Здесь Бог даровал им Свой Божественный закон, главную часть которого составляют следующие десять заповедей: . 1) Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве (кроме) Мене. 2) Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3) Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4) Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 5) Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6) Не убий. 7) Не прелюбы сотвори. 8) Не укради. 9) Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10) Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Десять заповедей закона Божия были написаны на двух скрижалях или каменных досках. На первой скрижали были написаны первые четыре заповеди, в которых говорится об обязанностях человека к Богу, а на второй скрижали были написаны остальные шесть заповедей, в которых говорится об обязанностях человека к ближним. Моисей, через которого Бог даровал Евреям Свой закон, служил прообразом Иисуса Христа, Который дал людям новый Евангельский закон веры и благочестия. В память Синайского законодательства у Евреев был установлен праздник Пятидесятницы. § 20. Устроение скинии На горе Синай Моисей получил повеление от Бога построить скинию или подвижный храм, куда Евреи должны были собираться на общественную молитву. Образец скинии Сам Бог показал Моисею на горе. Скиния разделялась внутри завесой на две части: на Святилище и на Святое Святых. В Святилище направо от входа стоял стол с двенадцатью хлебами предложения (по числу колен народа Израильского), которые переменялись каждую субботу; налево от входа находился светильник с семью лампадами, в которых непрерывно горел чистый елей; в середине Святилища перед входом во Святое Святых – находился алтарь кадильный, на котором священники воскуряли фимиам перед Богом. Во Святом Святых стоял ковчег завета, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом. Крышка ковчега была вылита из чистого золота; она называлась очистилищем, потому что над ней первосвященник кропил жертвенной кровью и просил у Бога очищения людей от грехов. На крышке ковчега были поставлены два золотых изображения Херувимов. В ковчеге завета находились: скрижали закона Божия, чаша с манной и чудесный жезл Аарона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Так были наказаны евреи за грех идолопоклонства. Восстановление Завета  Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы вознести горячую молитву к Господу о помиловании еврейского народа. Господь милостиво принял молитву праведника, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и ночей в посте и молитве. В этот раз Господь особым способом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостной вестью вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так от него исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом. Построение походного храма и его устройство  Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или прохладного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе необходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др). прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам — Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство Скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся чистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Соломон, вместо скинии, построил огромный и великолепнейший храм, но этот храм был уничтожен при разрушении царства Иудейского Навуходоносором, царем Вавилонским. Возвратившись из плена, иудеи вновь построили храм, но этот храм был беден и не так великолепен, как Соломонов. Царь Иудейский Ирод, чтобы расположить к себе народ, великолепно украсил этот второй храм. Храм имел следующее устройство. Он разделялся на 3 части: 1) Святое святых, самое святое место, 2) Святое или Святилище, где священники совершали службы, и 3) Двор, где стоял молящийся народ и приносились жертвы. Двор разделялся на двор Израильтян, двор жен, где во время Богослужения стояли отдельно от мужчин женщины еврейки, и двор язычников, где могли стоять язычники. Во дворе стояли жертвенник, где приносились жертвы, и умывальница, из которой священники умывали руки и ноги пред службою. Во Святилище находились: семисвещник, трапеза или стол для свящ. хлебов и алтарь или жертвенник для каждения фимиама. Во Святом святых стоял Ковчег завета, – ящик, сделанный из драгоценного дерева и обитый золотом. Это было самою святою вещью в храме. На ковчеге завета была крышка, с двумя золотыми херувимами, которая называлась очистилищем, где Господь являл Свое особенное присутствие в храме. В ковчеге завета хранились скрижали с заповедями, чаша с манною и чудесный жезл Аарона. В новом храме уже не было сего ковчега, – он был утрачен при разрушении храма Соломонова Навуходоносором. Лк.1:11 . явися же емý áнгел Госпóдень, стоя одеснýю олтаря кадилнаго: Лк.1:12 . и смутися захáриа видев, и стрáх нападé нáнь. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. (Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.) Одесную (по правую сторону) алтаря (жертвенника) кадильного – это между алтарем и трапезою или столом с свящ. хлебами. Смутися (смутился) Захария, видев (увидев его, т. е. ангела) и страх нападе нан (напал на него). Очень естественно это смущение и страх вследствие необычайного видения; тем более еще, что у древних евреев было поверье, что видение Ангела предвещает близкую смерть ( Суд.13:22 и др.) «Необычайное видение, замечает блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так были наказаны евреи за грех идолопоклонства. Восстановление Завета. Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы вознести горячую молитву к Господу о помиловании еврейского народа. Господь милостиво принял молитву праведника, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и ночей в посте и молитве. В этот раз Господь особым способом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостной вестью вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так от него исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом. Построение походного храма и его устройство. Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или прохладного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе необходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др). прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам — Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство Скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся чистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

234. δναμις – сила. 235. ψθημεν – воздвигнуты, вознесены, намеренно то же слово, что и в названии праздника (ψωσις – воздвижение) 236. ακαταμχητου – непобедимое в сражении. 237. αντπαλε, также «соперник», «неприятель» (πλη – борьба). 238. δαιμνων Ранее в стихирах это слово оставлялось без перевода «демонов», в др.-сл. везде «бесов». 239. Из святых мученики наиболее подражали страсти Христовой и ближе других к Кресту 240. γκαλλπισμα – см. прим 57 241. После мучеников наиболее страдали на земле подвижники «преподобные» (здесь это слово имеет свой специальный смысл, а не такой общий, как во 2-й стихире на Господи воззв), почему после мучеников им ближе всего был Крест; все же их страдания были меньше мученических, отсюда необходимость добавки «яко воистинну». 242. Не для мучеников лишь и преподобных Крест имел такое значение, но и для всех спасающихся 243. Самое любимое у песнописцев окончание стихир, повторяющееся и здесь во всех трех стихирах. 244. В псалме подножием Божиим назван храм (ср. Ис 60:3), может быть, частнее – крышка Ковчега Завета, откуда Бог открывался. «Подножие ног» – усилительное (эмфатическое) выражение Евр. текст допускает и такой перевод: «ибо Он (т. е. Бог) свят» (в евр. яз нет среднего рода), как и переводится в принятом греч. тексте, но во многих рукописях греч. текста, в лат. переводе так, как в слав: «оно (т. е. подножие) свято». 245. Ср в предыдущей стихире: «живоносный»; усиление. 246. τ νθρπινον – человечество; у классиков «человеческий жребий», а соответствующее приведенному здесь понятие выражается πν τ νθρπινον – «весь человеческий род»; перевод «человечество» и в др.-слав. тексте. 247. τς ντως – см. прим. 128. 248. καταρσσων – собств. «низвергающий». 249. ближ. обр. демонов (ср. 5, 7 и 9 стих, литии и 1 стиховну); общее выражение имеет целью указать и на злых людей, особ. внешних врагов Связь трех определений Креста ясна. 250. πανσεβσμιε – см прим 63. 251. Отсюда стихира переходит к частностям. 252. βοθεια – помощь, др.-слав. «поможение».

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Возвращаясь к ветхозаветным образам, Исаак спрашивает, почему деревянному сооружению, построенному руками плотников, воздавалось «поклонение полное ужаса», несмотря на то, что первая заповедь закона Моисеева гласит: «Не поклоняйтесь изделию рук человеческих или какому-либо образу или подобию»? 646 Потому, – отвечает Исаак, – что в ковчеге завета, в отличие от языческих идолов, сила Божия была явлена очевидным образом и потому, что имя Божие было начертано на нем 647 . Говоря о поклонении Кресту, Исаак отводит обвинение в идолопоклонстве – то самое, которое выдвигалось против защитников иконопочитания в Византии VIII-IX веков. Хотя контекст византийской полемики с иконоборчеством был несколько иным, мысли Исаака о присутствии Божества в материальных предметах перекликаются с тем, что писали византийские полемисты его времени относительно присутствия Бога в иконах. В частности, Исаак говорит о том, что, если бы Крест изготовлялся не во имя «Человека, в котором живет Божество», то есть воплотившегося Сына Божия, обвинение в идолопоклонстве было бы справедливым 648 . Он также ссылается на толкования «православных Отцов», согласно которым золотая крышка, помещенная наверху ветхозаветного ковчега 649 , прообразовала человеческое естество Христа 650 . Исаак подчеркивает, что божественное Присутствие-Шехина сопутствует Кресту всегда – с самого момента его изготовления: «Ибо сразу, как только этот образ изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в божественную силу, которая обитала там 651 и наполняется ею и становится местом божественной Шехины» 652 . Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом божественного присутствия. Поэтому, «когда мы смотрим на Крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть образ того Человека, что был распят на нем, божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через Крест» 653 . Исаак настойчиво подчеркивает превосходство Креста над ветхозаветными символами присутствия Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Говоря о поклонении кресту, Исаак отводит обвинение в идолопоклонстве – то самое, которое выдвигалось против защитников иконопочитания в Византии VIII–IX веков. Хотя контекст византийской полемики с иконоборчеством был несколько иным, мысли Исаака о присутствии Божества в материальных предметах перекликаются с тем, что писали византийские полемисты его времени относительно присутствия Бога в иконах. В частности, Исаак говорит о том, что если бы крест изготовлялся не во имя «Человека, в котором живет Божество», то есть воплотившегося Сына Божия, обвинение в идолопоклонстве было бы справедливым. Он также ссылается на толкования «православных отцов», согласно которым золотая крышка, помещенная наверху ветхозаветного ковчега (см.: Исх. 25:17 ), прообразовала человеческое естество Христа. Исаак подчеркивает, что Божественное Присутствие-Шехина сопутствует кресту всегда – с самого момента его изготовления: «Ибо сразу, как только это начертание изображается на стене или на доске, или изготовляется из каких-либо видов золота или серебра или тому подобного, или вырезается из дерева, тотчас он облекается в Божественную силу, которая обитала там, и наполняется ею и становится местом Божественной Шехины». Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение креста: считалось, что крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом Божественного присутствия. Поэтому «когда мы смотрим на крест во время молитвы или поклоняемся его изображению, которое есть образ того Человека, что был распят на нем, Божественную силу получаем мы через него и помощи, спасения и неизреченных благ в этом мире и в мире грядущем удостаиваемся – и все это через крест». Исаак настойчиво подчеркивает превосходство креста над ветхозаветными символами присутствия Божия: «Как служение Нового Завета более досточестно перед Богом, чем то, что имело место в Ветхом Завете, и как есть разница между Моисеем и Христом, и как служение, которое получил Иисус, лучше того, которое было дано через Моисея, и как слава человека более велика и более прекрасна в творении, чем слава бессловесных предметов, так же и этот образ, который теперь существует, намного более досточтим по причине чести Того Человека, Которого от нас взяло Божество в жилище Себе, и по причине того Божественного благоволения, которое есть в этом Человеке, ставшем полностью храмом Его (см.: Ин. 2:19–21 ), – благоволения, отличного от того прообразовательного благоволения, которое в древности было в бессловесных предметах, прообразовавших, словно тень, будущие блага во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

49. Когда разум Моисея был очищен этими законами, он был возведен к еще более высокой степени посвящения в таинства, когда Божественная сила явила ему сразу всю скинию ( Исх.25–27 ). Эта скиния – храм, украшенный с несказанным разнообразием: там были преддверия, колонны, завесы, стол, светильник, жертвенник для курений, жертвенник для всесожжений, крышка ковчега Завета, и то, что находилось в неприступном месте, во Святом Святых. А чтобы красота и точное устройство всего увиденного не ускользнуло бы из памяти, и он мог бы показать это чудо оставшимся внизу людям, Моисею был дан совет не ограничиваться простым описанием, а воспроизвести нематериальное творение в материальном сооружении ( Исх.25:9 ), используя самые яркие и великолепные материалы, какие только можно найти на земле. Из них на первом месте стояло золото, покрывавшее со всех сторон колонны. Вместе с ним употреблялось и серебро, украшавшее вершины и основания колонн, чтобы, как я полагаю, цветовым контрастом сверху и снизу ярче выделять сияние колонн. Кое-где нашлось употребление и меди – в вершине и основании серебряных колонн ( Исх.27:17 ). 50. Завесы, занавеси и покрывала скинии, натянутые на верхушках колонн, были исполнены с особым ткацким искусством: каждое изделие из подходящего материала. Для одних тканей применялась яхонтовая и пурпурная краска с сиянием червленого багрянца, и к тому же белизна виссона в его естественном и неизмененном виде. Для других покрытий использовался лен, а для третьих вместо тканей служили шкуры. В некоторых местах для внешнего украшения использовались красные кожи. 51. После того, как Моисей спустился с горы, он, с помощью ремесленников, сделал все так, как ему предписывалось. Когда он пребывал в этом нерукотворном храме, то получил указания и о том, как надо украсить одежды священников, входящих в Святилище. Закон подробно описывал каждую деталь и верхней, и нижней одежды ( Исх.28 ). 52. При этом главное место отводилось не той части, которая скрыта от глаз, но той, которую могли видеть все. Ефод был расшит такими же разноцветными нитями, что и завеса в скинии, только золотого цвета было больше. Обе части ефода скреплялись застежками – смарагдами в золотой оправе. Помимо того, что природа одарила эти камни необыкновенной красотой (они излучали зеленовато-желтое сияние), их еще украсила чудесная работа резчика. Не идолы изображались на камнях, но начертаны были имена патриархов: по шести на каждом камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

