Видя самое искреннее послушание и усердие, Христос приходит в дом Матфея, чтобы оказать ему честь и, став другом и ободрив его, внушить исправление и другим находящимся там. Сам же Матфей после такого благодеяния становится еще более усердным и, как говорит Лука, он сделал для Него в своем доме большое «учреждение» ( δοκη – прием), т.е. торжественный пир. Мытарями и грешниками называет их по причине насмешек над ними. Их порицали, как несправедливых, корыстолюбивых, хищных, безжалостных и бесстыдных; но, может быть, были здесь и другие люди, занимавшиеся подобными же промыслами и подверженные тем же страстям, так как подобный сорадуется подобному. Посему Матфей принял на пир и их, потому что они были участниками его радости, как сотоварищи и друзья. И Христос допустил им даже таким возлежать с Собою ради имевшей последовать пользы для совозлежащих; Он участвовал и в предложенной от неправедного приобретения трапезе, так как отсюда должна была произойти великая польза, и не обращал внимания на порицания со стороны многих, зная, что врач не освободит больных от гнили, если не вырежет ее. Хорошо Он знал также, что отсюда произойдет лукавое подозрение, так как Он пришел на пир мытаря и возлежал вместе со многими мытарями и грешниками. Смотри, что впоследствии иудеи действительно поносили Его и говорили: «се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником» ( Мф.11:19 ); но, однако, все это Он презрел, чтобы сделать то, чего желал, и чтобы показать, что, возлежа с ними, Он сделал весьма важное дело. Слушай, что сказал мытарь Закхей. Когда он услышал слова Христа: «днесь бо в дому твоем подобает Ми быти» ( Лк.19:5 ), возвышенный радостью, сказал: се, пол имения моего, Господи, дам нищым: и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Рече же к нему Иисус, яко днесь спасение дому сему бысть ( Лк.19:8–9 ). Но каким образом Павел сказал: «аще некий, брат именуемь, будет блудник, или лихоимец… с таковым ниже ясти» ( 1Кор.5:11 ), Кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем с таким даже и не есть вместе. Павел убеждает к этому не учителей, а просто братьев; притом, он говорит это относительно братьев, а эти мытари и грешники еще не сделались братьями. Кроме сего, так должно было поступать, пока те пребывали в своих прегрешениях; но эти скорее готовы были измениться.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Св. Златоуст замечает следущее по поводу этих и самых крестных страданий Спасителя: «Не одна часть, а все тело Его терпело страдания: глава от венца и трости, лице от ударов и заплеваний, ланиты от заушений, все тело от бичевания, наготы, одеяния хламидой и притворного поклонения, руки от трости, уста от поднесения оцта (уксуса). Что может быть сего тягчае и обиднее?» Вот что говорит один из наших проповедников (Димитрий Архиеписк. Херсонский) в слове в Велик. пяток, в день страданий и смерти Иисуса Христа, вообще о страданиях Его. «Се пресвятая глава Его избита тростию, изъязвлена тернием за те преступные и нечестивые, горделивые и презорливые, самолюбивые и завистливые, безумные и богохульные помыслы и мечтания, которыми наполняется и кружится наша преступная глава. Се пречистые очи Его, тьмами тем светлейшия солнца, наполняются слезами и кровию, терпят нечистые оплевания и помрачаются сном смертным за те завистливые и зложелательные, бесстыдные и глумливые, соблазняющие и соблазняющиеся взоры, из которых мы сделали себе как бы некое лукавое искусство. Се пречистые уста Его, источавшие слово жизни и спасения, слово любви и утешения, слово милосердия и сострадания, сокрушенные ударениями злочестивых рук, запекшиеся кровию, сомкнулись смертию – за те безумные глаголы, за те праздные и гнилые слова, за те зложелательные и пересудливые речи, которые так легкомысленно, так непрестанно выходят из наших уст. Се пречистые руки Его, простиравшиеся токмо на благословения и благодеяния, на исцеление страждущих, на питание алчущих, на воскрешение умерших, пригвождены ко кресту, – за то, что наши нечистые руки простираются на мздоимство и лихоимание, на хищение и неправедные прибытки, на обиды и притеснение ближних. Се любвеобильное сердце Его, жаждавшее нашего спасения, жившее одною любовию к человекам, прободено копием – за те нечистые похоти и вожделения, корыстолюбивые и самолюбивые пожелания, за то ненавистное стремление к удовольствиям чувственным, за те бесстыдные ощущения и чувства, которыми живет и услаждается наше преступное сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Хотя нет ближе к Богу Ангелов, ибо они всегда видят лице Отца небесного ( Мф.18:10 ) и получают от Него особенные откровения: но время кончины мира и второго пришествия Христова от них сокрыто. Гл. 14. Ст. 7. Странников, о которых не можем сомневаться ( Ин.5:31 ), должно предпочитать нищим; потому что сим последним мы можем всегда благотворить, когда ни захотим. 