Стих:«Буду радоваться и торжествовать о Тебе»(Пс.9; 2–3). 2. Гл. 6:«Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника». Стих:«На Господа уповаю, как же вы говорите душе моей». (Пс. 10; 7.1). На вечерне. На»Господи воззвах», гл.8:«Братья, постясь телом, будем поститься и душою, нарушим всякое несправедливое обязательство, откажемся от насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных — не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость». Прокимны, гл. 5: 1.«Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас от рода этого во век». Стих:«Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного»(Пс. 11,8,2). 2. гл.6: Посмотри и услышь меня Господи Боже мой». Стих:«Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня»(Пс. 12; 4,2). На Преждеосвященной Литургии: 1.«Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воз–деяние рук моих, как жертва вечерняя». 2.«Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе». 3.«Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». 4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных»(Пс. 140; 1–4). Вместо херувимской песни: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Причастный: «Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя»(Пс. 33; 9). При первом явлении Святых Даров: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих (Пс. 33; 2). Вкусите от Хлеба Небесного и из Чаши Жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя». В четверг. На утрени. На стиховне, гл. у. «Господи, Ты предложил мне грешному покаяние, желая по неизъяснимой Своей милости, спасти меня недостойного. К Тебе и припадаю я, молясь; смири постом душу мою, потому что я прибег к Тебе, Единому Многомилостивому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Вместе с тем она в тех самых чертах, которыми пророчески изображается состояние Господа Иисуса, указывает кающемуся христианину и его собственное состояние среди подвигов поста, среди борьбы со врагами. «Боже! Именем Твоим спаси меня, и крепостию Твоею защити меня на суде. Боже! Услыши молитву мою, внемли словам уст моих. Ибо чуждые восстали на меня, и сильные ищут души моей; не имеют они Бога пред собою. Се Бог помощник мне, Господь подкрепляет душу мою». Так пророк псалмопевец пророчески предъизобразил молитвенное настроение души обетованного Спасителя мира в то время, когда фарисеи и книжники восстали на Него. Не так ли точно может вопиять ко Господу теперь и кающийся христианин, когда видит пред собою духовных врагов своих? Или еще: Пророк псалмопевец так взывает от лица Агнца Божия, окруженного врагами; «Услыши, Господи, молитву мою, и не скройся от моления моего; внемли мне, и выслушай меня; я рыдаю в горести моей, и стенаю от молвы вражеской, от притеснения нечестивых; ибо они воздвигают на меня зло, и во гневе преследуют меня. Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; смятение объяло меня...» Не в таком ли точно положении чувствует себя и всякий кающийся христианин, особенно во время поста и покаяния? Не так ли точно и он обращается с молитвою к Отцу Небесному? За псалмами часа следует чтение кафизмы; в кафизме дается кающемуся христианину полная возможность выразить перед Отцем Небесным от своего собственного лица, и как бы своими собственными словами и исповедание свое, и славословие свое, и печаль свою, и веру свою, и молитву. После кафизмы священник, стоя пред царскими вратами, предначинает тропарь часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвожден в раи дерзновенный Адамов грех , – и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». За священником, как за учителем своим и руководителем, и все присутствующие во храме, едиными устами и единым сердцем вопиют Христу Богу: «Иже в шестый день же и час на кресте пригвожден в раи дерзновенный Адамов грех, – и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

