ПОМЫСЛЫ Храм Господень свят есть, а этот храм – вы (см. 1Кор. 3:17 ). Один помысел неправедный разлучает человека грешного от Бога (тем более грехи), если тотчас мы не покаемся словом и делом. Вспомним слова Спасителя: «если глаз твой соблазняет тебя, вырви» ( Мф. 18:9 ), отсеки: «лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:29 ) (3). Боже мой! Как обесчестил и обесчестит враг Твое создание, которое создано по образу Твоему, и доселе бесчестит во всех нас днем и ночью бесчисленными грехами и страстями, помыслами нелепыми, нечистыми, хульными, вредными, смущающими души! Какое внимание, какая молитва, какое воздержание, какая борьба должна быть в нас с врагами мысленными! Боже, помогай нам всем, особенно верным и внимающим себе (4)! У людей, старающихся вести духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью, в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце – лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Господу, а сердцем далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись да и крепись, сердце свое крепи (6). Когда сердца твоего коснется помысел блудный, скверный, лукавый или хульный, помысел злобы, зависти, скупости, любостяжания, чревоугодия и омрачит, уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта диавола, и вдруг помысел или помыслы исчезнут. Блажен, кто говорит истину от сердца своего ( Пс. 14:2 ). Мучение мечтающему в сердце своем или мыслящему лукавое и греховное! «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим. 2:9 ). Презирай плотское услаждение греха, ибо это раздражение преходящей плоти. Когда придет помысел сомнения в истине, скажи, что этот помысел – мечта, а истина – вечная истина (6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Прокимен, глас 4: Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Стих: На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. Апостол к Римлянам, зач. 110 от полу (12, 10, 14, 17–21). Братие, будите братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга больша творяще. Благословляйте гонящия вы: благословите, а не кляните. Ни единому же зла за зло воздающе: промышляюще добрая пред всеми человеки. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не себе отмщающе, возлюбленнии, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его. Сие бо творя, углие огнено собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. Аллилуия, глас 1: Стих: Бог нам Прибежище и Сила. Стих 2: Помощник в скорбях, обретших нас зело. Евангелие от Матфея, зач. 15 (5, 42–48) Рече Господь: просящему у тебе дай; и хотящаго от Тебе заяти, не отврати. Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгоняющия вы. Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? He и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли такожде творят? Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже: Заповедь Твою, Спасе, еже любити врагов наших и благотворити ненавидящим нас, по силе исполняюще, прилежно молим: обрати яко Милостив всех врагов наших лукавое на нас, и на Церковь Твою намерение, к любви и к примирению и ко всякой благостыни, да не в злобах своих погибнут, молимся Тебе, Всемилостивый Господи, услыши и помилуй. О распенших Тя моливыйся, Человеколюбче Владыко, и нас озлобляющих врагов от злоб к добродетельному жительству обрати, яко да ни един нас ради погибнет, но все в покаянии да спасемся, молимся Тебе, Любодушне Господи, услыши и помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово Божие требует, чтобы мы сообразовали волю свою с волею Божией, да будет воля Твоя ( Мф.6:10 ; Лк.11:2 ), говорит Господь, а лукавое сердце, напротив, творит свою волю, волю диавола; вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити ( Ин.8:44 ), обличает Господь иудеев. Евангелие говорит: любите врагов ваших ( Мф.5:44 ), а человек лукавый говорит: это невозможно, я должен мстить врагам моим, воздавать злом за зло, бесчестием за бесчестие, обидой за обиду. Око лукавое видит и в хорошем человеке только худое и не хочет видеть качеств хороших, почтенных и достойных уважения; так книжники и фарисеи даже в Богочеловеке думали видеть лжеца, возмущавшего народ: он льстит народу, говорили они, он запрещает дань давать кесарю; вообще око лукавое подозревает в людях все недоброе, нечистое, злое, оно оценивает человека не по истинному его достоинству, а по его речам, по богатству и его положению в свете, по внешним маловажным преимуществам; человек с лукавым оком раболепно преклоняется