Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16 ). Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи. Почему особое поминовение усопших совершается именно в субботу? иеромонах Иов (Гумеров) Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт. 2:3 . У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 . Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» ( Евр. 4:9–10 . Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу. Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше,творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами, пусть говорит, вознося благодарение: «Господь с вами». И все пусть отвечают: «И со духом твоим», «Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть». И тотчас он пусть продолжает так: «Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы. Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ, Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя верует. Он, добровольно предаваясь страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет праздникам, пригвоздить приговор и объявить воскресение, взяв хлеб и возблагодарив Тебя, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Подобно и чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя, которая за вас проливается. Когда вы это делаете, делайте в Мое воспоминание». Итак, вспоминая Его смерть и воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе. И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Несмотря на все последующее развитие евхаристического богослужения на христианском Востоке, главные элементы приведенного чина сохраняются в православной литургии до сего дня. К этим элементам относятся целование мира, начальные возгласы («Горé имеем сердца», «Имамы ко Господу», «Благодарим Господа», «Достойно и праведно есть»), обращение к Богу Отцу, произнесение «установительных» слов Христа («Приимите, ядите», «Сия есть Кровь Моя»), общий благодарственный характер молитвы и ее основное содержание, завершительное славословие. Таким образом, можно говорить о том, что основное ядро евхаристического богослужения Православной Церкви сформировано уже в III веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Учтивость выражается в человеческих приветствиях, рукопожатиях, раскланиваниях и в других формах ласкового обращения с ближними. Форма словесного выражения благоприветливости в различные времена и у различных народов была различна, это обусловливалось различием в мировоззрении людей. Если, например, эстетическое воззрение греков на жизнь выразилось в их жизнерадостном взаимном приветствии: χρε! (т.е. радость тебе!); то более практическое воззрение римлян отразилось в соответствуюших ему словах: salve!» (поживай блaronoлyчho!) u «valeo!» (будь здоров!), какими они приветствовали друг друга. Христианское миросозерцание выразилось в известном благожелательном приветствии: «Мир тебе и дому твоему!» Господь Иисус Христос придает этому привету мира, даруемого нам свыше, большое значение. Посылая Своих учеников на проповедь, Он дает им наставление: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если там будет сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» ( Лк. 10:5  и дал. Ср. Ин. 14:27 ). В истории человеческих приветствий имеет свое немаловажное значение и поцелуй как символ братского дружелюбного общения. Нередко читаем мы в апостольских посланиях увещание к христианам: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» ( Рим. 16:16 ; 1Кор. 16:20 ); «приветствуйте друг друга лобзанием святым», или «лобзанием любви» ( 1Петр. 5:14 ; 2Кор. 13:12 ). Впрочем, нельзя забывать, что бывает и целование, или лобзание, Иудино. Но в каких бы формах учтивость христианская ни выражалась, в сущности она одна и та же: она одинаково внимательна ко всякому человеку, и в этом ее великое преимущество пред светскою вежливостью. Истинная учтивость, или ласковость, всегда приятная сама по себе, сближает между собою людей, скрепляет общественную жизнь, привлекает к нам сердца даже грубых людей, помогает с успехом совершать многие добрые предприятия и предотвращает различные оскорбления и неприятности, происходящие от неприличия и невежества. На эту именно черту христианского обхождения указывает ап. Павел, когда заповедует верующим: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей – она является величанием всего домостроительства Божия. Священник обращается к народу с заключительными словами 2-го послания к Коринфянам (13:13): »Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами«. Это очень древний обычай, но, как уже указывалось выше, не все Восточные литургии в этом тождественны. Если это утвердилось в литургиях Палестино-Антиохийских (CA VIII, ап. Иакова в обеих редакциях, св. Иоанна Златоуста и св. Василия) и Месопотамских, то Александрийские литургии предпочитают этому возгласу слова: »Господь со всеми вами«. Это подтверждают эфиопские Церковные постановления, Веронский фрагмент, литургия ап. Марка, св. Кирилла Александрийского , Абиссинская литургия свв. апостолов. Если обратиться к тому, что в исторической критике текста называется «Formgeschichte» [история форм (нем.)] данного отрывка литургии, то очевидным становится параллелизм между ним и последней перикопой 2-го послания к Коринфянам, а не только его заключительным 13-м стихом 13-й главы. В самом деле: Литургия 2 Кор. гл. 13 (после возгласа «Щедротами Единороднаго Твоего Сына») " Мир всем». «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». (Исповедание веры. «Станем добре, станем со страхом...» «Милость мира, жертву хваления») «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». ст. 11. «...мирствуйте: и Бог любви и мира будет с вами». ст. 12. «Лобзайте друг друга святым лобзанием». ст. 11. «...будьте единомысленны» (по-гречески, буквально: «мудрствуйте то же или так же» «τ ατ φρονετε», что может значить: будьте единомысленны «ν μονοα»). ст. 13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога, и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Не заканчивал ли ап. Павел свое послание к Коринфянам целым евхаристическим отрывком? На это приветствие священника певцы отвечают: «И со духом твоим» ( 2Тим. 4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

