«И умилостивился Бог над страною после того», засуха прекратилась и мучительный голод был устранен ( 2Цар. 21:1–14 ). Глава 14. Возмущение Авессалома Та снисходительность, с которою Давид отнесся к своему сыну Авессалому, скоро начала приносить свои печальные плоды. Авессалом был теперь в положении старшего сына и прямого наследника на престол своего отца. Испытанная им мера наказания и теперь возвращенная ему милость отца не произвели никакой благоприятной перемены в его беспокойном, неблагодарном характере, и он начал питать намерения столь же смелые, как и беззаконные и низкие. Уже и раньше в течение тех лет, когда он находился вдали от царского дворца и принужден был жить в изгнании и неизвестности, у него роились дерзкие замыслы. Теперь, когда все это изменилось, он начал видеть, что пред ним открывается прямой путь к осуществлению его честолюбивых замыслов. Быть может он сначала надеялся, что отец примет его в качестве сотоварища по управлению государством; но скоро увидел, что у царя отнюдь не было никакого подобного намерения, и поэтому он всячески стал стремиться к тому, чтобы обратить на себя общее внимание и сделаться наиболее популярною личностью в Иерусалиме. Этому намерению чудесно благоприятствовала и самая его внешность. Столичная чернь всегда склонна увлекаться внешностью, а Авессалом был человек необычайной красоты. «Во всем Израиле не было мужчины столь красивого, как Авессалом, и столь хвалимого, как он; от подошвы ног до верха головы не было у него недостатка». У него были такие роскошные волосы на голове, что каждый год он снимал как бы целое руно, весом в 200 сиклей, по весу царскому. Своим очаровательным обхождением он вместе с тем невольно располагал к себе всех, так что все хвалили его и восхищались им. Но внешняя красота в нем не находила соответствия во внутренней доброте, и под великолепною внешностью билось злое и коварное сердце. Заметив народное к себе расположение, он задумал воспользоваться им для удовлетворения своего необузданного властолюбия и решился овладеть престолом силою даже еще при жизни отца. Пользуясь щедростью своего недостаточно рассудительного в этом отношении отца, он начал обнаруживать в городе такой блеск, какого никогда еще не видано было раньше. Подражая языческим царям в пышности своей свиты, он завел себе колесницы и коней для ежедневного употребления, и, выходя из дворца, всегда имел при себе 50 скороходов. Непритязательный образ жизни Давида был совершенно затенен блеском и великолепием выходов его красавца-сына; придворные льстецы и разные паразиты не замедлили сплотиться вокруг восходящего светила и поддерживали в нем самые необычайный желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Пророческий смысл этих слов ( Иов. 38:17 ) в их латинской версии, пусть и выраженный не так ярко, как в греческой, также весьма значим и вполне очевиден и для западных Святых Отцов – в качестве свидетельства о грядущем сошествии Христа во ад. Так, святитель Григорий Великий видит в них два уровня их пророческого содержания. С одной стороны, по убеждению святителя Григория, в них прообразовательно свидетельствуется о сошествии Христа – в Его Воплощении – в бездны нашей смертности и поврежденности грехом; здесь говорится и о Его вступлении в затененную, злом область борьбы с бесовскими кознями против человека. Двоеслов пишет, комментируя Господне библейское речение (Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? – Иов. 38:17 ) так: « " Врата смерти» суть враждебные силы. Их, нисходя [в мир], Господь «отворил», потому что их крепость победил Своею смертью. Они в другом случае называются «вратами тени», потому что, пока их нельзя видеть [нам] по причине [их] тайных козней, они открывают путь смерти для заблудших умов. Эти «врата тени» Господь видит, потому что [Он] видит и попирает коварную злобу нечистых духов. Если бы Он, «видя» их, не сдерживал злых духов, [в то время], когда мы не знаем их [замыслов], наш ум ничего бы не ведал об их