Символика краеугольного камня упоминается в Новом Завете: Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф 16. 18-19). Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2. 19-22). В книге Исход в первой, наиболее пространной, речи к Моисею, Господь говорит об устройстве скинии, изготовлении богослужебной утвари и облачений священнослужителей (Исх 25. 1 - 30. 10). О сотворении света и создании дня и ночи (Быт. 1. 3 5) напоминает ритуал возжигания светильника: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним (Исх 27. 20-21; 30. 7-8). В соответствии с православным чином на основание храма епископ и архитектор совершают разметку фундамента будущего здания. Для разметки выкапываются рвы и углубление на месте будущего престола. Архиерей устанавливает закладной камень и возжигает свет лампады. О древней богослужебной практике свидетельствует святитель Симеон, архиепископ Солунский (XV век): " Архиерей сам берет руками камни и, сошедши в основание, полагает камни крестообразно, благословив их в знак того, что он положил основанием незыблемый камень - Христа. Взяв также лампаду, наполнив ее елеем и возжегши, полагает с благословением в промежутке между камнями, означая светом горнее просвещение от истинного Света и единый истинный Свет - Христа " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 69) . По освящении краеугольного камня начинаются строительные работы и изготовление храмовой утвари. Православная Церковь сохранила священные библейские принципы и планы храмоздательства, которые Господь открыл пророкам Моисею (Исх гл.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Обещает же поставившим алтарь из земли Свое пришествие и благословение, говоря: «прииду к тебе, и благословлю тя»: потому что нам, принявшим чрез премудрого Моисея образы истины, по времени воссияла и Сама Истина, то есть Христос, чрез Которого и в Котором мы обогатились благословением свыше и от Отца, запечатленные к сыноположению во Святом Духе; но и это опять во Христе совершается (Еф.1:5). «если же будешь делать Мне жертвенник из камней, — говорит, — то не сооружай его из тесаных». Не позволяет обсекать железом камни, посвященные Богу, потому что Христос был камень избранный, краеугольный, честный (1Пет. 2:4, 6), не уязвленный грехами, не могший потерпеть ударов от диавола, не разделенный между Богом и миром; и хотя стал плотию, но был всецело свят, неразделяем, после неизреченного единения или общения с плотию, на Бога особо и на человека особо, но пребывал один и тот же Бог и человек, ибо Он отнюдь не «разделился», как пишет и премудрый Павел (1 Кор. 1:13).     П. Итак, устроенный из земли алтарь, равно как и необтесанные камни означают, в указанном тобою смысле, Христа?     К. Так именно: ибо «закон духовен», по Писаниям (Рим. 7:14). Когда же Бог гадательно предызобразил таинство Христа и доступ чрез Него (к Отцу), тогда, и только тогда, Он вознамерился предуказать образ и Церкви. Он позвал Моисея и с ним Иисуса на гору Синай. И разумей отсюда, что и самим святым пророкам Отец чрез Сына доступен; потому что восходят вместе Моисей и Иисус: ибо написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью..., и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерева ситтим … камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника. И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; всё..., как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Раскроем первое послание Апостола Петра, обращенное ко всем пришельцам, рассеянным в Галатии, Понте, Каппадокии, Асии и Вифинии, т. е. ко всем верующим вообще. Всех их, как новорожденных младенцев, призывает он, «возлюбить чистое словесное молоко», «дабы от него возрасти во спасение – приступая к Христу, как к камню живому, отвергнутому строителями, но сделавшемуся главою угла». «И сами, – продолжает Апостол, – как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет. 2:2–7 )». Не каждый сам из себя созидает по Апостолу отдельный дом духовный, но все верующие общением своим созидают из себя, из совокупности своей дом духовный, в котором и являются священством святым. Никоим образом нельзя предположить, чтобы, по словам Апостола, каждый для себя только должен был быть «священством святым», чтобы каждый от себя только приносил «духовные жертвы, благоприятные Богу», – чтобы каждый верующий, как камень живой, образовывал из себя отдельный, обособленный храм, устрояя дом духовный из самого только себя; но ясно, что будучи, подобно Христу, камнями живыми и примыкая ко Христу, как камню краеугольному, верующие должны общим трудом устроять из себя дом духовный, т. е. Церковь . Если бы верующие должны были действовать только порознь, для себя и на себя, то не имело бы значения выражение Апостола: некогда не народ, а ныне народ ( 1Пет. 2:10 ). В том и отличие живых камней от мертвых камней, что последние являются только материалом в руках зиждущих, а первые обязательно воздействуют друг на друга, имеют зиждущую силу. Потому и говорит тот же Апостол позднее: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Пет. 4:10 )». Если бы верующие, как живые камни, не были домостроителями церковными и не определяли бы Церковь своею деятельностью, то не был бы домостроителем ее и Христос, ибо и Он называется точно также живым камнем, хотя и краеугольным. Итак, если творчески действует на Церковь живой краеугольный камень ее Христос, то и верующие, как живые камни, «приступая к нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному ( 1Пет. 2:4 )» становятся и должны становиться участниками творческой деятельности, зиждительства церковного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15 ), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно ( Втор. 27:8 ) " 322 . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония. Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция 323 ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы 324 ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX 325 считают, что текстом было Второзаконие: «Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие» 326 . Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь , камни, из которых был построен алтарь, – христиане: «Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание» 327 (ср. 1Петр. 2:5 ). Фундамент Церкви – Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви – тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20 ) 328 . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена «новым законом», «законом Евангелия», который «Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца» 329 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

16 ст. И в одном теле примирит обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. Т. е. примирил их между собой и с Богом, чрез крестные страдания своего тела, убив, т. е. уничтожив совершенно чрез свою крестную смерть ту вражду, которая существовала между Богом и человеком. Таким образом из двух враждовавших половин человечества чрез свои крестные страдания Господь Иисус Христос создал новое тело – Церковь , возглавивши ее Собой. 17 ст. И пришед благовествовал мир вам, дальним и близким. Об этом примирении людей с Богом возвестил и Сам Господь Иисус Христос и Его святые апостолы, как дальним – язычникам, так и ближним – иудеям. 18 ст. Потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Т. е. при содействии и участии одного и того же Духа Божия. 19 ст. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу. Итак, заканчивает апостол свою речь, вы, бывшие язычники, теперь узко не чужие и не пришельцы, т. е. не случайные посетители в дому Божием, в церкви Христовой, как вы были среди народа Израильского, но сограждане святым, т. е. вполне равноправные члены в Церкви Божией, наравне со всеми другими христианами из иудеев и свои Богу, т. е. близки Ему, как близки бывают отцу земному члены его семьи. 20 ст. Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Церковь Божия, в которую вы вошли, как равноправные члены, имеет в своем основании апостолов и пророков, т. е. созидается, строится, как здание, имея своим фундаментом апостолов и пророков, т. е. вы в своей вере опираетесь на учение апостолов, подкрепляемое учением и словом пророческим. Вы, язычники, удостоились великой чести быть следующими рядами камней в церкви Божией. Это здание церкви Божией на земле покоится, стоит твердо, непоколебимо на краеугольном камне – Христе. Он глава Церкви, Он и основание ее. Все Им держится, все Им направляется, все от Него и к Нему: и пророчество, и апостольство, и вера. 21 ст. На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. Т. е. на этом краеугольном камне – Христе, на вере в Него, постепенно созидается стройное здание Церкви Божией на земле, т. е. она постепенно принимая в недра свои все новых и новых членов из разных народов земли увеличивается и расширяется сообразно плану домостроительства Божия, пока не закончится во всех частях этот план и Церковь Божия на земле не превратится в святой храм Господень, да будет Бог всяческая во всех. Храм свят, потому что верующие – камни, из которых он составлен, святы, освящаются Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1 . Господь наш Иисус Христос Сам – основание ( 1Кор. 3:11 ) и Сам – исполнение, краеугольный камень ( Еф. 2:20 ). Ибо от земли и от неба Господь: пришел с неба, будучи Богом, и принял человека от земли и слился с человеком. Вот, Он от неба и Он же от земли; вот, Он основание и Он же краеугольный камень. Так Он благоволил совершить, и сущим от земли дал Дух Святой с неба, чтобы вышних и нижних сделать единой Церковью, сливши Божество с человечеством. Поэтому, когда услышишь об основании, подразумевай Господа; Им как основанием положена мера, и надстраиваемые камни должны быть соразмерны основанию, чтобы постройка была сложена по единому составу: ни окороченные здесь не могут подойти, ни слишком длинные, но прилаживаются равные мере основания. Так и Христос, будучи истинным основанием и краеугольным