Закрыть itemscope itemtype="" > Почему этого не было сделано раньше? Митрополит Запорожский Лука недоумевает, почему некоторые скорбят о лишении сана блогера Кураева 04.01.2021 2205 Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука опубликовал в Telegram-kahaлe Лekapь.zp своё отношение к лишению сана протодиакона Андрея Кураева. «Христос посреди нас, дорогие мои читатели! О снятии сана с Андрея Кураева. Странные вещи я читаю в некоторых православных СМИ: " Очень многие православные скорбят по поводу решения Церковного суда о снятии сана с протодиакона Андрея Кураева " . Не знаю, как насчёт скорби, но мне точно известно, что многие православные недоумевают, почему этого не было сделано раньше. Почему человек, который уже много лет льёт грязь на Церковь, клевещет на Неё, извращая и перекручивая на свой лад Её жизнь, до сих пор числился в списках клира Русской Православной Церкви? А.Кураев требует пунктов канонического права в отношении этого решения. Есть вещи настолько очевидные, что не требуют специального параграфа. В канонах не написано, что враг Церкви не может быть Её членом, потому что это и так понятно. А то, что он, Андрей Кураев, Её враг – тому подтверждение практически каждая его публикация», - пишет владыка Лука. «Последняя из них " На Фанар? " – яркая тому иллюстрация. Оговорка по Фрейду или самообличение начинается с первого же пафосного его заявления: " Я очень давний публичный человек. 30 лет на арене цирка. Причем всегда был задирой и новатором " . Ведь правда же! Тридцать лет этот человек работает в цирке СМИ, а числится почему-то в штате Русской Православной Церкви. " Задира и новатор… " , простите, но эти профессиональные навыки для диаконского служения не подходят. В присяге, которую ставленник произносит перед рукоположением, речь идёт о совершенно других вещах. И Священное Писание, и каноны Церкви также перечисляют другие качества священнослужителя. В цирке да, это действительно нужно для эффектного воздействия на публику. Нравиться зрителям, подымать рейтинг своих просмотров ажиотажными антицерковными публикациями – все это профессионализм достойный лицедея, но не служителя Бога», - подчеркнул митрополит Лука.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/04/po...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231 г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 909 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, невыяснено; несомненно, что еще при жизни Оригена возбужден был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 910 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен еще на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена – непосредственные или посредственные 911 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почетного, чем «младший Ориген » 912 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохою особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повел с большею энергиею, чем тактом и осмотрительностью: поставив своею задачею – осветить с возможною силою различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 913 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошел» 914 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

III. Историческая судьба учения Оригена о Св. Троице До арианства В 231г. Ориген должен был навсегда оставить Александрию. Один александрийский собор приговорил его к изгнанию из этого города, другой – к лишению священнического сана 872 . Чем мотивировали свой приговор отцы соборов, не выяснено; несомненно, что ещё при жизни Оригена возбуждён был вопрос о его православии, и он писал по этому поводу к Фабиану, епископу римскому, и многим другим 873 , но неизвестно, подвергалась ли сомнению чистота вероучения Оригена о Св. Троице, равно как и то, был ли вопрос о его православии поставлен ещё на александрийских соборах. Вся эта буря, поднявшаяся против Оригена , не имела, однако, важных последствий для славы его имени. В самой Александрии должность катехета в огласительном училище преемственно занимают ученики Оригена  – непосредственные или посредственные 874 , и его имя окружено столь блестящим ореолом, что для трудолюбивого, даровитого Пиерия не находят названия более почётного, чем «младший Ориген » 875 . Преемниками