В это время в Пражском ун-те диспуты между сторонниками церковной реформы и приверженцами старых порядков привели к расколу по национальному признаку: сторонниками реформ в основном были чехи, а нем. профессора и магистры придерживались консервативных позиций. Кор. Вацлав IV, свергнутый в 1400 г. с трона императора Свящ. Римской империи, из политических соображений поддерживал чеш. партию. В 1408 г. Г. и его сторонники добились от короля изменений в порядке выборов в ун-те: теперь чехи получали 3 голоса, а немцы - 1 (ранее было наоборот). 18 янв. 1409 г. король подписал Кутногорский декрет, по к-рому немцы лишались всех привилегий в ун-те. Ок. 2 тыс. немцев покинули Прагу. В 1409-1410 гг. Г. был вновь избран ректором. 10 марта 1410 г. в Праге была обнародована булла антипапы Александра V от 20 дек. 1409 г., согласно к-рой надлежало искоренить еретические учения, особенно уиклифизм, запретить проповеди в часовнях. Книги Уиклифа были сожжены, Г. и его сторонники отлучены от Церкви. При посредничестве чеш. короля конфликт удалось остановить - произошло офиц. примирение Г. с католич. Церковью: в 1411 г. Г. провозгласил исповедание веры, признанное соответствующим вероучению Римско-католической Церкви. Сожжение Яна Гуса по решению Констанцского Собора 6 июля 1415 г. Гравюра. 1483 г. (РГБ) Сожжение Яна Гуса по решению Констанцского Собора 6 июля 1415 г. Гравюра. 1483 г. (РГБ) В ответ на призыв антипапы Иоанна XXIII к крестовому походу против кор. Неаполитанского Владислава (поддерживавшего папу Григория XII), средства на к-рый собирали, продавая индульгенции (в Праге с мая 1412), и участникам к-рого обещали полное прощение грехов, 7 июля 1412 г. Г. на публичном диспуте в Пражском ун-те выступил с осуждением практики индульгенций. Он заявил, что папа Римский не Бог, а потому не может прощать грехи. В городе начались волнения. 10 июля в г. Жебраке собрался Королевский совет из 12 обвинителей, осудивший деятельность Г. 29 июля 1412 г. Г. был объявлен еретиком и отлучен от Церкви; на Прагу накладывался интердикт : во всех пражских храмах запрещались богослужения до тех пор, пока Г. не удалится из города.

http://pravenc.ru/text/168408.html

Виталия (Устинова) . В кон. ХХ в. были созданы 2 общины «Российской православной автономной церкви» («суздальский раскол»). Старообрядчество. Первые упоминания о группах старообрядцев в К. о. относятся к 1948 г. Община Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) была зарегистрирована в 2004 г., в К. о. также имеется община поморцев . Е. А. Маслов Римско-католическая Церковь. Первым католич. Прусским епископом 18 февр. 1216 г. стал Христиан (Кристиан), организовавший рыцарский Добжиньский орден для введения христианства в Пруссии силой оружия. Ок. 1218 г. папа Гонорий III призвал христ. мир к крестовому походу против язычников-пруссов (приравнивался к походу в Палестину). Крестовый поход в Пруссию состоялся в 1222 г. и был повторен в следующем году. В 1229 г. кн. Конрад Мазовецкий обратился за помощью в борьбе с пруссами к Тевтонскому ордену. Христианизация Пруссии крестоносцами была насильственной, шла медленно и большого успеха не имела. Согласно католич. источникам, военная экспансия в Пруссию была предпринята ради защиты христиан и миссионеров от нападавших на них язычников-пруссов, к-рые, кроме того, разоряли соседние польск. земли. Однако, по всей вероятности, названные обстоятельства были поводом для захвата Тевтонским орденом прусских земель. В соответствии с буллой папы Григория IX от 12 сент. 1230 г. Тевтонский орден был признан основным церковным институтом в Пруссии. В 1231 г. кн. Конрад Мазовецкий заключил с орденом договор, по которому крестоносцы утвердились на землях, ранее находившихся под управлением Прусского еп. Христиана. В 1234 г., в связи с тем что еп. Христиан попал в плен, папа объявил прусские земли собственностью Папского престола и передал их Немецкому ордену, к к-рому в 1235 г. присоединился Добжиньский орден. В 1243 г. папа Иннокентий IV утвердил в Пруссии 4 еп-ства: Помезанское, Варминское (Эрмландское), Самбийское (Земландское) и Кульмское (впосл. Хелминьское). После смерти еп. Христиана в 1245 г. Иннокентий IV создал архиеп-ство Пруссии и Ливонии во главе с Альбертом Суербером, преобразованное впосл.