коварствах и, будучи плененным этими коварствами, погиб бы. Мы же «видим» эти врата тьмы, когда просвещаемся лучами горнего света. Почему [Господь] и через пророка говорит: Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих ( Пс. 117:7 ). А Он видит врагов наших – [Тот], Который Своей милостью делает их для нас видимыми» 1011 . Но в то же самое время святитель Григорий, подобно восточным Отцам, обнаруживает в этих Господних словах – как бы на втором уровне их типологического значения – пророчество о сошествии Христа во ад. Святитель Григорий пишет: «Или же, конечно, тогда Господь видит... врата тени ( Иов. 38:17 ), когда [Он в Своем сошествии в преисподнюю,] сотряся засовы ада, поразил ужасных духов и Своей смертью осудил начальников смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Худое отправление суда сыновьями Самуила было одною из причин учреждения монархии. В царствование Соломона перемена эта должна была получить полное оправдание. Первый пример этой дальнозоркой мудрости проявился, как мы видели выше, в смелом обращении к инстинкту природы, именно в знаменитом суде между двумя спорящими матерями. Подобным же образом одно восточное предание описывает, как Соломон мирно разрешил распрю между двумя лицами, притязавшими на одно и то же сокровище, порешив, что сын одного из тяжущихся должен был жениться на дочери другого. При своей высшей справедливости, он был постоянным защитником бедных, нуждающихся, угнетенных, беспомощных, страдающих от насилия и обмана, и избавление подобных лиц от нужды и внешнего угнетения было для него драгоценнее всего в жизни ( Пс. 71:2, 4, 12, 13, 14 ). О подобной же справедливости то и дело встречаются свидетельства и в книге Притч: «царь правосудием утверждает землю»; «если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится» ( Притч. 29:4, 14 ). В позднейшие времена этот образ или затенен был его более блистательными качествами, или омрачен был сумраком его позднейших лет. Но в лучшие годы царствования он был основой его величия. «Весь Израиль слышал о суде, которым царь судил, и они боялись царя, ибо они видели, что мудрость Божия была в нем для произведения суда». И не только в его собственном веке, но и долго спустя, воспоминание об этом славном царствовании поддерживало идею о справедливом царе в глазах народа и давало ему возможность понимать, каким образом в конце их истории должен опять явиться Некто, еще больший сын Давидов. Когда пророк описывает, что этот новый Царь из дома Иессеева будет одарен, подобно Соломону, «духом премудрости и разума, духом света и крепости, духом ведения и благочестия», то особым проявлением этого Его духа будет то, что Он «будет судить не по взгляду очей своих, и не по слуху ушей своих решать дела, а будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине, и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьет нечестивого, и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедер Его истина» ( Исх. 11:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

4 молитва того же Святого: «Господи, сохранивший по обильной Своей благости и великому Своему милосердию раба Твоего в прошедшее время этой ночи и отразивший всякое нападение диавола, Ты Сам, Владыка, Творец всего мира, удостой меня при свете Твоей истины, с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». 5 молитва Василия Великого: «Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, безначальный и вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, бессмертный Царь, прийми моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь». Молитва Ангелу Хранителю: «Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, Святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Только тогда, откликаясь на призыв Церкви: «Благовествовать радость велию», – мы в общецерковной радости настоящего праздника Благовещения увидим благое вещание и о том, что сила Христова, в конце концов, победит косность нашей жизни. Правда, мы наблюдаем сейчас полное равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца правды. И наука, и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями – все это отклонилось от освящающей человеческое творчество благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедовать Его многие стыдятся... Диво ли после этого, что наш, прежде крепкий православно-русский быт сошел с своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками, и получил прямо-таки полуязыческий, договорный характер!? И когда вы входите теперь в христианский дом и видите, как светящийся и освящающий все лик Богочеловека незаметно ютится в скромном углу, заставленный, как бы задавленный и затененный сажеными картинами, на которых торжествует обнаженный порок, или, – что еще безнадежнее, когда вы видите, как этот Лик изгнали из дома, и атмосфера Божьего, святого угла не веет даже над детской колыбелью, – то знайте, что это – страшное предзнаменование того, что отсюда, из этой, семьи, не выйдет более ни одной чистой девы... Посмотрите на литературу последних дней, приглядитесь к этому множеству листков и брошюр, что миллионным дождем сыплются в нашу семью и в наш православный русский народ, путая и помрачая его здравый смысл природный, – обратите внимание на эту новую египетскую казнь, насланную на домы наши, – и вы с ужасом поймёте, какой коварный поход ведется на дело Христово. И невольно страшное предчувствие сжимает сердце: не сбудется ли на нас за это грозное слово пророка?! «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня... И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: тоже будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

1 Боже сил и всякия плоти – Бог Бесплотных Небесных сил и всего наделенного плотью творения. 2 В вышних живый и на смиренная призираяй – пребывающий (в Своей полноте) в Вышнем (Небесном) мире и милостиво взирающий на (все) земное, дольнее. 3 Сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый – наблюдающий (проникающий) сердца и сокровеннейшие помыслы и провидящий (знающий наперед) тайны человеческие. 4 Безначальный – не имеющий начала Своему существованию. 5 Присносущный – Вечный (всегда Существующий). 6 У Него же несть пременение, или преложения осенение – (Свет,) у Которого нет изменения в силе (в противоположность видимому свету) и Который не оставляет затененного места на Своем пути (освещая, озаряя все). Ср. Иак. 1, 17: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (т. е. светил), у Которого нет изменения и ни тени перемены. По церк.-слав.: Вся€ко дая€ние бла€го и всяк дар соверше€н свы€ше есть, сходя€й от Отца€ све€тов, у Него€же несть премене€ние или€ преложе€ния стень. Ср. также 1 Ин. 1, 5: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. 7 Яже – которые (т. е. наши моления). 8 На множество Твоих щедрот дерзающе – надеясь на Твое многое сострадание, милосердие. 9 От скверных к Тебе устен творим – (которые, т. е. моления) возносим к Тебе (нашими) нечистыми устами. 10 Остави – прости. 11 Ведением – сознательно. 12 Бодренным сердцем – букв. с бодрствующим сердцем, т. е. хранящим заповеди Господни, ожидающим посещения Божия. Ср. Откр. 3, 20: Се, стою у двери (т. е. у двери сердца) и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, а также Мк. 13, 37: А что вам (апостолам) говорю, говорю всем: бодрствуйте. 13 Трезвенною мыслию – мыслью трезвящейся, способной сопротивляться всякой диавольской лести (т. е. обману), прелести. 14 Всю настоящаго жития нощь прейти – провести (пройти) всю (греховную) ночь нынешней (земной) жизни. 