В апреле 1725 года архиепископ Феодосий был арестован и подвергнут розыску. В ходе расследования обнаружилось, что своих слуг он обязал присягой на верность себе, вроде государственной присяги. Суд приговорил его к лишению сана, и под именем чернеца Федоса некогда всесильный церковный сановник был заточен в тюрьму Корельского монастыря на далеком севере, где через пять месяцев страданий скончался. Вместо него Новгородскую кафедру занял сам Феофан, ставший первым членом Синода. Но вторым членом Синода стал давний обличитель Феофана архиепископ Феофилакт (Лопатинский), а третьим членом – Ростовский митрополит Георгий (Дашков), выходец из старинной боярской семьи, сильный связями в родовитом дворянстве. После смерти Екатерины I престол перешел к Петру II, сыну царевича Алексея. В царствование этого отрока государственная власть оставалась в руках временщиков-верховников, самым влиятельным из которых вначале был Александр Меньшиков, а после его падения и ссылки в Сибирь – князья Долгорукие. При правлении Долгоруких стали открыто проявляться стремления к реставрации допетровских порядков. В связи с этим в Синоде усиливается позиция великорусской «партии». Митрополит Георгий настоял на вводе в Синод уволенного еще при Петре I престарелого опального архиерея митрополита Игнатия (Смолы) и архимандрита Льва (Юрлова), возведенного вслед за этим на Воронежскую кафедру. Архиепископ Феофилакт держался в стороне от сторонников митрополита Георгия, но как и архиереи-великороссы, он был убежденным противником церковно-политической линии Феофана, который остался единственным в Синоде ревнителем петровских идей. В церковных кругах открыто стали вести разговоры о восстановлении патриаршества. Над головой Феофана, больше всех потрудившегося над упразднением патриаршества, к тому же причастного к трагедии отца императора – царевича Алексия, собиралась гроза. Но в ночь на 19 января 1730 года скончался пятнадцатилетний император, последний из русских царей, которого погребли в Москве, в Архангельском соборе Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Евангелии подробно сказано о том, как должны выдвигаться такие обвинения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17). Допустим, нам чем-то не угодил священник и мы в приступе «праведного гнева» готовы растерзать его. Задумаемся, христианское ли чувство нас посетило? Уверены ли мы, что священник действительно поступил неправильно? Настолько ли хорошо знаем церковные каноны, чтобы выступать судьями? Мне в пастырской практике достаточно часто приходится сталкиваться с совершенно нелепыми обвинениями и упрёками в адрес священнослужителей. Обычно этим грешат так называемые захожане, люди, редко посещающие храм Божий, плохо знающие устав Церкви, маловерующие. Зачастую обвиняют там, где как раз батюшка и поступил правильно, согласно церковным правилам. Не допущенный ко святому крещению, или временно отлучённый от причастия, или укорённый в смертном грехе на исповеди, человек хочет немедленно сообщить об этом правящему архиерею, а лучше – сразу Святейшему. Можно представить, какое количество таких писем приходит в Патриархию. Сейчас, к сожалению, у многих в голове своя религия и никакие Вселенские соборы им не указ. Что уж говорить о том, когда обвинения выдвигают атеисты, закоренелые безбожники или еретики? На II Вселенском Соборе установлено: если кто-то обвиняет священника или епископа в том, что может привести к лишению сана, Церковь должна неукоснительно следовать принципу рассмотрения лица. Обвинять священника в каноническом преступлении имеет право только православный, состоящий в каноническом общении с Церковью, не пребывающий ни под каким отлучением или обвинением и не обращавшийся по этому вопросу ни к каким мирским инстанциям. Тот, кто этому критерию не соответствует, от всякого обвинения должен быть отстранён уже потому, что с высокой вероятностью это может быть враг Церкви, который стремится к её разрушению, к личной мести или внесению смуты. С таким даже разговаривать не о чем – даже если его обвинение справедливо (не говоря уж о случае, если оно несправедливо): очевидно, что он выдвигает его не чтобы очистить Церковь от порока, а для того, чтобы нанести ей вред.