24. Христос Первосвященник будущих благ (ходатай нового завета – Евр.9:15 ), пришед с совершеннейшею, лучшею скиниею, нерукотворенною (т. е. в теле плоти Своея), и не с кровию козлов и тельцов, но с Своею собственною кровию, вошел единожды во святилище (небо), приобретши искупление вечное ( Евр.9:11–12 ). Все почти по закону (ветхого и нового завета) очищается кровию, и без пролития крови не бывает прощения грехов ( Евр.9:22 . Сл. Рим.6:3 ). 24–25. Виноградное вино, употребляемое в Таинстве Причащения ( Мк.14:22, 23 ), образует кровь Христову, истекшую из ребра, по смерти Его ( Ин.19:34 ). Кто в Таинстве Причащения крови Христовой не недостойно ( 1Кор.11:29 ) пьет от плода виноградного, тот будет пить его (вино) со Христом снова в Царствии Божием; ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то будем соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). 49. Кому предназначено страдать, тому предопределено Богом и самое время страдания. Гл. 15. Ст. 11. Неправедный судья прибегает к низости – инушать другому обидное и противозаконное. Горе глаголющим лукавое доброе (называющим зло добром), и доброе лукавое, полагающим (почитающим) тьму свет (светом), и свет тьму, полагающим (изменяющим) горькое (на) сладкое, и сладкое горькое. Ис.5:20 . 14–15. Не ищи места судии, если не можешь защищать невинного ( Мф.27:24 ), или боишься сильного ( Сир.7:6 ); а если ты уже судия, то помни, что надобно больше повиноваться Богу, нежели людям ( Деян.5:29 ). 32. Кто имеет несчастие быть присужденным к наказанию, тот не осуждай другого в подобной участи, чтобы не увеличить преступления своего на Божием суде. Гл. 16. Ст. 3–4. Человекам многое невозможно, но кто при великой для себя трудности и крайности взирает на Бога очами веры, для того Бог все делает возможным ( Мф.19:25–26 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Я указал вам характеристические черты всего лица народного, привлекающие милость Божию. Но народ сам в себе есть многосоставное целое. Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей, так и крепость государства – от праводействия составляющих его классов народа. Возьмем опять учителем святого пророка Исайю и поучимся у него, что требуется от нас для прочности государства и в сем отношении. Дух Божий вводил дух сего Пророка во все пути жизни народа Божия и отметил пророческим наложением суда и наказания все, раздражающее Бога и привлекающее гнев Его. Прислушайтесь, что такое, чтоб видеть, чему не следует быть и у вас, если не хотим потерять милости Божией! «Князи твои (вельможи, знать), – говорит святой Пророк, – не покаряются, замышляют новые законы и новый образ правлений». «Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя... И... непокаряющихся... погублю» ( Ис. 1, 23–25 ). «Судии твои, – говорит далее Пророк, – все гражданские чины, на мзде судят, заодно с ворами и грабителями, любят дары, сирым не судят, и суду вдовиц не внимают». «Сего ради тако глаголет... Господь: ...наведу руку Мою на вас, и разжегу вы в чистоту... и всех беззаконных погублю» ( Ис. 1, 23–25 ). «Как это, – взывает святой Исайя, – Сион, «град верный», стал «полон суда»! Прежде «в нем правда почивала», а теперь в нем грабители и обидчики, мерила неправедные, серебро поддельное, вино, смешанное с водою ( Ис.1, 21–22 ). И такой пишет о них приговор: «Горе глаголющим доброе – лукавое, и лукавое – доброе... полагающим... горькое сладкое и сладкое горькое! Како сгорает трость от углия огненного и сжигается от пламени разгоревшегося, так корень их – яко персть будет... наложит руку Свою на них Господь и гневом Своим поразит их» ( Ис.5, 20, 24–25 ). Посмотрел потом Пророк на то, как иудеи проводят время, – и увидел, что «с раннего утра» встают и ждут «вечера» (балов, театров) затем, чтоб веселиться «с гуслями... и цевницами, и тимпанами, и свирелями», «на дела же Господни» – благочестивые порядки жизни – «не взирают и о делах руку Его не помышляют» ( Ис.5, 11–12 ). И вот им суд: «Разшири ад душу