«Истинно, скажем словами блаженного Симеона Солунского , – Господь Иисус Христос был жертвою за нас, и ценою искупления за живых и за находившихся во аде в месте плача, – и приобрел благоволение для земли; истинно Он возвратил из плена нас – наши души, оставив наши беззакония; и, возвратив, оживил нас Своим воскресением, возвеселил людей Своих, и изрек мир» 30 . Третий псалом девятого часа содержит в себе пламеннейшую молитву обетованного Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Небесному о том, чтобы Он сохранил Его в день скорби, и явил милость Свою над Ним – когда гордые восстали на Него, и скопище притеснителей искало души Его. «Приклони Господи, ухо Твое, и услыши меня; ибо я угнетен и нищ. Сохрани душу мою, ибо я – поклонник Твой. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи; ибо я взываю к Тебе весь день... Покажи мне, Господи путь Твой, – я буду ходить во истине Твоей; прилепи сердце мое к страху имени Твоего. Буду славить Тебя Господи всем сердцем моим, и буду чтить имя Твое вечно». «Милость Твоя велика надо мною, – так вещает Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному. Ты исторгнул душу мою из ада преисподнейшаго. Боже! гордые восстали на меня, и скопище притеснителей ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою. Но Ты, Господи Боже милостивый и благосердый, долгогерпеливый и богатый благостию и истиною, воззри на меня, и помилуй меня; дай силу рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоея, сотвори со мною чудо благости, да видят ненавидящие меня, – и устыдятся; поскольку Ты, Господи, помог мне, и утешил меня». Таковы по содержанию своему псалмы, читающиеся на девятом часе, братия мои. Возводя слезящиеся очи к распятому на кресте и умершему за нас Господу, вы как бы слышите Его молитвенные вопли к Отцу Небесному; вы как бы читаете то, что сокрыто было по премудрому промыслу Божию от очей распинателей, во глубине души Господа Иисуса, – Его чувства, Его мысли, Его молитвы к Отцу Небесному. Вы понимаете, что Он – точно искупительная жертва за грехи наши; что Он – точно извел нас из плена греховнаго, примирил и соединил нас с Отцем Небесным. Вы как бы сами видите, как Господь Иисус Христос святейшею душею Своею снисходит во глубины ада преисподнего, и сокрушив державу смерти и ада исходит победителем врагов Своих, изводя оттуда плененных ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

В следующем за тем псалме содержится продолжение этой молитвенной беседы, которую начал кающийся грешник. Он как-бы ближе и ближе восходит к Господу, подобно тому, как маленькое дитя понемногу доползает до матери своей, и у неё находит себе радость и упокоение. " Господи! – взывает кающийся грешник,– «не надмевается сердце мое, и не возносятся очи мои; и я не вхожу в великое и в то, что выше меня. Я смирен и кроток душою моею, как дитя подле матери, как дитя душа моя во мне». Так я взираю к Тебе, Боже мой и Господи; с такою же любовью и упованием возношу душу мою к Тебе, Спасителю моему! ( Пс.130 ). В следующем псалме ( Пс.131 ), после молитвенного воспоминания о Давиде, который клялся Господу и дал обет Богу крепкому, что он но войдет в шатер дома своего, не взойдет на постелю свою, не даст сна глазам своим и веждям своим дремания, доколе не найдет места Господу, жилища Богу крепкому, – после этого воспоминания, кающийся грешник переносясь мыслию своею к новозаветной церкви Христовой, испрашивает себе милости от Господа именно потому, что сам Он, Господь и Владыка наш, дал обетование пребывать с нами до скончания века ( Мф.28:20 ); – Сам Он благоволил сказать, что не оставит нас сирыми, не забудет церкви своей. «Господь избрал Сион, благоволил соделать его жилищем себе. Вот место покоя Моего на веки; здесь вселюсь, ибо Я возлюбил его. Пищу его благословлю, нищих его насыщу хлебом. Священников его облеку во спасение, и святые его будут торжествовать. Там возращу рог Давиду, поставлю светильник Помазаннику Моему. Врагов его покрою стыдом; а на нем будет сиять венец его». В последних двух псалмах кафизмы ( Пс.132 – Пс.133 ) кающийся христианин как бы видит и ощущает на себе осуществление этих обетований Господа. Под покровом св. церкви он сознает всю сладость взаимной любви и единодушия; и вместе с тем благословляет Господа, простирает руки к святилищу, и ожидает себе благословения от Господа, сотворившего небо и землю. Чтение кафизмы заключается малой ектенией; причем царские двери опять отверзаются; и один из сослужащих с Архиерем священников, поклонившись ему, идет в св. алтарь северной дверью, и в алтаре у престола говорит следующий возглас: «яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Св. Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Пред нами раскрывает пророк–псалмопевец все внутренние движения души Господа нашего Иисуса Христа, в те великие минуты, когда Он, Господь и Владыка наш, предал дух Свой Богу. Святейшая душа Его стремилась к Отцу Небесному; она истомилась желанием – поскорее взойти во дворы Господни. Там непрестанно хвалят Господа; там светлые ангелы, сонм за сонмом, являются пред Богом; там – Господь Бог – солнце и щит. А здесь на земле юдоль плача, шатры нечестия. О, если бы и твоя душа, кающийся христианин, с таким же неудержимым рвением, с таким же пламенным желанием стремилась к Отцу Небесному в Его вечные обители! О, если бы и ты понял сердцем твоим, что здесь на земле – юдоль плача, шатры нечестия!... Вторый псалом, читающийся на девятом часе, предъизображает искупление рода человеческого страданиями и крестной смертью Единородного Сына Божия. Мы были в тяжком плену у греха и диавола, и привлекали на себя всю ярость, весь пыл гнева небесного. Но вот, за нас пролита на кресте пречистая кровь Единородного Сына Божия, принесена искупительная жертва за грехи наши, – и Отец Небесный, умилостивленный этою жертвою, изводит нас из плена, изрекает мир на народ Свой, и на святых Своих, и на обращающихся сердцем к Нему. И вот милость и истина сретились, правда и мир облобызались, как лобызаются два друга после долгой, долгой разлуки. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. «Господи! Ты умилосердился над землею Твоею, так может каждый из нас, бр. мои, взывать вслед за чтецом к Отцу Небесному. Ты возвратил плен Иаковлев! Простил неправды народу Твоему, покрыл все грехи его! Удержал всю ярость Твою, утолил пыл гнева Твоего... Послушаю, что говорит Бог Иегова? Он изрекает мир на народ Свой и на святых Своих, и на обращающихся сердцем к Нему. Так! Близко к боящимся Его спасение Его, дабы водворить славу на земле нашей. Милость и истина сретятся; правда и мир облобызаются. Истина возникнет от земли, и правда приникнет с небес. И Господь даст благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред лицом Его, и поставит на путь стопы Свои»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Но св. церковь этим одним не ограничивается; она считала и считает необходимым для нас дать нам, во время поста и покаяния нашего, полную возможность предаться нашей душевной печали; она открыла нам полную свободу слезами и воздыханиями нашими смягчить нашу душу, возбудить в ней неотразимое сознание нашей греховности и безответственности пред Богом Творцом и Спасителем нашим, и только в уповании на безграничное милосердие к нам Господа Иисуса, за нас пострадавшего и умершего, – в надежде на Его боголепное ходатайствование за нас у престола Божия, – искать себе отрады и утешения в угнетающей нас скорби. Так действует в отношении к нам мать наша церковь ! Её любовь к нам, её попечение о нас, в этом случае, – безгранично – велики и благотворны для нас, неизреченно мудры и драгоценны. Во время поста и покаяния она открывает для нас обширное поприще для молитвы, для воздыханий и слез, для сокрушения и умиления, для воздержания и говений, для веры и любви, для непостыдного упования на единого ходатая и Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Самый горький плач, самая тяжкая скорбь у кающегося грешника может быть именно от того, что Господь отвратил от него светлое лице Свое; – как бы не видит слез его, не слышит воплей его, как бы оставил его одного с грехами и беззакониями его. «Спаси мя, Боже мой, – вопиет он словами пророка Давида, – я погрязаю в блате глубоком, и не на чем остановиться; – утопаю в глубине вод, и волны покрывают меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, утомились глаза мои от ожидания Бога… Плачу, пощусь душою моею... возлагаю на себя вместо одежд вретище... Извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне. Услыши меня, Господи, ибо благость Твоя милосерда, по великому благоутробию Твоему воззри на меня. Не скрой лица Твоего от раба Твоего; ибо я стеснен; поспеши, услыши меня. Приближься к душе моей, избавь ее», ( Пс.68:2–20 ). «Господи! Услыши молитву мою, и вопль мой да приидет пред Тебя. Не скрывай лица Твоего от меня, в день бедствия моего приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призываю Тебя, поспеши, услыши меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Я неоднократно и усердно просил причетников, чтобы они читали, как можно яснее и внятнее псалмы на часах (и на кафизмах); молю и вас, братия мои, будьте терпеливы, и, сколько