http://pravoslavie.ru/45761.html

в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 ноября 2007 года (журнал 108) в связи с учреждением в составе «Бессарабской митрополии» епархий на территории Республики Молдова и Украины с центрами в городах Бельцы, Кантемир и Дубоссары, где уже имелись законно поставленные православные епископы, а названия упомянутых городов содержатся в титулах епархиальных архиереев Православной Церкви Молдовы. В заявлении Священного Синода от 7 ноября 2007 года также подчеркивалось, что в состав Южно-Бессарабской епархии «входит " бывшая Белгород-Днестровская и Измаильская епархия " , то есть область, находящаяся в составе Украинской Православной Церкви и имеющая епископов, именующихся по названию данных городов»; на Архиерейском Соборе 2008 года, выразившем озабоченность односторонними действиями Румынского Патриархата, которые подрывают традиционные основы отношений между Православными Церквами и содержат угрозу православному единству в целом. 25 октября 2023 года Синод Православной Церкви Молдовы (журнал 11) на основании канонических постановлений (Апостольские правила 12, 15, 32, 33; IV Вселенского Собора правила 11, 13, 20, 23; Трулльского Собора правило 17; Антиохийского Собора правила 3, 6, 7, 8, 11; Лаодикийского Собора правила 41, 42; Сардикийского Собора правило 9; Карфагенского Собора правила 23, 106; I Вселенского Собора правила 15, 16) подверг лишению сана шестерых клириков, своевольно перешедших в «Бессарабскую митрополию» Румынского Патриархата, в клир которой они были приняты без отпускных грамот. Ряд священнослужителей Православной Церкви Молдовы, позднее аналогичным образом совершивших своевольный переход в «Бессарабскую митрополию», запрещены в служении впредь до их возможного раскаяния. Члены Священного Синода Русской Православной Церкви с глубоким сожалением констатировали, что упомянутые постановления Синода Румынской Православной Церкви находятся в прямом противоречии со священными канонами, в частности с 11, 12, 31 и 32 правилами Святых Апостолов, 2 правилом II Вселенского Собора, 5 и 8 правилами III Вселенского Собора, 13 правилом IV Вселенского Собора, 17 правилом Пято-Шестого (Трулльского) Собора, 13 и 22 правилами Антиохийского Собора.

http://radonezh.ru/2024/03/13/sinod-russ...

