Ибо ношение ковчега на шестах означает, что добрые учителя, проповедуя, будут изъяснять Святую Церковь косным умам неверных. А то, что велено обложить их золотом, означает, что, звуча словом для других, сами они будут светить сиянием своей жизни» 144 . По мнению свт. Иоанна Златоуста крышка Ковчега была прообразом апостола Павла: «Моисей держал каменные скрижали, а он имел внутри самого Христа, носил в себе образ самого Царя и очистилища; потому был честнее херувимов. Не такой голос оттуда исходил, какой отсюда; там беседа касалась большей частью предметов чувственных, а язык Павла возвещал о предметах, превышающих небеса; от очистилища произносились вещания к одним только иудеям, а от него – к целой вселенной; там – чрез вещи бездушные, а здесь – чрез добродетельную душу. Он был очистилищем, светлейшим неба, сияющим не разнообразием звезд и не лучами солнечными, но имеющим внутри себя самое Солнце правды, изливавшее оттуда лучи свои» 145 . А херувимы на крышке Ковчега Завета, по мнению прп. Ефрема Сирина прообразуют пророков и апостолов: «херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы» 146 . Также по словам свт. Кирилла Александрийского апостолов прообразовали двенадцать хлебов предложения : «под хлебами, мы думаем, разумеются святые Апостолы: ибо хотя один есть естеством и истинно Хлеб с небеси и животворящий; но по подражанию и по причастию Того, Который есть Хлеб по естеству, и божественные тайноводцы суть хлебы, питающие в благочестие, вносящие в нас слова жизни и удаляющие из души верующих глад невежества» 147 . Светильник во святилище по толкованию свт. Кирилла Алексндрийского прообразует собой Иоанна Крестителя: «Светильник, может быть, предызображает нам божественного Иоанна Крестителя.… Или ты не знаешь, что божественный Креститель был бы некоторым светильником, предшествовавшим Христу находившихся в законе и живших в Иудее, и о Нем предвозвестил Бог и Отец: поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131:17 )» 148 . Яблоки, украшающие светильник, по мнению прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

е. кивоту завета. Кивот завета находился в святейшей части скинии свидения и потом в храме Соломоновом. Этому святейшему месту соответствует святейшая часть христианского храма, именно алтарь. Главная святыня ветхозаветного святого святых служил ковчег завета, на котором Господь, как царь избранного народа, являл Свое особенное присутствие. Сей святыне соответствует в христианском алтаре трапеза, на которой Господь Иисус Христос, как на престоле, открывает Свое присутствие в качестве Царя новозаветного царства или основанной Им Церкви. Знамением царской власти ветхозаветного святого святых служили начертанные на скрижалях заповеди. Сим скрижалям в новозаветном алтаре соответствует книга Евангелия, книга нового завета, лежащая на престоле. Учение, содержащееся в сей книге, для новозаветных верующих, как для подданных царя Христа, не меньше священно и обязательно, как для ветхозаветных верующих основные заповеди закона Божия, написанные на скрижалях. Ковчег завета осенен был изображениями херувимов, благоговейно преклоняющихся пред царем Богом, воссидящим на нем, как на престоле. Равно на присутствие херувимов близ царя Христа, восседающего на престоле христианского алтаря, указуют лица, херувимов, изображенные на ряду с ликами Евангелистов, на верхней стороне книги Евангелия под образами орла, льва, тельца, человека, под каковыми образами херувимы являлись ветхозаветному пророку Иезекиилю (гл. 1) и новозаветному тайнозрителю Иоанну Богослову ( Апок. 4:6–8 ). Ковчег завета был не только престолом царя Бога, но вместе очистилищем, местом принятия умилостивительной за грехи народа жертвенной крови; но эта кровь, которою окропляема была крышка ковчега завета, была только предызображением умилостивительной кровавой жертвы, принесенной Господом Иисусом однажды навсегда на крестном жертвеннике и в бескровном виде многократно приносимой на трапезе христианского алтаря, на которой Он является не только жертвою, но и жрецом, приносящим ее руками священнослужителя. На сию же жертву указует и Крест, составляющий постоянную принадлежность престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Соответственно и все, что находилось в скинии, было