Разделы портала «Азбука веры» Хор братии Валаамского монастыря Аудио: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя:/вонми души моей, и избави ю. Стих 1: Спасение Твое Боже да приимет мя. Стих 2: Да узрят нищии, и возвеселятся. Стих 3: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, ибо я скорблю,/скоро услышь меня, внемли душе моей и искупи её. Стих 1: Спасение Твое, Боже, да поддержит меня. Стих 2: Да увидят это нищие и возвеселятся. Стих 3: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Великим называется прокимен, который имеет 3 стиха (тогда как обычный прокимен имеет один стих) и потому поется 4½ раза. Великие прокимены употребляются только на вечерне и только в следующих случаях: в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокименом и поется 51 раз в году), на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней), в недели вечера Четыредесятницы (6 дней), во все дни Светлой седмицы (6 дней). Таким образом, великие прокимены поются 70 раз в году. Всегда, когда поется великий прокимен, ради него совершается вход на вечерне. По Уставу прокимен и его стихи должен возглашать (запевать) канонарх в центре храма; по нашей практике это делает диакон, находясь в алтаре рядом с Горним местом. Кроме собственно великих прокименов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокименами не именуются, но по факту являются великими прокименами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» взят из псалма 68: стихи 18–19а, 30б, 33. Поется этот прокимен 3 раза в году: в Неделю сыропустную (Прощеное воскресение), Недели 2ю и 4ю Великого поста вечером. Есть мнение, что именно ради великого прокимена 1я половина вечерни совершается торжественно: используется обычный распев (после прокимена переходим на постный), цветные облачения (после прокимена духовенство переоблачается в черные одежды).

http://azbyka.ru/molitvoslov/ne-otvrati-...

Разделы портала «Азбука веры» Хор Кафедрального собора на честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Кировограда Аудио: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Великим называется прокимен, который имеет 3 стиха (тогда как обычный прокимен имеет один стих) и потому поется 4½ раза. Великие прокимены употребляются только на вечерне и только в следующих случаях: в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокименом и поется 51 раз в году), на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней), в недели вечера Четыредесятницы (6 дней), во все дни Светлой седмицы (6 дней). Таким образом, великие прокимены поются 70 раз в году. Всегда, когда поется великий прокимен, ради него совершается вход на вечерне. По Уставу прокимен и его стихи должен возглашать (запевать) канонарх в центре храма; по нашей практике это делает диакон, находясь в алтаре рядом с Горним местом. Кроме собственно великих прокименов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокименами не именуются, но по факту являются великими прокименами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы. Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.76:12–15 ) по Уставу исполняется 4 раза в году:

http://azbyka.ru/molitvoslov/kto-bog-vel...

Архив Сретенская духовная семинария Миссионерское служение. Часть 1 Заметки студентов Сретенской духовной семинарии    Предисловие от ректора  Евангелие от Марка. Пасхальный подарок  Первые три дня Страстной седмицы Великого поста воспитанники Сретенской духовной семинарии по благословению Святейшего Патриарха несли особое послушание – на самых многолюдных станциях метро они раздавали москвичам красочно иллюстрированное Евангелие от Марка . Накануне Святой Пасхи Сретенский монастырь издал два миллиона таких Евангелий. Эта была вторая миссионерская акция подобного рода. Первая, прошедшая накануне нынешнего Рождества, – издание также двух миллионов иллюстрированных церковных календарей, названных нами «Мир вашему дому» . Кроме календарной сетки и самых общих объяснений праздников в этих календарях были собраны высказывания известных и авторитетных для современного человека людей – писателей, деятелей искусств, ученых, политиков – о Христе, о вере и Церкви. 1 600 000 экземпляров этого календаря были разосланы по самым разным адресам по всей России. Причем мы старались сделать так, чтобы книга попала в те семьи, где есть несколько детей или где одной семьей живут несколько поколений людей. Остальные 400 000 календарей были розданы москвичам и отправлены для раздачи в епархии Русской Православной Церкви накануне праздника Рождества. Отзывы от архиереев, священников и мирян на эту миссионерскую акцию были в высшей степени теплыми. Нами получено множество благодарственных писем. Нас просили о том, чтобы мы и в дальнейшем предпринимали что-либо подобное.  И вот накануне Пасхи мы разослали по тем же миллиону шестистам тысячам адресов Евангелие от Марка, предполагая, что семьи, к которым попадут наши посылки, уже в какой-то степени подготовлены к чтению Священного Писания предыдущей апологетической книгой. Наши предположения оправдались: мы получили множество откликов с благодарностью за присланное Евангелие. 400 000 экземпляров Священного Писания студенты нашей Сретенской семинарии раздали москвичам.

http://pravoslavie.ru/sm/080602144506.ht...