догматического воззрения Оригена были его преемники в звании катехета Дионисий Великий, Пиерий и Феогност. Время деятельности Дионисия Великого уже в сане епископа александрийского совпадает с эпохой особенного оживления и успешной пропаганды савеллианства, борьба с которым дала ему громкую известность. Свою полемику он повёл с большей энергией, чем тактом и осмотрительностью: поставив своей задачей – осветить с возможной силой различие между Отцом и Сыном, Дионисий думал достигнуть своей цели как тот неискусный садовник, который, выпрямляя искривившееся молодое дерево, искривляет его в противоположную сторону 876 . В одном из своих писем Дионисий допустил такие выражения: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошёл» 877 . Это письмо возбудило сильное волнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Общие постановления Общее основание церковных постановлений о таинстве крещения заключается в словах самого Спасителя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Матф. 28, 19 ). В этих словах выражается и необходимость крещения для всех обращающихся ко Христу, и право совершения его, принадлежащее власти апостольской и сохраняющееся в Церкви непрерывным преемством этой власти, и видимый образ крещения, погружение (βαπτιζοντες) и таинственная сила его, заключающаяся в освятительном призывании лиц св. Троицы, и необходимое условие к правильному совершению таинства,–раздельное призывание всех трех Лиц Божеских. Апостолы, исполняя эту заповедь Спасителя, раскрыли ее и предали Церкви в своих положительных правилах (писанных) и в устных преданиях. Церковь вселенская сохранила эти правила и предания, ограждая их подробнейшими постановлениями. Крещение в православной Церкви совершается через троекратное погружение тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа. Как духовное возрождение человека, крещение, по разуму православной Церкви, полагает в душе его печать неизгладимую 1 . Поэтому, принятое однажды, крещение не повторяется, если только оно правильно совершено, т. е. чрез троекратное погружение во имя св. Троицы, и, если слова: во имя Отца, и Сына и Св. Духа произнесены при крещении по точному разумению православной католической Церкви. Оно не повторяется и по совращении в ересь и даже по отпадении от веры, когда падшие снова в православную Церковь возвращаются ( 2 ). За повторение правильного крещения, правила подвергают священнослужителя лишению сана (апост. 47). Видимый образ крещения обозначен самим Иисусом Христом, когда Он говорит о погружении, выражаемом в самом слове крещение, – во имя Отца и Сына и Св. Духа, и с точностью определен апостолами, которые положили следующее правило: «аще кто, епископ, или пресвитер, крестить не по Господню учреждение во имя Отца и Сына и Св. Духа, или совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение: да будет извержен» (апост. 49 и 50). Православно-кафолическая Церковь сохранила такой образ крещения со всею точностью, не допуская в нем ни малейшего изменения, как потому, что он определен самим Иисусом Христом и апостолами, так и потому, что в нем выражается сущность и сила таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Патриарх Фотий 58 занял Константинопольскую кафедру при довольно исключительных обстоятельствах. Он вступил в управление Церковью при живом заместителе кафедры, известном своей аскетической жизнью патриархе Игнатии, который происходил из царского рода. В 813 г. по случаю низвержения Михаила Рангави два сына его, Феофилакт и Никита, были сделаны евнухами и сосланы в монастырь. Никита, принявший по пострижении имя Игнатия, в 847 г. был возведен царицей Феодорой в патриархи и десять лет оставался во главе Церкви. В 857 г. по случаю резкого столкновения с кесарем Вардой и царем Михаилом III, который требовал от патриарха утверждения церковным авторитетом принятых им жестоких мер против своей матери и сестер, без церковного суда Игнатий лишен был власти и свободы и сослан в заточение на остров Теревинф на Мраморном море. При этих обстоятельствах выступила кандидатура на патриарший престол протоспафария Фотия, человека, происходившего из высших рядов византийской аристократии и имевшего связи при дворе. Нет сомнения, что Фотий, принимая посвящение и прошедши