На Западе, несмотря на неудачные походы, которые истощали его, стремления отвоевать-таки Иерусалим далеко не ослабели. На воззвания к новому Крестовому походу папы Целестина III ни Франция, ни Англия не могли откликнуться только потому, что в это время неугомонный Ричард Львиное Сердце вел кровопролитные битвы с французами. Но зато в ответ на это воззвание подал свой голос немецкий император Генрих VI. Уже в 1194 году Генрих VI помирился с враждовавшими с ним вассалами и тем укрепился в Германии; вслед за тем Сицилийское королевство за смертью сицилийского короля перешло к нему по наследству через его жену. После этих событий взгляды Генриха VI все расширялись и расширялись. В Италии у него были друзья и сторонники, и большая часть областей итальянских была подчинена ему. Затем, вы помните, что Генрих отпустил из плена Ричарда, подчинив его себе ленной зависимостью; следовательно, со стороны Англии у него была всегда важная поддержка. Франция и Италия тоже признавали господство Генриха, а мусульмане с берегов Африки, лежавших против Сицилии, посылали ему огромные дани для поддержания мирных отношений. Генрих VI начал мечтать о расширении своего могущества и на Востоке, завоевав Иерусалим и тем докончив дело, начатое его отцом, Фридрихом I, а также ослабив константинопольского императора. В Византии правил ничтожный Исаак Ангел, который своим неумелым правлением ронял империю год от году. Генрих VI потребовал от него прежде всего западных провинций, от Диррахии до Фесалоники, и помощи для крестового похода. Но как раз в это время Исаак был свержен с престола (1195 г.), который был занят братом его, Алексеем III. Дальновидный Генрих VI в бытность свою в Палермо встретил там дочь Исаака Ангела, Ирину, вдову Рожера Сицилийского, и решил обвенчать ее со своим братом Филиппом, чтобы тот мог предъявить права на константинопольский престол. Таким образом, после свержения с престола Исаака в руках Генриха VI были права на престол Византии, и он поставил это на вид Алексею III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На этом поприще неустанно трудится З.Бжезинский , называющий Россию «черной дырой», и на каждой странице бросающий замечания об отсталости и культурной неполноценности русских уже не только перед Западом, но и перед всеми народами мира и населяющими историческое государство Российское, повторяя схожие сентенции Р.Пайпса. Современная пресса Запада демонстрирует такой антирусский накал, которого не было даже в период «холодной войны». С удивительной преемственностью просматривается и гегелевская теория исторических и неисторических народов, и нетерпеливая злоба Ф. Энгельса, предвкушавшего исчезновение антиисторичных славян и имманентно реакционного русского народа. Однако, вспомним, что эта преемственность имеет не полуторавековую, а почти тысячелетнюю историю. Этот мотив антихристианства и варварства православных славян звучал еще в письме Бернарду Клервосскому, вдохновителю первого крестового похода, от епископа Краковского Матфея, который побуждал к крестовому походу против русских варваров. Пока общественное сознание России не освободится от иллюзий «вхождения в так называемое цивилизованное сообщество», которое ее совсем не ждет, именно это сообщество будет все так же триумфально пожинать плоды нашего национального упадка и безволия. Запад всегда будет приветствовать только такого российского лидера, который окажется сугубым западником - не столь важно, либерально-космополитического или классово-интернационального толка. Запад будет всегда демонизировать лидера, который хочет сильной и самостоятельной России. Это подтвердил С.Хантингтон, первым из маститых политологов Запада указавший на глобальный характер цивилизационного противостояния именно после краха коммунизма, ибо идеологическое противостояние между либеральным Западом и его коммунистическим оппонентом - дискуссия в рамках одного мировоззрения, тогда как возрождение подлинного религиозно-исторического лица России делает ее уже представителем иного мирового проекта. Мы видим, как только Россия начинает «сосредоточиваться» и искать формы самовосстановления и укрепления, восстанавливать контроль за своими ресурсами, ее обвиняют в фашизме и отступлении от демократии.