камнем, в ту же меру совершенства Христова призвал прийти всех людей. Об этом говорит Апостол: Доколе все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ); и еще: Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе ( Кол. 1:28 ); и опять: Чтобы вам исполниться всею полнотою Христовой ( Еф. 3:19 ), В эту-то меру призвал Христос прийти род человеческий, в этом строении пригласил соединиться в одну меру с основанием, которое есть Сам Господь, – Слава величию Его. Весь мир предался видимому служению, но у рабов Божиих – незримое служение в тайне, неведомое людям. Как ангельская природа, будучи невидимой, служит в видимом мире невидимому Богу, так и душа, будучи духом, невидимо служит Богу невидимому. И сатана, будучи духом, тоже скрыто воинствует в глубине сердца. Совершающие ныне духовную работу, по апостолу, не против крови и плоти имеют брань, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот сила Божества: будучи незримой, она сотворила видимый мир. И подобным образом душа, будучи незримой, создала мир невидимый. Равно и лукавый неявной силой пленяет человека в видимое служение беззаконию. 2. ВОПРОС. Что значит, что диавол на вопрос: Откуда ты пришел?, ответил: Я ходил по земле, и обошел ее ( Иов.1:7 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В средине своих возвышеннейших мыслей молится Апостол: Преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа… чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь со всеми святыми, что – широта и долгота, и глубина и высота. В созерцании Апостола уже приоткрывается богатство значений Креста: святые Отцы впоследствии раскрыли это богатство в богослужебных песнопениях. «Высото Божественная, глубино неизглаголанная, Христово ты еси знамение, Кресте пребогате, и широта безмерная, и знамение Непостижимыя Троицы, жизноносче!» (канон 4 гл. Григория Синаита ). И одно из значений Креста в богослужебном материале – он есть символ соединения областей неба и земли, ибо «широта и долгота Креста небеси равна есть». Обращаясь к христианам из язычников, Апостол утверждает их в сознании, что они не чужие и не пришельцы среди иудеев, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание возрастает в святый храм в Господе. Остановимся на этом образе Церкви. Апостолы и пророки – в основании Церкви, как камни, имея краеугольным – Самого Господа. Они только ли основание «историческое», только ли в далеком для нас прошлом? Ведь мы верим в бессмертие; и они, мы веруем, со Христом. Где Я, там и вы будете,– сказал Господь им. Не изъяты они из слагаемого здания, они остаются и продолжают быть частями строящегося здания; так нераздельна Церковь небес с Церковию земли. И действительно, мы молитвенно жаждем их общения и просим, и верим в него, верим, что они продолжают участвовать и в земном строении Церкви. Апостол дает еще более живой образ Церкви: Христос Глава, и Церковь Его тело. Питаемое от Главы, тело Церкви, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф. 4:16 ). Такой богатый образ! Он должен выразить жизнь Церкви в той полноте, плироме, какая соответствует ее Главе: «полноте Наполняющего все во всем». Слова эти писаны были Апостолом, когда прошло только три десятилетия от воскресения Христова. Имела ли Церковь на земле эту полноту? Имеет ли она ее в наши дни, через 19 столетий! Приблизился ли мир земной к поставленной цели, чтобы все земное и небесное соединить под Главою Христом? Ожидает ли Апостол осуществления некогда «полноты» Церкви на земле? Нет. Он пишет апостолу Тимофею:Б удет время, когда здравого учения принимать не будут. Да и все желающие жить благочестно во Христе Иисусе гонимы будут. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь… Но таковы, ведь, и предупреждения Спасителя: Сын Божий, придя, найдет ли веру на земле?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Писания: а) «Где двое или трое собраны во имя Мое,– сказал Иисус Христос,– там Я посреди них» (Мф. 18:20), а где Христос, там и церковь .– Но, как видно из контекста речи, слова эти относятся не к отделившимся от Церкви Христовой, а к пребывающим в ней, так как раньше говорится о лицах, находящихся в Церкви (ст. 17–18), и не о том, что двое или трое, собравшись во имя Христа, могут составить Церковь , а о том, что Господь скорее исполнит желание нескольких лиц, единодушно молящихся (см. ст. 19),чем множества разномыслящих. А что двое или трое не составляют из себя Церкви, это видно из слов Спасителя: «если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф. 18:15–17 ). Если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, составляли церковь , то Спасатель не сказал бы последних слов: «скажи церкви». Далее. Во имя Христа собираются все сектанты, но неужели каждое сборище их есть Церковь , где присутствует Христос, как глава? «Разве раздедился Христос»? спрашивает ап. Павел ( 1Кор. 1:13 ). 533 б) «Сами, как живые камни, – говорит ап. Петр, – устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовным жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет. 2:5 ). Значит, можно самим устроять церкви и спасаться помимо православной Церкви, заключают сектанты. – Но в приведенных словах, как и во всей 2-й главе 1 послания ап. Петра, говорится не о создании новых церквей и спасении в них, а о доброй христианской жизни, которую, как «дом духовный, как «духоваые жертвы, благоприятные Богу», христиане должны сами устроять. Такая добрая жизнь и духовные святые жертвы возможны только в истинной Церкви Христовой, в основании которой лежит камень краеугольный – Иисус Христос, «ибо сказано в Писании: вот, я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» ( 1Пет. 2:6 – 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