Когда отверзается и когда затворяется. Об обычае совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах 5 января 2022 г. 16:08 Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором  «Журналу Московской Патриархии» 1, 2022,  PDF-bepcuя ) рассказал преподаватель  Санкт-Петербургской духовной академии , член  Межсоборного присутствия  Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович . В Русской Православной Церкви при отверстых царских вратах совершают Литургию архиереи, а также священники, удостоенные права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни и до молитвы Господней «Отче наш», и все священники, служащие в кафедральных соборах и храмах, удостоенных соответствующего благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Это же право имеют священники, состоящие в должности Остальные иереи совершают Божественную литургию при закрытых царских вратах, кроме времени Пасхальной седмицы и праздника Рождества Христова. В Православных Церквах греческой богослужебной традиции Божественная литургия всегда совершается при открытых царских вратах. Поместные Церкви славянской традиции —  Болгарская ,  Сербская  и иные — формально придерживаются того же чина, что и Русская Православная Церковь, но более молодое поколение духовенства все чаще совершает Литургию, ориентируясь на греческий обычай.

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

Миссионерское служение. Часть 2 Заметки студентов Сретенской духовной семинарии   По традиции в нашей Церкви первая и последняя седмицы Великого поста проходят в молитве и послушании. Особенно это практикуется в духовных школах. Одним из послушаний на последней седмице поста по благословению Святейшего Патриарха была миссионерская деятельность. Она заключалась в раздаче подарочного Евангелия на улицах города Москвы всем желающим. В этой деятельности принимала участие наша семинария. Все студенты, кроме тех, которые были задействованы в великопостном богослужении, были отправлены на различные станции метро города Москвы. В первый день, в первые минуты мы себя чувствовали неловко, потому что люди обходили нас стороной, думая, что мы сектанты. После люди возвращались и спрашивали, православные ли мы. И, узнав, что мы от Русской Православной Церкви, с радостью брали Евангелия для себя, для своих близких и родных. На следующий день те же самые люди приходили и просили побольше для больных, для соседей, в деревню, на работу и т.д. Таким образом, не только мы занимались миссионерской деятельностью, но и все те люди, которые брали у нас книги для своих близких. В основном брали люди интеллигентные, те, «кому за 30», лица пожилого возраста. Молодежь брала мало: то ли стеснялась, то ли не осознавала, для чего нужно Евангелие, но некоторые брали для родителей, и, даст Бог, они и сами прочитают его после них. С большим сочувствием отнеслись к нам торговавшие цветами женщины: поили чаем-кофе, угощали печеньем. Видимо, хорошо у них развито чувство прекрасного. Это было для нас хорошей поддержкой. Один мужчина с ностальгией вспоминал свою молодость: в 1990-х он раздавал Евангелие от Иоанна, когда еще не был преодолен дефицит Священного Писания. Актуальность его тогда и сейчас очень велика. В общем, я думаю, что миссионерская деятельность послужила на пользу как нам, так и всем тем, кому мы раздали Евангелие. Михаил Буценка, 1-й курс   Толпа. Шумная, беспорядочная, она движется на тебя, сметая своей безличной стадностью радость, грусть, любовь, ненависть – всё, что есть индивидуального в человеке. Но все же у каждого идущего в этой толпе свои чувства, переживания, свой никогда не повторяющийся внутренний мир.

