синода окажется виновным при исполнении своих служебных обязанностей в качестве члена синода. Как суд второй (высшей) инстанции св. Синод действует в качестве канонического апелляториума для всех тех священных лиц или мирян, которые недовольны приговорами соответствующих консисторий. 3) св. Синод пересматривает, подтверждает или изменяет приговоры, представляемые ему подлежащей консисториею по служебной обязанности: а) когда какое-либо священное лицо приговорено к отрешению от места службы на срок более года; б) когда запрещено ему священнослужение на срок свыше года; в) когда оно отрешено от места службы навсегда; г) когда приговорено к лишению священного сана. 4) Св. Синод постановляет решение, когда консистория колеблется в вопросе о наказании, коему подлежит священное лицо, допустившее ту или другую вину. 5) Св. Синод дает свое заключение, когда то или другое священное лицо, приговоренное к лишению сана, обратится с просьбою о помиловании к королю. 6) Св. Синод следит за должным законным исполнением предписаний, когда известное священное лицо обвиняется в гражданском преступлении 7) Св. Синод следит за должным законным исполнением предписаний, когда известное священное лицо обязано явиться пред гражданским судом. Основания в законе для двух последних пунктов указываются следующие: для пункта 6: а) предусмотренные общим гражданским уголовным законом преступления, которые учинит случайно какое-либо священное лицо, разбираются и судятся перед гражданским судом, и приговор гражданского уголовного суда влечет за собою лишение священного сана подлежащего осуждению лица; б) о том священном лице, которое обвиняется в преступлении, гражданский суд немедленно должен поставить в известность подлежащую церковную власть, и если во время разбирательства дела, по решению суда, обвиняемое лицо должно находиться в заключении, то заключение это не может быть общим со всеми обвиняемыми, а в особом, определенном для того месте; если же то лицо будет осуждено, тогда отправляют его в общую для всех осужденных тюрьму: в) приговор, по которому известное священное лицо подвергается наказанию по общему уголовному закону, не приводится в исполнение тотчас после его объявления, но тогда, когда церковная власть лишит приговорённого к наказанию священного сана; г) священное лицо, приговоренное гражданским судом за какой-либо проступок к заключению, не может быть заключено в общую тюрьму, назначенную для лиц, обвиняемых за проступки, но должно находиться в заключении или в епископском доме, или в монастыре, или в каком-либо подобном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Отв. Во всем этом г. Соколов решительно неправ. И помощи он себе ищет там, откуда решительно не может получить. Ни каноны, ни нынешняя церковная практика не знают ревизионного порядка восхождения дел в случае приговоров о лишении сана. В канонах нет ни одной буквы о ревизионном порядке и указывается только один порядок восхождения дел сего рода, из низшей инстанции в высшую, апелляционный, – по жалобам подвергшихся приговору (Сардик. 14. Карф. 11 и др.). Причина весьма проста: ревизионный порядок восхождения дел есть принадлежность следственного процесса; каноны же получили начало во время господства процесса обвинительного, и потому в них не могло быть и речи о ревизионном порядке. Ревизионный порядок восхождения дел есть принадлежность следственного процесса и невозможен в процессе обвинительном, где суд возбуждается к деятельности только двумя стимулами – обвиняющею стороною, или обвиняемою; и без этих стимулов не может приступать к деятельности. Нет этого порядка и в нынешней практике по делам о лишении сана. В 181 ст. „Устава консисторий”, приведенной выше, точно определяется, что дела о лишении сана от епархиального суда могут восходить в Святейший синод только по апелляционному отзыву приговоренного к лишению сана; без этого отзыва приговор епархиального суда приводится в исполнение без ревизии Святейшего синода. Прежде не приведено было указания на каноны и нынешнюю практику не потому, чтобы нечего было сказать против этой очевидности фактов, как объясняет дело г. Соколов, ибо никакой ни очевидности, ни неочевидности не было, как и самых фактов, но по предположению, что каноны и нынешняя практика ему известны. На деле же оказывается, что он канонов и практики не знает, а связи и основания – почему право лишать пресвитера священного сана принадлежит одному архиерею, а не собору архиереев, не понимает. Это по той простой причине и очевидной, что и преподается священный сан пресвитеру одним епископом. Как преподается одним, так и отнимается одним же. И если г. Соколов будет требовать, чтобы пресвитер был лишаем сана по приговору собора епископов, то он должен будет непременно требовать, чтобы и поставляемы были пресвитеры собором епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