http://pravoslavie.ru/5162.html

Таким образом, Тойнби истолковывает «движение» Литвы на Русь как уже собственно литовское дело (хотя «смертельное давление Запада» и явилось «стимулом» для него), а «расширение» своих владений скандинавами - как «давление» на эстонцев и финнов, а не на православную Русь. Однако, в ряде исследований историками неопровержимо показано, что в действительности и то, и другое «движения» направлялось из «центра» западной цивилизации - Римского папства - и, кроме того, отнюдь не ограничивались «давлением» на «европейских варваров» (прибалтов, финнов и т. п.), а имели своей подлинной целью именно православную Русь. Назову хотя бы следующие труды: Б. Я. Рамм. Папство и Русь в X-XV веках (1959); В. Т. Пашуто. Борьба народов Руси и Восточной Прибалтики с агрессией немецких, шведских н датских феодалов в XIII-XV вв. (1969); И. П. Шаскольский. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV веке (1982). Но наиболее уместно будет сослаться на рассматривающего проблему с должной объективностью германского историка Эдварда Винтера, автора двухтомного трактата «Россия и Папство» (1960). Этот исследователь доказывает, что «в XIV столетии папство в своей политике широко использовало... планы, в которых не последнее место занимало завоевание, при посредстве Литвы, России... На протяжении всего XIV столетия сохраняло силу обращение (папское.- В. К.) к Миндовгу (литовский князь в 1239-1263 гг.- В. К.) об отторжении от России во имя пап и с их благословения одной области за другой. Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское состояло в XIV веке примерно на 9/10 из областей Древней Руси... В середине XIV столетия... особенно при Клименте VI (папа в 1342-1352 гг.- В. К.), Литва заняла центральное место в планах захвата Руси... Немецкий Орден... должен был служить связующим звеном с фронтом наступления на севере, который был организован шведами против Новгорода... На эту роль пап по координации различных фронтов против Руси до сих пор обращалось мало внимания...» Между тем, именно такое координирование «ясно видно из обращения папы Климента VI к архиепископу упсальскому (то есть шведскому.- В. К.), относящегося примерно к тому же времени, к 1351 году... «Русские - враги католической церкви» (это - цитата из папской буллы к шведскому архиепископу от 2 марта 1351 г.- В. К.). Это обращение папы явилось по меньшей мере призывом к крестовому походу против русских в Северо-Восточной Руси. Вновь оживает фронт на Неве... Мы видим здесь, таким образом, линию нападения против Руси, которая тянулась от Новы до

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/29/...

25 сентября 1188 г. папа Климент III подчинил Икскюльскую епископию архиепископу Бременскому Гартвигу и утвердил Мейнгарда в качестве ее епископа . Как раз вскоре после этого в булле к Ливонскому епископу папа разрешил от грехов всех, желающих проповедовать Евангелие язычникам в Ливонии. Однако чем шире распространялось христианство, тем более возрастала среди местного населения ненависть к пришельцам. Они разграбили имущество Мейнгарда, избили его и решили изгнать со своей земли, а с себя смыть крещение омовением в Двине . О методах обращения в христианство местных жителей можно судить по следующему замечанию: «Многие находили смерть явно и тайно», поскольку «противившиеся были с Божиею помощью принуждаемы к христианству» . Если верить автору «Рифмованной хроники», то литовцы, русские, эсты и латыши восстали против миссионеров . Видя нависшую опасность и не рассчитывая на помощь уже не столь влиятельной Бременской архиепископии, Мейнгард послал к папе Целестину III своего помощника Теодориха. С большим трудом тот пробрался через землю ливов к папе. Узнав о критическом положении миссионерского дела в Ливонии, папа издал в 1193 г. буллу, в которой обещал защиту новообразованной Церкви даже силой оружия, если местные жители ослушаются и нападут на миссионеров. Папа призвал в своей проповеди к крестовому походу в Ливонию . Мейнгард не дождался обещанной помощи, он скончался в 1195 г. и был погребен в Икскюле .   Чешихин Е. В. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1884. Т. 1. С. 51.   Рюссов Бальтазар. Ливонская хроника//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2. С. 172—174.   Livlandische Reimchronik mil Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar/Hrsg. von L. Meyer. Paderbom, 1876. 5. 230-233.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. I. 3. Прот. И. Беляев заметил, что, возможно, «эти слова... относятся не к Владимиру Васильковичу, а к сыну Глеба Всеславича, князю Володарю Глебовичу, враждовавшему с Васильковичами и успевшему на короткое время изгнать их из Полоцка» (Беляев И., прот. Судьбы православия в Прибалтийском крае. С. 30).

