3-4). Должно радоваться в скорбях 1:6-9 Сказав далее, что сила Божья, " через веру " , ведет их " ко спасению " , Апостол внушает, что это спасение откроется во всей силе лишь в " последнее время " ; теперь же и поскорбеть надлежит " немного " , чтобы испытанная огнем искушений вера оказалась драгоценнее самого очищенного золота " в явление Иисуса Христа " , то есть при втором Его пришествии (5-7). Изыскания пророков 1:10-12 Заканчивает свое славословие святой Апостол, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него " желают проникнуть Ангелы " (8-12). Увещание к святости жизни и взаимной любви 1:13-25 На основании всего вышесказанного Апостол предлагает ряд нравственных наставлений, подкрепляя их высокими догматическими созерцаниями.Первое общее наставление — о совершенном уповании на благодать Христову с детским послушанием Богу, как Отцу и стремлением уподобиться Ему святостью жизни: " будьте святы, потому что Я свят " (13-16). К этому должно побуждать высокое сознание того, какой ценой искуплены христиане: " не тленным серебром или золотом " , " но драгоценною кровию Христа " (17-20). В этом высокое побуждение — хранить веру Христову и крепко держаться ее, несмотря ни на какие искушения (21-25). Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным. Вторая глава Наставления о духовном возрастании 2:1-3 Святой Петр внушает христианам, что они, живя среди враждебно настроенных язычников, должны своей святой, добродетельной жизнью показать, что они " род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет " . Тогда и язычники, видя добродетельную жизнь христиан, сами обратятся ко Христу и прославят Бога за то, за что раньше злословили верующих. Укрепление в вере 2:4-10 Здесь, в опровержение ложного учения римо-католиков о том, что — камнем, на котором основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отметить, что сам Апостол Петр называет " камнем " отнюдь не себя, а Господа Иисуса Христа, как видно из 2:4 [ 1 ].Основание Церкви, ее краеугольный камень это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — " живые камни " — должны строить из себя на этом Камне " дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

    20А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, 21сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.    20—21. А вы, возлюбленные, и проч.: в противоположность этим нечестивым лжеучителям, отделяющим себя от единства веры, вы, возлюбленные (ст. 3, 17), назидая себя и молясь, сохраняйте. Назидать себя значит созидать и благоустроять свою духовную жизнь, как храм Святого Духа. Основание этого духовного храма, коего краеугольный камень есть Христос, лежит на апостолах и пророках (Еф. 2:20), камни же — все верующие, каждый отдельно и все вместе (1 Пет. 2, 5 и далее и прим.); внутренняя связь, или, так сказать, цемент этого храма, есть святейшая наша вера. Апостол называет ее святейшею, как исходящую от святейшего и к святости направляющую всех людей, освящаемых ею. Этот храм духовный созидается в душе верующего для молитвы (приносить духовные жертвы, 1 Пет. 2:5), высшая же степень молитвы есть молитва Духом Святым, то есть когда в душе верующего при молитве Дух Святой есть движущая и руководящая сила и когда дух человеческий и дух Божественный стоят в единении и согласии, насколько только может быть способен человек к этому единению (Рим. 8:26—27).— Сохраняйте себя в любви и проч.: употребите всякие средства и силы, чтобы сохранить к себе и в себе любовь Божию (1 Ин. 5:18 и прим.); пусть любовь Божия будет пребывающим началом вашей жизни и деятельности. — Ожидая, живою надеждою (Рим. 8:24), милости, или милосердого и любвеобильного сострадания к немощам человеческим, в котором так нуждается человек на всех ступенях своего нравственного усовершенствования (ст. 2).— Для вечной жизни: уготованной святым, в Царстве Небесном.     22И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, 23а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.    22—23. Последнее наставление апостола относится к тем, которые в большей или меньшей мере заразились обольщениями нечестивых обольстителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   В обоих примерах дом символизирует собой счастливую жизнь человека. И дом не будет разрушен (то есть жизнь будет счастливой) только в том случае, когда человек будет не только слушать, но и исполнять слово Божие. Не случайно о построении дома, как символа жизни и благосостояния человека говорится в конце Нагорной проповеди, в которой изложены основные понятия и заповеди учения Иисуса Христа, нужные и данные человеку для построения счастливой жизни. Символический образ построения дома на скале и на песке аллегорически говорит о том, что если человек будет слушать и соблюдать слово Божие, то дому его не будет угрожать несчастья. Потому что с таким человеком рядом находится Господь Бог, Который за то, что человек соблюдает Его заповеди, оберегает этого человека от бед (естественных и сверхъестественных) и помогает ему жить. “Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного” (Ис.45:22). “Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей” (Ис.41:10). Об учении Божием, как о краеугольном камне, говорится в Ветхом завете. “Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится” (Ис.28:16).    