Время Александра III, по определению одного историка, означало возврат к строгому господству, к опеке и надзору со стороны правительства; подчинение правительству местных автономных органов суда и управления; жесткие ограничения свободы высказываний для независимой общественной мысли  . Именно этими принципами и руководствовался в своей политике обер–прокурор в области синодального и епархиального управления, в сфере просвещения и культуры, включая и богословие. Такой недвусмысленный курс правительства в известном смысле облегчал положение церковной иерархии, в эпоху Александра II — время противоборства прогрессивных и консервативных тенденций Черниговский архиепископ Филарет Гумилевский жаловался: «В нынешнее время не знаешь, на какую ногу ступаешь»  . Теперь ситуация прояснилась. Национализм и консерватизм стояли на знамени правительства, и бóльшая часть епископата, если не весь он целиком, послушно следовала за ним. В 1888 г. Ставропольский епископ Владимир Петров писал своему другу Иркутскому архиепископу Вениамину Благонравову: «Чем больше идет время, идут события, виднее становятся дела и деятели, тем сильнее сознается потребность крепчайшею молитвою молить Вседержителя: да подкрепит Господь при несокрушимой энергии духовной и хрупкие телесные силы Константина Петровича (Победоносцева. — И. С.). Право ж, ведь он стоит не только глубочайшего уважения и признательности, но и горячей любви»  . Еще интереснее характеризует Победоносцева Волынский архиепископ Антоний Храповицкий, один из самых значительных церковных политиков среди иерархов последнего 25–летия синодального периода. После того как Победоносцев в 1905 г. получил отставку, архиепископ Антоний писал ему: «Промыслу Божию угодно было ставить меня в такие положения по отношению к людям, пользовавшимся Вашим доверием, что я часто навлекал на себя Ваше неудовольствие; кроме того, мои взгляды на Церковь, на монашество, на церковную школу и на патриаршество не могли встретить в Вас сочувствия и одобрения, однако при всем том я никогда не мог сказать по отношению к Вашей личности слов укорительных и враждебных — так непоколебимо было мое к Вам уважение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Безмерно глубока и велика бездна, отделяющая Творца от творения. Между Сотворившим мир и сотворенным миром — бездна, для нас непреодолимая. Но ужас ее непреодолимости в нашей оторванности от Бога снимается божественным Откровением об особом месте и участии Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, в миротворении — и о соотносительности в Нем предвечной человечности и человеческой нашей природы. Онтологическая соотносительность Божественного и нашего мира говорит о возможности, о реальной возможности спасительного промысла даже в падшем мире… Именно в ней мы видим, если так можно выразиться, принципиальную возможность промыслительного нисхождения в этот мир Самого Бога и попечения о нем, даже когда мир отвергнулся жизни в Боге и с Богом, в лице первого же человека, когда в этом человеке и вокруг него восстали богоборческие силы. Как бы ни бушевали они в истории человечества всех времен, мы знаем, что в своей сообразности Самому Богу, в со-относительности своей человеческой природы с Божией, человек может принять в себя, может принять собой Самого Бога, посреди смертной и изменяющейся материи, посреди мучающего его зла, его недугов и бесконечных скорбей… В силу этой соотносительности Сын Божий мог стать и стал Сыном человеческим. Он мог войти и вошел в мир наших скорбей, наших грехов и смерти, сделавшийся таким потому, что отверг Бога. Вошел в него, чтобы взять на Свои божественные, но в то же время хрупкие человеческие плечи страшную тяжесть последствий этого отступления, снимая ее с нас… С Божией помощью, говориться об этом будет за нашими следующими такими же богослужениями. Аминь. 13 марта 1977 г. Беседа третья Прошла середина Великого Поста. Приближается светлый праздник Воскресения Христова, Пасха. И в литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся по средам и пятницам в Великом Посту, появились, с приближением к Пасхе, особенные молитвенные прошения о готовящихся принять святое Крещение, о тех, кто хочет и готовится стать христианином. Дело в том, что в древности крещение новообращенных совершалось, главным образом, во время торжественных праздничных богослужений, — особенно за самым торжественным пасхальным богослужением.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-krestno...