с необычной скоростью все церковные степени, должен был отдавать себе отчет в том, что законность его возведения в епископы может подвергаться сомнениям и спорам, пока не решен канонически вопрос о бывшем патриархе, который продолжал носить титул и сан и имел много приверженцев среди церковных людей. Поэтому Фотий обращался с предложением к Игнатию ради церковного мира дать письменный акт об отречении, но не имел успеха и в самом конце 858 г. принял посвящение от руки Сиракузского архиепископа Григория Асвесты. Этот последний, проживавший в Константинополе по случаю арабских нападений на Сицилию, состоял в оппозиции к патриарху Игнатию и, как глава враждебной ему партии, был неоднократно присуждаем к лишению сана. Хотя это последнее обстоятельство оспаривается Фотием и его приверженцами, тем не менее в последующей истории церковных сношений между Востоком и Западом вопрос о законности рукоположения Фотия от руки Сиракузского архиепископа продолжает иметь важное значение и служить одним из главных средств в борьбе Римского папы с Фотием. Не входя здесь в обсуждение оснований, на которые опирались стороны, мы должны признать не соответствующим ни обстоятельствам, ни положению Фотия и его партии такой ход дела, чтобы при посвящении преемника Игнатия не соблюдены были элементарные условия, требуемые каноническими правилами. В известительном послании о посвящении Фотия, отправленном Михаилом III в Рим, не названо лицо, совершившее церемониал, об нем упоминается в первый раз в сношениях между Римом и Константинополем в 863 г., когда назрел ряд других вопросов, обостривших отношения между Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

(Саевич (Исаевич); † после 1733, Святогорский Успенский мон-рь (ныне в пос. Пушкинские Горы, Псковская обл.)), игум., борец против Брестской унии 1596 г. К 1693 г. И. занимал пост наместника Почаевского монастыря (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ), с его именем связано антиуниатское восстание братии в авг. 1693 г. К нач. 1693 г. почаевский игум. Вениамин (Рыбчинский) открыто склонялся к принятию унии, восхвалял в проповедях католичество, действуя по согласованию с тайным сторонником унии Луцким и Острожским еп. Афанасием (Шумлянским) , в юрисдикции к-рого состоял Почаевский мон-рь. И. воспротивился униат. планам. По его требованию Вениамин (Рыбчинский) был смещен с поста, 23 авг. 1693 г. новым настоятелем был избран Иннокентий (Ягельницкий). В связи с нежеланием еп. Афанасия (Шумлянского) утвердить это решение большая часть братии во главе с И. и игум. Иннокентием (Ягельницким) вышла из подчинения архиерею. Монахи требовали предоставить обители ставропигию (по-видимому, они предполагали перейти в непосредственное подчинение Московскому патриарху), отказались допускать в мон-рь представителей еп. Афанасия и арестовали пятерых сторонников унии в мон-ре. Для усмирения братии еп. Афанасий направил в Почаев архидиакона Луцкой кафедры Иакинфа (Жуковского) и настоятеля Четвертинского монастыря игум. Феодосия (Стояновского), поручив последнему вступить во временное управление Почаевской обителью. В результате вооруженного столкновения прибывших с братией игум. Иннокентий и неск. монахов были арестованы и отправлены в Рожище, где находились резиденция Луцкого архиерея и духовная консистория. 24 февр. 1694 г. Луцкий консисторский суд обвинил руководителей восстания игум. Иннокентия (Ягельницкого), И. и мон. Евфимия (Муравского) в нарушении канонов, учинении бунта, неповиновении епископу и проч. и приговорил к лишению сана, расстрижению и отлучению от Церкви. В отличие от 2 др. подсудимых, доставленных в Луцк, И. не присутствовал на суде, т. к. ему удалось при помощи руководителя кременецкого Богоявленского братства С. Жабокрицкого уехать из монастыря. Вероятно, антиуниат. восстание почаевских монахов было поднято при поддержке Кременецкого братства. Решение о расстрижении и об отлучении И. было отменено после смерти Афанасия (Шумлянского) Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , временно управлявшим Луцкой епархией. Еп. Иосиф, желая иметь на Волыни репутацию защитника Православия, в сент. 1694 г. восстановил И. в должности наместника Почаевского мон-ря, сняв с него все канонические прещения.

