Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. (Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, услышь голос моления моего, когда я взываю к Тебе). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. (Да приидет молитва моя, как фимиам (дым от ладона), пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение). После этого поются стихи из псалмов, в которых изображается надежда на скорое пришествие Избавителя людей от греха, проклятия и смерти. Вот некоторые из этих стихов. Изведи из темницы душу мою, а исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. У Господа милость, и многое у Него избавление; и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. (Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние. Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит? У Господа милость и скорое у Него избавление и Он избавит Израиля от всех беззаконий его). Между этими стихами поются священные песни, называемые стихирами на «Господи воззвах». Одни из этих стихир показывают нам, в чем должен состоять наш истинный пост, побуждают нас к раскаянию в своих грехах и сокрушенной молитве, а в других мы прославляем мучеников, апостолов и других святых, как усердных наших заступников и молитвенников пред Богом. Вот какие, например, поются стихиры: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем... дадим алчущим хлеба и нищия безкровныя введем в домы», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Преждеосвященной Литургии : Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140, 1–4 ). Вместо херувимской песни Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Причастный стих: Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя ( Пс. 33; 9 ). При первом явлении Святых Даров: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих ( Пс. 33, 2 ). Вкусите от Хлеба небесного и из Чаши жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского . Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, приди и умилосердись надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Иоанна Кронштадтского как-то спросили на собрании священнослужителей: «Батюшка, вот вы каждый день совершаете литургию, а как же вы успеваете вычитывать священническое правило и правило ко Причащению? Мы, священники, когда подряд идут праздники, изнемогаем от чтения правил: после праздничной службы еле к двум часам домой приходим, и ведь надо еще проповедь подготовить...» А он ответил: «Бывало, обстоятельства так складывались, что ни времени, ни сил не было прочитать положенные каноны, но никогда я не оставлял правила ко Святому Причащению». А правило ко Святому Причащению можно прочитать за полчаса. Это пример очень поучительный. Вообще, когда прихожане спрашивают, как часто можно причащаться, я смотрю на человека: только начал он ходить в церковь – лучше приступать к Причастию раз в месяц, человеку воцерковленному – два раза в месяц, а если случится день ангела или какие-то другие даты, праздники, то можно и три раза в месяц. Думаю, что все-таки нет необходимости учащать. Внутренне я стою на позиции Иоанна Златоуста – важно не количество, важно то, как ты будешь причащаться. Чувствуешь, что причастился формально; глядя на кого-то, решил через день снова подойти к Чаше, – это несерьезно и безответственно. По-настоящему жаждешь ты Причастия как того, что тебя соединит с Христом? Если да, подходи, пожалуйста, и да не в суд или во осуждение будет. Но смотри, како опасно ходиши: не примирился с кем-то, в сердце засела претензия, озлобленность – надо отложить, пока душа не очистится от этой скверны, потому что еще апостол Павел предупреждал, обращаясь к первым христианам: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор.11:28–29 ). Бог не терпит формального отношения ко Причащению. Покаявшись, «с верою и любовию приступим, да причастники жизни вечныя будем», как поется во время причастия на постовой литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Жена соображала, что, если Христос исцелил у Симона проказу, то и у нее может исцелить болезнь душевную. И вот, когда Он возлежал за вечерей, она возливает на голову Его миро, стоящее более 300 динариев. За это ученики, а более всех Иуда, вознегодовали на жену, но Христос вступился за нее, чтобы они не уничтожили благого в ней намерения. При этом случае Христос упоминает о Своем погребении, отклоняя Иуду от предательства, жену же удостоивая чести тем, что благое дело ее будет проповедано по всей вселенной. В Евангелии, положенном на утрене Великой среды, повествуется об эллинах, желавших видеть Иисуса, и о словах, сказанных Христом по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело огромное впечатление не только на иудеев, но и на иностранцев, стекавшихся в Иерусалим в большом количестве на праздник Пасхи. Естественно, что они пожелали видеть великого Чудотворца, молва о Котором наполнила всю Иудею. Это желание свое они передали через Апостола Андрея Иисусу Христу. Христос ответил им: пришел час прославиться Сыну человеческому и объяснил необходимость Своей крестной смерти. После этой беседы Христос отошел и скрылся от народа. Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него, замечает с горечью евангелист Иоанн и, в объяснение этого грустного явления, приводит пророчество Исайи о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которых не может уже действовать ничто. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, прибавляет евангелист, но ради фарисеев, не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. В стихирах хвалитных и стиховных с одной стороны ублажается женщина, возлившая щедрой рукой миро на Иисуса, с другой –изображается в мрачных чертах нечистая страсть, полонившая душу Иуды и обнаружившаяся в упреке, высказанном им женщине. В литургийном Евангелии этого дня приводится повествование об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена и вся служба великой среды. В этот день литургия преждеосвященных даров совершается в последний раз, прекращается также великое повечерие, не слышится более молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: «Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: «Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: «Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге. Иов 1:13–22 И тотчас, «Да направится молитва моя:» Евангелие от Матфея, зачало 102. Мф 24: 36–26, 2. И прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем великое и на нем поем трипеснец преподобного Андрея Критского. Глас 2. Песнь 3 Ирмос: Бесплодный мой ум/плодоносным, Боже, во мне яви,/Возделыватель доброго, насадитель благ,/по милосердию Твоему. Кончины время: обратимся наконец –/Христос учит;/ибо Он придет во одно мгновение,/придет и не замедлит,/совершить суд над миром Своим. Внезапность Своего пришествия являя,/Христос сказал,/ что, как при Ное некогда,/нежданная погибель/снова постигнет землю. Открылся чертог,/с ним устроен и Божественный брак,/близко Жених, призывающий нас;/отныне будем готовы! Симонов кров вместил Тебя, Иисусе-Царь,/не вмещаемого всем мipoм,/и женщина грешная мvpoм Тебя помазала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

И нарек Адам имя жене своей: Жизнь, ибо она – матерь всех живущих. Быт 2:20–25; 3:1–20 Прокимен, глас 6 Будь превознесён, Господи, в силе Твоей!/Мы будем петь и воспевать могущество Твоё. Стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Пс 20:14, 2а 2. Притчей чтение Бог премудростью основал землю, и устроил небеса разумом; проницательностью Его разверзлись бездны, облака же пролили росу. Сын! Не упусти, но соблюди мой совет и мысль, чтобы жила душа твоя и благодать была на шее твоей, – и будет исцеление плоти твоей и попечение о костях твоих, чтобы ты ходил уверенно с миром по всем путям твоим, и нога твоя не споткнулась. Ведь если сядешь – без страха пребудешь; а если ляжешь – сладко поспишь. И не убоишься ни страха пришедшего, ни от нападений нечестивцев приключающихся; ведь Господь будет на всех путях твоих и укрепит ногу твою, чтобы ты не был уловлен. Не откажись сделать добро нуждающемуся, когда рука твоя может помочь. Не скажи: «Возвратившись, вновь приди, и завтра я дам», когда ты можешь сейчас сделать добро, – ибо ты не знаешь, что родит следующий день. Не затевай зла против друга твоего, живущего рядом и доверяющего тебе. Не имей склонности к вражде с человеком понапрасну, чтобы он не сделал тебе какого зла. Не навлеки на себя порицаний мужей злых, и не подражай путям их; ибо нечист пред Господом всякий законопреступник, и с праведными не совещается. Проклятие Господне в домах нечестивцев, а обители праведных благословляются. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Притч 3:19–34 Затем: Да исправится молитва моя: и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве поем следующий молебный канон святого Феодора. Поставив же коливо, читаем псалом 142: Господи, услышь молитву мою: Также, Бог – Господь, и Он явился нам: Тропарь, глас 2 Велики веры свершения!/Во источнике пламени, как на воде отдохновения,/святой мученик Феодор радовался./Ибо он, в огне сожженный,/как хлеб приятный был Троице принесен./Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши. Слава: повторяем то же. И ныне, Богородичен: Все превыше ума, все преславны/Твои, Богородица, таинства:/чистотой запечатленная и девство сохранившая,/Ты явилась истинной Матерью, родившей Бога истинного./Его моли о спасении душ наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