10 Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение. 11 Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте. И Бог любве и мира будет с вами. 12 Целуйте друг друга лобзанием святым. 13 Целуют вы святии вси. 14 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и оца, и общение святаго духа со всеми вами. Аминь.   Послание к Галатам Глава 1 1 павел, апостол ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем воскресившим его из мертвых, 2 и иже со мною вся братия, Церквам галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 давшаго себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящаго века лукаваго, по воли Бога и Отца нашего, 5 емуже слава во веки веков. Аминь. 6 Чуждуся, яко тако скоро прелагаетеся от звавшаго вы благодатию Христовою, во ино благовествование: 7 еже несть ино, точию нецыи суть смущающии вы и хотящии превратити благовествование Христово. 8 Но и аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. 9 Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет. 10 Ныне бо человеки препираю, или Бога, или ищу человеком угождати? Аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был. 11 Сказую же вам, братие, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку: 12 ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым. 13 Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, 14 и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий. 15 Егда же благоволи Бог, избравый мя от чрева матере моея и призвавый благолатию своею, 16 явити Сына своего во мне, да благовествую его во языцех, абие не приложихся плоти и крови, 17 ни взыдох во Иерусалим к первейшым мене апостолом, но идох во аравию, и паки возвратихся в дамаск.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

1Пет.5:10 .  Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. 1Пет.5:11 .  Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Но высшее утешение читателям в их страданиях Апостол предлагает, указывая на благодать Божию, которая сильна превозмочь все испытания для христиан на пути к совершенству и привести верующих к совершенному осуществлению целей Божественного призвания их к спасению. Богу-Спасителю людей Апостол здесь, ст. 11, воссылает славословие (ср. Мф 6:13 ). 1Пет.5:12 .  Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. В конце послания Апостол обозначает путь и посредство, которыми он воспользовался для передачи этого послания читателям, указывая именно на Силуана, бывшего прежде спутником Ап. Павла ( Деян 15:40 ; 2Кор 1:19 ; 1Сол.1:1 ), как на передатчика послания, и, по замечанию Апостолом, человека и труженика на евангельской ниве вполне верного. Вместе с тем Апостол кратко обозначает тему или основную сущность послания, указывая ее в свидетельстве об истинности, несомненной действительности благодати Божией, в которой призваны и стоят христиане (ср. 1Пет.1:10 и сл.). 1Пет.5:13 .  Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. 1Пет.5:14 .  Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. В послесловии требуют объяснения слова: «в Вавилоне», «соизбранная» ( συνεκλεκτικ) и (Марк) «сын мой». Что Вавилон в ст. 13, вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали выражение «соизбранная» в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на рассказе Деян 12 ). В действительности же " избранною» называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти» (блаж. Феофил.). Оканчивает свое послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет ( Рим 16:16 ; 1Кор 16:20 ), чтобы верующие приветствовали друг друга «целованием святым», Петр говорит: приветствуйте «целованием любви " . Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: «мир вам всем во Христе Иисусе». Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и говоря: «мир оставляю вам», и замечая о различии: «не так, как мир дает вам» ( Ин 14:27 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

