Патриархам необходимо было предварительно ознакомиться, в чем виновен Никон, действительно ли виновен и чему должен подлежать по церковным правилам. Кроме сказок об отречении Никона от престола, патриархам поданы были для келейного рассмотрения разные краткие записки и о других проступках Никона, и обширная записка в виде просьбы, в которой изложены были вместе многие обвинения на Никона. В помощь патриархам государь предложил, в качестве толмачей, митрополита крутицкого Павла и архиепископа рязанского Илариона; а патриархи просили еще прибавить и одноязычного с ними Паисия газского, и государь отвечал: «Имейте его отныне при себе; от него узнаете все подробно». Паисий же, несомненно, составил и самую просьбу, которая подана была тогда патриархам. Если Паисий не постыдился возводить на Никона такие ложные обвинения даже на бумаге, то легко понять, чего он не мог наговорить про Никона в словесных собеседованиях с патриархами, когда был приставлен к ним с целью ознакомить их во всех подробностях с делом Никона. Таким образом с первого шага соборных деяний появились уже некоторые признаки того, что вопрос не только о суде, но и об осуждении патриарха Никона был уже предрешен. Второе заседание собора происходило около 18 ноября в патриархии, в патриаршей крестовой палате. В этом заседании участвовали только патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица; но не было ни государя, ни его синклита и при них царских дьяков. Собрание обсуждало три следующие вопроса: а) дозволительно ли созывать соборы по нуждам времени? б) имел ли право царь Алексей Михайлович созвать собор, на который пригласил и восточных патриархов? и в) будет ли созванный теперь собор вселенским или только частным, поместным? На все три вопроса решений заблаговременно было приготовлено Паисием Лигаридом и в заседании собора было только прочитано. На первый вопрос Паисий отвечал утвердительно и, указав на соборы, бывшие еще при св. апостолах, на правила апостольские и соборные, повелевающие созывать соборы, на примеры соборов вселенских и поместных, пришел к заключению, что и ныне можно и должно созывать соборы по требованиям нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Самые ранние из сохранившихся документов нач. XVII в. называют певч. специализации Г. п. д. внутри станиц: вершник , демественник , путник , нижник (5-м в станице обычно являлся 2-й путник, в 30-х гг. один из них назывался «большой»). С 50-х гг. такой состав стабилизировался в 1-й и 2-й станицах. В 70-х гг. в станице могло быть по 2 вершника или демественника и до 3 путников. Наиболее значительные перемены в организации хора происходили в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в. В последние годы правления царя Феодора Алексеевича Г. п. д. начали подразделяться на 2 хора. 1-й, государев хор, состоявший из мастеров древнерус. певч. искусства (из 1-3-й станиц; 14 чел.) во главе с Петром Васильевым Покровцом, пел в дворцовом Спасском соборе. 2-й хор был сформирован из «меньших», штатных Г. п. д. и тех, к-рые ранее не вносились в штатные росписи. Т. н. партесники (певшие в партесном стиле; всего 28-29 чел.) во главе с Осипом Седым пели в дворцовой ц. во имя мц. Евдокии; они представляли, вероятно, общий хор для членов царской семьи (цариц, царевичей, царевен). Однако иногда имя того или иного дьяка можно встретить в росписях то одного, то др. хора, следов., певец владел как искусством знаменного пения, так и партесным стилем. В 1680-1681 гг. из обоих хоров выделялись также 4 певчих для новой дворцовой ц. во имя мч. Иоанна Белгородского. В 1681-1683 гг. принцип разделения государева хора по дворцовым церквам сохранялся. Певцы, ранее именовавшиеся «евдокеинские», по новому месту службы при дворцовых соборах Воскресения и Иоанна Предтечи стали именоваться «воскресенские и предтечевские». Их количество возросло до 58, но среди них находилось 7 молодых «вспеваков», к-рые только обучались своему ремеслу, и 17 дьяков, выделявшихся для пения в ц. во имя Илии пророка. Дальнейшая реорганизация государева хора продолжалась в годы совместного правления царей Петра и Иоанна Алексеевичей. В 1683 г. все Г. п. д. (более 60 чел.) были подразделены следующим образом. Певцы под упр. уставщика Феодора Чекаловского именовались «партесники» и, составляя хор царя Иоанна, пели в Воскресенском соборе. Г. п. д., возглавлявшиеся уставщиком Петром Покровцом (т. н. старые певчие), образовывали хор царя Петра, к-рый пел в Спасском соборе. Во главе с Осипом Седым существовал также 2-й хор партесного пения, певцов к-рого до 1685 г. называли «[цариц и царевен] всех комнат крестовые певчие». Во 2-й пол. 80-х гг. место этого хора заняли отдельные хоры во главе со своими уставщиками.