пред мишурным блеском и нередко унижает, гонит, поносит смиренную не блестящую наружностию добродетель, потому что она не по его видам и мыслям совершается. У кого нет ока лукавого? – Оно замечается даже у младенцев, и им, кажется, нередко кусок в руках сверстника – больше и лучше, чем его кусок; и в них замечается зависть, корысть, лукавство, злость и непослушание, хотя и не сознают они этого. Постараемся все, возлюбленные братия и сестры, быть простосердечными, подобясь божественной простоте, ибо Бог наш, Троичный в лицах, создавший нас по образу Своему есть простое Существо, чистейшая Благостыня, Святость; чистейший Свет, в котором нет ни единой тьмы, для которого невозможен грех, для которого гнусен помысл неправедный. Аминь. 16. Беседа в неделю 4-ю по Пятидесятнице В читанном сегодня Евангелии от Матфея повествуется о том, как римский сотник просил Иисуса Христа исцелить его, сотникова, слугу, о великой вере сотника во вседержительство Господа и Его всемогущую власть – творить, елика хощет, исцелять всякие болезни одним словом и повелением, воскрешать мертвых и пр., и пр.; далее – о том, что Господь удивился простой, не мудрствующей лукаво вере сотника и при этом произнес весьма важные, для всех нас поучительные слова и – наконец о том, что Господь наградил веру сотника исцелением его слуги чрез одно слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ибо слово «зло» берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное (только лишь) для нашего чувства, т.е. скорби и напасти; они, будучи тягостными, только кажутся злыми; на самом же деле — добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них-то Писание говорит, что они бывают от Бога. Впрочем, должно заметить, что и такого зла причина — мы сами, ибо зло невольное рождается от зол добровольных. 203 . Должно знать еще и то, что Писанию свойственно говорить, как о находящемся в причинной связи, о том, что должно понимать в смысле (лишь) следования (одного за другим), как, напр.: «тебе единому согрешил, и лукавое пред Тобою сотворих: яко до оправдишися во словесех Твоих и победшии внегда судити Ти» ( Пс. L:6 ). Ибо согрешивший не для того согрешил, чтобы Бог победил, и Бог не имел нужды в нашем грехе, чтобы через него явиться победителем. Ибо Он, как Создатель, непостижимый, несотворенный, имеющий славу природную, а не заимствованную, несравненно превышает и побеждает всех даже и не грешивших. Но (то сказано в том смысле), что, когда мы согрешаем, Он не бывает неправедным, наводя (Свой) гнев, и, прощая кающихся, является победителем нашего зла. (Впрочем) мы не для того грешим, но потому, что так выходит на деле. Подобно тому, как если кто-либо сидит за работой и придет к нему друг, то он говорит: для того пришел друг, чтобы я сегодня не работал. Конечно, друг пришел не для того, чтобы тот не работал, но так вышло, ибо, занимаясь приемом своего друга, он не работает. Такие (пришествия) называются следующими (одно за другим), потому что так выходит на деле. Бог, далее, не желает, чтобы Он один только был праведным, но чтобы все по возможности уподоблялись Ему 204 . Глава XX О том, что не два начала О том, что (существует) не два начала — одно доброе и одно злое, можем заключать из следующего. Добро и зло — враждебны друг другу, гибельны друг для друга и не могут существовать одно в другом, или одно с другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Должно же знать, что и мы – виновники этого. Ибо невольное зло – плод добровольных зол. Но должно знать и то, что Писанию обычно говорить, как о находящемся в причинном взаимоотношении, о том, что должно быть понимаемо в смысле следования друг за другом, в каковом роде это изречение: Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти ( Пс. 50, 6 ). Ибо тот, кто согрешил, согрешил не с тою целью, чтобы Бог одержал победу; ибо Бог и не имел нужды в нашем грехе, чтобы вследствие его явиться Победителем. Ибо Он вне всякого сравнения имеет преимущества над всеми и даже теми, которые не погрешают, так как Он – Творец и непостижим, и несотворен, и имеет природную славу, а не заимствованную. Но [то сказано] потому, что когда мы погрешаем, Он не бывает неправедным, изъявляя гнев (см. Пс. 7, 12 ), и, прощая кающимся, является Победителем нашего зла. Однако мы погрешаем не для этой цели, но потому, что так дело случается. Подобно тому как, если кто-либо сидит, работая над чем-либо, и если явится какой-либо друг, говорит, что друг пришел для