227 Вот краткие понятия о подробностях предания и страданий Иисуса Христа: Чем более Он творил чудес и знамений, тем более слава Его имени возрастала и распространялась, и число Его учеников и последователей умножалось чрезмерно; но чем более славился Иисус, тем более теряли фарисеи и книжники, и посему самому они противу Него более и более злились; ещё и прежде, они многократно покушались на Его жизнь, но как не пришло еще время, в которое по пророчествам Ему надлежало отыти от мира, то в прежние покушения Он обыкновенно уклонялся ( Ин.7:1,8,59 .); Когда же наступили дни определенные для Его страдания, Он решительно сказал Апостолам: весте яко по двою дню пасха, будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие ( Мф.26:2 .); также точно Он говорил о своей смерти и в час тайныя вечери: Аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя ( Мф.26:21 .); сии слова ужаснули Апостолов, и они с великою скорбию один за другими вопрошали Его: еда аз семь Господи? подобный вопрос сделал Ему и Иуда, и Господь сказали Ему: ты рекл ecu; сим пристыжденный Иуда тотчас оставили собрание, и пришед к Архиереям и книжникам, говорил им: что хощете ми дати, и аз вам предам Его? они вступили с ним в договор, и дали ему 30 сребренников, то есть, такое количество денег, которое тогда платилось за последнего раба. (см. Библ. Истор. стр. 716.) Между тем, как Иуда договаривался о предательстве Иисуса Христа, и сказал воинами, что они узнают Его по его лобзанию, Сей, (то есть Иисус Христос) окончив тайную вечерю, с одиннадцатью Апостолами, поя духовный песни взошел в сад Гефсиманский. Здесь отделясь от своих учеников, Он начал скорбеть и тужить, троекратно молился, упадал на землю, и молился с такою ревностию, что из тела Его упадал пот подобный каплям крови; когда кончил Он третью молитву, то паки соединился с Апостолами (которые во все продолжение Его молитвы спали) и сказали им: се приближися час, и Сын человеческий предается в руки грешников: приближися предаяй Мя. (Мф.26:45,46.); едва Он произнес сии слова, как явился Иуда, сопровождаемый многочисленною вооруженною стражею; подступя к Иисусу, он сказал Ему: радуйся Равви, и облобызал Его; Господь не отвергнул сего лобзания, но только сказал ему: Иудо, лобзанием ли предаеши Сына человческаго? ( Лк.22:48 .) потом обратясь к страже, сказал: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назореа; и Он сказал: аще у бо Мене ищете, оставите сих (Апостолов) ити ( Ин.18:5–8 ); и почто яко на разбойника, изыдосте со оружием и дреколъми яти Мя: по вся дни бых при вас в Церкви уча, и не ясте Мене ( Мк.14:48 .).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

26, 36–56; Мк. 14, 32–46; Лк. 12, 38–53). Так Господь, являвший продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: Это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни Богослужения Православной Церкви», т.2 Песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. «Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Вместо Херувимской песни Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. «Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» Тропарь Евангелие от Матфея Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

http://pravoslavie.ru/1698.html

2 . Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание Божьего Слова, собираться вечером, утром и в полдень, то есть на Вечерню, Утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3 . Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные; размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить: те дела изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4 . От этих праздников ум и сердце свое верой возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в сем мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию; и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и самих той избранных чести сподобил... 5 . Хотя и всегда, но особенно в такие дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). 6 . О! Сколь светел и благоприятен праздник был бы, когда бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга и, лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились о имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкой пищей, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости той частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни для души, от мира сего отрекшейся, без утешения не бывает. 7 . Прекрасен праздник, и его христианское сердце всегда желает, – упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые дни, но и всегда должны праздновать христиане, ибо без него никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. Празднословие Многие не считают пороком празднословить и бесчинно смеяться, но Христос говорит: говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда ( Мф. 12, 36 ). А смеющимся и более того гремит: горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете ( Лк. 6, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание слова Божия, и собираться вечером, утром и в полдень, то есть на вечерню, утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3) Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные, размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить, дела же те изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4) От этих праздников ум и сердце свое верою возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в этом мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию, и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и нас самих той части избранных сподобил. " Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» ( Пс.105:4–5 ). 5) Хотя и всегда, но особенно в те дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). 6) О! Коль светел и благоприятен праздник был бы, если бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились об имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкою пищею, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости вечной частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни без утешения не бывает для души, мира сего отрекшейся. 7) Прекрасный праздник и такой, какого христианское сердце всегда желает, упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые праздничные дни, но и всегда праздновать должны христиане, ибо без этого никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. (Смотри еще главу о почитании страстей Христовых, в этой же книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010