Вот до какого смешения юридических понятий могут доходить иные русские люди! Не удивительно, если мы при этом дойдем когда-нибудь и до полной анархии. Существующий у нас порядок увольнения архиереев еп. Гермоген, по-видимому, находит, несправедливым. Почему же в таком случае он не протестовал ранее, когда вопрос шел о других епископах? Не особенно давно, например, при полном молчании еп. Гермогена, из Таврической епархии был удален епископ Алексий, не желавший покидать ее, и некоторые другие. Ведь еп. Гермоген уже не первый раз вызывается для присутствия в св. Синоде и, наверное, сам подписывал многие доклады Синода о назначении и увольнении епархиальных архиереев. Действуя во имя невмешательства светской власти в дела церковные, еп. Гермоген сам, однако, прибегает к ее помощи по причине разноглася с ним других членов Синода по вопросам чисто церковным. Действия еп. Гермогена попали в какой-то ложный круг. Но, мало того, столь ревнующий о древних канонах, и упрекающий Синод в их несоблюдении, еп. Гермоген, сам, однако, тут же нарушает эти каноны. Еп. Гермогену, конечно, известно, что древние соборы, например, Сардикийский в 9 правиле и Антиохийский в 10, воспрещают отдельным епископам непосредственное обращение к царю без согласия других епископов и без участия высшей церковной власти, которая принадлежала тогда митрополитам. За нарушение этого епископы по II правилу Антиохийского собора подлежат отлучению и лишению не только общения, но и сана. Такое запрещение вполне понятно. Епископы в делах церковных должны действовать соборно. Предоставление каждому доводить свои просьбы до царя может оказываться вредным для церковной жизни и в случае разногласия таких просьб может поставить верховную власть в крайне затруднительное положение. Комментаторы древних церковных правил, кроме того, поясняют, что многие епископы злоупотребляли своим непосредственным обращением к верховной государственной власти. Они подавали царю просьбы несправедливые, вредные для церкви и обличавшие у них происки честолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Дело внешне похоже на украинс кий вариант раскола Православия, но в России использован особо духовно-злостный характер внутрицерковной диверсии. На Украине создали новую автокефалию, придерживающуюся христианского вероучения. Кочетковцы от христианства удаляются уже в течение двадцати пяти лет своего существования. В настоящий момент плацдармом для раскола в РПЦ кочетковцами избрана Тверская Епархия, новый Митрополит которой Савва (Михеев), похоже, может стать главой новой, кочетковской церкви внутри России. Перед участниками кочетковской конференцией 2 февраля было зачитано приветствие Митрополита Тверского и Кашинского Саввы, который сделал своим советником модератора кочетковского движения А.Васенёва и ввел его в Миссионерский отдел Тверской Епархии. В беседе с народом 20 февраля в Кафедральном соборе Твери наш новый Митрополит назвал кочетковскую конференцию «высоким собранием», уже зная, что там было заявлено Кочетковым о задуманной им борьбе с Православием. На вопрос из зала, как он отнесётся к лишению о.Г.Кочеткова священного сана, Митрополит ответил, что будет сожалеть об этом. Почтение нашего Архиерея к о.Кочеткову вызывает тревогу. Мы не имеем права не думать об этом, потому что кочетковщина требовательно ведёт к тому, чтобы православные отступили от Христа, предав Спасителя. Впервые в Твери рукополагаются священники из кочетковских братств, которыми заменяют тех пастырей, кто до этого десятилетиями воспитывал православную паству в тверских приходах. Обнаружилось, что эти молодые кочетковские священники изменяют сам характер Церкви, например, допуская к Св.Причащению без предварительной исповеди, то есть, произвольно нарушая многовековые установления Церкви Божией. О Кочеткове. Укажем несколько положений из ереси Кочеткова, направленной против Православной Церкви, ереси куда более опасной, чем ересь Ария. Церковное учение о.Георгия Кочеткова, изложенное в его трех катехизисах, было подвергнуто анализу двух богословских Комиссий: в 2000г. московская Комиссия под руководством протоиерея Сергия Правдолюбова и в 2001 г. Синодальная богословская комиссия, возглавляемая Митрополитом Минским Филаретом. Представители Комиссий также опросили о.Георгия, выслушав объяснения его религиозных воззрений.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/14/tv...

Когда в августе 1921 года вся Православная Церковь отозвалась на дело помощи голодающим, в петроградских церквах по указанию митрополита Вениамина началась работа духовенства и мирян. Желая сохранить как можно больше благолепия в храмах, митрополит призывал жертвовать личные вещи и драгоценности (можно как угодно относится к традиции богато украшать церкви, но храм в любом случае – Дом Божий). Эта работа была прервана в самом начале по указанию Советской власти. 23 февраля 1922 года в «Московских известиях» был опубликован Декрет об изъятии на помощь голодающим церковных ценностей. В том же месяце вышло в печати Послание Патриарха Тихона «Ко всем верным чадам Российской Православной Церкви», направленное против насильственного изъятия ценностей, и митрополит Вениамин разослал это Послание по всей епархии для исполнения. Одновременно митрополит, не перестающий работать над вариантами более успешного сбора средств в помощь голодающим, вступил в переговоры со Смольным. Там же он огласил Обращение секретарю Исполкома Комарову. В этом Обращении говорилось, в частности, следующее: «Отдавая на спасение голодающим священные для себя по их духовному, и не материальному значения сокровища, Церковь должна иметь уверенность, что: 1)         все другие средства и способы помощи исчерпаны, 2)         пожертвованные святыни будут употреблены исключительно на помощь голодающим, и что 3)         на пожертвование их будет дано благословение Высшей церковной власти». О принудительном изъятии церковных ценностей митрополит сказал как об акте кощунственныом и святотатственном. За участие в этом акте, по канонам, мирянин подлежит отлучению от Церкви, а священнослужитель – лишению сана. Митрополит в Смольном был выслушан внимательно и в некотором роде даже дружелюбно. Со всеми его предложениями согласились. С виду все шло, как сейчас говорят, к мирному урегулированию конфликта. Через пять митрополит был приглашен в Смольный, в комнату Верной дорогой идете, товарищи? Решение власти было изменено. Правительство принялось настаивать на насильственном изъятии. Тогда Митрополит Вениамин написал второе заявление, адресованное Петроградскому губисполкому. В этом заявлении он продолжал настаивать на своем и просил учесть те условия, на которых возможно жертвование священных сосудов. В частности, в тексте говорилось: «Настаивая на предоставлении Церкви права самостоятельной организации помощи голодающим, я исходил из предположения, что нужды голодающих столь велики, что Церковь вынуждена будет, при развитии своей благотворительной деятельности, отдать на голодающих и самые священные предметы свои, использовать которые по канонам и святоотеческим примерам может только сама Церковь.