Конечно, одна из самых ярких страниц в моей жизни – это массовые крещения в Северной Осетии. Во время этих крещений мы со священниками крестили более 10 тысяч человек. Было ясное ощущение, что Господь стоит здесь вместе с нами. Представьте себе: полторы тысячи принимают крещение. Осознанно. Приходят семьями. Такие массовые крещения проводили несколько раз. Некоторые говорили: нужна более глубокая катехизация. Но нужно знать менталитет осетин: если они уж покрестились, то менять веру вряд ли будут. Однако наша задача – работать с этими новокрещенными христианами. Добрая страница – возрождение монастырей или создание новых. Замечательный мужской монастырь в Фиагдоне. Замечательный женский монастырь недалеко от Алагира, по пути в Южную Осетию. Они играли и играют большую роль в христианизации осетинского народа. Но были и трагические страницы. Это, конечно же, трагедия в Беслане. Наверное, она всегда будет глубокой раной в моём сердце. Потому что с первой же до последней минуты был там и видел этот ад. Если бы не вера, то трудно было бы перенести всё это. Матери погибших в Беслане детей как окаменевшие были. Примерно через полгода я взял благословение у Святейшего Патриарха Алексия II и повёз их (человек 50) в Иерусалим. Многих из них потом крестил в Иордане. И когда они поклонялись Гробу Господню, их лица становились другими. Более просветлёнными и расслабленными. Эта поездка в какой-то степени преобразила матерей Беслана, внесла в их мятущиеся души некое успокоение. Потом при женском монастыре мы построили реабилитационный центр для детей Беслана. Это был совместный проект с Русской Зарубежной Церковью. Красивые здания на берегу озера. Туда и сейчас приезжают дети Беслана и другие сироты. А затем была новая беда… Грузия напала на Южную Осетию. На второй день после нападения я был в Цхинвале, чтобы поддержать наших братьев в Южной Осетии. На дорогах, на обочинах – убитые люди. Всем храмам и монастырям мной было дано указание приютить беженцев. И довольно долго вся епархия собирала средства, продукты. Помню, в ближайший к границе монастырь, где было много детей и стариков, привезли гуманитарную помощь – огромную фуру с продуктами. И монахини разгружали эту фуру. Шли военные действия, разгрузить нужно было срочно, чтобы машина как можно скорее уехала. И вот эту 12-тонную фуру хрупкие монахини на своих плечах разгружали, чтобы потом раздать беженцам. Вот вам и ответ на вопрос, где в трудных ситуациях Церковь: она всегда со своим народом.

http://pravmir.ru/mitropolit-chelyabinsk...

Ирина 19 января 2022, 00:39 Татьяна пишет: " Сейчас про патриархальные отношения вообще практически не говорят, а всё больше про " партнёрские " . Не соглашусь: автор пишет не о партнёрских отношениях, а об отношениях дружбы и любви. Семья императора-страстотерпца Николая Второго была патриархальной? Наверное, да. Почитайте воспоминания современников и их близких о взаимоотношениях в этой семье, переписку супругов. Главенство мужа держится на любви, кротости, нежности по отношению к жене. Чаще всего перенимают внешнее: я начальник... равняйсь, смирно! Семья, где за формой нет содержания, автоматически патриархальной не станет. А нездоровым отношениям начало будет положено. И. 18 января 2022, 23:03 Илья18 января 2022, 06:46 Первый в семье уступает тот, кто первый этому научился. А затем кто первый поймет, что был не прав. Иерархия от этого только укрепляется)) Светлана 18 января 2022, 22:33 Прекрасная статья. Многое для себя поняла. Благодарю Вас. Наталья 18 января 2022, 22:09 Илья18 января 2022, 06:46 " кто должен первый уступать в семье " - в ком больше любви, тот обычно и уступает. галина 18 января 2022, 21:23 Тема нужная в наше время моды на психологию. Начитаются бедные и ставят сами себе и другим диагнозы, начинают сыпать новыми для себя " умными " словами - " абьюз " , " границы " , " токсичные отношения " и так далее, при этом разрушают и без того хрупкие отношения. Столкнулась с этой проблемой не по наслышке, когда взрослая дочь, наслушавшись " горе-психологов " занялась поиском " детских травм " . И нашла. Она решила, что получила " травму отвержения " , когда мы, ее родители, родили ее сестру, не спросив ее согласия. Господи помилуй от такой психологии! Татьяна 18 января 2022, 20:37 Абсолютно согласна с комментарием Ильи... Сейчас про патриархальные отношения вообще практически не говорят, а всё больше про " партнёрские " . Ощущение, что люди уже и забыли, кто такой мужчина и кто такая женщина, которые созданы не сами по себе, а Господом Богом и Им же наделены определёнными качествами и способностями. А, ведь, именно из-за этого и возникают все проблемы. Поэтому люди и ходят по кругу, и всё не придут к истинному ответу. В моей семье, к большому сожалению, типичные проблемы...

