Из 8-ми содержащих молитву рукописей 3 7, 16, 36) используют ее как одну из молитв священника перед началом литургии, оставшиеся 5 – как дополнительную молитву священника, читаемую до или после молитвы «Никтоже достоин…» в контексте великого входа. И в том, и в другом случае молитву обязательно (!) сопровождает конвой: в первом случае его составляет молитва а живы и а мертвы, читаемая сразу после молитвы а входща въ цьркъвь; во втором – молитва Влко животвори благимъ дателю, читаемая по окончании диалога accessus ad altare, и молитва лобзания мира, читаемая во время Символа веры 197 . Без молитвы а входща въ цьркъвь молитва а живы и а мертвы не встречается ни в одной рукописи, тогда как молитвы Влко животвори благимъ дателю и лобзания мира могут встречаться и без молитвы а входща въ цьркъвь (обе вместе – в 17, а также в формуляре ЛВВ в 24 (причем молитва лобзания мира стоит здесь на своей обычной позиции, а вот молитва Влко животвори благимъ дателю присоединена к молитве предложения); только молитва лобзания мира – в 8 и 12 198 и в формуляре ЛВВ в 9 и 28 199 ; только молитва Влко животвори благимъ дателю – в 14 и 37 (впрочем, лакуны в последней рукописи не позволяют ничего сказать о возможном наличии молитв лобзания мира и а входща въ цьркъвь). В 16 одновременно присутствуют и молитвы а входща въ цьркъвь и а живы и а мертвя (среди начальных молитв), и молитва Влко животвори благимъ дателю (в контексте великого входа) – это, вероятно, следует объяснять смешением формуляра типа ГИМ. Син. 605 и NY Public Lib. Slav. 1 с формуляром типа РНБ. Соф. 523 . Таким образом, в отношении молитвы а входща въ цьркъвь и связанных с ней древнерусские Служебники можно разделить не менее, чем на три основные категории: к первой относятся рукописи, не содержащие ни эту молитву, ни молитвы Влко животвори благимъ дателю и лобзания мира (это как минимум 9 рукописей, в том числе все рукописи XIII в.); ко второй – рукописи, включающие эту молитву в состав молитв перед началом литургии (вместе с молитвой а живы и а мертвы – это 3 рукописи); к третьей – рукописи, помещающие эту молитву в контекст великого входа (в этих списках также содержатся молитвы Влко животвори благимъ дателю и лобзания мира – это 5 рукописей). Особняком стоят рукописи, в которых содержатся молитвы Влко животвори благимъ дателю и/или лобзания мира, но не молитва а входща въ цьркъвь, – невозможно сказать, составляют ли они независимую традицию, или представляют собой сокращение формуляра третьей категории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

194 7, 9, 16, 24, 28, 29, 36 и 30. В первых 7 рукописях молитва входит в состав формуляра ЛИЗ, в последней – формуляра ЛВВ. 197 Точнее говоря, обе эти молитвы конвоируют ориентальную молитву входа в 4 рукописях из 5: в 29 нет молитвы лобзания мира, но это, вероятно, является простым пропуском – рукопись содержит ЛВВ, а не ЛИЗ. 198 Выше было сказано, что о первоначальном наличии в этой рукописи молитвы а входща въ цьркъвь судить нельзя (в данном случае – по причине возможной утраты начальных листов), однако если учесть то обстоятельство, что в сочетании с молитвой лобзания мира молитва а входща въ цьркъвь встречается только в контексте великого входа (а соответствующие листы в рукописи сохранны), можно утверждать, что молитва а входща въ цьркъвь в рукописи отсутствовала изначально. 199 Формуляр ЛИЗ в этих рукописях содержит и молитву а входща въ цьркъвь, и молитву Влко животвори благимъ дателю, и молитву лобзания мира – можно было бы предположить, что в формуляре ЛВВ молитвы а входща въ цьркъвь и лобзания мира попросту опущены; однако текст молитвы лобзания мира в составе формуляра ЛВВ по обеим рукописях приводится в редакции, отличающейся от приведенного в формуляре ЛИЗ. Возможно, формуляры ЛВВ и ЛИЗ в обеих рукописях восходят к разным протографам. 201 Молитва лобзания мира выписана, напр., в рукописях: РНБ. Солов. 1023/1132, 1029/1138, 1031/1140, 1032/1141; РНБ. Соф. 530, 603, 899 ; РГБ. ф. 304 (ТСЛ.) 221; ГИМ. Син. 603, 267, 615, 616, 680; Сергиев Посад. МДАиС. Ц С-49 (инв. 186933); молитва а живы и а мертвы – в рукописях: ГИМ. Син. 603 и 616 и (в существенно дополненном виде) Сергиев Посад. МДАиС. Ц С-49 (инв. 186933). 205 Текст молитвы из формуляра ЛИЗ по рукописи 28 опубликован в работе: Муретов, 1895. С. 98; из формуляра ЛВВ по этой же рукописи (с использованием рукописей РНБ. Соф. 520 9), 530, 603, 899 и старопечатных изданий) – в работе: Орлов, 1909. С. 159. 207 Включая самую раннюю сохранившуюся рукопись, Vat. Barberini gr. 336, кон. VIII в. (греческий текст молитвы по этой рукописи см. в кн.: Parenti, Velkovska, 2000. P. 71–72).