2 . Начатки многоголосного пения. Первые исторические сведения о гармоническом пении на Западе мы встречаем в IX веке. Самая старинная форма многоголосной музыки – это органум, представляющая собою особый вид контра- —504— пункта, при котором два голоса, исходя из унисона, расходились затем, при чем образовывали разные интервалы (не более кварты), а на всех частичных каденциях мелодий снова сходились в унисон. Гукбальд расширил рамки органума, заставив второй голос непрерывно следовать параллельными квинтами по отношению к главному, а третий – ему в октаву. Понятно, что эта зачаточная форма гармонии была очень проста и неблагозвучна. Начиная с 11-го века среди музыкантов заметным становится стремление дать большую самостоятельность голосам. Этого они старались достичь, прежде всего, чрез противоположное движение второго голоса в органуме в отношении к главному. Так появилась новая форма многогласия – дискант (от лат. слов diversus – cantus=пение различных голосов). В начале своего возникновения дискант был лишь двухголосным. Сущность этой музыкальной формы заключалась в том, что церковной мелодии противопоставлялся (нота против ноты) новый, высокий голос, который к тому же не писался заранее, а импровизировался. Позднее стали вводить в гармонию 3 голоса с разнообразным ритмом и противоположным голосоведением. Последовательное сопровождение каждой ноты главного голоса параллельным к нему движением второго и третьего голоса терциями и секстами по отношению к первому образовало новую форму полифонии, известной под именем фобурдона (faut-bourdon – ложный бас). Такое наименование дано этой музыкальной форме потому, что бас здесь, против обыкновения, находился не в нижнем голосе, а в верхнем. Невменное нотное письмо, которым нотировалось всё католическое церковное пение Средних веков, показывало только движение тонов, ритм же всецело определялся текстом священных песнопений. Развитие ритмики дисканта, в котором поющие голоса стали произносить некоторые слоги текста не одновременно, потребовало введение знаков для обозначения не только высоты, но и длительности звуков. Это привело к изобретению так называемой мензуральной (mensura – мера) системы нотных знаков. Так наименовалась появившаяся в 12 веке на Западе нотация, при помощи которой оказалось возможность запи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве наказания преступникам могли назначаться розги, за тяжкое увечье наказание налагалось по правилу талиона – око за око. По большей части преступлений, например кражам, возмещением пострадавшему служила материальная компенсация. Если преступник был не в состоянии возместить причиненный воровством или повреждением имущества ущерб, то по приговору суда он терял свободу и поступал во владение пострадавшему вместо раба, не становясь, однако, рабом в собственном смысле слова. Подобная мера могла быть применена не только к преступникам, но и по тяжебным делам, например, к несостоятельному должнику, если никто из граждан не готов был взять на себя уплату его долга. Поскольку поземельная частная собственность в Риме сложилась, вероятно, в правление царя Сервия Туллия (6 в. до Р.Х.), в более ранний период главным видом собственности был скот, а также рабы. С этим связана особая форма купли- продажи, а именно манципация (лат. mancipare – брать руками). Иными словами, предметом сделки являлся объект, который можно держать руками, а не, например, земля. Подобная сделка могла заключаться лишь между гражданами Рима либо между гражданами и латинами или перегринами, обладавшими правом коммерции в Риме (jus commercii). Первоначально при этом раб, скот или вещь продавались за слитки меди, которые тут же взвешивались. Сделка совершалась при пяти свидетелях, при этом покупатель произносил установленную формулу: «Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту медь, взвешенную на этих весах», передавал медь продавцу и принимал купленный товар 36 . Договоры, в которые вступало государство со своими гражданами, имели обязательную силу, и их исполнение гарантировало само государство. Договоры между частными лицами основывались на личном доверии, и главным гарантом их исполнения была клятва с призыванием богов, произносившаяся при заключении сделки. Нарушителей, взятых на себя обязательств, по вере римлян, карали боги. В судебном порядке могли рассматриваться лишь дела, связанные с нарушением брачных сговоров, когда, например, отец отказывался выдать замуж обещанную дочь, за что он, по закону, должен был платить штраф, а также если при совершении манципации имел место обман – продана была вещь, на которую продавец не имел бесспорного права собственности. В суд можно было также подавать иск на взыскание долга вместе с условленным ссудным процентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

