6:1–21 Обет назорейства был особым видом добровольного посвящения Богу. Мужчина или женщина давали этот обет на ограниченный период времени, в течение которого им запрещалось есть и пить все, что проходило стадию брожения, а также стричь волосы или брить бороду. В течение всего периода действия обета назореи должен был избегать любого соприкосновения с нечистотой (ст. 7). Если кто-либо внезапно умирал в присутствии человека, давшего обет назорейства, тому необходимо было совершить определенные жертвоприношения (ст. 10–12), остричь голову и вновь начать период назорейства (ст. 12). Иногда такой обет давался родителями от имени их детей ( 1Цар. 1,11 ). 6:22–27 В словах Ааронова благословения выражено желание Господа облечь Свой народ в Свое имя, ибо имя Господне эквивалентно Ему Самому. Глава 7 7:1–88 Ретроспективное обращение к событиям, происшедшим месяц назад. 7:1–9 Распределение волов и повозок между левитами «по роду служб их» (ст. 7). 7:10–88 Жертвы, принесенные начальниками колен для освящения жертвенника. 7 с крышки. Крышка ковчега названа еврейским словом, буквально означающим «искупление». В русском Синодальном переводе ВЗ это слово всегда переводится как «крышка». Оно упоминается в Пятикнижии двадцать пять раз и только один раз в более поздних книгах ( 1Пар. 28,11 в Синодальном переводе: «дом для ковчега»). Подробное описание крышки ковчега см. в Исх. 25,17–22 и ком. Глава 8 8:1–4 Аарон зажигает священные лампады. См. Исх. 25,31–39 . 8:5–14 Посвящение левитов происходило следующим образом: вначале они должны были очиститься (ст. 6, 7), затем принести жертвы (ст. 8) и после того как «сыны Израилевы возложат на них руки» (ст. 9, 10), они могли быть представлены «пред Господа» (ст. 11–14). 8:15–26 Левиты обязаны были выполнять работы в святилище под руководством священников. 8 вместо всех первенцев. См. 3,40–45. 8 от двадцати пяти лет. В гл. 4 левиты исчислялись от «тридцати до пятидесяти лет». Вероятно, этому сроку предшествовал пятилетний период ученичества для подготовки к служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Каппорет с золотыми херувимами на нем стал местом живого откровения Божия, продолжающегося во времени, местом постоянного присутствия славы Ягве среди народа Божия. Прообразовательно святые отцы усматривали в каменных скрижалях с начертанными на них Богом заповедями символ воплощенного Бога Слова – Христа-Мессии. В таком случае ковчег, вместивший в себя скрижали, прообразует Деву-Матерь, Пречистую Богородицу. Бог однажды в историческом времени при кесаре Августе воплотился, жил и был распят при Понтии Пилате. Дева Мария – ковчег свидетельства этого свершения Божия. А что тогда в таком случае каппорет? Как в древности слава Ягве, Господь восседающий на херувимах, Божественное присутствие (Шекина) осеняло каппорет – не так ли в новые времена Дух Святый огнем Своей благодати пребывает в церкви Христовой во все дни ее земного странствования? Свершившееся однажды исторически, таинственно и благодатно пребывает в доме Божием, который есть Церковь Христова. Каппорет и ковчег неразрывны. Каппорет столь же крышка для ковчега, сколь ковчег – основание для каппорет. Каппорет – крышка для ковчега. Скрижали в ковчеге начертанными на них заповедями свидетельствовали о согрешениях народа израильского, о падшей природе человека. Каппорет покрывал собою ковчег со скрижалями. Милость Ягве чрез жертвенную кровь покрывала собою грехи народные. Ковчег – основание для каппорет. Каппорет без ковчега не имел бы высоты, ковчег – подставка для каппорет. Непрерывное пребывание Ягве и славы Его с Израилем (каппорет) основано на Синайском Богоявлении, на заповедях Божиих (ковчег и скрижали). Без заповедей не было бы опоры, основания и высоты Божественному присутствию среди людей. Все скоро потеряло бы свою высоту, крепость, измельчилось бы, забылось и упразднилось. Ковчег и каппорет – заповеди и каноны церковные , с одной стороны, и благодатное пребывание Духа Святого в церкви – с другой. Как Ноева голубица нашла на осушившейся земле маслину, так вездесущий Бог обрел место Своего таинственного присутствия в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Работа, начатая Зарудневым 25-го июля, была закончена им к 1-му августа; 7-го августа ковчег был привезен во Владимир, где 10-го