21 . Оказавшиеся виновными в преступлениях, противных правилам и за сие подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чини и в состояние мирян изгнанные, аще, приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех , за который лишились благодати и от него совершенно устраняют себя: да стригутся по образу клира. Аще же самопроизвольно не пожелают того: да растят власы подобно мирянам, яко предпочетшие обращение в мире жизни небесной. В наказаниях за преступления, определяемых церковными правилами священнослужителям, различаются две главные степени: запрещение, или (φορισμος), и низложение, или извержение из сана (καθαιρεσις). Первое наказание устраняет виновного от священнодействия на время, или только подвергает его лишению должности и места службы, с оставлением его в священном сане: последнее лишает его сана, совершенно и навсегда (Апост.5. Карф.36. Вас. в.3). Поэтому, при раскаянии и исправлении виновных, после первого наказания еще может быть им возвращено место и служение; но как совершенное лишение сана определяется уже навсегда и священство не может быть сообщено снова (ибо оно не повторяется и второе рукоположение в тот же сан не допускается (Апост.68): то раскаявшимся и исправившимся, после извержения из сана, VI вселенский Собор в настоящем правиле дозволяет возвратить только внешние принадлежности духовных лиц, напр. ношение волос, одежды по образу клира: т. е. смысл правила тот, что не имея на себе свящ. сана, они могут еще оставаться в духовном звании, подобно причетникам, и пр. Если же не исправляются в поведении, то совсем исключаются и из звания духовного, с обращением в мирские сословия 53 . 22 . Во епископа, или в какую бы то ни было степень клира поставляемых за деньги, а не по испытанию и избранию за образ жизни, повелеваем извергать, так же и тех, коими они поставлены (см. Апост. пр. 29. IV Всел. 2). 23 . Никто из священнослужителей, преподавая святое причастие, да не требует от причащающегося за причастие денег, или чего иного. Ибо благодать не продаваема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но не ухищренно должны преподавать оное достойным сего дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

390 . Если Проповедник (ст. 389) заведомо допустит Православных к исповеди или причащению, или же детей их, к крещению по обрядам Евангелическо- Лютеранской Церкви, то подвергается за сие, в первый раз удалению от места, на время от шести месяцев до одного года, а во второй лишению духовного сана и отдаче под надзор полиции. За исправление какой-либо из сих духовных треб для Православных по неведению он подвергается строгому выговору, как за несогласную с важностию его звания неосмотрительность (а). За совершение брака между лицом Православного и лицом Протестантского исповедания, прежде совершения оного Православным Священником, когда нет в виду формального удостоверения от надлежащего духовного начальства, что по правилам Православной церкви к сему браку не представляется никаких препятствий, Проповедник, смотря по тому, оказались или не оказались впоследствии препятствия к тому браку, и по другим обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его, подвергается: или денежному взысканию от десяти до пятидесяти рублей, или же временному удалению от должности на время от двух до шести месяцев, или удалению от места (б). 391 . Проповедник, без надлежащего дозволения присоединивший к Евангелическо-Лютеранской Церкви члена одной из других (кроме Церкви Православной по ст. 389), пользующихся в России равною свободою исповедания своей веры, Христианских Церквей, отрешается от должности. – За исправление духовных треб членам сих Церквей, без надлежащего на то дозволения, если сие сделано им не по ошибке, а с ведома, особливо когда притом обнаруживается намерение побуждать к перемене веры, Проповедник наказывается отрешением от должности. 