3) Глубокое самоуничижение пред Господом Богом, который, с высоты своего небесного престола, удостаивает сойти для посещения тебя. С полным сознанием своего недостоинства, повторяй слова св. праведной Елизаветы: «Откуда мне пришло это обилие блаженства, что Господь и Бог мой благоволил придти ко мне? Или слова сотника: «Господи! я недостоин, чтобы Ты взошел в дом мой». Или говори, как говорил праведный Иов: «и что такое человек, Господи, что Ты возвысил его до такой славы ( Иов. 7:17 )? И кто я, грешник, червь земной, чтобы приблизиться к Тебе, Господу величия и славы, на которого и ангелы смотреть не могут, и не только приблизиться, но еще и питаться Твоею плотью и кровью Твоею»? 4) Сыновний страх. Так ты должен обращаться внутренне к Иисусу Христу: «Нет ли еще во мне, о мой Спаситель, какого-нибудь греха тайного, который мог бы помешать излиться на меня всем этим благам? Не буду ли я иуда с лобзанием мира, с приветом любви – теперь, и с изменой завтра, а может быть даже и сегодня? Не приму ль я, подобно ему, Твое Тело и Кровь в ослеплении какой-либо страсти? И вместо того, чтобы прийти ко мне, как к верному ученику, не придешь ли с негодованием, как к сокровенному врагу? Если это так, то скажу и я, как апостол Петр: «Изыди от мене, Господи, яко муж грешен есмь». 5) Пламенное желание – принять в себя Иисуса Христа, потому что одно из самых необходимых расположений для достойного причащения –есть искреннейшее желание его Свидетельствуй перед Господом это желание, да и не просто желание, но нетерпение, неудержимое стремление –соединиться с Ним в этом таинств, говоря, как патриархи ветхого завета, ожидавшие Его пришествия: «Боже мой! не медли ( Пс. 39:18 ); или как царственный пророк в этом псалме, который так приличен душе христианской, готовящейся к причащению: «как лань ищет потоков вод, так душа моя ищет Тебя, Боже! Жаждет душа моя Бога, Бога живаго, когда я приду и явлюсь пред лице Божие» ( Пс. 41:23 ). 6) Чистосердечное сокрушение, которое могло бы освятить твою душу и поставить ее на ту степень чистоты, какую она должна иметь, чтобы быть вполне достойной Иисуса Христа. Для этого из глубины сердца возноси Господу моление кающегося Давида: «Я верую, Господи, что Ты очистил и омыл меня таинством покаяния, но все еще не покойна душа моя, изгладь все мои беззакония, сотвори мне Сам, Боже, чистое сердце, и дух правый обнови внутри меня, возврати мне радость спасения Твоего, и дух владычественный да подкрепит меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

4) Не приняли Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, но многие приняли. Приняли народы, которые о Нем и не слыхали, и поклонились Ему. Слава Богу, что нам свет Его блеснул. Примем же Его достойно, и возлюбим святое явление Его, и послужим Ему, как Царю нашему и Богу, и в вере и исповедании Его до конца пребудем. Да исповедует и нас пред Отцом Своим Небесным, как говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:32 ). Если исповедуем Его Сыном Божиим, Богом и Господом и Царем нашим, то и послушаем Его, и поработаем Ему, как Царю нашему, Господу и Богу, и по правилу святого Евангелия Его поживем. Так, если будем Христовыми здесь, то и там Христос за Своих признает нас пред Отцом Своим Небесным. Слушай, христианин, какие объявляет апостол приметы тех, которые Христовы. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). Вот приметы Христовых людей. Того, кто имеет Дух Христов, апостол также называет человеком Божиим ( Рим. 8:9 ; 1Тим. 6:11 ). Будем же, христиане, не одним исповеданием Христовы, но и делом и истиной, чтобы и здесь, и на Страшном Суде за Своих нас признал Христос. Твердое же основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим. 2:19 ). Знаю Моих, и Мои знают Меня, – говорит Господь. И еще: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей ( Ин. 10:14,27–28 ). Видим в святом Евангелии Его, что один из учеников Его, по имени Иуда Искариотский, продал Его замыслившим убить Его, и продал за тридцать сребреников, и лестным лобзанием предал Его в руки их. Заметил льстец лукавый, что архиереи, книжники, фарисеи замыслили убить Иисуса, а сердце сребролюбивое имел. Пришел к ним, жаждущим неповинной крови, и сказал им: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они же предложили ему тридцать сребреников ( Мф. 26:15 ). И за такую малую цену продал беззаконный Бесценного?! Ты видел, Иисусе, помышления и козни лукавые, которые против Тебя строили враги Твои. Видел беззаконный торг, куплю и согласие. Видел, что за такую малую цену, Бесценный, продаешься. Видел, но терпел неистовство беззаконных людей Твоих. Слава