http://pravoslavie.ru/1772.html

Митрополит Павел заботился о просвещении народа через пастырей, а потому, прибыв в Тобольск, прежде всего обратил внимание на усовершенствование духовной семинарии. Семинария существовала в Тобольске уже 20 лет, но классов в ней было немного. Преосвященный не замедлил открыть богословский класс и сам непосредственно наблюдал за преподаванием. При митрополите Павле было построено 20 каменных храмов в Тобольске и других городах. Он был стойким противником отчуждения монастырских земель и за непоколебимое отстаивание своего мнения был присужден Святейшим Синодом к лишению архиерейского сана, но приговор не был приведен в исполнение. Согласно указу императрицы Екатерины II, митрополит Павел ушел на покой в Киево-Печерскую лавру. Существует и такое мнение, что причиной увольнения митрополита Павла на покой явилась клевета Савватия Исаиевича. На покое святитель жил с великим смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, вместо подушки имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого. Повествуют, что в ночь накануне синодального суда подсудимый святитель во сне явился синодальному члену митрополиту Димитрию (Сеченову, † 1767) и сказал ему: «Некогда отцы наши, в числе коих некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями, и я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих предсказываю тебе, попечителю церковных имуществ, позорную и нечаянную смерть». При отъезде из Санкт-Петербурга митрополиту, по воле императрицы, давали какие-то деньги, несколько тысяч рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождавшим митрополита. Наместник лавры предложил святителю: «Примите этот дар, по крайней мере, для святой лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное». Павел спросил: «А що ты устроищ, отче, на сей огонь?» Наместник ответил: «Позолотим чрез огонь церковные главы». «Се добре», – отвечал Павел. Деньги были приняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1948 году – участник Собора 8 сентября по избранию Патриарха Сергия и отлучению от Церкви и лишению сана священнослужителей за измену и переход к фашистам. 2/15 мая 1944 года после кончины Св.Патриарха Сергия, в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской Церкви и, согласно завещательному распоряжению почившего, становится Патриаршим Местоблюстителем. 2.II.1945 Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал митрополита Алексия – Патриаршего Местоблюстителя, Патриархом Московским и всея Руси. 4.II.1945 состоялась его интронизация. Награжден орденом Св.Ап.Марка и высшими орденами Ливанской и Сирийской республик. В 1948 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1947 году награжден Румынским орденом. 21.II.1949 – присуждено звание доктора богословия. 19.VI.1952 избран почетным членом Ленинградской Духовной Академии. 8.XI.1952 награжден орденом Трудового Красного Знамени. 6.XI.1962 вновь награжден орденом Трудового Красного Знамени. 28.IV.1963 г. ст/ст.Русская Церковь отметила славный юбилей Святейшего Патриарха Алексия – 50-летие его служения в епископском сане. В период своего 20-летнего патриаршего служения он совершил ряд знаменательных поездок, в которых проявилась его забота о Русской Церкви, направленная с одной стороны, к тесному взаимообщению с автокефальными Церквами, а с другой, к ее внутреннему процветанию. Так, в июне 1945 г. Первосвятитель совершил поездку на Восток: он побывал в Иерусалиме, Александрии, Каире, Бейруте, Дамаске и Лидде. В октябре (с I по 14) того же года посетил Грузию. В 1946 году с 20 мая по 3 июня совершил поездку в Болгарию. В 1947 году с I по 15 июня пребывал в Румынии. В мае 1948 года совершил поездку по Украине: он посетил Харьков, Полтаву, Киев и Чернигов. В сентябре 1956 года посетил Кишенев. В 1957 году в начале сентября снова побывал в Болгарии, а в октябре с II по 31 – в Югославии. В ноябре и декабре 1960 года совершил паломничество в страны Ближнего и Среднего Востока: он посетил Александрию, Каир, Дамаск, Ливан и Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но с 20-х годов ХХ века позиция этой кафедры изменилась. Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) выступил с теорией, согласно которой Константинопольский патриарх не просто является первым в ряду предстоятелей Поместных православных церквей, но и имеет особые привилегии: быть высшим судьей в случае церковных конфликтов и управлять всеми православными приходами, находящимися за пределами национальных границ Поместных церквей. Эти притязания особенно разрушительным образом проявились в церковном конфликте на Украине. Коротко напомним его суть. Большая часть украинских верующих принадлежит к Украинской православной церкви, которую возглавляет митрополит Киевский Онуфрий. Будучи вполне самоуправляемой, эта Церковь находится в общении с Московским патриархатом. В начале 1990-х, после того, как Украина стала независимой, при содействии светских властей возник (по чисто националистическим соображениям) так называемый Киевский патриархат – раскол, который возглавил бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко). За свое упорство в расколе он был извержен из сана Архиерейским собором Русской православной церкви, а потом и предан анафеме. Эту анафему в свое время признал и Константинополь. Однако в 2018 году, после того, как к нему обратились «досточтимые власти Украины» в лице президента Порошенко, а еще более досточтимые власти США эту просьбу поддержали, патриарх Варфоломей решил создать на основе «Киевского патриархата» и другого раскола, УАПЦ, так называемую Православную церковь Украины, назначив «митрополитом Киевским» Епифания (Думенко). При этом он перестал признавать митрополитом Киевским Онуфрия, которого считают своим главой большинство (две трети, если считать по числу приходов) украинских православных. Митрополит Онуфрий не совершал никаких преступлений, которые могли бы привести к лишению кафедры, и вообще не давал к этому никакого повода – патриарх Варфоломей просто объявил о назначении на его место другого, актом чистого произвола, по-султански, ни с кем ни советуясь и никому не давая отчета.