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Представляется, что лобзание совершалось не от человека к человеку, пока все молящиеся не перецелуются друг с другом, но лишь с ближайшими соседями на богослужении, поэтому обряд, возможно, совершался с минимумом времени и хаоса. 1471 В боль-шинстве современных последований лобзание задумано иерархически, как передаваемое от престола и священника диакону, младшим церковнослужителям и мирянам, но согласно Юнгманну это – позднейшее новшество. 1472 Византийская практика лобзания в пределах собственного чина более древняя. Она сохранилась сейчас лишь среди сослужителей пресвитерского и архиерейского сана, но до недавнего времени была обычна и диаконам. 1473 Греческие и славянские источники XVIII в. содержат рубрики для диаконов о целовании креста на ораре, а если присутствует более одного диакона, то лобызать друг друга. 1474 Но эта практика исчезла среди греков, и не всегда была в обиходе среди славян, 1475 за исключением старообрядцев. 1476 Сегодня целование обычно производится в плечи, но Иоанн Златоуст в Антиохии свидетельствует, что некогда лобызались непосредственно в уста. В творении «О сокрушении к Димитрию» после комментария на Мф. 5, 2324 он продолжает, что лобзание мира – только символ внутренней гармонии, о которой говорится в Евангелии, и Бог не хочет, чтобы мы целовались только устами и ртом. 1477 Это должно быть лобзание душ и объятие сердец. Еще более проникновенна его Беседа 30-я на 2-е Послание к коринфянам: Можно сказать и еще нечто об этом святом лобзании. Что же такое? Мы – храм Христов. Поэтому, лобзая друг друга, мы лобзаем преддверия и вход храма... И этими вратами и дверьми входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Вы, причастники таинства, понимаете, что я говорю. Не простой чести сподобляются уста наши, приемлющие тело Владычне. Потому-то здесь, по преимуществу, мы и лобзаем друг друга. 1478 В своих константинопольских проповедях Златоуст упоминает лобзание мира, но не сообщает подробностей. Скорее всего, целование прочно вошло в византийский обиход и воспринималось с большим воодушевлением, поэтому в конце XI в. практика была осуждена как чересчур жизнерадостная для покаянного времени! Это мы узнаем из ответа Феофилакта Болгарского родному брату Димитрию, спросившему, почему во время Преждеосвященных мир почиет на плечах священника, а не на устах, 1479 о чем славянские рубрики XIVXVII вв. свидетельствуют, как о древней непрерывной практике: «и целуются в уста, глаголюще, Христос посреде нас». 1480

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лобзание среди русских православных происходит следующим образом. Второй сослужитель приближается к старшему и берет его десницу. Тогда они одновременно целуют друг друга в левое и правое плечо и правую ладонь. Старший говорит: «Христос посреди нас» (или в Пасхальное время «Христос воскресе»); на что отвечает младший: «И есть, и будет» (или «Воистину воскресе»). Тогда второй сослужитель становится на место справа от старшего и ждет лобзания с другим сослужителем, который, сделав то же самое в свою очередь, становятся в ряд справа от него. В это же время диаконы целуют кресты на своих орарях. Во время чина мира в праздники сослужители обычно пользуются случаем, чтобы поздравить друг друга своими словами. Если нет сослужа- щих пресвитеров, то лобзание мира опускается. Служащий только целует дары с престолом и остается на своем месте для Символа веры . Тем временем, как только хор оканчивает пение «Отца и Сына и Святого Духа...», один из диаконов делает заключительное предупреждение: «Двери, двери, премудростию вонмем!», а хор или народ поет Символ веры . Обменявшись лобзанием, пресвитеры возвращаются на свои места вокруг престола, снимают воздух с даров и удерживают его над чашей и дискосом во время Символа веры . Если это архиерейская литургия, епископ нагибается и опускает голову на край престола, а сослужители веют аером над его головой. В пресвитерской литургии без сослужителей сам иерей снимает воздух и удерживает его над дарами. В конце пения символа аер лобызается, складывается и убирается в сторону. После завершения Верую, немедленно начинается диалог анафоры. Тот же самый чин находится в первопечатном издании, хотя Дука не дает иных рубрик, кроме указания священнику трижды поклониться, произнося стихи Пс. 17 . В древних евхологиях чин гораздо проще. После приветствия священника «Мир всем» диакон призывает: «Возлюбим друг друга», и происходит лобзание мира. Тогда диакон снова восклицает «Двери, двери, вонмем!», поется Символ веры , после которого снимается аер. Посмотрим, можно ли проследить дорукописную историю и последующее развитие этого обряда. I. Лобзание мира

