В 1815 г. в Площанскую пуст. перешел ученик прп. Паисия (Величковского) схим. Афанасий (Захаров) , возродивший традиции монашеского делания. Он обучал братию молитве и принимал от учеников откровение помыслов. Схим. Афанасий привез из Нямецкого в честь Вознесения Господня монастыря списки всех трудов старца Паисия: переводов книг преподобных Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Варсонофия, Фалассия, Симеона Нового Богослова (12 слов), Максима Исповедника, свт. Григория Паламы, «Огласительных поучений» Феодора Студита и др. Впосл. списки паисиевской редакции легли в основу издательской деятельности насельников Оптиной пуст. Согласно писцовым записям, из Площанской пуст. происходили рукописи: «Лествица» (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-510), Патерики алфавитный (Там же. Опт-578) и скитский (Там же. Опт-576), Сборник статей о молитве, толкований и житий (Там же. Опт-599), «Словеса различна о заповедех великих, прещаниих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве» прп. Григория Синаита (Там же. Опт-487) и др. С 1817 г. М. по благословению площанского настоятеля стал келейником и ближайшим учеником схим. Афанасия, благодаря чему традиции прп. Паисия впоследстви были переданы старцам Оптиной пуст. В 1818 г. настоятелем Площанской пуст. стал иером. Серафим (Веденисов), ученик прп. Василия (Кишкина) . 5 авг. 1818 г. по слабости здоровья М. был уволен от должности ризничего, занимался письмоводительством; как знаток церковного пения участвовал во введении в обители киевского распева . 8 июля 1819 г. награжден набедренником. В том же году совершил паломничество в Киев, служил литургию в Дальних пещерах. На обратном пути посетил Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь , в 1824 г. в Ростове поклонился мощам свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , побывал также в Оптиной пуст. 10 июня 1826 г. М. был назначен благочинным Площанского мон-ря, 30 янв. 1827 г.- одновременно и духовником севского во имя Святой Троицы женского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Какой тропарь свт. Василию? Во всю землю изыде вещание твое яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие отче преподобне. Моли Христа Бога, спастися душам нашим. (Русский перевод). По всей земле, как принявшей слово твое, пронеслось учение твое, которым ты богоподобно научил, природу существующего уяснил и человеческие нравы улучшил. Ты – царское священие, отец преподобный. Молись Христу Богу о спасении душ наших. Какое евангелие на литургии? Учение И. Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждущих правды, милостивых и гонимых за веру Христову, каким был св. Василий Вел. Лук. 6:17–23 . Зач. 24. Что особенно поучительного в жизни свт. Василия Великого ? Вся жизнь его – пример благочестия и подвигов для собственного спасения, трудолюбия на пользу ближних и ревности о церкви Христовой. Праздник Нового года Расскажите о празднике Нового года. Новый год это – день, перед которым оканчивается один и которым начинается другой год. День Нового года празднуется в благодарение Богу за благодеяния, полученные нами от него в прошлый год, и для испрошения благословения Его на наступающий год. Новый год праздновался не в одно время: то праздновался осенью, 1 сентября, на том основании, что по собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие, и в память победы царя Константина над язычником, царем Максентием, чем низложена языческая и воцарена христианская вера. То праздновался весною, 1-го марта, на том основании, что при сотворении Богом мир начался весною и в марте совершилось воплощение, крестная смерть и воскресение Спасителя и таким образом положено начало великих благодеяний Божиих для человечества. Наконец стал праздноваться 1-го января. Переложению начала года на январь в христиан. землях особенно содействовало введение нового летосчисления, именно от Рождества Христова, бывшего в декабре, пред январем. 1700 год, при Петре Вел. был первый начатый с января в нашем отечестве. Впрочем, следуя летосчислению от Р. Хр. церковь и отечество наши хранят летосчисление и от сотворения мира, и на иных книгах и грамотах означается и те и другие годы, и новый год, с января, у нас называется гражданским – в церкви празднуется он только одним молебном новолетию, – а новый год, с сентября, называется церковным, – в церкви празднуется всею церковною службою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

