131 Так называлась собственно крышка ковчега завета, так как чрез кропленье на нее кровью подавалось наиболее совершенное очищение грехов; но здесь это слово в широком смысле всего храма – с целью обозначить очистительное влияние его на каждого пребывающего в нем. 134 πανηγυρζω – образовать собрание, праздновать народный праздник; сильнее, чем дальнейшее выражение. 136 γκωμιζω – прославлять, хвалить; γχμιον – хвалебная песнь, похвальное слово (собственно, что пели на κμος – процессии в честь Вакха или победителя на играх). 141 μαστωρ– μαγστωρ – министр двора при Византийском императоре. Это – Лев Бардалис, занимавший эту должность при имп. Андронике Старшем (1328–1341 г.); писал извлечения из святоотеческих толкований на Св. Писание, религиозные стихи; кроме этой стихиры из нынешних песнопений ему принадлежат еще одна стихира на Введение и стихира Иоанну Богослову 8 мая (Архиеп. Филарет, Исторический обзора песнопевцев, § 74). 160 В псалме этот стих, как и следующий, служащий 2-м припевом к настоящим стихирам, относятся к подругам таинственной невесты Царя – Мессии, изображенного в этом псалме. Здесь эти стихи прилагаются ближайшим образом к отроковицам, сопровождавшим во храм Пресв. Деву, а в дальнейшем смысле м. б. к христианским девственницам. 168 νθημα – дар, жертва, приношение. Это слово одного состава, но совершенно другого значения с νθεμα – заклятие, что выражается разницей в суффиксе. 171 τερπνς – приятный, радостный, любезный, восхитительный. Тоже понятие в пасх. ирмосе «Светися» о Богородице «ты же, чистая, красуйся». 214 В древности величание на Введение имело одинаковую форму с величанием на Рождество Богородицы и Благовещение; см. там же. 215 ερζφ – «благокоренной», «с хорошими корнями», «хорошо, крепко утвержденный» – определение к «горе» (по гр.ср.р.: ρει в евр.: «прекрасная возвышенность, радость всей земли»). Разумеется гора Сион иди Мориа из-за храма на ней. 218 В этом и дальнейших стихах псалом 44 имеет в виду некоторую таинственную невесту Бога или Мессии – Царя, по толкованию св. отцев Церковь Христианскую или Пресв. Богородицу; образы и сравнения для изображения этой невесты псалмопевец берет из картины брака царя Израилева (д. б. Соломона) с какой-то иностранной царевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

497  Παρκλητος, ходатай, утешитель, ср. Ин. 14:16, 26; 16:7 . Еп. Михаил: „Христос – утешитель, утешающий искупленных им верующих людей своим заступничеством пред судом правды Божьей». Здесь разумеется постоянное ходатайство Сына Божьего пред Отцом Своим за верующих, братьев Его. 498  И... в форме прибавления присоединяется к предыдущему логическое обоснование: и это так, потому что... ибо... 499  Слав.: очищение есть о грехах наших. λασμς ср. 4:10 с тем же значением, как λασκομαι; Евр. 2:17 (Рус. и Слав.): посему Он должен был во всём уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, (Слав.): во еже очистити грехи людския (быть милостивым, простить); Лк. 18:13 : Боже, будь милостив ко мне грешному. – Соответствующее еврейское слово означает буквально: – покрывать, переносное: очищать, примирять. В Ветхом Завете в этом смысле называлась крышка ковчега завета очистилище ( Лев. 16:14–45 ). И λασκεσσαι в Новом Завете значит не умилостивлять кого-либо, например, Бога (как часто в классическом языке об умилостивлении гнева – μνις как настроения с характером личной злобы и себялюбивого раздражения, богов), но всегда с подлежащим Бог или Христос: очищать кого-либо от грехов, быть милостивым к кому-либо о грехах. К λασμς ср. Дан. 9:9 : у Господа Бога нашего милосердие и прощение. Пс. 129:3,4 : Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? Но у Тебя прощение. – И Господь Иисус Христос есть источник и податель для нас и всего мира прощения и очищения. См. подробнее у профессора В. Н. Мышцына  – „Учение Св. ап. Павла о законе дел и законе веры». Сергиев Посад 1891 г. стр. 101–106. 