В настоящее время Великий пост рассматривается как период сугубого покаяния, как акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне и как средство подготовки к празднованию Пасхи. Значимость духовного поста отражена в песнопениях Постной Триоди: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!». И в другом месте: «Братья! Постясь телом, будем поститься и душою, разрешим всякие несправедливые узы, разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и нищих, не имущих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость». Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста : «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Прп. Венедикт Нурсийский рассматривал Великий пост, как время, когда нужно загладить «святостью сих дней небрежение прочих времен». Подобным образом рассуждает и прп. Дорофей Газский, считая Четыредесятницу «десятиной всего лета», которая назначена для покаяния и очищения грехов всего года. На время Великого поста православные христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (например, посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить душеполезному чтению, делам милосердия и участию в богослужении. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина . Полная литургия совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. Во время Четыредесятницы в среды и пятницы, в четверг пятой седмицы, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров. В первые 4 дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского . Канонические предписания о Великом посте

http://azbyka.ru/velikij_post

монахи собирались на общую литургию только по субботам, воскресеньям и праздникам (что не исключало келейного Причащения в др. дни). в VIII в. к палестинской была близка практика олимпийских мон-рей, где прошли монашеский искус мн. подвижники, в частности прп. Феодор Студит, с именем к-рого связано широкое распространение в IX-XI вв. Студийского устава. В творениях прп. Феодора и его ближайших учеников упоминается уже ежедневная братская литургия (см., напр., PG. 99. Col. 1713); это, вероятно, связано с общежительным, а не келлиотским устройством Студийского мон-ря - возможность ежедневного присутствия на литургии сделала ненужным келейное Причащение. Практика ежедневной литургии была закреплена в Студийском уставе, а затем перешла и в Иерусалимский (см.: Taft. 1984), и так сложился обычный состав правосл. Б. б.: во-первых, службы суточного круга (по Часослову, к текстам к-рого присоединяются песнопения гимнографических книг - Октоиха и Минеи (в период Пятидесятницы - также и Цветной Триоди)), во-вторых - Божественная литургия (после XI в. повсеместно - литургия свт. Иоанна Златоуста). из-за этого нек-рые толкователи видят главный смысл суточных служб в приготовлении к Евхаристии, а не в освящении молитвой определенных часов дня и ночи (утра, полуночи) как таковом. Тем не менее в седмичные дни Рождественского поста, на к-рые не выпадает никакого праздника, принятый ныне Типикон предписывает совершать Б. б. без литургии; эта традиция впервые зафиксирована в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 316). Б. б. и служба с «Аллилуия» В совр. богослужебной практике Б. б. обычно называют службу с «Бог Господь» в дни памяти святых без праздничного знака, а также с шестеричным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); устав такой службы описан в 9-й гл. принятого в Русской Церкви Типикона. Однако помимо службы с «Бог Господь» там же описана и служба с «Аллилуия», ныне воспринимаемая только как постовая (см. ст. Постовое богослужение ). Приравнивание 9-й гл.