По матералам книги " Памятники архитектуры Костромской области " (Выпуск II). Информация с сайта http://www.alant.orthodoxy.ru/ Впервые село Борщино упоминается в 1603 г., когда оно было пожаловано в поместье Неверу Зворыкину. Церковь в Борщине впервые упоминается в 1629-1630 г.г., когда в селе стоял деревянный шатровый храм во имя свт. Николы (летний), рядом с которым имелось “место церковное”, оставшееся от сгоревшего зимнего храма в честь Воскресения Христова. Через какое-то время на этом месте построили новый зимний храм, освященный во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В начале 90-х г.г. XVIII в. на средства местных помещиков взамен деревянных был возведен каменный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней, освященный в 1795 г. В храме имелось три престола: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя Трех святителей, 3) левый – во имя св. вмч. Георгия Победоносца (первые два престола были перенесены из деревянных храмов, а имелся ли в них Георгиевский престол или он появился по воле храмоздателя, неизвестно). В самом начале коллективизации, в январе 1930 г., были арестованы настоятель церкви священник Павел Крылов, староста Е.М. Ивушкин и председатель приходского совета Е. Кокова, приговоренные к заключению в лагере и ссылке. В августе 1945 г. чекисты вновь арестовали настоятеля священника Димитрия Благовещенского. В обоих случаях храм в Борщине оказывался на грани закрытия, но верующим удавалось отстоять его. 21 сентября 1995 г. во время празднования 200-летия возведения церкви в камне Божественную литургию в ней совершил архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилев). В июле 2002 г. взамен сброшенных в 1930-е г.г. на колокольню храма были установлены новые колокола, отлитые на средства В.В. Романова, жертвователя из Дании, уроженца этих мест. Церкви Костромского района Николаевская церковь села Борщино каменная, с такой же колокольнею, построена в 1795 г. на средства прихожан. Ограда вокруг церкви каменная и внутри ее приходское кладбище. Престолов три: в холодной – во имя святителя Николая, в теплой правый придел – во имя трех святителей, левый – во имя вмч. Георгия. Доходность церкви за 1909 г. 1392 руб. 98 коп.

http://sobory.ru/article/?object=02782

Тест: Осмогласие. Гласы тропарные При перезагрузке страницы порядок вопросов в этом музыкальном тесте изменяется.   См. также тесты: Гласы стихирные; Гласы ирмосные.   1. Какой это глас? 1 первый 2 второй 3 третий 4 четвертый 5 пятый 6 шестой 7 седьмой 8 восьмой Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Осмогласие Ответить Пройти весь тест 2. Какой это глас? 1 первый... Тест: Осмогласие. Гласы стихирные При перезагрузке страницы порядок вопросов в этом музыкальном тесте изменяется. См. также тесты: Гласы тропарные; Гласы ирмосные.   1. Какой это глас? 1 первый 2 второй 3 третий 4 четвертый 5 пятый 6 шестой 7 седьмой 8 восьмой Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Осмогласие Комментарий: Это глас седьмой. Ответить Пройти весь тест 2. Какой... Тест: Катехизис 2 1. Что означает в переводе слово «Библия»? 1 Книга книг 2 Книги (собрание книг) 3 Благая весть 4 Божественное откровение Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Библия Комментарий: Библия (от греч. βιβλα – книги) – собрание Богодухновенных книг, написанных пророками и апостолами по велению Духа Божия. Ответить Пройти весь тест 2. Соотнесите Книгу Ветхого... Тест: Божественная Литургия 1. На какой Литургии поется это песнопение 1 Литургия Иоанна Златоуста 2 Литургия Василия Великого 3 Литургия Григория Собеседника 4 Литургия апостола Иакова Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Божественная Литургия по чину свт. Василия Великого Ответить Пройти весь тест 2. Что это за молитва? 1 Отпуст 2 Заамвонная молитва 3 Молитва главопреклонения 4... Тест: Церковное пение 1. Кто автор данного церковного песнопения? 1 П. Динев 2 Д. Христов 3 И. Денисова Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прозвучало песнопение «Достойно есть» П. Динева. Динев Петр Константинович (1889-1980) – болгарский церковный композитор, музыковед. В Санкт-Петербургской консерватории изучал композицию у Н. А. Соколова, С. Петрова и А. К. Глазунова и восточное пение у проф.... Тест: Чудеса 1. Первое чудо, которое совершил Господь наш Иисус Христос. Об этом чуде пишет евангелист Иоанн Богослов. 1 Исцеление Петровой тёщи и множества людей 2 Исцеление бесноватого в Капернауме 3 Претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской 4 Исцеление дочери хананеянки Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Брак в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11)...