того, чтобы я сегодня не занялся делом. Конечно, друг пришел не для того, чтобы он не занялся делом, но так случилось. Ибо, занимаясь почтительным приемом своего друга, он не совершает того дела. И это называется случаями, потому что так случаются дела. Бог, далее, не желает один только быть праведным, но чтобы все по возможности уподоблялись Ему. Глава 20 (93). О том, что не два начала Что не два начала: одно доброе и одно злое, узнаем отсюда. Ибо добро и зло враждебны друг другу и гибельны друг для друга, и не существуют друг в друге или друг с другом. Итак, каждое из них будет находиться в части вселенной. И, во-первых, они, конечно, будут ограничены, каждое из них – не только вселенной, но и частью вселенной. Потом, кто будет присваивать каждому его область? Ибо не скажут, что они вошли в соглашение друг с другом и примирились, так как зло, ведущее мир и посредством союза соединяющееся с добром, не будет злом, и добро, дружески расположенное в отношении к злу, не будет добром. Если же другой – тот, кто каждому из них разграничил свойственное им местопребывание, то это скорее будет Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Завет Асира, десятого сына Иакова и Зелфы. О двух видах зла и добродетели Глава 1 Список завета Асира, что он сказал сыновьям своим на сто двадцать пятом году жизни своей. 2. Ибо, будучи здоровым, он сказал им: «Послушайте, дети Асира, отца вашего, и все прямое пред Богом я покажу вам. 3. Два пути дал Бог сынам человеческим, и два помысла, и два деяния, и два образа, и два завершения. 4. Посему все по два – одно против другого. 5. Ибо есть два пути доброго и злого, в которых есть два помысла в персях наших, различающие их. 6. Итак, если душа хочет хорошо поступать, все дела свои она делает в справедливости, и если она согрешит, то тотчас раскаивается. 7. Ибо о праведном помышляя и отметая лукавство, она устраняет тотчас зло и искореняет грех . 8. Если же она на лукавое склоняет помысл, вся деятельность ее бывает в лукавстве; и отложив доброе, она принимает злое, и подчиненная Велиаром, если и доброе совершает, превращает оное в лукавое. 9. Ибо когда начнет доброе делать, конец действия на лукавое для него приводит, поскольку сокровищница помышления ядом лукавого духа наполняется. Глава 2 Итак, бывает душа, на словах споспешествующая добру больше, чем злу, и конец дела она приводит к злому. 2. Бывает человек, который не жалеет служащего ему во зле: и это есть двулично, а целое лукаво. 3. И бывает человек, любящий поступающего лукаво, как и сам он в лукавстве, так что и умереть хочет во зле ради него; и относительно сего ясно, что целое двулично, все же – злое дело. 4. Даже и действительная любовь бывает в лукавстве скрьшающего зло, которое по имени как добро, конец же дела приходит ко злу. 5. Другой крадет, творит неправду, расхищает, лихоимствует, и милует бедных; двулично и это, целое же лукаво. 6. Берущий лихву с ближнего прогневляет Бога, и ложно клянется пред Всевышним, и милует нищего, учителя закона Господня не почитает и раздражает, и бедного покоит, 7. душу оскверняет, и тело украшает, многих убивает и немногих милует: и это двулично, целое же лукаво. 8. Другой прелюбодействует, и блудит, и воздерживается от яств, и постясь творит зло, и властию и богатством многих угнетает, и при чрезмерности зла исполняет заповеди: и это двулично, целое же зло. 9. Таковые как зайцы, ибо они наполовину чисты, на самом же деле нечисты. 10. Ибо и Бог в скрижалях небесных сказал так. Глава 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Земля сердца становится бесплодной и пустой. Бог рядом, он близ каждого из нас, как говорит святой апостол Павел (см.: Флп. 4: 5), но мы не пользуемся Его благодатью из-за своей рассеянности, компромиссов, на которые идем, по причине телевизора, вступления в общества и организации, действующие без Бога. Человеку надо трезвиться, идти путем добрым и святым и исполнять Божественное учение Церкви, которое не нуждается в корректировке, ибо мудрость мира – все равно что выброшенная тряпка пред Богом (см.: Ис. 64: 6). – Никто не может причинить нам никакого зла извне, и все зло в мире проистекает из этого отстранения человека от Бога. – Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что никто не может причинить нам зла без нашей воли, даже диавол, всецело устремившийся против нас и жаждущий причинить нам зло, без нашей воли не может сделать нам ничего. Так что никто извне не может причинить нам зла. Святитель