Древние цари Востока являлись в народные собрания с пышностью, величавой и даже грозной обстановкой; им очищали путь, пред ними бежали скороходы, за ними следовали отряды войска и пр. ( 3Цар.9:22 ). Это смущало народ, и все это весьма неблагоприятно было в деле производства суда, особенно над нищими, убогими и т. п. При такой же обстановке являлись иногда и цари Еврейские. Но Давид желает, чтобы Соломон являлся в народное собрание в скромном виде судии. Да сойдет он как дождь на руно и как капли, орошающие землю, – дождь на руно – снятую шерсть – падает тихо, а роса ложится на землю даже и незаметно; однако и дождь и роса чрезвычайно благодетельны – животворны для растений. Так и слова Царя, выражающий его мудрость и правду, должны высказываться кротко и тихо, укреплять лучшие чувства в сердцах его подданных, возращать твёрдые убеждения, кои затем переходит в добрые дела, всегда украшающие мирную жизнь граждан и венчающие их труды – подвиги на жизненном поприще. Как царь, Соломон окружал себя роскошью и великолепием. «И сделал царь большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом. К престолу было шесть ступеней. И два льва стояли у локотников... и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве» ( 3Цар.10:18–20 ). Посему не Соломон, а только Христос Спаситель являлся в смиренном виде пастыря и учителя, и, совершая свое дело искупления мира, не редко «не имел места, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и но виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил.2:6–8 ). 7. Воссияет во днех его правда и множество мира, Дóндеже отъимется луна. Если царь будет мудр и строго правосуден, то во дни его царствования воссияет правда, – в его суде, а вследствие в этого, и в жизни народа правда будет сиять, т. е. она не только будет видна, но ее нельзя будет не видать, как свет солнца в полдень. А если так будет для всех очевидна правда, то необходимо водворится в жизни и мир, это – неизбежное следствие правосудия; будет и множество мира или обилие мира у всех и во всем. Так это будет, доколе отъимется луна или пока луна не снимется с неба, подобно тому, как снимается светильник с своей подставки, когда он гаснет. Иначе – правда и мир в царствование этого премудрого царя будут сиять как солнце во весь день, как луна в течение всей ночи, т. е. непременно и всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Пусть все будет хорошо, пусть это хорошо начнется прямо сейчас… …На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия… Последовательно — похожие движения. От операции к операции. Когда все идет по плану. Даже у санитарки, чтобы вытереть растекшиеся по полу воды. Вот, подпихивает уже ткань под ноги доктору. Воды больше не нужны, сейчас человек родится на сушу. На ткани просто пятно. Неокрашенное. Чистые воды. Вот и хорошо… Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. От начала операции до извлечения ребенка должно пройти не больше 4 минут. Тогда ребенок не спит точно. Бывает, что извлекают позже, и ребенок также не спит и издает столь радостный для слуха всего родзала громкий плач, оповещающий окружающих, что новый человек пришел в мир. Но лучше пусть это будут 4 минуты. Часы на стене — с секундной стрелкой. Как это долго. Как много можно сделать за такое время. За это время можно извлечь ребенка из матки. Вот оно! Извлечение. Ягодичное предлежание извлекается по-другому. Акушер проводит рукой по спинке. Ну вот. Как хорошо! Какое облегчение! Иди сюда, мой красавец! Кричи громко! Это такой прекрасный звук. Детский крик, ни с чем не сравнимый. Маленький рожденный лучик жизни! Как много всего должно было произойти, чтобы стал возможен этот миг. Должны были вот так же закричать те, кто станет потом твоими папой и мамой, а перед ними такой же счастливый миг подарили миру твои более ранние предки. Были долгие месяцы ожиданий, пока ты рос в темноте, покое и спокойствии, твое сердце билось. Как радостно увидеть на первом УЗИ эту маленькую, но верную примету жизни. Есть сердце! Услышала твоя мама! Что за чудо из чудес растет само, повинуясь тому неведомому сознанию закону, который положил от начала времен Господь. …Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!