500  Прощение грехов всего мира уже дано в Иисусе Христе, хотя оно миром и не усвоено ещё. Греческое выражение и Слав.: „но и о всего мира» но и очищение всего мира, как совокупности греха. См. 2:15. 501  И... вводит новый ряд наставлений. Находящийся в общении с Богом имеет духовное сродство с Ним и знает Его. Но что может служить признаком и доказательством того, что мы не самообольщаемся, утверждая, что находимся в общении с Богом и знаем Его? Апостол на это теперь и обращает внимание христиан, чтобы предостеречь их от самообольщения и дать им возможность узнать лжехристиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Суббота – день покоя. Тождество дней творения и дней искупления указывает на тождество Делающего. Почему неизвестно, в какой момент воскресает Христос? Восьмой день Творения – это вступление Вселенной в вечность, а вечность не описывается временем. Поэтому момент воскресения остается тайной и не описывается никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мертвых: Он посылает ангела уже воскресший в теле. И с этого момента начинается новая Вселенная. Христос воскресает в день принесения снопа нового урожая, Он – первенец из мертвых. Жертва урожая начинается на Пасху, а заканчивается в день Пятидесятницы. Когда начнется воскресение? Оно уже началось. В момент воскресения начинается преображение неба и земли. По воскресении наших тел процесс воскресения Вселенной завершится. Святой Григорий Нисский в IV веке говорил, что, согласно философии, все тела состоят из атомов, и у каждого атома есть своя энергия, и вот эта энергия скрыта, она обычно не проявляется. Но в день воскресения Бог повелит этой энергии, и она раскроется и выжжет смерть на атомарном уровне. Откроется ядерная энергия, – и это было сказано в IV веке. Насколько же прогрессивная вещь – Православное богословие! В IV веке рассказывалось о ядерном синтезе. Бог воскресает в том же самом теле, но уже преображенном, Он проходит через Плащаницу. Солдаты были неприятно удивлены, когда узнали, что они охраняли пустую гробницу. Существует «Кембриджская рукопись» (начало V века), в ней сказано, что ангел буквально забросил камень на вершину гроба. Гробницу охраняла римская стража из 16 человек, четверо из которых непосредственно стояли у входа в гробницу, остальные 12 были у костра, но все они не имели права спать. Сколько ангелов было в гробнице? Символизм воскресения. Ангелов было много: один сидел на камне от гробницы (для внимательных евреев бесспорен символ крышки ковчега Завета), а два других сидели внутри лицами друг к другу ( Лк. 24, 4 ). Если в Ветхом Завете самым главным предметом была крышка от чистилища (очищения), то в Новом – самым главным местом считается Престол. Престол – символ Гроба Господня. Напрестольные покрывала означают пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Крышка (ковчега завета) Крышка (ковчега завета) Крышка [евр. каппорет] ⇒ ковчега завета была сделана из чистого золота и имела размеры 2,5 локтя (ок. 1,25 м) в длину и 1,5 локтя (ок. 75 см) в ширину. Установленные на К. две золотые фигурки херувимов ( Исх 25 и след.; Исх 37 и след.) должны были указывать на присутствие живого Бога. В День искупления первосвященник окроплял К. кровью жертв. животных ( Лев 16 и след.). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В богослужебных книгах золотая крышка над Ковчегом Завета (ц-сл.: очистилище) рассматривается как прообраз Богородицы, так как Она покрывает Своим молитвенным покровом всех обращающихся к Ней: « Сщенства мысленное, и неприкосновенное чистилище… вилас 123 ; « Ковчегъ завта, стю воистинн трапез, чистилище наше… истинню мтрь зиждител воспваемъ» 124 . Изображение херувимов над крышкой Ковчега Завета в Скинии и сокрытие их завесой прообразовало таинственное воплощение Иисуса Христа от Девы Марии: « т бгодланню преднаписа мсей, спокровенню, стыхъ ста, пробраз тво дво ржтво чистое, хрт написатис» 125 . Манну , которой питались израильтяне в пустыне, Бог повелел собрать в золотой сосуд и хранить ее для потомков на память ( Исх.16:32 ). Когда был изготовлен Ковчег Завета, то сосуд с манной был помещен в него (ср. Евр. 9:4 ). По толкованию свв. отцов этот сосуд (ц-сл.: стамна, ручка) прообразовал собой Богородицу, которая носила в себе Небесный Хлеб – Иисуса Христа: «Мария, золотой сосуд, полный манны!» 126 Также об этом говорится в богослужебных книгах: « рчка, т бце иногда пробраз: хрта бо носила манн разма дождившаго всмъ чтщымъ т» 127 ; « Теб носщю во чрев твоемъ животню манн, древле стамна, к воистинн прображаше вственн: блгословена ты въ женахъ пренепорочна влчце» 128 . Стол (ц-сл.: трапеза), на который полагали в жертву Богу хлебы предложения ( Исх.25:23–30 ) также прообразовал Богородицу, носящую в Себе Хлеб Жизни: « Бысть чрево тво ста трапеза, имща нбный хлбъ: негже вскъ дый не оумираетъ, коже реч всхъ бгородительнице питатель» 129 ; « Мсто славы, и мысленню чта трапез, хлбъ хрта жизнь всхъ поемъ т влчце» 130 ; « ста трапезо, хлбъ живота носща» 131 . Множество прообразов Богородицы находится и в более мелких священных предметах и сосудах Скинии свидетельства ( Исх.25:29 ). Вот пример без конкретного наименования священного сосуда: « И тломъ и дхомъ радовашес, пребывабщи непорочна во храм коже сосдъ 132 . 1.4. Прообразы святых Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

    δναμις — сила.     ψθημεν — воздвигнуты, вознесены, намеренно то же слово, что и в названии праздника (ψωσις — воздвижение)     ακαταμαχητου — непобедимое в сражении.     αντπαλε, также «соперник», «неприятель» (παλη — борьба).     δαιμνων Ранее в стихирах это слово оставлялось без перевода «демонов», в др.-сл. везде «бесов».    Из святых мученики наиболее подражали страсти Христовой и ближе других к Кресту     γκαλλπισμα — см. прим 57    После мучеников наиболее страдали на земле подвижники «преподобные» (здесь это слово имеет свой специальный смысл, а не такой общий, как во 2-й стихире на Господи воззв), почему после мучеников им ближе всего был Крест; все же их страдания были меньше мученических, отсюда необходимость добавки «яко воистинну».    Не для мучеников лишь и преподобных Крест имел такое значение, но и для всех спасающихся    Самое любимое у песнописцев окончание стихир, повторяющееся и здесь во всех трех стихирах.    В псалме подножием Божиим назван храм (ср. Ис 60:3), может быть, частнее — крышка Ковчега Завета, откуда Бог открывался. «Подножие ног» — усилительное (эмфатическое) выражение Евр. текст допускает и такой перевод: «ибо Он (т. е. Бог) свят» (в евр. яз нет среднего рода), как и переводится в принятом греч. тексте, но во многих рукописях греч. текста, в лат. переводе так, как в слав: «оно (т. е. подножие) свято».    Ср в предыдущей стихире: «живоносный»; усиление.     τ νθρπινον — человечество; у классиков «человеческий жребий», а соответствующее приведенному здесь понятие выражается παν τ νθρπινον — «весь человеческий род»; перевод «человечество» и в др.-слав. тексте.     τς ντως — см. прим. 128.     καταρασσων — собств. «низвергающий».    ближ. обр. демонов (ср. 5, 7 и 9 стих, литии и 1 стиховну); общее выражение имеет целью указать и на злых людей, особ. внешних врагов Связь трех определений Креста ясна.     πανσεβασμιε — см прим 63.    Отсюда стихира переходит к частностям.     βοθεια — помощь, др.-слав. «поможение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