http://pravoslavie.ru/143955.html

Дмитрий Анохин 10 февраля 2022 г. 15:00 У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 28 декабря 2021 г. 16:30 В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами. PDF-bepcuя. Дмитрий Анохин 8 декабря 2021 г. 15:00 У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны.

http://e-vestnik.ru/reports/page/2/

После службы вместе с нашим священнослужителем и с Иосифом мы сопровождали образ в Берн. Расстались мы с Хозе после обеда, в то время, как он с отцом Петром Кантакузеном уезжал в Цюрих. Мы еще долго разговаривали с ним. Я нес святой образ в чехле по улицам Берна, пока мы шли к машине. Нам с Домникой очень трудно было расставаться с иконой и добрым ее хранителем. В течение трех дней мы не открывали окон в доме, чтобы сохранить нежное благоухание святого образа Вратарницы, овевающее нас. Однажды мы поехали в Леснинский монастырь, чтобы повидать его и поклониться святому образу. Мы долго беседовали с ним. Он говорил с моей матерью о своей матери. Беспокоился о моем здоровье, о состоянии моих глаз; внезапно спросил, имеются ли у меня мощи святого целителя Пантелеймона. Я ответил, что имею крохотную, величиной с булавочную головку, частицу. Он тут же вынул из рубашки свой крест-мощехранилище, открыл его и дал мне частицу кости святого бессребренника. Мы долго с ним беседовали, Домника, мама и я ... Он был непринужден, разговаривал с моей матерью, будто был с ней всю жизнь знаком. Он говорил своим неподражаемым голосом, в котором к испанскому акценту примешивались иные интонации, нежные и хрупкие, как надлом души. Это был голос нежности и любви, целивший сердце и вызывавший слезы умиления... Вся его личность излучала столько приветливой доброты. Никогда не выдвигал он себя вперед, даже когда говорил о себе. Смирение его было совершенным. За исключением редких слов, как бы невольно вырвавшихся, о своем здоровье, об усталости, он интересовался только другими; интересовался Церковью, иконами, святыми и их мощами. Несколько раз я видел его возмущение и святой гнев, вызванный вопиющими к небу несправедливостями. Я знаю, что он решал, подчас, страдать вместе с теми – мужчинами и женщинами – с которыми несправедливо обошлись. Он явно становился на их сторону, чтобы попытаться дать понять преследователю всю несправедливость его пред Богом. Когда он вторично приехал к нам с иконой Пречистой Божией Матери, у нас оказалось больше времени для бесед. Он вновь оставил святой образ в нашем красном углу. Сам же нашел на стене той комнаты, в которой остановился в первый свой приезд, большую копию святой иконы Вратарницы, покрытую металлической ризой. Он был этим искренне тронут. Он дал нам частицы мощей святых российских новомучениц: княгини Елизаветы и инокини Варвары, (позже я узнал от Жана Бэсс, что святая великомученица княгиня Елизавета посещала его время от времени, когда он пребывал в Леснинском монастыре). Святые, Церковь , монастырь на острове Андрос, куда он надеялся попасть, вновь были темами наших бесед. Это была мечта настоятеля Свято-Николаевского монастыря игумена Дорофея: встреча обеих святых мироточивых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Философствование такого рода уже не является чем-то шокирующим; и, надо признать, некая зловещая последовательность в нем есть. В самом деле, если аборты есть нечто уже вполне принятое, то какие возражения могут быть против инфантицида? Эвтаназия, другой пункт повестки дня, продвигаемый теми же мыслителями, уже является предметом обсуждения в законодательных собраниях передовых стран. Британский философ баронесса Уорнок открыто говорит, что старики " обязаны умереть " , потому что на них впустую расходуются ресурсы и их семей, и национальной системы здравоохранения, а британский романист Мартин Эмис, сравнил быстро растущее число пожилых людей в Британии с " вторжением ужасных иммигрантов " и призвал к созданию " будок смерти " на углах улиц, где старики могли бы совершать самоубийства. Александр Никонов, таким образом, находится вполне на гребне волны, в русле последних прогрессивных веяний. И веяния эти могут оказаться очень влиятельны; невозможно отрицать, что Запад создал самое процветающее и комфортное общество в человеческой истории, и многие у нас склонны с полным доверием принимать все, что исходит оттуда. Однако своим процветанием Запад обязан вовсе не Харрису, Сингеру или Уорнок; если он чем-то и будет обязан этим людям, то своим падением. На Западе есть и другие социальные влияния — есть еще достаточно живая Церковь, есть просто люди, выросшие в христианской традиции. У нас христианское влияние слабее; поэтому бациллы социальной чумы, которые на Западе сдерживаются   другими общественными тенденциями, попав к нам, в морально ослабленную среду, могут начать бурно размножаться. Но и сам Запад может не устоять; цивилизованность, культурность и гуманность - это очень хрупкие вещи. В свое время Германия была и просвещенной, и культурной, и высокоцивилизованной, пока ее не поразила чума. Какое будущее тогда ждет нас всех? На что будет похоже общество, в котором можно будет вполне легально убивать детей и стариков? Не померкнут ли в таком обществе ужасы ХХ века, как померкли ужасы Первой Мировой Войны, когда разразилась Вторая?

