Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ древнерус. церковные певцы, из к-рых состоял хор московского вел. князя, затем царя. Этот хор и хор митрополичьих (затем патриарших) певчих дьяков и подьяков были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности Г. п. д. сохранились от XVI-XVII вв. Государев хор вел начало от великокняжеского придворно-церковного хора. Источники сообщают о существовании в XIV в. и ранее домовых храмов при княжьем дворе (ц. Иоанна Предтечи, собор Спаса на Бору, ц. Рождества Богородицы), где, вероятно, и пели великокняжеские певцы. Г. п. д., «великого князя дияки певцы», «большие и меньшие», упоминаются впервые в янв. 1489 г. в числе лиц, получивших «поминки» от Ростовского архиеп. Тихона после его хиротонии (ГИМ. Собр. Забелина. 419. Л. 56). Государев домовый собор Благовещения (1489) стал основным местом службы Г. п. д. Их наиболее раннее изображение находится на шитой пелене, выполненной в 1498 г. в Москве в мастерской вел. кнг. Елены Стефановны (Волошанки). В нач. XVIII в. хор был переведен в С.-Петербург и в 1763 г. преобразован в Придворную певческую капеллу . Структура хоров Г. п. д. была организована строго иерархически и состояла из особых подразделений - станиц. Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а также нередко и местом внутри станицы. Точные данные об устройстве государева хора и о численности его певцов в XVI в. относятся к «царскому» периоду правления Иоанна IV Грозного (1547-1584). Согласно штатной росписи от 20 марта 1573 г., хор состоял из 5 станиц (в 1-й и 5-й станицах было по 5 чел., в остальных - по 4). Кроме того, числилось 5 «безстаничных», резервных певцов. В документах кон. XVI - нач. XVII в. упоминаются имена 4 основных и 2 «меньших» станиц Г. п. д., следов., государев хор в то время насчитывал ок. 30 певцов. Сведения, позволяющие наиболее полно выявить структуру и состав государева хора, относятся уже к периоду восстановления гос. власти и дворцовых подразделений после Смутного времени. В 1613-1627 гг. количество основных станиц оставалось неизменным - 3 (по 4-5 чел.), однако шло увеличение числа резервных Г. п. д. за счет набора молодых певчих. В документах 1-я и 2-я станицы именовались «большие». В 1627-1628 гг. наметилась тенденция к количественному росту основных станиц (до 5-6) (с сохранением резервных певцов). В 1672-1673 гг. было образовано 2 станицы из молодых дьяков-новгородцев. С этого же времени в 1-ю станицу, где вместе с уставщиком хора значилось не более 3 певцов, включалось и 3 государевых крестовых дьяка , к-рые с 1677 г. стали Г. п. д. Во 2-й пол. 70-х гг. осуществлялся набор и дьяков-«спеваков», исполнителей многоголосных партесных произведений, но они пока не входили в общий штат.

http://pravenc.ru/text/166319.html

Глава IV. Государевы певчие дьяки К числу лиц, служивших если не при всех, то – при многих дворцовых церквах в XVII в., должно отнести государевых певчих дьяков, на обязанности которых лежало пение в церкви, в присутствии царя и членов его семьи в праздничные дни. Число таких дьяков невсегда было одинаково. Так, в 1584–1585 г. их было лишь 10 человек 1865 . При царе Михаиле Феодоровиче до 1628 г. певчих значилось не более 25 1866 . Но к концу XVII в., по мере усиления гармонического пения и увеличения числа придворных храмов, число певчих доходит уже до 70. По своим голосовым средствам певчие первоначально разделялись на станицы, которых в 1584–1585 г. было лишь 2, а в начале XVII в. и до 1628 г. 3 станицы и еще 10 «молодших певчих»,. которые в сем году образовали 4 и 5 станицу 1867 . Вероятно, уже в следующем году образовались 6 и 7 станицы, так как в 1630 г. певчие обеих этих станиц приходили славить к патриарху 1868 . Но, кроме этих 7 станиц иногда были еще прибылые дьяки, которые не значились в окладах; число их бывало от 7–10, и они были, так сказать, запасными, и, в случае открытия места в хоре, вступали в него уже по окладу. В каждой станице было обыкновенно по 5 человек, и лишь в редких случаях больше и меньше сего числа. Самыми почетными станицами были первая и вторая, которые по сему назывались большими станицами. Всякий молодой певчий, поступивпий в царский хор, обыкновенно зачислялся первоначально в низшие 7 или 6 станицу, и только впоследствии, по мере усмотрения его способностей и усердия, постепенно переходил в высшие станицы с соответственным увеличением его содержания. Для составления хора певчие набирались из разных мест, даже из Сибири. Так, в 1628 г. был принят в государевы певчие дьяки из Тобольска певчий архиепископа Киприана Самойло Сергеев. Во главе хора певчих стоял уставщик, выбиравшийся, обыкновенно, из певчих первой станицы, обладавший твердым