Иоанн Зластоуст привел в пример гонения на христиан. Игемоны и палачи, истязавшие христиан, чтобы они отреклись от веры истинной, хотя и творили дело диавола, но тем не менее страданиями, которыми их подвергали, помогали христианами стяжать победный венец. Христиане не отрекались, страдали, умирали и получали венец святости. Враг диавол стоял за спиной тех, кто мучил христиан, чтобы они отреклись от своей веры, угрожал им смертью, чтобы они погубили свои души. А что из всего этого вышло? У них имелась сила, и они выстояли, а злое намерение врага, направленное против них, обратилось для них в славу, они стали мучениками, великими исповедниками, святыми Церкви. Хотя намерение его и было негативным, он хотел причинить людям зло, но его злое намерение обернулось в почитание и похвалу тех, против кого было направлено. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца Так и сейчас. Нынешние власти, руководимые диаволом, хотят навредить Церкви, коварно распространяя всевозможные учения и соблазны, деморализующие человека и общество в целом. Намерение злое, лукавое, диавольское, не требующее отречения от веры в Бога напрямую, но тонко внедряющее его в сознание человека всеми средствами пропаганды. И при всем том, диавол и все его слуги не могут причинить зла истинному христианину, поскольку, не веря в Бога и духовное, они видят зло только во внешнем, в страдании, нищете, болезни. Желая причинить зло, враг доставляет венец истинным христианам, которые претерпевают до конца.

http://pravoslavie.ru/154124.html

Флоренция – град есть прекраснйшы и предобрйши сущих въ Итталии градовъ, их же азъ видх. В том град манастырь есть, мниховъ отчина, глаголемых по-латынскы предикаторовъ, 608 еже есть божиих проповдниковъ. Храм же священыя сея обители святйшаго апостола и евангелиста Марка получивъ призирателя и предстателя. В сей обители игуменъ бысть нкый священый инокъ Иеронимъ званиемъ, 609 латынинъ и родом и учением, преполонъ всякыя премудрости и разума богодухновеныхъ Писаний и вншняго наказаниа, сирчь философии, подвижникъ презленъ и божественою ревностию доволно украшаем. Сей, премногый разумом богодухновеныхъ Писаней и болии – божественою ревностию, уразумвъ граду сему двма богомръзкым грхомъ злйше порабощену сущу, сирчь богомръзкымъ содомитскым безакониемъ и безбожнаго лихоиманиа и безчеловеческымъ рзоиманиемъ, ревностию Божиею разжежеся, съвтъ совтовавъ добръ и богоугоденъ: сирчь учителнымъ словомъ еже от божественых Писаней пособити граду оному и истребити от него в конець нечестия сия. И сие съвтовавъ, начятъ учити въ церкви люди Божия всячьскыми премудрыми учении и изъясннии книжными, въ храм святого Марка-евангелиста събираемымъ к нему часто многымъ слышателем благородным и пръвымъ жителемъ града того. И възлюбленъ бывъ от всего града, помолишя его в той самой съборной церкви прешедшу учити ихъ Божию слову и закону. И онъ, възлюбивъ ихъ съвтъ и изволение, съ усръдиемъ подъятъ иже под Боз сицевъ подвигъ. И по вся недели, и вся нарочиты праздникы, и по вся дни всея святыя Четыредесятници 610 събираяся въ соборную церковь , предлагаше имъ учителное слово от высокаго сдалища, стоя на два часа, есть егда и множае простирая поучение. И толико възможе слово его, яко болшая часть града, възлюбивши крпкая и спасителная учения его, отступити съвръшено злобы и лукавьства и възлюбити вмсто всякого блуда, и студодяниа, и нечистоты плотскыя всякое цломудрие и чистоту, неправеднаго же, и лихоимца, и рзоимца немилосерда видти б абие праведнйша, и милостива, и человеколюбца бывша. И нкымъ от сицевых подражающимъ Закхя, началника мытаремъ, иже въ Евангелии, 611 зл и неправедн събрана бывша ими имния расточяющим добр сущим в нужах руками учителя своего. И да не вся по ряду исправления его глаголя, стужаю прочитающим списания сия – множае града того преложишяся от всякыя злобы ихъ въ всякый образ добродтели достохвалныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будь медлен на злое дело, а скор ко спасению... Ибо равно худы и готовность на худшее, и медленность к лучшему (свт. Григорий Богослов , 14, 296). Источник. Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник – красноречие (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. Из зол явное зло менее опасно; вреднее же то, которого не признают злом (свт. Григорий Богослов , 16, 159). Источник. ...Зло старается утаиться и скрыться в мысли человека (прп. Макарий Египетский , 67, 120). Источник. ...