http://azbyka.ru/test/page/12

Церковно-славянский: Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе. Русский: Все подает Дух Святой: источает пророчества, священников поставляет, простецов мудрости научил, рыбаков богословами явил, составляет весь устав церковный. Единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну Утешитель, слава Тебе! Белорусский : Усё падае Дух Святы, прароцтвы, учыняе, увесь складае лад Супрастольны, слава Табе! Вероятно, содержание третьей стихиры « на Господи воззвах… » вечерни Пятидесятницы есть результать переработки текста святителя Василия Великого : « Дух, всем сообщая Свою благодать, пребывает неумаленным и нераздельным. Всех просвещает к познанию Бога, вдохновляет пророков, умудряет законодателей, совершает священников, укрепляет царей, приводит в благоустройство праведных, украшает целомудренных, сообщает дарование исцелений, оживотворяет мертвых, разрешает узников, усыновляет чуждых. Производит сие чрез рождение свыше. Если возьмет мытаря верующего, делает его Евангелистом (Мф.9,9). Если будет в рыбаре, совершает его Богословом (14,19)». Но есть в стихире и те образы, которые мы не находим у свт. Василия Великого и которые требуют отдельных объяснений. Речь идет о словах: « Дух Святый… весь собирает собор церковный » . При поверхностном прочтении в эту фразу можно вложить самые различные смыслы и значения. О чем же идет речь в действительности? Ключ к раскрытию смысла этого текста в правильном понимании слова, переведенного на славянский язык как « собор » , в греческом тексте θεσμς (тесмос). Словари дают следующие значения слова: « древнее установление, священный закон, правило жизни, устав » . Епископ Афанасий (Евтич) переводит это выражение следующим образом: « всю организацию Церкви составляет – собирает » . Таким образом, речь здесь идет об устройстве Церкви, её бытии, уставе жизни, основанных на действии Духа Божия.

http://bogoslov.ru/article/5117156

Наиболее близкая к первоначальному тексту редакция Студийского синаксаря сохранилась в так называемом Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 года, дошедшем до нас только в славянском переводе (см.: Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). Как и в Типиконе Великой церкви, службу Благовещения в Великую субботу здесь предлагается совершать по аналогии с уставом соединения благовещенского последования со службой Великого четверга. Общий порядок, следовательно, таков. На вечерне в Великую пятницу: стихиры дня (т. е. Великой субботы) и праздника (т. е. Благовещения), «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читаются паремии дня и праздника (как известно, в константинопольском послеиконоборческом лекционарии Благовещение имеет 5 паремий — 3 общих Богородичных и 2 особенных, Исх 3. 1b — 8a и Притч 8. 22–30, пророчествующих о Боговоплощении; здесь читаются только 3 общих Богородичных паремии); следует пение «Да исправится…»; читаются Апостол и Евангелие дня и совершается литургия Преждеосвященных Даров (в древней константинопольской практике в Великую пятницу всегда совершалась литургия Преждеосвященных Даров). На утрене в Великую субботу: на «Бог Господь» — тропарь праздника и тропарь дня («Благообразный Иосиф»); после кафизмы (следует заметить, что знаменитых похвал Великой субботы в уставах студийской традиции еще не было — они появляются только в Иерусалимском уставе, да и то не сразу, — кафизма пелась с обычным припевом «Аллилуия») — седальны праздника и дня; затем — степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие праздника; после 50 псалма —каноны праздника и дня (по 3 песни — кондак дня, по 6 песни — кондак праздника); на хвалитех стихиры праздника и дня; чтения в конце утрени — Великой субботы. Днем в Великую субботу должен совершаться крестный ход. На вечерне в Великую субботу: стихиры дня и праздника, «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читается первая паремия дня, а затем — 2 особые паремии праздника и, наконец, оставшиеся паремии дня; после малой ектении — «Елицы во Христа крестистеся» (эта особенность службы Великой субботы, связанная с ее крещальным характером, специально отмечена как отличие устава соединения Благовещения с Великой субботой от устава его соединения с Великим четвергом); прокимен дня; Апостол и Евангелие — праздника и дня; совершается литургия свт. Василия Великого (Там же. С. 337–339).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Христос в Таинстве являет Свое жертвенное заклание. Жертвенный смысл Божественной литургии с самого начала исповедовался Церковью. Третье правило святых апостолов называет Литургию учрежденной Господом Жертвой. В молитве «Никтоже достоин от связавшихся», вошедшей в чин всех трех Литургий — святого апостола Иакова, Василия Великого и Иоанна Златоуста, сказано: «…служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие». В злато­устовой Литургии в 1-й молитве верных читаем: «…приносити Тебе мoлehiя и мольбы, и жертвы безкровныя». В толковании святого Златоуста на Послание к Римлянам говорится: «…трапеза сия, от которой мы все причащаемся, нас ради закланный Христос, — Жертва, на ней возлежащая» (8, 8//PG 60, 465). Песнь 8 «Законное скончавъ nobeлhie, скрижали законныя написавый въ Синаи, снде убо пасху древнюю и сновную: бысть же Пасха Тайная и живожертвенная». Написавший скрижали ветхозаветного закона на Синае, теперь, в сионской горнице, Сам исполнил повеление закона, вкусив пасхи древней, но в Таинстве стал Пасхой и живой Жертвой Нового Завета. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, однеми и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 1, 10, 12). В непостижимом и неизреченном Таинстве мы приобщаемся этой Жертве. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. …Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 51, 53, 54, 56).  «Отъ вка сокровенную Христе премудрость тайноводя, показалъ еси купно всмъ апостоломъ Спасе на вечери, юже церквамъ предаша бorohochiu».  Премудрость — имя Самого Христа (1 Кор. 1, 24). «…Искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1, 18–20; ср. также 1 Кор. 2, 7–8). «Тайноводство» — посвящение в таинство (тайноводити — соответствующий глагол). Иногда это слово называет само таинство: «…каждый из нас таковым тайноводством [крещением во имя Святой Троицы] введен в богопознание» ( Василий Великий, свт. О Святом Духе//PG 32, 209). Чаще всего тайноводство (греч. µυσταγωγα) — таинство Евхаристии. Преподобный Максим Исповедник посвятил истолкованию Литургии сочинение «Тайноводство». Одно из значений этого слова в современном греческом языке — Божественная литургия. Тропарь говорит об установлении Христом Спасителем на Тайной Вечери Таинства, которое апостолы передали основанным ими Церквам. 