голосом, большею частию баритоном, и имевший опытное знание церковного пения и всего порядка в церковном богослужении. Так, в 1644 г. в уставщики был пожалован певчий первой станицы Иван Семенов, а на его место был переведен из второй станицы в первую Иван Макаров 1869 . Под ведением и управлением уставщика находились все станицы государевых певчих. Как полный начальник хора, он обучал певчих нотному пению, в церкви предначинал пение, управлял им, наблюдая за соблюдением церковного устава, и вместе с тем смотрел за благочинным стоянием певчих в храме. Единственным повышением певчего дьяка первой станицы могло быть назначение в уставщики или крестовые дьяки 1870 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Состав епархиального управления в начале XVIII в. был тот же, что и в древней России. В центре его после архиерея стояли архиерейские приказы, устроенные наподобие патриарших приказов, хотя и в более скромных размерах. Число их, доходившее у патриарха до четырех приказов, в епархиях большею частью ограничивалось двумя, – казенным, который ведал все сборы и расходы архиерейского дома и сосредоточивался около личности архиерейского эконома, и духовным, во главе которого стоял „духовных дел судия», обыкновенно один из самых почетных архимандритов, имевший у себя для письмоводства несколько дьяков и подьячих из архиерейских служилых людей. Кроме приказов в епархиальном управлении весьма важное значение имели разные кафедральные чины, крестовые иеромонахи и иеродиаконы, облекавшиеся обыкновенно должностями ризничего, духовника, келейного старца и т. п., и соборяне, имевшие непосредственное участие в делах ставленнических и об освящении церквей и, кроме того, заведовавшие раздачею венечных памятей. За исключением определения архиерейских домов и кафедральных соборов штатами, реформа Петра не произвела никаких особенных изменений в этом строе центрального епархиального управления. Высшее церковное управление получило коллегиальную форму св. Синода, но епархиальное осталось при своих прежних приказных формах. При этом нельзя не обратить внимания на то, что св. Синод не придавал архиерейским приказам никакого самостоятельного значения и во всех делах непосредственно обращался к самим архиереям. Приказы действительно не имели характера особых присутственных мест, отдельных от лица архиерея, были чем-то вроде его собственных канцелярий, на которые к лицу самого архиерея не было никаких апелляций, как не было апелляций патриарху на патриаршие приказы 730 . Распоряжение приказа было распоряжением самого архиерея. С другой стороны и архиерей смотрел на свои приказы, как на свои домашние учреждения, мог, как ему было угодно, устраивать их состав, поручать им самые разнородные дела, не стесняясь их специальным ведомством, изменять самые границы этого ведомства. Таким образом, несмотря на существование архиерейских приказов, епархиальное управление сохраняло единоличный характер, при котором и суд и администрация совершенно сливались в лице одного архиерея. Оттого в случае смерти архиерея или болезни, и отлучки из епархии епархиальные дела или совсем останавливались, или посылались на решение высшей церковной власти 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Берн. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1492 и 1505. Архитектор:Ганс Мюнстер (?) Ссылки:   Адрес: Швейцария, кантон Берн, г. Берн, пер. Постгассе, д. 62 Postgasse 62, CH-3011 Bern, Bern, Schweiz Координаты: 46.948947, 7.453586 Проезд:Храм располагается в исторической части Берна, в крипте средневековой готической церкви Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Троицы Живоначальной в Берне Здание, в котором расположена русская православная церковь Троицы Живоначальной, обычно называется Домом святого Антония. Но его следует называть церковью святого Антония, так как изначально оно было построено как церковь. Антонийская церковь не имеет башни и почти незаметно вписывается в ряд домов Почтового переулка. Фасад отличается от соседних домов только остроконечными арками и окнами. Антонийская церковь была построена в 1492-1505 годы предположительно по планам зодчего Ганса фон Мюнстера в готическом стиле. Здание бывшей больничничной церкви Святого Антония (Великого) принадлежало ордену госпитальеров-антонитов, позже здесь хранили зерно, устроили каретный сарай, а затем антикварный магазин и пожарное депо. В настоящее время помещение церкви используется совместно Евангелическо-лютеранским приходом Берна и Венгерским протестантским приходом, а крипта - приходом Женевской и Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Первый русский православный приход в Швейцарии, действовавший при русской дипломатической миссии, был основан в Берне по указу императора Александра I от 24 декабря 1816 года. Его окормляли священники, присылаемые из России. С 1848 по 1854-й год русская церковь в Берне была по политическим причинам закрыта, а в ноябре 1854 года приход был переведён в Женеву. В 1930-е годы в Берне по инициативе Владимира Николаевича фон Штайгера образовывается русская православная община. В это время её опекают священники Крестовоздвиженского собора Женевы Сергий Орлов и Авенир Дьяков. Богослужения совершались хотя и раз в месяц, но регулярно, в чём большая заслуга Андрея Андреевича Штеймана, первого старосты бернского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=32503