свою и разверзе уста своя... и снидут в него вси богатии, безумно веселящиися» ( Ис.5, 14 ). Посмотрел Пророк на женщин – и вот что увидел! «Вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помизанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия по долу (нынешние уборы) и ногама купно играющая (танцы)». И вот что присудил им: «смирит Господь начальныя дщери Сиони... и отымет... славу риз их... и вплетения златая... и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи... и восплачутся хранилища утварей их» ( Ис.3, 16–19, 25 ). Когда, наконец, обозрел он весь народ и все неправды его, то в горести воззвал: «Тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля... бо беззаконие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный» ( Ис.24, 3, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Я указал вам характеристические черты всего лица народного, привлекающие милость Божию. Но народ сам в себе есть многосоставное целое. Как крепость тела нашего зависит от неповрежденности частей, так и крепость государства — от праводействия составляющих его классов народа. Возьмем опять учителем святого пророка Исайю и поучимся у него, что требуется от нас для прочности государства и в сем отношении. Дух Божий вводил дух сего Пророка во все пути жизни народа Божия и отметил пророческим наложением суда и наказания все, раздражающее Бога и привлекающее гнев Его. Прислушайтесь, что такое, чтоб видеть, чему не следует быть и у вас, если не хотим потерять милости Божией! «Князи твои» (вельможи, знать), — говорит святой Пророк, — «не покаряются», замышляют новые законы и новый образ правлений. «Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя… И непокаряющихся погублю» (Ис.1.23–25). «Судии твои, — говорит далее Пророк, — все гражданские чины, на мзде судят, «заодно с ворами и грабителями, любят дары, сирым не судят, и суду вдовиц не внимают. Сего ради тако глаголет Господь: наведу руку Мою на вас, и разжегу вы в чистоту и всех беззаконных» погублю» (Ис.1,23–25). «Как это, — взывает святой Исайя, — «Сион град верный стал полон суда!» Прежде «в нем правда почивала», а теперь в нем «грабители» и «обидчики..» мерила неправедные, «серебро поддельное, вино, смешанное с водою» (Ис.1,21–22). И такой пишет о них приговор: «горе глаголющим доброе — лукавое, и лукавое — доброе… полагающим горькое сладкое и сладкое горькое! Како сгорает трость от углия огненного и сжигается от пламени разгоревшегося, так корень их — яко персть будет… наложит руку Свою на них Господь и гневом Своим поразит их» (Ис.5,20,24–25). Посмотрел потом Пророк на то, как иудеи проводят время, — и увидел, что с «раннего утра» встают и «ждут вечера» (балов, театров) затем, чтоб веселиться «с гуслями, и цевницами, и тимпанами, и свирелями; на дела же Господни» — благочестивые порядки жизни — «не взирают и о делах руку Его не помышляют» (Ис.5,11–12). И вот им суд: «разшири ад душу свою и разверзе уста своя… и снидут в него вси богатии, безумно веселящийся» (Ис.5,14). Посмотрел Пророк на женщин — и вот что увидел! «Вознесошася дщери Сиони, и ходиша высокою выею, и помазанием очес, и ступанием ног, купно ризы влекущия по долу» (нынешние уборы), «и ногама купно играющая» (танцы); и вот что присудил им: «смирит Господь начальныя дщери Сиони… и отымет славу… риз их…и вплетения златая… и перстни, и мониста, и запястия, и художныя усерязи… и восплачутся хранилища у тварей их» (Ис.3,16–19,25). Когда, наконец, обозрел он весь народ и все неправды его, то в горести воззвал: «тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля… бо без законие сотвори живущих ради на ней, понеже преступиша закон, и измениша заповеди, разрушиша завет вечный» (Ис.24,3,5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Но так как им желательно привлечь на свою сторону мирным и безболезненным путем возможно-большее число людей, то главное и основное их оружие, по выражению Слова Божия, – «неправедное обольщение»   ( 2Солун. 