прекрасным и многозначительным, но временным. Всё это прешло вместе с преходящим ветхим Законом, который был упразднен во Христе. Прежнее и пришедшее к своему концу богослужение служило только символом и прообразом того истинного служения Богу, которое непреходящее, вечное. Послание к Евреям кратко перечисляет священные сосуды и предметы, находившиеся в Святая Святых скинии Завета. Это и жертвенник для каждения, и Ковчег Завета с его содержимым. Намекая на то, что все эти сосуды были важны не только сами по себе, но служили видимыми знаками чего-то более высокого, но невидимого, «изъяснение чего может потребовать слишком много времени» (блаж. Феофилакт Болгарский ), автор послания отказывается от подробных рассуждений на эту тему, как бы предлагая нам самим заняться полезным размышлением над этими предметами. Особенно плодотворно типологическое размышление над Ковчегом Завета, в котором хранились, среди прочего, скрижали Завета. Ковчег был покрыт крышкой, осеняемой крылами херувимов. Об этой крышке Моисею было сказано: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения» ( Исх.25:22 ). Иными словами, крышка Ковчега была местом присутствия Бога среди народа, местом славы Божией. Переводчики по-разному переводят соответствующее этой крышке слово. Так, например, в церковно-славянской Библии, оно переводится то как  «очистилище»  ( Исх.25:17 ), то как  «очищение»  ( Рим.3:25 ), то как  «олтарь»  ( Евр.9:5 ). В переводах на другие языки слово, обозначающее крышку Ковчега, переводится как «престол милости», или «престол благодати». Как бы то ни было, но именно это место было самым святым в Святая Святых, определенное Самим Богом видимое место присутствия невидимого Господа Бога. Отношения между Богом и народом Израиля основывались на Завете. Грех разрушал отношения с Богом. Цель жертвоприношений состояла в том, чтобы искупить грехи, то есть нарушения Завета, и восстановить связь с Господом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Наконец, свт. Кирилл говорит о том, что богослужение Нового Завета превосходнее древнего культа. В «Толковании» святитель подчеркивает прообразовательный характер ветхозаветного священнослужения. Жертвоприношения животных были лишь образами жертвы Сына Отцу 19 . Святое Святых Скинии являлось образом Нового Завета и «нашего Таинства» (407:7). Очистилище, то есть крышка Ковчега Завета, находившегося в Святом Святых, было образом Христа (407:21–22). Ягненок, съедаемый каждый год иудеями по повелению Божию в память об исходе из Египта, был также прообразом Христа (409:13–14). А тот факт, что они должны были есть его одетые так, словно они собирались в путешествие ( Исх.12:11 ) показывает для свт. Кирилла, что этот ягненок был временным образом, поскольку «сущее в образах (τ ν τποις) не останется навеки, но прибежит в некотором роде к Истине (πρς λθειαν)» 20 . Таким образом, святитель противополагает образ и истину и говорит, что прообразовательный характер культа Ветхого Завета находит свое завершение в христианстве. Несовершенство ветхозаветных жертв состояло в том, что они не очищали грехи. Свт. Кирилл использует два раза стих Евр.10:4 (396; 400) для иллюстрации этой идеи на основании Писания. Комментируя Евр.9:10 , святитель утверждает, что обряды Ветхого Завета (омовения, окро пления, и т.д.) очищали лишь плоть (« πρς τν τς σαρκς καθαρτητα », ср. Евр.9:13 ). Он противопоставляет плотскую чистоту Ветхого Завета и духовную чистоту Нового 21 . Эта недостаточность ветхого культа повлекла за собой необходимость Второго Завета, «(поскольку) первый не был в себе безупречен (τ μεμπτον)» (400:18–20). Превосходство священства Христа состоит прежде всего в том, что Своей Кровью Он очистил грехи людей. Для иллюстрации этой мысли свт. Кирилл приводит Евр.2:17–18 (396) и Евр.12:22–24 (398). Тело Христа стало выкупом за всех (ντλλαγμα – 401:6), Его смерть была искуплением, что святитель доказывает, цитируя Евр.9:15 (401). Кроме того, Первосвященник Христос превосходнее ветхозаветных священников, поскольку Он пролил Свою собственную Кровь (αματι τ δ – 400,14; 418:14) в отличие от вторых, которые проливали кровь животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Из святых отцов первый указывает херувимов на крышке ковчега Завета как двух