Дарованной вам во Христе Иисусе. То есть чрез Христа Иисуса, а не чрез такого-то или такого-то. Зачем же вы внимаете людям? Потому что в Нем (ε ) вы обогатились всем. Выражение в Нем опять употреблено вместо: " чрез Него ( υο) " . Итак, когда у вас есть богатство, и богатство Божие, и во всем, и чрез Самого Единородного, то как же вы, неблагодарные, назначаете себе учителями людей? Всяким словом и всяким познанием. Есть и слово без разума, когда, например, кто говорит пустое, без всякой мысли. Есть и разум без слова, когда кто мыслит о высоких предметах, а для выражения их не находит слов. Но вы имеете и слово, и божественный разум, так что можете и мыслить, и говорить. Ибо () свидетельство Христово утвердилось в вас. Слово ибо стоит вместо: " чрез которые " ( " ). Чрез слово, говорит, и разум, которыми вы обогатились, утвердилось в вас свидетельство, то есть проповедь о Христе; ибо вы приняли эту проповедь не чрез внешнюю мудрость, но чрез знамения и дарования, которых вы удостоились. Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании. Если они не имели никакого недостатка в дарованиях, то как называет их далее (гл.3 ст.1) плотскими? На это скажем: не все были духовны, и не все плотяны; поэтому все, о чем говорит теперь, говорит к духовным, а дальнейшее говорит к плотским. Или: может быть, в начале они получили всякие дарования, но впоследствии сделались нерадивыми и стали жить по плоти Ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа. Здесь устрашает их, напоминая о втором пришествии Христовом. Ибо если Христос явится, то как же вы имеете чуждых предстоятелей? Показывает и то, что при дарованиях необходимы и добродетели. Ибо в тот день дарования нисколько не помогут тому, кто не жил добродетельно (Мф.7:21-23), Наконец, словом явления выражает ту мысль, что Христос и теперь присущ, но сокровенно, а тогда явится. Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Словом утвердит показывает, что они колеблются, а словом неповинными выражает, что теперь они подлежат обвинению. В этом послании чаще, нежели в других, упоминает о Господе Иисусе Христе, чтобы этим напомнить коринфянам, Кем они спасены и Чье имя носят. Ибо христиане называются так от Христа, а не от имени какого-либо человека

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

Если же здесь Апостол говорит о явлении при Дамаске и этим явлением доказывает свое Апостольское призвание; то, очевидно, и в 1-м послании к Коринфянам не о каком-либо ином видении Христа говорит, а именно об этом явлении. Так Павел, несомненно, смотрит на это видение, о котором говорит в 9 гл. 1-го послания к Коринфянам, как на реальное. И если бы Апостол Павел имел хотя малейшее сомнение в равенстве и тожестве своего видения Воскресшего с прочими Апостолами, он не поставил бы себя наряду с ними. Он не мог бы и считать себя Апостолом, если бы не признавал реальности явления ему Воскресшего; потому что Апостольство, по его собственному воззрению, основывалось именно только на объективном, реальном общении с Господом, и только на такое он мог указать противникам в доказательство своего Апостольства. Другое место, в котором Апостол ясно обозначает явление пред Дамаском, как действительно реальное, мы указали в 1-м послании к Коринфянам в 15-й главе. Я первоначально преподал вам, что и сам принял ( α παρλαβον: ст. 3). Эти слова напоминают другое место из того же послания, где Апостол говорит: я от самого Господа принял то, что и вам передал: γ παρλαβον π το Κυρο (11:23). Выражение – παρλαβον ( 1Кор.15:3 ) указывает на то, что Павел учение, сообщенное им, принял частью непосредственно от Самого Господа (гл. 11:23), частью от других очевидцев. И что передаваемое им истинно и совершенно согласно с преданием, об