Для нас есть зло, потому что оно живет и действует в сердце, внушая лукавые и нечистые помыслы, препятствует нам приносить чистые молитвы, делая ум пленником века сего (прп. Макарий Египетский , 67, 142). Источник. ...Бывает и во зле, когда человек повинуется и делается готовым, тогда сатана побуждает и изощряет его, как разбойник – меч (прп. Макарий Египетский , 67, 263). Источник. Если... человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку (прп. Макарий Египетский , 67, 355). Источник. ...Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (прп. Макарий Египетский , 89, 188). Источник. ...Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются, и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Зло не самостоятельно, потому что не от Сущего имеет свою особность. А что не от Сущего, то, конечно, не существует особым естеством (свт. Григорий Нисский , 18, 227). Источник. ...Если в одном и том же, что одному служит во зло, а другому нет, разность произволения то и другое показывает в противоположности, то ясно, что никакое зло не может состояться без нашего произвола (свт. Григорий Нисский , 18, 287). Источник. ...Так как зло представляется чем-то противоположным любви, а Бог есть всесовершенная добродетель, то вне Бога зло, которого свойство состоит не в том, что оно в бытии, но в том, что оно не в добре... Слово «зло» есть наименование того, что вне понятия о добре. Зло представляется столько же противоположным добру, сколько несуществующее противоположно существующему. Итак, поскольку мы по свободному устремлению отпали от добра, то, как о тех, которые не во свете, говорится, что видят тьму (ибо ничего не видеть значит видеть тьму), так и в нас, отпадших от добра, осуществилось тогда неосуществленное естество зла, и дотоле пребудет, пока мы вне добра. Если же свободное движение нашей воли прервет сношение с несущественным и сблизится с Сущим, то и сие, что теперь во мне, не имея более бытия, вовсе не будет иметь и того, чтобы оставаться во мне, потому что зло, вне произволения взятое, само по себе не существует... (свт. Григорий Нисский , 19, 326). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

2. Начало зла. Свт. Василий Великий решительно отвергает предположения мирской философии о том, что зло исконно и бессмертно или что оно порождено Богом и по необходимости переплетено с благом. Бог есть истинное благо и потому не творит никакого зла. «Благочестиво будет изречь, что зло никак не может произойти от Бога, ибо противоположности не могут порождать одна другую. Жизнь не порождает смерть, тьма не бывает источником света, болезнь не укрепляет тело». Изначально зло существовало в возможности как проекция свободной воли человека. Изменчивая и непостоянная природа человека подразумевает возможность впадения во зло. Зло вошло в жизнь человеческую как грех после совершения злого выбора, и грех обернулся для человека смертью . «Так что не Бог, а мы создали смерть, когда злоупотребили дарованой нам свободой. Если Бог допустил, чтобы нас уничтожала смерть, то только для того, чтобы не стала бессмертной наша болезнь. Если бы Бог сотворил нашу природу вечно безгрешной, то наша добродетель не получила бы нравственного достоинства, потому что была бы вызвана не свободным решением, а необходимостью». 3. Природа зла. Проницательный ум святого, постигший природу зла, убедился, что зло не имеет самостоятельного существования. Ведь зло нельзя отнести к числу сущностей. «Мы не можем усмотреть никакого самостоятельного существования его сущности. Сущность зла состоит в том, чтобы не быть сущностью. Ведь зло – это отрицание блага и знак его отсутствия. Зло уничтожает все вокруг. В человеке зло представляет собой духовное ослепление. Слепота – это пребывание в потемках, через которые не может пробиться ни один луч света. Слепым может стать только тленное, а нетленное ослепнуть не может». Итак, все зло – это наш свободный выбор, это наше личное решение, и оно стало губительным после нашего отречения от Создателя. Зло заставило нас держаться новых правил: творить беззаконие вопреки закону Божиему. Зло обладает огромной разрушительной силой. Но этой силе все равно не превозмочь созидательной силы Божией. Зло овладевает нами, но не может в корне изменить нашу личность. Зло – это извращенная и лживая реальность. В вечности оно может остаться только в непривычном для него самого и измененном виде – как негасимый огонь адских мук.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010