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Случилось противное. В течение всего XII века, когда, благодаря второму и третьему крестовому походу, Византия вновь столкнулась с латинянами, опять появились следы того же соперничества, еще более острого и все увеличивающегося с каждой новой встречей. Все то же недоверие, все те же обвинения, все то же коренное непонимание положения с обеих сторон. Со стороны недисциплинированных воинов крестоносцев все те же грабежи, те же насилия, те же высокомерные требования; со стороны греков все те же меры, часто довольно бесчестные, употребление которых открыто признают и рекомендуют византийские летописцы, чтобы отделаться от неудобных посетителей и отбить у них охоту новых посещений. Между императором и латинскими рыцарями те же затруднения по части этикета; и все больше и больше в головах латинян выясняется мысль, что для того, чтобы покончить с этими малонадежными союзниками, с этой греческой империей, скорее вредной, чем полезной для крестового похода, существует одно только средство, это – прибегнуть к силе. В лагере Луи VII как и в лагере Барбароссы серьезно подумывали о взятии Константинополя; около половины XII века был выработан план крестового похода уже не против неверных, а против византийцев. И когда, наконец, вследствие целого ряда несчастий, постигших священные походы, на всем Западе мало-помалу упрочилось настроение, враждебное греческой империи, когда к старой назревшей злобе прибавилось представление, становившееся все более и более ясным, о богатстве, а также и слабости Византии, латиняне не могли больше противиться искушению. Бароны четвертого крестового похода, отправившись на освобождение Гроба Господня, кончили тем, что взяли Константинополь и разрушили престол василевсов при молчаливом согласии папы и при одобрении всего христианского мира. Учреждение латинской империи на развалинах монархии Константина слишком жестоко затрагивало патриотизм византийцев, чтобы такое грубое разрешение вопроса могло успокоить старую злобу и утишить антагонизм двух миров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историография считает первым настоящим «ренессансовым папой» Николая V (1447-1455). Сам Николай V был по происхождению из горожан; он родился в семье врача в городе Сарцана; затем, избрав духовную стезю, поступил на службу к кардиналу Альбергати. Впоследствии стал епископом Болоньи, потом занял должность папского легата в Германии. В политике Николай V был сторонником компромиссов. В 1448 году он заключил с германским королем Фридрихом III (1440-1493) Венский конкордат, который оставался в силе вплоть до 1803 года. В этом документе, в соответствии с канонами, регулировались занятие должностей епископа и настоятелей аббатств, а также аннаты . В 1452 году, дабы скрепить мир, Николай V с большой помпой короновал в Риме Фридриха III императором «Священной Римской империи германской нации». (В качестве признака конца средневековья можно подчеркнуть, что это было последнее римское коронование императора.) Вместе с конкордатом и короной Габсбурги заполучили поддержку папы в своей экспансионистской политике. Аналогичным образом межевым знаком в европейской истории явился 29 мая 1453 года захват турками Византии. Это означало и формальный конец Восточной Римской империи, которая на протяжении 700 лет вела то захватнические, то оборонительные войны против грозивших нашествиями арабов и турок, в защиту христианства. С падением Византии Балканы также оказались в руках турок, и, появившись вновь на границах Венгрии, Османская империя стала угрожать непосредственно западному христианству. 30 сентября 1453 года папа Николай V призвал христианских монархов к крестовому походу против турок; папа взял на себя мобилизацию расчлененной Европы для этой войны. Соображения папы, основанные на средневековом рыцарском идеале, были, однако, нереальными; борьба против турок не отражала общих интересов - она была важна лишь для тех государств, которым непосредственно угрожали турки. Поэтому призыв папы не нашел широкого отклика; изнуренной Столетней войной Западной Европе нужен был мир. Папа Николай V был основателем нового «золотого века» Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

Казнь Гуса вызвала возмущение в Богемии. Четыреста пятьдесят два дворянина заявили о согласии с Гусом и отреклись от решений Собора. Папа, в свою очередь, призвал к крестовому походу против гуситов, что привело к гуситским войнам. Яна Гуса нельзя в полном смысле назвать реформатором, какими явились последующие ему протестанты. Он был лишь защитником чистоты веры и традиций древней Церкви. Еще в середине XV века Константинопольская Православная Церковь признала гуситское исповедание тождественным православному, а Сербская Православная Церковь канонизировала Яна Гуса как мученика, пострадавшего за веру Христову. Пепел чешского проповедника был брошен палачами в Рейн. Они желали навсегда стереть память о герое веры. Но память о нем только крепла. И поныне в ночь сожжения Яна Гуса горят костры по всей Чехии в память о своем национальном герое. М.