31 . Архонты – в Стр. общее наименование командного состава византийской армии всех ступеней и рангов, как и славянских вождей. См. раздел «Менандр Протектор», коммент. 10. 32 . Дромоны – от δρμος «путь, бег, скорость» – быстроходные военные гребные суда (Dolley. The warships, 48–49; Ahrweiler. Bvzance. 410–411). 33 . поставить в нужных местах – καταστναι ν τος τρκτοις τος ναγκαοις. В рукописях также τρκτοις и τρκτος. Михаэску избирает τρκτοις (от лат. tractus) и переводит: în adposturi «в укрытиях» (Mauricius. Arta, 283); Г.Г. Деннис предпочитает τρκτοις. Перевод «в нужных местах» условен. Не исключено, что речь идет об установлении судов на берегу, в закрытых от глаз врага местах, на специальных «катках»-бревнах (чтобы при необходимости быстро столкнуть суда в воду). 34 . μορα; мира – войсковая единица византийской армии. Согласно Стр. (Strategikon, 88–90), в византийском кавалерийском войске низшей тактической единицей являлась тагма (или «банда», переводимая здесь как «отряд»), включавшая от 300 до 400 человек. Ее возглавлял комит, или трибун. Тагмы объединялись в миры (или хилиархии), каждая численностью 2–3 тыс. человек, во главе с мирархами (именуемыми также дуками или хилиархами). Из нескольких мир формировались меры, по 6–7 тыс. человек каждая, во главе с мерархами, или стратилатами. Три меры (правая, средняя и левая) составляли боевой порядок армии; ее командующий именовался стратигом. В случае необходимости стратига заменял командир средней (центральной) меры, который именовался ипостратигом. Устанавливая максимальную численность воинских подразделений (тагма – до 400 человек, мира – до 3 тыс., мера – до 7 тыс.), Мав. предостерегает от их излишнего укрупнения, чтобы они не оказались громоздкими и трудноуправляемыми. Он рекомендует также делать тагмы разной численности, чтобы неприятель не смог легко подсчитать общую численность войска по количеству знамен; считалось, однако, важным, чтобы численность тагмы не опускалась ниже 200 всадников. Если же общая численность войска окажется большей, все излишки следует выделить в резерв, разместив его во второй линии строя для охраны флангов и тыла, а также для организации засад и окружения противника.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

619 Цитата из стихотворения «Тени сизые смесились...» (1835) (Тютчев Ф. И. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 81). 625 Здесь имеется в виду, что слово «абсолютное» происходит от лат. «absolvere», имеющего двойной смысл: 1) развязать, отпустить, освободить; завершить, сделать совершенным. 626 По-видимому, имеется в виду знаменитый фрагмент Гераклита: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера» (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 231). 627 Апофатический, т. е. отрицающий возможность определить Божество при помощи какого-либо положительного принципа. 632 Здесь имеется в виду учение Гейдеггера о «бытии к смерти», «бьгтии к ничто». Его же «свобода к смерти». 634 Это правильно понял Эпикур: он хочет метафизический страх, страх смерти просто уничтожить путем уничтожения потустороннего, трансцендентного: я и ничто никогда не встречаются, ибо или нет ничего, и тогда меня тоже иет, или же я есмь, и тогда именно нет «ничто», а есть существующее. 637 Таков истинный смысл онтологического аргумента: Абсолютное нельзя осмыслить, нельзя свести к иллюзии. Абсолютное, так же как и мыслящее Я, устаивает перед феноменологической редукцией. 638 Веданта – система древнеиндийской философии, разрабатывающая учение о брахмане и атмане (тождестве субъекта и объекта); философская основа индуизма. Санкхья – одна из шести древнеиндийских ортодоксальных философских школ, признающих авторитет Вед; исходит из признания двух реальностей: пракрити (материя) и пуруша («Я», сознание). 640 Вопрос о значении библейского термина «сердца» поставлен о. Павлом Флоренским в его книге «Столп и утверждение истины» (M., 1914) в связи со статьей П. Д. Юркевича «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия» (Труды Киевск. Дух. Академии 1860 г., кн. 1), которую он часто приводит. У этих авторов мы находим, однако, только постановку вопроса и собрание цитат. 643 Цитата из стихотворения A. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...» (1828) (Пушкин A. С. Собр. соч. В 10 т. Т. 2. С. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Выбирая Его, хороший воин [, о котором мы говорили в самом начале,] успешно продвигается по небесной [военной] иерархии. Краснейте, его сослуживцы! Уже не им вы будете судимы, а неким воином-митраистом 54 . Когда его посвящали (initiatur) [в воины] в пещере, в настоящем мраке казарм, в момент, когда к нему поднесли на мече [воинский] венок и затем возложили ему на голову, он (как бы уподобляясь мученикам, будучи наставлен [о том, как вести себя в такой ситуации], воспротивился и рукой сдёрнул венок с головы, как бы случайно переложив его на плечо и сказав, что его венок – это Митра. И с тех пор он никогда не надевает венок, и это служит ему в качестве знака того, что он прошёл испытание. Когда бы ни попытались испытать его [верность своему] религиозному долгу (sacramento), все немедленно поймут, что он – воин Митры, если отбросит венок и при этом скажет, что его венец – в его боге. Поэтому да уразумеем же мы выдумки дьявола, которые принимают вид некоторых Божьих [творений] для того, чтобы привести нас в замешательство, сбив [с пути] нашей веры, и осудить. 1 Скорее всего, имеется в виду donativum – периодически вручаемый воинам денежный подарок (от цезаря). 7 Букв. «по стадию супруга» (лат. in stadio). Стадий – это или мера длины или стадион как место для состязаний. В данном контексте речь идёт о личном саде, площадке или усадьбе мужа Сусанны. 13 Здесь Тертуллиан играет словами: его вопрос: quis coronae sensus? звучит одновременно и как вопрос о смысле ношения цветов на голове, и как отсылка к органам чувств человека или ощущениям, которые должны были бы возникнуть при ношении венка из цветов, т.к. все эти явления могут обозначаться латинским словом sensus. 14 Здесь стоит слово elogium, что значит или «краткое изречение», или «надпись на надгробных памятниках», или «юридический документ» вроде обвинительного протокола, завещания, решения о лишении наследства и др. Тертуллиан использует данный термин именно в последнем смысле. 18 Хариты (Charites) или Грации (Gratiae) – три богини красоты, дочери Юпитера и Эвриномы, спутницы Венеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-v...

36 Семирамида — легендарная Ассирийская царица, основательница города Вавилона, славившаяся мудростью и красотой. 37 NB — nota bene (лат.); букв, " хорошо заметь " ; отметка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-либо часть текста книги или документа. 38 Бушель — мера объема сыпучих тел в США; составляет чуть более 35 литров. 39 Лукулл, Луций Лициний (110 — 57 г. до н. э.) — древнеримский полководец, славившийся роскошью и устраивавший необыкновенно богатые пиры. 40 Панегирик — хвалебная речь. 41 Нельсон, Горацио (1758 — 1805) — британский адмирал; знаменит своим участием в войнах с наполеоновской Францией, особенно в битве при Трафальгаре, в которой погиб. 42 В оригинале игра слов: имя Нат (сокращенная форма имени Натаниэль) и слово gnat (комар, мошка) произносятся одинаково. 43 Речь идет о гражданской войне между Севером и Югом США (1861 — 1865), когда конфедерация южных штатов объявила о выходе из США (поэтому сторонников конфедерации называли " мятежниками " ). Вооруженные формирования южан носили форму серого цвета, а северян — синего. 44 " Оливер Твист "  — роман английского писателя Ч. Диккенса (1812 — 1870). 45 " Не знаю, отчего я так печален " (нем.) 46 Мистер Тутс — один из героев романа английского писателя Ч. Диккенса (1812 — 1870) " Домби и сын " . 47 Пилигримы — группа английских религиозных сепаратистов, неудовлетворенных результатами реформации Англиканской церкви и переехавших в начале 17 века в Северную Америку, чтобы свободно исповедовать свою религию. 48 Плимут — место высадки колонистов, прибывших в Америку на корабле " Мэйфлауэр " . Здесь находилось первое поселение, основанное английскими пилигримами в 1620 г. В настоящее время в расположенном поблизости от мыса Плимут одноименном городке находится музей Пилигримов, в котором можно увидеть точную копию корабля " Мэйфлауэр " . 49 Геркулес — латинское название древнегреческого мифического героя Геракла, отличавшегося необыкновенной силой; в переносном смысле, силач, атлет. 50 Оживленный английский танец трехдольного размера, не имеющий строго установленных ритмических движений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

