Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Александр Ильяшенко Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко. 21 марта, 2013 Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко. Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.  – Правда ли, что в Великий пост не рекомендуется читать акафисты? Если да, то почему? Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся». – Насколько нужно оглашать окружающим (друзьям, приятелям), что соблюдаешь пост? В Рождественский пост я рассказала паре неверующих подруг, что держу пост – просто чтобы потом не было лишних вопросов (ходим вместе обедать), но теперь не уверена, что поступила верно. Да, ваши сомнения совершенно обоснованны. Спаситель говорит в Евангелии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:16-18).

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

Главная причина, почему мы в обращении к Богу не используем столь искусственные формулы, заключается в том, что мы относимся к Богу как бесконечно любящему нас Небесному Родителю. Уже в Ветхом Завете вера многих праведников возвышалась над обрядовой религиозностью среднего израильтянина. Патриарх Авраам имел дерзновенную молитву и назван в Писании другом Божиим ( Ис. 41: 8 ; Иак. 2: 23 ), а дружба в библейских книгах означает самые теплые и тесные взаимные узы: «Верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его» ( Сир. 7: 14–15 ). Молитвенное заступничество пророка Моисея спасает народ Израильский, совершивший тяжкое преступление (см.: Исх. 33: 17 ). Чувства сыновней близости к Богу были источником столь сердечно-теплой молитвы, которой проникнуты многие псалмы: как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его ( Пс. 102:13 . Воплотившийся Сын Божий становится не только средоточием нашей молитвы, но и Ходатаем за нас. Мы, люди Нового Завета, приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим. 8:15 . Слово авва в арамейском языке соответствует нашему папа – доверительное обращение детей к отцу. Цель всей нашей духовной жизни – очиститься от грехов и освятиться, чтобы быть достойными того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал. 4:7 . Зачем на литургии Преждеосвященных Даров переносят Дары сначала на жертвенник, а потом на престол? иеромонах Иов (Гумеров) Великий Вход на литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого и великий вход на литургии Преждеосвященных Даров при внешнем сходстве имеют разное духовно-символическое значение. Великий Вход на литургии изображает шествие Господа на вольные страдания и крестную смерть. Поставление честных Даров на престол и покрытие их воздухом знаменует снятие Иисуса Христа с креста и положение в гроб. Закрытая завеса изображает камень гроба и приставленную к гробу стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Великий пост призван напомнить нам и о том, что все ветхозаветное человечество жило ожиданиями пришествия в мир Господа Спасителя и Господь пришел для того, чтобы искупить все человечество и каждого человека. Своей смертью Он победил смерть, Своей победой над грехом Он победил грех в каждом человеке. Как мы услышим в молитвословиях Страстной седмицы, с тех пор, как Господь воплотился и стал Человеком, хоть грех царствует, власть его не вечна над родом человеческим. Мы сами так устраиваем свою жизнь, что грех становится для нас как бы печальной необходимостью, но он не может вечно преобладать над нами, потому что над нами вечнствует Сам Господь Иисус Христос. В дни Великого поста Господь через великопостные богослужения, через Литургию Преждеосвященных Даров дает нам возможность соприкоснуться с вечностью, для которой все мы созданы и для которой предназначены. В эти дни Святая Церковь также напоминает нам о том, что каждый из нас несет ответственность за свои поступки. И как было невозможно для Адама и Евы вкушать одновременно от древа жизни и от древа познания добра и зла, так и для нас невозможно грешить и в то же время идти путем ко спасению. Поэтому мы всякий раз, когда согрешаем, нуждаемся в покаянии, и Господь дает нам это лекарство, которое мы принимаем через исповедь. Господь дает нам воссоединение с Самим Собой, которое мы принимаем через Причащение Христовых Таин, для того, чтобы вновь и вновь мы восставали от греха и возвращались на путь спасения. Во время Великого поста будем стараться по возможности приходить в храм не только по воскресеньям, но и в те дни, когда Церковь установила великопостные богослужения, особенно Литургию Преждеосвященных Даров. То, что она совершается вечером, дает возможность и тем, кто день проводит на работе, прийти в вечерние часы в храм, в покаянной молитве соединиться с Господом и через причащение Святых Христовых Таин получить новые силы на прохождение поприща Великого поста. Пусть Господь дарует нам этот Великий пост как время покаяния, время обновления, как духовную весну, которая очистит нас от всякой скверны плоти и духа и приуготовит к встрече с Господом нашим Иисусом Христом, Который был распят и воскрес нашего ради спасения. Аминь.