Казни в Откровении, проторгающиеся на землю по звуку ангельских труб, представляются великими и грозными, прямо катастрофическими. Такова и первая казнь. По звуку первой трубы смешаны были град и огонь с кровью и пали на землю. Проф. Орлов приводит догадку, что «этот град будет иметь вид шариков, которые будут смочены кровью, с запахом и видом действительной человеческой крови (Клифот), и, кроме того, будет сопровождаться истребительным огнем» 226 . Но едва ли в духе Апокалипсиса такое буквалистическое толкование этого места – вплоть до наивного по типу указания и самой формы падающего града. Более приемлемым представлялось бы толкование св. Андрея Кесарийского , по которому, «град указывает на то, что наказания сии придут с неба по праведному суду (т. е. для людей, имеющих духовный взор, будут носить характер явно заслуженных бедствий, посланных с неба от Бога). Огонь с кровию – на разорение городов и на губительные, во все времена от рук воевавших происходящие, их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения. Наше, – продолжает св. Андрей, – об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут посланы на землю кровь и огонь, и курение дыма» ( Иоил.2:30–31 ) 227 . Однако едва ли возможно остановиться и на таком толковании. Дело в том, что в изображении возникающих за звуком труб казней мы видим определенный порядок и последовательность, как бы планомерность, по которой поражающие явления касаются сначала природы неразумной – растительного, морского и речного царств и потом уже – людей. И следуя такому порядку, нельзя приурочивать действие первой трубы к данным обихода человеческого (каковы те же войны, о которых особенно охотно говорят здесь: см. еще Яковлева 228 ). Поэтому и мы, хотя склонны, в связи с предполагаемым нами здесь действием стихийных сил природы, понимать эти первые казни труб ангельских тоже физически, но думаем, что относить их нужно так, как сказано в самом Откровении, и в последовательности, так сказать, восходящей, так что в данном случае, т.е. в первой казни, понимать ее, как действительное поражение на земле третьей части растительного мира. Объяснить смысл орудий этой физической казни, конечно, труднее. Соединение в ней таких различных слагаемых, как огонь, и град, и кровь, говорит за символический их характер. Легче понять образ огня: огонь сожигает и сушит – что так легко применить к траве и деревам. И град – побивает и холодит. Трудней всего применить сюда символ крови: разве как обычный и так понятный образ смерти. И всего естественнее эти действующие физические причины как будто искать в данных климатического и бактериального типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

При всем том у Бочкова почти нет философско-религиозных стихов. «Христианскую философию и Богословие откровенно редко можно вылить в стихи, — признавался Бочков, и тут же добавлял: — Я в себе чувствую способность более к юродству, нежели к премудрости» [ 1683 ]. В другом письме 1860-х годов Бочков заметил: «…B последние годы моей жизни я отказался от попыток писать что-либо духовное, церковное, а перехожу в детство, хотя и не в евангельское: люблю шутки, смех и пустяки. К последнему роду принадлежат и письма мои» [ 1684 ]. Поэтому монашеская поэзия Бочкова носит достаточно специфический и совершенно не укладывающийся в традиционные рамки характер. Конечно, кое-что тут объясняется особенностями дарования Бочкова. Он явно тяготел к описательной поэзии, к жанру эпического стихотворения. У Бочкова почти нет чистой лирики (как и лирики философской), в немногочисленных его коротких стихотворениях всегда присутствует эпический элемент. Он и сам осознавал эту особенность своего таланта: «Для меня картины легче лиризма. Истинный поэт соединяет те и другие» [ 1685 ]. Многое в произведениях Бочкова навеяно