249 Аннаут (лат., от annus – год). Пожизненный годовой доход с капитала, отданного в рост на вечные времена или, вообще, всякий пожизненный доход (прим. ред.) 252 Пр. Иосиф, однако, упускал из виду то обстоятельство, что хозяйство в обширных размерах много мешало занятиям духовенства церковью и паствою, на что указывали его приемники по Литовской кафедре. 254 По смыслу Высочайшего подтверждения в 1853 году, о не взимании платы за требы сельским духовенством, под сими требами разумелись: молитва после родов, крещение, исповедь, причащение, брак, елеосвящение, погребение и присоединение иноверцев, а за исполнение других треб должно было довольствоваться от усердия прихожан, не допуская вымогательства. 259 29 марта 1840 состоялся именной Высочайший указ об отпуске отопления тем священникам уездных городов западных губерний, у которых считалось не более 200 прихожан. 262 Гарнец – польская мера жидкости, около нашей четверти (Википедия даёт, что 1 четверть (=209,912 литров)=64 гарнцам, прим. ред.). Горячее вино – простая водка. 270 При таком делении, священникам в приходах 1 класса приходилось из 66 десятин земли по 15,5 десятин каждому, при 2-классных приходах – 17; 3-кл. – 12; 4 и 5-кл. – из 33-х десятин – 14; и при приходах 6 и 7-кл. – 25 дес.; причем, получая большее количество земли, они получали меньшее жалование против священников других классов. 272 Нужно заметить, что, согласно указа св. Синода, пр. Иосиф входил в сношение с преосвященными Минским, Могилевским и Полоцким относительно такого раздела земли, и они согласились с ним. 273 Ревизия церквей в 1851 году открыла, что праздные участки церковной земли, за некомплектом членов причта, очень часто не отдавались в аренду, в течении нескольких лет, и не засевались наличными членами, вследствие чего земля теряла свою производительность. 274 Нужно заметить, что воссоединенной духовенство в 1839 году получило правительственное пособие в размере от 100–300 руб. ассигнациями на каждого священника. Записки митрополита Иосифа, т. 1, стр. 138. 

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

VI, p. 67. – „Если мы взглянем вообще на развитие еврейского ума, то мы поразимся тем высоким характером абсолютного совершенства, который дает его произведениям право быть рассматриваемыми, как классические, в том же смысле, как и произведения Греции, Рима и западных народов. Единственный между всеми народами Востока Израиль имел привилегию писать для всего мира. Изумительна, конечно, поэзия Вед, и, однако, этот сборник первых песен расы, к которой мы принадлежим, никогда не заменит, в выражении наших религиозных чувств, Псалмов, – произведения расы, столь различной от нашей. Литературы Востока могут, вообще, быть читаемы и оцениваемы лишь учеными; напротив, литература еврейская есть Библия, книга по преимуществу, чтение всемирное: миллионы людей не знают другой поэзии... Пропорция, мера, вкус были на Востоке исключительною привилегиею народа еврейского. Израиль имел, как и Греция, дар осуществлять вполне свою идею, выражать ее в сокращенном и законченном плане, отчего он успел дать мысли и чувствам форму общую и приемлемую всем родом человеческим“. E. Renan, L’histoire de peuple d " Israel, в études d " histoire religieuse, 1857, p. 74. Прибавим, что если Библия есть по преимуществу книга человечества, то это потому, что она есть книга Бога, Виновника человечества, Который говорит Своим тварям. Она выше произведений человеческих, потому что она есть произведение божественное. – О литературных красотах Библии см. также Оригена , Contra Celsum, VI, 7; VII, 59; t. XI, col. 1299 и 1503, и Фреппеля, Origene, 1868, t. II, р. 395–397; Флери, Discours sur l " Ecriture Saints и Discours sur la poésie et en particulier sur celle des anciens Hébreux, в Collection des Opuscules de Fleury (par Rondet), Nimes, 1780, t. II, p. 634–677; Discours sur la poésie находится также в Commentaire Калмета, Psaumes, t. II, 1713; в Mémoires de littérature et d’histoire, Desmolets’a, t, II, 1731; y Уголини (Ugolini), Thesaurus, t. XXXI (на лат. яз.); Роллена (Rollin), Traité des études, 1. IV, c.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Естественно, епископы не отождествляли монашество как таковое с евтихианством, но они были склонны осторожно относиться к мирянскому движению, которое во многом избегало прямого контроля тесно связанной с имперскими властями иерархии. Также очевидно, что многим монахам богоцентричная, керигматическая и формально консервативная христология свт. Кирилла казалась куда более привлекательной, чем более интеллектуальная защита “двух природ” богословски образованными епископами Антиохии, Константинополя или Рима. Другие восточные подвижники вообще были склонны отдавать предпочтение не “благодати” и “обожению”, а личному человеческому духовному усилию, склоняясь таким образом к пелагианству и несторианству, а не к свт. Кириллу. В Египте знаменитый монастырь