числа был совершенно окончен и украшен. Сохранилось описание ковчега с балдахином 1397 . Ковчег был четвероугольный, «крышка» на нем «шатром»; обит бархатом малиновым и позументом золотым; вокруг ковчега 8 личин львиных с скобками, чеканных медных, позлащенных, под ковчегом 8 подножек с херувимами, деревянных резных, позлащенных, под ложками амвон, обить сукном зеленым; на крышке ковчега подушка бархатная лазоревая, со всех сторон обложенная золотым позументом, и 4 золотых кисти; на подушке «шапка княжецкая» малинового бархата, на-крест обложенная золотым позументом и опушенная горностаем с серебряным вызолоченным крестом. Над ковчегом балдахин, сверху обит был бархатом тисненым, а в середине сверху байбереком малиновым, с золотыми позументами; подзор у балдахина зеленый бархатный, выкладен позументом золотым – широким, средним и узеньким и «Немецкими всякими штуками и звездочками и вкруг звездочек и на концах обшит шнурком золотым». У подзора 28 кистей золотых, у балдахина 4 вензеля с шапками гренадерскими, медные чеканные, вызолоченные. Сверху балдахина крест медный, вызолоченный, с Распятием чеканным, вызолоченным, 4 лампады медные, золоченые. Внутри балдахина подбито тафтой двосличной рудожелтой, а в средине камкой брусничной. У раки, в которой почивали мощи святого князя, «под окладом ковчег деревянный, а на ковчеге построено возглавие едино, а со сторон – с одной одна, а с другой 3 тумбы с надписями чеканными и между ними оклад медный золоченый с травами, поверх раки образ святого князя, на образе венец, оплечья и поля обложены серебром и вызолочены; при раке «плащаница большая» – образ святого Александра Невского, шит по камке лазоревой, над главою святого князя образ Пресвятой Троицы, венцы обнизаны жемчугом, опушка из атласа зеленого, тропарь и кондак шит, золотом и серебром. Для несения ковчега было устроено «носило» деревянное, на носиле 8 столбиков деревянных, у столбиков и вверху и по сторонам 24 крюка с петлями. Когда балдахин утвержден был, над ковчегом, то образовалось сооружение в вышину 5 аршин 10 вершков, в длину с носилками 11 аршин, в ширину 7 аршин. Несли его около 150-и человек, а иногда и больше, только с места подняли 96 человек 1398 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Когда разрыли землю около амвона, найден был гроб супруги Кесария, как догадывался Полихроний; потом в стороне от него не подалеку открыта кирпичная настилка и по величине равная ей мраморная доска. Под этою доскою показался гроб и самой Евсевии, а близ него — молитвенный дом, очень красиво обложенный бело-розовым мрамором. Крышка над гробом устроена была наподобие священной трапезы, а вверху, где лежали мученики, замечено небольшое отверстие. Некто из царского дворца, бывший при этом деле, случайно имел в руках тонкую палочку. Вложив ее в отверстие, потом вынув назад, он поднес ее к носу и ощутил благовоние мира. Это обстоятельство подало добрую надежду как работавшим, так и присутствовавшим. Открыв со тщанием гроб, работники нашли в нем тело Евсевии. В головах ее находился ящик, обтесанный наподобие кивота, и закрывавшийся изнутри особою крышкою, которая по краям с обеимх сторон прикреплена была железом, а железо запаяно свинцом. Посредине крышки видно было также отверствие, и служило яснейшим знаком, что внутри находятся мощи мучеников. Как скоро это сделалось известным, тотчас явились в храме мученика царица и епископ. Сведующие люди немедленно сняли железные обручи и крышка без труда была поднята. Под нею найдено много мира, а в нем дла серебрянные ковчега, в которых лежали святые мощи. При этом царица воздала благодарение Богу, что удостоилась такого откровения и присутствовала при обретении святых мощей. — После того, устроив для мучеников драгоценнейшую раку, она поместила их близ угодника Божия Фирса, при чем совершено было общественное празднество, возданы мученикам приличные почести и совершен в честь их крестный ход с псалмопением, при котором сам я присутствовал. Что все это происходило так, могут подтвердить бывшие на празднике, — они почти все живы; потому что это случилось гораздо позднее; когда константинопольскою Церковию управлял Прокл.    В это время Персы, подвигнутые к войне, заключили с Римлянами столетний союз; а военачальник Гонория, Стиликон, подозреваемый в стремлении провозгласить восточным царем сына своего Евхерия, убит был воинами в Равенне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