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Возлюбленные о Господе братья и сестры, умение следить за состоянием своей души и видеть свои грехи необходимо для нас во всякое время и, в особенности, святым Великим постом. Вознесем же Богу наши усиленные молитвы, чтобы Милостивый Господь дал нам это умение и видение, возвысил погрязший в грехах ум до высоты покаянного рассуждения. И пусть плоть при этом враждует, зато наш дух будет торжествовать. Почаще вспоминайте, братья и сестры, мудрые слова святого апостола Павла: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную ( Гал.6:7–8 ). Аминь. Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Это вразумление матери нашей св. церкви да утвердится в нашем сердце, братия мои, сколько возможно, прочнее и глубже! Аминь. Поучение X Перед божественной литургией Преждеосвященных Даров читается и девятый час; тогда как перед литургией св. Василия Великого и Иоанна Златоустог о читаются только третий и шестый. Девятый час описывает последнее великое мгновение, когда все совершилось в деле нашего искупления, и когда Господь наш Иисус Христос, Божественный Искупитель, преклоне главу предаде дух свой Богу Отцу 29 . Вся тварь содрогалась от страха, видя мертвым на кресте Господа своего и Бога: и завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго, ... и земля потрясеся, и камение распадеся, и гробе отверзошася ( Мф.27:51–52 ). И тьма бысть по всей земли, и померче солнце ( Лк.23:44–45 ). И вот св. церковь делает кающегося христианина как бы самовидцем этих событий, и тем располагает его к пламеннейшей молитве пред Спасителем его, к чистосердечному покаянию перед Ним. На девятом часе по обычаю читаются три псалма; восемьдесят третий, восемьдесят четвертый и восемьдесят пятый. В первом из этих псалмов выражается пламенное желание праведника войти в блаженные, возлюбленные для души Его, селения Господа, войти после долгого и тяжкого томления среди шатров нечестия, в юдоли плача. Понятно, братия мои, чья душа так пламенно стремилась к Отцу Небесному, в Его вечные обители, стремилась из юдоли плача, из шатров нечестия. Это душа возлюбленного нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, совершившего наше спасение, и на крестном жертвеннике принесшего Себя в жертву за грехи наши. «Коль возлюбленны жилища Твои Господи сил, тайно взывал Он без сомнения к Богу Отцу Своему, предавая за нас дух свой; – истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и тело мое рвутся к Богу живому. И птичка находит дом, и ласточка гнездо себе, в котором кладет птенцов своих, у олтарей Твоих Господи сил, Царю мой и Боже мой! Блаженны пребывающие в дому Твоем, которые непрестанно хвалят Тебя! Блаженны человеки, которых сила в Тебе, и у которых в сердце шествие к Тебе! Проходя долиною плача, они превращают ее в источники; и дождь одевает ее благословениями. Идут сонм за сонмом, являются пред Богом на Сионе. Господи Боже сил! услыши молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже – защитник наш, приникни и воззри не лице Христа Твоего. Ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога дома Божия, нежели жить в шатрах нечестия. Ибо Господь Бог есть солнце и щит; Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности не лишает благ. Господи сил! Блажен человек уповающий на Тебя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 92. О конце мира. В Великий Понедельник за Литургией Преждеосвященных Даров (по Евангельскому чтению И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; тогда придет конец. ( Мф.24:14 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вопрос о конце мира сего всегда волновал и будет волновать людей, доколе мы существуем. Естественно, что и ближайшим ученикам Господа нашего Иисуса Христа хотелось узнать, когда свершится то, что уготовано Богом роду человеческому. В самом начале Страстной седмицы, когда все мы мысленно станем свидетелями последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной крестной жертвы, в Великий Понедельник за Литур гией Преждеосвященных Даров нам предлагались для размышления те строки Евангелия от Матфея, в которых Господь раскрывает апостолам признаки приближающейся кончины мира и величайшие события, которые за ней последуют (см. Мф.24:3–35 ). Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Как мы знаем, за Господом всегда ходило очень много народа. Его постоянно сопровождали люди, которыми двигало любопытство или желание услышать необыкновенную проповедь. Но на горе Елеонской Божественный Учитель остался наедине со Своими учениками. И это не было случайным. Правильно воспринять Его слова о кончине мира на тот момент могли только они – самые верные, самые любящие и жаждущие истины. Ведь апостолы уже слышали, как Спаситель говорил о разрушении Иерусалима и храма. По-человечески они опасались, как бы им самим не стать свидетелями столь трагических для иудейского народа событий. И вместе с тем, еще не расставшись с Господом, внутренне они уже ожидали Его второго пришествия. Несмотря ни на что, им хотелось, чтобы предстоящая разлука с любимым Наставником не была слишком долгой. Поэтому мы можем сказать, что их вопросы определялись не только страхом, но и любовью. К тому же они знали, что все, что предрекает Христос, сбывается, потому что Сыну Божиему открыто то, что не дано знать людям.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Священник входя в алтарь: «Исполнились и совершились, сколько можно по силе нашей, Христе Боже наш, все, которые Ты предоставил нам, нетленные Таинства; мы стяжали воспоминание о смерти Твоей, видели образ Воскресения Твоего, исполнились неистощимого Твоего наслаждения, насладились безконечною Твоею жизнию, которую сподоби всех нас получить и в будущем». «Благодатию и щедротами Безначального Твоего Отца и Святого и Благого и Животворящего Твоего Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Конец по чину Литургии св. Ионна Златоуста Отпустительный тропарь св. Василия Великого «Проповедь твоя прошла по всей земле, принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, разъяснил природу всего существующего, улучшил человеческие нравы, ты, царское священство Преподобный Отче Василий, моли Христа Бога о спасении душ наших». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Кондак : «Небоявленный, Преподобный Василий, ты явился по-истине непоколебимым основанием Церкви, давая всем людям безопасную, добродетельную жизнь, подтверждая то своими наставлениями». «Ныне и всегда и во веки веков». Богородичен: «Надежная Защита христиан» и т. д. см. в Литургии св. Иоанна Злотоустого. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров «Во все дни поста св. четыредесятницы, кроме субботы, Воскресения и св. дня Благовещения, совершается литургия только Преждеосвещенных Даров», (Прав. 52 шестого всел. соб.) Священник с диаконом читают «Входное», как указано в Литургии Св. Иоанна Златоустог о, только вместо молитвы: «Господи, пошли с высоты Небес».... читают молитву: «Господи, Ты посылающий слово Свое и исцеляющий раны душевные и телесные, пошли и мне на это служение руку помощи, и скажи мне, расслабленному греховною немощью: «Я – спасение Твое и отпускаются тебе грехи твои». Аминь». Входят в алтарь с молитвою: По множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому Храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины; сердце их – пагуба, гортань, их – открытый гроб, языком своим льстит. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его». ( Пс. 5:8–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе Боже (трижды) Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Снова произносится «малая» ектения, во время которой священником читается молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…» Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Тебе, Господи. Иерей: Тайная молитва священника Молитва второго антифонаГосподи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших, наставляя нас ко пристанищу хотения Твоего. Просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы, и всех святых Твоих. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Псалом 129Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Во многих православных храмах это отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся должны опуститься на колени в этой важный момент. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен. Священник наливает вино в Святую Чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится «малая» ектения и возглас священника.

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010