долготерпению Твоему, милостивый! Продан был, благоутробный, так дешево – чтобы меня, проданного греху, искупить. Пою и славлю человеколюбие Твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8:35, 38-39). Господь же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Итак, смотри: любовь к Богу дарует явление Его и встречу с Ним доставляет. Искренне любящий Бога ощущает себя странником и пришельцем в здешней жизни; и таковой изменяется прекрасным изменением; и все те, кто во святом Христовом имени в глубине сердца своего поучаются непрестанно, таковые некогда оказываются способны узреть и Свет Его. Ибо в тесном поучении удерживаемое в мыслях [имя Христово] всякую душевную грязь весьма ощутимо попаляет, потому что, говорится, Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Поэтому Господь призывает душу ко многой любви Своей славы. Ничто же так не возгревает и не подвигает сердца к любви к Богу, как богословие. Потому что оно порождает все, что происходит от Его благодати. Первыми из всех даров душе того, кто любит Бога, даруются слезы, которые Он сеет в его сердце, словно услаждающий мед. Потому что он в душе своей вместе во владычественном начале непрестанно созерцает Его через любовь. Душа же, ликующая в любви Божией, во время исхода из тела не убоится начальника воздуха сего (ср. Еф. 2:2), ни властей тьмы (ср. Кол. 1:13), но, от любви к Богу радуясь, парит вместе с мирными Ангелами, словно [возвращаясь] с чужбины к себе домой. Потому что душа, имеющая любовь — исполнение закона (Рим. 13:10), в пришествие Господа будет восхищена на облаках в сретение Ему (1 Фес. 4:17). Впрочем, мы чуть было не упустили любовь в Песнях [Песней] — невесты-Церкви к Жениху-Христу. Какое упущение! Да лобзает он меня лобзанием уст своих! [Col. 1837] Ибо благие сосцы твои лучше вина. И воня мира твоего паче всех ароматов. Имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою… будем восхищаться и радоваться тобою, правость возлюби тя… Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?.. О, ты прекрасен… и любезен (Песн. 1:1-3, 6, 15); В тени твоей люблю я сидеть, и плоды твои сладки для гортани моей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

      Евангельское чтение этого дня - особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми четырьмя евангелистами.       «Херувимская песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы:       «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». О Великом пятке Все богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.       Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.       Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:       «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»       Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.       В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.       Вечерня Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.       Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - «гроб», украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2118...

В то время, отозвав Двенадцать, Иисус начал говорить им о том, что предстоит Ему: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и приговорят Его к смерти, и предадут Его язычникам; и надругаются над Ним, и оплюют Его, и будут бичевать Его, и убьют, и через три дня Он воскреснет. И подходят к Нему Иаков и Иоанн, два сына Зеведеева, и говорят Ему: Учитель, хотим, чтобы Ты сделал нам то, о чем мы Тебя попросим. Он сказал им: что вы хотите, чтобы Я сделал вам? Они же сказали Ему: дай нам сесть одному по правую Твою сторону, а другому по левую, во славе Твоей. Иисус же сказал им: не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, или крещением, которым Я крещусь, креститься? Они сказали Ему: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а сесть по правую Мою сторону или по левую – не Я даю, но кому уготовано. И услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. И призвав их, Иисус говорит им: вы знаете, что те, которые считаются начальниками над народами, господствуют над ними, и вельможи их показывают над ними свою власть; но не так между вами. Но, кто хочет стать великим между вами, пусть будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, пусть всем будет рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и дать душу Свою как выкуп за многих. Мк 10:32Б-45 И преподобныя, от Луки, зачало 33: Преподобной Евангелие от Луки, зачало 33 Во время оно, моляше Иисуса некий от фарисей, да бы ял с ним: и вшед в дом фарисеов, возлеже. И се жена во граде, яже бе грешница, и уведевши, яко возлежит во храмине фарисеове, принесши