возможно, внимательны к этому чтению. Дивным, небесным светом озаряются сказания Новозаветные при сличении с ними псалмов. Самые сокровеннейшие чувства и мысли Господа Иисуса Христа в них как бы выводятся на свет, облекаются в светозарные образы священной поэзии, и раскрываются перед нами во всей ясности и боголепной высоте своей. Что касается до вас, блаженные исповедники, то вы без сомнения с особенной любовью останавливаете внимание ваше на том псалме девятого часа, в котором говорится о примирении нас грешных с Отцем Небесным крестной смертью Единородного Сына Его. Смело повторяйте пред Отцем Небесным слова псалма: «возстанови нас, Боже Спаситель наш, и прекрати негодование Твое на нас. Ужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой из рода в род? Ужели не обратишься и не оживишь нас, дабы народ Твой возрадовался о Тебе?.. Яви нам Господи милость Твою, и спасение Твое дай нам». Крестная смерть Единородного Сына Божия служит для вас несомненным ручательством, что Отец Небесный благоприветливо услышит вашу молитву, и явит вам милость Свою и спасение Свое. Аминь. Поучение XI За псалмами на девятом часе, по обычаю великопостному, следует чтение кафизмы, хотя и не во все дни недели 31 . За кафизмой читается тропарь часа, – где прямо и ясно указывается нам на время, в которое Господь наш Иисус Христос предал дух Свой Богу Отцу, и где содержится молитва к Единородному Сыну Божию, ради нас вкусившему смерть, чтобы Он умертвил мудрование плоти нашей, и спас нас. «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование Христе Боже, и спаси нас». Тропарь этот произносится первоначально священником пред царскими дверьми; за священником – и всеми молящимися во храме. Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя, – взывает священник и от лица своего собственного, и от лица каждого из молящихся, выражая дерзновенное упование, что крестная смерть Единородного Сына Божия за нас, примирила нас грешных с Отцем Небесным, открыла и нашей молитве доступ на небо, – и небесному вразумлению доступ к нам грешным. А между тем присутствующие во храме, снова дружно повергаются во прах пред Господом и повторяют пред Ним тропарь часа: «иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Этот праведник, молящийся к Отцу Небесному предъизображенный словами пророка – псалмопевца, есть не другой кто, как Господь наш Иисус Христос , окруженный злобными Иудеями, особенно фарисеями и книжниками. Об них именно говорит пророк псалмопевец: «они затворили сердце свое, устами своими говорят гордо; глаза свои устремили, чтобы повергнуть меня на землю. Они подобны льву, хотящему терзать, похожи на львенка, сидящего в скрытном месте». Но прозревая, в этих словах псалма, Господа Иисуса, обетованного Спасителя своего, кающийся и подвизающийся христианин не может в то же время, хотя в некоторой степени не отнести и к себе слов пророка. И на него подобно льву, хотящему терзать, или подобно львенку, сидящему в скрытном месте, восстали и восстают враги его. Глаза их устремлены, чтобы повергнуть и его на землю. И вот он в умилении сердца произносит дальнейшие слова псалма: «востань Господи, предупреди их, низложи их. Защити душу мою мечем Твоим от нечестивого, рукою Твоею, Господи от людей сих». Во втором псалме, читающемся на третьем часе, изображен человек – грешник, глубоко сознающий грехи свои и немощи; как камень тяготят они душу его; он не знает, как умолить Отца Небесного, чтобы Он не помянул грехов его. А с другой стороны человек – грешник видит всю злобу и ярость врагов своих, – всю ненависть, которой они ненавидят его. Понятно, братия мои, что этот псалом особенно близок теперь сердцу каждого из нас. Понятно, что мы с особенным умилением повторяем вслед за чтецом слова псалма: «К Тебе Господи, возношу душу мою, Боже мой! На Тебя уповаю, не дай посрамиться мне, да не восторжествуют враги мои надо мною .... Вспомни милосердие Твое, Господи, и милости Твои: ибо они вечны. Грехов юности моей и преступлений моих не поминай... Ради имени Твоего, Господи, прости мое преступление; ибо оно велико... очи мои непрестанно устремлены ко Господу. Призри на меня, и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен... Воззри на врагов моих, как много их, и какою злобною ненавистью они ненавидят меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

