И сей бо худороденъ сы, и зело плашайша племене пород ему б, Галич бо град того изблева. 850 Ульяна по всему законопреступнаго исчадие 851 и нечестивое порождение Гришка, порекло Отрепъевъ, не толико сей на ны, елико оного властолюбца поразити страхомъ пущенъ бысть, суду на неправеднаго пришедшу праведну дати: до сего праведней ярости дерзости Борисове стерпти. Преславнымъ именем во образе царска сына вменився, Дмитрия Ивановича всеа Русии, предипомянутаго великаго победителя во царех всынотворився ему, чюжа ему бывша по всему, разве рабства число в прочихъ срабных ему песочнаго умножения б онъ. Якоже море не познаваеть в предлехъ своих малехъ держащихся в немъ животных до единого, сице сего царюющему не б знан ни род сего, ниже имя его, – он же дерзну сицевому усынотворитися, якоже к Богу приближениемъ приразився! Богу свое терпние и попущение показующу, привлечеся от Свера 852 в самую матере градовомъ град Москву в совокуплении многихъ силъ безбожныя литвы с приразившимися к нему и мЬншими всми вои Росийска господства, благородными началы воемъ бранныхъ силъ, иже Росийску жребию сущим, скифетродержателемъ тогда Борисом в защищение против оного на краяхъ всего Свера поставльшимся. 853 Приложшеся убо имъ от десна на шуе клятва крестопреступне ко лжеименного воли, овы убо того лукавое лщение познавше, овы же и ино мнвше – по правде нкако возсияти ему от изо оземъства царю, идже б оземъствованъ сущий царевичь Димитрий Ивановичь Борисомъ. Прельстившеся много и козньствы его. Еще ему вн сущу предл Руския земля, самохотне повинушася вси, идолу сущу, яко царю, поклонишася. Страх смерти чаяния по вострии меча его одол, к сим же всм купно и Борисово тожде насилное во льсти кроволюбное царство стужи, не от ига еже бы имъ даней подложения, но неповинных мнозех пролития кровей, оболгания мнвшеся при оном отдохнутиемъ поне мал получити покой. Но надежею вмсто уповаемых вси солгани быша. Горе нечестивых, иже православными прежде не именовавшихся никогдаже, конечное зло хотящеся от него на вся нанести и паче всякого зла злйши: по смерти его от тайных его увдено бысть, яко Христову вру, православиемъ вчно цветущую, в конецъ хотя окаянный от памяти испроврещи 854 зломыслиемъ врага, аще не бы Господь прекратилъ дни жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает. Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле; Ашер – совершил прелюбодеяние с женой брата своего; Шалум – клятвопреступник; Елед – ударил отца; Амарнах – присвоил имение вдовы; Мерари – совершил содомский грех; Иоиль – поклонялся идолам. И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Се, их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своими пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он, беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль и написанное исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Слова велик. Афанасия : Гордость сделала их неправедными и нечестивыми, притом столько, что нечестивые их действия суть как бы тучны и вскормлены. Другом говорить: туком называется насыщение лукавством. Приидоша в любовь сердца. 8. Домыслиша и глаголаша в лутвстве, неправду в высоту глаголаша. Находящееся в счастии грешники получили сильную расположенность к неправде и навык, так как навыком называется твердая расположенность, или наклонность сердца. И с размышлением и рассуждением они говорили лукавое, а не увлекшись и по незнанию. Они, говорит, говорили на высоту, то есть, против высоты Бога, сказывая, что Он не Бог. Ибо лишать Бога славы и воздавать оную другим, есть неправда. И всякий человек, который говорит что либо недостойное Бога, говорит неправду на высоту. Ибо Божество есть высота, которой нет ничего выше Слова Афанасия : Беззаконное, говорит, благоденствие произвело в душах их злой навык. Из чего это видно? Из того, что они говорят зло обдуманно. 