Для того чтобы помогать нашим молитвам, Церковь установила также обычай возжигания ладана. Еще Боговидец Моисей получил от Бога повеление возжигать священный ладан пред ковчегом Завета каждый вечер и утро ( Исх. 30, 7–8, 34–38 ). Этот обряд и доныне соблюдается в наших храмах. Ссамо возжжение фимиама не есть пустая формальность. Ладан является символом молитв праведника ( Откр. 5, 8 ). Недаром при вечернем каждении мы поем: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140, 2 ). Даже на Небесах Ангелы приносят Богу фимиам в золотых кадильницах с молитвами святых ( Откр. 8, 3 ), поэтому те, кто отвергает этот благочестивый обычай, противятся Слову Божию. Но не только символом молитв является воскурение ладана. Он напоминает нам о невещественном благоухании небесных садов, приготовленных для спасенных. Как прекрасно говорит блаженная душа в Песни Песней, «доколе день дышит прохладою и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» ( Песн. 4, 6 ). Само же это небесное благоухание, в свою очередь, является результатом пришествия Святого Духа. Однажды преподобный Серафим Саровский показал Мотовилову ту славу Богообщения, которая доступна для христиан еще на земле, и, кроме несказанного сияния и неизреченной теплоты, Мотовилов ощутил не сравнимое ни с чем благоухание. Образом и реальным способом соединиться с этим небесным ароматом является курение ладана, недаром священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в запах духовного благоухания, которое, приняв в сверхнебесный свой жертвенник, взамен ниспосли нам благодать Святого Духа». Действительно, по верному замечанию отца о. Павла Флоренского, клубы дыма кадильного восходят в сверхкосмические сферы и возвращаются наполненными иной силой. Не случайно еще в Ветхом Завете ладан имел значение как орудие защиты человека от смертельных сил. Когда евреи подняли мятеж против Моисея, и Бог послал на них мор, то Аарон взял по приказу Моисея кадильницу с ладаном, стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился ( Чис. 16, 41–50 ). Поэтому и сейчас каждение используется для защиты от диавола и его слуг. Недаром многие нечестивцы, которые не желают расстаться со своими злыми делами, не могут выносить запаха фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Духа; не все перечисляются здесь эти действия, ибо дары Духа многоразличны и действия многоразличны ( 1Кор.12:4–11 ), а только для примера берутся некоторые, более известные в Ветхом Завете. Пророчество берется здесь как общее действие Духа в приемлющих дары Его; видения (в бодрственном состоянии) и сновидения представляются в Ветхом Завете как два главных способа божественного откровения пророкам ( Чис.12:6 ). Сыны – дщери – юноши – старцы: указывается на то, что Дух изольется на всех, без различия пола и возраста, на всеобщность излияния даров духовных; это частные понятия одного общего понятия – на всякую плоть. Действия Духа распределены здесь так, что сынам и дщерям усваивается пророчество: юношам – видения, старцам – сновидения; это конечно не значит, что в тех или других только и будут те действия Духа, какие им усваиваются, что старцы, например, не будут видеть видений или пророчествовать и т.д.: распределение это сделано только для ясности, силы и красоты речи, общий же смысл тот, что Дух изольется своими различными дарами на всех, без различия пола и возраста. Юноши – старцы: в юности восприимчивее внешние чувства, в старости развивается более чувство внутреннее; потому юношам обещаются видения, старцам – сновидения. Ваши – ваши: пророк говорит, обращаясь к иудеям, своим соотечественникам, как членам будущего царства Мессии, и потому говорит – ваши; а так как в царство Христово будут призваны и язычники, то понятие ваши распространяется на все христианское общество из всех народов. 18. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и славный. 21. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. На рабов Моих и на рабынь Моих: у пророка только – на рабов и рабынь, и этим указывается на нечто необыкновенное в Ветхом Завете; во всем Ветхом Завете мы не находим ни одного случая, что бы раб или рабыня обладали даром пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Дядя Иисус, дядя Иисус, ликовала она, обнимая священника за ноги, если бы ты знал, как я тебя люблю! Священник наклонился и ласково погладил ее по голове, дал конфетку, и девочка радостная, вприпрыжку, побежала к маме, показывая конфетку. Вы знакомы? спросил я батюшку. Нет, ответил он. Я вижу этого ребенка впервые. Дети любят и чувствуют Бога гораздо ближе, чем мы, взрослые. Мне часто приходится это видеть. Вот и нам надобно заботиться о том, чтобы в простоте сердца стать детьми Божиими. После второй встречи со священником, я стал