15 Явленнаго дне – славного дня (т. е. времени Второго Пришествия); день – в противоположность ночи здешней земной жизни, как свет противоположен тьме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мм. Гг. 1 октября исполнилось сто лет существования Московской Духовной Академии. Благодарная память воскрешает образы и великих и скромных тружеников вековой исторической жизни славного рассадника богословской науки и просвещения: ряд изданий и трудов посвящается воспоминанию жизни и деятельности тех, кому родная для московского духовенства Академия обязана своей жизнью, своим развитием и своей славой. Но мне кажется, что все эти Юбилейные издания и труды начинают цикл воспоминаемых великих имен не с того имени, которому по праву принадлежит здесь самое первое место. Я разумею знаменитого московского архипастыря-митрополита Платона (Левшина) . Московская Духовная Академия начинает свою жизнь от 1814 года, следовательно, чрез два года после смерти митрополита Платона, но было бы непростительной ошибкой и грубой исторической неблагодарностью забывать, что Академия явилась не как совершенно новое учреждение, а как преемница двух старинных рассадников духовного просвещения – Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Лаврской Семинарии – Двух знаменитых учреждений, вскормленных, вспоенных и доведенных до самого цветущего состояния почти сорокалетними неусыпными трудами и глубокою чисто-отеческою любовью митрополита Платона. Пусть план учебного и административного строя новой Академии начертан отъинуду и сильно отличался от того, который установлен был в старой Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Семинарии, но все же, ведь, этот план осуществлен был над живым телом, так сказать, над плотью и кровью учреждений, только что возращенных до высшего процветания сорокалетней деятельностью митрополита Платона. Можно сказать: в жилах новой академии течет кровь славных платоновских детищ, а в основании ее лежат труд и заботы митрополита Платона. В настоящем собрании я и хотел бы остановить Ваше внимание на этой начальной странице славной истории Московской Академии. Затенение имени митрополита Платона в истории новой Московской Академии есть в сущности затенение идеи ее неразрывной генетической связи со старой Славяно-Греко-Латинской Академией, как с своей прямой матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Яблоневый сад красив в пору цветения, а когда приходит время, одаривает вкусными и ароматными яблоками. Расскажем, как правильно сажать яблони. Яблоня достаточно неприхотливое растение, но требует к себе хорошего отношения, внимательной заботы и любви хозяина. От этого зависит ее здоровье и планируемый богатый урожай. Самое главное – правильное место Важнейший шаг в выращивании яблонь – это выбор места. Яблоневые деревца любят солнце, хотя спокойно относятся и к затененным участкам. Идеальная посадка яблонь должна происходить на безветренных местах ровной возвышенности, таких, где холодный воздух не застаивается. Лучшее направление: юго-запад либо юго-восток. Опасные грунтовые воды Грунтовые воды должны залегать на отдалении 1,5-2 м от верхнего слоя почвы, иначе корни саженцев окажутся погруженными в болото и могут начать гнить уже спустя месяц после высадки. Если ваш участок отличается повышенным уровнем залегания грунтовых вод,  подготовьте искусственные насыпи для посадки яблонь. Высота насыпи зависит от высоты, на которую нужно поднять деревце. Усреднённый размер её может варьироваться в пределах 1-1,5 м. Диаметр насыпи рассчитывайте в 2,5-3 м. Делать искусственный холм нужно из плодородной почвы. После естественной осадки холмика внутри него выкапывается углубление для посадки саженца. Глинистая земля Чтобы облегчить этот сложный грунт, в яму под саженцы необходимо засыпать смесь из удобрений и песка. Эта масса послужит разрыхлителем. При глинистой почве выкапывайте ямы большего размера — ведь развивающимся корням после посадки яблонь потребуется больше облагороженной почвы. На дне углубления под будущий саженец уложите дренажный слой из мелких камушков или древесных обрезков. Песчаный грунт Если ваш участок отличается рыхлостью, подкорректируйте его. Такая земля выделяется тем, что песчаник не умеет долго удерживать влажность в себе — её заберут крупинки песка и суглинка. При посадке молодняка на песчаник также необходим слой дренажа на дне ямы под саженцы. Только он будет состоять из глины или ила.