http://sedmitza.ru/lib/text/430082/

Извинений от Бенедикта XVI потребовали руководители едва ли не всех государств, где ислам - официальная религия. В их числе - президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Назвав комментарии понтифика " оскорбительными " , своего посла из Ватикана отозвало Марокко. " Папа использовал слова, которые мы отвергаем и которые напоминают об исторической враждебности католической церкви по отношению к исламу " , - заметил спикер парламента Египта Фатхи Шрур. На улицах городов Турции, Палестинской автономии, Индонезии, Ирана, Марокко, Иордании, Алжира прошли массовые акции протеста. Жители восприняли слова понтифика как призыв к " новому крестовому походу " . В палестинском городе Наблус здания римско-католической и англиканской церквей подверглись нападению неизвестных, которые бросили в стены зажигательные бомбы. Для Ватикана такая реакция оказалась полнейшей неожиданностью. Ведь в своей лекции Бенедикт XVI настаивал на примирении христианства и ислама, а получил обратный эффект. В заявлении, распространенном пресс-службой Святого Престола, отмечено, что понтифик " крайне сожалеет " , если его высказывания сочли оскорбительными, и что он " ценит мусульман " . На защиту понтифика встала Европа. " Критики неправильно истолковали его слова " , - заявила канцлер Германии Ангела Меркель. " В этой ситуации нельзя оставлять папу одного. И я жду солидарности со стороны мусульманского мира - религиозного и политического, который не должен использовать этот случай для насилия " , - заметил заместитель председателя Еврокомиссии Франко Фраттини. Не остался в стороне от событий и Владимир Путин, призвав к " ответственности и сдержанности " . " Уверен, что у лидеров основных конфессий будет достаточно сил и мудрости, чтобы избежать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями, - сказал президент России на встрече с членами " парламентской восьмерки " в Сочи. - Мы понимаем, насколько чувствительна эта сфера. И делаем все, чтобы наладить диалог между цивилизациями " .

http://pravoslavie.ru/18511.html

После смерти папы Урбана III на Папский престол был избран кард. Генрих, бывш. монах из аббатства Клерво , но он добровольно отказался от избрания. Вместо него в Ферраре папой был избран кард. Альберто, принявший имя Григорий VIII. Из-за затяжного конфликта Папского престола с рим. патрициями интронизация Г. не могла состояться в Риме. Епископское рукоположение Г. и интронизация его на Папский престол состоялись 25 окт. 1187 г. в Пизе, где и прошел его краткий, 57-дневный понтификат. В числе главных задач Г. видел отвоевание Иерусалима, захваченного 3 окт. 1187 г. султаном Египта Салах-ад-Дином. 29 окт. того же года папа издал буллу «Audita tremendi» с призывом к крестовому походу, но подготовка к нему была начата уже его преемником папой Римским Климентом III . Во внешней политике Г. добился заключения мирного договора с имп. Фридрихом I Барбароссой, послал легатов в Германию для склонения к миру герм. князей, выступил посредником в конфликте Пизы и Генуи. Г. приписывается трактат по куриальному делопроизводству «Forma dictandi quam Romae notarios instituit magister Albertus, qui et Gregorius VIII papa», написанный во время пребывания в должности канцлера Римской курии ( Valois. Étude; Bresslau . Handbuch ), по др. данным - в 1187 г. ( Lindholm. Studien), и оказавший большое влияние на последующие сочинения в жанре деловой риторики. Трактат содержит первое изложение правил курсуса, применявшихся в развитое средневековье. Сохранились многочисленные документы, созданные Г. или при его участии в период деятельности в Римской курии, а также неск. десятков его посланий, постановлений, привилегий и декреталий. Погребен в кафедральном соборе Пизы. Во время пожара 1600 г. усыпальница Г. сгорела, в 1658 г. на ее месте сделано символическое изображение надгробия на холсте и впосл. установлен монумент. Соч.: Gregorii VIII papae epistolae et privilegia//PL. 202. Col. 1535-1564; Capua Fr. , di. Fonti ed exempi per lo studio dello «stilus curiae Romanae» medioevale. R., 1941. P. 60-62 [отрывки из трактата «Forma dictandi...»].