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Важно отметить, что в толковании на литургию «Μυσταγωγα», которое приписывается преподобному Максиму Исповеднику , содержится толкование обряда «Лобзания мира», и оно содержит, на наш взгляд, парафраз одного места из этой молитвы. Исходя из этого, можно предположить, что древнерусские служебники сохранили древнюю молитву на «Лобзание мира», которая была в константинопольском богослужении во времена Максима Исповедника и сохранялась вплоть до начала X в., когда епископ Константин Преславский перевел на славянский язык толкование на литургию патриарха Германа, в котором имеются некоторые главы из «Тайноводства» Максима Исповедника , в том числе и глава о «Лобзании мира» 26 . Приведем этот пассаж из «Сказания церковного» по древнейшему списку в рукописи Син. 262, XII в., л. 256 об.: а же възглашать дховьно лобъзани всмъ хотще быти къ себе въ врем грдущимъ благомъ влению по вр и любви динодшье же и диномысли и динени словесьно имьже бу и слову приближени достоинии примлють... (ср. с 4-й строкой в таблице). Исходя из вышеизложенного, у нас есть основание предположить, что греческий оригинал, с которого непосредственно был сделан перевод «Сказания церковного», составлялся для литургии, имевшей в последовании специальную молитву на «Лобзание мира», фрагмент из которой он и воспроизводит. Таким образом, перевод этой молитвы мог быть сделан в кругу тех же книжников, которые осуществляли перевод толкования Германа. Сама же молитва на «Лобзание мира» использовалась в Константинополе во времена Максима Исповедника , то есть в VII в. Греческая молитва на «Лобзание мира», по-видимому, не получила в Византии широкого распространения и употреблялась в богослужении недолгое время, однако славянские переводчики IX–X вв. перенесли эту молитву в славянское богослужение, а русские списки этих переводов сохранили эту прекрасную молитву вплоть конца XIV в., когда после реформ Киприана она была исключена из богослужения. Однако эта молитва не исчезла навсегда. Списки XVI в. свидетельствуют о том, что она вновь стала активно употребляться в литургии в том же словесном оформлении (то есть без новой редактуры по греческим оригиналам), что и в списках XIV в., и только после реформ патриарха Никона эта молитва была окончательно устранена из литургической практики [Дмитриевский 1884: 118].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не нужно иметь большого воображения, чтобы понять, почему такое действо в конечном счете повсюду исчезло, и почему «во всех христианских литургиях со временем была произведена определенная стилизация, в которой остался только внешний признак прежнего целования». 1481 Как всегда, это дело культурного контекста. Лобзание было, конечно, не более шокирующим для древних христиан, чем в обычном современном приходе на Западе. Известно, что в старину лобзание среди неродственников было скорее признаком уважения, чем проявлением чувств. 1482 Но это верно лишь отчасти. Тертуллиан замечает, что супруг-язычник не потерпит, чтобы его жена-христианка приблизилась к брату во Христе для лобзания мира, и реакция мужа, конечно, не имела никакого отношения к уважению! 1483 5. Молитвословия, сопровождающие лобзание a) «Христос посреде нас», «И есть, и будет» В Мф. 18, 20 Христос говорит ученикам, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (ν μσφ ατν)». Уверенный в исполнении этого обещания, обмениваясь лобзанием в византийской литургии старший священнослужитель говорит « Χριστς ν μσο μν», на что младший отвечает «Κα στι κα σται». Гемист – наш первый греческий очевидец диалога, 1484 потому что ранний кодекс Bodlean Cromwell 11, 1225 г. (P. 53) содержит «Мир всем» с сегодняшним ответом «И есть, и будет». Современная формула, изредка появляющаяся в греческих богослужебных списка, весьма распространена в славянских источниках. 1485 Вариативная формула «Мир о Христе иерейству твоему», используемая сослужащими пресвитерами также встречается в славянских рукописях, но ныне она заменена формулой Гемиста. 