http://pravoslavie.ru/5905.html

Святейший Патриарх Кирилл: ложь — это диавольское дело Москва, 1 марта 2012 г. 28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором обратил особое внимание распространившемуся в нашем обществе пороку лжи. «Сегодня, когда обман стал делом обычным, – заметил Патриарх, – нередко вспоминают стародавние дни, когда русские купцы заключали многотысячные контракты, не ставя своей подписи под договором, а просто сказав друг другу честное слово. Можно себе представить, какой была бы сегодня жизнь, насколько бы она была проста и приятна, если бы доверие присутствовало в общественных и межличностных отношениях. А если мы говорим и творим ложь, то мы разрушаем ткань общественных и личных отношений, мы наказываемся не только в будущем веке, но и кошмаром нашей человеческой жизни, будь то жизнь семейная или общественная. Ложь порождает не только недоверие, но и нечто большее. Ведь человек, который не доверяет, может по-разному вести себя по отношению к тому, кто, как ему кажется, говорит или совершает неправду. Нередко люди, не доверяющие лжецу, наносят упреждающий удар, опасаясь, что лживый человек может причинить им зло, — поэтому именно ложь провоцирует конфликты и агрессию. И когда сегодня мы слышим слова недоумения и горечи по поводу ожесточения в человеческих отношениях, то нужно помнить, что причиной всему грех, который проявляет себя во лжи». «Как же должен вести себя христианин? – задался вопросом Предстоятель, – Он должен понимать, что ложь — это диавольское дело. Если мы говорим и творим неправду, то мы становимся в одном ряду с диаволом и ангелами его, потому что он есть лжец и отец лжи. У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду и быть на стороне правды.

http://pravoslavie.ru/51917.html

Суббота акафиста Пресвятой Богородице Похвала Богоматери. Фрески Софийского собора в Вологде. 1686-1688 гг. Вопрос о происхождении и предмете праздника субботы акафиста пятой седмицы Великого поста породил немало разноречивых точек зрения. Правда, в «Повести о неседальном» (то есть об акафисте Пресвятой Богородице), помещенной в конце Триоди постной, равно как и в синаксаре на этот день, есть четкое указание: данное празднование установлено в память избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626 году при императоре Ираклии. Кроме того, впоследствии сюда были присоединены воспоминания еще о двух чудесных спасениях византийской столицы – от арабов в 672–678 годах (по другим источникам, в 669–675 годах) и в 716 году. Между тем все перечисленные осады не совпадают по времени года с праздником акафиста, и память о них положена в константинопольских месяцесловах в иные месяцы. Была сделана также попытка доказать, что данный праздник установлен в память избавления Константинополя от русских при патриархе Фотии в 860 году, однако ее аргументация не отличается необходимой убедительностью. Надо признать, что сам акафист Пресвятой Богородице дает весьма скудную и крайне противоречивую информацию о хронологии и смысле рассматриваемого праздника. Так, его текст не содержит даже намека на избавление Византии от захватчиков. Вместе с тем, если внимательно перечитать акафист, то нельзя не заметить, что его тематическое наполнение, сюжетное решение и субъектная референция отличаются наглядной двойственностью. Протоиерей Максим Козлов пишет: «Историко-догматическое содержание гимна распадается на две части: повествовательную, в которой рассказывается о событиях, связанных с земной жизнью Божией Матери, и о детстве Христа в соответствии с Евангелием и Преданием (икосы 1–12), и догматическую, касающуюся Боговоплощения и спасения человеческого рода (икосы 13–24)» . По воззваниям, начинающимся словом «Радуйся», произведение, несомненно, обращено к Богородице. Но многие его строфы адресованы ко Христу, например 11-я («Проповедницы богоноснии»), 12-я («Возсиявый во Египте»), 13-я («Хотящу Симеону»). Более того, в строфе 20 настойчиво подчеркивается мысль, что акафист составлен для прославления Самого Христа: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже содеваем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуия».

http://pravoslavie.ru/34566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА Первые 3 дня Страстной седмицы , начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. Главным содержанием богослужения этих дней является размышление о приближающемся воспоминании Страстей Господних. Кроме того, эти дни посвящены притчам и наставлениям, сказанным Господом в последние дни перед Его страданиями, а также тем событиям, к-рые в эти дни произошли. Так, в понедельник вспоминается чудо о засохшей смоковнице, проклятой Господом, во вторник - притчи о 10 девах и о талантах и беседа Господа о Втором Пришествии и Страшном Суде, в среду - помазание Господа миром в Вифании и предательство Иуды. Эти темы составляют содержание евангельских чтений и отражены в песнопениях этих дней; одна из тем вторника - история ветхозаветного патриарха Иосифа - основана на ветхозаветном чтении (паремии на вечерне). «Великой» (греч. μεγλη) Страстная седмица именовалась уже в IV в. (Const. Ap. VIII. 33; ок. 380 г.), и этот эпитет получили все ее дни, в т. ч. понедельник, вторник и среда. В иерусалимском богослужении IV-X вв. В «Паломничестве» Эгерии, отражающем иерусалимскую литургическую практику кон. IV в., отмечается, что в первые 3 дня Страстной седмицы утренняя служба (от пения петухов и до рассвета) и дневные службы 3-го и 6-го часов (примерно 9.00 и 12.00 по совр. счету времени) совершались в часовне Воскресения Господня и по тому же чину, что и в Великий пост ; вечерняя служба (от 9-го часа дня и до 1-го часа ночи, т. е. примерно с 15.00 до 18.00-19.00) служилась в Мартириуме (главном храме), состояла из гимнов, антифонов, библейских чтений и молитв и завершалась чином благословения вечернего света и отпустом, после к-рого епископ и народ шли с пением гимнов к часовне Воскресения Господня, где пели еще один гимн, читали молитву, епископ благословлял оглашенных и верных и произносился окончательный отпуст. Беседа Спасителя о кончине мира. Миниатюра из Евангелия. 1693 г. (БАН. Арх. ком. 339. Л. 448 об.)