его впечатлениями от тогдашней монашеской жизни, отражая и тот дух критики, которым отмечены его письма. Оттого-то так и сильна сатирическая струя в поэзии Бочкова. Причем поэт даже тяготился своим сатирическим даром: «Страшно становится за себя и за ответственность пред Судиею, а удержаться не могу: сатира так и каплет с пера, и я премножество отгонял и уничтожил своих стихов в этом желчном роде. Разумеется, оправдаться могу лишь тем, что жизнь представляет несравненно более картин унижения, нежели возвышения. Петербургские трущобы и романы Достоевского чрезвычайно полезны не только праздным умам, но и самому правительству» [ 1686 ]. Далее следует уже приведенный выше отзыв о романах Достоевского. Отвечая на призыв матери Марии (Е. Н. Шаховой) писать в стиле плачей библейских пророков, Бочков заметил, что, увы, жизнь дает материал не для плачей, а для сатиры: «Теперь перенеситесь в комедию наших времен: курение дыма, пары, телеграфы, стук, треск; суета, болтовня, торопливость, пресса; журналы, всемирные названные опекуны и печальники человечества — всё стремится с шумом Где и как будет говорить пророк? О чем ему говорить, о чем плакать? Не о Петербурге ли, где, решительно скажу, нет места Христу голову подклонить Поэтому и появляются наши Фонвизины, Грибоедовы, Гоголи. Вот пророки времен наших» [ 1687 ]. «Я не могу по слабости истощенного ума писать ничего возвышенного» [ 1688 ]. Последнее утверждение, конечно, не совсем справедливо: Бочков умел писать и «возвышенно», когда обращался к высоким темам, к описанию природы, но, пожалуй, действительно наибольшие удачи его ожидали на другом пути.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

И всё же продолжу-ка я перечислять дурные следствия курения. Очевидные минусы (продолжение и окончание) 3. Состояние порабощённости. Отвратительное состояние. Вообще, понимать, что ты зависим, – крайне обидно. Как-то не сочетается: «человек – это звучит гордо», «в человеке всё должно быть прекрасно» – и «я не могу и дня продержаться без сигарет». Избавиться от зависимости – значит на шаг приблизиться к идеалу свободы. Кроме того, избавление от курева придаст мне веры в свои силы, что, в свою очередь, поможет избавиться от многих других вредных привычек. Раз с этим справился – почему бы не справиться с чем-нибудь ещё? 4. Снижение работоспособности. Об этом я уже писал ближе к началу, но теперь, прожив без сигарет почти полторы недели, могу подкрепить прежние доводы фактами. Я стал лучше сосредотачиваться, укладываться в поставленный самому себе график – и это при том, что мысль о сигаретах до сих пор мешает моему мозгу нормально функционировать! Это только так, для самооправдания курильщики говорят, что без сигареты трудно работать. На самом же деле, она только мешает. Посудите сами: в любое дело, чтобы оно пошло хорошо, необходимо погрузиться, а как тут погрузишься, если каждые полчаса тебе необходимо «выныривать» за очередным «глотком» дыма? То есть курение не только отнимает драгоценное время (об этом мы упомянем отдельно), но и мешает хорошенько «въехать» в работу, то и дело отвлекая внимание на себя. Каждая сигарета отбрасывает тебя назад, и, возвращаясь после перекура к работе, тебе приходится заново пробегать глазами то, что уже было сделано, заново вникать в задачу. Это всё равно что в пути после каждых десяти шагов вперёд делать шаг назад. 5. Трата времени и денег. Понятно, конечно, что счастье не в деньгах, и всё же приятно сознавать, что, избавляясь от дурной привычки, ты ещё и экономишь деньги. Тратил ли я раньше столько денег на хорошие дела, сколько тратил на сигареты? Нет. А теперь у меня есть 1500 рублей в месяц, чтобы купить шаурму бедному человеку на вокзале, или куриного фарша для уличных котят, или подарить жене цветы.

http://azbyka.ru/zdorovie/desyat-dnej-be...