алавастр мира. И ставши при ногу Его созади, плачущися, начат умывати нозе Его слезами, и власы главы своея отираше, и облобызаше нозе Его, и мазаше миром. Видев же фарисей возвавый Его, рече в себе, глаголя: Сей аще бы был пророк, ведел бы кто и какова жена прикасается Ему, яко грешница есть. И отвещав Иисус рече к нему: Симоне, имам ти нечто рещи. Он же рече: Учителю, рцы. Иисус же рече: два должника беста заимодавцу некоему, един бе должен пятиюсот динарий, другий же пятиюдесят. Не имущема же има воздати, обема отда. Который убо ею, рцы, паче возлюбит его? Отвещав же Симон рече: мню, яко емуже вящше отда. Он же рече ему: право судил еси. И обращься к жене, Симонови рече: видиши ли сию жену? Внидох в дом твой, воды на нозе Мои не даде, сия же слезами облия Ми нозе, и власы главы своея отре. Лобзания Ми не даде, сия же, отнелиже внидох, не преста облобызающи Ми нозе. Маслом главы Моея не помаза: сия же миром помаза Ми нозе. Егоже ради, глаголю ти: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много, а емуже мало оставляется, меньше любит. Рече же ей: отпущаются тебе греси. И начаша возлежащии с Ним глаголати в себе: кто Сей есть, иже и грехи отпущает? Рече же к жене: вера твоя спасе тя, иди в мире.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

В это время в сад ворвалась толпа вооруженных слуг первосвященника под предводительством Иуды. Иуда лобзанием выдал своего Учителя. Пока первосвященник Каиафа созывал членов синедриона, воины отвели Иисуса во дворец Анны (Анана); отсюда Его повели к Каиафе, где уже поздно ночью состоялся суд над Ним. Хотя было вызвано множество лжесвидетелей, но никто не мог указать на такое преступление, за которое Иисуса Христа можно было бы приговорить к смертной казни. Тем не менее, смертный приговор состоялся только после того, как Иисус Христос признал Себя Сыном Божиим и Мессией. За это Христа формально обвинили в богохульстве, за что по закону следовала смертная казнь. В пятницу утром первосвященник отправился вместе с членами синедриона к римскому прокуратору, Понтию Пилату, для утверждения приговора. Но Пилат сначала не согласился это сделать, не видя в Иисусе вины, достойной смерти. Тогда иудеи стали угрожать Пилату доносом на него в Рим, и Пилат утвердил смертный приговор. Иисус Христос был отдан римским воинам. Около 12-ти часов дня, вместе с двумя разбойниками, Иисус был отведен на Голгофу – небольшой холм с западной стороны иерусалимской стены – и там был распят на Кресте. Безропотно принял Он эту казнь. Стоял полдень. Вдруг солнце померкло, и тьма на целые три часа распространилась по земле. После этого Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что все исполнилось по ветхозаветным пророчествам, Он воскликнул: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» и, склонив Свою главу, испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме разорвалась надвое, сотряслась земля, распались камни. Видя это, даже язычник – римский сотник – воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий». В смерти Иисуса Христа никто не сомневался. Два члена синедриона Иосиф и Никодим, тайные ученики Иисуса Христа, получили разрешение у Пилата снять тело Его с Креста и погребли во гробе Иосифа близ Голгофы, в саду. Члены синедриона позаботились о том, чтобы тело Иисуса Христа не было украдено Его учениками, запечатали вход и поставили стражу. Все делалось поспешно, так как праздник Пасхи начинался вечером в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Можно сказать, что, в глубочайшем смысле, «Преломленное Тело и пролитая Кровь», о которых говорил Христос Своим ученикам на Тайной Вечере, не были просто предвкушением и предчувствием – Его Креста, гроба, трёхдневного воскресения, вознесения на небо, – но, напротив, всё это произошло, чтобы люди получили Божье благословение вечного Святого Причастия. Поэтому за Вечерей Он обращается не только к апостолам, но и ко всем верующим людям: Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. ( Лк.12:32 ) Но вы пребыли со Мною в напастях Моих; и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… ( Лк.22:28–30 ) Таким образом, «Тайная Вечеря Сына Божия», непрерывно совершаемая на Божественной Литургии Церкви, является самой сущностью того, чем вечно будет жизнь в Царстве Божьем. Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! ( Лк.14:15 ) Блаженны званые на брачную вечерю Агнца ( Откр.19:9 ) Великая Пятница Утреня Великой пятницы обычно служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы – чтение так называемых Двенадцати Евангелий , то есть, двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещённых между разными частями службы. Первое и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как «путь и истину и жизнь», как драгоценный дар Божьей Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с апостолами красной нитью прочерчивается радостью спасения и искупления посреди мрака и скорби мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».  Заканчивается это евангельское чтение так называемой «Первосвященнической молитвой», которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: …Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Видим здесь, христианин: 1) Какое великое зло – сребролюбие. Душа сребролюбивая ничего не ужасается делать, на все дерзает, чтобы только скверный прибыток достать. Беззаконный Иуда не ужаснулся продать и предать Иисуса, Господа и Учителя своего, Того, Которого видел творящим преславные и чудные дела. Сребролюбие ослепило очи его. Корнем и началом его беззаконного дела было сребролюбие. Так пагубно зло сребролюбия! Христианин, берегись сребролюбия – да не ввергнет тебя во всякое зло. 2) Подражают Иуде беззаконные военачальники, которые за серебро многие тысячи в руки врагов предают и так несносный вред отечеству делают. Подражают беззаконные судьи, которые за мзду правду и истину продают и правого виноватым и виноватого правым делают. Подражают ложные свидетели, которые деньгами подкупаются и ложь на суде свидетельствуют. Подражают и прочие беззаконники, которые как-нибудь истину за серебро продают и ложью скверный прибыток себе достают. 3) Подражают Иуде те люди, которые на пастырей своих клевещут и порочными именами их поносят; подражают дети, рабы, ученики, прочие люди, которые родителей, господ, учителей и наставников, благодетелей своих порочат пред другими и клевещут на них. Все таковые как бы продают благодетелей своих и следуют Иуде-предателю, который Господа и Учителя своего продал и предал в руки врагов Его. О таких людях написано: Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло ( Притч. 17:13 ). Берегись, христианин, быть подражателем предателю Иуде – да не наследуешь его участь. 4) Иуда, предавая Господа своего в руки беззаконных, лобзал Его, и говорил Ему: «Радуйся, Равви!», но в сердце своем зло мыслил против Господа своего, и лестным лобзанием предавал Его. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его ( Мф. 26:48–49 ). О, кротость Иисуса, Который терпел льстивое лобзание врага Своего! О, скверные уста предателя, который не ужаснулся приступить и лестно лобзать святых святейшего и источника святыни, Господа!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Г.Доре. Поцелуй Иуды В великой борьбе добра и зла, которая наполняет всю историю человечества, мы не ошибемся в выборе позиций, если будем внимательными к Слову Божию. Добро и зло проверяется в нашем отношении к Иисусу Христу – Спасителю мира. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). Так было в годы земной жизни Господа нашего, так будет до скончания века. Иуда Искариот покинул Учителя, получив деньги от тех, кто замышлял убить Его. Он привел старейшин иудейских, толпу и римских воинов в масличный сад к востоку от Иерусалима, где был Иисус с учениками. Нравственный смысл поступка совершенно прозрачен. Самого факта этого было бы достаточно, чтобы увидеть глубину падения бывшего апостола. Однако мы имеем не только правдивый рассказ святых евангелистов, но оценку Иуды Искариота, данную Спасителем: впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф.26:24). Если Сам Иисус Христос, Который молился на Кресте за распинавших Его (Отче! прости им, ибо не знают, что делают; Лк.23:34), так сказал, можно представить всю тяжесть содеянного предателем. Надо думать, что Господь предвидел, что найдутся люди, которые будут оправдывать измену ученика и даже пытаться … поставить предателя выше тех, кто остался верен до конца Господу. Поэтому Господь еще раз говорит ученикам: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин.6:70-71). Предательство Иудой Учителя с разных точек зрения рассматривается в обширной литературе, начиная со святоотеческого периода. Первое, что необходимо понять в этом событии: в чем именно состояла услуга первосвященникам со стороны сребролюбивого ученика? В евангельском повествовании об этом сказано кратко: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф.26,48). Возникает вопрос: помог ли Иуда опознать Иисуса Христа? Ведь Спаситель не был руководителем тайной общины; три с половиной года Он проповедовал и творил чудеса, в том числе и в Иерусалиме в присутствии вождей народа.

http://pravoslavie.ru/2239.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010