Было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, и был я среди пленников при реке Ховар, и отверзлись небеса, и я узрел видение Божие. В пятый день месяца – это пятый год пленения царя Иоакима, – и было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, священнику, в земле Халдеев, при реке Ховар; и была на мне рука Господня. И я увидел: и вот, ветер поднимающийся шел от севера, и облако великое в нем, и сияние вокруг него, и огонь блистающий; а в средине его как бы вид янтаря посреди огня; и сияние в нем, и в середине как бы подобие четырех животных. И вот видение их: (как бы) подобие человека у них; и четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого; и голени их прямые, и оперены ноги их, и искры – как блистающая медь, и легки крылья их. И руки человеческие – из-под крыльев их, на четырех сторонах их; и лица их, и крылья их четырех соприкасались одно с другим; и лица их четырех не оборачивались во время шествия их; каждое по направлению лица своего шло. И подобие лиц их: лицо человека, и лицо льва справа у всех четырех, и лицо тельца слева у всех четырех, и лицо орла у всех четырех. И (лица их и) крылья их простерты вверх у всех четырех; у каждого два соединялись друг с другом, а два покрывали сверху тела их. И каждое по направлению лица своего шло; куда пойдет Дух, они шли и не оборачивались. И посреди животных – вид как бы углей, огнем горящих, как вид лампад, кружащихся между животными, и сияние огня, и из огня исходила (как бы) молния. И животные бежали и поворачивали, как вид россыпи искр . И я увидел: и вот по одному колесу на земле возле четырех животных. И вид колес – как вид топаза ; и подобие, и устройство их – одно у всех четырех; и устройство их было, как будто бы колесо находилось в колесе. На четыре стороны свои они шли и не поворачивали во время шествия их – даже ободья их; и высота была у них. И я увидел их: и ободья их полны глаз кругом у всех четырех! И во время шествия животных, шли и колеса возле них; и при подъеме животных от земли, поднимались и колеса. Где облако, там был и Дух, побуждающий идти: шли животные, и колеса поднимались с ними, ибо Дух Жизни был в колесах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Как сон, так и знаменование его были страшны и должны бы произвести отрезвляющее влияние на всякого человека. Но царь вавилонский был слишком высокомерен и самоуверен, чтобы подчиняться предостерегающему голосу чудесного сновидения. Он не обратил на него должного внимания и потому все это скоро и сбылось над ним. Прошло еще с год, и царь легко мог даже забыть сделанное ему предсказание, так что и самый сон склонен был относить к числу не исполнившихся. Но рука Божия уже занесена была над гордым завоевателем, и он должен был испытать крайнюю степень уничижения и смирения. Закончив свои многочисленные великолепные постройки в Вавилоне, Навуходоносор имел обыкновение выходить на кровлю своего дворца и оттуда любоваться роскошной панорамой, которая открывалась пред ним на весь город, с его храмами, великолепным изданиями и пестрыми толпами народа, кишевшего на широких площадях и двигавшегося по широким и обширным каналам. Однажды картина была особенно великолепна, и царь, в невольном восторге, в котором звучало необычайное высокомерие, воскликнул: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в доме царства, силою моего могущества и в славу моего величия!» Но лишь только он произнес гордую речь, как над ним прогремел голос с неба: «тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет!» Пораженный таким голосом, царь смутился, и рассудок в нем помешался. Он подвергся одной из самых страшных форм душевной болезни, так-называемой ликантропии, и стал чуждаться людей. Подобная болезнь не есть что-либо необычайное и она издавна известна медицине. Слово «ликантропия» собственно приложимо к тем, которые воображают себя изменившимися в волков, и которые в таком предположении совершают убийства и скрываются в лесах от людей. Навуходоносору по-видимому казалось, что он превратился в вола или, скорее, в одного из тех величественнейших крылатых быков, которыми украшены были подъезды царских дворцов, и которые были символами могущества и величия богов. Даже во время самого помешательства, мысль царя принимала вавилонские формы, которые предносились его уму при виде окружающей его обстановки. Видя полное помешательство царя, придворные, которые конечно тщательно