Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Если Литургия созидает Тело Христово – Церковь Христову, то иконостас показывает Его в образах. Вопросы: 1. На какие части разделен православный храм? 2. Что символически изображает храм? 3. Что символически изображает алтарь? 4. Как располагаются ряды (чины) в классическом русском иконостасе? 5. Почему центральные двери в иконостасе называются царскими? 26. Алтарь Когда открываются царские врата алтаря, то есть двери посредине иконостаса, мы видим перед собой квадратный стол, который называется престолом (по-гречески – трапеза ). В первые века христианства в подземных катакомбных церквях престолами служили гробницы мучеников. На престоле совершается важнейшее христианское богослужение – Божественная Литургия – освящение Святых Даров. Алтарь предназначен для совершения священнодействий. По православной традиции храмы строят так, что алтарь направлен на восток (на православном Западе b I тысячелетии храмы тоже строили алтарем на восток) . Восток – сторона света, где восходит солнце и откуда свет приходит в наш земной мир. В духовном смысле Иисус Христос есть Восток свыше (см. Лк.1:78 ), Солнце правды (см. Мал.4:2 ), несущий в мир свет Вечной Жизни и Спасения. Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». В устройстве храма восток символизирует Спасителя Иисуса Христа, Своим светом озаряющего мир. Престол – это сердце и духовный центр православного храма. Он имеет преемственную смысловую связь с тем столом, за которым совершалась Тайная Вечеря. Тогда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–29 ). Сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). О таком избранном общении с Ним всех Своих истинных учеников Иисус Христос сказал: Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную ( Ин.6:48, 50–51:53–54 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/tainstvenn...

Эти слова по-иному, чем Синоптический материал, но тоже востребованы в евхаристическом богословии Церкви, в ее богослужебной и молитвенной практике. Например, в молитвах Правила ко Причащению, а также как причастен на Литургии в праздник Преполовения Пятидесятницы: Я#ды1й мою2 пло1ть, и3 niz1й мою2 кро1вь, во мнЁ пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ, рече1 гдсь. Кроме того, небезынтересно следующее литургическое наблюдение, в очередной раз свидетельствующее о чуткости и тонком соответствии церковного богослужения к нюансам новозаветного Предания. Если наши полные, т.е. содержащие Евхаристический канон Литургии (святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого ) базируются на Синоптической традиции с известными установительными словами, то Литургия Преждеосвященных даров, в которой нет Евхаристического канона, использует Иоанново предание. В одной из ее молитв читаем: Да чи1стою co1bэcmiю, непосра1мленнымъ лице1мъ, просвэще1ннымъ се1рдцемъ бж7е1ственныхъ си1хъ npuчaщa1ющecz ст7ынь и3 t ни1хъ w3жubombopz1eмu, coeдuhu1мcz самомнУ хрстУ твоемУ, и4стинному бг7у на1шему, ре1кшему: я3ды1й пло1ть мою2, и3 niz1й кро1вь мою2, во мнЁ пребыва1етъ, и3 а3зъ въ не1мъ: Эти слова не являются установительной евхаристической формулой, они лишь напоминают о смысле ожидаемого Причастия уже освященных Даров. Абсолютно так же, как в Ин., откуда и взяты эти слова, они звучат не на Тайной Вечере, а на временном и ситуативном удалении от нее. Слова о хлебе, который есть данная для вкушения Плоть Христова, не могут не вызывать смущения, а то и возмущения. Евангелист Иоанн не упустил случая описать такую реакцию: 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?.. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?.. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. 66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним ( Ин. 6, 41–42. 52. 60. 66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Богослужение этой седмицы по своему характеру ближе стоит к великопостному, чем богослужение двух первых седмиц. Выдающуюся особенность его составляет чтение в конце каждого суточного богослужения, начиная с вечера вторника сырной седмицы, молитвы св. Ефрема Сирина – «Господи и Владыко живота моего» – с великими поклонами, как и на великопостном богослужении. В среду и пятницу этой недели не положено, по церковному уставу, совершать ни полной литургии св. Иоанна Златоуста , ни литургии Преждеосвященных Даров. Запрещением вкушения мясной пищи полагается начало умершвления нашей плоти. В воскресенье сырной недели на литургии читается Евангелие о прощении обид, как непременном условии прощения грехов наших, о нелицемерном посте и о необходимости заботиться не о приобретении земных сокровищ тленных и скоропреходящих, а небесных – неветшающих и вечных. При этом вся церковная служба этого воскресенья посвящена воспоминанию изгнания Адама из рая за невоздержание и сладострастие. Пост – время, по преимуществу предназначенное для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и испросили прощения их у Бога. Достигнуть же этого можно только при условии нашей искренней и сердечной любви к Богу. Любовь же наша к Богу является тогда только совершенной, когда мы любим и всех тех, на кого простирается любовь Божия, т.