http://pravenc.ru/text/153577.html

И нет ни малейшего сомнения, что если бы официальные лица РПЦ согласились бы с требованиями так называемой «интеллигенции», и обратились бы к президенту и правоохранительных органах с просьбой отпустить тех, кто издевался над храмом Божьим и Богородицей, то это нисколько не снизило бы напор либерастов на Церковь. Наемные работники медиа-империй по приказу своих хозяев подняли бы другие вечные темы: о «часах Патриарха», о «торговле табаком», о «мерсах», на которых якобы катаются едва ли не все «попы», и т.д. Есть причины нападений, а есть поводы. «Жестокость» верующих к «панк-группе» - это лишь повод. Подлинные же причины же нападок на РПЦ - духовные и геополитические. Однако, если бы РПЦ официально выступила бы за безнаказанность кощунниц, то получила бы, в довесок к информационным нападкам, новую серию кощунств, издевательств над святынями и священниками. А именно этого, благодаря твердой позиции верующих, удалось избежать. Поскольку дегенератки из «панк-группы» до сих пор сидят в тюрьме, новых желающих присоединится к ним пока не нашлось. И, слава Богу. А мысль о том, что благодаря либеральной позиции части официальных лиц Митрополии УПЦ МП к кощунницам, ситуация на Украине с нападками на Церковь стала лучше, вброшена нам теми же антихристианскими СМИ, которые поддерживают борьбу с Церковью. Эта идейка наиболее ярко выражена в статье корреспондента «Коммерсанта Украины» Артема Скоропадского «Две церкви» : Он о Церкви ничего не знает и не хочет знать. Это подтверждает простейший пример из его статьи: «…какие святыни хранятся в Храме Христа Спасителя не знает, кажется, ни один верующий. Я, например, не знаю, да и был в этом конфетном соборе с туристической атмосферой раза 3-4». Каждый храм - святыня, ибо там совершается литургия на антиминсе, содержащем мощи святых. Кроме того, в Храме Христа Спасителя хранятся мощи св. Филарета Московского, частицы мощей прп. Иоанна Предтечи, свт. Иоанна Златоустаго и сонма других святых, частицы Животворящего Креста Господня, множество других святынь - всего и не перечислить. Конечно, «свободный журналист» Скоропадский этим всем не интересуется, пробегая там как турист. И его читатели ему же под стать - обычные советские безбожники, не имеющие понятия о христианстве, которых из коммунистов аккуратно перепрограммировали в либералов. Они таких «ляпов» уж точно не заметят.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/31/ko...

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

Уже в молодости М. стремился сохранить древние певч. традиции Грузии. Во время учебы в семинарии он по инициативе бывш. настоятеля мон-ря Рождества Пресв. Богородицы в Шуамте архим. Софрония (Эристави; 1783-1853) записал линейной нотацией Литургию свт. Иоанна Златоуста кахетинского напева и неск. др. песнопений. Архим. Софроний был прославленным «полным певчим» (т. е. знал наизусть все песнопения годового богослужебного круга), воспитывался в известном певч. традициями мон-ре св. Иоанна Крестителя в Гареджи , где обучался певч. искусству. Он настолько прославился как искусный певчий, что исполняемый им напев называли «софрониевским» ( ) или «архимандрита Софрония» ( ). По свидетельству прот. исп. Полиевкта Карбелашвили , песнопения архим. Софрония не отличаются от карталино-кахетинских ( Карбелашвили. 1898. С. 81). Творческое сотрудничество М. и архим. Софрония состоялось именно в то время, когда знаменитый певчий в тифлисском муж. мон-ре Преображения Господня обучал молодых певч. искусству и богослужебному уставу. Заметив, что М. не только знает 5-линейную нотацию, но и способен записывать напевы различной сложности, архим. Софроний предложил ему нотировать традиционного песнопения. Дочь М. и жена Х. Н. Гроздова (директора народных уч-щ Тифлисской губ.) А. А. Гроздова вспоминала: «В 1841 году архимандрит Софроний, бывший настоятелем Шуамтинского монастыря, слывший большим знатоком старинного грузинского церковного пения, случайно заметил уменье моего отца записать всякую мелодию и сам предложил ему сделать запись грузинской обедни, говоря при этом: «Наше церковное пение начинает понемногу портиться; пошли в ход новшества и искажения, запиши пока еще не поздно, пока живы мы, старики, хорошо знающие то старое наше церковное пение, которое передали нам наши деды». Мой отец, имея довольно порядочное для обыкновенного любителя музыкальное образование, в то же время очень любил и прекрасно знал народное грузинское пение, его склад и характерные особенности... Самую запись он сделал со всею тщательностью...» ( Аракчиев, Гроздова. 1902. Стб. 1292-1293).

