авва, живя вдали от общения с людьми, так близко изучить и хорошо узнать обычную людскую жизнь и ее нужды. «Как должно созидать дом душевный, – пишет преп. Дорофей, – сему можно научиться из построения дома житейского. Строящий дом возводит стены со всех четырех сторон, а не об одной только стене заботится; иначе понапрасну будет он тратить издержки и труд. Так и человек, желающий создать душевный дом, не должен нерадеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное. Сие-то значит сказанное аввой Иоанном: «я хочу, чтоб человек каждый день приобретал понемногу от всякой добродетели», а не так, как делают некоторые, кои, держась одной добродетели и пребывая в ней, только ее одну и исполняют, а о прочих не заботятся. Возводится же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким образом. Сперва надлежит положить основание, которое есть вера: ибо без веры невозможно угодити Богу ( Евр. 11:6 ). И потом на сем основании строить здание равномерно, именно: случилось ли послушание, должно положить камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должно положить камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию, должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по камню, и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. д. Но при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связуется здание и соединяется стена со стеной, не давая им наклоняться и отделяться одной от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Почему и сказано: в терпении вашем стяжите души ваша ( Лк. 21:19 ). Строящий дом на каждый камень кладет известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь (в душевном созидании) есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   Сперва должно быть положено основание, то есть вера: ибо «без веры , — как говорит Апостол, — невозможно угодити Богу» (Евр.11:6), и потом на сём основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здание по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т. п. И при всём том должно позаботиться о терпении и мужестве: ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения; а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19).    Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут, и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берётся из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: «Как корабль нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия». Итак, каждый должен всё, что он ни делает доброго, делать со смирением, чтобы смирением сохранить сделанное.    Дом должен иметь и так называемые связи, кои суть рассуждение: оно утверждает строение, соединяет камень с камнем и связывает стены, а вместе с тем придаёт дому и большую красоту. Кровля же есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей так же, как и кровля — верх дома. Потом после кровли перила кругом её. Что же значат перила кругом кровли? В Законе написано о сём: если построите дом и сделаете на нём кровлю, то сделайте около кровли перила, чтобы дети ваши не падали с кровли (Втор.22:8). Перила — суть смирение, потому что оно ограждает и охраняет все добродетели; и как каждая добродетель должна быть соединена со смирением подобно тому, как мы сказали, что над каждым камнем полагается известь, так и для совершенства добродетели нужно смирение; ибо и святые, преуспевая, естественно приходят в смирение, как я всегда говорю вам, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