е., когда мы любим наших ближних. «Кто говорит, – пишет св. ап. Иоанн Богослов, – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может, любить Бога, Которого не видит. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Вот почему испрашивая у Бога прощения себе грехов, мы по заповеди Христовой, должны сами прежде простить тем, которые чем-либо провинились перед ними или чем либо обидели, оскорбили нас, Если вы, – слышим мы в Евангельском чтении этой последней приготовительной недели к Великому посту, – будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш небесный. А если не будете прощать людям, согрешения их; то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Итак в эти два поста сыропустной недели литургия Преждеосвященных Даров совершалась изначала, как это подтверждают и древние постановления, в которых она находится, свидетельствуют и чтения из Пророков, как мы сказали, и то, что в эти дни не читается Евангелия, как и в течение пяти дней всей четыредесятницы, что показывают все книги Евангелий. Литургия Преждеосвященных Даров прежде совершалась также и во святой и великий пяток: потому что Отцам казалось неприличным пропускать какой-либо день без созерцания Господа в Тайнах, чрез которые, по Его словам, Он становится едино с нами. «И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» ( Матф. 28, 20 ), – это сказал Он не потому, чтобы после скончания века не намерен был пребывать с нами всегда, – как это возможно, когда в молитве к Отцу Он говорит: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою» ( Иоан. 17, 24 ), – и несколько прежде, – «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы» ( Иоан. 17, 22 ), «якоже Аз в Тебе и Ты во Мне да и тии будут совершени во едино» ( Иоан. 17, 23 )? – но что до скончания века он пребудет с нами в своих Тайнах. Сказал это и потому еще, чтобы и теперь, когда после взятия Его тела (на небо) и до того пришествия, Он невидим, кто не думал, что, будучи невидим для нас, Он уже не пребывает теперь с нами, но дабы всяк веровал, что Он – непрестанно с нами и делается с нами едино в своих Тайнах. Тогда же «узрим Его, якоже есть» ( Иоан. 3, 2 ), – как говорит Его возлюбленный ученик, – «и тако всегда с Господем будем» ( 1Сол. 4, 17 ), – как учит Павел. Но я не знаю, как это случилось, что совершение литургии преждеосвященной в великий пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Думаю, что, так как в этот день пост несовершенный, а обычая совершать в оный литургию совершенную не было, то оставили и литургию Преждеосвященных Даров; а быть может, это сделали и на основании иерусалимского устава, который есть устав монашеский. Но другой – устав великой Церкви, который имели у себя все Церкви; частые же набеги народов уничтожили чин его.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Если Литургия созидает Тело Христово – Церковь Христову, то иконостас показывает Его в образах. Вопросы: 1. На какие части разделен православный храм? 2. Что символически изображает храм? 3. Что символически изображает алтарь? 4. Как располагаются ряды (чины) в классическом русском иконостасе? 5. Почему центральные двери в иконостасе называются царскими?   26. Алтарь Когда открываются царские врата алтаря, то есть двери посредине иконостаса, мы видим перед собой квадратный стол, который называется престолом (по-гречески – трапеза). В первые века христианства в подземных катакомбных церквях престолами служили гробницы мучеников. На престоле совершается важнейшее христианское богослужение – Божественная Литургия – освящение Святых Даров. Алтарь предназначен для совершения священнодействий. По православной традиции храмы строят так, что алтарь направлен на восток (на православном Западе в I тысячелетии храмы тоже строили алтарем на восток)17. Восток – сторона света, где восходит солнце и откуда свет приходит в наш земной мир. В духовном смысле Иисус Христос есть Восток свыше (см. Лк. 1, 78), Солнце правды (см. Мал. 4, 2), несущий в мир свет Вечной Жизни и Спасения. Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров священник благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». В устройстве храма восток символизирует Спасителя Иисуса Христа, Своим светом озаряющего мир. Престол – это сердце и духовный центр православного храма. Он имеет преемственную смысловую связь с тем столом, за которым совершалась Тайная Вечеря. Тогда Спаситель мира Господь наш Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–29). Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). О таком избранном общении с Ним всех Своих истинных учеников Иисус Христос сказал: Я есмь хлеб жизни… хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 48, 50–51, 53–54).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Но чтобы достигнуть этого Царства Божия, необходимы покаяние и евангельские добродетели, т.-е. нужно вести жизнь благочестивую, добродетельную. Поэтому в это самое время и начинают петь девять блаженств Евангельских и этим самым напоминают нам, грешным, те добродетели, которые вместе с усердною молитвою могут привести нас в царство небесное. Эти девять блаженств следующие: 1) Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. 2) Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3) Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4) Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5) Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6) Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7) Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8) Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. 9) Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. После каждого стиха поют на клиросе молитву благоразумного разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Когда пропоют все 9-ть блаженств, то самым трогательным голосом, как бы исходящим из глубины плачущей души, поют три раза ту же самую молитву благоразумного разбойника, только к каждому лицу Пресвятыя Троицы отдельно: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем». «Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим пением девяти блаженств начинается последование изобразительных, или так называемой, обедницы. Так называется служба церковная, которая изображает, или служит подобием полной обедни (только Св. Дары не освящаются). Она первоначально установлена для тех, которые удалялись в пустыню спасаться и потому не могли присутствовать в церкви при совершении Божественной литургии и, вместо того, в отраду своей души, читали обедницу. Обедница совершается не только в одном Великом посту, а когда угодно и где угодно может быть совершаема (напр., в часовне может быть совершаема).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Братство (Христианское) – особое единение людей во Христе на почве общих религиозных, экономических, военных, культурных задач. Как правило – это мужское объединение. Историческим аналогом братства является Христианская община после Пятидесятницы. О ней говорится в Деяниях Апостолов: «Был же страх на всякой душе: и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб (совершая литургию, – Б. Н.), принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:43–47 ). Главной помехой препятствующей созданию братства, являются грехи – гордость, тщеславие и властолюбие. Свойство Христианского братства – возможность самореализации каждой личности и ощущение общности в совместной жизнедеятельности. Братство противопоставляется одновременно и коллективизму и индивидуализму. Грех – ап. Иаков говорит: «Всяк творит грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие». Ап. Павел считает грех Адама «непослушанием воле Божией». Человек всегда таинственно знает, что он совершил грех. Дух , духовность – выделяют два вида духовности – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом или сопряженность – с демоническими силами. Не бывает духовности «вообще». Нерелигиозный гуманизм подменяет духовность эстетикой, искусством, «культурой». Искусство является формой душевности в человеческой деятельности. Душа – человек, согласно Святому Писанию, состоит из тела и души. Без души тело – прах. Душа – творение Божие. Свойство души человека – бессмертие, разумность, свобода, дар слова. Литургия – важнейшее христианское богослужение. Литургия установлена самим Иисусом Христом в Тайной вечере. В настоящее время в Русской Православной Церкви совершается три вида литургии: Иоанна Златоуста , литургия преждеосвященных даров (в Великий пост ), литургия Василия Великого (десять раз в году). Главная ценность хранения таинства литургии в Православии состоит в соединении символического и реального. Христианин в таинстве святого причастия приобщается Самого Тела и Самой Крови Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима " и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо " . (Лк, 24; 51). " И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян. 1; 9II). ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей, ипакои и антифоны, стихиры на 50 пс., катавасии к канону, читается Евангелие. ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. На вечерне совершается " вход с кадилом " перед каждением алтаря и пением " Свете тихий " . На литургии совершается " малый вход " , или " вход с Евангелием " (после пения антифонов), и " великий вход " , или " вход с дарами " (предлагаемыми для евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010