понимать, что становлюсь Православным. —Ну, что ж, сказал мне батюшка, пора бы Вам готовиться к крещению в Православной Церкви. Его ответы были более убедительны, чем ответы нашего пресвитера, который как-то рассказывал, что в православных храмах кадят и от этого дыма многим становится дурно. — Нигде в Писании нет указания на то, чтобы кадить, говорил пресвитер, это они идолам своим кадят. Я поведал об этом священнику, тот улыбнулся и сказал: — Как же нет? Есть в Священном Писании прямое указание. В книге Исход Господь повелевает Моисею: каждое утро, когда он [Аарон] приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. К тому же Господь сказал, что это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. 30, 7-8 ) Вот у нас в храме и лампады зажигаются и каждение совершается. А насчет того, что от каждения кому-то дурно бывает, так это, возможно, признак беснования. Как в народе говорят: «боится как бес ладана». Тут недавно в Лавре преподобного Сергия был такой случай. Приехала иностранная делегация из Америки, а одному Божиему молитвеннику, иеромонаху Адриану, поручили встретить их и провести экскурсию. Замечу, что он человек высокой духовной жизни, делает вычитки, и многие почитают его за старца. И вот вышел отец Адриан к воротам встречать делегацию, а одна женщина из гостей, как выяснилось потом протестантка, увидев благодатного старца, упала на четвереньки и давай лаять по-собачьи. Визжит, на ломаном русском языке матерится внутриутробным басом. Бес ведь не любит святых людей. Вот и стал мучить бедную. А о. Адриану не впервой с бесноватыми-то. Он помолился, перекрестил ее, и бес вышел. Упала она без памяти. Вся делегация не поймет, в чем дело. А женщина та была какой-то важной особой. Правда, ничего удивительного в этом нет. Мартин Лютер тоже ведь был одержим.

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

Его никто не зажег. Он воспламенился сам собою от сошествия Бога, и им горело место, через которое шел Бог к пророку. Так горели некогда гора Синай оттого, что сошел на нее Бог, путь, по которому проходил Бог пред Илиею в Хориве, терновый куст, из которого Бог делал Свое откровение Моисею; огонь и дым проходили между рассеченными частями животных при богоявлении Аврааму ( Быт. 15:17 ). Огонь во всех этих случаях являлся на известном месте от того одного, что на это место приходил Бог. Когда Бога евреи называли «огнем поядающим», они м.пр. имели в виду этот признак Его явления. В таком огне, как в ветре, грозе, в землетрясении, проявляется потрясение природы при явлении в ней Бога. В воздухе это потрясение производит сильный бурный ветер; земля от явления Бога колеблется и трясется; воды волнуются и шумят ( Авв. 3:10 ); горючие вещества воспламеняются и горят. Если мы сопоставим все описания явлений Бога, действительных или только представляемых (в псалмах и пророческих речах), бывших и будущих (предсказываемых), то везде найдем в числе необходимых принадлежностей явления Его огонь. Вместе с ветром, бурею, грозою и землетрясением, не может не сопровождать Бога в Его шествии по земле и огонь. «Грядет Бог наш и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий и вокруг Его сильная буря» ( Пс. 49:3 ). «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его» ( Пс. 96:3 ) «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него; наклонил Он небеса и сошел» ( Пс. 17:9, 10 ; ср. 2Цар. 22:9, 10 ). Известно, что и последнее пришествие Бога на землю будет в «огне пламенном» ( 2Фес. 1:8 ). Если Бог никогда не являлся на землю в такой Славе, как явится тогда, то и все обычные признаки явления Его на земле при том пришествии примут необыкновенные, ужасающие размеры. Такие размеры примет и огонь, обычно предшествующий Господу. От него тогда сгорит вся земля и все дела на ней ( 2Пет. 3:10 ). По пророку Иоилю тогда на земле будет «кровь и огонь и курение дыма» ( Иоил. 2:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Здесь именно возникли первые зачатки того обмана, в силу которого тельцы и рыбы, звери и птицы и все подобного рода живые существа были боготворимы и почитаемы за богов. Вот почему, когда открылся с небес справедливый гнев и большой ужас объял всю землю, тогда прежде всего уничтожается суеверное и безумное идольское заблуждение, потому что «над всеми богами Египетскими, – говорит, – произведу суд. Я Господь» ( Исх. 12:12 ). Казнь обрушивается на всех первенцев, так как, усвояя себе самую отдаленную древность, (египтяне) содержали самое древнее служение идолам. Казнь совершается среди ночного мрака, потому что мрачны, печальны, неприятны и беззвучны были требища темных дел и демонов. " И покажу, – говорит, – чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» ( Деян. 2:19–20 ). «Для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам. 