И опять: нет подобного Тебе, Господи, между богами, и нет (подобного) по делам Твоим (Пс.85:8). Чтобы не подумал кто-либо, что пророк сказал о Нем льстиво, приводится подтверждение из Его дел: веруйте Мне, говорится, и исследуйте Мои дела (ср. Ин.10:38), – если они подобны делам Отца, то веруйте Мне, как Творцу. Подобно этому и Сам Христос говорил: когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин.10:38). Камень испытанный, краеугольный . Видишь ли, как поспешно пророк открывает тайну? Он назвал (Мессию) не только камнем , но камнем краеугольным . Опытные в постройке зданий весьма хорошо понимают эти слова, а неопытных мы должны научить. Краеугольные камни должны быть самыми твердыми, сравнительно с остальными камнями, употребляемыми строителями при сооружении зданий. Соединяя и связывая прочие камни, они должны быть устойчивее прочих, чтобы утверждать выдающуюся часть здания, сдерживая ее сжатою как бы двумя руками, и чтобы делать ее способной к сопротивлению устремляющимся на нее порывам (ветра). Таково назначение краеугольных камней, – чтобы они противостояли порывам ветров, а также тщательно сохраняли здание. Все это исполнилось во Христе: сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13), Он претерпел смерть и прочие муки, чтобы сохранить нашу природу; вместе с тем Он собрал и соединил две разъединенных стены, т.е., язычников и евреев. Сам Он поставил Себя посредине, чтобы соединить два разделенных во едино: Он связал разъединенные стены, т.е., природу ангельскую и человеческую. Видишь ли на одном теле Христовом четыре стены, из которых создан единый храм? В нем мы связаны, собраны и соединены, – мы, которые были разъединены и разделены. Он был обрезан и повиновался всем законам, дабы несоблюдением их не отвратить от Себя (иудеев); привлек к Себе также и язычников, чтобы открыть свободный путь новой благодати. Пока находились преграда и средостение, благодать не смела придти; когда же они были отняты, она осмелилась придти и пребывать (с людьми). И сами ангелы вели войну против людей, за то, что Господь их подвергался поношению от людей, а потому угрожали мстить за таковое поношение их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И опять: нет подобного Тебе, Господи, между богами, и нет (подобного) по делам Твоим (Пс.85:8). Чтобы не подумал кто-либо, что пророк сказал о Нем льстиво, приводится под­тверждение из Его дел: веруйте Мне, говорится, и исследуйте Мои дела (ср. Ин.10:38), – если они подобны делам Отца, то веруйте Мне, как Творцу. Подобно этому и Сам Христос гово­рил: когда не верите Мне, верьте делам Моим (Ин.10:38). Камень испытанный, краеугольный . Видишь ли, как поспешно пророк открывает тайну? Он назвал (Мессию) не только камнем , но камнем краеугольным . Опытные в постройке зданий весьма хо­рошо понимают эти слова, а неопытных мы должны научить. Краеугольные камни должны быть самыми твердыми, сравни­тельно с остальными камнями, употребляемыми строителями при сооружении зданий. Соединяя и связывая прочие камни, они должны быть устойчивее прочих, чтобы утверждать выдающуюся часть здания, сдерживая ее сжатою как бы двумя руками, и чтобы делать ее способной к сопротивлению устрем­ляющимся на нее порывам (ветра). Таково назначение крае­угольных камней, – чтобы они противостояли порывам ветров, а также тщательно сохраняли здание. Все это исполнилось во Христе: сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13), Он претерпел смерть и прочие муки, чтобы сохранить нашу природу; вместе с тем Он собрал и соединил две разъединенных стены, т.е., язычников и евреев. Сам Он поставил Себя посредине, чтобы соединить два разделенных во едино: Он связал разъ­единенные стены, т.е., природу ангельскую и человеческую. Видишь ли на одном теле Христовом четыре стены, из ко­торых создан единый храм? В нем мы связаны, собраны и соединены, – мы, которые были разъединены и разделены. Он был обрезан и повиновался всем законам, дабы несоблю­дением их не отвратить от Себя (иудеев); привлек к Себе также и язычников, чтобы открыть свободный путь новой благодати. Пока находились преграда и средостение, благодать не смела придти; когда же они были отняты, она осмелилась придти и пребывать (с людьми). И сами ангелы вели войну против людей, за то, что Господь их подвергался поношению от людей, а потому угрожали мстить за таковое поношение их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Разум, данный ему для познания Бога, оказался полезным для выживания среди земли необетованной — Бог, одарив человека с избытком, словно сделал его подготовленным к любой катастрофе. И человек, будучи уже не в силах познавать Бога лицом к лицу, обратил свой человеческий дар на землю. Только человек может иметь план действий, только человек может делать орудия для изготовления орудий. Миллионы лет он делал их из камня. Но встречались ему удивительные камни — камни, которые от природы имеют сложные, сияющие грани. Драгоценные камни, рожденные в недрах земли. Их скол не надо обрабатывать для того, чтобы он стал прекрасным. Эти кристаллы клал человек в могилы своих умерших, надеясь, что Бог Живой силен даровать умершим жизнь — не такую, зыбкую и непрочную, как жизнь здесь, в изгнании, — всего-то около тридцати лет был срок жизни древнего человека, — но жизнь, сияющую как кристалл, бессмертную и светлую. Фото: ru.reuters.com Но человек научился не только убивать животных в пищу себе. Его жестокосердие научило его мстить за обиду брату своему, человеку — мстить смертью, вдвое, втрое, всемеро, в семь раз семеро… Галька с острым краем сменилась бронзой и железом. Появились луки, колесницы, доспехи, мечи… Но по-прежнему останавливался взгляд жестокосердного человека на драгоценном камне, сияющим своими гранями, и человек хотел забрать его себе навсегда — чтобы согреть свое сердце, замерзающее под кожаной ризой. И ради этого он убивал других людей, которые тоже хотели завладеть драгоценным кристаллом. Он привык, навык убивать тех, кто мешал ему. В своем навыке убийства человек не заметил, как убил Сына Божия. Гвозди, которые пронзили Его руки и ноги, были не из камня — но кованый, шероховатый металл был похож на грубо обтесанный камень… «Камень углажденный покрывает краеугольный камень: человек же смертный, яко смертна, Бога сокрывает ныне во гробе. Ужаснися, земле!»  — призывает древний христианский гимн, который поется в Великую Субботу. Ужаснись, земля. То диво, что Бог явил из недр твоих, тот Единственный Сын Божий и сын Адамов, тоже ушел под землю. Не устоял перед смертью сияющий кристалл, утрачен Он навсегда для мира — скрыт в бездне могилы, как тысячи тысяч Его образов…

http://pravmir.ru/donskaya-ikona-bogomat...