9. Положиша на небеси уста своя; и язык их прейде по земли. Именем неба Давид означает Бога, живущего на небе, а именем земли означает людей, живущих на земле. Итак, он говорит, что живущие в благополучии нечестивцы стали двигать уста свои и злословить небесного Бога и язык их поворачивался против земных людей. Ибо, пользуясь счастьем и наслаждаясь благоденствием, они горделиво оскорбляли Бога и поносили всех людей. У философов же выражение: «положить на небе уста свои», значит философствовать о богах и божественных предметах; а «языком проходить по земле»—рассуждать о земных и человеческих предметах. Или еще иначе, когда об астрологах говорят, что они «положили на небе уста свои» то это значит, что они с особенным любопытством созерцают что либо в звездах, а выражение: «язык проходит по земле», когда они смотрят на обыкновенные явления. 10. Сего ради обратятся людие мои семо. Эти слова сказаны пророком от лица Божия. Ради этого, говорит, т.е. ради сказанного выше их нечестия, находящейся в плену народ мой возвратится в свое отечество—иудею. Так нужно понимать слова: обратятся семо; ибо когда Давид писал псалом, то находился в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Женщину, которую хотели убить за измену мужу, Иисус защищает от толпы одной лишь фразой: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:7). И при этом даже не поднимает головы, изображая на песке какие-то знаки. В церковном предании есть интересная трактовка этого евангельского эпизода. Согласно ей, Иисус писал на песке пальцем тайные грехи каждого из обвинителей. Писал кратко, но до одури страшно для обличаемого, потому что за любой из этих грехов по иудейскому закону полагалась смерть. Святитель Николай Сербский рассказывал об этом в форме художественного рассказа: «Мешулам - похититель церковных сокровищ, - писал Господь перстом по земле; Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего; Шалум - клятвопреступник; Елед ударил отца; Амарнах присвоил имение вдовы; Мерари совершил содомский грех; Иоиль поклонялся идолам... И так обо всех по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине-грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое - Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он - беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести, ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/15/...

Да не будет нам, христиане, толико слепотствовать, или толь лукавое иметь око для дел Господних. Будем взирать на происходящее пред нами не в искусственные стекла, увеличивающие или уменьшающие предметы по требованию наших страстей, но простым оком, да видим всякое событие так, как оно исходит из рук Провидения. «Праведный погибе!» взывает Пророк. – Не будем заботливо исследовать, о потере ли одного из великих действователей царствия Божия, говорит он, или о мученической кончине многих верных рабов Божиих, или вообще об уменьшении на земли праведных и умножении нечестивых, или точно, как думают некоторые учители Церкви 929 , о крестной смерти единственного под солнцем Праведника Иисуса. Дая словам Исаии самое простое знаменование, мы должны принять оныя с тем же чувствованием необычайности, с каким и произнесены оныя. – Как? «Праведный погибе»? надлежало бы погибнуть грешнику. «Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит» ( Nc. CXLIV. 20 ). «Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих» ( Nc. LIV. 24 ). «Рода... неправеднаго лютая окончания» ( Прем. 3:19 ). Како убо «праведный погибе»? Если, по слову самыя Истины, и «един от врабиев не падет на земли без Отца небеснаго, нам же и власи главнии вси изочтени суть» ( Матф. Х. 29–30 ) и ни един от них «не погибнет» ( Лyk. XXI. 18 ): то может ли Царь неба и земли без внимания уронить драгий камень из собственного своего венца, и оставить оный на попрание? А если уже и «праведный погибе», то что наконец будет с грешниками? – Таковы естественно размышления, которыми, подобно грому, поражает нашу беспечность оная грозная весть, яко «праведный погибе». Долго бы конечно естественному разуму искать ключа к разумению сего необычайного в царствии Божием явления, в котором вышние силы находятся, по-видимому, в споре сами с собою. Слово Божие озаряет светом сию тайну Провидения, и светом столь же ужасным оку грешника, сколько самый мрак, в котором она предстала ему прежде. «Праведный погибе!» вопиет Исаия; «мужие праведнии вземлются!» – Но почто, Пророче Божий, творит или попускает Господь сие страшное дело? – Пророк ответствует: «от лица зла взяся праведный» ( Uc. LVII. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Они не говорили, ниже единое произносили слово, но внутрь глубины сердец своих помышляли, что Он хулит; Он же тотчас не токмо открывает и оглашает тайное помышление, но и обличает злобу их, и опозоривает исцелением расслабленного. Но к чему толикая горячность и таковой подвиг ради единого тайного и в сердцах книжников погребенного помышления? Иногда Фарисеи явно Его обвиняли, яко изгоняющего бесы о веельзевуле князе бесовстем (Мф.12:24); иногда Иудеи ругались Ему, велегласно взывая и вопия: «Самарянин еси Ты, и беса имаши» (Ин.8:48): однако Он ни противу тех, ни противу сих толикой не изъявил нетерпимости, коликую противу книжников. Сие дело, христиане, имеет причину, достойную слышания и изъяснения. Книжники поносили Иисуса Христа не аки волшебника, так как Фарисеи, ниже аки Самарянина и беснующегося, так как Иудеи, но аки лжеца и обманщика. Ибо воистину, если бы Иисус Христос, по неправедному их суждению, не сый Бог, однако же говорил бы: «отпущаются ти греси твои» (Мф.9:2); тогда был бы лжец и обманщик, друг лжи и враг истины.    А как сие есть противно самому естеству Бога, Иже есть самая истина: то дабы показать, что Он ложь весьма ненавидит, яко грех великий и пагубный, толико возревновал, что опозорил злобу лгущих книжников, хотя и скрытно было лукавое их помышление.    На скрижалях закона, которые Боге на горе Синайской предал Моисею, изображено сие: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» (Исх.20:16); и сия есть девятая заповедь. На скрижалях благодати, то есть, во святых Евангелиях, начертал Той же Бог: «буди же слово ваше ей, ей; ни, ни: лишше же сею от неприязни есть» (Мф.5:37); то же и устами святых Своих Апостолов заповедал, глаголя: «буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете» (Иак.5:12).    Сие хотя и Бог узаконил: однако мы, приучив уста наши ко лжи, ни за нарушение закона оную почитаем, ниже в оной яко во грехе исповедуемся, ниже совестию обличаемся.    Горе, братие! Она-то, может быть, есть беззаконие пяты нашей, то есть, тот грех, который мы за ничто ставим, подобно ничтожным вещам, ногами нашими попираемым, но она, может быть, есть тот грех, которого боясь, царь Пророк Давид говорил: «чесо убоюся в день злобы? беззаконие пяты моея обыде мя» (Пс.48:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И егда мыши снедят ризу, то паче будущего ждет зла, нежели настоящие тщеты жалеет. Суеверие есть и от дне рождения, благоденстиве кому или злоключение прорицати. Суеверие есть, священных словес или и простых, не имущих вины естественная, над скотом употребляти, во уздравление его. Суетно есть от всяких болезней хартии неких прицепление 978 , дуновение же и словес неких глаголание 979 . Суеверия вид есть, чудесем неправедным или небывшим, вскоре и кроме свидетельств веру яти, проповедати же словом или писанием 980 . Суеверие есть, егда что прорицается от пискания во ушию, от сретения волка или заяца; от сретения инока и жены». В приведенной далее выдержки из Златоуста 981 указаны некоторые греческие суеверия. Симеон приводит их, конечно, потому, что они были известны и у нас. Дурным предзнаменованием считалось, выходя из дому, повстречаться с кривым или калекой: встреча с девушкой считалась несчастным предзнаменованием, встреча с блудницей напротив предвещала успех в тоговле. Для чародейства приглашались в дом «бабы пияные» 982 . Не следует наблюдать месяцев, времен, дней или лет, лунного или солнечного течения: все это ведет не к спасению, а к гибели. Не следует наблюдать месяцев, времен, дней