http://pravmir.ru/chelovek-prixodit-v-mi...

Христианство и буддизм делают совершенно разные утверждения о реальности, из которых следуют совершенно разные духовные практики. Истина невыразима словами Другой тезис, который часто выдвигают сторонники религиозного плюрализма, – «истина невыразима словами». Есть нечто самонадеянное, почти кощунственное в попытке изложить глубочайшую тайну мироздания в наборе аккуратных догматических формулировок, а потом настаивать, что только наш набор истинен и все должны его принять. Этот тезис ошибочен – но тоже черпает свое правдоподобие в той частичной истине, которая в нём есть. Бог бесконечно превосходит все наши слова и мысли о Нём. И всегда будет превосходить – мы будем возрастать в познании Бога всю оставшуюся вечность, и никогда не скажем: «Теперь мы знаем всё». Здесь, на земле, человеческий язык неизбежно ограничен пределами нашего общего опыта. У нас есть слова для объектов и явлений, которые нам знакомы, – рек и гор, столов и стульев, телефонов и компьютеров. При слове «смартфон» у нас в памяти возникает образ хорошо знакомого нам устройства. Но до появления таких устройств этого слова не было; оно ничего не значило бы для человека, скажем, 30 лет назад. Наш опыт переживания реалий духовного мира весьма ограничен, поэтому мы неизбежно прибегаем к аналогиям, а аналогии могут вызывать непонимание. Например, когда мусульмане говорят, что у Всевышнего не может быть сына, они обычно имеют в виду, что отвергают языческие представления о богах, вступавших в физические связи с земными женщинами, и появлявшихся таким образом «полубожественных» отпрысках. Нам приходится подробно объяснять, в каком смысле мы называем Господа Иисуса «Сыном Божиим» – разумеется, не в этом 1 . Писания пророков и святых – это часто указание на что-то, невыразимое словами. Они отражают опыт встречи человека с Тем, Кто бесконечно выходит за рамки нашего обычного опыта – и, значит, нашего обычного языка. Вот, например, слова Пророка Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них – у всех четырех; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» ( Иез.1:4–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные» ( Ис.35:1–9 ). Очевидно, под образом пустыни в пророческом видении олицетворен народ, или – народы, пребывшие до времени не на пути «святых» и бывшие неплодными для «Царства Божия»; но вот пустыня оживает; она наполняется водами: «пробиваются воды в пустыне и в степи потоки»; призрак вод превращается в озеро, и жаждущая земля в источники вод, по ней проходит большая дорога, и путь по ней называется путем святых; хищные звери не будут ходить по нем, а будут ходить только искупленные. Видение пророка об оживлении пустыни, равно как видение пророком Иезекиилем поля, наполненного мертвыми костями, ожившими «в весьма великое полчище» по слову Вседержителя ( Иез.37:1–10 ), говорят об одном и том же: о нравственно-духовно-религиозном возрождении народа и народов в Боге Спасителе: не должно ли поэтому разуметь и пророчество Апостола Иоанна о «пустыне», как месте укрытия Церкви в последние дни века сего и мира сего, именно как в смысле образа какого-либо народа, который в среде своей оказательно и в полном иерархическом представительстве сохранит себя христианским народом во время нравственного безбожия на земле под владычеством «того человека»? Если так, то выражение Апостола Иоанна: «где», т.е. в пустыне, уготовано ей (Церкви) место «от Бога» – будет иметь подлинное свое значение действительного уготовления места Церкви Богом, так как призвание того или другого народа ко Христу «во временах и сроках» есть дело Промысла Божия, благодати Божией, и в то же время есть тайна судеб Божественных о племенах и народах. Но кто же будет тот народ, к концу времен имеющий принять к себе наследие Божие и сохранить в себе «Царство Божие» на земле? В Св. Писании этот народ не назван в точном, ясном и прямом смысле, но весьма много дано в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