393 . Если Проповедник ведет соблазнительную и порочную жизнь, и неоднократные увещания начальников его и обыкновенные и строгие выговоры их и Консистории не произведут в нем желаемого исправления, то местная Консистория приговаривает его к отрешению от места или, смотря по важности обвинения и соблазна, и к лишению духовного сана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Что касается закона 28 июня 1833 г., то он постановил: 1) Священнослужителей белого духовенства за преступления против церковных правил, за неблагочинные поступки и пороки, нетерпимые в сем сане, но не подвергающие их уголовному суду, по лишении сана определять по духовному же ведомству в низшие должности: дьячков, пономарей, сторожей, звонарей, служителей при монастырях и духовных училищах, смотря потому, в котором из сих служений более могут они быть терпимы, по важности учиненных ими проступков и по их качествам. 2) При сем наблюдать, чтобы лишенный сана не был определяем в том же уезде, в котором проходил должность священнослужителя. 3) Тех из числа лишаемых сана священнослужителей, которые пользуются правом дворянства, наследственным или приобретенным, определять только на места причетнические. 4) Если низведенный на какую-либо из вышеозначенных низших должностей, окажется, и в сей должности нетерпимым, то такового отсылать в местное губернское правление, с подробным объяснением вины, за которую лишен он священнослужительского сана. 5) Губернские правления сообщают казенным палатам о записке сих людей, буде они не из дворян, в одно из податных состояний: в мещане, или же в число казенных крестьян, по их желанию, а тем, которые в духовном звании были из дворян личных, потомственных, или же кои получили достоинство сие по орденам, оставлять права, дворянам присвоенные, не возвращая токмо чинов, до вступления в духовное звание полученных. Извержение из клира, со всеми его тяжелыми последствиями для положения извергаемого лица в государстве, до издания указа 14 сентября 1765 года, было делом епархиальных властей. В 1764 году св. синод, «из производимых дел усмотря, что многие лишаемые епархиальными архиереями священнослужители чинов своих вовсе, имеют о том в св. прав. синоде просьбы, по которым чинятся следствия, а от того происходят св. синоду излишние затруднения и в других нужнейших делах остановка, предписал: отныне впредь во всех епархиях, ежели кто где из священников и диаконов за свои преступления подлежать будут лишению своих чинов вовсе, то оных, не лишая чинов, но запретя им только священнослужение, присылать о них к рассмотрению в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Возражение 6 . Далее, в этом мире не предусмотрено внешнее наказание за внутренние движения сердца, поскольку о них может судить один только Бог. Но симония состоит в простом намерении, или воле, по каковой причине она, как уже было сказано (1), определена как имеющая отношение к воле. Следовательно, человек не всегда должен лишаться того, что он приобрел благодаря симонии. Возражение 7 . Кроме того, получить более высокий сан менее важно, чем сохранить уже имеющийся. Но иногда виновные в симонии получают более высокий сан благодаря особой милости. Следовательно, их не всегда должно лишать того, что они получили. Этому противоречит следующее постановление: «Тот, кто был рукоположен, не должен получать от своего рукоположения никакой мзды, равно как и не покупать себе продвижения, в противном случае его надлежит лишить приобретенного им за деньги сана или прихода». Отвечаю: никто не вправе оставлять себе то, что он приобрел против воли владельца. Так, например, если слуга отдал кому-либо часть собственности своего господина, нарушив при этом волю своего господина и установленный им порядок, то в соответствии с законом получивший не может оставить полученное себе. Но Господь, слугами и служителями Которого являются прелаты церквей, наказал, чтобы духовные вещи давались даром, согласно сказанному [в Писании]: «Даром получили – даром давайте» ( Мф. 10, 8 ). Поэтому тот, кто получил духовные вещи взамен вознаграждения, не может законно оставить их себе. Кроме того, виновные в симонии участники купли-продажи духовных вещей, равно как и те, которые выступают посредниками, приговариваются к другим наказаниям, а именно [согласно канону] позору и лишению сана, если они церковники, или отлучению, если они миряне. Ответ на возражение 1 . Тот, кто приобрел священный сан благодаря симонии, получил признак причастности сану со стороны действенности таинства, но не получил благодати и права на использование сана, поскольку он получил признак причастности, если так можно выразиться, мошеннически и с нарушением воли Высшего Господина. Поэтому согласно закону он должен быть отстранен, причем как по причине его самого, а именно постольку, поскольку он не вправе использовать свой сан, так и по причине других, а именно постольку, поскольку никто не должен общаться с ним