Свято-Троицкая церковь (Берн) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая церковь — приход Женевской и Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Проводит богослужения в крипте в крипте средневековой готической церкви в историческом центре Берна. Французское название — Eglise de la Sainte-Trinite. Содержание История [ править править код ] В начале 19-го века в предместье Берна Хофвиле был устроен первый православный храм. Вскоре он был перенесён в Эльфенау, имение Великой Княгини Анны Фёдоровны. С переездом княгини в Женеву в 1838 году был перемещён и храм. Прошло почти сто лет и, по инициативе Владимира Николаевича фон Штайгера († 1950), в 30-е годы ХХ-го века в Берне складывается русская православная община. В это время её опекают священники Крестовоздвиженского собора Женевы о. Сергий Орлов († 1944) и о. Авенир Дьяков († 1960). Богослужения совершались хотя и раз в месяц, но регулярно, в чём большая заслуга Андрея Андреевича Штеймана († 1953), первого старосты бернского прихода. Мечтой общины было найти постоянное помещение для богослужений. Божьим благословением 29 октября 1944 года состоялось освящение храма во имя Святой Троицы. Литургию совершил настоятель женевского собора, впоследствии архиепископ, о. Леонтий (Бартошевич, † 1956) в сослужении с о. Авениром. Община ликовала! С тех пор и по сей день храм располагается в исторической части Берна, в крипте средневековой готической церкви. 20 марта 1949 года был принят Устав общины, действующий до сих пор. Документ представляет собой перевод на немецкий язык Приходского устава, принятого на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. В 1946 году настоятелем становится о. Павел Проскурников, († 1973). С большим энтузиазмом создавал он церковную жизнь прихода: заботился о благолепии храма, организовал хор, проводил уроки Закона Божьего, занимался благотворительностью и сбором средств для нуждающихся. В 1961 году о. Павел принял монашеский постриг с именем Петра и вслед за этим был возведен в сан архимандрита. Осенью 1965 года наш храм в сопровождении владыки Антония (Бартошевич, † 1993) посетил первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Филарет (Вознесенский † 1985). Архимандрит Петр сослужил двум иерархам на Богослужениях, а храм наш, едва мог вместить всех желающих. 23 года о. Пётр служил в бернском приходе и ушел на покой в преклонном возрасте.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Разделение полного хора Государевых певчих дьяков на станицы продолжалось до последней четверти XVII века. В это время Государевы певчие дьяки получили новое деление, которое, уничтожая собой давний административный порядок, вводило в управление хором не внутреннее административное, но общее церковное правило. Сообразно с ним, весь хор певчих дьяков был расчислен по придворным храмам, так что из одного хора составилось столько отдельных певческих хоров, сколько находилось тогда придворных храмов. Поэтому случаю образовалось звание крестового певчего дьяка и явились крестовые певчие Спасского Собора или Спаса Нерукотворенного Образа 15 , – певчие церкви Иоанна Белоградского или в последствии, церкви св. Пророка Иоанна Предтечи 16 , – певчие Собора живоносного Христова Воскресения 17 , – певчие церкви преподобномученицы Евдокии, что у него, Великого Государя, в верху на сенях 18 . Каждый отдельный хор состоял из 28, 12 и 13 человек 19 , имел своего особого уставщика 20 и при исполнении богослужебного пения, сообразно требованиям церковного устава, разделялся на две части, т. е. становился или на правом, или на левом клиросе. Отсюда явилось название певчих дьяков правого клироса и певчих дьяков левого клироса 21 . Такое деление единого хора совершенно обособило каждую часть его. Вместе с сим, каждый особый хор, причисленный к известному придворному храму, получил и усвоил себе его значение, так что чем выше был придворный храм в придворной иерархии, тем большим почетом пользовался и приписанный к нему хор. Таким образом, во взаимных