— Что такое были эти выстрелы? — спросить Кемп. — Как началась стрельба? — Да был там дурак один, — нечто в роде моего союзника, — чтоб ему провалиться совсем! Так он вздумал украсть у меня деньги… Да и украл. — И он тоже невидим? — Нет. — Ну? — Нельзя ли мне сначала еще поест, а уж потом рассказывать? Я голоден и страдаю, а вы хотите, чтобы я рассказывал вам какие-то истории! Кемп встал. — Это не вы стреляли? — спросил он. — Нет, — отвечал гость. — Какой-то болван, которого я никогда не видал, выпалил наобум. Они все там перетрусили. Перепугались меня! Чорт бы их побрал! Но послушайте, Кемп, я еще хочу есть: мне итого мало. — Пойду посмотрю, не найдется ли внизу еще чего-нибудь съедобного, — сказал Кемп. Боюсь, что найдется немного. Покончив с едой, — а съел он очень много, — Невидимые попросил сигару. Он свирепо куснул конец, не дан Кемпу времени отыскать ножик, и выругался, когда наружный лист отстал. Странно было видеть его курящим: рот его и горло, зев и ноздри, — все обнаружилось в виде слепка из крутящегося дыма. — Благословенный дар это курение, — сказал Невидимый и крепко затянулся. — Для меня очень счастливо, что я напал именно на вас, Кемп. Вы должны мне помочь. Как раз вот на вас-то я и наткнулся, — каково! Со мной приключалась сквернейшая история, я поступил как помешанный, право. Подумать только, через что я прошел! Но мы еще кое-что сделаем, вот увидите, Кемп. Он налил себе еще виски и содовой воды. Кемп встал, оглянулся вокруг и принес себе пустой стакан из соседней комнаты. — Все это нелепо. Но, я думаю, мне все-таки можно выпить. — Вы не очень переменились, Кемп, за эти двенадцать лет. Блондины меняются мало. Вы хладнокровны и методичны… Погодите-ка, что я вам скажу… Будем работать вместе? — Да как вы все это сделали? — спросил Кемп. — Как стали таким? — Ради Христа, позвольте мне покурить немножко на свободе, а потом уж я начну вам рассказывать. Но история так и осталась нерассказанной. У Невидимого разболелась рука; его лихорадило, он устал, и его пораженному воображению неотступно мерещилась погоня на холме драка у трактира. Он начал было рассказ и спутался. Несвязно говорил о Марвеле, курил быстрее, и голос его становился сердитым. Кемп старался извлечь из всего этого что-нибудь понятное.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-nevidi...

«15 миллиграммов никотина, принятых внутрь с водою, уже вызывают первые явления никотинного отравления, — читаем у другого известного западного гигиениста 41 . — Сигара весом приблизительно в четыре грамма в 1/2-3/4 часа отдает телу семь-десять миллиграммов никотина… Сильные курильщики обыкновенно страдают катаром зева, а нередко и нервными расстройствами, неврастеническими явлениями, сердцебиением, состоянием возбуждения, головной болью, головокружением, неясным зрением, слабостью памяти и т. п. У более нежных лиц, не привыкших к табаку, одного вдыхания табачного дыма может быть достаточно, чтобы вызвать головную боль, чувство стеснения или обморочные припадки». Табакокурение притупляет аппетит и расстраивает пищеварение. Последнее понятно, так как курение «вызывает усиленное отделение слюны, которую сейчас же приходится выплевывать, то есть терять, а слюна служит для переваривания целого класса питательных веществ (крахмала). Далее, табачный дым, если только он проглатывается, производит вредное раздражение слизистой оболочки желудка». А как часто можно наблюдать отвратительное для некурящих явление, когда у человека за обедом в одной руке папироска, в другой — ложка или вилка и когда за непрожеванным еще куском пищи следует уже затяжка дымом. «Никотин, правда, не обусловливает непосредственно смертельного исхода, но уменьшает охоту и способность к работе, силу мышления и жизненную энергию. Правда, иные утверждают, будто они лучше работают и думают во время курения. Но они просто принимают возбуждение, вызванное никотином, за проявление силы и, так сказать, не живут на проценты, но растрачивают капитал их жизненной силы». Наконец, табак особенно действует вредно на половые органы. Таковы выводы о вреде табакокурения, к которым пришла современная наука 42 . Отравление алкоголем •  История появления алкогольных напитков Одуряющие и опасные для нравственности свойства вина впервые стали известны людям через оплошность и неопытность Ноя, который, по незнанию тех качеств, которыми обладает выжатый из винограда сок, неумеренно его испробовал и опьянел (Быт. 9, 20–21). В Библии еще много раз говорится о вине, но уже о сознательном использовании людьми этих его качеств в целях самозабвения (1 Цар. 25, 36–37; 3 Цар. 16, 9; 20, 16; 1 Фес. 5, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Ответить вам нечего. Мораль интимных отношений по самой своей природе субъективна, она основана на религиозных убеждениях. Разные у людей убеждения – разные нормы половых отношений: мало ли что напридумывают! Мы не против христианства или других религий, но давайте не будем пытаться ограничить личную свободу, не будем навязывать друг другу своих убеждений. Давайте не будем возводить в ранг всеобщего нравственного абсолюта частных особенностей той или иной религии и в нашей жизни станет куда больше терпимости. добра и любви! – Это правдоподобное рассуждение, и к тому же весьма популярное, – но, как уже говорилось, на уроках любви мы должны научиться отличать правдоподобие от правды и мнение большинства от истины... Ни то, ни другое не защищает нас от ошибки, а в таком серьёзном деле, как нравственность, ошибка может стать смертельно опасной. И сейчас вы в этом убедитесь, хоть вам и кажется, что мне нечего вам ответить. Чьи интересы нарушает внебрачная связь, спрашиваете вы. Начнём с совсем простой аналогии. На своей земле, за свои деньги вы построили фабрику, в топках которой горит уголь из близлежащего рудника. Уголь содержит изрядную примесь серы, и над фабричной трубой день за днём колышется мощный тёмнобурый султан. Сцена эта – если она разворачивается в цивилизованной стране – непременно приведёт вас к самым прискорбным последствиям, вплоть до скамьи подсудимых. И если вы начнёте взывать к судье – «Кому, дескать, какое дело до дыма? Чьи интересы нарушены?» – вас могут лишить слова, но облегчения вашей участи не ждите. He торопитесь цитировать учебники, что сернистые выбросы в атмосферу причиняют людям явный и бесспорный вред, а переведите стрелки часов лет на двести назад, Огни ваших топок горели бы беспрепятственно, принося вам доход и благополучие вашим рабочим, а если бы кто-то заявил вам претензии с патолого-анатомическими данными или химическими формулами, то вы с чистой совестью указали бы ему на дверь: мало ли что там напридумывают... Вот, это была присказка: она не касается нравственности, а всего лишь напоминает о том, что наши суждения об охране и нарушении интересов людей, во-первых, переменчивы, во-вторых, далеко не всегда очевидны: в самом деле, кому бы могло прийти в голову двести лет назад, что дым из фабричной трубы – это прямой вред здоровью?.. А сегодня, в тех же цивилизованных странах, – к числу которых, надеюсь, в ближайшее время присоединится и Россия, – вас оштрафуют на далеко не символическую сумму за курение в общественных местах. И жалобы на ограничение личной свободы не помогут.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

9 августа 1867 г. От излишнего потребления чаю (шесть стаканов) плохо спал ночь и встал почти нездоровый. Боль в спине, свербеж в некоторых членах. Крепкий чай пил. Воронцовское вино 11 очень полезно. Здесь спросить или в Питере и употреблять стомаха 86 ради [ 1Тим. 5, 23 ]. Желудок у меня слабо варит. Оттого иногда тошнота. Черный хлеб в три копейки славный, здоровый. Селедка хороша. Съездить в Новгород, если место в гимназии сдам. Не делать хлевом комнат моих чрез курение табаку или курильного дыма. Цветы меньше поливать. Икры не есть в скоромное время; чай вечером не есть. Умеренно, без жадности есть-пить, только для нужды, не для удовольствия. Грехи в себе карать немилосердо, к чужим снисходить, а не замечать злонамеренно. Пристрастия к вещам не иметь, свое небесное призвание помнить и его выполнять неуклонно. Мяса мне не должно есть: после него какая-то вялость, сонливость, твердосердечие. Лишнее употребление красного вина. Вредно для головы. Ради Бога и спасения души своей не