О, сколь мы преступны! Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо... если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись [ Мф. 11, 23, 21 ]. А я до небес вознесен благодатию и щедротами Сына Божия, ибо облеченным саном священства предстою престолу небесного Владыки и, что всего удивительнее и неизреченнее, причащаюсь пречистого Тела и пречистой Крови Его столь часто, как другие едят обыкновенный хлеб и пьют обыкновенное питие. Господи человеколюбче и долготерпеливе, умилосердись надо мною и совознеси меня от земли к небесным Твоим обителям, презирая мои прегрешения и спасая меня имиже веси судьбами. Аминь. Февраля 24-го. Обретение главы Предтечи. Благодарю Господа, спасшего меня троекратно во время часов и литургии Преждеосвященных Даров от лютых козней сатанинских и даровавшего силу прочитать заамвонную молитву твердо, с избежанием козней лукавого, сатанинского страхования. Слава Богу! Ну вот ты и сыт: много ли тебе надо?.. Чего же ты малодушно плакал, что слишком много нищих одолевает тебя? Что иным отрада, то есть богатым и не пекущимся о нищих, а тебе, подающему, скорбь от ежедневного расточения. Но разве без мзды твоя милостыня! Разве не верен Обещавший воздать за нее сторицею и дать жизнь вечную?.. О, малодушный! О, неверный! О, любостяжательный! О, сластолюбец! Я должен быть благодарен Господу Богу весьма, весьма и за то, что родственники мои Григорий Иванович Цветков и Анна Константиновна удостоились великой милости Божией: он стал священником, а она – матушкой, и я стал свободен от обязательства, которое должен был давать им. Из благодарности за сие я должен не скупо, охотно подавать милостыню и делать больше добра своим бедным кровным родственникам. За всё слава Богу! Вот в том и состоит растление нашей духовночувственной природы, что мы прилепились к земному вместо небесного: к сластям, к земному богатству, к земной славе, а не к Богу, Который есть истинная, вечная сладость, истинное, негиблемое, неистощимое богатство, от Которого единого слава истинная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Все это и проясняет тот запутанный вопрос, с которого мы начали разговор в этой статье. Мы сознаем свою греховность, и знаем, что спастись мы можем только через Христа. Но как? Это одновременно и просто, и сложно: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14,38). Мы всегда должны находиться в молитвенном ожидании для кого-то единственного, а для кого-то и не единственного жизненного выбора, который определит нашу судьбу и судьбу людей вокруг нас. Причем, вопреки бытующему мнению, сделать сам выбор совсем несложно. Что за выбор между Светом Христовым и тьмой? Трудность в том, чтобы очи нашего сердца были достаточно чистыми и незахламленными сучковатыми бревнами, чтобы в нужный момент распознать Спасителя на фоне миллиона несущественных вещей и событий. Именно ради этого, раз в году мы и пытаемся проводить генеральную уборку нашей души Великим Постом. Дорогие усердные читатели, если Вы дочитали до этого места, у Вас может возникнуть резонный вопрос: «Написав так много о великомученике Феодоре Тироне, что Вы конкретно предлагаете? Мало того, что мы посещаем одну или несколько служб Великого канона, хотя бы одну из Литургий Преждеосвященных Даров, собираемся пойти на Литургию в воскресенье, так, по-Вашему, еще и в субботу надо прийти на службу?! Простите, но не у каждого есть возможность взять отпуск на всю седмицу, а по-другому никак не получится. Да и не везде служат, наверное.» В нашей семье мы давно нашли ответ на этот вопрос. Память Феодора Тирона стала для нас одним из любимых семейных праздников. В этот день мы печем особый ржаной каравай с крестом, символизирующий, что Феодор, как поется в песнопении праздника, «огнем бо всесожжегся, и яко хлеб сладкий Троице принесеся». Конечно же делаем и коливо – пшеничную кашу, заправленную медом и разными сухофруктами. Кроме событий праздника она напоминает нам еще и важнейшие евангельские слова, применимые и к святому великомученику: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» (Ин 12,24-25) Готовим и другие постные блюда. Перед трапезой поем молебен святому Феодору с чтением канона, текст которого нетрудно найти в интернете. Наш сын всегда с нетерпением ждет окончания первой седмицы ради этого незатейливого, но очень теплого праздника.