Опять же в нарушение Закона и Конституции. В Украине управы на беззаконников, конечно, нет, но, может, запад нам поможет? Сергей Головатый сегодня член Венецианской комиссии, утверждающей в Европе демократию через право. В свое время «старая злочинная влада» не дала ему возможности отстоять Закон, Конституцию, европейские демократические нормы, привлечь к уголовной ответственности президента, главу парламента, правительственных чиновников за попрание прав и свобод верующих Украины. Прошло четверть века, Украина теперь «це Европа», и не пора ли европейской мухобойкой наконец-то пришлепнуть наших тоталитарных фарисеев, рядящихся в тогу патриотов и законников? Куда забрасывают камни Понятно, что антиконституционное обращение Порошенко и присных к церковной проблематике – явный признак агонии власти, партии войны и разграбления. Кроме самобахвальства им нечего предъявить измученному народу. Уже и Климкин вопит, что ежемесячно сто тысяч украинцев покидают родную землю в поисках лучшей доли. Рейтинг доверия к власти стал просто позорным. С ним порядочному человеку даже на людях показываться стыдно, не то, что вещать. Порошенко со своими 5 процентами уступил даже комику Зеленскому и певцу Вакарчуку. И не как исполнитель текстов, написанных филаретовцем Олегом Медведевым, прямо скажем – глуповатых, а как руководитель, управленец. Где же такое видано? «Краеугольным камнем» предвыборной программы Порошенко, как известно, было обещание установить мир на Донбассе за две недели. Ради этого его и избрали. Этот камень Петр Алексеевич закинул далеко в лес, он там и лежит четыре года, облитый (уже при Порошенко) кровью десяти тысяч погибших донетчан, в том числе двухсот детей, двух тысяч убитых солдат, десятков тысяч покалеченных украинцев, слезами миллионов разоренных переселенцев. Туда же летят и другие камни. Вот в декабре прошлого года при обмене пленных президент попиарился с каждым из них перед телекамерами и громогласно отдал приказ, чтобы «в ближайшие недели» вернуть домой остальных пленных (а их десятки).

http://radonezh.ru/2018/06/08/kogda-nam-...

93. Возводится же душевный дом ровно и стройно со всех сторон таким образом. Сперва надлежит положить основание, которое есть вера, ибо без веры невозможно угодити Б огу( Евр. 11, 6 ). И потом на сем основании строить здание равномерно, именно: случилось ли послушание – должно положить камень послушания, встретилось ли огорчение от брата – должно положить камень долготерпения, представился ли случай к воздержанию – должно положить камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должны полагать в здание по камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая в здание то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и так далее. Но при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве, ибо они суть краеугольные камни, ими связуется здание и соединяется стена со стеной, не давая им наклоняться и отделяться одной от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Почему и сказано: В терпении вашем сгяжитедуш и ваша ( Лк. 21,19 ). 94. Строящий дом на каждый камень кладет известь, ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь (в душевном созидании) есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. О сем сказано и в Отечнике: «Как корабля нельзя построить без гвоздей, так и спастись нельзя без смиренномудрия». В доме обычном есть кровля. Кровля дома душевного есть любовь, которая составляет совершенство добродетелей, так же как и кровля дома есть завершение дома. Кругом кровли идут перила, чтобы, как говорит закон ( Втор. 22, 8 ), дети не падали с кровли. Перила в здании душевном суть трезвение, внимание и молитва, а дети – помышления, бывающие в душе, которые хранят трезвение и молитва. 95. Но в деле сего созидания нужно и еще одно – именно: чтобы создатель был искусен. Ибо если он не искусен, то может покривить стену, и дом когда-нибудь обрушится. Искусен тот, кто разумно совершает добродетели, ибо случается, что иной и подъемлет труд доброделания, но оттого, что неразумно совершает труд этот, губит его сам или постоянно портит дело и таким образом здания не доводит до конца, но только строит и разрушает.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Там отыскались лидеры, наполненные клокочущей энергией, красноречивые, бешено-активные и заражающие своей активностью других — на добро и на зло: Козьма Минин, Прокофий Ляпунов, Иван Заруцкий. Там обнаружились отважные честолюбцы, умные интриганы, порой — даровитые политики или хорошие воеводы, натуры осторожные и предусмотрительные, но не способные прозреть великих мистических истин того времени. Таковы государи наши Борис Федорович Годунов и Василий Иванович Шуйский. Таков же вождь Первого земского ополчения князь Дмитрий Трубецкой, да еще полководец князь Борис Лыков-Оболенский, незаслуженно обойденный вниманием потомков. И, слава Богу, там, в слоях, на которых держится всё остальное, были особенные личности. Такие персоны одним своим существованием придают недюжинную прочность всему народу, всей цивилизации. Это… живые камни. Именно живые краеугольные камни — невиданно твердые, тяжелые, стойкие ко всяким испытаниям, неподдающиеся соблазнам. Стихии — то беспощадное пламя, а то кипящая мятежным буйством вода — бьют в них, надеясь сокрушить, но отступают, обессиленные. Они прозрачны, как горный хрусталь. Они верны своему слову, они крепко веруют, они не умеют изменять. А потому, дав присягу, держатся ее в любых обстоятельствах, -— пусть и жизнь потребуется отдать ради этой присяги. Они стоят, когда всё вокруг в ужасе разбегается. Между бесчестным, стыдным деянием и смертью они всегда без колебаний выбирают смерть. Они медлительны, но устойчивы. И когда такие личности оказываются во главе большого дела, другие, чувствуя их устойчивость, прилепляются к ним, приобретая от них это свойство. Они не способны действовать лукаво, они, по большому счету, не умеют, да и не желают просчитывать надолго вперед последствия своих действий. Им достаточно более простого знания: какой поступок в данный момент является правильным, должным. Никогда их деяния и слова не имеют второго смысла, никогда они не дают почвы для мудреных толкований, для выискивания потаенных мотивов. Всё, исходящее от них, просто и прямо. У подобных людей всё на виду, всё ясно, всё подчиняется единственно возможному смыслу. Они руководствуются долгом, иначе не могут. Либо прямая дорога, либо никакой. Либо верность, либо смерть.