животных, среди которых познан будет Господь, св. Мефодий Патарский . Св. Мефодий отмечает у пророка Аввакума три ступени: первая – Господь посреди двух животных познан будет; вторая – когда приблизятся лета (годы), познается; третья – когда придет время, явится. «Смотри, с какою ясною точностию говорит Дух. Знание, говорит Он, познание, и показание, которые означают следующее; слова: посреди двух животных ты будешь узнан – означают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом Святых) над очистилищем кивота, между изображениями херувимов, как говорит Бог к Моисею: Там я буду открываться тебе 419 » 420 . Вторую ступень познания Господа св. Мефодий относит к Богоявлению при крещении Иисуса Христа. «Равно как и упомянутое ныне ангельское собрание по поводу преславного Богоявления Самого Спасителя во пло­ти... А слова когда приближатся лета, Ты будешь познан, – означают, как сказано, преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога» 421 . Третья ступень, согласно мысли св. Мефодия, относится к Сретению. «Следующие затем слова: Когда придет время, Ты будешь показан – нуж­но ли объяснять для того, кто внимательным оком приникнет к настояще­му празднеству? Ты будешь показан, говорится здесь, в храме, как бы на царском седалище, родившею Тебя Пречистою Материю в благолепии во­площения Твоего» 422 . На двух херувимов на ковчеге Завета указывает и блж. Иероним. Многие «думают, что это... два херувима в книге Исход (гл. 25), которые стоят друг против друга, а в средине их Слово» 423 . Определенно говорит о Богоявлении среди двух херувимов св. Кирилл Александрийский , но он акцентирует внимание на прообразовательном зна­чении того, что было во святой скинии, а исполнилось при Боговоплощении, к которому и относит слова пророка Аввакума. «Из прообраза, бывшего во святой скинии, Ты ясно будешь познан, что Ты жертва очистительная: Ты стоишь посреди двух животных, то есть херувимов, и имя Тебе очистилище. И это – истинное название, ибо Сам Христос говорит: Не послал Отец Сына в мир, да судит мир, но да спасется им мир 424 . Крышка ковчега – «каппорет», означает «очистилище» и является величайшей святыней, воз­лежащей на ковчеге».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Радуйся очистилище миру, Богородице,/в неже притекающе вси грешнии,/к Богу примирение присно обретаем. Пресвятая Дева Мария именуется в этом тропаре «очистилищем». Греческое слово λαστριον (иластирион) переводится как «умилостивление». Эти наименования усваиваются Богородице не просто как некий поэтический образ. В этих обращениях скрыт ветхозаветный библейский прообраз Богородицы, который для подавляющего большинства современных православных христиан останется, скорее всего, не узнанным. «Очистилищем» называлась крышка Ковчега Завета (евр. «kapporet»). «Сделай также крышку из чистого золота...» (Исх 25, 17). На крышке помещались изображения двух херувимов. Очистилище обладало огромным богослужебным и богословским значением. Это было место, откуда Бог говорил Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89). Почему же этому месту было усвоено название «очистилище»? Дело в том, что в великий День Очищения первосвященник кадил и окроплял его кровью жертвы за грех народа (Лев 16, 13,15). Это было как бы орудие прощения грехов. Над очистилищем являлся Бог и говорил к Моисею (Исх 25, 22; Лев 16, 2; Числ 7, 89), и оно было для Израильтян знамением присутствия Бога (Лев 16, 2), местом присутствия Невидимого. Дева Мария вместила в себя Бога и стала местом и знамением Его присутствия, поэтому в христианской традиции Ей усваивается это прообразовательное именование. Вариант перевода: Радуйся покров Ковчега Завета – очистилище миру, Богородица, к Тебе все грешные притекая, примирение с Богом всегда обретаем. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. Слово δολιφρων встречается в произведениях Романа Сладкопевца и прп. Иоанна Дамаскина, равно как и в иных богослужебных текстах. ROMANUS MELODUS Hymnograph. Cantica Hymn 6 section 11 line 10//Thesaurus Linguae Graecae. ROMANUS MELODUS Hymnograph. Cantica dubia Hymn 76 proem-strophe strop section 8 line 1//Thesaurus Linguae Graecae. JOANNES DAMASCENUS Scr. Eccl. et Theol. Vita Barlaam et Joasaph [Sp.] Page 466 line 21//Thesaurus Linguae Graecae.

