до н. э. С 1900 до н. э. разрушается приходящими с Севера греческими племенами. 58 Галлы — кельтские племена, жившие в I тыс. до н. э. на территории современной Франции и Швейцарии. Галлы несколько раз совершали набег на территорию современной Италии и в 387 г . до н. э. дошли до Рима. 59 Эон (греч. — вечность) — в эсхатологии очень продолжительное, но в принципе конечное состояние мира во времени. 60 Исайя — библейский пророк. 61 Ли Кун-чан (1823—1901) — китайский государственный деятель, «Бисмарк Азии». 62 Вирсавия — возлюбленная царя Давида. Чтобы сделать ее своей женой, Давид приказал оставить во время сражения ее мужа, Урию, в опасном месте и отступить, бросив его в руках врагов (II Цар., 11). 63 Круг земель (лат. ). 64 В 480 г . до н. э. в морской битве с персами при Саламине греки отстояли свободу Эллады. 65 В битве при Лепанто ( 1571 г .) испано-венецианский флот одержал победу над турками. 66 Римский форум был не только рынком, но, в первую очередь, центром политической жизни республики. 67 Ацтеки — крупнейший индейский народ Мексики, создавший в древности своеобразную цивилизацию. 68 …как научились эти варвары гнуть лук и говорить правду — греческий историк Ксенофонт (430—354 до н. э.) рассказывает в «Киропедии» (первый исторический роман Европы), что персы считали величайшими добродетелями умение гнуть лук и говорить правду. 69 Александр, великий грек — Александр Македонский (356—323 до н. э.), великий полководец, завоевал Персию, Вавилон, Египет. 70 Татары захватили Китай — имеется в виду монгольское завоевание Китая в XIII в. 71 Республика и Церковь, Библия и эпос, Ислам и Израиль, Аристотель и мера вещей. — Честертон называет основные ценности европейской цивилизации. Это — государственность, начинающаяся с греческих полисов и Рима («республика»); монотеистические религии — христианство («Церковь»), мусульманство («Ислам») и иудаизм («Израиль»); литература — Библия и эпос Гомера; философия — «мера вещей» как центральное понятие античной мудрости и Аристотель (384— 322 до н.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Духовная семья Протоиерей Гавриил Макаров , настоятель Свято-Николаевского собора РПЦЗ в Брисбене (Австралия): Протоиерей Гавриил Макаров – Приход – ведь это большая духовная семья. Плохо делают прихожане, которые привыкают идти в церковь на «всё готовое» и не желают вникать в цели, трудности и обязанности прихода и прихожан. Каждому прихожанину полезно для своей души быть не просто свидетелем жизни на своём приходе, но и участником! Важна самоорганизация прихожан Иерей Алексий Гугливатый , настоятель единоверческих общин города Куровское, сел Авсюнино и Мисцево: Иерей Алексий Гугливатый – Вопрос не в бровь, а в глаз. Нужно определиться, какая именно это мера. Есть поговорка: «Quod licet Iovi, non licet bovi» («что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» – лат .). Одно дело, когда приход городской. Другое – когда сельский. Первый вариант: городской приход, где служат каждый день три священнослужителя. Есть воскресная школа, постоянные прихожане, певчие с левого клироса («народный хор»). Спектр трудов очень широк. В городе есть разного рода учреждения, которые требуют благотворительной помощи. На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов – это мера приходской деятельности, в которую могут и должны быть вовлечены прихожане. Организация трапезы – почему нет? Но по инициативе прихожан. Важна самоорганизация прихожан, пусть и действующих по благословению настоятеля, но принимающих решения сами. Это условие важно для всех типов приходов. На приходе может возникнуть инициативная группа, желающая помогать одиноким пенсионерам, заключенным, детям из приютов Второй вариант: маленький город. Служит один священник, не каждый день, у него прихожане в основном преклонного возраста, но есть небольшое количество молодежи. Скорее всего, на таком приходе будет петь народный хор, который не получает зарплаты (в лучшем случае – регент). Прихожане могут дежурить в храме, мы так у себя сделали. На свечном ящике в течение недели дежурят прихожане из числа активных. Они же и убираются, когда дежурят, берут пожертвование за свечи и требы, ухаживают за прихрамовым садом, получают задание по чтению текстов на церковнославянском языке, чтобы в будущем войти в состав народного хора.