В. Первушин Флорентийская уния. Святитель Марк Эфесский В первой половине XV века была предпринята еще одна попытка объединить две ветви христианской Церкви. К этому времени Византийская империя существовала практически в стенах одной столицы. Все ее области были уже во власти турецкого султана. Император сознавал, что единственное средство для спасения Византии это помощь западных держав. Однако получить ее можно было только через примирение с папой Римским. Со стороны римского епископа также существовал интерес к объединению. В 1433 году в Базеле проходил Собор Западной Церкви, на который собралось не только большинство западных епископов, но представители светской власти во главе с германским императором Сигизмундом. Этот Собор признал свою власть выше власти римского епископа, что не могло понравиться папе. Возможная уния с Восточной Церковью могла бы укрепить, по мнению папы, престиж Святого Престола и умалить решения Базельского Собора. Но чтобы заседавшие в Базеле не перехватили византийское посольство, папа обещал взять на себя все расходы по содержанию греков. Учитывая тяжелейшее экономическое положение Византии, император принял предложение понтифика, ведь кроме главы Византийской империи и Константинопольского патриарха в делегацию входило более шестисот человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Король был глубоко тронут его речью и сказал: “Все будет подтверждено вам, на что имеете прежние права”. Но сейм, увлеченный фанатизмом краковского бискупа Каетана Солтыка, отверг требования не только русского правительства, но и пяти европейских Дворов, защищавших свои протестантские исповедания. Это решение произвело всеобщий ропот. Начали создаваться конфедерации дворянской оппозиции. Именно в это время владыка Георгий издал “Древние права и вольности жителей греческого исповедания в Польшей Литве”. Императрица издала манифест и велела двинуть войска к Польше. Король созвал новый сейм (1766). Протест России и протест пяти европейских Дворов, опять ни к чему не привели: их требования оставлены были без удовлетворения. Но в результате протеста трех конфедераций многих недовольных польской церковной политикой, в 1767 году был созван новый сейм. Представитель России князь Репнин, опираясь на воинскую силу, распорядился схватить и отправить в Москву основных противников Православия. Сейм смирился. В феврале 1768 года он решил: возвратить православным все их гражданские и церковные права и имущества (римское исповедание продолжало оставаться господствующим в Польше). Особым договором 1768 года постановлено: “Белорусского епископа навсегда сохранить при восточной вере со всеми монастырями, церквами и их фундациями”. Средоточием народного движения за отстаивание Православия была Переяславская епархия, которой были подчинены приходы польской Малороссии. Присутствовавший на сейме представитель Переяславской епархии игумен Мелхиседек (Значко-Яворский) вернулся в Малороссию с грамотой короля о прекращении гонений. Польская шляхта и католическое духовенство не пожелали признать постановления сейма. Раздавались призывы к крестовому походу против православной России. Начались вновь истязания православных. Вспыхнуло восстание гайдамаков, получившее в истории название колиивщины. Как реакция на это восстание – встречное восстание конфедератов. Гибли тысячи людей. Король обратился к Екатерине II за помощью. Русские войска усмиряли и тех, и других. В 1772 году Польша подверглась первому разделению. К России отошла Белоруссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миссионерская деятельность католического духовенства развернулась и на западных границах Руси, в Эстонии ее вели цистерцианцы под наблюдением и руководством, с одной стороны, архиепископа Лундского, с другой – шведского короля. В 1185 г. в Эстонию вторглись шведы, но местные жители нанесли им мощный ответный удар, уничтожив важнейший торговый центр Сигтуну. Ряд нападений на Прибалтику (в 1194, 1196 и 1197 гг.) предприняли датчане. Правда, они действовали разрозненно, и эстонским племенам удавалось отражать их нападения, в конце XII в. престол святого Петра в Риме пытался объединить разрозненные и враждующие между собой силы захватчиков. Около 1180 г. первый немецкий миссионер Мейнгард прибыл в Ливонию. Автор «Рифмованной хроники» указывает, что Мейнгард отправился с купцами в качестве священника, а уже в Ливонии заявил о своем миссионерском намерении 20 , в деревне Икскюль он построил деревянную часовню, но зимой литовцы совершили набег на ливов, и Мейнгард был вынужден вместе с жителями деревни спасаться в лесах. Когда после отступления врагов они возвратились в разоренную деревню, то миссионер рассказал ливам о каменных замках и церквах на своей родине, спасавших его соотечественников от врагов. Мейнгард убедил язычников принять крещение, за что обещал построить в деревне каменный замок. На следующий год прибыли каменщики и построили в Икскюле каменный замок и церковь , однако ливы вскоре вернулись в язычество. То же самое повторилось и два года спустя с жителями острова Гольм на Западной Двине, которые просили построить укрепления на тех же условиях, в период сооружения этих двух замков Мейнгард был посвящен архиепископом Бременским в епископа Икскюля. 