старались о том, чтобы тайна этой ужасной болезни царя не выходила за пределы дворца, отлучили его от людей, и он действительно «ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него как у птицы». Можно предполагать, что во время этой ужасной болезни наступали моменты просветления его мысли, и тогда царю не раз представлялся повод вполне поразмыслить о том, как суетно величие человека, и как жалок он пред всемогуществом карающей руки Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но лишь только Навуходоносор произнес свои высокомерные слова, как должен был выслушать от Господа суровый приговор. Он признавал себя выше всех людей, а Господь унизил его пред людьми и низвел в состояние животных. Он хвалился своим царством и могуществом, а Господь лишил его этого могущества. Во время своей самохвальной речи, Навуходоносор услышал с неба следующие слова: тебе говорят, царь Навуходносор, царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет. Эти грозные слова не замедлили исполниться. Навуходоносор отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, волосы у него выросли как у льва, и ногти как у птицы ( Дан. 4, 28–30 ). Это страшное событие в жизни Навуходоносора не представляет собой чего-либо небывалого и невероятного, имея себе много аналогичных случаев умопомешательства, описываемых у историков и естествоведов. На медицинском языке эта душевная болезнь называется ликантропией – превращением человека в волка. Больные воображают свое превращение в различных животных: волка, собаку, свинью. Соотвественно своему воображаемому виду, больные начинают вести жизнь, по ней приобретают привычки, а затем и наружность. Больные перестают говорить, а вместо того начинают реветь или мычать; бросают есть человеческую пищу и питаются травой или падалью; ходят на четвереньках – руках и ногах; стараются из дома убежать в лес или в поле; один словом приобретают, по внешности, полное сходство с животными 67 . Навуходоносор вообразил себя быком и соотвественно этому повел свою жизнь. Он удалился из своего великолепного дворца, стал блуждать, вероятно, по близлежащим пустынным дворцовым садам, стал питаться травой и, вследствие постоянного пребывания на открытом воздухе, покрылся волосами и птичьими когтями. Доктора душевно-больных отмечают, как особую категорию, больных фитофагов, т.к. питающихся исключительно травой 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сказав: послах к вам Тимофеа, и опасаясь, чтобы они оттого не сделались более беспечными, смотри, что он говорит: « как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились ». Здесь касается и их и некоторых других, желая низложить их высокомерие. Действительно, предаваться гордости во время отсутствия учителя, это грех властолюбия. Обращая речь ко всем другим, смотри, как он пристыжает их; а обращаясь к виновным, выражается гораздо сильнее. Тем говорит: « всеми попираемый », и вразумляет их словами: « я не к постыжению вашему пишу сие »: а этим говорит: « как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились », выражая, что гордость свойственна детскому рассудку, потому что и дети делаются более беспечными в отсутствие учителя. Таким образом открывается и то, что для исправления их достаточно его присутствия. 2. Как присутствие льва приводит в страх всех животных, так и присутствие Павла — развращающих Церковь. Потому он и продолжает: « но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу » (ст. 19). Но сказать одни эти слова значило бы употребить угрозу; а указать на самое дело, обещать, что он потребует с них отчета, это свойственно великой и мудрой душе; потому он и присовокупляет следующее: и уразумею не слово разгордевшихся, но силу. Гордость их была следствием не собственных их достоинств, но отсутствия учителя, что и было знаком низкого расположения их души. Потому сказав: « послал Тимофея », он не тотчас прибавил: приду, но наперед обличил их в гордости, а потом и сказал: приду. Если бы он сказал это прежде обличения, то это было бы скорее оправданием его в том, будто он сам не хочет придти, нежели угрозой, и самое обещание было бы не так несомненно; а теперь, сказав это после обличения, он сделал прибытие свое достоверным и страшным. И заметь, как он тверд и осмотрителен. Не просто говорит: приду, но: « если угодно будет Господу »; не назначает определенного времени, — так как он мог и замедлить, — чтобы неизвестностью поддержать в них бдительность; и чтобы с другой стороны они не сделались от того беспечными, присовокупляет: скоро.