http://pravoslavie.ru/143369.html

сохранилась в рукописи Четвероевангелия V в. из Египта (Wash. Smithsonian Inst., Freer Gall. of Art. 06. 274; обозначается как W или 032), в к-рой Евангелие от Марка имеет т. н. длинное окончание (Мк 16. 9-20). Логия содержится в ст. 14 и представляет собой краткую беседу между 11 учениками, возлежащими за столом, и Воскресшим Христом. Ее фрагмент передает также блж. Иероним, к-рый утверждает, что она встречается в неск., преимущественно греч., рукописях ( Hieron. Dial. contr. Pelag. 2. 15). Начинается Логия с того, что ученики, оправдываясь, говорят, что этот мир пребывает под властью сатаны, к-рый препятствует силе и правде Божией победить нечистоту духов, и просят Спасителя открыть им Свою праведность сейчас. На что Господь отвечает, что мера лет власти сатаны исполнилась, но иные трудности близки. Он говорит о Себе, что был предан смерти за тех, кто согрешил, чтобы и они могли унаследовать непреходящую славу праведности, к-рая на небесах (совр. состояние вопроса о происхождении и смысле текста см. в ст.: Frey J. Zu Text und Sinn des Freer-Logion//ZNW. 2002. Bd. 93. S. 13-34). «Послание апостолов» в зап. лит-ре чаще фигурирует под лат. названием - Epistula apostolorum (оригинальное название, вероятно, было связано с первой фразой - «Писание, к-рое Иисус открыл Своим ученикам»; возможно, фраза является аллюзией на Откр 1. 1). Датируется 2-й пол. II в. (или ок. 160-170). Его греч. оригинал, ныне утерянный, появился, вероятно, в М. Азии (К. Л. Шмидт, А. Стюарт-Сайкс) или Александрии (Г. Барди, Х. Лицман). Текст известен в переводах на копт. (рукопись на ахмим. диалекте IV или V в. из Белого мон-ря (В. Египет); имеется рус. перевод под названием «Беседа Иисуса Христа с учениками»), лат. (небольшой фрагмент в палимпсесте V или VI в.) и эфиоп. (наиболее полный вариант; входит в канон НЗ под названием «Книга завета» (Mäshafä Kidan); в изд. Patrologia Orientalis (PO. T. 9. Fasc. 3) текст ошибочно назван «Завет Господа нашего Иисуса Христа в Галилее», известен в 2 версиях; все рукописи не старше XVI в.). Диалог Воскресшего Господа с учениками происходит до Его Вознесения; в нем участвуют Иоанн, Петр, Фома, Андрей, Иаков, Филипп, Варфоломей, Матфей, Нафанаил, Иуда Зилот и Кифа.

http://pravenc.ru/text/Диалоги Иисуса ...

Мартиниан , преп. падестинский, 13 февр. Мартин (марсов) св., милостивый, 12 окт. Мартин , паца римский. исповедник, 14 апр. Мартирий (мучимый, свидетельствующий, греч.), нотарий, с Маркианом , 25 окт. Мартиал или Марциал , (воинственный, марсов, лат.), муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Маруфа (лишенный волос, евр.) преп., еписк. месопотамский, 16 февр. Маруфа , муч. персидский, 28 марта. Мар (Марис, греч. рука иди сирск.), муч. персидский, 28 марта. Мар певец, преп. сирский, 25 янв. Марфа , мученица римская, 6 июля. Марфа с Ликарионом отроком, 6 февр. Марфа муч., 9 июня. Марфа , мать Симеона столпника, 1 сент. Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца, 4 июля. Мастридия (изследывающая, греч μαστρ, девица, преп. александрийская, 24 нояб. Матрона (знатная женщина, лат. матерь от греч. ματρασ) из 7 дев, мучениц анкирских, 19 мая. Матрона , муч. амисская, 20 марта. Матрона , муч. селунская, постр. от госпожи своей иудеянки, 27 марта. Матрона , девица мученица коринфская, 6 ноября. Матрона , преп. цареградская, 9 ноября. Матфей (Божий дар, евр. тоже, что греч. Феодор) еванг., из 12 апп. 16 ноября. Матфей прозорливый печерский, 5 окт. Матфий , из 12 апп. 9 авг. (Богодарованный, евр.) Медимн (хлебная мера, греч.), муч. цареградский, 5 сент. Мелания (черная, греч.), римляныня, преп., 31 дек. Меласипп (заботящийся коне, греч.), муч. анкирский, 7 ноября. Мелевсипп муч., 16 янв. Мелетий (пекущийся, заботливый, греч.), стратилат, муч., 24 мая. Мелетий , архиеп. антиохийский, 12 февр. Мелетий священномуч., 21 сентября. Мелиссен (пчелиной, гр.), из 42 мучч. амморейских, 6 мар. Мелитина (медовая, сладкая, как мед, греч.), муч. оракийская, 16 сент. Мелитон (делающий сладким, услаждающий медом, греч.), из 49 мучч. севастийских, 9 мар. Мемнон (помнящий, памятливый, греч.), муч. филиппопольский, 20 авг. Мемнон преп., чудотверец, 29 апреля. Менандр (крепкий муж, греч. или ожидающий мужа), пресв. прусский, муч, 19 мая. Менея (крепкий, постоянный, грея. μνω, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католич. и протестант. князьями в Свящ. Римской империи герм. нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание, что означало правовое и институциональное признание протестантизма. Был заключен 25 сент. 1555 г. на рейхстаге в г. Аугсбурге. По соглашению из 22 пунктов между имп. Карлом V , после заключения А. р. м. отрекшимся от престола, и герм. курфюрстами, только католичество и лютеранство (но не кальвинизм , цвинглианство , баптизм и др.) признавались 2 офиц. вероисповеданиями в границах империи. Религ. принадлежность жителей того или иного княжества определялась волей князя (лат. jus reformandi, позднее сформулированное как принцип «cujus regio, ejus religio» - чья власть, того и вера). Те из подданных, кто не соглашались вслед за правителем принять др. исповедание, должны были покинуть пределы княжества (jus emigrandi), предварительно распродав свое имущество. В имперских городах допускалось сосуществование обеих конфессий (в том случае, если там до этого уже были и католич., и протестант. общины). Архиепископы, епископы и прелаты при переходе в лютеранство теряли свой сан, должности, церковные права и бенефиции (т. н. reservatum ecclesiasticum - мера по защите интересов католич. Церкви). Бывшие церковные имущества, находившиеся во владениях протестантов на момент заключения договора в Пассау (1552), сохранялись за новыми владельцами. Замещение должностей католиками и протестантами в центральных имперских органах управления (в первую очередь в имперской судебной палате - Reichskammergericht) осуществлялось на паритетной основе. А. р. м. первоначально задумывался как временное соглашение до окончательного урегулирования на Тридентском Соборе , однако из-за того, что Собор не решил этого вопроса, он регулировал межконфессиональные отношения в Германии вплоть до заключения Вестфальского мира в 1648 г.

http://pravenc.ru/text/76804.html

Тексты православного канонического права четко определяют брачное сообщество как особую форму «сообщества святых». Классическая формула Вальсамона: «две личности, объединенные в единое существо», ясно соответствует образу Церкви, «множественности личностей, объединенной в едином Теле». Ведь не случайно апостол Павел помещает свое учение о браке в контекст своего Послания о Церкви. В Еф. 4, 16 он пишет: «Тело составляется и созидается посредством различных взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена. Чудо Церкви, ее укорененное во Христе единство, осуществляется исходя из различных форм этих связей. Наряду с приходскими и монастырскими общинами, возникает другой тип общества: брачное сообщество, малая домашняя церковь, органическая ячейка целого. В своем комментарии на повествование о чуде в Кане святой Иоанн Златоуст указывает на близкое родство между символами, которые говорят одновременно и о Церкви, и о браке. Материя совершенного чуда -вода и вино - относится ко крещению и Евхаристии,отсылая нас к рождению Церкви на Кресте: из прободенного ребра изошла кровь и вода (Ин. 19, 34), и это есть евхаристическая сущность Церкви. Мы вновь находим тот же самый образ в Таинстве Брака, рельефно выраженный в халдейском обряде, где находятся слова: «Супруг подобен древу жизни в Церкви. Супруга подобна золотой чаше, обильно источающей молоко и окропленной каплями крови. Пусть Святая Троица навеки обитает в их брачном жилище». Также священная связь соединяет чудо в Кане, Крест и евхаристическую Чашу и связывает их в общей чаше, которую испивают супруги во время чинопоследования Таинства. Чем более супруги соединяются во Христе, тем более их общая чаша, мера их жизни и их совместного бытия, наполняется вином Каны, становится евхаристическим чудом, выражает их преображение в «новое творение», воспоминание рая и предвосхищение Царства. Наконец, в Кане Иисус явил Свою славу (Ин. 2, 11) в рамках ecclesia domestica (лат. домашняя Церковь). Согласно литургической и иконографической традициям, именно Христос присутствует на свадьбе в Кане; более того, именно Он - единственный Жених во время всей свадьбы. Икона брака в Кане мистически изображает свадьбу Церкви и каждой души с божественным Супругом. В Таинстве все пары сочетаются со Христом. Поэтому любя друг друга, супруги любят Христа: Господи, сделай так, чтобы любя друг друга, мы все больше и больше любили бы Тебя! С тех пор каждый момент супружеской жизни становится славословием, хвалой, литургическим песнопением, всеобъемлющим жертвоприношением брачного союза Богу (см. 2 Кор. 11, 2; 1 Кор. 10, 31; Кол. 3, 17).