25 сентября 1188 г. папа Климент III подчинил Икскюльскую епископию архиепископу Бременскому Гартвигу и утвердил Мейнгарда в качестве ее епископа. Вскоре после этого в булле к Ливонскому епископу папа разрешил от грехов всех, желающих проповедовать Евангелие язычникам в Ливонии. Однако, чем шире распространялось католичество, тем более возрастала среди местного населения ненависть к пришельцам. Они разграбили имущество Мейнгарда, избили его и решили изгнать со своей земли, а с себя смыть крещение омовением в Двине. Видя нависшую опасность и не рассчитывая на помощь уже не столь влиятельной Бременской архиепископии, Мейнгард послал к папе Целестину III своего помощника Теодориха. С большим трудом тот пробрался через землю ливов к папе. Узнав о критическом положении миссионерского дела в Ливонии, папа издал в 1193 г. буллу, в которой обещал защиту новообразованной Церкви даже силой оружия, если местные жители ослушаются и нападут на миссионеров. Папа призвал в своей проповеди к крестовому походу в Ливонию. Мейнгард не дождался обещанной помощи, он скончался в 1195 г. и был погребен в Икскюле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил играл чрезвычайно сложную политическую игру. Он посылал в Рим делегации, однако все переговоры об унии не давали результатов. Тому было несколько причин, и не последней из них была близорукая политика папы Климента IV, который не видел необходимости в заключении договора с императором-схизматиком. После смерти папы Климента в 1269 г. папский престол оставался вакантным в течение трех лет. Карл готовил поход против Византии, и Михаилу срочно пришлось использовать другие методы. Были направлены посольства в Арагон к королю Хайме I и во Францию к Людовику IX. Первая миссия не увенчалась успехом, а вторая привела к тунисскому крестовому походу св. Людовика, в котором принял участие и его младший брат — Карл Анжуйский. Сицилийский флот понес сильный урон от морского шторма. Все это заставило Карла отложить на несколько лет свой поход к Константинополю. Однако его отряды не прерывали военных действий в западной Греции, а дипломатическая борьба против Михаила шла своим чередом. В 1272-73 гг. албанские города избрали Карла своим королем, а византийская армия понесла несколько серьезных поражений от правителя Фессалии Иоанна Бастарда, ставшего, таким образом, сильнейшим врагом Палеологов на Балканах. Под давлением всех этих обстоятельств Михаил утвердился в убеждении, что единственным выходом является уния с Западной церковью. Новый папа Григорий Х также стремился к унии, которая и была подписана представителями императора на Лионском соборе 1274 г. Формула объединения двух Церквей была принята на условиях Рима. Однако нужно отметить, что Михаилу, испытывавшему постоянно растущее давление Карла, выбирать не приходилось. Хотя уния и принесла некоторые результаты — Карлу пришлось отложить поход на Константинополь, — вскоре сделалось очевидным, что она не способна удовлетворить ни одну из сторон. Мир так и не был заключен; наоборот, военные действия в западной Греции и на островах возобновились с новой силой. Карл Анжуйский не отказался от своих планов захвата Константинополя и постоянно требовал от каждого нового папы благословения на крестовый поход против Палеолога. Папы, со своей стороны, игнорировали политические интересы Византии, добиваясь от ромеев лишь новых и новых подтверждений их верности унии. Папа Николай III потребовал от всех епископов и видных членов византийского общества клятву верности и письменное исповедание веры, скрепленное личной подписью и фамильной печатью. Легатам была дана власть отлучать всех непокорных от церкви.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