24 См., например, «Государство» Платона (439d, 588b) или его же диалог «Федр» (246b). В платоновском понимании, «желающая» часть души соотносится с телесными влечениями, а «чувственная» – с душевными движениями, не связанными с потребностями или прихотями тела. 26 В древности пирующие обычно возлежали за столом на низких ложах, для чего разувались, распускали одежду и принимали расслабленную позу. 28 В древности для быстрой ходьбы или бега полы длинной одежды обычно подбирали и подтыкали за пояс, чтобы двигаться свободно. 30 Нравственная философия – этика: естественная философия – естественные науки (современные физика, биология и т. д.) 33 При хлебопечении обычно отделяли часть сквашенного теста (закваску) и сохраняли, чтобы в следующий раз добавить в новое тесто в качестве дрожжей. Пресный хлеб пекся из теста, в которое не добавлялась никакая частица от прежних замесов. 35 Пятница по-гречески называется παρασκευ, что дословно означает «приготовление». Это название идет от ветхозаветной традиции готовиться в пятничный день к празднованию субботы. 36 Сокрытое святилище δυτον – термин, характерный для неоплатонической философии (например, Плотин, «Эннеады», 6.9.11), обозначающий сокрытые от посторонних глаз святилища служителей древних мистерий, а символически – сокровенные глубины человеческой души, в которых происходит постижение таинств. 37 По-гречески крышка ковчега называлась λαστριον, т.е. «место умилостивления, искупления». Название связано с обрядом Дня Умилостивления, когда первосвященник окроплял кровью жертвенного животного крышку ковчега (см.: Лев.16 ). 38 Мир, по представлениям того времени, состоял из четырех стихий – огня, воздуха, воды и земли. 39 Речь идет о предметах, называвшихся «урим и туммим», которые использовались для вопрошания Господа. Точное значение этих слов, а также внешний вид и способ применения самих предметов, по-видимому, были неизвестны уже во время написания книги, поэтому свт. Григорий дает им исключительно символическое истолкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

20 марта 1922 г. была создана комиссия по изъятию ценностей З. м., куда были включены представители духовенства. К 6 апр. 1922 г. из З. м. среди прочего было конфисковано «серебро: с престола - 5 п. 7,5 ф., с раки - 9 п. 21,25 ф., серебряную сень бывш. над ракой 25 п. 39 ф. 9 з., 4 сосуда, из них: 1 маленький, 2 ковчега, 2 креста, обложка с креста, крышка с Евангелия с углами 15 ф. 40 з. Общий вес 41 пуд 3 ф. 25 з., стоимостью пять миллиардов шестьсот миллионов», к 8 апр. дополнительно: «...серебряные вещи… теплого храма с раки 4 п. 30 ф., с престола и придела 3 п. 5 ф., три стенки престола главного алтаря 2 п. 5 ф., ризы с икон Владимирской, Троеручицы с искусственными камнями и Николая Угодника 16 ф. 4 з. Общий вес 10 п. 16 ф. 4 з.» (ГА Воронежской обл. Ф. 18. Оп. 1. Д. 399. Л. 58-58 об.). Всего весной 1922 г. из мон-ря было изъято золотой утвари 74 золотника 57 долей, серебра 56 пудов 24 фунта 83 золотника 67 долей, камней 2 фунта 52 золотника 75 долей (Там же. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 141 об.- 142; Ф. 18. Оп. 1. Д. 399. Л. 58 об.- 59). Часть святынь и пожертвований братия безуспешно попыталась спрятать, в марте-апр. 1922 г. в обители проходили обыски. Всего к 30 июня 1922 г. было изъято золота «74 золотника 57 долей, серебра более 57 пудов и драгоценных камней 2 фунта 52 золотника 75 долей» (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 31. Л. 95, 103). С 1922 г. З. м. подчинялся задонскому викарному архиерею (см. Задонское викариатство ). В сент. 1922 г. Задонский еп. Иоанн (Болховитинов) вместе с духовенством уклонился в обновленчество. Мон-рю были оставлены бывш. больничный храм и училищная ц. во имя свт. Николая Чудотворца в городском саду. Воронежский митр. Владимир (Шимкович) назначил исполнять обязанности приходского свящ. Никольской ц. иером. Пиония (Ермоленко). С июля 1923 г. церковная жизнь Задонска контролировалась обновленческим церковным управлением. Община мон-ря зарегистрировалась как артель при свечном заводе. Обновленцы арендовали у Задонского уездного исполкома «летний собор...

