Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы.

http://azbyka.ru/video/15-plach-presvjat...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих (греч. Octoechos Осмогласник ), одна из главных богослужебных книг Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни, Повечерия, Утрени и Литургии, а воскресных дней кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы. Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас, по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в  Рождественский пост , 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники, а также их предпразднества и попразднества, падающие на седмичные дни. С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного характера, прославляют св. Иоанна Крестителя, песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга апостолам и святителю Николаю, субботы всем святым и усопшим. История византийского Октоиха В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик.

http://azbyka.ru/oktoix-krasheninnikova

Среда первой седмицы Великого Поста Без Меня не можете делать ничего. Ин. 15, 5 По средам и пятницам (и некоторым праздникам) в течение всей Четыредесятницы совершается литургия Преждеосвященных Даров. Фото: Патриархия.Ru На 1-й седмице Великого поста по традиции большая часть православных христиан приступает к Святым Христовым Тайнам после особой сосредоточенной подготовки к исповеди и причастию, обычно в субботу или воскресение. За литургией Преждеосвященных Даров на 1-й седмице причащаются те, кто не может по болезни или по какой-либо другой основательной причине строго поститься пять дней этой особой великопостной недели. В остальные великопостные седмицы за литургией Преждеосвященных Даров могут приобщаться все желающие, кроме младенцев, которых причащают только за полной литургией. Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси, Твое есмь создание, не презри: но пощади и избави огненнаго мя осуждения. Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща, но прежде конца, яко Человеколюбец, даждь ми прегрешений оставление. «Поверженного пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не отвергни во ад меня, пустого, но перед кончиной как Человеколюбец прости мои согрешения». Тропари из Великого Канона святого Андрея Критского из службы среды первой седмицы Веси создание наше, веси немощь нашу Человеколюбче: согрешихом, но не отступихом от Тебе Боже, ниже воздехом руки наша к богу чуждему, пощади нас Твоею благостию, Благоутробне. «Знаешь наше состояние, знаешь нашу немощь, Человеколюбец; мы согрешили, но не отступили от Тебя, Боже, и не возвели рук наших к иному богу – пощади нас по доброте Своей, Благий». Тропарь пророчества из службы среды первой седмицы Наставления вступающим в пост Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных Боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста.

http://pravoslavie.ru/1606.html

Триодь постная: Первые триодные сборники и их генезис. Часть 1 Т риодь святого Феодора Студита Преподобный Феодор Студит В IX веке центр песнотворческой деятельности перемещается в столицу Византии. И, разумеется, число константинопольских песнописцев начинает все более и более увеличиваться, тогда как объем иерусалимской гимнографии стремительно сокращается. Однако нужно подчеркнуть, что между двумя школами существовала явная преемственность. Константинопольские авторы являются подражателями и продолжателями работы своих иерусалимских предшественников. Последние сосредотачивали внимание преимущественно на Страстной седмице. Константинопольцы же, заметно увеличив количество произведений, составляли песнопения для будничного богослужения Четыредесятницы, а также для приготовительных к ней недель, ибо иерусалимские поэты написали для этого периода ограниченное количество самогласных стихир. Итак, перед гимнографами насущно встала следующая задача: нужно было создать для седмичных дней по возможности полный подбор разнообразных песнопений, требуемый обычаями и Уставом. Кроме того, возникла острая функционально-практическая необходимость в том, чтобы представить цельный хронологический цикл от недели мытаря и фарисея до Страстной седмицы не в виде отдельных сегментов, а в виде богослужебного сборника. Плодотворно на этом поприще потрудились братья Студиты: святой Феодор († 826) и Иосиф, впоследствии архиепископ Солунский († 835). Из находящихся в современной Постной триоди песнопений Феодору приписываются, прежде всего, полные каноны на субботу и неделю мясопустной седмицы, на сырную субботу и на неделю Крестопоклонную, а также 30 трипеснцев, четыре четверопеснца (в субботы – за исключением первой и шестой), 30 подобных стихир и 30 таких же седальнов на будничные дни Четыредесятницы. Из самогласнов рассматриваемой богослужебной книги ему атрибутируется стихира сырной субботы «Еже по образу соблюдше невредимо». Из стихир Страстной седмицы Феодору принадлежит самогласен Великого пятка «Кийждо уд святыя Твоея плоти». С ним сходен по содержанию и форме третий тропарь восьмой песни трипеснца святого Феодора на пяток пятой седмицы.