этом каждый может узнать от непосредственных свидетелей из 500 братий, которым явился Воскресший и из которых большая часть еще живут (ст. 6). Так твердо Апостол обосновывает свое повествование. Что же он передает? То, что Христос умер за грехи наши по писанию, что Он погребен был и воскрес, и что явился Апостолам и другим верующим (3–7). Что здесь под явлением Воскресшего Апостол разумеет действительное явление, а не субъективное видение, это ясно открывается из самого же рассматриваемого повествования. Исчислив явления Воскресшего, бывшие первым Апостолам и верующим, Апостол говорите далее: после же всех явился и мне, как некоему извергу: σχατον δ πντων σπερε τ ετρματι φϑη μο (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

На чем основано такое мнение? Говорят, что последние четыре главы второго послания не гармонируют с первыми девятью, стоят как-то совершенно отдельно от первых. Главным образом критики опираются на кажущемся различии тона, каким говорит Апостол в обеих частях. В первой части его речь спокойна, и сам он находится в возвышенно-радостном настроении духа, а во второй – он с необыкновенною горячностью высказывает свои положения, сильно волнуется. И состояние Коринфян изображается различно в той и другой части: в первой – оно удовлетворяет Апостола, во второй, напротив, его волнует и тревожит (ср. 2Кор.7:14 и 2Кор.12:20 ). Но эти основания весьма недостаточны для того, чтобы служить доказательством разновременного происхождения двух частей послания. Прежде всего, и в первой части содержатся не одни похвалы Коринфянам – там есть и порицания. Напр., Апостол в VI гл. (11–16 ст.) указывает на недостаток любви к нему со стороны Коринфян, на некоторые недостатки их нравственной жизни. При том, если Апостол в первой части хвалит послушание Коринфян, то имеет в виду здесь только их отношение к кровосмеснику ( 2Кор.7:11, 14 ). Далее, если тон второй части отличен от тона первой, то это объясняется тем, что в первой части Апостол обращается к коринфским христианам, своим духовным чадам, а во второй имеет в виду главным образом своих врагов, иудействующих. Очень понятно, что он во второй части так волнуется, так иронизирует над своими врагами. Нельзя также не принять во внимание того обстоятельства, что послание, такое обширное, написано апостолом не сразу, и во время написания послания, когда уже первая часть его была готова, Апостол мог получить из Коринфа такие новые сведения, которые заставили его изменить тон своей речи. Этим последним обстоятельством можно объяснить и то, что Апостол во втором послании настойчиво убеждает к собиранию милостыни и затем несколько далее защищается от подозрения, что он употребляет эту милостыню в свою собственную пользу. Ап. вероятно узнал о таких подозрениях именно после того, как написал уже первые девять глав, где между прочим, идет речь о собрании милостыни, а переделывать этой части он не хотел, тем более, что милостыня действительно была крайне необходима для бедных христиан. Он думал так: «пусть уже лучше я подвергнусь подозрению, чем бедняки лишатся милостыни, на которую они уже рассчитывали»! Наконец и в первой части есть намек на существование таких подозрений против Апостола (см. 2Кор.8:16–22 ). Характер послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Вопрос о поведении женщин есть, собственно, вопрос о том, должны ли женщины молиться с покрытой или непокрытой головою (ср. ст. 13). Павел решает его в том смысле, что женщины должны молиться не иначе, как с покрытою головою. В тех доводах, которые ап. Павел предлагает в обоснование своего решения, многое звучит для нас неубедительно (ср. ст. 4—6, 13—15), и кое-что не удержалось и в жизни Православной Церкви (ср. ст. 14). Как и все