1486 b) Молитва лобзания мира Другая славянская особенность этой части литургии – молитва перед целованием, находящаяся в нескольких рукописях ВАС и ЗЛАТ и даже в некоторых печатных изданиях. Oratio ante pacem свойственна другим восточным литургиям, за исключением ар-мянской и восточно-сирийской, 1487 и, вероятно, попало в славянскую традицию в результате распространения ИАК. Мы не нашли такой молитвы ни в одной из греческих рукописей ВАС или ЗЛАТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23, Середа. У каждого человека лицо есть итог его жизни. Полные и румяные ланиты старика свидетельствуют о победе души его над страстями. Тонкие и почти безплотные, но умные черты мужчины показывают, что он или много страдал или много размышлял. Полное, свежее и румяное лицо пожилой женщины обнаруживает ее воздержание, целомудрие и, статься может, небольшой жар страстей. 24, Четверток . Целование любви, дружбы, родства есть встреча двух душ на устах и их взаимное сопроницание и довольство. А что такое святое лобзание веры? Во дни оны иде Мариам в Горняя со тщанием, во град Иудов: и вниде в дом Захарин и целова Елисаветь. И бысть, яко услыша Елисаветь целование Мариино, взыграся младенец во чреве ее: и исполнися Духа Свята Елисаветь, и возопи гласом велиим, и рече: благословенна ты в женах.... И рече Мариам: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем 154  и проч. Целование Марии и Елисаветы, после которого величается и прославляется имя Божие, есть святое лобзание веры. В знаменитом городе Александрии древле жил праведный христианин, по имени Леонид, который своею кровию запечатлел веру в Спасителя мира. У него был сынок Ориген . Когда этот малютка засыпал, отец тихо подходил к его пречистому ложу, и целовал его невинную грудь, веря, что в ней обитает Дух Божий. Целование Леонида есть святое лобзание веры. В богоспасаемом Киеве есть один врач из числа тех, которых Господь умудряет. Юная супруга его, доброликая, как Авигея, и непорочная, как Сусанна, держит при себе свою старую няню. Эта няня, приняв благословение иерусалимского аввы 155 , поцеловала его жертвоприносящую десницу и его правое колено, преклонявшееся у Яслей, у подножия креста на Голгофе и у Гроба Спасителя мира. Целование няни есть святое лобзание веры. 25, Пятница. Улыбка есть выражение игривой мысли, приятного слова, сладкой любви, хитрой скрытности, благородного несогласия, словом, рисовка души. Стало быть, душа живописец ? Да. Она, стыдливая, румянит лице, завистливая, делает его бледным; гневная, уродует черты его; целомудренная, придает ему милую лучезарность; холодная, обращает его в мраморный истукан.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поэтому и в последствии времени, когда потребовалось присовокупить к одному свидетельству веры и любви другое, отцы соединили его с первым, чтобы лобзанием любви свидетельствовалась искренность веры, и правотою веры чистота любви. Но лобзание любви издревле оставляемо было во время поста, как можно видеть из слов Тертуллиана : «люди, соблюдавшие пост, по совершении общей молитвы, воздерживаются давать брату своему лобзание мира, служащее печатию (signaculum) нашей молитвы... Так и в день Пасхи 80 , когда все постятся, мы справедливо отлагаем лобзание, не заботясь о нем, потому что так поступаем со всеми» 81 . Это лобзание мирян не совершается и в нашей литургии преждеосвященных даров; оттого во время ее не читается и символ веры . Литургия преждеосвященных даров составляет ту часть полной литургии, во время которой предлежат уже освященные тайны тела и крови; потому при этой литургии нет времени, соответствующего тому, в которое на полной литургии исповедуются общая вера и взаимная любовь всех присутствующих. Эти свойства необходимо предполагаются во всех присутствующих при таком богослужении, при котором предложены совершенные тайны тела и крови Иисуса Христа 82 . Таким образом, после великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо следует моление приготовительное ко святому причастию. Диакон возбуждает верующих совершить вечернюю молитву и молится о предложенных честных дарах, чтобы Человеколюбец Бог наш принял эту ходатайственную о нас жертву в пренебесный Свой жертвенник и ниспослал нам благодать Святаго Духа, чтобы избавил нас от всякия скорби, гнева и нужды, заступил, спас, помиловал и сохранил нас Своею благодатию. Затем просит у Господа вечера совершенна, свята, мирна и безгрешна; – ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших; просит прощения грехов наших, всего добраго и полезнаго душам нашим, и мира всем обществам гражданским; просит, чтобы Господь даровал нам провести жизнь нашу в мире и покаянии и удостоил нас христианския кончины, безбоязненныя, непостыдныя, мирныя, также добраго ответа на страшном суде; наконец, молится о соединении веры и причастии Святаго Духа, и внушает всем предаться всецело Христу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