есть мяса и коренной рыбы – трески, палтусины, семги, лососины и пр.; снетки употреблять в ухе, а ершей и окуней не есть. Не приниматься есть несколько раз чрез малые промежутки времени. Это нелепо, животно. Манной на молоке каши не есть. Не увлекайся утренним аппетитом к пище и питью: он ложный, природа его не производит. Есть на ночь черный хлеб мягкий и пить молоко, особенно когда раньше было едено мясо, – очень тяжело. Делаешься больной, раздражительный, злой, угрюмый. По утрам не пить чаю и ничего не есть. Черный хлеб, даже мягкий, не вредно есть на ночь, если один раз в день едим. За обедом белый хлеб не подавать, есть черный; кашу ежедневно варить, и вообще что-либо сытное. Полезно употреблять за ужином водочки, селедочки, икорки черной с черным хлебом, только не перед ранней обедней. Херес с чаем употреблять полезно вечером внакладку. В баню ходить как можно реже, да не ко вреду души враг употребит ее, да не врежется, как волос или стекло, в плоть нашу и не мучит нас. От сластей удаляться: от чаю, сливок, сахару, кофе и пр., от сладких плодов и пр.; все подвижника (а всякий христианин должен быть подвижник) воздерживаются от всего [ 1Кор. 9, 25 ]. Представь гниение, смрад, черви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Собственно, ученье как зубрисгика было в смысле наличности знаний в Первой гимназии много слабее, и это кинулось мне в глаза в первые же дни по переходе в Первую гимназию, но ученье в смысле сообщения знаний, в смысле человечности обращения с нами как людьми – было несравненно выше. Мне бросилось, однако, в глаза, что курение табаку в Первой гимназии было распространено гораздо более, чем во Второй. Припоминаю, как однажды в пятом классе Второй гимназии мы задумали перебрать учеников, курящих во время перемен между уроками, и насчитали их что-то тридцать-сорок из двухсот пятидесяти-трехсот человек. Помню, что мы сами при этом засмеялись однажды какой-то двусмысленности, случайно получившейся от ряда кличек и прозвищ, установившихся за учениками. Прозвища почему-то у нас предпочитались фамилиям. Так и считали: «Скандал» курит, «Нос» курит, «Кабы не убить» курит, «Морда-у! » курит, «Он» курит, «Айда», «Мерси вам», «Алла», «Красавчик», «Патрет», «Ванько», «Поскольку», «Рожестрой», «Добчинский-Бобчинский», «Перепонка», «Баронессочка», «У, у, у,» – курят… Но все-таки число курильщиков в Первой гимназии было гораздо больше, и было мне вполне противно увидать впервые, как табак у моего соседа Фишеньки (Феогния) Голубятникова хранился в пакетике из согнутых листов «Православного Катехизиса»; противно было и бывать в «третьем отделении», где от дыма нельзя было дохнуть так же, как в театральных буфетах. Вероятно, в педагогическом мирке Первой гимназии были две партии: новая – из молодых преподавателей с Крелленбергом, собиравшим себе товарищей по Педагогическому институту добролюбовского направления и вообще людей, относившихся к делу не по-казенному, и старая – из заслуженных преподавателей сахаровского, прости Господи, режима, то есть системы карцера, порки, под предводительством нашего священника о. Лаврова. Служителя Галкина, верного исполнителя и помощника бывшего в Первой гимназии инспектора и директора-инквизитора Ивана Александровича Сахарова, я уже не застал, но помню, что во Второй гимназии мы дразнили нашего «Филипку» «Галкой», и слыхал, что в Первой гимназии дразнили Галкина «Филином».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вредные привычки вредны не только для взрослых Важно, чтобы родители, особенно папы, но, к сожалению, сейчас приходится говорить и о мамах, усмирили свой эгоизм. Что я имею в виду? Нынешний век навязывает нам очень много привычек, ставших для многих неотъемлемой частью жизни. И среди них превалирует такая привычка, как курение. Дым очень вреден в первую очередь не для курильщика, а для тех, с кем он контактирует. Поэтому обращаюсь к папам, мамам, бабушкам и дедушкам. Если вы не можете отказаться от этой вредной привычки, то, покурив, вы можете подойти к ребенку не раньше, чем через сорок минут. Мне скажут, что сейчас есть много приспособлений: аэрозоли, жвачки, убирающих запах. Все это - атрибуты комфорта для курильщика, не облегчающие участь тех, кто его окружает, потому что компоненты табачного дыма сохраняются на волосах, на одежде, частично на руках. Неблагоприятное воздействие этих компонентов впоследствии может быть одной из причин развития аллергии и астмы, а в переходном возрасте способствовать ранним проявлениям никотиновой зависимости.  