св. Пахомия в Канопии выступил против Диоскора, представлявшего в Александрии епископскую власть и контроль, и встал на сторону Халкидона. Как бы там ни было, принятие 4-го канона Халкидонского собора создало важный прецедент. С тех пор на Востоке монашеские общины всегда будут оставаться в юрисдикции местных епископов. За всю историю православного монашества на Востоке не было создано ни одного религиозного ордена, “освобожденного” от епископской юрисдикции. Некоторое исключение составляли только так наз. “ставропигиальные” монастыри, зависящие напрямую от патриарха, которые появились в последние века существования Византии. Однако их основание было вызвано преимущественно и исключительно экономическими причинами и никогда не преследовало особых миссионерских или просветительских целей, как это было в случае западных монашеских орденов. Экклезиологически эта мера была оправдана: существовала реальная опасность, что монашество начнет развиваться вне сакраментальной структуры Церкви. Однако если постановление Халкидонского собора намеревалось погасить присущее монашеству чувство духовной независимости и пророческого служения, то оно совершенно очевидно не добилось успеха. В Православной Византийской Церкви монашеские общины продолжали представлять мощную духовную силу, которая самым своим существованием являлась серьезным противовесом зачастую более гибкому и политически ориентированному менталитету епископата. А. Дворкин (лат. adoptio ‘усыновление’) — утверждение о том, что человек Иисус Христос не был Богом изначально, но был усыновлен Отцом. Осуждено как ересь в III в. — учение Аполлинария Лаодикийского, согласно которому в Иисусе Христе не было полноты человечества: Его душа и тело были человеческими, а дух человека был заменен Божественным. Осуждено как ересь в IV в. absentia (лат.) ‘в отсутствии, заочно’. — Ред. (лат.) ‘не согласны, протестуем’ (букв. ‘оспаривается’). — Ред. militium (лат.) — см. прим. 1 на с. 124. — Ред. urbis (лат.) — префект города, губернатор; префект Константинополя — второе, после императора, лицо в Империи; до того, как императоров начали короновать патриархи, это делали префекты.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Замечательно, что величайшее Таинство Присутствия Господа с раннехристианских времен называлось Евхаристией, то есть - благодарением. Действительно, евхаристическая молитва представляет собой детально разработанный анамнезис Magnalia Dei (лат. чудные дела Божии. - Прим. пер.) вплоть до Тайной Вечери и повеления Христа «творить сие в Его воспоминание». Анамнезис в форме благодарения… Евхаристия представляет собой высший акт общественного богослужения. Все ее молитвы составлены во множественном числе, включая анафору, или молитву освящения. И это выразительное «литургическое множественное число» - «литургическое мы» - особо подчеркивает общинный характер христианского бытия. И все же каждый должен «молиться своей Литургией», лично сослужить в общинном акте богослужения, и не просто «молиться за Литургией» - как посторонний, присутствующий на службе, но по сути не вовлеченный в нее. Здесь на передний план вновь выступает двойственный характер христианского бытия: членство в общине и личная причастность. 5. Посвящение Богу Богослужение - это норма христианского бытия. Оно больше, чем серия одиночных и случайных актов молитвы. Для христианина недостаточно служить время от времени, в определенное время или часы. Богослужение должно быть постоянным, должно быть более habitus (лат. состояние. - Прим. пер.), чем actus (лат. акт, действие. - Прим. пер.). Действительно, служить Богу означает постоянно пребывать и ходить в Его присутствии, «перед Ним», перед Его очами. И это - мера христианского роста. Никогда не быть вне Божественного присутствия… Христианин должен совершать богослужение в целостности своего бытия, на всех путях и во всех ситуациях своей жизни. Ибо он, благодаря своим крещальным клятвам и обетам, благодаря силе крещальной благодати, пребывает «во Христе», а не только «перед» Ним. Соответственно, сама Церковь в высшей степени «реальна» именно как богослужебная община, община или собрание богослужебных членов - личностей. Она возрастает до своей полноты в процессе богослужения. Этот процесс начинается в акте крещального посвящения, в акте благодарности и веры и продолжается в сфере освящения, то есть в принятии Духа. Этот процесс по своей сути является двухфокусным: он включает в себя как трансформацию личностей («освящение»), так и возрастание Тела в полноту и единство.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010