http://pravenc.ru/text/166761.html

Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами». Крестовые походы были вызваны: Крестовый поход «бедноты» Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным. До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей. Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.) Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше. Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим. В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись: Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.  Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

http://pravmir.ru/krestovye-pohody/

     В 1095 году в городе Пьяченца (в Ломбардии на реке По) папа Урбан II собрал уже общий синод епископов Италии, Бургундии, Франции и юга Германии (на котором он впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу). На нем присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Адельгейда была милостиво принята папой, однако удручает, что, несмотря на доказанность злодеяний против нее, она все равно рассматривалась как имеющая вину: «она была милосердно освобождена от епитимьи, налагаемой за подобные непотребства, тем более что она нашла в себе смелость по собственной воле и публично исповедать свои грехи» («Хроника» Бернольда). После череды страшных событий Адельгейда-Евпраксия возвращается на Русь. Однако недаром говорят: добрая слава лежит, а худая впереди бежит. Та самая «худая слава» о ней давно достигла родины, народ относится брезгливо к некогда любимой княжне. В песнях ее называют не иначе как «волочайка» (распутная женщина). Сестра же её Янка остается народной любимицей, о которой ходят легенды. Казалось бы – что общего может быть между «волочайкой» и ее целомудренной и ученой сестрой? Но именно в этот момент Анна и преподносит людям урок милосердия. Она протягивает руку несчастной Евпраксии, принимает ее в свою обитель, укрывает от жестоких и осуждающих взглядов. Янка Всеволодовна не боится молвы: как истинная христианка, она выбирает милосердие, любовь, сочувствие к страдалице-сестре. Под кровом монастыря отогревается сердце той, что, казалось бы, потеряла всё: от родной веры до доверия людям. И вскоре нет больше Адельгейды: Евпраксия возвращается в православие, а затем, по примеру сестры, принимает и иноческий образ. Господу ценна каждая душа, каждый человек – так, как если бы он был единственным на земле. Одна душа могла уйти во тьму отчаяния от нечеловеческих испытаний и погибнуть. Но Анна вернула ее Богу, соделала невестой Христовой. Светом своей мудрости и веры помогла сестре ожить, оставить мертвым погребать своих мертвецов, отрешиться от лежащего во зле мира, вспомнить «первую любовь свою» – веру отцов и устремиться к Богу, Который Сам был унижен, мучим и распят за нас.

