страниц в изданиях переводов и в приложениях продолжалась от книги к книге безотносительно к номерам томов. Кроме того, порой в начале книги могли публиковаться материалы, либо имевшие отдельную латинскую пагинацию, либо вообще не имевшие пагинации. Это были высочайшие указы, касавшиеся Академии, сообщения о пребывании в Киеве членов императорской фамилии, речи, сказанные по особо торжественным поводам и т.д. Таким образом, в рамках одной книги «Трудов» можно встретить три, а то и четыре отдельные пагинации. 21 февраля 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых всем четырем духовным академиям Российской империи было даровано звание «Императорских» . В связи с этим было скорректировано и название академического журнала. С марта 1913 года он именовался «Труды Императорской Киевской духовной академии». Последний номер журнала с таким названием вышел в свет в феврале 1917 года. После отречения от престола императора Николая II и прихода к власти Временного правительства прилагательное «Императорская» исчезло с титульного листа журнала. Последние две книги трудов в 1917 году вышли с прежним названием: «Труды Киевской духовной академии». Военные и революционные потрясения 1914—1917 годов отразились не только на жизни академии, но и на внутренней структуре ее издания. Все чаще редакция была вынуждена выпускать в свет сдвоенные номера «Трудов». Так, в 1915 году сдвоенными были: книга VII—VIII (июль—август) и книга X—XI (октябрь—ноябрь). В 1916 году: книга II—III (февраль—март), книга V—VІ (май—июнь), книга VII—VIII (июль—август), книга IX—X (сентябрь—октябрь) и книга XI—XII (ноябрь—декабрь). А в 1917 году Академии удалось издать лишь три книжки журнала, структура которых была уж и совсем необычной. На первой из них указано: «Книга I—II (январь—февраль)»; на второй: «Книга III—VIII (март—август)» и на третьей: «Книга IX—XII (сентябрь—декабрь)». При этом нумерация основного содержания журнала была сплошной в рамках всех этих книг. Таким образом, книги «Трудов КДА», вышедшие в свет в 1917 году, фактически представляют собой один том. Приложения в них, как и в прежние годы, имеют отдельную пагинацию. Кроме того, в книге IX—XII имеется публикация перевода сочинения Блаженного Августина «Две книги евангельских вопросов», которая дана в начале книги с отдельной (арабской) пагинацией.

http://bogoslov.ru/article/2293473

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В самом начале своего сочинения он разъясняет символическое значение даты 25 марта, играющей центральную роль в александрийской хронологии: на этот день, приходятся начало творения, Боговоплощение (Благовещение) и Воскресение Христово. Отождествив 25 марта с 1 нисана, Георгий считает нужным предупредить читателя: «Началом каждого года в этой хронике всякий обращающийся к ней пусть считает 1-е число первого еврейского месяца нисана, – а не по-египетски первое тота, или по-римски первое января, или иное начало у какого-либо иного народа: ведь у разных народов по разному согласованы месяцы и начала месяцев и лет, и незнание этого для желающих точно выяснить что-либо о днях, месяцах и годах приводит к немалому заблуждению». 10 В дальнейшем Георгий Синкелл последовательно придерживается александрийской эры мартовского стиля (эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). В высшей степени показательно, что традиционный византийский сентябрьский стиль не удостоен Георгием даже упоминания. Ответ на вопрос, где находится начало года у Феофана Исповедника , далеко не столь однозначен. Для решения этой проблемы следует сопоставить даты в его «Хронографии» с принятыми в науке историческим датами, известными с точностью до месяца. В этом отношении у Феофана теоретически возможны следующие датировки: I) верные по индикту и году с неясной границей (нерелевантны в отношении стиля); II) верные по индикту и сентябрьскому году (сентябрьский стиль); III) верные по индикту и мартовскому году (мартовский стиль); IV) верные по мартовскому году, но неверные по индикту (результат смешения стилей); V) неверные. В ходе обработки данных «Хронографии» Феофана нами получена следующая таблица: Событие Диоклетиан, царь ромеев сентябрь 284 Констанций (Хлор) и Галерий май 305 Константин, царь ромеев июль 306 1-й Вселенский Собор в Никее 20 мая 325 Констанций (II), царь ромеев май 337 Юлиан, царь ромеев ноябрь 361 Иовиан, царь ромеев июнь 363 Валентиниан (I), царь ромеев февраль 364 Валент, царь ромеев ноябрь 375 Феодосий (I), царь ромеев январь 379 Аркадий, царь ромеев январь 395 Феодосий (II), царь ромеев май 408 Маркиан, царь ромеев август 450 Лев (I), царь ромеев февраль 457 Зинон, царь ромеев ноябрь 474 Анастасий, царь ромеев апрель 491 Юстин (I), царь ромеев июль 518 Юстиниан (I), царь ромеев август 527 Юстин (II), царь ромеев ноябрь 565 Тиверий, царь ромеев октябрь 578 Маврикий, царь ромеев август 582 Фока, царь ромеев ноябрь 602 Ираклий, царь ромеев октябрь 610 Ираклона, царь ромеев весна 641 Констант, царь ромеев осень 641 Константин (IV), царь ромеев ил./сент. 668 Юстиниан (II), царь ромеев сентябрь 685 Леонтий, царь ромеев конец 695 Апсимар (Тиверий II), царь ромеев лето(?) 698 Юстиниан (II), царь ромеев, осень 705 снова Филиппик, царь ромеев декабрь 711 Анастасий (И) Артемий, царь ромеев июнь 713 Феодосий (III), царь ромеев осень 715 Лев (III) Исавр, царь ромеев 25.3.717 Константин (V), царь ромеев июнь 741 Лев (IV), царь ромеев 14.9.775 Константин (VI), царь ромеев, с матерью

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010