люди, Апостолы были дети своего времени, и многое, что им по человечеству казалось самоочевидным, ничего не говорило другим христианским поколениям. В вопросе о поведении женщин важно не то решение, которое Павел предлагает, и не те человеческие соображения, которые он приводит, а то принципиальное основание, на котором он строит. Это основание дано в ст. 3. Он говорит о иерархическом соотношении мужа и жены, возводимом через Христа к Богу. Он утверждает царственное положение мужа, как образа и славы Божией (ср. ст. 7). Но иерархия не исключает равенства мужа и жены, в их происхождении друг от друга и обоих от Бога (ср. ст. 12), она сопряжена и с их единством, которое есть единство в Господе (ср. ст. 11). Так, по специальному вопросу, ап. Павел, неизбежно, возвращается к теме о союзе супружеском и, дальше углубляя мысли, намеченные в гл. 7, пролагает пути к учению послания к Ефесянам.    В ст. 17 Павел переходит к следующему вопросу, также связанному с молитвенным собранием верующих. Разделения Коринфян сказываются, когда они собираются вместе. В ст. 18 стоит в лучших рукописях без члена и потому означает не Церковь, а собрание в общем смысле слова. Апостол готов примириться даже с разномыслиями (греч. ереси), поскольку они служат углублению христианского сознания (ст. 19). Но его смущает неблагоговейное совершение вечери Господней (стт. 20 и слл.). Это и есть тот второй вопрос, связанный с богослужебными собраниями, на котором ап. Павел останавливается. Под вечерею Господнею, он несомненно, разумеет вечерю любви, или Агапу, братскую трапезу, которую совершали древние христиане, но которая с этим именем упоминается в Новом Завете только в послании Иуды (ст. 12) и, может быть, во 2 послании Петра (2:13). В Новозаветную эпоху с агапою было соединено совершение Евхаристии. Потому и посвящает ап. Павел этой теме столько внимания. Как и на Тайной вечере Христа Спасителя, совершение Евхаристии имело место после трапезы. Из отдельных замечаний ап. Павла ясно, что он считал вполне естественным, — а в иных случаях даже желательным, — вкушение пищи перед Евхаристией (ст. 34, ср. ст. 21). Наша практика причащаться натощак утвердилась впоследствии. Очень скоро, может быть, в связи с гонениями, совершение Евхаристии было отделено от агапы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

8 идол... ничто. По-видимому, доводом коринфян в пользу употребления идоложертвенной пищи было само учение монотеизма: если Бог только один и учит презирать идолов ( Ис. 46,6.7 ), к чему волноваться из-за идоложертвенной пищи? В ст. 4–6 Павел признает эту истину и подтверждает ее, но затем показывает ошибочность выводов, сделанных коринфянами. 8 Но не у всех такое знание. Не все признают, что «идол в мире ничто». И новообращенные верующие, имея сомнения в душе, едят идоложертвенное «как жертвы идольские, и совесть их... оскверняется». Павел подразумевает, что эти «немощные» христиане грешат уже только потому, что думают, будто совершают что-то дурное. 8 сидишь за столом в капище. См. ком. к ст. 1 (ср. 10,18–22). 8 от знания твоего. «Знание» некоторых коринфян служило не к назиданию церкви, а, напротив, надмевало одних и являлось соблазном для других. 8 уязвляя немощную совесть их. Обычно это толкуется в том смысле, что христианин с «немощной совестью», совершая нечто, что он (или она) считает дурным (хотя на деле оно не таково), становится более уязвимым для других грехов. 8 не буду есть мяса вовек. Это заключительное высказывание выражает основной принцип любви: польза других важнее собственной (10,24.33; 13,5; Флп. 2,4 ). Глава 9 9 Не свободен ли я? Вопросы ст. 1 подтверждают, что кто-то из коринфян, отстаивая свою позицию, подвергал сомнению авторитет Павла и критиковал его. Возможно также, что гл. 9, в которой Павел подчеркивает готовность отказаться от некоторых своих прав, служит как бы иллюстрацией к предупреждению, высказанному в 8,9. 