Учение Иисуса Христа является прочным и единственным основанием, на котором и надо, как на скале, строить дом своей жизни для того, чтобы быть счастливым. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1Кор.3:11). Самого Иисуса Христа по монолитности, крепости и святости Его жизни и учения можно уподобить живому камню. И люди, строящие на таком камне дом своей жизни, являются участниками жизни Христа и уподобляются Спасителю. “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный” (1Пет.2:5). И если человек строит дом своей жизни на скале учения Христова, то бурные потоки искушений ему не будут страшны, и он достигнет спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

“Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Христос Иисус . Краеугольным камнем, и Источником благодати, питающей своими Божественными соками. “Приступая к Нему, камню живому”... Сюда применимы: притчи о неразумных девах, которые собрались также во имя жениха встретить его, но без масла в светильниках ( Мф.25:12 ). Сыновья первосвященника Скевы , которые также проповедовали Христа, но без призвания и власти, почему и избиты бесноватым и злой дух не повиновался им. ( Деян19:15–16 ). Сатанинские собрания , которые именуют себя иудеями, а они не таковы, но сборище сатанинское. ( Откр.2:9 ). Или как говорит премудрый Соломон в притчах своих, что “кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва мерзость” ( Притч.28:9 ). Так и сектантам, как ослушникам Церкви скажет Господь: “Что зовете меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю”. ( Лк.6:47 ). “Я есть виноградная лоза . ” Подателем небесной пищи верующим и Главою Тела Церкви. “Приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда”... “И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего”... Спасителем тела Церкви, как муж жены. “Потому, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви, и Он же спаситель тела”. Он есть обетование Воскресения. 2) Подобное первому месту, на коем сектанты пытаются, вопреки указаниям Господним и Апостольским, создать свои самочинные общины есть: ( 1Пет.2:4–7 ). “Он начаток и первенец”. “И сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом”. Ибо когда Апостол Петр писал это послание, то в этой христианской общине были уже особые пастыри: “Пастырей ваших умоляю” говорит Апостол. Слово же сами, означает ничто иное, как высокое назначение каждого христианина, которые могут сами приносить свои (духовные) жертвы как то: молитвы с чистым сердцем и добрые дела, а не через посредством уже языческих жрецов, ибо Апостол Петр писал свое послание к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

  Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради. Неизменный бо образ Отечь, образ присносущия Его, зрак раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев, еже бо бе пребысть, Бог сый истинен: и еже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради. Тому возопиим: рождейся от Девы, Боже наш, помилуй нас. (Приидите, будем радоваться о Господе, провозглашая сегодняшнее таинство: преграда, стоящая посреди, разрушилась, пламенный меч обращается вспять, и херувим отступает от древа жизни, и я вкушаю райскую пищу, которой был лишен за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, образ Его сверхсущности, принимает вид раба, произойдя от Матери, непричастной браку, не претерпев изменения, ибо остался тем, чем был — Богом истинным, и принял то, чем не был — стал Человеком по человеколюбию. Воскликнем Ему: родившийся от Девы, Боже, помилуй нас). Глава VII. Церковь Царство Христа «Христианства нет без Церкви», — писал в начале XX веке архиепископ Иларион (Троицкий), один из многих российских новомучеников. [ 182 ] Церковь — это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17-18). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А дальше – о нас – с 20-го стиха: «Не о них же только молю [а вот молитва о Церкви и о нас с вами], но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, я дал им: да будут едино, как Мы едино». Вот это, знаете, пророческие, пророческие такие всё слова-то, предупреждение о том, какие расколы Церковь могут потрясать. Посмотрите, как расколото Православие! А в Католичестве что? И везде идёт дробление. Кому это дробление на руку? И выступают черты какой-то универсальной религии. Об этом очень хорошо сказал Осипов Алексей Ильич , профессор . Он давал одному журналисту очень интересное интервью о глобализации, в котором говорит: вот, выступают черты универсальной религии – синкретические такие черты религии, которая в одно и то же время вбирает отовсюду и ничего из себя не представляет. Не поймёшь: какое-то гуманистическое учение, где о Боге нет и слова. Ни слова о покаянии, ни слова о грехе, ни о чём нет – не должно этого и на памяти быть, и нечего себя тревожить этими всеми делами. Так вот, чтобы: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания Отче Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им Имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». – Вот цель. Вот этим и заканчивается. Поэтому впишите – и здесь уже на такого, знаете, человека, который любит богословие: 13-я глава, 31-й стих – 17-я глава. Это Прощальная беседа. В неё входит и Первосвященническая молитва. Дальше, мы должны знать имена Апостолов. Хотя бы 12-ти. Кому мы обязаны Евангельской-то проповедью? Церковь -то Апостольская! Если Христос – краеугольный Камень, то они камни, которые на этом Камне лежат. А мы – не известно – в каком ряду, какой мы ряд составляем в этой Церкви и, вообще, входим ли как. А если мы строим из соломы? Из соломы, из сена, из дерева, – скажет Апостол (см. 1Кор. 3:12 )? Как мы можем войти в это строительство Церкви, в этих столпостенах церковных быть, когда нужен только твёрдый, во всяком случае, камень, а не эти материалы – они сгорают быстро.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

б) Приняв младенца от матери на свои руки, служитель Церкви начертывает им пред вратами храма Крест Святый, как спасительное орудие, отверзшее врата рая, и возглашает: «воцерковляется раб Божий – во имя Отца и Сына и Святого Духа...» в) Потом вводит его во храм глаголя: «Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему». Таким образом, – действием воцерковления прежде всего отверзается человеку вход во святый храм, место особенного таинственного присутствия Бога Триипостасного, где по преимуществу возвещается слово Божие, совершаются Таинства и общественные молитвы. Но тут же вводится новопросвещенный христианин и в таинственный «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ), «которой основание – Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (Слова св. Димитрия Ростовского 7 ). Для верующих нет другого дома, говорит св. Киприан 8 «кроме единой Церкви. О сем-то доме, о сей-то обители единомыслия предвозвестил Дух Святый в псалме: «Бог одиноких вводит в дом» ( Пс. 67:7 ), – в дом Божий, в Церковь Христову». Здесь же, при введении в храм видимый, вселяется новый член Церкви и в храм духовный, которого живые камни верующие ( 1Пет.2:5 ), «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Ефес.2:20–22 ). г) И вот – входит затем иерей Божий с воцерковляемым младенцем на средину храма, снова восклицает: «Воцерковляется раб Божий»... и присовокупляет: «Посреде церкве воспоет Тя!» Эти слова псалмопевца придают здесь особенное, высокое значение совершаемому при них священнодействию, – не только сами по себе, но и потому, что они прилагаются к тому Первородному, Которого Сам Бог Отец ввел некогда во вселенную то есть – к Самому Иисусу Христу: «Святяй бо, – говорит апостол, – ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братьям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 )... Этим действием воцерковления новорожденный поставляется среди сонма избранных Божиих, сынов новоблагодатного Царствия, наследников Богу, сонаследников Христу, – поставляется среди их как среди братий присных по вере, для того чтобы вместе с ними и с ополчающимися окрест их ( Пс.33:8 ) ликами бесплотных певцов, славил и воспевал он Господа и Бога, дондеже есть ( Пс.145:2 ), – дотоле, пока эти временные славословия, или «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах» ( 1Кор.6:20 ), не заменятся (по выражению св. Григория Богослова ), как «предначинательный гимн, будущим», вечным, небесными, «хвалебными песнопениями!