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«И я видел,— говорит пророк,— и вот бурный ветер шел от севера; великое облако и клубящийся огонь и сияние вокруг него, а из середины его видно было подобие четырех животных,— и таков был вид их: облик их был как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла, а ноги их, ноги прямые и ступни ног их, как ступни ног у тельца, и сверкали как блестящая медь и крылья их легкие, и руки человеческие были над крыльями их… Подобие лиц их, лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех четырех, а с левой стороны лицо тельца у всех четырех и лицо орла у всех четырех… И вид этих животных был вид горящих углей, как вид лампад, огонь ходил между животными и сияние от огня, и молния восходила из огня… И смотрел я на животных и вот на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их… И все тело их, и спина их и крылья их и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их… И когда шли животные, шли колеса подле них, а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса. Куда дух хотел идти, туда шли и они, куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ним. Ибо дух животных был в колесах… Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла простертого сверхе над головами их… а над сводом было подобие престола по виду, как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я, как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его. От вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Кн. преп. Иезек., гл. I, гл. X). Эти таинственные существа, явившиеся пророку, носившие образ животных, как воплощение напряженной жизненной силы, как мы узнаем из десятой главы пророческой книги, херувим славы, а Тот, Кого пророк не может описать на человеческом языке, о Ком говорит нагромождая бесчисленные, ограничительные понятия: «подобие», «как бы», «вид»,— это был Сам Владыко ангелов и людей, почивающий в мире света на колеснице херувимской.

http://azbyka.ru/propovedi/v-ograde-vern...

Разделили себе ризы мои, и об одежде моей метнули жребий. Ты же, Господи, не удали помощь от меня. Поспеши заступиться за меня. Избавь от меча душу мою, И от песией лапы одинокую мою (душу). Спаси меня из пасти льва, И смирение мое от рогов единорогов. Возвещу имя Твое братиям моим. Посреди собрания воспою Тебя. Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, славьте Его! Да благоговеет пред Ним все семя Израилево. Ибо Он не презрел и не отринул мольбы беднаго. И не отвратил лица Своего от меня, И при вопиянии моем к Нему услышал меня. Тебе хвала моя в собрании великом. Молитвы мои вознесу пред боящимися Его. Едят бедные и насытятся. И восхвалят Господа ищущие Его. Оживотворятся сердца их в век века. Будут вспомянуты и обращены к Господу все концы земли. И поклонятся пред Ним все племена языческия. Ибо Господне есть царство; и Он обладает народами. Ели и поклонились все тучные земли. Пред лицем Его повергнутся все сходящие в землю. И моя душа для Него живет: и семя мое Ему послужит. Знаемый будет Господу род грядущий. И возвестят правду Его Людям имеющим родиться, которых творит Господь. Стихов 64. Псалом 22 Господь пасет меня, и ничего не лишит меня. На злачном месте, тут, Он водворил меня. У тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил. По стезям правды водил меня Ради имени Своего. А если бы довелось мне идти и посреди темноты смертной То я не устрашусь зла. Ибо Ты со мною. Жезл Твой и посох Твой, они – мое успокоение. Ты поставил предо мною трапезу супротив угнетающих меня, Умастил елеем голову мою. И чаша Твоя, напоевающая меня, есть наилучшая. И милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей. И жить мне в дому Господнем долгоденственно. Стихов 12. Псалом 23 Господня земля и полность ея, Вселенная и все живущие в ней. Он на морских водах основал ее, И у рек устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его? – У кого неукоризненны руки и чисто сердце, Кто не напрасно заботился о душе своей, И не клялся лукаво ближнему своему: – Сей получит благословение от Господа,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Было в тридцатом году. в четвертом месяце, в пятый день сего месяца. и я был между переселенцами. при реке Ховаре. и отворились небеса. и я видел видение Бога в пятый день месяца. Это – пятый год