в процессе использования им своего сана независимо от того, является ли его грех тайным или явным. И при этом он не вправе требовать вернуть ему бесчестно данные им деньги, хотя и другая сторона не вправе оставить их себе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В случае открытого или тайного доноса на духовное лицо, или отправлялись нарочные чиновники Приказа для производства следствия, или призывались сами обвиняемые в Приказ для допроса. Обвиняемого сажали в тюрьму при Приказе на цепь или в ножные железа. Как при следствии, так и при допросе отбирались показания от обвиняемого и записывались. Допрашиваемый подписывал показания по окончании допроса. При отобрании показаний допускались пытки, удары кнутом; число ударов иногда определялось судьей и весьма часто записывалось в документы при делах. По окончании допроса, если духовное лицо не подвергается за преступление лишению сана, налагалось наказание по Уложению и новоуказанным статьям. Если же преступник должен был быть подвергнут лишению сана, то он из Приказа вместе с указом отправляем был под арестом в патриарший Духовный Приказ (в провинциях к епархиальным архиереям) для «обнажения священства» или монашества. На церковном суде делался иногда допрос преступнику; после допроса, а весьма часто и без допроса, «обнажали» его священства или монашества. «Обнаженный монах или поп» возвращаем был при указе об обнажении в Монастырский Приказ «к розыску». В Приказе состоящие под судом находились под караулом, в ножных железах, и назывались колодниками 473 . «Розыск состоял в том же, в чем и допрос, но в судопроизводстве отличался по времени. Удары при розыске повторялись «допрошенному и обнаженному». После розыска налагалось наказание по Уложению и новоуказным статьям. – В Монастырский Приказ нередко присылали духовных лиц и из Преображенского Приказа для допроса и обнажения, после чего обвиняемые снова отправлялись в Преображенский, где и наказывались. – Относительно рода преступлений всего чаще встречались дела о побеге крестьян, по растрате денежной казны и монастырского имущества, о воровстве и убийстве и по обвинениям, подлежавшим суду Преображенского Приказа 474 . – Для следствий по преступлениям в ведомстве приказа посылались особые чиновники из Приказа. Монастырский Приказ имел в своей власти и дисциплинарный суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

385 . Если Проповедник, вопреки постановленным выше в главе четвертой правилам, из каких-либо корыстных или иных личных видов совершит брак, воспрещаемый законами, хотя и не считающийся недействительным: то немедленно отрешается от должности и подвергается лишению духовного сана; когда ж, напротив, он только был вовлечен в извинительную по обстоятельствам дела ошибку, то в первый раз ему делается лишь строгий выговор; в случае же новой неосмотрительности сего рода, он, как неблагонадежный, удаляется от должности с воспрещением вновь определять его к месту. 386 . Определенным в статье 384, п. 1, и в статье 385 наказаниям, и на том же основании, подвергается и тот Проповедник, который хотя не сам совершил воспрещенный законами брак, но свидетельством, объявлением в церкви или иными какими либо по должности своей действиями, дал другому Проповеднику повод совершить оный. 387 . За совершение брака без соблюдения предписанных об оглашении и других предостерегательных, выше в главе четвертой означенных, правил, когда на сие не было особого разрешения, Проповедник подвергается, смотря по обстоятельствам, более или менее увеличивающим или уменьшающим вину его, в первый раз выговору, более или менее строгому, а во второй отрешению от должности, с воспрещением определять его вновь к приходу. Тем же наказаниям подвергается он за обвенчание кого-либо из прибывших временно в его приход, без надлежащего удостоверения, что сие лицо не состоит в браке. 388 . Если Проповедник, без разрешения имеющего на то власть высшего места, позволит себе объявить какой-либо брак расторгнутым, или же благословить разлучение, хотя и временное, супругов от стола и ложа, то он за сие подвергается или строгому выговору, или же отрешению от должности, или лишению сана, по усмотрению своего духовного начальства. 389 . Если Евангелическо-Лютеранский Проповедник присоединит к своей Церкви члена Православной церкви, то немедленно отрешается от должности и лишается сана в порядке, выше определенном (ст. 367372).