http://azbyka.ru/garden/kak-posadit-yabl...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде На подоконнике и на балконе можно попробовать вырастить не только привычные огурцы, помидоры и перцы, но и экзотические плодовые. Поговорим о некоторых из них. В комнатных условиях хорошо растут и при соответствующем уходе могут ежегодно плодоносить инжир, фейхоа, гранат, маслина, мушмула и другие культуры. Для создания в квартирах уюта и комфорта, а также для получения ценной продукции рекомендуем использовать некоторые тонизирующие, лекарственные и пряные растения. К ним в первую очередь относятся кофе, чай, благородный лавр и лавровишня лекарственная. Чай и кофе являются тонизирующими растениями благодаря содержанию в листьях и плодах алкалоида — кофеина или близких к нему соединений. Современная медицина показывает, что чай и кофе благотворно влияют на центральную нервную систему человека, стимулируют кровообращение и дыхание, повышают работоспособность при умственном и физическом утомлении. Ценной комнатной культурой является благородный лавр. В его плодах и листьях содержатся специфические эфирные масла, нашедшие широкое применение в качестве вкусовых, технических, лечебных и других средств. Высушенные листья лавра используются как ароматическая приправа в кулинарии, консервной и кондитерской промышленности. Самое широкое применение они находят при изготовлении мясных и рыбных консервов, маринадов, солений и квашений. Очень декоративна в комнатных условиях лавровишня лекарственная. Плоды у неё съедобные. Настойкой из ее листьев и плодов лечат сердечно-сосудистые заболевания. С 5—6-летнего возраста лавровишня в комнатных условиях регулярно плодоносит. Это растение лучше всего размещать в просторном помещении, оно не боится затенения. Ананас Ананас — уроженец Южной Америки. Испокон веков он входил в пищевой рацион индейцев гуарани. Первыми европейцами, увидевшими ананас, стали участники второго плавания Колумба. В 1493 году они увидели ананасы на острове Гваделупа — местные индейцы использовали его не только в пищу, но и для украшения жилищ: ананас, висящий у входа, считался у них символом гостеприимства. Назвали это «открытие» словом «pineapple» от английских «pine» – сосна u «apple» – яблоко (в переводе на русский – «шишкояблоко»), Это же название сохранилось в английском языке и поныне.

http://azbyka.ru/garden/ekzoticheskij-sa...

На вопросы заместителя редактора журнала " Православие и современность " Марины Бирюковой отвечает Вера Скибицкая — редактор Издательства Московской Патриархии. — Непонимание или плохое понимание церковнославянского языка — это на самом деле серьезная проблема. И эта проблема начинается с молитвослова: «Странна муки всякия покажи мя…» — о чем просит молящийся Богородицу? Показать ему муки ада для устрашения? Или устранить его от всякого мучения? А это что означает — «у Него же несть пременение, или преложения осенение»? И уж совсем сложно бывает, когда человек приходит в храм. Помню, как я мучилась, не в силах будучи понять общеизвестного, казалось бы «…елицы верни». Я знала смысл момента: начинается литургия верных, только они должны остаться — но слово «елицы» не было мне понятно, и все чудились какие-то «лица». Подойти к священнику, к дьякону — и спросить? Неудобно, да и потом — сколько еще будет непонятного, не спрашивать же каждый раз. Найти книжку, в которой все это разъясняется и переводится? Подхожу к церковной лавке — ничего подобного нет. Как быть человеку, который хотел бы понимать все, звучащее в храме? К чему прибегать? — Здесь есть один маленький секрет: когда вы стараетесь понять значение церковнославянского слова по корню, постарайтесь предположить, каким могло бы быть его значение в случае самого простого, прямого, а не переносного его употребления. Чаще всего это дает правильное прочтение. Так, южнославянское «странный» напоминает нам о русских «сторонний», «сторона». «Покажи» — яви (однокоренное «кажется» — является). Отсюда и значение, дословно: «Яви меня в стороне от любого мучения, устрани меня от него». Второй пример, который Вы привели, с моей точки зрения, один из самых сложных в наших утренних молитвах. Дело в том, что и в греческом оригинале это место неясное и может быть истолковано по-разному, а церковнославянский текст дословно передал подлинник. Церковнославянское слово «пременение» — не что иное как перемена в качестве «Преложение» (русское «переложение») — перенесение, перемена места или значения. Слово «осенение» происходит от славянского «сень», что значит «тень». На основании греческого источника это место объясняют так: в молитве Господь именуется Светом — вечным и безначальным. В отличие от обычного солнца, Он светит неизменно сильно («у Негоже несть пременения») и никогда не оставляет ничего затененным, как это бывает с солнцем, когда оно меняет свое местоположение («преложения осенение»). Итак: «Свет, неизменный в силе и не оставляющий тени на своем пути». Сложное место, действительно.

http://pravoslavie.ru/38009.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010