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже [вот спонтанная молитва в собрании Апостолов], сотворивший Небо и Землю, и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым [следовательно, религиозная поэзия – это не поэзия обычная. Я боюсь, что высказываются такие мысли сейчас, а в связи с чем? Недавно была передача. Чуть ли и это не благодатное дело, вот эта поэзия. Хотят сравнять её с богодухновенностью. Да неверно это, неверно. Потому что можно написать в состоянии поэтическом и “Гаврилиаду”, и всякую хулу, и также будет гениально. Но ведь это же не от Духа Святаго], что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением» ( Деян. 4:14–31 ). Вот вам, это – Апостольская Церковь . И конечно, со всей определённостью можно сказать, что Церковь прекратила бы своё существование со смертью последнего из Апостолов или – в лучшем случае – генерации мужей Апостольских, преемников Апостолов закончилась бы, прекратила своё существование Церковь . И только Дух Святой содержит Её. И поэтому в Символе веры на все века запечатлено: Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Вот упоминаем Апостолов как первые её камни. А краеугольным камнем является Христос. Поэтому как это читают католики? Когда на исповедании Петра: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В других местах сочинений названных отцов и учителей Церкви ясно говорится о богоучрежденности церковно-иерархических степеней священства, во что веровала вся вселенская Церковь со времени апостолов. Во-вторых, и сами указанные отцы и учителя Церкви состояли в церковно-иерархических степенях, признавали себя лицами, получившими чрез священное руковозложение церковно-иерархические степени, коих не имели миряне, пасомые. Святые Иоанн Златоуст , папа Лев, Амвросий Медиоланский , Григорий Двоеслов и блаженный Августин были епископами, а учители Церкви Тертуллиан и Ориген имели степень пресвитера. В-третьих, если бы учение о иерархических степенях священства явилось в христианской Церкви после времен апостолов, то история не умолчала бы об этом величайшей важности явлении. Но ни из писаний отцов и учителей Церкви, ни из писаний еретиков и раскольников, враждовавших против Церкви, высказывавших разные упреки против ней, ничего не видно о том, чтобы степени епископа, пресвитера и диакона в Церкви Христовой появилось после апостолов. 3) Что все люди, верующие во Христа, имеют одинаковое и равное право исполнять обязанности пастырей и учителей и устроить свою религиозную жизнь по своему усмотрению, мнимомудрые христиане в подтверждение этой мысли ссылаются и на следующие слова Писания: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). 30 Умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Верно говорят мнимодуховные христиане, что апостол Петр приглашает христиан устроять из самих себя духовный храм. В этом храме первый краеугольный камень – Христос, камень живой, человеками отверженный, но Богом избранный, драгоценный ( 1Пет.2:4 ), составляющий вечно незыблемое основание истинной Церкви, на котором созидали и продолжают созидать Церковь апостолы и преемники их служения пастыри и учителя проповедью евангельского учения, силою молитвы, благодатными таинствами и подвигами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вне сомнения, молитва царя Соломона в Храме может восприниматься и как его торжественная речь перед народом. Так же как не вызывает сомнений, что молитва эта чрезвычайно важна для понимания ряда базовых истин иудаизма и его взгляда на роль Иерусалимского храма в жизни как еврейского народа, так и всего человечества. Наконец, эта молитва, без сомнения, отражает краеугольные камни мировоззрения и мироощущения самого героя этой книги. А потому, какой бы длинной она ни была, нам придется вникнуть в ее содержание. «Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; все собрание Израильтян стояло…» ( 3Цар. 8:12-14 ). Уже здесь мы сталкиваемся с серьезной ошибкой всех существующих переводов Библии. Фраза, которая переводится как «сказал, что Он благоволит обитать во мгле…», на иврите звучит «амар лешахен бэ-арафель». Но «лешахен» — означает не «обитать», а «присутствовать»; а «арафель» — это ни в коем случае не «тьма» (или, как это значится в других переводах, «мгла»), а «густой туман», «облачная субстанция», через которую невозможно что-либо увидеть. Таким образом, слово «арафель» используется в данном случае как символ сокрытия, невозможности передать понятие «Бог» в виде какого-либо четкого, зримого образа. Дальше Соломон не просто напоминает народу «краткую историю строительства Храма», но и декларирует мысль, что, будучи построенным на том самом месте, которое указал Всевышний Давиду, Храм является материальным доказательством того, что Бог никогда не нарушает данного Им слова. Он обещал израильтянам при выходе из Египта указать то единственное место в Земле обетованной, где должны приноситься жертвы и должен быть навечно установлен Ковчег Завета — и Он выполнил это обещание. Отказав Давиду в праве построить Храм, одновременно Бог пообещал ему, что это сделает его сын — и вот это обещание тоже исполнено. И уже после такого признания Соломон осмеливается напомнить Творцу о Его обещании вечно хранить еврейский народ и основанную Давидом династию:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010