http://foma.ru/lyudi-smutnogo-vremeni-ko...

Собеседники закурили, кажется, они оба не спешили и потому, оглядывая здание, вернее целый комплекс сооружений, входящий в единый монотипный ансамбль, разговорились более пространно. – А скажите, пожалуйста, – спросил первый, – видимо, за такой долгий период здание перенесло немало потрясений, перемен? – Потрясений? Да, очень много, как много известно, ни одно сооружение не испытало на себе столько потрясений, напоров ветра, воды, всевозможных бурь и вихрей, земных колебаний, пожаров, набегов, военных приступов, а иногда и внутренних потрясений, как испытало на себе здание Христианства. И вот, видите, оно кажется уже довольно ветхим, но продолжает стоять нерушимо. И Бог знает, сколько еще времени простоит оно? – Да, – согласился собеседник. – Но все-таки, в чем же тайна долговечности этого здания? Вы не знаете? – Мне известно, что в этом здании «во главу утла» строители положили Камень, – вон, видите, в восточной части здания такой огромнейший Белый Камень. Он своим особым составом спаял все другие камни, даже как бы слил воедино все здание и, благодаря этому Камню, все сооружение состоит фактически из одного Камня. Тем не менее, убедительные доводы собеседника ничуть не убедили приятеля. Он покачал головой, поблагодарил встречного друга и пошел себе дальше, не желая принимать на себя трудов, чтобы зайти в это здание и лично убедиться еще во многом. Так бывает со многими и теперь; так было и раньше; так, видимо, будет и в будущем. Ох, вы, любознательные современники! Вы кичитесь знанием всевозможного искусства: архитектуры, художественных произведений, музыки и прочего. Когда же вы сумеете честно оценить этот мировой шедевр, архитектурный ансамбль, здание Христианства, оценить и безбоязненно во всеуслышание сказать о его величии, силе и красоте?! Когда же?.. Но если вы не скажите, то сами камни возопиют! А вы, строители! Слава вам и поклонение, славя вам и вечная награда. Здание Христианства, которое вы соорудили не жалея сил, здоровья, имущества, своей жизни, будет стоять и стоять вечно! Ибо оно основано на «здании апостол и пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу» (святой Апостол).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Таковые подобны человеку, который строит только одну стену и возводит ее сколь возможно выше и, взирая лишь на высоту этой стены, думает, что он совершил нечто великое, а не знает того, что если хотя однажды подует ветер, то он повалит ее, ибо она стоит одна и не имеет связи с другими стенами. Притом же никто не может устроить себе защиты из одной стены, потому что со всех других сторон она открыта. Но поступать так неразумно, ведь желающий построить себе дом и сделать себе защиту должен строить его со всех четырех сторон и утверждать отовсюду. И объясню вам, каким это образом.    Сперва должно быть положено основание, то есть вера, ибо «без веры», как говорит апостол, «угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). И потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания. Так от всякой добродетели, для которой представляется случай, должно полагать в здании по одному камню и таким образом возводить оное со всех сторон, полагая то камень сострадания, то камень отсечения своей воли, то камень кротости и т.п. И при всем том должно позаботиться о терпении и мужестве. Ибо они суть краеугольные камни, ими связывается здание и соединяется стена со стеною, почему они и не наклоняются и не отделяются одна от другой. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели. Ибо если кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения, а у кого нет терпения, тот решительно ничего не может совершить. Поэтому и сказано: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).    Строящий должен также на каждый камень класть известь. Ибо если он положил камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010