или лет, лунного или солнечного течения: все это ведет не к спасению, а к гибели. Не следует предугадывать выздоровление или смерть больных, благоденствие или несчастье, верить сонникам и гадать. Грешить, кто примечает по птицам, при постройке дома, при вступлении в брак, кто читает стихи при собирании трав, или же возлагает на людей и домашних животных, во время их болезни, хартии, «Кроме символа и молитвы Господней». Верующие и поступающие так «да ведят себе веры христианские и крещения преступники быти, и яко поганы и отступники и божии враги»… 983 «Скажу вам нечто смешное, пишет Симеон Полоцкий в другом своем поучении: «несше жены в баню отроча, взмелют блато (тину, грязь) доилицы и рабыни, и перстом помазавше на челе отрочате изображают, и аще кто вопросит» что хощет блато, что же брение? Отвещают, як око лукавое отвращает, и негодование и зависть» 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это и случилось с неразумнейшим и глупейшим царем 687 а также с Епифанием 688 , вернее же – Апофанием 689 , – поджигателем 690 , а не патрицием, – и Феодосием 691 – ипоскопом [подзирателем], а не епископом [надзирателем], которые святого Максима и третьего богослова 692 подвергли отсечению языка и десницы, и то же самое наказание присудили двум Анастасиям, изначальным его ученикам. 2 . Что же, – хочу немного поговорить с вами от превеликого огорчения и волнения, – что нашли вы нечестивого в превосходных богословских и душеполезных его догматах и в мыслях о нравственности, познании и боговедении, как неуместное для Писания, чтобы этого праведника как нехристя 693 подвергать такому бесчеловечному наказанию чрез отсечение рук и языка? Семя лукавое, выкидыши недоношенные, птицы ночные, черви дождевые, утробы праздные, застольные великаны, охотники до женщин! 694 Вот под руками книга его Трудностей 695 , которой удивлялись всякого рода люди, и удивляются, и еще будут удивляться! Вот Две и Четыре сотницы 696 , которые высоко ценились, не говорю о вас недостойных, но и весьма превосходными людьми. А книга постановлений 697 да почтится молчанием, так как предметы, превышающие естественные силы природы, подвергаются умалению и от похвал. 3 . Ваша десница должна бы быть отсечена как бешенствующая осязанием, как всякой мерзостью, чтобы не сказать непристойного слова, оскверненная, как вместилище второго идол ослужения! 698 Надлежало вырвать ваши глаза, как сподручнеишее орудие диавола, как предтечу разврата, как предуказателей бешеной похоти! Язык ваш подобало вырезать с корнем, как вознесшийся до неба и оттуда сброшенный, как питающий изнурение и труд и простирающий наслаждение до гортани, зачинающий богохуление и порождающий праздное и убивающий нищих! Спину вашу следовало истерзать и полную ярости грудь, как седалище демонов, как место пресмыкания змея, как игралище демонов, как хранилище нечестия! Таковы похвалы твои, седмихолмный Вавилон! 699 Такое безбожное и мiponoжupameльhoe потомство питаешь ты! Кровью святых украшаешься! Убийством преподобных играешь! Всякую кровь праведную неправедно истощил ты и не страшишься! Ни один праведник не избежал гонения от тебя, и ты не краснеешь! Коварствуешь и риторствуешь! Закалаешь и философствуешь! Режешь языки и причащаешься! Отсекаешь десницу, разумею Божию истину, и бесчувственно возглашаешь: «Святая – святым!» 700 – но неизбежный суд Божий научит тебя и твоих! А исповедников и мучеников приимет вечное Царство Христово, которого и мы, хотя и дерзновенно сказать это, да достигнем, чрез их Богу приятные ходатайства.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Мк.15:18 . И начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! Мк.15:19 . И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему. И бияху (били) Его по голове тростию, по еванг. Матфею, взяв трость из рук Его, – били для того, чтобы колючки терна глубже врезывались в голову и тем причиняли сильнейшую боль. Св. Златоуст замечает следующее по поводу этих крестных страданий Спасителя: „Не одна часть, а все тело Его терпело страдания: глава от венца и трости, лице от ударов и заплеваний, ланиты от заушений, все тело от бичевания, наготы, одеяния хламидой и притворного поклонения, рука от трости, уста от поднесения оцта (уксуса). Что может быть сего тяжче и обиднее?