5:18–20 ). Кровь же знак печати Христовой, это мое таинство; знак не означал сам по себе истину, а только указывал на будущую истину. Всех тех, которые имеют знак крови на душах своих, подобно помазанному на домах, как изображено в законе, всех их пагубная казнь минует. И на которых, говорит, домах «увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх. 12:13 ). Итак, кровь является здесь знаком предохранительным, как для домов, так и для душ (ведь и душа божественным Духом и верою уготовляется в священно-приличное жилище). Этот-то знак и предохраняет верующих. Таково таинственное значение пасхи для всего мира. 3 . Послушай, какое значение имеют частности, которые мы и попытаемся объяснить, насколько это нам по силам. Что именно здесь истинно, это известно Богу-Слову, устроившему священную пасху в виду Себя самого и ради Себя самого, а нам, как людям, пусть будет дано снисхождение, если мы в чем-нибудь и ошибемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян. 2:1–8,11–21 ). Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). И весь Ветхий Завет , вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни – рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8 ). Все христианство, таким образом, – это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе. Все христианство – это мольба: «Прииди и вселися в нас, и очисти нас...». По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом – руах. Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой – отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир. Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский , и Пушкин, и Достоевский – все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«И покажу чудеса на небе вверху и знамение на земле вокруг, кровь и огнь и курение дыма: солнце превратится в тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и славный». Тем самым и событие Пятидесятницы получает истолкование эсхатологическое: оно включает в себя по своей силе все протяжение этого зона до самого конца мира. А отсюда следует с необходимостью заключить, что Пятидесятница имеет длительность, равную всему этому эону (и, конечно, за пределами его), и, следов., никоим образом не исчерпывается своим начальным моментом, т.е. событиями, имевшими место в тот день в Иерусалиме. Да что и самоочевидно, ибо сколь бы ни была важна в жизни Церкви первая проповедь ап. Петра и в результате ее возникновение первой христианской общины (около 3000 человек), но оно просто несоизмеримо со всею беспредельностью события, как оно изъяснено Петром через пророчество Иоиля. Да это и прямо свидетельствуется в словах Петра: «ибо вам принадлежит обетование и детям нашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог», Деян. 2. 39 ). Т. о., самое событие Пятидесятницы приобретает пророчественный характер, обращено к будущему, к тому Будущему, которое, по обетованию Христову, возвестит Дух Св. ( Ин. 16, 13 ), и пророчествование включено в самую силу события Пятидесятницы, как его духовные крылья. И замечательно: когда мы обращаемся к самому содержанию текста Иоиля, включенному в эту эсхатологическую раму, то мы в нем ничего иного и не находим, как пророчества о всеобщем пророчествовании: «и будет в последние дни, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Ветхозаветный аналог этому тексту представляют слова Моисея, которые читаются в паремии праздника Пятидесятницы ( Числ. 11, 29 ): «о если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И седмь Ангелъ, иже имяху седмь трубъ, уготовашася, да вострубятъ. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Вслед за тем следуют трубные звуки одного за другим всех семи Ангелов, которые сопровождаются каждый раз великими бедствиями – казнями для земли и ее обитателей. Откр. 8:7. И первому Ангелу вострубившу, бысть градъ и огнь, смшены съ kpobiю, и падоша на землю: и mpemiя часть древа погор, и всяка трава злачная погор. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Кары Божии следуют постепенно, что указывает на милосердие и долготерпение Божие, призывающее грешников к покаянию. Сначала кара Божия поражает треть деревьев и всю траву. Сгорают на корню хлеба и прочие травы, необходимые для питания человеков и скотов. Под «градом, падающим на землю» и истребительным «огнем, смешенным с кровью» многие толкователи понимали истребительную войну. Не воздушная ли это бомбардировка с ее бомбами разрушительными и зажигательными? «Огонь с кровью указывает на разорения городов (…) их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо бывает и будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей: войны истребляют не только людей, но и все земные произведения! Наше об изложенном предположение и мнение подтверждает и блаженный Иоиль, ибо говорит, что прежде наступления великого дня будут на землю посланы кровь и огонь и курение дыма ( Иоиль 2:30–31 )» (св. Андрей, гл.22). Откр. 8:8–9. И вторый Ангелъ воструби, и яко гора велика огнемъ жегома ввержена бысть въ море: и бысть mpemiя часть моря кровь, и умре mpemiя часть coздahiй сущихъ въ мори, имущихъ душы, и mpemiя часть кораблей погибе. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Можно полагать, что на дне одного из океанов откроется вулкан, огненная лава которого наполнит третью часть водных бассейнов земли, неся смерть всему живому. Иные считают, что тут имеются в виду страшные кровопролитные морские сражения с помощью новоизобретенных убийственных орудий. Откр. 8:10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

" Излию от Духа Моего на всякую плоть " . Подает и им благие надежды, если только они сами того захотят. И не допускает их до мысли, что это лишь преимущество апостолов, так как отсюда возникло бы неудовольствие, и таким образом устраняет зависть. " И будут пророчествовать " , говорит, " сыны ваши " . Не вам, говорит, принадлежит это великое дело и не вам эта похвала; к вашим детям перешла благодать. Детьми называет себя вместе с прочими апостолами, а их отцами. " И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать " (ст. 17, 18). Продолжает показывать, что апостолы снискали благоволение (Божие), так как удостоились Святого Духа, а те нет, потому что распяли Христа. Так и Христос, желая укротить их гнев, говорил: " сыновья ваши чьею силою изгоняют? " (Мф.12:27) Не сказал: Мои ученики, так как показалось бы, что Он льстит Себе. Равным образом, и Петр не сказал, что они не пьяны, но что они говорят по внушению Духа, и не просто (сказал это), а прибегнул к пророку и, оградившись им, говорит с совершенною уверенностью. Таким образом от обвинения он освободил их сам, а касательно благодати приводит в свидетели пророка. " Излию от Духа Моего на всякую плоть " . Так сказано потому, что на одних благодать изливалась во сне, а на других наяву. Ведь и во сне пророки имели видения и получали откровения. Затем (апостол) продолжает пророчество, которое заключает в себе нечто и страшное. " И покажу " , говорит, " чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу " (ст. 19). Этими словами намекает и на будущий суд, и на разрушение Иерусалима. " Кровь и огонь и курение дыма " . Смотри, как изобразил разрушение. " Солнце превратится во тьму, и луна в кровь " (ст. 20). Это он сказал применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого и действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставив ожидать того, что будет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1661...

Не вам, говорит, принадлежит это великое дело и не вам эта похвала; к вашим детям перешла благодать. Детьми назы­вает себя вместе с прочими апостолами, а их – отцами. " И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать " (ст. 17, 18). Продолжает показывать, что апостолы снискали благоволение (Божие), так как удостоились Святого Духа, а те – нет, потому что распяли Христа. Так и Христос, желая укротить их гнев, говорил: " сыновья ваши чьею силою изгоняют? " (Мф.12:27) Не сказал: Мои ученики, так как показалось бы, что Он льстит Себе. Равным образом, и Петр не сказал, что они не пьяны, но что они говорят по внушению Духа, и не просто (сказал это), а прибегнул к пророку и, оградившись им, говорит с совершенною уверенностью. Таким образом от обвинения он освобо­дил их сам, а касательно благодати приводит в свиде­тели пророка. " Излию от Духа Моего на всякую плоть " . Так ска­зано потому, что на одних благодать изливалась во сне, а на других наяву. Ведь и во сне пророки имели видения и получали откровения. Затем (апостол) продолжает пророчество, которое заключает в себе нечто и страшное. " И покажу " , говорит, " чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу " (ст. 19). Этими словами намекает и на будущий суд, и на разрушение Иеруса­лима. " Кровь и огонь и курение дыма " . Смотри, как изобразил раз­рушение. " Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь " (ст. 20). Это он сказал применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого и действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставив ожидать того, что будет. " Прежде нежели наступит день Господень, великий и славный " . Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не счи­тайте себя в безопасности. Ведь это начало некоторого вели­кого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколе­бал их душу, и смех обратил в оправдание? В самом деле, если это начало того дня, то необходимо следует, что им угрожала величайшая опасность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010