http://pravenc.ru/text/182467.html

К   Кааф • Кавул • Кавцеил • Кадес • Кадильница • Кадка • Каждение • Курительный состав • Казни • Каинан • Каин • Каир, Кир • Каиафа • Калах • Калне • Камень • Камыш • Кана • Кананит • Кандакия • Канонические книги • Капернаум • Каппадокия • Кармил • Карп • Кархемис • Карфан • Касифья • Касия • Каслухим • Кассия • Кафтор • Кварт • Квириний • Кедар • Кедемоф • Кедес • Кедмонеи • Кедорлаомер • Кедр • Кедровый дом • Кедрон • Кеиль • Кеназ • Кенаф • Кенеи • Кенезеи • Кенеяне • Кенхреа • Керенгаппух • Керети • Кериоф • Кесария • Кесария Филиппова • Кесарь • Кесиль • Кесуллоф • Киброт-Гаттаава • Киликия • Кимвал • Кимгам • Киннероф • Кипарис • Кипр • Кир • Кириаф • Кириафаим • Кириафиарим • Кириаф-Иарим • Кириаф-Санна • Кириаф-Сефер • Кириаф-Хуцоф • Киринея • Кирпич • Кирхарес • Кир-Моав • Кир-Харешет • Кис • Кислее • Кислое-Фавора • Киссон • Кисточки • Кит • Киттим • Кифа • Киший • Кушайя • Кишион • Клавда • Клавдий • Клавдий Лисий • Клавдия • Клеопа • Климент • Клятва • Ключ • Книга пророка Аввакума • Книга пророка Авдия • Книга пророка Аггея • Книга о бранях Господних • Книга пророка Даниила • Книга Ездры • Книга Екклезиаста • Книга Есфирь • Книга Жизни • Книга Закона • Книга пророка Захарки • Книга пророка Иезекииля • Книга пророка Иеремии • Книга Иисуса Навина • Книга Иова • Книга пророка Иоиля • Книга пророка Ионы • Книга пророка Исайи • Книга пророка Малахии • Книга пророка Михея • Книга пророка Наума • Книга Неемии • Книга пророка Осии • Книга плачевных песен • Книга праведного • Книга притчей Соломона • Книга Руфь • Книга пророка Софонии • Книга Судей • Книга царей Иудейских и Израильских • Книги • Книга Царств • Книд • Книжник • Князь мира • Ковчег • Кодрант • Кожаные книги • Козленок • Козел • Козел отпущения • Козья шерсть • Кол • Колдовство • Колено Гадово • Колено Даново • Колено Ефремово • Колено Завулоново • Колена Израилевы • Колено Иосифово • Колено Иссахарово • Колено Иудино • Колено Левиино • Колено Манассиино • Колено Неффалимово • Колено Рувимово • Колено Симеоново • Колесница • Колода • Колодец Иакова • Колоссы • Колчан • Кольца • Копье • Корабль • Кораллы • Корван • Корей • Коринф • Корица • Кориандровое дерево • Кормилица • Корнилий • Корова • Кос • Косам • Косматые • Краеугольные камни • Крапива • Красное дерево • Красные ворота • Крепкий напиток • Крест • Крещение • Крискент • Крисп • Кристалл • Крит • Кровосмешение • Кровотечение • Кровь • Крокодил • Крот • Кружка • Крыло храма • Крышка ковчега • Крытый субботний ход • Ксеркс • Кузнец • Кун • Курение • Куропатка • Кута • Кутаия • Куш

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

8 Было ко мне слово Господне: 9 «Руками Зоровавеля положено основание этому Храму, эти же руки завершат его. (Тогда поймете вы, что сам Господь Воинств послал меня к вам.) 10 И кто осмеливался пренебрегать тем, казалось бы, незначительным днем, в который работа была начата, даже они будут радоваться, когда увидят в руке Зоровавеля отвес». («А те семь глаз, что видел ты прежде на камне,  – это очи Господа, что осматривают всю землю».) 11 Тогда я спросил у ангела: «Что это за две оливы справа и слева от светильника?» 12 И еще один вопрос обратил к нему: «Что это за ветви олив, изливающие золото, елей свой, по золотым ветвям светильника?» 13 Ангел ответил вопросом: «Так ты и это не знаешь?» Я отвечал: «Не знаю, господин мой». 14 Тогда он объяснил мне: «Это двое елеем помазанных , предстоящих Владыке всей земли». Шестое видение: о летящем свитке 5 И опять я поднял глаза и увидел летящий свиток. 