е. речь идет об умилостивительной жертве (ср. в Vulg. Рим 3. 25: propitiatio), в других следует учитывать древнеевр. оригинал, т. к. λαστριον может передавать евр.   (каппорет - очистилище, золотая крышка ковчега завета , к-рую священник кропит кровью жертвы в День Искупления (Лев 16. 14-16), затем, переносно,- искупительная жертва и средства искупления ( DeSilva. 2006. P. 250-251)). Весь контекст 4 Макк говорит об искуплении кровью грехов народа и об очищении страны, соответственно следует понимать и λαστριον. В новозаветном понимании λαστριον («…[Иисуса], Которого Бог из-за верности [Его] предложил как искупительную жертву (προθετο θες λαστριον) Его Кровью, чтобы явить праведность Его благодаря прощению грехов, соделанных прежде» - Рим 3. 25, перевод Н. В. Б.) сходны условие и результат искупительной Жертвы: верность, прощение прежних прегрешений ради принесенной Жертвы, чистота, праведность, непорочность Жертвы, готовность к смерти, которая побуждает Бога принять Жертву и освободить людей (ср.: Евр 10. 4-10) (см.: Frend. 1965. P. 44-45; O " Hagan. 1974. P. 94-120; Klauck. 1989. S. 670-672; van Henten. 1993. P. 101 слл.; Idem. 1997. P. 187-269; DeSilva. 1998. P. 137-141). Т. о., в 4 Макк происходит развитие мысли Песни раба Божия (Ис 52. 13 - 53. 12), близкое к раннехристианскому осмыслению смерти Иисуса, как в Рим 3. 25; Евр 1. 3; 9. 11-15; 1 Петр 1. 19; 1 Ин 1. 7. Тематические и терминологические пересечения выявлены в Пастырских Посланиях и в начальной главе Послания к Галатам ( DeSilva. 2006. P. XIV-XVII; van Henten. 2002. P. 77; Cummins. 2001), но особенно много системных пересечений в 4 Макк с Посланием к Евреям (см.: DeSilva. Perseverance in Gratitude. 2000; Scarpat. 2006. P. 91-92; Четыре Книги Маккавеев. 2014. С. 418-419). Х. Аттридж в комментарии к Посланию также указал на общность уникальной терминологии в этой книге и в 4 Макк ( Attridge. 1989. P. 306. Not. 17, P. 356. Not. 45, P. 360. Not. 13). Важнейшее отличие 4 Макк от Послания к Евреям состоит в том, что мученики искупают грехи народа перед Богом, но новые грехи потребуют новых жертв. В Послании к Евреям действие искупительной Жертвы должно распространиться на всех и навсегда избавить всех и от неизбежности греха, и от самой смертности. Автор Послания к Евреям представляет Иисуса Священником, Который приносит в жертву Себя, искупает тем самым грехи всего мира и благодаря Своей Божественной природе наделяет всех той же возможностью воскреснуть, какая дана Ему. Христианская мартирология и позднейшая агиография

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Направо от входа в скинию (на сев. стороне) находился стол для хлебов предложения (трапеза). Он имел продолговатую форму (в ширину 1 лок., в длину 2 лок.), устроен из дерева ситтим, обложен золотом, утвержден на четырех ножках, а по верхней доске кругом был украшен золотым венцом; по углам у ножек были приделаны золотые кольца для вдевания шестов. На этом столе на особых золотых блюдах полагались в два ряда 12 испеченных из чистой пшеничной муки по числу колен израилевых хлебов, которые каждую субботу переменялись священниками. Этой бескровною жертвою еврейский народ исповедовал свою веру в то, что он только от Бога имеет насущный хлеб, благодарит за него Господа и от Него впредь надеется получать его. Светильник находился на левой (южной) стороне святилища прямо против трапезы. Он был вычеканен из чистого золота и имел вид дерева, у которого из срединного ствола как бы выходили ветви по три с каждой стороны и эти ветви поднимались до уровня среднего ствола; ветви были украшены подобиями почек и цветков миндального дерева. Сверху ветвей и среднего ствола были сделаны углубления для лампад (всего семь), в которых непрерывно горел чистый елей. Горение елея в семисвечнике было знаком всегдашней благодарности еврейского народа Богу за все бесчисленные Его милости Своему избранному народу. Единственною и величайшею святынею Святого Святых был кивот свидения или ковчег завета. Он имел форму продолговатого ящика около полутора аршина длиною и около аршина шириною и высотою. Он был сделан из дерева ситтим и обложен снаружи и внутри золотом. Вверху кругом по краям шел золотой узорчатый ободок (венок), а на нижних углах его были вделаны золотые кольца с вдетыми в них и не вынимавшимися шестами (по два на каждой стороне). Сверху ковчега была положена золотая крышка (доска), называвшаяся очистилищем, потому что в праздник очищения первосвященник кропил жертвенною кровью на эту крышку в знак очищения грехов и нечистот народа. Это был единственный день, когда один первосвященник мог входить во святое святых; в другое время и никому другому святое святых не было доступно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010