http://pravenc.ru/text/166319.html

В интерьере четыре крестообразных пилона с перекинутыми между ними подпружными арками и парусами несут центральный барабан с куполом. Рукава креста и открытые в них узкими проемами угловые помещения перекрыты вспарушенными сомкнутыми сводами. В юго-западном из этих помещений находится железная винтовая лестница на колокольню, устроенную в соответствующем угловом барабане. Также под ним заложены арочные проемы, открывающиеся в храм. Под церковью находится подвал. В одном из его помещений – цилиндрический свод, в другом перекрытие состоит из кирпичных сводиков, опирающихся на железные балки. Прежде по рассказам местных жителей, в подвале были окна с коваными решетками. Из нескольких входов в подвал сохранился один юго-западный. Полы храма настланы из каменных плит. Стены покрыты толстым слоем штукатурки; Частично сохранились выполненные в штукатурке карнизы простого профиля и обрамления проемов, а также остатки настенных росписей в алтаре. 1. Иванова А.А., руководитель Дьяков А.Б. Из Биографии Н.К. Рейма . Пожарский юбилейный альманах. Вып 5. К 400-летию битвы на Стекловской горе. Иваново, 2009. 2. Проект охранных зон регулирования застройки памятников архитектуры села Преображенское Южского района Ивановской области./Проектный институт «Ивановогражданпроект». Иваново, 1981. Стр. 9. 3. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.3. – М.: Наука, 1998. Стр. 683-684. 4. Храмы Южского района. Сост. Копров В., священник Олег Пэнэжко. 2000. Стр. 13. Церковь Преображения - большой крестовокупольный пятиглавый храм центрического типа, выполненный в русско-византийском стиле и по архитектуре очень близкий образцовым проектам К.А. Тона. Кирпичное и оштукатуренное здание окрашено в два цвета: белые детали на малиновом фоне; в облицовке цоколя, карнизах, подпружных арках и других элементах использован местный серый камень. Массивный крестообразный объем со встроенными углами увенчан в центре крупным цилиндрическим барабаном с главой (покрытие утр.). Над углами на четырехгранных основаниях поставлены малые главы с восьмигранными барабанами. Торцы рукавов завершены тремя килевидными кокошниками, а стены украшают длинные и тонкие полуколонны упрощенного рисунка, расположенные в простенках и на углах (парные). Большие килевидные порталы в центре фасадов подчеркнуто тяжеловесны; аналогичны по форме архивольты арочных окон с рельефными кругами над ними; арочные окна и ниши барабана разделены полуколоннами.

http://sobory.ru/article/?object=14991

Берн. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1492 и 1505. Архитектор:Ганс Мюнстер (?) Ссылки:   Адрес: Швейцария, кантон Берн, г. Берн, пер. Постгассе, д. 62 Postgasse 62, CH-3011 Bern, Bern, Schweiz Координаты: 46.948947, 7.453586 Проезд:Храм располагается в исторической части Берна, в крипте средневековой готической церкви Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Троицы Живоначальной в Берне Здание, в котором расположена русская православная церковь Троицы Живоначальной, обычно называется Домом святого Антония. Но его следует называть церковью святого Антония, так как изначально оно было построено как церковь. Антонийская церковь не имеет башни и почти незаметно вписывается в ряд домов Почтового переулка. Фасад отличается от соседних домов только остроконечными арками и окнами. Антонийская церковь была построена в 1492-1505 годы предположительно по планам зодчего Ганса фон Мюнстера в готическом стиле. Здание бывшей больничничной церкви Святого Антония (Великого) принадлежало ордену госпитальеров-антонитов, позже здесь хранили зерно, устроили каретный сарай, а затем антикварный магазин и пожарное депо. В настоящее время помещение церкви используется совместно Евангелическо-лютеранским приходом Берна и Венгерским протестантским приходом, а крипта - приходом Женевской и Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Первый русский православный приход в Швейцарии, действовавший при русской дипломатической миссии, был основан в Берне по указу императора Александра I от 24 декабря 1816 года. Его окормляли священники, присылаемые из России. С 1848 по 1854-й год русская церковь в Берне была по политическим причинам закрыта, а в ноябре 1854 года приход был переведён в Женеву. В 1930-е годы в Берне по инициативе Владимира Николаевича фон Штайгера образовывается русская православная община. В это время её опекают священники Крестовоздвиженского собора Женевы Сергий Орлов и Авенир Дьяков. Богослужения совершались хотя и раз в месяц, но регулярно, в чём большая заслуга Андрея Андреевича Штеймана, первого старосты бернского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=32503