7. Таков был обычай апостолов, таков пророков и всех вообще праведников. Так, Давид постоянно вспоминал о грехе своем, а о правых делах никогда, разве только когда был вынужден. Когда варварская война охватила Иудею, и все было исполнено опасностей, тогда он, будучи еще юношей и неопытным в войне, оставив овец, пришел в стан и, найдя всех в ужасе, страхе и трепете, не испытал этого человеческого чувства и не предался страху, видя своих домашних, сделавшимися малодушными; но, возвышаясь верой над всем видимым и обратив взоры к Царю небес, и исполнившись великой ревности, подошел к воинам и братьям, обещая освободить их от обдержащей опасности. Когда братья стали смеяться над словами его, – потому что они не видели внутри его помазывающего Бога и души его благородной, достигавшей до небес и исполненной великого любомудрия, – тогда, оставив их, он отошел к другим. Когда же он был приведен к царю и нашел его помертвевшим от страха, то сначала восстановляет его дух и говорит: «Пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином» ( 1Цар.17:32 ). Так как тот не верил и говорил: «Не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей» ( 1Цар.17:33 ), то по необходимости, Давид, наконец, вынуждается высказать себя похвалы. А что он не желал этого, он доказал прежним поведением своим, не сказав ничего о своих правых делах ни братьям, ни воинам, ни даже самому царю, пока не увидел его недоверяющим, спорящим и препятствующим идти против врага. Да и что оставалось ему делать? Замолчать ли похвалы? Но тогда царь не позволил бы выйти и освободить от обдержащей опасности. Поэтому он, молчавший, когда следовало, увидев обстоятельства, заставлявшие его сказать, уже не молчит, но говорит ему: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поняв, что это не что иное, как лесть лукавого, блаженный сказал ему: «Тьма твоя да погибнет вместе с тобою! Вижу твою лесть и обман: я – человек грешный, благодать Бога моего и упование на Господа Спасителя моего Иисуса Христа со мною, я не боюсь тебя, именем Его заклинаю тебя, нечистый и лукавый!» Лишь только произнес это блаженный, как в ту же минуту сатана исчез. Через несколько дней сатана снова, во время молитвы блаженного ночью, топором стал разрушать его келью и, прорубив, закричал: «Спешите, друзья мои, спешите, войдем и задушим его!» Услышав этот возглас, блаженный сказал: Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им ( Пс. 117, 10 ), и враг исчез, а келья осталась невредима. Прошло еще несколько дней; в полночь, когда святой стоял на рогоже и пел псалмы, рогожа вдруг загорелась сильным пламенем, но он не смутился, хорошо зная, что это наваждение диавола, и, затоптав огонь, произнес: На аспида и василиска наступлю и попру льва, и змия, и всю силу вражию именем Господа нашего Иисуса Христа, помогающего мне ( Пс. 90, 13 ), и диавол вдруг с криком обратился в бегство. Однажды к пещере святого Петра, подвизавшегося на Афонской горе, диавол собрал всех зверей и гадов и сам с клевретами своими превратился в различных зверей и гадов. Зрелище поистине было ужасное: одни ползали у ног подвижника, другие свистели страшным голосом, иные уже раскрывали пасти, намереваясь поглотить его живого, и устремлялись на него. Но подвижник знал уже, что это козни вражий, а потому лишь только оградил себя крестным знамением и призвал имя Господа, как лукавый далеко отбежал от него. Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Гефсиманском борении мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека Папа Лев показывает нам, что в Гефсиманском борении более, чем где-либо еще, мы познаем в Иисусе Христе Истинного Бога и Истинного Человека. И хотя эти природы сильно разнятся, но во Христе достигают согласия через подчинение воли человеческой – Божественной воле. Таким образом, в понимании папы Льва Великого, и мы можем и должны стремиться к согласованию собственной (человеческой) воли с волей Создателя. То есть необходимо, чтобы каждый «выстрадал эту борьбу чувств с разумом » , дабы достичь гармонии в наших отношениях с Создателем. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4, 7). И далее мы читаем: И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? (Мф. 26, 40). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не без причины Он обращается особенно к Петру, тогда как и другие ученики также спали; но и здесь укоряет его по той же причине, которую я указал раньше» . Апостол Петр говорил, что готов умереть с Господом, но не смог не уснуть в час молитвенного борения своего Божественного Учителя, обнаружив в этот момент и телесную, и духовную немощь. Так и мы часто готовы говорить часами о великих духовных истинах, но становимся на пятнадцатиминутную вечернюю молитву – и куда девается вся наша духовная бодрость и решимость, трудно понять. Впрочем, сказано, что плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5, 17). И мы читаем далее: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Блаженный Иероним Стридонский учит: «Мы не отказываемся полностью встретить искушение, но молимся о силе, чтобы перед ним устоять. Потому Он (т. е. Христос – О.С .) и не говорит: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не быть вам искушаемыми”, но – чтобы не впасть в искушение, то есть чтобы искушение не поглотило вас и не удерживало в своих сетях. К примеру, мученик, проливший кровь за веру в Господа, конечно же, подвергался искушению, но не был уловлен в сети искушения. А вот тот, кто отвергает веру, впадает в сети искушения. Дух бодр, плоть же немощна . Это сказано против людей легкомысленных, которые считают, что могут обрести то, во что они верят. И вот, насколько мы верим в пылкость нашего духа, настолько же должны опасаться немощи плоти» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

Что же сделал исцеленный? Он тотчас пошел к первосвященникам и донес, что Исцеливший его был Иисус. Исцеление было совершено в субботу. А за все дела Христа, совершаемые в субботу, книжники и фарисеи пылали на Него жестокой злобой и стремились погубить Его как нарушителя закона Моисеева. И вот тот, кого Он воздвиг от одра тяжкой болезни, содействовал им, проявив черную неблагодарность к своему Великому Благодетелю. На каждом благодарственном молебне вы слышите евангельское чтение о десяти прокаженных, исцеленных Христом. Девять из них проявили страшную неблагодарность. Лишь один, самарянин, пришел и пал в ноги Господу, благодаря Его. Господь только спросил: Не десять ли очистилось? Где же девять? Как они не возвратились воздавать славу Богу, кроме сего иноплеменника ( Лк. 17:17–18 )? Неблагодарность – свойство очень многих человеческих сердец. О неблагодарности народа израильского к Богу, избравшему этот народ и излившему на него Свои бесчисленные благодеяния, святой пророк Исаия говорит, ставя в пример бессловесных животных, которые питают привязанность к своему хозяину: Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет ( Ис. 1:3 ). Укором нам может быть пример многих, кто не принадлежит к Церкви Христовой, мусульман и евреев, ибо жизнь мне показала, что эти люди, не ведающие Христа, порой гораздо более благодарны своим благодетелям, чем православные. И нам, христианам, нужно поучиться у этих нехристиан, и даже у животных. Как трогательно благодарны бывают животные за всякое благодеяние, им оказанное. В житии прп. Герасима, обитавшего при Иордане, рассказана удивительная история. Однажды он увидел льва, лежавшего на песке и лизавшего лапу, в которую попала заноза, и зверь не мог ее извлечь и тяжело страдал. Святой Герасим подошел к нему и вынул занозу. И что же? С тех пор лев проникся к св. Герасиму необычайной благодарностью и до самой смерти подвижника не отходил от него. А когда св. Герасим умер, лег на его могиле, и тяжко грустил, и в конце концов умер сам. Я знаю случай, когда один врач подозвал на дороге больную собаку, взял ее к себе и вылечил. Она была так же безмерно благодарна милостивому врачу, как лев св. Герасиму: всю жизнь следовала за ним и не раз приводила к нему больных собак, безмолвно прося вылечить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Но по отношению к человеку собственно охранительная деятельность Божия проявляется еще особенным образом. В 10-й главе книги Иова говорится о Боге: «жизнь и милость (Ты) даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой». Из этих слов видно, что Бог, даровав нам жизнь и все те благодеяния, которые служат к сохранению ее, вместе с тем простирает на нас попечение Свое и им охраняет, то есть оберегает, защищает дух наш. Но охранение предполагает опасность. Значит, Бог защищает нас во вской опасности, оберегает от всякого зла. Это подтверждается многими примерами священной истории. Так, Давиду еще во время юности его два раза угрожала великая опасность от диких зверей, нападавших на охраняемое им стадо отца своего, и оба раза Господь Бог защитил его. Это исповедал сам Давид в следующих словах, сказанных им перед борьбою с Голиафом: «Господь, который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого филистимлянина». В великой также опасности находился Давид во время борьбы с Голиафом, ибо как легко было этому исполину уничтожить неопытного и невооруженного юношу, каким был тогда Давид! Между тем Бог сохранил Давида и даровал ему победу. Или вспомним еще об апостоле Павле. Какая страшная опасность угрожала ему в Иерусалиме, когда более сорока человек поклялись умертвить его! И, однако, Бог избавил его от этой опасности, ибо, по чудному устроению Божию, племянник апостола слышал об этом заговоре и сообщил о нем начальнику Иерусалима, который тотчас же выслал апостола Павла из Иерусалима. И не этот только раз жизнь апостола Павла подвергалась опасности; в течение апостольского служения своего он подвергался величайшим опасностям бесчисленное множество раз. В послании к коринфянам он сам говорит о себе: «много раз был (я) в путешествиях, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях в пустыне, в опасностях в море, в опасностях между лжебратьями». И от всех этих опасностей Господь Бог избавлял его. Подобно этому бесчисленные опасности окружают со всех сторон и нас, и от всех этих опасностей охраняет нас Господь. Он, по словам псалмопевца Давида, избавляет нас от сети ловца и от гибельной язвы, святым покровом Своим осеняет нас, так что мы не боимся ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, и заразы, опустошающей в полдень.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

под образом золотой главы, серебряной груди с руками, медного чрева и железно-глиняных ног истукана, а в видении 7 гл. под образом крылатого льва, медведя, барса и страшного с железными зубами зверя. То и другое одинаково передают о сокрушении боговраждебных сил язычества, имевших открыться в этих монархиях, всесокрушительной силой царства Господня. Сходство того и другого так велико, что оно с особенной силой проявляется кроме содержания ещё и в самом изложении. Так, например, своё объяснение сна Новуходоносору Даниил начинает такими словами: «сон твой и видения главы твоей на ложе твоём были такие» (2:28). Такими же почти словами Даниил начинает и описание видения 7 гл.: «в первый год Валтасара Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своём» (7:1). После таковых сходных вступительных слов в том и другом месте сначала следует общий очерк видения (2:31 сн. 7:2 и 3), а затем изложение подробностей видения, т. е. описание частей истукана во 2 гл. и четырёх зверей в 7 гл. (2:32–33 сн. 7:4–8), с указанием погибели в первом случае истукана, а во втором – зверей (2:34, сн. 7:6:10). После описания виденных образов делается переход к объяснению их в следующих сходных словах: «вот сон! скажем пред царём и значение его» (2:36) «я подошёл, – говорит пророк, – к одному из предстоящих.., и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного» (7:16). В самом объяснении особенным сходством выдаётся объяснение образов относительно четвёртого царства: «а четвёртое царство будет крепко как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» (2:40). «И пожелал я точного, – говорит пророк, – объяснения о четвёртом звере, который была отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами... Об этом он (ангел) сказал: зверь четвёртый – четвёртое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её» (7:19:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010