http://bogoslov.ru/article/4788264

Скорее всего, место перехода произошло в районе Средиземного моря. У многих народов сохранились воспоминания о громадных волнах, высотой около шести километров, и катастрофе, относящимся ко времени исхода евреев из Египта. Кары египетские. Почему кары распространяются на всех египтян? Египтяне отвечали за то, что они убивали еврейских детей (топили еврейских мальчиков в воде). Что посеет человек, то и пожнет. Почему было десять кар? Эти кары последовательно падали на всех богов Египта (животных, солнце и др.). Почему спас принесенный в жертву ягненок? Ягненок был символом Иисуса Христа, кровь ягненка означала спасение. Зачем людям был дан ветхозаветный закон? Для диагностики. Чтобы показать, в каком духовном состоянии они находятся. Для этого даны были все заповеди. Заповеди нужно было исполнять, и Бог показывал, что без Него люди не смогут эти заповеди исполнить. Заповеди в Ветхом Завете были более легкими, чем заповеди Евангелия. Если ветхозаветные заповеди требовали изменения только внешнего человека, то новозаветные – изменения человека внутреннего. Почему Бог разрешил смертную казнь, дав при этом заповедь «не убей»? Убийство и казнь принципиально разные вещи. Убийство – это преступление, злодейство, а наказание за него – казнь. Что означает скиния (шатер)? Скиния – образ Тела Христова. В скинии действовал Сын Божий, Он стоял в облачном столпе. Святой Григорий Нисский в произведении «О жизни Моисея Законодателя» подробно описывает символику скинии. Самая святая часть скинии – ковчег завета (место над крышкой, из которого являлся голос Бога и говорил с Моисеем), завесы – ангельские силы (ангелы были вышиты). Ковчег означал весь мир, управляемый Богом. Главной задачей было очищать грехи людей через кропление крови на крышку ковчега. А крышка ковчега символизировала Христа Спасителя. Все Священные сосуды в скинии – прообраз Христа. Семисвечник – символ семи даров Святого Духа. Скиния – прообраз Небес, как и наш храм. Ритуальная нечистота. К видам ритуальной нечистоты относятся: 1) месячные у женщины; 2) время после родов у женщин; 3) после близости; 4) в случае поллюций; 5) после проказы и других болезней; 6) появление плесени на домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ношение Богоматерью Богомладенца Иисуса во чреве без опаления огнем Его Божества прообразовано было так называемой " неопалимой купиной " , виденной некогда пророком Моисеем в Хориве (Исх. 3.3). Неопалимая купина — это то же, что терновый куст, пред очами Моисея горевший и несгоравший. Он, по мысли церковных песнопевцев, есть живой прообраз воплощения Сына Божия от Девы. Подобно тому, как купина горела нетленно и не сгорела, так Дева Мария родила и пребыла Девою. Вещественные же ложесна Ее при этом не опалились Божественным огнем [ 17 ]. Образ Неискусобрачной Невесты некогда начертался и в Чермном море. Шествие Израиля по чудесно обнажившийся глубине морского дна без омочения ног и прежняя непроходимость моря по переходе его евреями прообразовали бессеменное рождение Девою Христа и нетление Ее девства по рождестве Христовом [ 18 ]. Ветхозаветная скиния Завета и ее принадлежности: Ковчег Завета, очистилище, стамна с манной, жезл Ааронов прозябший, трапеза предложения, семисвечник, миро помазания и золотая кадильница также тесно связываются в литургических творениях с личностью Пресвятой Девы. Именно Она всесвятая, Богосозданная и светоносная Скиния Бога Слова, имевшая внутри Себя Его, великого Архиерея [ 19 ], была первообразом Моисеевой скинии и первообразным ковчегом Христа [ 20 ]. Устроенный Моисеем ковчег хранил в себе скрижали закона, стамну с манной и процветший Ааронов жезл. Точно также Матерь Божия, в период чревоношения Христа, хранила в Себе Богописанные скрижали Нового Завета — Само Божие Слово. Чрево Ее было кивотом, содержавшим воплощенного Законоположителя [ 21 ]. Ковчег Завета был обложен золотом. И Божию Матерь как бы позлатил Св. Дух Своими озарениями [ 22 ]. Подобно золотой стамне, Пречистая имела в Себе Манну Христова Божества, нетленную и пре небесную [ 23 ]. Крышка ковчега Завета называлась у Израиля очистилищем. Поскольку в Божией Матери грешники находят примирение с Богом и прощение от Него грехов, то собственно Она подлинное, теплое очистилище верующих [ 24 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1021...