9 против осуждающих меня. Еще одно подтверждение, что Павел действительно подвергался критике, хотя причины недовольства коринфян не вполне ясны (см. ком. к 2,1). Павел отстаивает свое право получать средства к существованию от общин, но только для того, чтобы подчеркнуть (ст. 15–18), что не собирается этим пользоваться. Возможно, что некоторые коринфяне, из-за того, что он не принимал от них денег, утверждали, что Павел не может считаться законным апостолом ( 2Кор. 11,7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

л. 192 об. О хульных мыслех. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Хула убо суть страсть словесныя части. л. 195 об. О безумии. Нач. Гр. Синаита (о душевнем причастии). Словесного убо согрешения суть безумие. л. 197. О безсловесии. Нач. В. Великого (в первой книге на псалмы, беседа 10, лист. 81 об.). Пребезмерность безумия. л. 198. О соблазне. Еванг. от Матфея (гл. 18, ст. 7). Горе человеку тому. л. 201 об. О многосонии. Вас. Великого (во второй книге беседа 1, л. 7 наоб.). Пиянство наводит сон. л. 202 об. О дремании. Нач. (Псалом 118 ст. 28). Воздрема душа от уныния. л. 203. О студе. Нач. Кирилла Александр. (в Соборнике, л. 391). Иже не труждающиися умно. л. 203 об. О безстудии. Нач. Исаак Сирина (от 9 слова). Яждь и питий, якоже подобает чадом. л. 205. О неистовстве. Нач. Вас. Великого (во 2 книге, беседа 1, л. 6). Сытость началом есть неистовства. л. 206. О мужеложестве. Апост.к Римлянам (гл. 1 ст. 27). Мужи оставлше естественную. л. 207. О блуде. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Блуд убо суть страсть плотская. л. 209 об. О блудстве. Апост. к Коринфяном (гл. 6, ст. 18). Бегайте блудодеяния, всяк бо грех. л. 210 об. О блуждении. Апост. к Римляном (гл. 1, ст. 29). Исполнены всякия неправды блужения. л. 211 об. О прелюбодействе. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Прелюбодеяние убо суть. л. 213. О кровосмешении. Нач. (книга 3 Моисеовы Левит, гл. 18, ст. 7). Срамоты матери твоея да не открыеши. л. 215. О скотосмешении. Нач. Книги 3 Моисеовы (гл. 8, ст. 23). Всякому четвероногому да не даси лежа. л. 216. О малакии. Нач. Книги 3 Моисевы Левит (гл. 18, ст. 21). От семени твоего да не даси служити. л. 217. О растлении. Апост. 1 к Коринфяном (гл. 3, ст. 16). Не весте ли, яко храм. л. 218. О неудержании. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Неудержанию убо суть страсть похоти. л. 219. О зле произволения. Нач. Свят. Максима (2 сотницы, гл. 33). Злое же произволение, яко егда в разуме. л. 219 об. О злонравии. Вас. Великого (во 2 кн. кратких правил 77 ответ). Злонравие есть самая первая л. 220. О злобе. (Псалом 7, ст. 10). Да скончается злоба грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

667 На этом основании в богослужебных книгах православной Церкви говорится, что ап. Петр был первым епископом Рима. Служб. 30 июня, на хвалит. ст. 1. 669 Та, что св. Епифаний называет Петра и Павла первыми епископами Рима; а говорить, что Лин и Анаклет были хорепископами, нет основания: ибо хорепископы поставлялись не в главные города, но в малые (κωμαι) или же в села (χωρα). Собор. антиох. прав. 10: книг. правил. стр. 144. Спб. 1843 г. 670 В постановлениях апостольских, приписываемых св. Клименту римскому и пользовавшихся в древней Церкви не малым уважением (прав. апост. 