На Рождество нового стиля я ездил в Кармел к родителям. Знаком ли тебе этот город ? Он живописно расположился на взморье среди кипарисов и сосен в 120 милях к югу от Сан-Франциско. Когда-то здесь жили поэты и художники, а сегодня, вместо прежней богемы, главным образом состоятельные пенсионеры «с культурными запросами», которым нужна «спокойная и изысканная атмосфера». На всем – неизгладимая печать материального комфорта. Что касается меня, то я вижу здесь ясную иллюстрацию «духа нашего времени», а вдобавок еще и урок смирения, который, к сожалению, плохо идет мне впрок. В этой с виду «нейтральной» и безвредной атмосфере четко просматриваются признаки царства антихриста: псевдоблагочестивая самодовольная «набожность», примитивный антикоммунизм, того и гляди переходящий в фашистский призыв к крестовому походу «ради блага христианской демократии», и при всем том – полнейший туман в голове и в сердце, в обличий какой-то смутной морали и благонамеренного идеализма, когда еретика вроде Альберта Швейцера считают «святым» и рады верить слащавой пропаганде о «мире и братстве между народами» с той или иной стороны «железного занавеса». Вся эта духовная фальшь, на мой взгляд, это сырье для князя тьмы, для его чудовищного и лживого земного царства. Сегодня в воздухе носится дух ожидания: люди, сознательно или нет, ждут, что явится некий мессия, разрешит все неразрешимые проблемы и избавит их от удушающего страха, этого проклятия наших дней. Люди готовы склониться перед зверем Апокалипсиса, перед кем угодно, только бы тот принес им «мир», «братство», а главное – забвение Христа. Только бы забыть о Христе, о том простом и ужасном факте, что все наши так называемые проблемы идут не извне, а изнутри, что Бог Вседержитель ждет от нас многого, а мы отвернулись от Его лица, и что грядущая вечность будет непереносима для тех, кто хотел просто «жить не хуже других». Как раз об этом книга, над которой я сейчас работаю. В ней речь идет о духовном состоянии современного человека, и я по временам опасаюсь, что не сумею справиться с такой грандиозной задачей. Я начал размышлять и писать на эту тему несколько лет тому назад, еще до того, как я стал православным. В то время я очень гордился своими «познаниями» и горячо ненавидел всю окружающую современность: каждая поездка к своим в Кармел приводила меня в бурное отчаяние. Но с тех пор, как я пришел в Церковь и вера во мне начала крепнуть, на смену этим чувствам пришли ощущения жалости и беспомощности: жалости о мире, который, сам того не замечая, отверг Христа, обо всех «благонамеренных» людях, которые потеряли счастье и не знают об этом – или даже знают, но ищут причину где-то вокруг, – и своей полной беспомощности, как ни старайся, найти с ними общий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

Но легатов, рвущихся к нему на прием, князь принял и поговорил с ними в присутствии высокообразованного митрополита всея Руси Кирилла (1242–1280), прежде служившего Даниилу Галицкому, а теперь твердо ставшего на сторону Александра. Согласно «Житию» святого князя Александра, в составлении которого принял участие святой митрополит Кирилл12, князь выслушал папских послов и объяснил им, что и сам знает Писание не хуже католиков, «а от вас учения не приемлем».  Мягкость Александра, всегда готового на мирные переговоры, за которой стоял, по выражению крещеного в его честь Александра Суворова, «стремглавный меч», была принята Западом за слабость. Буллами от 19 марта 1255 года и 11 марта 1256 года новый папа Александр IV (1254–1261) объявил против Руси еще один крестовый поход. В него снова двинулись шведы, немцы и датчане. Но Александр с дружиной появился на границе раньше, чем крестоносцы ее пересекли. Папские воители «побежали за море». Великий князь с лучшими воинами на лыжах зимним «злым путём», не различая дня и ночи, прошел по Финляндии. Крестоносцев гнали до Полярного круга, многие попали в плен. Не потеряв ни одного новгородского воина, князь с победой вернулся назад. Булла Александра IV в 1257 году объявила католическому миру, что ни одного слуги папы в Финляндии уже нет. Шведы и миссионеры были истреблены народом, восставшим при появлении Александра, насильственно крещеные финны вернулись к своей вере. Папа сгоряча призывал к новому крестовому походу. Но шведы в него не пошли. И не ходили воевать против русских владений еще 25 лет. Диалог Александра с Западом, на котором так настаивали Римские папы, оказался эффективным. Князь сумел убедить крестоносцев, что «не в силе Бог, но в правде», а мир с Русью лучше войны. Примечания 1 Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000)/Пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 624. 2 Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра/Подгот. текста, пер. и коммент. В.И. Охотниковой//Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С. 427–439.

http://e-vestnik.ru/analytics/aleksandr_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010