переселения царя Иоакима. и было слово Господа к Иезекиилю сыну Вузиеву, священнику, в земле халдеев. при реке Ховаре. и была на мне рука Господа, и я видел. и вот, ветер, несущийся [[Ветер бурный. (Макар.)]] вверх, шел от севера. и облако великое в нем. и сияние вокруг его. и огонь блистающий. а в средине его как бы вид илектра (янтаря) из средины огня и в самой средине как бы подобие четырех животных. и таков вид их: подобие человека у них. но четыре лица у каждаго, и четыре крыла у каждаго. а лядвеи у них прямыя. и ноги их [[И след ног их походил на след тельчей ноги.]] пернатыя. и искры [[И сияли как светлость полированной меди.]], как блестящая медь. и легки [[Нет в евр.]] крылья их. и рука [[Руки человеческия. (Макар.)]] человека под крыльями их на четырех сторонах их. и лица их. и крылья их, четырех, соприкасались одно к другому. и крылья [[Лица ихъ… (слав. Библ.) Но мой Паремейник тут ближе к евр. тексту.]] их не оборачивались назад во время шествия их. а каждое двигалось впереди лица их и подобие лица их таково: лице человека и лице льва, справа, у четырех. и лице тельца, слева, у четырех, и лице орла у четырех. и таковы лица их, а крылья их распростерты вверх у четырех. у каждого два (крыла), соединенные одно с другим. а два покрывали верх тела их. и каждое (животное) шло по направлению лица его. куда дух шел, туда и они шли и не оборачивались. и промеж животных виднелись как бы угли, горящие огнем. казались как бы лампады, союзно качающияся промеж животных. и сияние огня. а из сего огня исходила как бы молния. и животные бегали взад и вперед, как видится зарница. И смотрел я: и вот, по одному колесу на земле имеет каждое из четырех животных. и вид этих колес и обделка их как бы вид топазов. сходство же одно у всех четырех. а вид их и постановка их была такая, как будто колесо было в колесе. на четыре стороны шли они. во время шествия своего не оборачивались ни они, ни ободы их. а были они высоки. и я смотрел на них. и ободы их у всех четырех кругом полны очей. и когда шли сии животныя, тогда шли сии колеса, придерживаясь их. а когда поднимались сии животные с земли, тогда поднимались сии колеса. где было облако, там был и дух для шествия. Шли сии животныя: поднимались с ними и сии колеса. ибо дух жизни был в колесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Начало же этому восстановлению положено первым пришествием Христа и основанием христианской Церкви. Так учит об этом святоотеческая традиция понимания мессианско-эсхатологических ветхозаветных пророчеств. Блаженный Иероним, объясняя Ос 2:18, цитирует Ис 11:6-7 и говорит, что и то, и другое пророчества Осии и Исайи уже исполнились: «Когда Петру было открыто, чтобы он принял Корнилия из язычников, то повелено было ему ничего не считать нечистым, что принимается с благодарностью и относительно чего он впоследствии услышал: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10:9). Таким образом, по пришествии Господа, после торжественного воскресения Его и вознесения к Отцу, две стены соединены посредством краеугольного камня чрез Того, Кто из обоих соделал одно (Еф 2). И ту, которая называлась непомилованною, он назвал помилованною, и того, кто назывался не Моим народом [назвал] Своим народом, и, по примирении всего, будут истреблены лук и меч и война. Ибо не будет нужды в орудиях для воюющих, когда не будет воюющих. Израиль соединится с язычниками, и исполнятся слова Второзакония: «Веселитесь, язычники, с народом Его» (Втор 32:43). Ибо «ведом в Иудее Бог, у Израиля велико имя Его. И было в мире жилище Его и пребывание Его на Сионе» (Пс 75:2-3), то есть в Церкви, в которой Он сокрушил силу луков, щит, меч и войну, и, по сокрушении и истреблении их, верующие будут спать безопасно и покоиться при одном пастыре» . Видит пророческие слова исполнившимися и святитель Кирилл: «Древле, когда мы пребывали в заблуждении и назывались чадами гнева, лукавые и сопротивные силы, подобно некоторым злым зверям, или плотоядным птицам и весьма опасным драконам, губили нас. Когда же во Христе мы познали истинного Бога и чрез веру и первоначальную любовь очистились от преступлений, тогда мы получили спасение и «власть наступать не змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк 10:19). Тогда мы наступили на аспида и василиска, попрали льва и змия (ср. Пс 90:13), потому что Христос защищает и ограждает Своих непобедимою силою и посылает нам в душу Свой мир» .