http://pravenc.ru/text/150085.html

Новости Епархии РПЦ объявляют о проведении служб Страстной седмицы и Пасхи без верующих 15.04.2020 19:43 Фото: http://smoleparh.ru/ Москва, 15 апреля, Благовест-инфо. Все больше епархий Русской Православной Церкви объявляют о проведении богослужений Страстной седмицы и Пасхи за закрытыми дверями и без присутствия верующих. Вечером 11 апреля на официальном сайте РПЦ было опубликовано циркулярное письмо митрополита Воскресенского Дионисия, первого викария Патриарха Кирилла. Ссылаясь на предписание главного санитарного врача, иерарх сообщил, что участвовать в церковных службах на территории Москвы смогут только священнослужители и «лица, присутствие которых необходимо для совершения богослужений» и их онлайн трансляций. Эти меры введены на период с 13 до 19 апреля с возможностью дальнейшего продления 12 апреля об аналогичных мерах объявил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, в чьем управлении находятся храмы и монастыри Московской области.  В Санкт-Петербургской епархии РПЦ богослужения также пройдут без участия верующих по распоряжению Митрополита Варсонофия. В трех епархиях Ленинградской области, входящих в состав Санкт-Петербургской митрополии, – Тихвинской, Гатчинской и Выборгской, верующие смогут прийти на пасхальные службы, однако те будут совершаться не в храмах, а под открытым небом на храмовой территории. О закрытии храмов для верующих объявили также Калининградская, Нижегородская, Вятская, Воркутинская, Екатеринбургская, Воронежская, Новосибирская, Уфимская, Ижевская, Оренбургская, Махачкалинская и другие епархии. Во Владивостокской епархии храмы будут открыты для верующих на Пасху, однако будут приняты дополнительные санитарные меры. Количество участников богослужения будет ограничено таким образом, чтобы между молящимися в храме соблюдалась дистанция в 1,5 метра. Тех, кто из-за этого ограничения не сможет войти в храм, священнослужители будут причащать на паперти, сообщает сайт епархии . По данным РИА Новости на 5 апреля, в России – 24 490 заболевших COVID-19, 198 человек умерли. Случаи заболевания коронавирусом отмечены во всех регионах страны, кроме одного – Республики Алтай.   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковь Все рубрики Редакция " Правмира " Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий напомнил о необходимости воздержаться от увеселений в Пост В этом году Великий Четверг выпал на 1-е апреля. По сложившейся светской традиции, 1 апреля отмечается день Смеха. Сегодня Православная Церковь будет в молитвах вспоминать Тайную вечерю, за которой Христос установил таинство Святого Причастия. Вечером будут вспоминаться Святые Спасительные Страсти Господа нашего Христа. Кроме этого, нынешние дни Страстной седмицы сугубо омрачены трагедией в московском метро. […] Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий напомнил о необходимости воздержаться от увеселений в Пост В этом году Великий Четверг выпал на 1-е апреля. По сложившейся светской традиции, 1 апреля отмечается день Смеха. Сегодня Православная Церковь будет в молитвах вспоминать Тайную вечерю, за которой Христос установил таинство Святого Причастия. Вечером будут вспоминаться Святые Спасительные Страсти Господа нашего Христа. Кроме этого, нынешние дни Страстной седмицы сугубо омрачены трагедией в московском метро. […] Редакция " Правмира " Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010