отношениях между частными придворными хорами образовался, соответственно значению придворных храмов, особенный чин или порядок. Первенствующее место между всеми придворными хорами принадлежало певчим дьякам Спасским, а второе – певчим дьякам Воскресенским и Предтеченским 22 . Эти степени разных, ныне почти неуловимых, прав и преимуществ, усвоенных каждому придворному хору, создали между певчими систему переходов из одного придворного хора в другой. Певчие, принадлежавшие к хору с меньшим значением, естественно стремились принадлежать к хору с большим значением в придворной иерархи. Певчий дьяк Федот Ухтомский в 1679 г. числился при храме преподобномученицы Евдокии, а потом в 1682 г., перешедши к хору Воскресенских и Предтеченских певчих, сделался уставщиком, и в 1697 г. поступил в уставщики к певчим царицы Прасковьи Федоровны. Переходы из одного хора в другой между Государевыми певчими дьяками были очень часты. В 1682 г. певчий дьяк, церкви преподобномученицы Евдокии, Никифор Симонов поступил в хор певчих Воскресенских и Предтеченских 23 . В 1683 г. многие из Воскресенских и Предтеченских певчих дьяков перешли в хор певчих Спасского Собора 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Об участии диаконов в крестовом богослужении у государя и членов царской семьи сохранилось очень немного данных. Так, в 1643 г. Благовещенского собора дьякон Архип в Великий четверток служил у государя в хоромах. Весьма возможно, что царь, не могший быть в этот день за службою в церкви, по нездоровью 1925 , пожелал выслушать утреню у себя в хоромах, почему и потребовалось в такой великий день участие диакона. И последней для причастия в этот день царицы, вероятно, также слушавшей утреню в покоях царя, получил 5 арш. сукна аглинского 1926 . В другое время, как мы уже раньше говорили, дьякона некоторых придворных церквей кликали многолетие в навечерие Рождества и Богоявления нередко «у крестов», как у царя, так и членов его семьи, за что и получали кликальные сукна. Крестовые дьяки, как и другие служилые люди при дворе, при вступлении на должность, приводились к присяге. Так, в 1701 г. 14 августа Успенской церкви священник Афанасий Иванов по чиновной книге привел к присяге Ивана Чернышева, определенного в крестовые дьяки к царевне Татьяне Михайловне 1927 . На обязанности сих дьяков лежало пение и чтение не только в крестовых комнатах, но и в некоторых дворцовых церквах, где они заменяли собою певчих дьяков. Указание на такого рода обязанности их мы встречаем в челобитной крестовых дьяков, поданной ими царю в 1626 г., в которой они просили о даче им в приказ камки – их женам на летники, против крестовых священников. В этой челобитной они жаловались на то, что у них отнята прежняя прибыльная привилегия – звать гостей на стол к царю в Великий день, на Рождество, Благовещение и в именины царя и царицы, когда они получали за то «зватое», тогда как теперешняя их служба стала трудною: им приходится и в хоромах у царя и царицы и в церкви читать и псалмы говорить, и канонаршить, и на клиросах петь беспеременно, между тем как священники у крестов служат по неделям 1928 . Тем не менее, хотя крестовые дьяки и заменяли собою нередко не только певчих дьяков, но и псаломщиков придворных церквей, читая и поя за них в церкви, они были отдельными от последних лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1685 г. полный хор государевых певчих, находившийся раньше под управлением одного уставщика и разделявшийся по станицам, состоял уже из 68 человек, под управлением двух уставщиков 26 и был еще при цари Федоре Алексеевиче распределен по никоторым придворным храмам, вследствие чего появились певчие «Спасского собора», церкви «Св. Иоанна Белоградского», переименованной после в церковь во имя Св. Иоанна Предтечи, «Соборного храма Воскресения Христова», впрочем, не одинакового количества, иные из 12–13 человек 27 , а собственно государев хор из 28 человек. С 1690 г. певчие стали называться уже не по храмам, при которых они пели, а по именам тех особ царской фамилии, при которых они состояли. Посему появились названия певчих дьяков царя Иоанна Алексеевич а и царя Петра Алексеевича, царицы Прасковьи Федоровны и других. В самом конце XVII в. находим певчих дьяков у одного царя Петра, так как хор певчих умершего царя Иоанна Алексеевич а был распущен, а у других особ царской фамилии оставлены лишь крестовые дьяки под управлением своего уставщика 28 . Что касается содержания певчих дьяков, то оно состояло в годовых сукнах, годовом денежном, кормовом и хлебном жаловании, в одежде, в помещении от казны – натурою или в пособии на постройку оного и, наконец, в подарках разного рода «в приказ» и в частных доходах. Относительно выдачи