85: книг. привил. стр. 26. Спб. 1843 г. ), сказано даже, что в первого епископа римской церкви поставлен был Лин одним ап. Павлом, и что ап. Петр рукоположил уже второго епископа ее, Климента, по смерти Лина. Постан. апост. кн. 7, гл. 46: твор. муж. апост. врем. т. 1, стр. 387. Амстердам, 1724 г. 671 Когда именно он прибыл в Рим в первый раз, об этом латины говорят различно, когда относят прибытие сие или ко второму (по р. X. 44), или к четвертому (по р. X. 46], или даже к тринадцатому (по р. X. 55) году царствования Клавдия. Турретин. Богослов. обличит. ч. 3, стр. 189. Женева, 1685 г. 672 Что ап. Петр действительно был в Риме в этом неуместно сомневаться. О бытии его в нем свидетельствуют: св. Игнатий богоносец , Папий иерапольский , св. Ириней, Дионисий коринфский, Климент александрийский , Тертуллиан , Кай пресвитер и другие. Св. Климент. римск. 1 послан, к Коринфянам: христ. чтен. 1824 г. ч. 14, стр. 238. Св. Игнат. богонос. Посл. к римлянам, член. 4, стр. 127. Казань, 1855 г. Пап. у Евсев. в церк. истор. кн. 2, гл. 15, стр. 85. Спб. 1848 г. Св. Ирин. Прот. ерес. кн. 3, гл. 1: твор. стр. 174. Париж 1710 г. Дионис. коринфск. у Евсев. в церк. истор. кн. 2, гл. 25, стр. 109. Спб. 1848 г. Климент. александр. у Евсев. там же, гл. 15: стр. 84–85. Спб.1848 г. Тертуллиана Прещен. прот. еретик. гл. 32. 36: твор. ч. 1, стр. 178, 182. Спб. 1947 г. Кай у Евсев. в церк. истор. кн. 2, гл. 25, стр. 109. Спб. 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3) Обличение людей, имеющих привычку хвастаться. Как опасно и дурно хвастаться своими качествами и делами! Хвастовство уничтожает даже действительное достоинство доброго дела (ст. 11, 12). 4) Не хуже ли мы фарисея? Он хранил внешний закон, подавал милостыню и однако осужден за то, что считал себя праведным. А мы гордимся, что мы люди крещеные, но не делаем даже то, что делал фарисей. 5) Не следует завидовать житейскому преуспеванию злых и порочных людей на земле! (ст. 13 из Апостольского чтения). Неделя о блудном сыне (Евангелие от Луки, зач. 79, гл. 15, ст. 11–32; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 135, гл. 6, ст. 12–20). 1) Предупреждение юношей об опасностях и искушениях жизни в молодости и наставление им о необходимости вести праведную жизнь с юных лет (ст. 13; Притч.29, 3 ; Еккл.12:1 ; Плач.2:27 ). 2) Мы ушли от Господа. Мы живем на стороне от Него среди товарищества грешного и расточили блудно чистоту души. Но разве не свиные рожцы – наши радости и удовольствия? Вернемся – Господь ждет. 3) Значение недели блудного сына как подготовительной к Великому посту: «Блудник аще кто, яко аз, дерзай, гряди, Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь», (см. Синаксарь). Неделя мясопустная (Евангелие от Матфея, зач. 106, гл. 25, ст. 31–46; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 140, гл. 8, ст. 8–13; гл. 9, ст. 1–2). 1) Масленица – преддверие поста. Неуместность разгула, когда церковь читает молитвы Ефрема Сирина . 2) Суд Страшный. В чем он состоит. Разгнутся книги живота, книги совести. Мы увидим все грехи свои, все обиды, какие наносили ближнему. Увидим пред собою пред судом Божиим нищего, которого не накормили, нагого, которого не одели, гибнущего, которого не спасли; и совесть, и Господь осудят нас. 3) Напоминание слушателям о несомненности мздовоздаяния в будущей жизни, хотя в сей жизни многие наши злые дела, по-видимому, остаются без наказания, – и изображение вечности и неизменяемости райского блаженства и адских мучений (ст. 31, 46; Апок.22:12 ). Неделя сыропустная (Евангелие от Матфея, зач. 17, гл. 6, ст. 14–21; Апостол к Римлянам, зач. 112, гл. 13, ст. 11–14; гл. 14, ст. 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