http://pravenc.ru/text/2564264.html

Я не побоюсь так сказать, это не громкие слова. Когда я здесь учился и даже когда я был здесь ректором, произнести такие слова было невозможно, потому что они показались бы абсолютно фантастическими. Церковь жила в изоляции, в гетто; конечно, все мы верили в то, что наступит другое время, но связать наши мечты и надежды с какой-то конкретикой было просто невозможно. Но эти времена наступили, и сегодня мы можем ставить и перед школой, и перед Церковью нашей, перед образованным нашим духовенством совершенно конкретные задачи, без всякого прожектерства, опираясь на реальную интеллектуальную и духовную базу. От качества духовенства — да простят мне слушатели именно это слово, — от их способностей, от их умений, от их профессионализма, но, самое главное, от их духовного состояния зависит во многом будущее нашей Церкви. Санкт-Петербургская академия, насчитывающая уже 300 лет истории и замечательных педагогических традиций, всегда была флагманом православного духовного образования в России. И в XIX веке, и в начале XX века академия являлась не только престижным учебным заведением, но и крупным научно-исследовательским центром. Профессора и студенты Санкт-Петербургских духовных школ вели масштабную переводческую работу. Это и знаменитый Синодальный перевод на русский язык Священного Писания, выполненный в 1876 году, и перевод многих святоотеческих творений, в частности, свт. Иоанна Златоуста, прп. Феодора Студита, прп. Иоанна Дамаскина. Уверен, каждому из здесь присутствующих студентов хорошо известна «Толковая Библия» Лопухина. Однако профессор Санкт-Петербургской академии Александр Павлович Лопухин был известен не только как крупный издатель, редактор авторитетных для своего времени академических изданий «Христианское чтение» и «Церковный вестник», но и как инициатор издания «Православной богословской энциклопедии». Над составлением и написанием статей для этой энциклопедии трудились профессора всех четырех дореволюционных академий, профессора некоторых университетов, видные ученые начала XX века, но при всем том именно Санкт-Петербургская духовная академия являлась тогда своеобразным флагманом в этом столь важном для развития русской богословской науки деле. К сожалению, в дореволюционный период завершить этот проект не удалось. Но, как вы знаете, он был возобновлен и очень хорошо, на мой взгляд, реализуется в настоящее время. В стенах духовных школ Северной столицы трудились многие выдающиеся богословы, церковные историки, литургисты и правоведы. Имена таких профессоров, как Василий Васильевич Болотов, Николай Никанорович Глубоковский, протоиерей Герасим Павский, Николай Васильевич Покровский известны не только в России, но и за ее пределами. Программы обмена студентами из других Поместных Церквей, широкое взаимодействие со светскими университетами, активное развитие научной и издательской деятельности — все это было реальностью академической жизни в ΧΙΧ и особенно в начале XX века.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

1-я рукопись - ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 283. 15 - содержит многолетие патриарху Ермогену , что в совокупности с водяными знаками позволяет датировать ее 1606-1612 гг. Рукопись имеет заголовок: «Книга, глаголемая демественник, творение преп[одобного] от[ца] Романа, певца кондакареви». В приведенном заголовке традиция демественного пения впервые связывается с именем прп. Романа Сладкопевца и с жанром кондака , который составляет значительную часть содержания древнерус. Кондакарей . Вероятно, создатель рукописи хотел отразить в заголовке известные ему параллели между кондакарным пением и демественным. Эти параллели можно усмотреть как в мелизматической природе демества, в наличии словообрывов, аненаек , хабув (редких в знаменном распеве, но постоянно встречающихся в кондакарных записях), так и в структурной общности указанных книг, начальные части к-рых отведены записям кондаков, после них следуют песнопения др. типов (взаимосвязь кондакарного пения с демественным пока совершенно не изучена). 2-я рукопись - РГБ. Ф. 37. 364 - датируется 1645-1652 гг. на основании многолетий царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу , ее самоназвание - «Книга демественник, сиречь четверогласного пения». В рукописи ГЦММК. Ф. 283. 15 в поголосной записи даны партии демества , низа , верха и пути ; в рукописи РГБ. Ф. 37. 364 - только партия низа. Т. о., Д. отражает многоголосную традицию пения. В конце обеих книг имеется чин пещного действа , в к-ром участвовали государевы и патриаршие певчие дьяки. Обе книги могли быть написаны в Москве кем-то из певчих дьяков, поскольку в книгах отражена традиция высокой певч. культуры. Рукописи 1-го этапа, озаглавленные «Д.», отличаются по содержанию и представляют 2 редакции этой певч. книги. В состав рукописи Д. ГЦММК. Ф. 283. 15 входят избранные кондаки, неск. пасхальных песнопений, избранные песнопения всенощного бдения (вечерни и утрени); Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста (в к-рой отсутствуют песнопения евхаристического канона); последование песнопений пещного действа.