126 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне ( Лк. 6, 48 ). 133 Филимон – один из семидесяти апостолов. Ему адресовано послание апостола Павла, вошедшее в состав Нового Завета. Память совершается 19 февраля/4 марта и 22 ноября/5 декабря. 136 «Скрижаль» – толкование литургии и других церковных служб, составленное греческим иеромонахом Нафанаилом. 137 Наляцати (церк.-слав.) – напрягать, натягивать, настораживать; натягивать лук, стрелять, а также – надевать воинские доспехи; в более широком смысле – вооружаться, готовиться к битве. 146 Наздание (церк.-слав.) – воссоздание, возобновление, переделка. Ср.: Радуйся, Начальнице мысленного наздания (рус.: Радуйся, Виновница духовного возрождения) (Акафист ко Пресвятой Богородице, икос 10-й). 152 Обаяние (церк.-слав.) – очарование, заговаривание, колдовство; мечта, мечтание (церк.-слав.) – пустой вид, призрак. 153 Споспешник (церк.-слав.) – пособник, сотрудник, помощник. Споспешный – пособляющий, помогающий. 154 Зрак (церк.-слав.) – образ, внешний вид. Зрак раба – это немощнейшее состояние человеческой природы. 158 Руно (церк.-слав.) – шерсть, шкура. Ср.: И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса ( Суд. 6, 36–40 ). 161 Очистилище (церк.-слав.) – так называлась крышка Ковчега Завета. Такое название ей дано потому, что в день очищения первосвященник входил с кровью жертвенных животных во святая святых и кропил кровью над Ковчегом Завета для очищения грехов народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Относительно виновности человека-грешника и оправдания его чрез искупление свидетельствуют следующие тексты: – Пред законом Божиим «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» ( Рим. 3, 19 ). – Мы получаем «оправдание даром, по благодати Его (Бога), искуплением во Христе Иисусе» ( Рим. 3, 24 ). – «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира» ( 1Петр. 1, 18–20 ). – О любви Божией, явленной в искуплении, и об исцелении нашей греховной природы Священное Писание говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ). – «Кровь Иисуса Христа ... очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ). – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Петр. 2, 24 ). Вопрос : В чем состояла главная обязанность ветхозаветных первосвященников? Ответ : В том, чтобы приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа. Христос, – говорит апостол, – «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа» ( Евр. 7, 27 ). Ибо Христос был, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4, 15 ). Кроме того, главный первосвященник однажды в год, в день очищения (в 10-й день 7-го месяца) совершал кропление кровью жертвенных животных очистилище, жертвенник, помещение скинии собрания, священников и народ. Этим он очищал (скорее, однако, символически, чем действительно) грехи свои и своего дома, священников и всего народа израильского (см. Лев. 16 ). Вопрос : Что такое «очистилище»? Ответ : Золотая крышка с золотыми же изваяниями херувимов для ковчега завета (бывшего главной святыней ветхозаветной скинии), где хранились сосуд с манной, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета. «За второю же завесою была скиния, называемая «Святое Святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета; а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище» ( Евр. 9, 3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

На лицевой стороне Апамейской монеты, вокруг головы императора, стоит надпись: ΤΙ ΑΥΤ. Κ. Λ. СЕПТ – СЕОУНРОСПЕР. На обороте вокруг Ноева ковчега: ΕΠΙ. ΑΓΩΝΟΘΕΤΟΥ. АРТЕМА. Г; в сегменте: ΑΠΑΜΕΩΝ. (При Артемасе, агонофете в 3-й раз [монета] апамеян) – Æ. Eckhel, Doctrina Numm. III, p. 182–185. Затем изображение Ноева ковчега утвердилось в Апамее, и мы находим тот же тип в совершенно точных копиях на монетах: Императора Макрина (217–218): (Eckhel. 