2 Ангел спросил меня: «Что ты видишь?» – «Вижу летящий свиток, развернутый, большой – локтей двадцать в длину и шириной в десять ». 3 Тогда Ангел объяснил мне: «Это проклятие, которое падет на всю землю, ибо всякий вор будет изгнан, как написано на одной из сторон свитка, и каждый клятвопреступник – как написано на другой . 4 Я пошлю это проклятие, – это слово Господа Воинств, – в дом всякого, кто крадет, и в жилища тех, кто ложно клянется именем Моим. И останется у него это проклятие и изведет его дом – подточит и деревянные, и каменные части его ». Седьмое видение: о женщине в корзине 5 Ангел, что говорил со мной, вновь подошел ко мне и сказал: «Посмотри вверх, гляди, что там появилось». 6 И снова спросил я: «А это что?» – «Корзина – большая мера для зерна а », – ответил ангел и добавил: «Это – их образ, видимый б на всей земле». 7 Вдруг свинцовая крышка корзины поднялась  – и я увидел сидевшую в ней женщину. 8 Ангел сказал: «А это само нечестие !» Он втолкнул женщину обратно в корзину и закрыл крышку. 9 После того я увидел двух женщин с крыльями, как у аистов. Ветер подхватил их, и женщины на крыльях своих устремились с корзиной вдаль, летя между небом и землей. 10 Я спросил говорившего со мной ангела: «Куда они ее понесли?» 11 Тот ответил: «В Вавилонию , чтобы устроить там ей дом. И когда всё будет готово, корзину водрузят на свое место».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

А чтобы тебе убедиться, что это действительно так, если богатый обольщает тебя при жизни, то посмотри на него во время его кончины. Отходя отсюда, берет ли он с собою что-нибудь из своего богатства? Он умирает, и лежит нагим тот, который облекался шелковыми одеждами, лежит нагим в яме, и рабы отходят и проходят и никто из них не заботится о нем, потому что они были не его рабами. Он отошел, и ничего не осталось после него. Жена терзается, распускает волосы; все утешают, но она не внемлет им; дети остались сиротами, жена вдовою, все отверженными, – виночерпии, разливатели, собеседники, льстецы, евнухи. Отходя отсюда, он не может взять ничего из своей утвари, но что? Выносится один. Его превозносят похвалами. Но что от этого ему? Тщеславие прославляет его. Для чего? Может ли он получить от этого какую-нибудь пользу? Ничто из всего этого не может помочь ему в тот страшный день. И так отходит в гроб тот, кто расхищал все, помещается на трех аршинах земли, и больше ничего; пред лицом его земля и крышка гроба. Потом отходит и жена. Где же богатство? Где слуги? Где великолепие? Где пространный и прекрасный дом? Все оставляет его; оставляет и жена, хотя бы и не хотела; зловоние отгоняет ее, кучи червей заставляют ее удалиться. И этим оканчивается все? Да, – потому что он отошел, не имея при себе ничего собственного. А чтобы тебе убедиться, что он действительно отошел, не имея ничего собственного, посмотри на блаженных мучеников. При них остается все их достояние, и потому мы не отходим от гроба их. Там и жена не может оставаться; а здесь царь слагает с себя диадему и стоит при гробе мученика, прося и умоляя даровать ему избавление от бед и победу над врагами. Итак, «не бойся, когда разбогатеет человек». Напечатлев в уме своем этот стих, будем воспевать Господу и благодарить Его за все, Отца и Сына и Святого Духа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа 2, сказанная в Константинополе в великой Церкви, после того, как другой сказал слово, при немногочисленном собрании, на слова: «Не бойся, когда разбогатеет человек» (Пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010