http://pravoslavie.ru/34101.html

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре 1 марта 2017 г. 23:48 Вечером 1 марта 2017 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Среди страстей есть одна, на которую обращают особое внимание святые отцы, аскеты, подвижники, обращаясь с наставлениями ко всем нам, — это страсть сребролюбия. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пронзительные слова: «Сребролюбие — мать всякого зла». И это не преувеличение, потому что со сребролюбием связано искажение самой логики человеческого бытия. Речь идет об особом отношении людей к деньгам. Деньги как эквивалент ценностей являются необходимым инструментом для осуществления экономических связей в обществе. Пользование ими не осуждалось ни Господом Иисусом Христом, ни святыми апостолами, ни самыми строгими подвижниками благочестия. Но сребролюбие не имеет ничего общего с отношением к деньгам как средству. Сребролюбие — это страсть, когда люди ставят стяжание денег своей жизненной целью, когда из средства деньги превращаются в цель, а все остальное этой цели подчиняется. Сребролюбие настолько захватывает сознание человека, что он не может иметь иную цель в жизни, кроме как собирать средства для самого себя. Святитель Иоанн Златоуст сказал и другие замечательные слова: «Как сильный огонь, брошеённый в лес, все опустошает, так сребролюбие губит вселенную». Не только тех, кто неправильно относится к деньгам, а ни много ни мало всю вселенную! И это сказал человек, живший в V веке, когда деньги еще не имели такого глобального значения, как сегодня! Слова святителя Иоанна Златоуста о том, что сребролюбие губит вселенную, становятся особенно понятными в наше время, в эпоху глобальных перемен, когда деньги действительно стали целью экономического развития. Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно спросить у любого предпринимателя, что является главным показателем его успеха. Он и минуты не будет думать, ответит: «Прибыль», то есть деньги. Все работает ради денег, поэтому речь идет не о средствах — речь идет о всеобъемлющей цели глобального общества. И если во времена святителя Иоанна Златоуста сказанное им можно было отнести на счет его характера, особой пастырской принципиальности, которая привела к конфликту с императорским домом, ссылке на Кавказ и мученической смерти, то сегодня мы можем смело подписаться под его провидческими словами.

http://patriarchia.ru/db/text/4821657.ht...

Отца Александра убили, и жизнь остановилась Стоя у гроба, я понимал, что начинается новая жизнь 14 апреля, 2017 Стоя у гроба, я понимал, что начинается новая жизнь Протоиерей Вячеслав Перевезенцев о Страстной седмице и личном опыте переживания катастрофы. Но тогда пятница была последним днем Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name Страстная седмица наступает всегда строго в соответствии с календарем. Но то, что происходит в эти дни, то, к чему мы, «яко же можаху», можем приобщиться, таинство страданий, крестной смерти и воскресения Бога, ставшего Человеком, имеет отношение к каждому дню нашей жизни и к каждому из нас. Неслучайно в молитве Анафоры Литургии св. Василия Великого мы встречаем такие слова: «Елижды бо аще ясте Хлеб сей и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете». Смерть и Воскресение Христа не только главное содержание Страстной седмицы, но и всей нашей жизни. Вот и апостол Павел свидетельствует: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). Что это значит – знать Распятого? Ведь это же не просто знание о том историческом факте, что при прокураторе Понтии Пилате в Иерусалиме был распят некто Иисус, называвший Себя Царем Иудейским. «Знать» на библейском языке значит иметь какой-то опыт, приобщиться к чему-то или кому-то. И вот мне кажется, что главный опыт, главное переживание Страстной седмицы – это опыт смерти, переживание катастрофы, конца, а еще страшный опыт одиночества. «На кресте Иисус взывал к Отцу Своему: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46). В этом крике вместилась боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок и оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, когда непреодолимая стена встала между тобою и Богом, и Он словно не слышит, не видит, не замечает тебя» (митр. Антоний Сурожский). У митрополита Сурожского Антония в его потрясающе глубоких проповедях Страстной седмицы есть такие слова, сказанные им перед Плащаницей Спасителя:

http://pravmir.ru/ottsa-aleksandra-ubili...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда можно венчаться в 2023 году 2 мин., 05.02.2022 Вопрос читателя: Когда можно венчаться в 2023 году? В какие дни венчания запрещены или не приветствуются и почему? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Венчание — это таинство, освящающее союз мужчины и женщины. Это данное ими перед Богом обещание хранить верность друг другу и жить в любви и единомыслии. Обязательное условие для заключения церковного брака — официально оформленные отношения. Но и для только что созданной семьи, и для давно уже зарегистрированной венчание — важнейшее событие. Муж и жена заранее выбирают подходящий день, учитывая не только свои предпочтения и условия конкретного храма, но и общецерковные правила. Венчаний обычно не бывает во вторник, четверг и субботу. Это связано с тем, что чаще всего среда и пятница — постные дни, в которые желательно соблюдать супружеское воздержание. А воскресный день принято посвящать Богу, бывать на службах, причащаться. Поэтому таинство брака принято совершать после воскресной Литургии, совместной молитвы и причастия пары, а также в понедельник, среду и пятницу. Но если эти дни выпадают на канун двунадесятых или больших храмовых праздников, то венчание тоже придется перенести. Кроме того, в течение всего года есть длительные периоды, когда в Русской Православной Церкви браки не заключаются вовсе. Таинство Венчания в 2023 году не совершается: 1) Во вторник, четверг и субботу в течение всего года накануне двунадесятых, храмовых и Великих праздников. 2) В продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского 3) В продолжение Святок, с 7 января по 18 января 4) В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы и в Неделю сыропустную 5) В течение Пасхальной (Светлой) седмицы 6) В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября 7) Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

http://foma.ru/kogda-mozhno-venchatsja-v...

Триодь постная. Вторая четверть XVI века Вот и заканчивается Вторая седмица Великого поста. С одной стороны, она, конечно же, намного легче первой. С другой, думаю, многие замечали, что на Первой седмице тебя словно подхватывает мощный поток – и мчит, увлекает за собой. Дни идут неспешно, величаво – Чистый понедельник, Чистый вторник; прозрачно-светлые, хрустальные, воистину весенние, и волей-неволей боишься внести в эти дни какую-то нечистоту, от накопившейся бы избавиться. Подступают сумерки, звучит канон Андрея Критского, снова и снова напоминая: особое время, особые дни, спеши, душа, проснись, пора, пора! Но вот начинается Вторая седмица, и будто пропадает бодрый ритм, мы сбиваемся, поникаем, расслабляемся, снижается молитвенный тонус, понедельник уже мало чем отличается от среды или четверга, а вторник от пятницы. Словно убрали стержень, и потихонечку наши великопостные собранность и целеустремленность начинают остывать и опадать. Нет, на Крестопоклонной мы получим еще один мощный импульс, а там уже и рукой подать до великих дней Страстной. Но все же, все же – хотелось бы и промежуточные седмицы проводить «бодро, собранно, внимательно». Оказывается, есть небольшой секрет, как этого добиться. Даже сверхусилий это не потребует. Всего-то и надо, что: Кто-то скажет: но у нас уже есть каноны. Да, но каноны Постной Триоди уникальны. И, кроме того, они меньше обычных – всего по три песни, а не по 8–9 привычных нам. Попробуем открыть навскидку каноны Второй седмицы? «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, прилежание к молитве, слезы с умилением и об убогих попечение Христос в писаниях завещал». Да это же целая всеохватывающая программа поста! И – заметили? – ни слова о пище. Это важно именно заметить. Увы, ни для кого, думаю, уже давно не секрет, что легче бороться с коварно проникшей в хлеб молочной кислотой, чем с гневом; проще выловить яичный белок (000.1%) в галете, чем яд осуждения в собственных речах; сподручнее воевать с каплей масла в салате, чем с равнодушием и безразличием.