“ Вот что говорит один из наших проповедников (Дмитрий архиеп. Херсонский) в слове в вел. пяток, в день страданий и смерти Иисуса Христа, вообще о страданиях Его: „Се пресвятая глава Его избита тростью, изъязвлена тернием за те преступные и нечестивые, горделивые и презорливые, самолюбивые и завистливые, безумные и богохульные помыслы и мечтания, которыми наполняется и кружится наша преступная глава. Се пречистые очи Его, тьмами тем светлейшие солнца, наполняются слезами и кровью, терпят нечистые оплевания и помрачаются сном смертным за те завистливые и зложелательные, бесстыдные и глумливые, соблазняющие и соблазняющие взоры, из которых мы сделали себе как бы некое лукавое искусство. Се пречистые уста Его, источавшие слово жизни и спасения, слово любви и утешения, слово милосердия и сострадания, сокрушенные ударениями злочестивых рук, запекшиеся кровью , сомкнулись смертью – за те безумные глаголы, за те праздные и гнилые слова, за те зложелательные и пересудливые речи, которые так легкомысленно, так непрестанно выходят из наших уст. Се пречистые руки Его, простиравшиеся токмо на благословения и благодеяния, на исцеление страждущих, на питание алчущих, на воскрешение умерших, пригвождены ко кресту – за то, что наши нечистые руки простираются на мздоимство и лихоимание, на хищение и неправедные прибытки, на обиды и притеснение ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Безначален бо Отець и не рожен и безконечен, ниже сам себе приведе в божественное свое существо и ипостась, якоже нецыи безумникы нечестиве мудрствуют; аще бо дадим сие, последует от нужи глаголати, яко не бе прежде, еже привести сам себе в бытие, и сице возмнитца создан, и сам себе вина и начало, и под время и под начало и конец, Иже единый не создан, безначален, присносущен, предвечен и безконечен вкупе с происходящими от Него Сыном и Святым Духом. А яже по вас часословцы собезматерьня сыну проповедуют Его втай, и вы таковую хулу презираете и не исправляете. Аз моими списании всякую латынскую ересь и хулу июдейскую и языческую обличаю, разоряю и развращаю, якоже и самая моя писания свидетельствуют. Аз теми же моими списании себе же и всякому благоверному иноку думаю жительствовати, и свое житие устроити во святых Божиих заповедех и преданиих и уставех, апостольскых же и отеческых , и да отступают от всякаго лихоимственнаго резоимания и неправды и хищения чюжих имений и трудов, яко сицевая творящии не в царство Божие приемлются, а в безконечныя муки отсылаются страшным Судиею по святых евангелиих и всех святых писаний. Аще сих ради тяжек являюся вам и наричюся еретик? Разсудите, аще праведно есть сицева страдати мне от вас и слышати, не повинну сущу, сиречь елико о православной вере. А по житию моему и беззаконием никтоже ин грешнейши мене. Послух мне Господь нашь Исус Христос истинный Бог, яко кроме множества моих беззаконий ничтоже ино не свем себе ни хульно что о святей и непорочней християнстей вере; ниже лукавое что умыслих и наветное на котораго верна, аще и озлобив мене бысть, или озлобляя видится; заповедь бо вем Спасову, глаголющую: любите врагы вашя, благотворите ненавидящим вас, молитесь о напастьствующих вам и гонящих вам, да яко сынове Вышняго будете. Яве убо, яко супротивная святыя сея заповеди и творящии и мудрствующии не Вышняго сынове, но богоборца и человеконенавидца, беса чяда и угодницы суть. Елма же нецыи, враждою ко мне носими, предлагают на оклеветание мое речь некую, емше ю из негоже аз сотворих превода треоднаго и ею тщатся еретика мене показати; потребно судих малыми отвещевати о себе, да не инии в том же им гресе увязнут неправедно со осуждающими человека неповинна.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010