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Синоду (– ст. 167). Доколе дело не решено в Консистории, подсудимые не имеют права просить о переносе оного в Св. Синод. Все свои оправдания они должны приносить при следствии и изъяснять в рукоприкладстве под следствием и под делом (– ст. 166). Священнослужители, присуждаемые решениями епархиального начальства к лишению сана, а причетники к исключению из духовного ведомства, допускаются к объявлению удовольствия или неудовольствия на таковые решения. Если подсудимый объявит удовольствие или не объявить неудовольствия в семидневный срок, или же, объявив в сей срок неудовольствие, не подаст в течение месяца апелляционного отзыва, – решение приводится в исполнение и об оном, касательно священнослужителей, доносится Св. Синоду к сведению. Но если подсудимый объявит в срок неудовольствие и потом в течение месяца (со дня подписания неудовольствия) подаст апелляционный отзыв, то исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Св. Синоду с самим делопроизводством, с запиской из оного, подробной справкой о подсудимых и апелляционным отзывом (– ст. 171). Священнослужитель, приговоренный к лишению сана и объявивший неудовольствие, не может священнодействовать до решения о нем дела в Св. Синоде. Если в сем положении он окажется в каких-либо предосудительных поступках, то о сем доносится немедленно Св. Синоду (– ст. 173). Решения епархиального начальства, коими подсудимые подвергаются прочим мерам взыскания или исправления, приводятся в исполнение, без допущения к объявлению удовольствия или неудовольствия. На таковые решения обвиненные могут приносить Св. Синоду частные жалобы (– ст. 174). Жалобы в Св. Синод на судебные решения в Консистории подаются непременно на имя епархиального архиерея, который представляет их в Св. Синод вместе со своим отзывом по содержанию апелляции; жалобы же, посылаемые подсудимыми непосредственно в Св. Синод, оставляются без рассмотрения (Ук. Син. 1873 г. 20 ноября). Равным образом Св. Синодом оставляются без всякого производства жалобы и просьбы: а) заключающая в себе выражения укорительные и неприличные: б) не имеющие означения имени, отчества, фамилии или прозвища, звания и местожительства просителей или собственноручной подписи лиц, писавших прошение по безграмотности просителей; в) поданные по доверенности без надлежащего удостоверения и относящиеся к делам непосредственно и безапелляционно решаемым епархиальными архиереями (Опред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Отрешение от должности (Remotion) определяется за более важные или же за многие, в одно и то же время ставшие гласными, проступки против должности или звания. Ему подвергаются также проповедники, оказывавшиеся вновь виновными в проступках, за которые им был уже сделан строгий выговор от консистории, а равно и те, которые, по вступившему в законную силу приговору светского суда, присуждены за уголовное преступление к наказанию, хотя, и не соединенному с лишением или ограничением прав состояния, но могущему унизить духовный сан. С отрешением проповедника от должности, смотря по обстоятельствам дела, может быть соединено воспрещение вновь определять его к какому либо пасторскому месту, и особое объявление об атом всем подведомственным консистории проповедникам. Лишение духовного сана. (Cassation) определяется за самые тяжкие проступки против должности или звания, или же когда проповедник за уголовное преступление приговаривается светским судом к лишению всех прав состояния, или же к потере всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, или же некоторых личных прав и преимуществ. Тем не менее проповедники не иначе могут быть лишены духовного сана или даже отрешены от должности, как по формальному судебному приговору или же по особому Высочайшему повелению. Порядок уголовного судопроизводства над лютеранскими проповедниками по делам, подлежащим уголовному суду, определен в Уставе Уголовного Судопроизводства и в Законах о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках. Постановления о лишении проповедников духовного сана приводятся консисторией в исполнение двояким образом: 1) или истребованием от осужденного грамоты на духовное звание (Ordinations-Schein) и знаков его, или же 2) торжественным снятием с него и отобранием грамоты в полном присутствии консистории. Проповедник, лишенный сана, уже никогда не восстановляется в своем бывшем достоинстве, хотя бы впоследствии он получил и прощение. Временное удаление проповедника от должности, называемое Suspension, не всегда бывает наказанием за совершенное преступление: иногда оно имеет характер только необходимой меры предосторожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010