Заседание происходило в столовой избе у государя. Здесь присутствовали оба патриарха и прочие власти: митрополиты, архиепископы и епископы; присутствовали также сам царь и его бояре, окольничие и думные люди. «И вел. государь говорил святейшим патриархам о отшествии с Москвы Никона патриарха, а власти подали (им) за своими руками сказки и выписку из правил». Дело, таким образом, началось с того, с чего и должно было начаться. Государь объявил патриархам главную вину Никона, а русские архиереи подали им в доказательство и разъяснение этой вины собственноручные сказки о ней, которые они составили и рассматривали еще на Соборе 1660 г., и вместе выписку из правил, тогда же составленную, в руководство для суда над Никоном. Патриархам необходимо было предварительно ознакомиться, в чем виновен Никон, действительно ли виновен и чему должен подлежать по церковным правилам. Кроме сказок об отречении Никона от престола патриархам поданы были для келейного рассмотрения, как свидетельствует Паисий Лигарид, разные краткие записи и о других проступках Никона и обширная записка в виде просьбы, в которой изложены были вместе многие обвинения на Никона. В помощь патриархам государь предложил в качестве толмачей митрополита Крутицкого Павла и архиепископа Рязанского Илариона, а патриархи просили еще прибавить и одноязычного с ними Паисия Газского — и государь отвечал: «Имейте его отныне при себе, от него узнаете все подробно». Паисий сохранил самую просьбу, которая подана была тогда патриархам и составлена, несомненно, им самим. Если Паисий не постыдился взводить на Никона некоторые ложные обвинения даже на бумаге, то легко понять, чего он не мог наговорить про Никона в словесных собеседованиях с патриархами, когда был приставлен к ним с целию ознакомить их во всех подробностях с делом Никона. Второе заседание Собора происходило около 18 ноября в патриархии, в патриаршей крестовой палате. В этом заседании участвовали только патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица, но не было ни государя, ни его синклита и при них царских дьяков, почему оно и не упоминается в современной записи, составленной дьяками, а довольно подробно описывается лишь у Паисия Лигарида, который и был на нем, судя по описанию, главным действователем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

Примерно в 1486 г. святитель Геннадий новгородский уличил его в отпадении в ересь «стригольничества». По свидетельству Геннадия, Захар сам не причащался в течение трех лет и своих монахов не допускал к причастию, считая, что причащаться не у кого, поскольку «попы» и архиереи возводятся в сан «по мзде» (за деньги). Это давало повод обвинять его в непризнании священства. Церковный собор 1490 г. осудил также Захара как первого среди еретиков за «хулу» на Иисуса Христа, Богоматерь, святых и постановления семи Вселенских соборов. Он был отлучен от Церкви, сурово наказан и вскоре после собора 1490 г. умер. 38 Курицын Федор Васильевич – посольский дьяк великого князя Uoahha III , видный государственный деятель. В 1482–1484 гт. ездил с посольством в Молдавию (Валахию) и Венгрию, затем до осени 1485 г. находился с посольством в турецком плену. Предполагают, что во время пребывания за границей Курицын мог познакомиться с «жидовином Схарией». По возвращении в Москву он стал главой московских еретиков. Однако решения собора 1490 г. его не коснулись, так как он был близок не только к Иоанну III, но и к его невестке – молдавской княжне Елене Стефановне. Умер Курицын не ранее 1500 г. С его именем связывают два литературных текста: «Лаодикийское послание» – созданное, возможно, под влиянием «алфавитной мистики», каббалы и криптографической традиции, а также «Сказание о Дракуле воеводе» – беллетристическое сочинение о жестоком, но справедливом властителе 2, 1:504–510]. 39 В некоторых списках »Сказания» к выражению «дьяков крестовых» добавлено: «великого князя» Принято думать, что Истома и Сверчок были дьяками (чиновниками) Uoahha III . Однако термин «дьяк крестовый» может означать и священнослужителя – диакона крестовой, т. е. домовой церкви 8:45]. Кроме того, об Истоме известно, что он умер еще до церковного собора 1490 г. 40 Семен Кленов имел даже какие-то еретические сочинения. На церковном соборе 1504 г. он был осужден и отправлен на покаяние в монастырь к преподобному Иосифу Волоцкому .