http://radonezh.ru/2021/09/21/sergey-hud...

Особую злостность задуманного предприятия составляет то, что его исполнители вторгаются на Украину намеренно вслед за немцами: пока те будут неистовствовать над невооруженными людьми и громить хозяйственную и культурную жизнь украинцев, эти будут громить вековой церковный строй, насаждая автокефалию. По 8-му правилу св. Григория Неокесарийского, изменники христианства, участвовавшие вместе с варварами в ограблении христианских селений, в случае покаяния не принимаются даже в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе. Тем непростительнее вина тех изменников православию, которые будут пользоваться нашествием варваров-фашистов, чтобы при их поддержке грабить украинцев духовно, увлекая их из спасительной ограды Церкви-матери на путь раскола и самочиния. Что же сказать о вине архиерея, который, изменив своей архиерейской присяге и совести, предоставил свое архиерейство на службу преступному предприятию? 3. К довершению всего, теперь мы слышим, что епископ Поликарп пошел к фашистским властям и повторил давно сказанные слова: «Что ми хощете дати и аз вам предам Его?» Чем иным можно назвать сговор епископа Поликарпа с фашистами, после всего того, что они делают на наших глазах по нашей земле, как не самой предательской изменой делу народному, а значит, и делу православия? Притом изменил он не местному только православию: весь православный мир вместе с нами молится о разгроме фашизма, этого современного исчадия ада, как его назвал в своей телеграмме на мое имя Блаженнейший Патриарх Александрийский Христофор. За все вышеизложенное епископ Поликарп по совокупности подлежит, говоря современным нашим церковно-судебным языком, лишению сана и монашества с исключением из духовного звания. По действующим у нас правилам, обвиняемый в преступлениях, угрожающих таким наказанием, должен быть в виде предсудебной меры запрещен в священнослужении (с чем вместе он устраняется и от управления) впредь до раскаяния или до решения его дела судом. О таковом запрещении епископа Поликарпа Сикорского я и объявляю настоящим своим посланием как ему самому, так и всему церковному обществу.

http://sedmitza.ru/lib/text/439907/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010