http://pravenc.ru/text/578545.html

Несколько слов о деле о. Г. Петрова 631 За последнее время очень много писалось и говорилось о деле свящ. Г. Петрова 632 . Почти в каждом номере самых различных по своему направлению газет можно найти статьи, сообщения и слухи, касающиеся этого дела. И между тем, по моему мнению, религиозно никто не коснулся судьбы свящ. Г. Петрова. Зная наперёд, что вряд ли редакция «Века» целиком будет разделять моё мнение, я пишу в форме «письма в редакцию», надеясь на гостеприимство и терпимость уважаемого издания. Свящ. Г. Петров – не мученик, и с этой точки зрения судьба его не заслуживала бы такого широкого ежедневного обсуждения, как это делается теперь. Гонения, которым подвергнут он, совершенно бледнеют не только перед страдальцами, по пятидесяти лет томившимися в наших православных монастырских тюрьмах за свою веру 633 , но даже перед массой безвестных провинциальных пастырей, которые за последнее время подвергались со стороны духовной администрации и высылкам, и заточениям, и лишению сана. Достаточно вспомнить судьбу замечательного священника в Тифлисе Ионы Брихничёва 634 , всенародно спрашивавшего «Христиане ли цари?», который больной был брошен в тюрьму и лишён сана. «Клиросное послушание», по сравнению со всеми этими фактами, – не наказание, а милость. Понятно, конечно, почему газеты, чуждые религиозных вопросов, преследующие исключительно политические цели, остановились именно на «деле свящ. Петрова». Свящ. Г. Петров популярен, его знают, читают и любят, и несправедливость в отношении его, незаслуженное преследование, хотя бы самое незначительное, легче и шире, чем судьба какого-либо другого пастыря, могло усилить в широких массах оппозиционное настроение. Для «политических» газет религиозная сторона дела совершенно безразлична. Им важно использовать «дело» в своих политических целях… И они с своей точки зрения правы, всячески обрушиваясь на правящую бюрократию, не дающую никому сказать свободного слова, преследующую даже такие умеренно-либеральные в политическом смысле произведения, как все фельетоны и статьи о. Петрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В Израиле могут быть заморожены счета Иерусалимской Церкви 21 ноября 2005 г. 14:04 Иерусалим, 21 ноября. Несмотря на то, что избранный в августе Иерусалимский Патриарх Феофил признан всеми поместными Православными Церквами, а также правительствами Иордании и Палестинской автономии, Израиль продолжает отказывать ему в признании и возражает против проведения намеченной на вторник церемонии его интронизации. В конце прошлой недели министр без портфеля Цахи Ханегби, ответственный в правительстве Израиля за дела Иерусалима, аявил, что «интронизация нового Патриарха без одобрения Израиля противоречит закону». По мнению министра, слова которого приводит газета «Джерузалем пост», главная цель интронизации Феофила III — «завершить изгнание Иринея I». Израильское правительство, напомнил Ц.Ханегби, считает, что Верховный суд страны должен предварительно решить вопрос о том, «следует ли государству уважать назначение нового Патриарха на место Иринея». А пока власти Израиля утверждают, что Элладской Православной Церкви «не следует идти напролом и проводить интронизацию Феофила». Снятие с должности бывшего патриарха Иринея Синодом Иерусалимской Церкви в мае этого года получило признание Собора представителей Поместных Православных Церквей, собравшегося в том же месяце в Стамбуле. В числе причин такого решения Синодом назывались умственная болезнь и неадекватность бывшего главы Иерусалимского Патриархата, а также безответственность при управлении церковными делами. Однако, как заявил в конце октября Патриарх Феофил, израильское правительство согласно признать его законным Патриархом лишь при условии подтверждения с его стороны тех сделок с недвижимостью в Восточном Иерусалиме, которые были заключены между еврейскими инвесторами и Иринеем I. Эти операции и стали одной из причин конфликта, приведшего Иринея сначала к отрешению от патриаршей должности, а затем и к лишению сана за отказ признавать решения Синода. «Непризнание Феофила Израилем создает проблему», — считает секретарь синода Иерусалимского Патриархата архиепископ Константинский Аристарх. Однако он подчеркнул, что этот факт не станет причиной отсрочки интронизации. По его мнению, «Израиль поступил бы мудро, признав новую ситуацию». Архиепископ выразил надежду на то, что «решение будет найдено», поскольку Патриархат хотел бы «поддерживать честные и достойные отношения с Израилем».