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И на том подьячему спасибо! . СОБЫТИЯ 1682 г. Едва минуло Петру десять лет, как начальное обучение его прекратилось, точнее, прервалось. Царь Федор умер 27 апреля 1682 г. За смертью его последовали известные бурные события: провозглашение Петра царем мимо старшего брата Ивана, интриги царевны Софьи и Милославских, вызвавшие страшный стрелецкий мятеж в мае того года, избиение бояр, потом установление двоевластия и провозглашение Софьи правительницей государства, наконец, шумное раскольничье движение с буйными выходками старообрядцев 5 июля в Грановитой палате. Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце подле матери, он, говорят, не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и других его сторонников. Но майские ужасы 1682 г. неизгладимо врезались в его памяти. Он понял в них больше, чем можно было предполагать по его возрасту; через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей. Старая Русь тут встала и вскрылась перед Петром со всей своей многовековой работой и ее плодами. Когда огражденный грозой палача и застенка кремлевский дворец превратился в большой сарай и по нему бегали и шарили одурелые стрельцы, отыскивая Нарышкиных, а потом буйствовали по всей Москве, пропивая добычу, взятую из богатых боярских и купеческих домов, то духовенство молчало, творя волю мятежников, благословляя двоевластие, бояре и дворяне попрятались, и только холопы боярские вступились за попранный порядок. Напрасно стрельцы заманивали их обещанием свободы, громили Холопий приказ, рвали и разбрасывали по площади кабалы и другие крепости. Холопы унимали мятежников, грозя им: " Лежать вашим головам на площади; до чего вы добунтуетесь? Русская земля велика, вам с ней не совладать " . Холопы, которых в боярской столице было вдвое больше стрельцов, ждали только знака от своих господ на усмирение мятежников и не дождались. От общественных сил, считавшихся опорами государственного порядка, Петр отвернулся прежде, чем мог сообразить, как обойтись без них и чем их заменить. С тех пор московский Кремль ему опротивел и был осужден на участь заброшенной барской усадьбы со своими древностями, запутанными дворцовыми хоромами и доживавшими в них свой век царевнами, тетками и сестрами, двумя Михайловными и семью Алексеевными и с сотнями их певчих, крестовых дьяков и " всяких верховых чинов "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Однако Зарубежная Церковь пыталась поддерживать отношения с Поместными Церквами. Как уже говорилось выше, Патриарху Алексию I в 1945 г. удалось заручиться поддержкой против РПЦЗ трех восточных Патриархов – Александрийского Христофора, Антиохийского Александра и Иерусалимского Тимофея. Однако в последующие годы отношение глав Поместных Церквей к РПЦЗ не было столь однозначным. Вселенский Патриарх Максим весной 1947 г. поприветствовал митрополита Анастасия (Грибановского) по случаю Пасхи. 791 Сослужения между клириками Поместных Церквей и РПЦЗ также имели место. 13 июля 1947 г. в Крестовоздвиженском храме в Женеве состоялось богослужение, в котором участвовали митрополит Эдесский Пантелеймон (Константинопольский Патриархат), архимандрит Леонтий (Бартошевич), протоиерей Авенир Дьяков (РПЦЗ) и протоиерей Георгий Флоровский (Западноевропейский экзархат). 792 5 июня 1949 г. митрополит Анастасий служил со священником Сербской Церкви в Мюнхене. 793 Вторая половина 1940-х гг. была ознаменована повышением авторитета Русской Зарубежной Церкви. Митрополиту Анастасию в очень непростых условиях послевоенного разрушения коммуникаций удалось сохранить единую Зарубежную Церковь . Ее возрождению способствовал и ряд предпосылок. Прежде всего, существование ее было связано с необходимостью единой церковной структуры для русской эмиграции. Росту авторитета Зарубежной Церкви способствовало положение Московского Патриархата, претерпевавшего гонения и вынужденного поддерживать политику коммунистического государства. Наконец, постепенно становилось известно, что коммунистическая власть в СССР не изменила своей внутренней сущности. Единство между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью в этих условиях было невозможно. Более реальным было примирение Московского Патриархата с Западноевропейским экзархатом и Североамериканской митрополией. Однако и здесь объединения не произошло. Представляется очевидным, что главной причиной непрочности единства между Московской Патриархией и русским экзархатом Западной Европы было неправильное понимание Москвой идеологических основ существования независимой западноевропейской структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам царь подавал в этом добрый пример. В нотном рукописном Стихираре клирика Логина, под 21 декабря, в день св. Петра, Митрополита Московского , помещены ины стихиры на Господи воззвах с надписью: «творение царя деспота российского и славник тех же стихир с надписью: «творение царево». См. Нтн. ркп. Стихарарь нач. XVII в., 8, на 480 л. Б-ки Троицк. Сергиев. Лавры 428, л. 98. 