Ох, уж этот телевизор... Что послушать вашему малютке Говоря об уходе за ребенком, мне бы хотелось коснуться еще некоторых моментов. Почти в каждом доме сегодня можно встретить видеомагнитофон, CD-npourpыbameль, телевизор и другие технические средства. Вред телевизора, работающего в доме, где находится малыш, доказывать не нужно. Существует достаточно много трудов, особенно у зарубежных авторов, говорящих об излучении, о неблагоприятном влиянии, в первую очередь, на нервную, сердечно-сосудистую системы, на органы зрения. Поэтому, даже если ребенок и не смотрит телевизор, но те излучения, которые идут от него, оказывают неблагоприятное воздействие на бурно развивающийся организм. Родители порой не связывают с этим какие-то неприятные и неблагоприятные моменты здоровья малыша, но, тем не менее, это один из факторов, который влияет на его здоровье. Магнитофон, проигрыватель, радио. В последнее время вышел в свет ряд работ по вопросам влияния музыки на душевное состояние ребенка. Профессор одной из кафедр медицинского института поведал нам о защите диссертации на тему лечения у детей определенных неврологических патологий специально подобранными музыкальными средствами. Насколько это ново? Известно, что грамотно подобранная классическая музыка воздействует на растущий организм одним образом. Рок-музыка другим образом. В чем разница? Если первая способствует созиданию, то вторая - разрушению. И первые, кто задумались над этим и аргументировано доказали это, были (не удивляйтесь!) ветеринары. Когда на фермах, где находились коровы, размещали репродукторы с рок-музыкой, то у коров снижался надой... 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2005...

Если есть день, то он один, а не много. Если век называется один, то он и будет, и бесконечен. Возводя наш разум к будущей жизни, Моисей написал образ всего века, став повествователем начала дней, сверстников света, святой и честной недели, почтенной Воскресением Господа. (117) Вопрос. Говорят некие, что колдовством и волшбой луну сводят с небес, и большая часть человечества держится этого мнения. Они в железо и медь бьют, и думают, что они обманули ее звоном, впавшую в ужас, и она возносится. Ответ. Это некие кощуны повсюду передают болтовню бающих стариков, что какими–то ухищрениями луна сдвигается со своего утверждения и падает на землю, и что можно ее осязать. Это принадлежит полному безрассудству и последней умалишенности, думаем, отметать божественного Песнопевца, который говорит: «Луна и звезды Ты основал». А какое место принимает упавшую луну? Я слабым сравнением укажу для суемысленных величину луны. По вселенной многие города находятся на расстоянии друг от друга, и на востоке стоят, и на западе, и по различным странам, и берегам — и в равной мере они принимают лунный свет. Если бы луна не была велика, то она освещала бы только противоположное узкое пространство. А луна идет по широте через все страны, и свет ее не ослабевает. Если бы тело луны не было бы очень велико, то оно не могло бы всем повсюду сиять равным светом по всей широте земли. Она не только находящимся на расстоянии, но и плывущим по дальним морям дарует вид своей величиной, и равно озаряет всех. Ответ. Этот образ знаменует, думаю, сражение и пролитие крови. Или от земли поднимающаяся мгла замутняет светлое сияние луны, там что ее облик изменяется от этой пыли; пока она своем движении не минует запыленную и мглистую область (место). Иногда она напитана и расширена, а иногда обожженная и запыленная, ибо запыленная и отяжеленная тогда земля. И тогда, мне кажется, она изменяется от пыли. Много раз и курение дыма, и большая пыль покрывает мраком то, что рядом с нами. Ураган и туман закрывает солнечный луч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010