2, 10 ), при помощи которого они надеются «прельстить, если возможно, и избранных» ( Матф. 24,24 ), и действительно нередко успевают в этом. Все это вполне понятно. Слово Божие учит нас, что не только сам сатана может принимать вид ангела света, но и служители его принимают вид служителей правды ( 2Кор. 11, 14–15 ), а потому вполне естественно, что не только сам будущий Mipoboй Правитель, но и «предтечи» его, приготовляющие его пришествие, действуют для достижения своих целей ложью, обманом и обольщениями. Одним из таких, весьма «ходких» и употребительных в наше время обольщений, является лукавое извращение евангельского учения о любви к ближним, христианском всепрощении и непротивлении злу – все с той же единственной целью – обезоружить христиан в борьбе со злом. Это лукавое извращение в свое время было особенно облюбовано и в соответствующей литературной обработке формулировано сбившимся с пути талантливым русским писателем Львом Николаевичем Толстым, которого не напрасно поэтому наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский называл «Львом рыкающим, ищущим кого поглотить» и «предтечей Антихриста»,  и так горячо предостерегал русских людей, чтобы они береглись его и не поддавались проповедуемой им лжи. Ведь так понятно, что, сказав: «не противься злому!» ( Матф. 5, 39 ), Господь Иисус Христос только отменил существовавший до него закон личной мести врагу, запретив мстить за наносимые нам личные обиды. Но никак нельзя понимать этого изречения в смысле непротивления злу  вообще,  как это делает Лев Толстой и подобные ему лжеучители. Наоборот – Господь Иисус Христос весьма ясно учил, что истинный Его последователь должен быть совершенно  непримирим ко злу,  даже в тех, самых тяжелых для совести нашей, случаях, когда это зло воплощается в наиболее близких и дорогих нам людях. Вспомним, например, хотя бы такое Его изречение, которое особенно смущает всех, представляющих себе христианскую любовь в виде какого-то слащавого, сантиментального «прекраснодушия»:  «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик»   ( Лук. 14, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Но так как им желательно привлечь на свою сторону мирным и безболезненным путем возможно-большее число людей, то главное и основное их оружие, по выражению Слова Божия, — «неправедное обольщение»  (2 Солун. 2, 10), при помощи которого они надеются «прельстить, если возможно, и избранных» (Матф. 24:24), и действительно нередко успевают в этом.    Все это вполне понятно. Слово Божие учит нас, что не только сам сатана может принимать вид ангела света, но и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11:14—15), а потому вполне естественно, что не только сам будущий Mipoboй Правитель, но и «предтечи» его, приготовляющие его пришествие, действуют для достижения своих целей ложью, обманом и обольщениями.    Одним из таких, весьма «ходких» и употребительных в наше время обольщений, является лукавое извращение евангельского учения о любви к ближним, христианском всепрощении и непротивлении злу — все с той же единственной целью — обезоружить христиан в борьбе со злом.    Это лукавое извращение в свое время было особенно облюбовано и в соответствующей литературной обработке формулировано сбившимся с пути талантливым русским писателем Львом Николаевичем Толстым, которого не напрасно поэтому наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский называл «Львом рыкающим, ищущим кого поглотить» и«предтечей Антихриста», и так горячо предостерегал русских людей, чтобы они береглись его и не поддавались проповедуемой им лжи.    Ведь так понятно, что, сказав: «не противься злому!» (Матф. 5:39), Господь Иисус Христос только отменил существовавший до него закон личной мести врагу, запретив мстить за наносимые нам личные обиды. Но никак нельзя понимать этого изречения в смысле непротивления злу вообще, как это делает Лев Толстой и подобные ему лжеучители.    Наоборот — Господь Иисус Христос весьма ясно учил, что истинный Его последователь должен быть совершенно непримирим ко злу, даже в тех, самых тяжелых для совести нашей, случаях, когда это зло воплощается в наиболее близких и дорогих нам людях. Вспомним, например, хотя бы такое Его изречение, которое особенно смущает всех, представляющих себе христианскую любовь в виде какого-то слащавого, сантиментального «прекраснодушия»: «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестер, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик»  (Лук. 14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защитите ль живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющий мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се вознесе главу мою, на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения, пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое, Господа взыщу. Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене, и не остави мене, Боже Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми, яко восташа на мя свидетеле неправеднии и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренный. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Мы имеем в виду богослужебные книги нашей Православной Церкви. Последние выражают собою Богооткровенное и святоотеческое учение. Поэтому они также свидетельствуют, что искупление или спасение нам даровано крестною смертью Христа. В пользу этой истины можно привести из богослужебных книг бесчисленное множество свидетельств. Укажем только несколько. В службе Октоиха, в одной из стихир на Господи воззвах, мы находим такие слова: «У креста предстоящи... глаголаше Мати... что сия страждеши неправедно, Слове Божий? – Да спасеши человечество» 318 . «Волею благоволил еси плотию взыти на крест», говорится в тропаре в честь образа Христова, «да избавиши, яже создал еси от работы вражия» 319 . А в одной песне канона сказано: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбным, кровью Божественною Христос искупи» 320 . И в богослужебных книгах Святая Церковь показывает нам, от чего именно искупляет нас крестная смерть Христа. «Христос бо Спас наш, говорит Святая Церковь словами того же Октоиха, на кресте пригвозди грехи наша» 321 . «На древе гвоздьми пригвожден, говорится в каноне пятка сырной седмицы, лукавое писание пригвоздил еси греха» 322 . «Омраченное сердце мое грехом, избавлением Твоим омый, истекшею из ребр кровью, Христе мой» 323 . Глава вторая Свидетельства Священного Писания, Святых Отцов Церкви и богослужебных книг о избавлении людей, в силу крестной смерти Христа, от проклятия и о даровании им возрождающей благодати Святого Духа с ее великими благами. Из Священного Писания видно, что крестная смерть Христа, Его честная кровь, избавляет нас не только от греха, но и от проклятия, как первого его следствия. Некогда нашим прародителям Господь преподал Свой Божественный закон в раю, позволив им вкушать плоды от всякого райского древа и запретив вкушать лишь от одного древа – познания добра и зла: «воньже аще день снесте от него, смертью умрете» 324 . Эти грозные слова Божественного правосудия содержали в себе проклятие для людей, в случае нарушения ими данного для них Божественного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Когда никониане, по словам сочинителя, молятся при крещении «духу лукавому», то разумеют Петра, и, покланяясь агнцу с четвероконечным крестом, поклоняются тому же Петру. «Аще Петр нарицается сатана, по делом его бесовским, якоже указа Писание, и диавол, и бес преисподний. и змий, и зверь, и противник, и мерзость запустения, то убо по тому он и дух льстеч, и дух нечистый, и дух лукавый, и темный, и мрачный, и гордый, яве может нарещися. И тако, егда никониане в крещении своем молятся духу лукавому и славят его владыкою всех нарицают, то убо сему вышеявленному сатане и гордому князю мира сего молятся, тут и славят его. А егда почитают и покланяются агнцу своему неправедному, и знамению или образу его, иже на нем, то сего ж Петра лживого, явленного латынника, тут почитают и поклоняются ему, и седящему в нем и на нем сатане, сиречь духу лукавому, еже есть отступлению и образу его латынскому», т. е. четвероконечному кресту. «Ибо крыж латынский являет латынскую веру, глаголет Писание, и то разумеется, яко чрез крыж почитается лживый, сиречь антихрист, якож и крест истинный являет христианскую веру, якоже рече Писание» 13 . Господь сказал: «От уст твоих сужду тя, рабе лукавый». Эти слова составитель рассматриваемого сочинения относить к проявлению Петром своей воли, своего самодержства. «Настоящий зверь оный, двоеглавый и двоименный, всё износит изнутри себе, усты своими, лукавое латынство; и тако по суду праведному, от уст он своих, глаголющих латынство, латынин есть, и отступник, и противник Христу, и святым его всем, и верным всем мучитель и губитель» 14 . Таким образом, и по проявлению своей воли, по образу выражения своего властительства, Петр, по мнению составителя сочинения, есть не кто иной, как указанный в Писании сын погибели. Так рассуждал расколоучитель-беспоповец, вытолковывая явление чувственного антихриста в лице императора Петра I. В данной рукописи нет никаких указаний, по которым можно было бы решать вопрос об авторе сочинения. Но ближайший к тому времени, когда написано оно, проповедник учения о Петре 1, как антихристе, известен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010