То снова слышите вы, братия мои, что «напрасно мы станем трудиться в созидании внутренней храмины души нашей, если сам Господь не созиждет в нас дома себе – сердца чистого и духа правого; напрасно станем охранять град души нашей от нападений врагов наших, если сам Господь не сохранит нас; напрасно станем утренневать, рано вставать, поздо садиться и есть хлеб в изнурении, если не приобретем благоволения Его: только возлюбленному Своему дает Он сон; только такой человек не будет в стыде, когда будет говорить со врагами у врат», то есть на суде ( Пс.26 ). То вы слышите, братия мои, что «блажен всяк боящийся Господа, ходящий Его путями, что он вкусит от трудов рук своих». «Блажен ты и благо тебе, – говорит псалмопевец к такому человеку, – жена твоя, как плодоносная лоза посреди дома твоего; сыны твои, как масличные ветви, вокруг стола твоего. Се так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей, увидишь сыны сынов твоих». ( Пс.27 ). То псалмопевец представляет нам бесплодность и суетность всех нападений вражиих на нас, когда с нами Господь. «Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль; много теснили меня от юности моей, – но не одолели меня. На хребте моем орали оратаи, проводили долгие борозды свои. Господь праведен, Он рассек узы нечестивых. Посрамятся, будут отражены все ненавидящие Сион. Они будут как трава на кровлях, которая, не быв исторгнута, засыхает, – которою жнец не наполнит руки своей, и горсти своей вяжущий снопы. И проходящие мимо не скажут: благословение Господне на вас! Благословляем вас именем Господним!» ( Пс.128 ). Видите, братия мои, как прекрасно святая церковь приноровила псалмы эти к духовно-нравственному состоянию кающихся грешников! Как бы в светлых образах и определенных картинах она представляет им разные душевные состояния их, представляет для того, чтобы они, узнав себя в них, лучше и ревностнее совершали подвиги поста и покаяния. На время прерывается чтение псалтиири кратким славословием Пресв. Троице и малой ектенией; царские двери при сем снова разверзаются; и третий иерей из сослужащих с Архиереем покланяется ему, и идет во св. алтарь южною дверью; и говорит возглас: «яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Св. Духу».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Где же всего ощутительнее являет Господь свой Божественный покров, Свое благодатное и таинственное присутствие, Свою державную помощь, как не во св. храме Своем? Сюда бежит кающийся христианин, подобно жаждущему еленю, устремляющемуся на потоки водные. Для него – радость услышать, когда кто позовет его во храм Божий. «Возрадовался я, когда сказали мне; «пойдем в дом Господень!» Туда восходят племена, племена Господни, по постановлению Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы дома Давидова». Под домом Господним, под племенами Господними, под постановлениями Израилевыми, под престолами суда, под престолами дома Давидова, разумеется св. церковь Христова, разумеются все уверовавшие в Господа Иисуса, из всех племен и народов, разумеются уставы и законы Господа Иисуса, разумеются свят. престолы, на которых приносится Отцу небесному бескровная, умилостивительная жертва за грехи наши. – В порыве высокого созерцания своего и духовной радости верующий и кающийся христианин изливается в благожеланиях своих церкви Божией: «да будет мир окрест стен Твоих, благоденствие в чертогах Твоих! Ради дома Господа Бога нашего, желаю блага тебе!» ( Пс.121:7, 9 ). Первое чувство у кающегося христианина, когда он возводит очи свои к Господу Богу, и сосредоточивает мысль свою во храме Божием, – это чувство живейшей и полнейшей рабской преданности Господу Богу. «К Тебе возвожу очи мои, живущий на небесах! Как очи рабов устремлены на руку господ своих; как очи рабы – на руку госпожи её: так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». Так в чувстве искреннейшей преданности своей взывает он ко Господу. – Но этот светлый и радостный взор христианина на Господа вскоре омрачается слезами покаяния и умиления, когда он вспомнит грехи свои. «Помилуй нас Господи, помилуй нас; ибо довольно напитались мы презрением; душа наша наполнилась поруганием от надменных, презрением от гордых». Так вопием мы ко Господу, сознавая нашу греховность, дерзкое нападение на нас врагов наших, и преобладание над нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010