история Иосифа, отлагаются в сторону. «Зачем, говорили также у нас, читать Псалтырь и Часослов? Не лучше ли читать Евангелие? Зачем по-славянски? Лучше по-русски». Слова иногда слышались красивые, но смысл в них был худой. Затем ветхозаветную и новозаветную историю начали резать на мелкие куски, перемешали эти куски с отрывками из объяснения молитв, из учения о Богослужении, и всю эту путаницу преподнесли школе в виде так называемой совместной, или, как громко тогда возглашали, концентрической системы. Всему этому можно было бы подвести цитаты: это взято из Базедова, это из Песталоцци, это из Динпера и Дистервега, и всё это представлялось притом в виде утрированном и искажённом. И всё это делалось, по-видимому, с доброй целью – облегчить детей, всячески уяснить им, через разные сближения, непостижимое и высоким умом, никак не подозревая, что там, откуда шли эти заимствования, целью всех желаний и мыслей было одно – всячески урезать, унизить, обезличить, омертвить преподавание Закона Божия в погибельных видах рационализма. Пока у нас вводили все эти диковинки, заграницей давно исключалось из школ всё, что носило печать веры и церкви. «Дело учения, говорил ещё Базедов, не католическое, не лютеранское, не реформатское: мы филантропы и космополиты. Естественная религия и нравоучение, – вот предмет обучения в школах». В своей Дессаутской школе Базедов сам преподавал Закон Божий и хвалился, что в его школе все равны, и иудеи, и магометане, и деисты (о христианах уже ни слова). Он завёл в школе даже своё особенное школьное богослужение. Отделана была особая комната-молельня. Главный цвет на стенах перемежался чёрными штрихами, чтобы представить перевес добра над злом. Середина пола представляла подобие гроба для напоминания о смерти. Главную святыню сего самодельного храма составлял ковчег, в котором хранилась книга законов и завета Господня. Крышка ковчега зеркальная: испытуй-де себя по закону Господню. По сторонам ковчега две свечи: они означали два способа научения – стороннего поучения и собственного научения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/r...

В последующей богословской и литургической традиции христианской Церкви он займет важное место как один из основных эпитетов Сына Божия. В контексте учения о предвечном существовании Сына Божия у Бога термин «Единородный» указывает на единственность и уникальность рождения Сына от Отца: у Отца нет и не может быть другого Сына, Которого можно назвать сущим в недре Отчем. Слово «недро» (κλπος), употребленное здесь Иоанном, обычно применяется по отношению к материнской утробе. Если по человеческой природе Иисус был зачат во чреве Своей Матери, то по Божественной природе Он всегда пребывал в недре Бога Отца, то есть внутри Божественной сущности. Еще три важных понятия, имеющих отношение к Сыну Божию, вводятся Иоанном в прологе: слава, благодать и истина. Термин «слава Божия» или «слава Господня» ( ko Yahw) нередко встречается в Ветхом Завете. В это понятие вкладывали прежде всего представление о таинственном присутствии Божием, являемом в зримых образах. Слава Божия явилась народу израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа ( Исх.16:7–10 ); слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней: вид славы Божией при этом описывается как огонь поядающий ( Исх.24:15–17 ). Слава Божия нередко оказывается локализованной в каком-либо конкретном месте или связанной с тем или иным священным предметом: облако славы Божией наполняет скинию завета ( Исх.40:34–35 ), оно же является над золотой крышкой ковчега ( Лев. 16:13 ). Крышка ковчега, вернее пространство над ней, было местом особого присутствия славы Божией: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою ( Исх.25:22 ). Слова и мы видели славу Его (κα θεασμεθα τν δξαν ατο) открывают длинный список мест из четвертого Евангелия, в которых используются глаголы, обозначающие видение. В общей сложности насчитывается 114 случаев употребления этих глаголов в Евангелии от Иоанна; из них глагол θεομαι («видеть», «смотреть», «разглядывать») использован только 6 раз, βλπω («видеть», «смотреть») – 17 раз, θεωρω («смотреть», «наблюдать», «созерцать», «видеть») – 24 раза; чаще всего – 67 раз – используются глагол ρω («видеть», переносно: «воспринимать», «понимать») и производные от него формы 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010