1) Вайи – символ воскресения. Умершие за зиму ветки снова дали ростки. Но начинают ли цвести и дают ли росток наши души? Горят наши свечи, но есть ли огонь Божий в душе? 2) Против тех, кто говорит, что не нужно жертвовать в храм. Не речи ли это Иуды, пожалевшего нищих. Помощь храму есть духовная помощь тем, кому храм дает утешение и своею красотой зовет к Богу. Святый и Великий Четверг (Евангелие от Матфея, зач. 107, гл. 26, ст. 1–20; от Иоанна – гл. 13, ст. 3–17; от Матфея – гл. 26, ст. 21–39; от Луки – гл. 22:43–45; от Матфея –26, ст. 40, гл. 27, ст. 2; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 149, гл. 11, ст. 23–32). 1) Тайная Вечеря – первая Божественная литургия ( Мф.26: 26–28 ). Святая литургия – вечеря любовного общения. Радость и спасительное привитие к лозе, Христу. Примите Господа в душу свою, приготовьте ему горницу светлую и чистую. Святый и Великий Пяток (Евангелие на вечерне от Матфея, зач. 110, гл. 27, ст. 1–38; Луки -гл. 23, ст. 39–43; Матфея – гл. 27, ст. 39–54; Иоанна – гл. 19, ст. 31–37; Матфея – 27, ст. 55–61; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 125, гл. 1, ст. 18, гл. 2, ст. 2). 1) Побуждение слушателей, взирая на страдания и смерть Спасителя, к скорби и слезам. О чем мы должны плакать, воспоминая страдания и смерть Спасителя? О злобе и неблагодарности человеческого сердца, о наших грехах, распинающих Христа. О том, что делаем смерть Господа напрасною небрежением о своем спасении. 2) Благоразумный разбойник как пример истинного покаяния ( Лк. 22:40–43 ). 3) Молитва благоразумного разбойника есть прекрасный образец молитвы ( Лк. 22:42 ). Не надейтесь покаяться во едином часу. Это трудно: не легко покаяние на одре болезни, когда диавол особенно владеет ослабевшим человеком, накопившим тяжелый груз греха. Слово пред Плащаницей Вот Господь лежит во гробу... Теперь не время для речей: нужно молиться и плакать (Филарет). Но о чем плакать? О том, что грехами своими мы вторично распинаем Господа, вбиваем гвозди в пречистые руки Его. О том, что вместо того, чтобы творить Царство Его, – мы разрушаем грехами дело Его, ради которого Он пролил кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. 17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, 18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. 19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. 20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. 21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. 22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, 24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. Практический очерк содержания рядового чтения В этом апостольском чтении, составляющем заключение первого послания апостола Павла к Коринфянам, содержится: а) увещание к непоколебимой вере и неослабной братской любви (ст.13–14); б) наставление о признательности и уважении к лицам, отличающимся благочестием и труждающимся на пользу общую (ст.15–18); в) братское приветствие ко всем христианам (ст.18–21), причем апостол присоединяет страшное предостережение от недостаточной любви к Иисусу Христу (ст.22), как основания всех беспорядков, желание благодати от Господа (ст.23), как начала всякого благоустройства, и свидетельство о своей христианской любви ко всем христианам (ст.24), не исключая даже и тех, которые по своим поступкам заслужили его строгое обличение (ср. гл. 5:2; 5; 8 ). О духовной бдительности “ Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды ” (ст.13). Такой важный совет дает апостол христианам, чтобы пробудить их внимательность к опасностям мира и бдительность к собственному сердцу, без чего они легко могут утратить чистоту и теплоту веры, и незаметно перейти на путь нечестия и неверия. Посмотрите, как бывает бдителен воин, когда готовится победить врага! Вы — воины Христовы, окруженные со всех сторон врагами, вы, как овцы, находитесь среди волков. Итак, “ бодрствуйте, стойте в вере …,” вам необходимо позаботиться — о духовной бдительности.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010