http://radonezh.ru/analytics/dykhanie-ch...

- Так и есть. - А я инокиня Неонилла из П-ского монастыря. Вы у нас облачение заказывали. Матушки уже сшили, вот я и привезла. - Спаси Христос, сестра. Очень хорошо. Давай-ка я тебе помогу облачение в храм отнести... Я бы тебя с дороги чаем напоил, только у нас сейчас отпевание будет. А ты торопишься? Может, помолишься с нами, да и поможешь заодно, а то у нас петь некому. Сестра Неонилла смущенно покосилась на молодых людей и ответила: - Ну что же, как благословите. - Да-да, благословляю. Дело доброе. И человека-то мы особого отпевать будем. Отпевание произвело на всех сильное впечатление. Во-первых, для Власа, Влада и Анжелы это было первое отпевание в жизни, а для двоих последних и вообще первая осознанная церковная служба. Во-вторых, сам вид новопреставленной не оставлял равнодушным. Лицо Василисы было прозрачно-бледным и словно отливало перламутром. Руки, сложенные на груди, держали ту самую икону Спасителя, с которой она встретила смертный час. Одета она была в белую длиннополую рубаху, которую невесть откуда достал Архипыч. После кончины Василиса действительно была много красивее, чем при жизни, но красота эта была какой-то особенной, тонкой, неземной, трудноописуемой. " Невеста, да и только " , - подумал про себя Влас. В конце отпевания отец Серафим вышел на амвон и сказал слово: - Возлюбленные о Господе братья и сестры. Благодарю вас за то, что вы доверили мне совершить это трогательное отпевание. В древности очень многие христиане завершали свою жизнь мученически, и потому в чине отпевания есть слова, прямо относящиеся к христианским мученикам. И вот сегодня, слова отпевания буквально были применимы к рабе Божией Василисе. Мы пели с вами: " Агнца Божия проповедавше, и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно мученицы молите, долгов разрешение нам даровати " . Мы счастливы с вами, что имели возможность молиться о новомученице Христовой и просить ее молитв о прощении наших прегрешений. Мы знаем, что Василиса была из тех, чьи хрупкие души осквернил и искорежил современный злой мир. Но мы знаем также и то, что она нашла силы сделать почти невозможное: изменить ход событий. Она покаялась. И из грешницы превратилась в исповедницу Христову. Своим покаянием, решимостью более не грешить она проповедала всем нам Христа. И я верю, я глубоко в этом убежден, что ее проповедь не останется неуслышанной, - тут батюшка пристально посмотрел на Влада: - Надеюсь, дорогой Влад не обидится, если я открою, о чем он попросил меня перед отпеванием. Он попросил крестить его! Я очень рад такому решению, потому что сие есть первый плод Василисиного подвига...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2105...