У Даниила пророчество о камне – для язычников, а у Исаии – для иудеев. Господь Иисус Христос есть тот камень, который, во-первых, положен – в основание всего Божия творения, ибо Он есть Слово Божие и словесность Божия, а во-вторых, в основание Ветхого Завета как приготовительного и, в-третьих, – в основание Нового Завета как завершительного. Камень краеугольный – это камень самый крепкий и самый прочный, связывающий другие камни и поддерживающий стены разных направлений в единстве и целостности. Если рассматривать Господа Христа внутри нас, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим различные духовные способности в единство и целостность, чтобы все действовало в одном направлении – в направлении Бога и Царства Божия. И если рассматривать Господа Христа в истории человечества, Он тоже является краеугольным камнем, связующим и объединяющим иудейство и язычество в один Дом Божий, в Церковь Божию. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ), – говорит апостол Нового Завета в согласии с пророком Ветхого Завета. И кто до сих пор веровал в этот Камень Спасения, тот не постыдился. Никогда не постыдится и тот, кто уверует в него. Ибо это Камень крепко утвержденный, воистину камень испытанный, краеугольный, драгоценный. О, Господи Иисусе, Камене спасения нашего, укрепи в нас святую и спасоносную веру в Тебя, Единственного Спасителя нашего. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 4 Сентября. Поучение о пророчестве чудес Христовых Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ( Ис.35:5–6 ) Приидите, братья, удивимся силе Бога нашей жизни, открывшего глаза смертному человеку, чтобы он видел во пребольшой дали времен то, что совершится. Да еще как чтобы видел – до подробностей, будто пророк тот сам был апостолом, ходил со Христом Господом и видел чудо за чудом: как Он слепым возвращает зрение, и глухим слух, и хромым здоровые ноги, и немым голос и речь! Когда Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Который должен придти, Господь Христос ответил им словами Своего пророка Исаии: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают ...( Мф.11:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   Поэтому нет ни в ком ином спасения, и тот, кто Его призовет, спасается; призовет, конечно, не одними устами, а искренним сердцем и целой жизнью. Поэтому грешные и мытари предваряют праведных фарисеев в Царствии Божием, ибо они раньше их приходят к сознанию немощи человеческой, ищут Краеугольного Камня, в Котором Одном победа и спасение, и «ранами Его» исцеляются (Деян. 4:11; 2, 21; 1 Пет. 2:24). Так на основании Апостольских Посланий можно разъяснить то, что в Книге Деяний передано так сдержанно, так сжато, двумя-тремя фразами, о первых слушателях проповеди апостольской и их обращении к Богу.    Сказано: «Они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый, из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа... И другими многими словами (не переданными в Книге Деяний. — С. М) он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2:37—38, 40).    Они крестились. И вот уже мы видим их крещенных и достигших высоты христианской жизни: единодушных в жизни, в постоянном общении Таинств, в молитвах, в постоянном учении Апостолов. Так они спасались Воскресением и силою Иисуса Христа.    Сделаем попытку уяснить и самую жизнь того времени, как она строилась.    Главная особенность вновь возникшей Церкви была та, что Основание и Краеугольный Камень этого нового строения уходили куда-то вне пределов земли.    Живые камни его были здесь, в Иерусалиме, или даже разбросаны по всей вселенной, но все же здесь на земле, но Основание — вне поля обычного зрения.    Принято говорить, что в основу первохристианства легла вера в Воскресшего Христа. Но этого мало сказать, особенно если под верой разуметь отвлеченное убеждение. Строилась жизнь, а не отвлеченная система мысли, строилась так, чтобы жизненно примыкать к этому Краеугольному Камню, прильнуть к Нему, не когда-нибудь там, после общего Воскресения, а сейчас, здесь, на земле. «Приступая к Нему, Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни», христиане должны были устроить из себя «дом духовный» сейчас, здесь, на земле (1 Пет. 2:4—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010