1. с. р. 133. О). Тот же тип; на ковчеге ΝΩΑΕ. ΑΠΑΜΕΩΝ – Æ. Императора Филиппа Старшого (244–249): (Eckhel., 1. с., 183. О) ЕП. M. AVP. ΑΛΕΞΑΗΔΡΟV. В. в сегменте: ΑΠΑΜΕΩΝ. (При Марке Аврелии Александре, первосвященнике в 2-й раз [монета] апамеян.) Тот же тип; на ковчеге ΝΩ – AE – Æ. Musée Pembrock, part. III. Tab. 78. Итак, на древнейших греческих памятниках, голубь не отделяется от изображения Ноева ковчега. To же самое найдём мы на римских надписях, из которых для примера приведём надгробную плиту, поставленную отцом и матерью, Epictetus et Felicia, своему четырнадцатилетнему сыну, из пещер св. Агнии 393 . Налево от надписи закрытый ковчег: направо – открыта крышка ковчега, и Ной протягивает руку к прилетающему к нему голубю, у которого масличная ветвь в лапках. Художник так точно выразил значение слова κιβωτς что сделал ножки под ковчегом, украсив его в роде настоящего сундука. На другой надписи, изданной у Болдетти 394 , заметно уже отступление от первоначального полного типа и начало раздвоения символов. Virginie incomparabi li filie Petronius virgini que vixit annis XXV dies V. B, M. dormit in pace. Налево сидит голубь с веткою в клюве; под ним ковчег в виде кубического ящика с круглым отверстием. Из пещер св. Каллиста. Наконец, примером совершенного отделения голубя от ковчега послужит нам надпись из Ватиканского собрания, поставленная Кириаком в память умершей супруги. На правой стороне изображён голубь с масличною веткою в клюве; при нём написанное „рах“ 395 раскрывает нам тайное значение этого символа, хотя и отдельно от Ноева ковчега. На такое символическое значение ясно указал и Тертуллиан : „голубь, возвратившиеся с масличною ветвью возвестил вселенной мир“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под Императором Александром 1 находится продолговатый, бронзовый, позолоченный ковчег со стеклянной крышкой и замком, превосходно сделанный на бронзовой золоченой доске с надписью по сторонам ковчега; точно такой же ковчег, но с иными украшениями и надписями, находится на противоположной стороне храма. Оба эти ковчега, а также большая, бронзовая, золоченая люстра под куполом, описание которой помещается ниже, и несколько бра по стенам храма произведения парижскаго литейщика Ле Дюра. Первый ковчег сделан так: к большему краю продолговатой доски, посередине, прикреплен небольшой продолговатый ящик, со стеклом и замком; крышка ящика украшена орнаментом из предметов римскаго вооружения и знаков консульской власти. Верх ящика украшен сиянием из лучей; на сиянии, в облаках, круглый щит с Императорским Инициалом «А» и вороной и по сторонам его 6 херувимов. Под ковчегом 4 распущенных знамени, а под ними военные орнаменты. Сверху знамен полукруглый щит с двуглавым орлом с распростертыми крыльями; над гербом каска и 2 пальмовыя ветви. Нижние углы ковчега поддерживают 2 двуглавых орла. По сторонам ковчега обозначено время посещения Грузина Императором Александром 1. Все украшения обоих ковчегов и надписи сделаны горельефом. В этом ковчеге хранится собственноручный рескрипт Императора Александра 1 графу Аракчееву после перваго посещения Им Грузина, и его французский перевод. Тот и другой вложены в желтую кожаную с золотым тиснением и надписью папку. На втором ковчеге вместо воинских доспехов изображены: на крышке … кадила и масляничные ветви; верх ковчега такой же, как у перваго, только вместо Императорскаго инициала помещен херувим. Под ковчегом [изображены] первосвященническая митра, Ааронов жезл, Моисеевы скрижали, круглое блюдо и закрытая книга. Нижние углы ковчега поддерживают головой и руками ангелы, стоящие на одном колене. Им на одну руку перекинута тяжелая гирлянда из роз и цветов. По обе стороны ковчега такая надпись. В ковчеге хранятся печатный экземпляр «Положения о заемном Банке для крестьян Грузинской отчины» в желтом кожаном переплете с золотым украшением таким же Аракчеевским гербом и заглавием: «Положение о заемном Банке для крестьян Грузинской отчины».

http://sobory.ru/article/?object=35059

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010