Уничтожение телесного, его сухость, бесплотность касаются не только системы пропорционального строения фигур – длинных, тонких, но, в первую очередь, трактовки самой материи, способов применения линии, белильных светов, колорита. Рельеф фигур неощутим, формы практически не выступают над поверхностью, скользя или застывая на более плотных, чем сама материя фонах. Замечательна тенденция к высветлению фонов, чисто белых, либо слегка замутненных голубым или серо-голубым цветом. Эти светлые фоны акцентируют сакрально-символический смысл изображения: 679 так, белый (чистый свет) является фоном для фигуры Спасителя в мандорле в купольной сцене «Вознесения», тогда как апостолы изображены на лазуритовых фонах; его встречаем в композиции «Страшного суда», во фреске «Чудо Георгия о змие». Фигуры очень точно построены, но хрупки, залиты потоками линейных росчерков и длинных светов. Линейный ритм, смелый, виртуозно изящный и кажущийся на первый взгляд очень свободным, на самом деле подчинен жесткой системе. Здесь нет типичной для конца столетия орнаментализации линейных узоров, преобладают длинные параллельные вертикали, хрупкие вытянутые овалы и такие же треугольники, падающие в основном сверху вниз. Структурность нанесения линий и светов на форму несомненна, но еще более поражает рассудочность, отсутствие какой бы то ни было случайности, отвлеченность от всего изменчиво-живого. Изящная, точно рассчитанная геометрия комниновского маньеризма, кажется, здесь достигает своего апогея. Холодноватый блеск, умозрительность в игре линий не оставляют места эмоциям, теплым чувствам, ничему, что должно было бы трогать душу. Экспрессия этого искусства совершенно рациональна и по своей внутренней природе, и по способам выражения. Интеллектуальное начало воспринято как основа мира, оно подчиняет все естественное логике абстрактного мышления. Особому ключу образности фресок Старой Ладоги способствует и характер соотношения формы, колорита, цветовых отношений со светом, выразителем которого служат тонкие белильные линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На беду, единственная надежда матерю – её жеребец сынок задумывает жениться, оставляя мать на произвол судьбы, без охраны и подмоги. Что тут делать? Опять обращается Мария Федоровна к батюшке и говорит: «Сын женится». Батюшка замечает ей: «Забудь его, как будто его и нет. Я тебе в нем не помогу». Действительно, сын женился, стал жить очень хорошо, завел свое собственное дело, но о матери совсем не стал заботиться, ничем не утешал ее и не помогал ей. Сторожевой мужа, Мария Федоровна на другое утро вместе с детьми пошла в Собор. Подошли дети к Кресту; батюшка их всех сгруппировал около себя и, обращаясь к стоявшей тут княжне Шаховской сказал: «Вот, мои сиротки» и, прижав свой наперсный крест к сердцу, промолвил: «Он у меня здесь». С этого дня батюшка взял их всех на свое полнейшее попечение, под свой пастырский покров. Чтобы из светских изнеженных натур сделать людей пригодных к правильной, христианской трудовой жизни, необходима была ломка. Нужно было сначала закалить терпение, развить чувство упования на Господа, смиренное сознание своего ничтожества и слабосилия. И вот пастырь принялся за великое, славное дело: он прогонял душевное расслабление, нерадение, удалял многолетнюю пыль ненужных суетливых хлопот о внешнем лоске и украшениях, а вместо сего насаждал постепенным, медленным, зорким уходом – ростки веры, добра и сердечности. Он шлифовал молодую натуру матери, непривыкшую к надлежащему духовному режиму, обильно освящая ее благодатью Святого Духа. Он также выращивал, нежил и украшал малые хрупкие цветочки – деток, согревая их лучами ласк и любви. Он не был для них только пастырем, нет, он вполне заменил им самого нежного, любящего отца, стараясь усладить горечь их тяжелого положения. Горе постепенно забывалось. Радостными птичками детки летели в Собор, излучая от пастыря благодатное освящение в святом, божественном Таинстве. Легко казать, 4 девочки были на полном попечении батюшки; надо было их правильно развить, умудрить, твердо насадить в них семена правды, нравственности и благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010