годовых сукон певчим, обыкновенно, наблюдался такой порядок, что каждый, вновь поступивший или переведенный из одной станицы в другую, певчей подавал на имя царя челобитную о назначении ему жалования в том размере, которое получалось его предшественником, и Государь делал соответствующее распоряжение. Так, например, в 1672 г. по челобитной певчего дьяка третьей станицы Прохора Евстратова о «справе» ему денежного и хлебного жалования против певчего Евдокима, царь велел «в годовом Евстратова денежном и хлебном жаловании и в славленых деньгах и годовых сукнах против его братии в приказе Большого дворца справить» 29 . Судя по расходной книге 1584–85 г., можно полагать, что в то время певчим первой и второй станицы давались годовые сукна «добрые» в рубль с полтиною и только одному певчему «Истоме Потапову», вероятно, состоявшему уставщиком, дано было доброе сукно в 2 р., да из приказа Большого прихода – деньгами 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

И, если крестовые дьяки по своему положению считались выше государевых певчих дьяков, то не по тому, что будто бы имели иерархическое поставление 1929 , а единственно по тому, что находились, в силу своей обязанности, ближе к царю и членам его семьи и получали большее сравнительно с певчими дьяками, содержание, и из последних дьяков в крестовые могли поступать лишь только лучшие и прослужившие много лет в хоре. Будучи близкими к царскому дому людьми, крестовые дьяки пользовались особым доверием царя и цариц и членов их семьи и потому нередко исполняли их разные поручения, касавшиеся чаще всего приноса и охранения предметов святыни и дел благотворительности государя и членов его семьи. При царе Михаиле Феодоровиче особенным доверием его пользовался его крестовый дьяк Иван Семионов, находившийся при нем на службе с самого воцарения его. В 1613 г. этот крестовый дьяк, заведывавший образной казною царя, в которой хранились иконы и другие святыни, поднесенные царю разными лицами, отнес 10 ноября, по именному приказу государя, в собор Благовещенский крест воздвизальный 1930 и принес к государю 29 ноября в хоромы книгу письменную – Правила св. Апостол и св. Отец в десть, оболоченную кожею, с большими медными пряжками 1931 , а 1 декабря «взял прелог письменный в десть, да минею письменную месяц генварь в полдесть, да к Николе Чудотворцу, что у Стретения на сенех в приделе, 3 застенки» 1932 . Тот же крестовый дьяк взял по поручению царя из государевой казны 2 золотых «и те золотые 6 декабря 1613 года приложил на молебен к образу Николы Чудотворца Гостунскаго» 1933 ; 12 декабря «взял золотой угорскицй и приложил на молебен к Зачатию св. Анны, что за Соляным рядом» 1934 ; 13 марта 1614 г. «взял два золотых «Московское дело» и приложил на освящение к Благовещенью Пресв. Богородицы, что приделы у Знамения Пресв. Богородицы на Варварском кресце» 1935 ; 22 апреля «взял золотой Московской из приносных золотых и приложил на освящение к местному образу Никиты Переяславскаго чудотворца, что в приделе у Рождества Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей важное значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает? Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова. И на том подьячему спасибо! Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 г. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петра царем мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства, наконец, шумное раскольничье движение с буйными выходками старообрядцев 5 июля в Грановитой палате. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту; через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда огражденный грозой палача и застенка кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы, отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве, пропивая добычу, взятую из богатых боярских и купеческих домов, то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок. Напрасно стрельцы заманивали их обещанием свободы, громили Холопий приказ, рвали и разбрасывали по площади кабалы и другие крепости. Холопы унимали мятежников, грозя им: «Лежать вашим головам на площади; до чего вы добунтуетесь? Русская земля велика, вам с ней не совладать». Холопы, которых в боярской столице было вдвое больше стрельцов, ждали только знака от своих господ на усмирение мятежников и не дождались. От общественных сил, считавшихся опорами государственного порядка, Петр отвернулся прежде, чем мог сообразить, как обойтись без них и чем их заменить. С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами, двумя Михайловными и семью Алексеевными и с сотнями их певчих, крестовых дьяков и «всяких верховых чинов»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010