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Христос воскрес в день воскресный; Святой Дух сошел на Церковь тоже в воскресенье (Деян.2:1), и потому в воскресенье же Церковь неопустительно призывает Святого Духа, и Он осуществляет посреди нас и в нас Божие присутствие: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Впоследствии, когда стали совершать Евхаристию не только по воскресеньям, но также на некоторые праздники и в дни памяти святых мучеников, значение таинства нисколько не изменилось. " Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет " (1Кор.11:26). В Православной Церкви, как было и в первохристианских общинах, совершение Евхаристии сохраняет общественный характер. Как таинство любви и единения, Евхаристия совершается всею Церковью, она есть " общее дело " всех верных, по-гречески " Литургия " . Тем не менее, с самого начала в Церкви Христовой не было единообразия в совершении таинства Евхаристии, хотя в основном оно одно и то же. В наши дни совершается литургия по чину либо святого Иоанна Златоуста, либо святого Василия Великого, иногда святого Иакова брата Господня. Наконец, в некоторые дни Великого Поста совершается вечерня с причащением святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье; эта служба называется " литургией преждеосвященных Даров " . Чин литургии состоит из трех частей. 1) Проскомидия, или подготовительная часть. Слово " проскомидия " означает приношение, так как в это время священнослужители приготовляют принесенные верующими для совершения бескровной жертвы хлеб и вино, не случайно для сего выбранные Господом. Хлеб есть символ единения; так, в древней молитве (Дидахи, 9) говорится: " Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царство " . Виноград таит в себе необыкновенную растительную силу, а изготовляемое из него вино (при умеренном употреблении) дает бодрость и, по словам Псалмопевца, " веселит сердце человека " (Пс.103:15). Установление и преподание Таинства на трапезе, т.е. в виде совместного вкушения пищи, обнаруживает глубочайшее о нас промышление Божие, так как уже наше обычное питание и домашний стол являются образом Божественной Трапезы и в некоторой мере подготавливают к ней. Через питание человек обретает жизненную силу, а домашнее совместное принятие пищи есть время дружеского общения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/153/...

Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что она совершается вечером вместе с вечерней. Готовясь участвовать в Причащении за Литургией Великого Поста, христиане древней Церкви постились день с утра до вечера. Сейчас предписывается поститься так, чтобы после 12 часов не есть и не пить ничего, и разрешено вкушать пищу только после вечерней Литургии. Вечерние Литургии во время Великого Поста важны и потому, что в них могут принимать участие члены общины, которые днем работают . Таким образом, большее число людей может участвовать в этих великолепных богослужениях, исполненных покаяния и надежды. И все они могут причаститься за этими службами. В вечерних Литургиях обновляется древнехристианский обычай причащаться святым Тайнам вечером, на что и указывает слово " Вечеря " . Молитвенный подвиг " Будьте постоянны в молитве, бодрствуйте в ней с благоговением " . (Кол4:2) Наша миссия В предыдущей части мы сосредоточились на Евхаристии. Она освящает нашу духовную и телесную жизнь, через Евхаристию человек становится " причастником божественного естества " Христа. Участвуя в Евхаристии, мы ощущаем Царствие Божие уже здесь и сейчас. Это переживание является предвкушением святости будущей жизни. Но мы еще находимся в этом мире, наша миссия здесь продолжается. Господь поручил нам эту миссию, и о ней мы слышим в каждом евхаристическом богослужении: " Елижды бы аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, мою смерть возвещаете, мое воскресение исповедаете " . Это слова из Литургии святого Василия Великого. Они означают, что, собираясь для совершения Евхаристии как народ Божий, мы сегодня продолжаем полученное в наследство от апостолов живое свидетельство о Христе. Апостол пишет об этом свидетельстве: " Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам " (Ин.1:2). Уходя с Литургии, мы слышим слова песнопения: " Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную... " Это и есть наша миссия: нести в этот мир увиденный нами в Евхаристии свет и исполнять слова Господа: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " (Мф.5:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010