http://pravoslavie.ru/131494.html

Северо-западные земли, не подвергшиеся нашествию, ждал другой удар. В это же самое время в Европе набирала обороты «глобализация». Тогдашний Западный проект. Только проходил этот процесс под знаменем распространения «истинной веры». Для этого в XII-XIII веках под сенью католической церкви даже было создано некое подобие нынешнего НАТО - военно-монашеские организации рыцарей, или ордены. Которые по призыву папы консолидировали силы для осуществления крестовых походов против «неверных». И вот, в самый тяжелый момент для Руси, папа Григорий IX призвал западное рыцарство к крестовому походу против прибалтийских язычников и «русских схизматиков». Первыми откликнулись те, кто был ближе всего к предстоящему месту действия: Ливонский орден, Швеция и Дания. Начался набор добровольцев в Германии. О том, как осуществлялась эта глобализация «во имя веры», красноречиво свидетельствует «Ливонская хроника»: «Войско по всем дорогам и деревням истребило много народу и преследовало бежавших в прилегавшие земли и взяло в плен женщин и детей. Многие из язычников, бежавшие в леса и на морской лед, замерзли и погибли». Как и сейчас, тогдашний Западный проект продвигали не только силой, но и посулами всяческих благ, исходящих из единства «праведных народов», а также откровенным подкупом представителей местных элит. В северных центрах Руси - Пскове и Новгороде, стоящих на пересечении торговых путей, где роль боярско-купеческой аристократии была наиболее сильна, это стало особенно актуально. И хотя формально тот же Новгород был вечевой республикой, реально управляли этой народной демократией «300 золотых поясов» - местные олигархи. Которые за «хороший интерес» готовы были продвигать чьи угодно проекты. Пытались они заставить действовать в своих интересах и приглашаемых в качестве глав исполнительной власти князей. А когда это не получалось, провоцировали вечевое горлопанство и изгоняли неугодных из города. Подобной судьбы не избежал и будущий триумфатор Ледового побоища князь Александр Ярославич. Несколько раз его изгоняли из Новгорода, а затем под давлением простого народа звали обратно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Скульптурный декор Дома Божией Матери. XVI в. Скульптурный декор Дома Божией Матери. XVI в. На рубеже XIX и XX вв. появилось объяснение Лоретского чуда в позитивистском духе. В наст. время оно принимается как наиболее отвечающее благочестивой традиции. Так, перенесение Дома Божией Матери ангелами предлагается понимать как исторический эпизод перевоза камней из храма в Назарете в Италию человеком по фамилии Ангел (в народной памяти фамилия трансформировалась в образы ангелов). Эта версия о чуде опирается на известный по копии XIX в. некий древний документ в досье Chartularium culisanense (досье датируется 2-й пол. XVI в., не сохр.), подвергнутый справедливой критике Кракко ( Cracco. 1997. P. 113-115). Начало сакрализации Л. как места, принявшего «бегущий с Востока» Дом Божией Матери, хронологически близко ко времени падения К-поля, что может быть соотнесено с идеями в духе Ферраро-Флорентийского Собора, которые развивал Виссарион, митр. Никейский (К-польский Патриархат), кардинал и титулярный лат. патриарх К-поля, преследуя цель подтолкнуть Запад к новому крестовому походу ради спасения восточнохрист. мира. Так, в периоды, когда Папский престол отвечал на эти призывы, Л. становилось объектом паломничеств, сопряженных с задачами крестового похода. Папа Пий II посещал Л., когда в 1464 г. отравился в крестовый поход, а буд. папа Павел II оставался в Л. в ожидании венецианского дожа, плывшего с флотом для участия в походе (в связи со смертью папы Пия и отменой крестового похода паломничество дожа не состоялось). Позже, при возобновлении планов спасения Восточной Церкви при папе Сиксте IV, кард. Виссарион и др. легаты совершали паломничества в Л. перед отъездом к государям Европы для призыва их в крестовый поход. Это значение Л. в истории несостоявшихся крестовых походов не нашло места в письменном предании о чуде Л. и не получило широкого распространения, поскольку идея спасения христ. Востока не укоренилась в католич. мире. Стала преобладающей идея торжества Римской Церкви, под покровом к-рой святыня обрела свое место. Л. стало мистической столицей папства. Слава Л. росла, преумножая (во многом благодаря папским индульгенциям) материальное богатство Церкви, которое служило опорой для Папского престола в тяжелых обстоятельствах. Напр., при захвате Рима наемниками (1527) папу выкупили из плена на средства, переданные ему из Л. Связь Лоретского культа с христианским Востоком актуализировалась в периоды тур. угрозы Западу. Помощи Лоретской Божией Матери была приписана победа Свящ. лиги над турками в битве при Лепанто (1571).

http://pravenc.ru/text/2110734.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010