2 Акт. Ист. т. 1, 157. Царская жалованная грамота трем придворным дьякам певчим на приставство по Троицкому Сергиеву и приписным к нему монастырям, лета 7064 марта в 15 день. 4 Старые из сих столбцов относятся к 1625 г., а поздние – к 1701 г. Доступ к научению их был открыт нам обязательным участием бывшего архивариуса М. О. П. Георгия Дим. Филимонова, которому приношу свою искреннюю и глубокую благодарность. 20 В 1683 г. уставщиком Спасских певчих был Петр Покровец, а уставщиком Воскресенских и Предтеченских – Федор Чекаловский. Арх. М. О. П. Столбц. 1683 г. 29 Там. Столбц. 1650. Археологический Вестник Моск. Археол. Общества статья: Патриаршие певчие дьяки и подъяки. 30 Вивлиоф. т. XI, XXX и XXXIV. См. также Археологич. Вестник Моск. Арх. Общества статья: Патриаршие певчие дьяки и подъяки. 31 Арх. М. О. П. Столбц. 1689 г, 1690 г. Тоже можно видеть и в распоряжениях о даче жалованья и сукон всяких чинов, служащих при дворе, людям. Столбц. 1687 г., 1690 г. 37 Лета 7186, Великий Государь Федор Алексеевич указал выписать в Приказе Большого Дворца, с 135 по нынешний 186 г., его Государевых певчих и крестовых дьяков при деде его, Государевой блаженной памяти, Михаиле Федоровиче, и при отце его, блаженной памяти при великом Государе, Алексее Михайловиче, кто именно были, и дворы им и дворовые места, и на дворы деньгами из Приказа Большого Дворца кому именно даны? Арх. М. О. П. Столбц. 1678 г. 38 Данные дворы находились в следующих местностях Москвы: один – за Никитскими воротами у Спиридония на Козьем болоте; один – в Бронной слободе; шесть – между Смоленской и Никитской улиц у двора боярина Никиты Ивановича Романова, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Временные владельцы не имели права продавать данный дом и закладывать его. Во всех же других случаях, певчие дьяки распоряжались данным домом, как полные хозяева-собственники, заботились об улучшении и поддержке своего жилища, производили в нем необходимые перемены и исправления, пользуясь иногда небольшим пособием от царской казны. В 1680 г., «Великий Государь указал Собора Спаса Нерукотворенного Образа, да церкви Преподобномученицы Евдокии и Иоанна Белоградского, что у него в верху, Протопопу, священникам и дьяконам, и крестовым и певчим дьякам, 74 человекам из приказа каменных дел дать своего Государева жалованья кирпича, певчим дьякам по 500 кирпичей человеку, а деньги за тот кирпич указал, из приказа своей мастерской палаты в приказ каменных дел, взять по своей Государевой цене, по 26 алтын по 4 деньги, т. е. по 1 р. 80 к.» 44 После пожаров, которые в XVII в. были очень нередки в Москве, певчие дьяки, лишившиеся данного дома, на месте его строили себе новое жилье на собственные деньги. Государев певчий дьяк Федор Ростовец имел двор у Москворецких ворот, в Китае, у церкви Николая чудотворца Мокрого, длиной 10 сажень, поперек 7 сажень и когда на том дворе хоромное строение сгорело, он на том же дворе построил себе иные хоромы, а денег ему на то хоромное строение ничего не дано 45 . Все затраты певчих дьяков на свое временное жилище легко могут быть объяснены современным обычаем и строем жизни, а также и тем, что певчие дьяки получали от царской казны определенное жалованье, на которое, в этом случае, можно смотреть не как на плату за труд и время, но как на необходимое, постоянное пособие в жизни. 2 . Суммы, которые выдавались Государевым певчим дьякам, составляли жалованье окладное, хлебное и славленое. В 1671 г., Государь Царь Алексей Михайлович указал певчему дьяку Прокофию Никитину быть в 3-й станице в путниках и в годовом денежном, и в хлебном жаловании, и в славленых деньгах в Приказе большого дворца, в книгах, справить против его братии 46 . Годовое денежное жалованье или денежный оклад, выдавался Государевым певчим из казенного приказа в разных размерах, соответственно станице и значению певчего в станице. Певчие дьяки первой станицы получали большое денежное жалованье, а певчие дьяки последней станицы – меньшее. Количество большого и меньшего жалованья в XVII в., также было различно. В 1659 г., большой оклад не превышал 6 р., а меньший – 3 р. 47 ; но, в продолжение всего полувека, постоянно и постепенно возвышаясь, в 1701 г. большой денежный оклад достиг до 100 р. и меньший до 28 р. 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010