http://pravoslavie.ru/152509.html

Календарь Материалы 14 января 2013 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Митрополит Лимассольский Афанасий Все мы можем получить благодать Божию, если смиримся и покаемся. Это ключ к тайне благодати Божией. Бог посещает смиренного человека, который кается, пусть он пока еще борется с грехами. Однако Бог гнушается гордым человеком, пусть он даже и будет безупречен во всем остальном. [Интернет-журнал/Культура] Николай Бульчук Есть ли шанс у сегодняшних родителей найти по-настоящему хорошие издания для детей? И на что, кроме книги, им опираться, воспитывая «чувства добрые» в своих чадах? Разговор с известным художником Б.А. Диодоровым, начавшись с детско-книжной темы, вышел далеко за ее рамки. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Конвоиры жестоко били епископа, который не издал ни одного крика. Св. Платона и восемнадцать других заключенных в нижнем белье отвели в подвал банка – через четверть часа оттуда послышались выстрелы. На теле св. Платона нашли семь штыковых ранений, а внутри четыре пули, в том числе разрывная пуля, прострелившая правый глаз. [Встреча с Православием/Богослужение] 1/14 января 2013 г. Понедельник 33-й седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сретенский монастырь. Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:44 мин. Размер 54.6 Mb) [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] 12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля была отслужена литургия по древнерусскому чину. Впервые за 350 лет. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Верховная власть русского царя сложилась как главный, основной результат более чем тысячелетнего объединительного и организационного процесса, который привел народы Восточной Европы и Северной Азии к сплочению в одно великое государственное целое. В ней нашли свое выражение судьбы русского народа и его национальные особенности, нравственные идеалы и религиозные убеждения.

http://pravoslavie.ru/archive/130114

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии 1 апреля 2011 г. 15:15 1 апреля 2011 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста и день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Николай! Дорогие отцы, братия и сестры! С большой радостью совершил я сегодня, на Крестопоклонной седмице, Литургию Преждеосвященных Даров в этом прославленном московском храме. Сегодня мы вспоминаем мучеников римских — Хрисанфа и Дарию, Клавдия трибуна, жену его Иларию и их сыновей Иасона и Мавра. Поразительна история этих мучеников. Хрисанф был молодым, хорошо образованным человеком, принадлежавшим к римской патрицианской языческой семье. Его отец, узнав, что Хрисанф, прочитав Евангелие, уже не счел возможным оставаться язычником, глубоко переживал это обращение. Он мог бы и сразу отдать сына на истязание, но как любящий отец решил иным способом вернуть его в язычество. И тогда он принял решение познакомить Хрисанфа с очень красивой девушкой Дaffpueй, которая была жрицей в храме Афины, полагая, что она сумеет отговорить Хрисанфа. Юноша полюбил Дарию, и в результате долгих бесед и совместного чтения жрица обратилась в христианство. Тогда оба — и Хрисанф, и Дария — были преданы суду. Но когда трибун Клавдий, который должен был инициировать истязания, увидел и услышал этих людей, он возгорелся верой в Господа и Спасителя и стал христианином — и не только он, но и жена его Илария, и два сына — Иасон и Мавр. Все закончилось так, как бывало, когда против христиан возбуждалось дело, когда мучения заканчивались смертью. Все были умерщвлены, кроме Иларии, жены трибуна Клавдия. Она тоже была приговорена к смертной казни, но умерла на могиле своих мужа и сыновей от переживаний и страданий — подобно тому, как умер в царских вратах приснопамятный настоятель сего храма.

http://patriarchia.ru/db/text/1442665.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010