http://e-vestnik.ru/analytics/o_evharist...

Самым распространенным ответом на этот вопрос будет — святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным. На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви — освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба. Так что авторство чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров имеет условный характер. Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?  Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном — поднимаются. Первый раз во время перенесения Святых Даров на жертвенник: Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен. Второй раз: Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

http://pravmir.ru/7-voprosov-o-liturgii-...

В помощь человеку дан спасительный камертон — тайные молитвы литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого. В этих молитвах содержится всё нужное богословие, из этих молитв можно перенять самый правильный — благодарственный — настрой христианина. Иметь те же чувства и те же мысли, которые вложены в эти удивительные слова, необходимо для того, чтобы участвовать в литургии. Если мы не имеем благодарности Богу, то и наших голосов не слышно в общем хоре людей и Ангелов, поющих Богу благодарственную службу — Евхаристию. Тайные молитвы анафоры литургии свт. Василия Великого Священник: Сущий, Владыка, Господи, Боже, Отче, Вседержитель, Поклоняемый! Поистине достойно, праведно и приличествует великолепию Твоей святости Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить — единого истинно сущего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушённым и сознанием своей ничтожности это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам знание Твоей истины; и кто может рассказать о могуществе Твоём, возвестить о всех славных делах Твоих или поведать о всех чудесах, которые Ты всегда совершаешь? Владыка всего, Господи неба и земли, и всего творения, сидящий на Престоле славы и видящий бездны, Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Неописуемый, Неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Великого Бога и Спасителя, Упования нашего, Который есть Образ Твоей благости, точный отпечаток, являющий в Себе Тебя — Отца, Слово Живое, Бог истинный, предвечная Премудрость, Жизнь, Освящение, Сила, Свет истинный, Которым был явлен Дух Святой — Дух истины, Дарование усыновления, Залог будущего наследства, Начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, Который даёт силы всему творению, как людям, так и Ангелам, Тебе служить и Тебе вечно воссылать славословие, ибо всё служит Тебе: Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и исполненные очами Херувимы; вокруг Тебя находятся Серафимы: у каждого из них по шести крыльев, и, покрывая двумя лица свои, двумя ноги, и двумя летая, они в неумолкающем славословии непрестанно взывают друг ко другу, победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря:

http://pravmir.ru/iskusstvo-blagodarit/

В подавляющем большинстве статей нормы поста приводятся нормы поста, предписываемые Типиконом, но едва ли практикуемые в жизни мирян сегодня: Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день . Продолжим: В российских церквах на период Великого поста подают записки “О здравии” и “О упокоении”, в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти. Заметим, что как раз во время Великого поста записки подают на субботу и воскресенье, когда служится Литургия свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого и вынимаются частицы о здравии и упокоении. В течение же всего года записки могут подаваться на Литургию каждый день. Стилистическое построение фраз нередко удивляет: Перед началом Великого поста православный мир отмечает прощенную неделю. Православная церковь чрезвычайно учредила   и прощенный день. Первый день поста, он ведь самый сугубый . ( 1 канал) Сравнительный анализ состояния своей души преподобный Андрей Критский помогает нам сделать чтением Великого покаянного канона. Запевом служат тайные слова самого царя Давида. Великий покаянный канон исполняется в храмах уже почти 1200 лет. Основное количество публикаций повествуют о кухне православного поста, о гастрономической составляющей, нередко называемой диетой. Особое внимание во время поста уделяют сушеной и соленой зелени, пряностям. В некоторых статьях супружеский пост православных во время великого поста явно перемешивается с постом мусульманским: Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток. Интересны и календарные подсчеты авторов статей: Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум) С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство) Теперь перейдем к самому главному: во многих статьях выстраивается целая система предписаний того, что можно и нельзя делать, активно воспринимаемая многими читателями и перерастающая затем в крепчайшие суеверия.

http://pravmir.ru/velikij-post-v-svetski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010