После этого [то есть после возвращения в метаторий по Великом входе] государи выходят снова таким же образом для лобзания мира, и патриарх стоит внутри алтарного ограждения в правой стороне алтаря, обратившись к метаторию и государям, стоящим вне алтарной ограды; дают поцелуй прежде всего патриарху, тогда после него синкеллу, и всем митрополитам и архиепископам, и протопопу Великой Церкви, и сановникам патриарха. Всем, кому дают лобзание мира императоры, референдарий подводит рукой. Тогда императоры снова дают лобзание мира патриарху, затем спускаясь немного от алтарного ограждения, они дают лобзание мира всем из сената, которых церемониймейстер подводит рукой. И после приветствия патриарха суверены отбывают в метаторий. 1503 Позже в трактате «О службах» Псевдо-Кодина (ок. 13501360 гг.) нет вообще никакого упоминания об участии императора в целовании мира на евхаристической литургии, потому что к тому времени обычай, скорее всего, отошел. II. Символ веры Сегодня так называемый Никео-Константинопольский символ веры используется в той или иной форме почти во всех традиционных евхаристических обрядах как восточного, так и западного христианского мира. 1504 Не будем вдаваться в спорный вопрос о его происхождении. 1505 Он впервые появляется в деяниях Халкидонского собора (450 г.) как символ «150 святых отцов, собравшихся в Константинополе», 1506 и, как считалось, выразил веру, исповеданную на двух первых вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.). Но никаких источников до Халкидона, в т. ч. и актов I Константинопольского собора, не сохранились, что делает невозможной ясную и бесспорную ссылку на изложение исповедания веры отцами упомянутого собора. Таким образом, некоторые придерживаются мнения, что константинопольские отцы вообще не сложили никакого символа, а просто подтвердили никейскую веру. 1507 Тогда откуда произошел текст ныне существующего символа? Прежде Халкидона были в употреблении многочисленные местные крещальные символы, и наш Никео-Константинопольский, с небольшим количеством несущественных вариаций, можно встретить в «Панарии» («Анкорате») Епифания Критского (374 г.) 1508 Отсюда предположение, что халкидонские отцы просто ратифицировали символ, который специальные уполномоченные императора предложили им как веру 150 константинопольских отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва являет еще один пример легкости, с которой славяне приспосабливали богослужебные тексты к собственным нуждам прежде, чем грекофильский дух Никона увлек местный гений в сферу единообразия. Молитва сначала появляется в славянских рукописях ВАС и ЗЛАТ XIV в. 1493 Уже в кодексах XV столетия она начинает опускаться, но все еще встречается в некоторых изданиях московской печати XVIXVII. 1494 Исчезновение лобзания Поверхностное утверждение Хури-Саркиса, что «поцелуй мира исчез из византийской литургии», 1495 как чрезмерно обобщенное, является ложным. Мы уже видели, что лобзанием все еще обменивается сослужащее духовенство. Но когда исчезло целование среди мирян? В латинской версии Анастасия Библиотекаря (869870 гг.) «Церковной истории» Германа лобзание все еще существует. 1496 И в ВАС Х в. по Йоханнисбергской версии рубрики читают: «et dant omnes pacem». Это должно быть понято в т. ч. и в отношении мирян, как и последующая рубрика о Символе веры , очевидно, включающая всех молящихся: «et cantant omnes Symbolum». 1497 «Протеория» (10551063 гг.) неясна, 1498 но Ответ Феофилакта Болгарского (XI в.) упоминает только духовенство, 1499 а грузинская версия ЗЛАТ XIII в. по списку Graz Georg. 5, которая описывает пресвитерскую литургию без сослужителей, полностью опускает лобзание. После экфонезиса молитвы проскомидии сразу следует: Diaconus: Portas, portas [двери, двери] . Populus: Credimus [веруем] . Diaconus: Stemus bene [станем добре]... 1500 Два других источника иерейской литургии, интерполированный текст Германа 1501 (XIIIXIV вв.) и комментарий Кавасилы 1502 (ок. 1350 г.), упоминают о призыве «Возлюбим друг друга», но толкуют его в духовном смысле. Они умалчивают о целовании. Увы, в средневековье лобзание среди мирян исчезло из византийской традиции, хотя в Константинополе X в. император все еще давал мир патриарху, епископам и некоторым государственным мужам, по крайней мере, на великих праздниках. В трактате «О церемониях» мы видим описание мира для торжественных литургий, за которыми присутствовал император:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010