http://pravenc.ru/text/171654.html

4 мая 1736 г. по благословению еп. Будимского Василия (Димитриевича) в мон-ре началось строительство нового храма вокруг старого, купол возводился над прежним куполом. Первую литургию в соборе отслужили 13 авг. 1738 г., полное освящение храма состоялось через 3 года. Крестообразный в плане храм (сев. и юж. рукава креста слабо выражены) перекрыт 2-скатной кровлей; над средокрестием помещен невысокий четверик со срезанными углами, увенчанный башенкой с шатровым покрытием. Стены храма оформлены филенками, небольшими полуциркульными окнами, прорезными крестами. Над зап. входом помещен щипец, переходящий в нижний ярус колокольни, оформленной в барочном стиле. Иконы для иконостаса (1738–1768) написаны в академическом стиле В. Остоичем из Нови-Сада, искусная, вызолоченная резьба в стилистике барокко создана Иоанном Лаубром из Осиека. Состав иконостаса не отвечал средневек. правосл. канонам. Так, в центре 2-го яруса размещена икона «Коронование Богородицы», сюжет и иконография к-рой заимствованы из западноевроп. искусства, по сторонам — образы 12 апостолов; евангельские сюжеты за отсутствием праздничного ряда помещены в овальные картуши под ростовыми иконами Спасителя и Богородицы в местном ряду. Традиц. расположение в местном ряду небольших икон небесных покровителей храма, архангелов Михаила и Гавриила, сохранено, но иконы смещены вверх — над сев. (с образом архидиак. Стефана) и юж. (с образом свт. Иоанна Златоуста) алтарными вратами. Прорезные царские врата (мотив виноградной лозы) украшены каноническим сюжетом «Благовещение». Иконостас венчает «Распятие с предстоящими», по сторонам в 3 уровня помещены изображения 12 пророков. Над сев. клиросом — образы святых Симеона Немани и Стефана Штиляновича, над южным — св. Стефана, деспота сербов, и царя Давида. Настенные росписи выполнил серб. худож. из Нови-Сада Андрей Шалтист. Согласно записям монастырской летописи, в 1761–1796 гг. в Г. возводилась колокольня, в 1762–1781 гг. обновлялись кельи, трапезная и хозяйственные помещения. В 1787 г. построен новый братский корпус. В 1808 г. Петер Вайнер из г. Печ перелил в новый треснувший старый колокол (все колокола были конфискованы во время первой мировой войны). 16 сент. 1885 г. сильный ураган снес купол и повредил зап. стену колокольни (отремонтировано в 1923).