http://bogoslov.ru/article/4784932

22 Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов смирение моё. 23 Возвещу имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя. 24 Боящиеся Господа, восхвалите Его! Всё семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его всё семя Израиля! 25 Ибо Он не презрел и не отверг молитвы нищего, и не отвратил лица Своего от меня, и когда я воззвал к Нему, Он услышал меня. 26 От Тебя похвала моя: в собрании великом (исповедуюсь Тебе) обеты мои исполню пред боящимися Его. 27 Да едят убогие и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его, живы будут сердца их в век века. 28 Будут вспомянуты и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов. 29 Ибо Господне царство, и Он обладает народами. 30 Ели и поклонились все тучные земли: пред Ним припадут все, сходящие в землю, и душа моя для Него живет, 31 и семя моё поработает Ему: поведает Господу род грядущий, 32 и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь.    Псалом 22 Псалом Давида. 1 Господь пасет меня и ничего не лишит меня. 2 На месте злачном – там Он поселил меня, у тихой воды воспитал меня. 3 Душу мою обратил, наставил меня на пути правды ради имени Своего. 4 Поэтому, если я пойду среди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой – они утешили меня. 5 Ты приготовил для меня трапезу против притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя, напоевающая меня, как сильна! 6 И милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей. И поселиться бы мне в доме Господнем на долгие дни!    Псалом 23 Псалом Давида. В первый субботы. 1 Господня – земля и что наполняет её, вселенная и все живущие на ней. 2 Он на морях основал её и на реках устроил её. 3 Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на месте святом Его? 4 Тот, у кого руки невинные и чистое сердце, кто не принял напрасно душу свою и не клялся лукаво ближнему своему. 5 Этот получит благословение от Господа и милость от Бога – Спасителя своего. 6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Бога Иаковлева. 7 Князья, поднимете врата ваши и поднимитесь, врата вечные! И войдет Царь славы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

" И слово стало плотью... " Миниатюра из Евангелия еп. Бернварда Хильдесхаймского. 993 - 1022 гг. (Б-ка собора в Хильдесхайме. Hs. 18 Fol. 174r) О том, какая природа человека соединилась с Богом Словом, в Свящ. Писании существуют прямые свидетельства. Так, в момент Благовещения арх. Гавриил говорит Пресв. Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Описывая совершенное И. Х. спасение человека, ап. Павел указывает, что Бог Отец «не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5. 21). Ап. Петр наставляет верных: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот вопрос раскрывается в Свящ. Предании: соборных решениях, писаниях св. отцов и учителей Церкви. В определении IV Вселенского Собора исповедуется вера в И. Х., «совершенного в божестве и совершенного в человечестве (τλειον τν ατν ν νθρωπτητι), истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха (κατ πντα μοιον μν χωρς μαρτας)...» (ДВС. Т. 3. С. 48). Смысл выражений «совершенного в человечестве» и «во всем подобного нам кроме греха» получают ясное толкование в Томосе папы св. Льва Великого, его послании к архиеп. К-польскому Флавиану, одобренном Собором: «Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя» (ДВС. Т. 2. С. 233). В отношении тех, «которые стараются извратить таинство домостроительства», IV Вселенский Собор «принял... соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря Александрийской Церкви, к Несторию и к восточным...» (ДВС. Т. 3. С. 47).

http://pravenc.ru/text/293939.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010