http://patriarchia.ru/db/text/59067.html

Евгений, архиепископ Псковский и Порховский (Бажанов Александр) Родился в 1784 году в селе Заглухине Тульской губернии в семье причетника. Обучался в Тульской духовной семинарии, затем в Московской славяно-греко-латинской академии, которую окончил в 1811 году. По окончании академии, 16 сентября 1811 года назначен учителем Тульской духовной семинарии. 1 сентября 1818 года перемещен в Казанскую духовную семинарию. 16 февраля 1819 года пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля – во иеромонаха. 6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиезерной Вознесенской пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря. 14 августа 1819 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии, а 22 августа – настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. С 15 сентября 1824 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 11 июня 1829 года хиротонисан во епископа Тамбовского. 17 февраля 1832 года – епископ Минский и Гродненский. 1 сентября 1834 года возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода. С 12 ноября 1844 года – архиепископ Астраханский. С 15 апреля 1856 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 6 июля 1862 года. Вот как описывают преосвященного Евгения его современники. Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству. Он обыкновенно ездил по городу на шестерике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках. Собой он был очень видный, с черной большой бородой. Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование. Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству. Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям. А наказания тогда были жестокие. Священников наказывали при консистории рогатками и колодками, иногда в течение нескольких недель. В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией. Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21-го числа Преп. Тимофея, пустынника в Символах При горе Олимпийской в Фессалии было некоторое пустынное удолье, наз. Символы (теснина), и монастырь в нем. Тут преп. Тимофей в молодых летах принял иноческое житие, проводя жизнь в молитвах, рукоделии и воздержании. Потом вышел из монастыря, и жил уединенно в горах и пустынях. Скончался в 795 г. Святого Евставия архиепископа Антиохийского Муж, знаменитый исповедничеством, благочестивый по вере, много ревновавший за истину, ересь арианскую ненавидел, отвращался людей с ее мыслями». Так передает о св. Евстафии – святитель Афанасий. Блаженный Иероним, называвший св. Евстафия «самогласною трубою», Иоанн Златоуст , почтивший его «похвальным словом», и Анастасий Синаит также высоко чтят св. Евстафия и с изумлением относятся к его образованности. Уроженец Памфилийского города Сиды, поставленный сначала епископом Берии Сирской, св. Евстафий по общему желанию народа был избран епископом Антиохийским и утвержден в этом сане отцами 1-го Вселенского собора (325 г.), на котором присутствовал и он сам и с твердостию обличал ариан. В 326 году он ездил в Грузию, чтобы поставить там пастырей для вновь просвещенных христианскою верою. Ненавидимый арианами, св. Евстафий подвергся всякого рода гонениям с их стороны; ариане не отступали и перед самою низкою клеветою для достижения их цели – избавиться от могущественного по силе просвещенного убеждения и красноречия противника, занимавшего при том одну из значительнейших кафедр епископских. Прибыв в Антиохию с мнимою целию почтить пастыря, с настоящим же намерением – его погубить, ариане открыли здесь собор, на котором представленный ими ложный донос о безнравственном поступке святителя Евстафия принят был достаточным поводом к лишению его епископского сана. Несправедливость доноса скоро и несомненно обнаружилась, но посредством происков и новой клеветы ариане достигли изгнания Евстафия во Фракию, потом в Иллирию и наконец в Македонский город Филиппы, где только кончина святителя наложила печать молчания на уста его, везде и всегда свидетельствовавшие об истине. Только смерть его положила предел его мужественной борьбе против лжи святотатственного вероучения. Он скончался около 345 г. Мощи же его были перевезены в Антиохию в 482 году, при императоре Зиноне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010