http://pravenc.ru/text/545896.html

В 1971 году была создана Молодёжная организация Ганской Церкви. Её целью стало возрождение Церкви и поиски других православных сообществ. В 1972 году специальное собрание духовенства Православной Церкви в Гане определило количество своих «верных» в составе 1998 человек и 12 приходов, 3 из которых были новыми. Лидером Молодёжной организации стал Готфрид Мэнти. Наконец, в августе 1974 года был установлен контакт со Вселенским Православием. Молодёжные лидеры Церкви Бреси-Андо Квами Лаби и Готфрид Мэнти встретили православного священника в Ганском университете во время съезда Всемирного совета церквей, проходившего здесь. С ними встретились отец Иоанн Мейендорф, отец Фома Хопко, богослов Николай Лосский и представитель Александрийского патриархата Д. Парфелус. Они поговорили с ганской молодёжью и выяснили, что Православная Церковь Бреси-Андо была неканонической. Их наставили в Православии и приняли в каноническое общение. Таким образом, Православная Церковь Ганы стала канонической. Но не совсем, так как ганцы не обрели материнскую Церковь, которая могла бы правильно окормлять их. В 1977 году здесь был поставлен митрополит Аккрский и всей Западной Африки Ириней, кафедра которого располагалась в Яунде, столице Камеруна. А в 1978 году митрополит Ириней впервые прибыл с пастырским визитом в столицу Ганы Аккру. Митрополит сумел направить четверых человек на обучение в богословские вузы: двое поехали в Грецию, двое — в США. Митрополит начал последовательно укреплять связи с «православными» здесь. Решающим фактором по распространению Православия стала деятельность первых четырёх ганцев-богословов. Распространением Православия и финансовой поддержкой здесь занялась греческая организация «Апостольское служение», которую возглавлял отец Феоклит Циркас. Работу среди молодёжи возглавила Православная Всемирная молодёжная организация Синдесмос (SYNDESMOS). Здесь работали два студента из Финляндии: Соили Урни и Паиви Тиаинен. Началась подготовка к официальному принятию «православных» Ганы в лоно Матери-Церкви. В 1982 году вернулся из Соединенных Штатов Америки Квам Джозеф Лаби, закончив Свято-Владимирскую семинарию. Митрополит Ириней назначил его ответственным по подготовке к приему. Он составил литургические переводы. Ганцы начали изучать Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста как средство подготовки к переходу в Православие.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Ниге...

В здании костницы сейчас ремонт, поэтому кости монахов перенесли на улицу под навес. Когда живешь в монастыре, к смерти начинаешь относиться проще, и кости становятся совсем не страшные На монастырской кухне Выпечка хлеба. В неделю монастырь выпекает 400 кг хлеба Ферма улиток. Монахи выращивают улиток, чтобы разнообразить свой белковый рацион (напомню, что монахи не едят мяса, а молочные продукты на Афоне практически полностью отсутствуют, за исключением сыра, который доставляют с большой земли) Монах из Москвы моет салат в трапезной. Салат в Ватопеде тоже свой Во время туристического сезона не все желающие помещаются в трапезную Эти столы были вывезены из Студийского монастыря в Константинополе перед тем, как город был разорен. Когда они сделаны точно не известно, но точно не позже X века. Каждый стол сделан из цельного куска камня, за ним помещаются около 8 человек На богослужении. Монахи проводят в храме около 8 часов в сутки На службе поют два хора. После соборного богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых не территории Ватопеда более 25. Это делается для того, чтобы как можно большее число монахов могли принять участие в Литургии в качестве певчих, диаконов и священников После службы паломникам выносят монастырские святыни. В том числе пояс Пресвятой Богородицы и главу свт. Иоанна Златоуста скрыть способы оплаты Комментарии Нина 28 февраля 2024, 03:53 Спаси Господи за такой чудесный фоторепортаж. Словно на Афоне побывала! Благодарю всех монашествующих и паломников, кто молится за нас, грешных! Их молитвами еще и держится жизнь на нашей Земле. Нина 11 февраля 2018, 20:01 Спасибо!!! Прекрасный фоторепортаж. Словно побывала на Святой Земле. Дай ,Господи, здоровья всем молящимся за нас, грешных! Агротуризм Улитка 15 мая 2015, 13:20 Здравствуйте, спасибо за статью. Нам она особенно интересна, ведь мы, как и братия, разводим улиток для пищи, особенно в пост. ТАМАРА 24 октября 2014, 23:31 спасибо за репортаж. СПАСИ ВСЕХ,ГОСПОДИ! инна 9 октября 2013, 07:29

http://pravoslavie.ru/52167.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010