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Страдание святого мученика Феодора Пий — был императором с 138 г. по 161 г. узкая береговая страна на юге Малой Азии, ставшая в 78 г. до Р. Хр. римскою провинциею. главный бог древне-греческой религии, считавшийся властителем неба и земли. или Нубия — область в Африке, лежавшая к югу от Египта. святых мучеников последовала в полов. II b. Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата римский Диоклитиан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 284 г. по 305 г. житие его под 23 апреля. Александра, супруга императора Диоклитиана, была тайною христианкою. Будучи поражена твердостью и мужеством святого великомученика Георгия, она открыто исповедала себя христианкой и была императором осуждена на казнь, однако скончалась ранее совершения ее. См. житие ее под 23 апреля. святых мучеников последовала в 303 г. Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского малоазийская область. мера длины, равнявшаяся приблизительно 88 нашим саженям. Великий, император римский, царствовал с 527 г. по 565 г. телохранители императора, обыкновенно сопровождавшие его во время путешествий. Отступник царствовал с 361 г. по 363 г. св. мученика Емилиана последовала в 362 г. Память его совершается св. Церковью 18 июля. золотом пояс носили обыкновенно воины, служившие около царя (телохранители), а также — главные начальники войска. Родители св. Феодора еще от юных лет приготовили ему такой пояс (как повествует житие), так как предназначали его к воинской службе при царском дворе. золотая цепь, носившаяся в качестве украшения на шее. именем обозначалась у древних римлян сухая, плотно утоптанная (а иногда и вымощенная) площадка, предназначавшаяся обыкновенно для сушения и молотьбы зерна (лат. area, от arare — быть сухим). Здесь же устраивались иногда и общественные игры. ( < < back) (греч. Артемида) — греко-римская богиня света и жизни. Почиталась как раздаятельница свежей, цветущей жизни природы. Диана считалась также богинею родов и покровительницею животных. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Оба рука об руку стали спускаться по тропинке к реке. Они становились все меньше, меньше и, наконец, совсем скрылись из вида.  notes Примечания 1 Шениль — махровая ткань с неразрезанными волокнами. 2 Ковенантор (англ.) — ист. сторонник " Ковенанта " (соглашение между шотландскими и английскими пресвитерианами). 3 Картезианцы (латин.) — иначе картузианцы — члены католического монашеского ордена, первый мужской монастырь которого основан в 1084 г. во Франции в местности Шартрез (лат. Cartusia). 4 Латинский гимн, исполняемый при обряде поклонения Святым Дарам. 5 Асафетида (перс. aza смола и латин. foetida — дурно пахнущая) — растительная смола, используемая в медицине. 6 Ингерсолл Роберт (1833-1899) — американский юрист и лектор, защищал научные идеи Ч Дарвина и Т. Хаксли. 7 Аксминстерский ковер — тонко простеганный, с бархатистым ворсом. 8 Тодди (англ.) — напиток из ликера, горячей воды и сахара, часто с добавлением горькой настойки гвоздики или лимона. 9 Скэнти (англ. scanty) — значит недостаточный. 10 Снэпдрегон (англ.) — святочная игра, в которой хватают изюминки с блюдца c горящим спиртом. 11 Парнелл Чарлз Стюарт (1846—1891) — ирландский политический деятель, лидер движения за автономию Ирландии (home rule) в 1877—1890 гг., " некоронованный король Ирландии " . 12 Аспидистра — род многолетних стебельчатых трав семейства лилейных. 13 Новиции (латин. novtcius — новичок), (рел.) — новообращенные, послушники. 14 Сакристия (от латин. sacrum — священная утварь) — в католических храмах — ризница особое помещение в котором хранятся принадлежности культа (священнические облачения, утварь и проч.) 15 Стоун (англ.) — мера веса, равен 6,35 кг. 16 Пинта (англ. pint) — единица объема в США. Великобритании и ряде других стран; в Великобритании 1 пинта — 1/8 галлона — 0,568 л. 17 Скамеечка для коленопреклонения во время молитвы (фр.). 18 Сладкое красное вино (латин.) 19 Молитва Божьей Матери ( " Святая Царица " ). 20 Новена — молитва, читаемая в течение 9-ти дней за кого- нибудь или о чем-нибудь. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока. Куна — денежная единица Древней Руси, находившаяся в обращении до начала XV beka. Куна чеканилась из серебра, равнялась 1 / 25 гривны. Само слово произошло от названия меха куницы, использовавшегося восточными славянами как мера стоимости товара при торговле. Кунсткамера (нем. кабинет редкостей) — распространенное в прошлом название различных исторических, художественных, научных коллекций и мест их хранения. В России Кунсткамера была создана в 1714 году Петром I. В ее основе — личное собрание редкостей Петра I. Для посетителей она была открыта в 1719 году. В 1724 году Кунсткамера вошла в состав Академии наук и стала музеем. Купно (др. — рус.) — вместе. Курган — могильный насыпной холм у древних славян и других языческих народов. Курляндия (нем. Kurland, латышское Курземе) — историческая область в Прибалтике (в западной части Латвии). В 1561–1795 годах — это герцогство со столицей в городе Митава. В 1795 году Курляндия была присоединена к Российской империи и стала Курляндской губернией. Курфюрст (нем. князь-избиратель) — владетельный князь в феодальной Германии («Священной Римской империи»), имевший право участвовать в выборах императора. Курьер (лат. бегу) — должностное лицо для доставки сообщений. Кучер — возница, человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку, карету, колесницу. Кушак — широкий пояс. Кюменегард (провинция Кюменегард) — Кюммене, район в южной Финляндии. Лавра — название крупнейших, наиболее почитаемых в народе православных мужских монастырей, подчиненных непосредственно патриарху, а после реформ Петра I — Священному синоду: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Почаевско-Успенская лавры. Лавровый венок — венок, сделанный из листьев вечнозеленого лавра, символ славы, победы, величия. Это вид награды, широко распространенной в Древней Греции и Древнем Риме. Ладан (греч.) — специальная ароматическая смола, используемая во время богослужебных обрядов. Ланиты (др. — рус.) — щеки. Ланцет — хирургический инструмент с обоюдоострым лезвием.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

С. 238. …из стародубовских слобод, бывших когда-то Ветковцев… — Местечко Стародубье в Черниговской губернии и остров Ветка на реке Сож были центрами старообрядчества. 128 С. 238. …единоверческая церковь… — Единоверцами называли старообрядцев, объединившихся с православной церковью и подчинившихся Синоду. 129 С. 239. …чрезвычайные начетчики… — Начетчик — знаток и толкователь богословских книг. 130 С. 239. …по смеху можно узнать человека… — Эта мысль развита Достоевским в романе «Подросток» (ч. 3, гл. I). 131 С. 240. …сибирки. — Сибирка — верхняя одежда в виде короткого кафтана в талию со сборками и стоячим воротником. 132 С. 246. …на абвахте, у сошек. — Абвахта — устарелое написание слова «гауптвахта» (нем. Hauptwache); сошки — стойки, служащие подставками для ружей в караульных помещениях. 133 С. 246. …рундом правил. — Править рундом — проверять караулы. 134 С. 254. …к полному числу палок. — По уставу 1839 г. высшей мерой телесного наказания был приговор к шести тысячам шпицрутенов. Но в действительности негласно это количество было сокращено до трех тысяч. 135 С. 254. …накануне наказания решился выпить крышку вина, настояв в нем нюхательного табаку. — Достоевский вспоминает тот же эпизод в повести «Дядюшкин сон» (гл. XV). Крышка — мера вина, водки (по размеру крышки от фляги) (обл., устар.). 136 С. 257. Мефитический (лат. mephiticus) — удушливый, зловонный: Мефитис — древнеиталийская богиня, охраняющая от вредных испарений. 137 С. 257. Майдан — базарная площадь в станице (тюрк.); на воровском жаргоне — игорный дом или просто карточная игра. 138 С. 257. …байгуши… — Байгуш — кочевник, впавший в нищету (казахск.). 139 С. 263. …перевод Нового завета — книга, не запрещенная в остроге. — В секретном рапорте дежурного генерала Главного штаба Военного министерства от 11 августа 1850 г., посланном в Омск инспектору по инженерной части, объявлялось «высочайшее повеление» относительно выдачи книг лицам, отданным в военную службу и в арестантские роты за политические преступления: «Состоящим в арестантских ротах, кроме духовных книг, других не давать». 140

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010